X-PDF

Рабочая программа Изобразительная деятельность 2 вариант ТМНР, 4класс

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение                       «Школа-интернат для детей с ограниченнымивозможностями здоровья 

Городского округа Шатура»

(МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ»)

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора  №119 о/д от 29.08.2022

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

попредмету «Изобразительная деятельность»

для4с класса

(вариант2)

 

 

 

 

 

 

  

 

Составитель:учитель начальных классов

ЕрастоваТ.В.

 

 

 

 

г. Шатура

 2022г.

 

 

1.      Пояснительнаязаписка

 

Рабочая программа по предмету изобразительнаядеятельность для 4с класса составлена на основании адаптированной основнойобщеобразовательной программы  образования (АООП) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжёлыми нарушениями развития (вариант 2)  МБОУ «Школы-интерната для детей с ОВЗ».

Данная программа разработана в соответствии стребованиями:

       Закона«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.г.

       Федеральногогосударственного образовательного стандарта образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобрнауки РФот 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)».

       Санитарно-эпидемиологическимиправилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требованияк организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

Цельобучения изобразительной деятельности – формирование умений изображатьпредметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

Образовательные:

       развиватьучебные навыки посредством формирования умений планировать последовательностьдействий, выполнять и контролировать ход работы;

       развитиеинтереса к изобразительной деятельности;

       формированиеумений пользоваться инструментами;

       обучениедоступным приёмам работы с различными материалами;

       обучениюизображению (изготовлению) отдельных элементов;

развитиехудожественно – творческих способностей.

Коррекционно-развивающие:

       развиватьконцентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;

       развиватьимпрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;

       развиватьпамять;

       развиватьмыслительные операции сравнения, классификации и т.д..

Воспитательные:

       воспитыватьусидчивость на занятиях;

       стимулироватьпроявления самостоятельности;

       формироватьнастойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

       формироватьумение контролировать свои эмоции.

 

2.      Общаяхарактеристика предмета

 

Изобразительная деятельностьзанимает важное место в работе с ребенком с ТМНР. Вместе с формированием уменийи навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональноеотношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательнаякоординация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможностьвыразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предметуизображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительныхсредств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов итехник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захватакисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинкиштампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемыхтехник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет иммного положительных эмоций.

Основныепринципы

       Каждыйребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма

       предполагаетпостроение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальныхвозможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат.

       Принципкоррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсациюутраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся.

       Принципсоциально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем:основной целью специального образования служит социализация личности сотклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможнойнезависимости и самостоятельности.

       Принципдифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет вкоррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категориинарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принципможет быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путемусловного деления учащихся на группы.

       Принципсистематичности и последовательности предполагает, что последующий изучаемыйматериал опирается на предыдущий.

       Принципнеобходимости специального педагогического руководства. Направлятькоррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениямив развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление обособенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной икомпенсаторной помощи.

Формыорганизации учебного процесса

Ведущая  роль  в  обучении  принадлежит  учителю.  В процессе  обучения  осуществляется  индивидуальный  и  дифференцированный подход.  Учитель  в  своей  работе  руководствуется  программой  и  содержаниемшкольного  учебника. Для обучения создаются такие условия,которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляявозможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонуетпо степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

На уроках используются следующие методы обучения (похарактеру познавательной деятельности).

       Объяснительно-иллюстративныйметод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают ификсируют в памяти.

       Репродуктивныйметод (воспроизведение и применение информации).

При проведении уроков используются различные методы организациии образовательного процесса:

       Словесныеметоды (рассказ, описание, объяснение, беседа). Живое слово учителя развиваетмышление и речь обучающихся, является основной формой общения учителя сучениками.

       Наглядныеметоды способствуют развитию у обучающихся элементарных представлений,обогащает и систематизирует опыт детей, учит наблюдать, сравнивать, обобщать,устанавливать свое отношение к объекту.

       Практические(письменные) методы: упражнения, проверочные работы.

Для развития познавательных интересов необходимо:

— не допускать учебных перегрузок, переутомления инизкой плотности режима работы, использовать содержание обучения как источникстимуляции познавательных интересов;

— стимулировать интересы многообразием приемовзанимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями т.д.);

— специально обучать приемам деятельности и учебнойработы;

— избегать в стиле преподавания будничности,монотонности, отрыва от личного опыта ребенка.

Виды и формы организации учебного процесса

       коллективная;

       фронтальная;

       групповая;

       индивидуальнаяработа;

       работав парах.

Основныеметоды обучения:

       наблюдение;

       беседа;

       объяснение;

       повторение;

       сравнение;

       работас учебником;

       совместнаяпрактическая деятельность учащегося и учителя;

       дидактическиеигры.

Технологииобучения:

       личностно-ориентированные,

       деятельностныйподход,

       уровневаядифференциация,

       информационно-коммуникативные,

       здоровьесберегающие,

       игровые;

       ИКТ-технологии.

 

3.      Местоучебного предмета в учебном плане

Предмет«Изобразительная деятельность» входит в предметную область «Искусство» учебногоплана для обучающихся с умеренной,  тяжёлой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми нарушениями развития (вариант 2) МБОУ«Школы-интерната для детей с ОВЗ». Срок реализации программы – 1год.

В 4склассе программа  рассчитана на 3 часа в неделю, всего 99 часов в год. (33учебныенедели).

В даннойпрограмме предусмотрено 3 часа резервного времени, т.к. возможно совпадениеуроков по расписанию с государственными праздниками, отмены занятий из-заобъявления карантина. Резервные часы могут использоваться для организацииповторения и обобщения.

 

 

4.      Личностныеи планируемые предметные результаты

освоенияучебного предмета

Личностныерезультаты:

1)социально– эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;

3)формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;

4)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

5)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.

Планируемыепредметные результаты:

1) Освоение доступных средств изобразительнойдеятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различныхизобразительных технологий.

       Интереск доступным видам изобразительной деятельности.

       Умениеиспользовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительнойдеятельности (лепка, рисование, аппликация).

       Умениеиспользовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительнойдеятельности.

       Положительныеэмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительнойдеятельности.

       Стремлениек собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результатыработы.

       Умениевыражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческойдеятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

       Готовностьк взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками,взрослыми.

       Умение использовать полученные навыки дляизготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков,поделок.

Базовыеучебные действия

1. Подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников,к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2.     Формирование учебного поведения: 

·        направленность взгляда (на говорящего взрослого, назадание);

·        умение выполнять инструкции педагога;

·        использование по назначению учебных материалов;

·        умение выполнять действия по образцу и поподражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

·        в течение определенного периода времени,

·        от начала до конца,

·        с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмомдействия и т.д.

 

 

 

5.      Содержание предмета

     Рисование (33 час)

Удержание карандаша в руке. Различение цветакарандашей. Рисованиеразных линий карандашом (длинные, короткие, горизонтальные, вертикальные,наклонные). Игровыеграфические упражнения, рисование по показу: «Высокие столбы», «Заборчик»,«Дождик», «Грибок», «Провода». Рисование с помощью трафарета и шаблона. Закрашиваниеготового узора. Рисованиеотдельных элементов.

    Аппликация (32ч)

Аппликация«Грибок». Аппликация на тему: «Времена года». «Снегидет». Изготовление новогодних игрушек: фонарик,гирлянда, снежинки.  Аппликации на тему: «Времена года».

    Лепка (30ч)

Знакомство спластилином. Разминание,  раскатывание , отрывание пластилина. Игровыеупражнения по показу: «Колбаска», «Конфеты», «Баранки».             

 

6.      Тематическоепланирование

 

Название темы

Кол-во часов

1.

Лепка

30

2.

Аппликация

33

3.

Рисование

33

4.

Резерв

3

 

Итого

99

 

7.      Описаниематериально-технического обеспечения

образовательнойдеятельности.

 

Учебно-методическоеобеспечение рабочей программы:

Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

 

Дополнительныеучебно-методические материалы:

1.Л.А.Кузнецова.Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. (Пособие для учителейспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) СПб:Просвещение, 2019

 

Материально-техническое оснащение предмета включает:

— натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные исюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, вгороде), действий, правил поведения и т.д.;

— аудио и видеоматериалы, презентации,мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правилаповедения в общественных местах и т.д.;

— альбомы для рисования;

— обучающие компьютерные программы, способствующиеформированию у детей доступных социальных представлений.

По возможности, используются технические и транспортныесредства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явленийявляются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

 

 

Лист корректировки программы учителя Ерастовой Т.В.

по предмету_________________________________________ в4с классе

 

Тема урока

Дата

по плану

Причина

корректировки

Корректирующее

мероприятие

Дата проведения

Реквизиты приказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей