|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Ульяновска
«Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина»
Рабочая программа
Наименованиеучебного предмета: изобразительное искусство.
Класс: 1,реализующий АООП НОО обучающихся с РАС
Уровеньобщего образования: начальная школа
Учитель: Бондарь Н.А
Срокреализации программы, учебный год: 2022 -2023 учебный год.
Количествочасовпо учебному плану всего 33 часа в год; в неделю — 1 час.
Планирование составлено на основе: 1.Программы: Рабочие программы. Изобразительное искусство: 1-4 классы, Б.М.Неменский -М.: Просвещение, 2016 г.
2. Учебник: НеменскаяЛ.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.1 класс:учебник для общеобразовательных учреждений: -М.: Просвещение, 2018
Рабочуюпрограмму составили: Бондарь Надежда Андреевна
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь истроишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественнойдеятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разныххудожественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать,осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Тыучишься изображать (8ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюдув нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножкохудожник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей.Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это оченьинтересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскостис помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения вобъеме.
Первичный опыт работы художественными материалами,эстетическая оценка их выразительных возможностей.
- Изображения всюду вокруг нас.
- Мастер Изображения учит видеть.
- Изображать можно пятном.
- Изображать можно в объеме.
- Изображать можно линией.
- Разноцветные краски.
- Изображать можно и то, что невидимо.
- Художники и зрители (обобщение темы).
Тыукрашаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Людирадуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учитлюбоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественнойдеятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организуетобщение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами итехниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опытколлективной деятельности.
- Мир полон украшений.
- Цветы.
- Красоту надо уметь замечать.
- Узоры на крыльях. Ритм пятен.
- Красивые рыбы. Монотипия.
- Украшения птиц. Объёмная аппликация.
- Узоры, которые создали люди.
- Как украшает себя человек.
- Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
Тыстроишь (10 ч)
Первичные представления о конструктивной художественнойдеятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре идизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивнойхудожественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предметалежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видетьконструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владенияхудожественными материалами и техниками конструирования. Первичный опытколлективной работы.
- Постройки в нашей жизни.
- Дома бывают разными.
- Домики, которые построила природа.
- Дом снаружи и внутри.
- Строим город.
- Все имеет свое строение.
- Строим вещи.
- Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение,украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств— пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование вразных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороныработы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природныхобъектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видениеокружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
- Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
- Праздник весны.
- Сказочная страна.
- Времена года (экскурсия)
- Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
ПЛАНИРУЕМЫЕРУЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в1 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;
— знание основ изобразительной культуры;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, втом числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи (с помощью педагога);
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебнойдеятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей иусловиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
— допускать возможность существования у людей различных точекзрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнёра в общении и взаимодействии (с помощью педагога);
— формулировать собственное мнение и позицию; ·
— задавать вопросы;
— использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения изобразительного искусстваявляются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок,живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческойдеятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы сними для передачи собственного замысла;
— понимать значение слов: художник, палитра, композиция,иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
— узнавать отдельные произведения выдающихся художников инародных мастеров;
— различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;использовать их для передачи художественного замысла в собственнойучебно-творческой деятельности;
— особенности построения орнамента и его значение в образехудожественной вещи;
— знать правила техники безопасности при работе с режущими иколющими инструментами;
— способы и приёмы обработки различных материалов;
— организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью,красками, палитрой; ножницами;
— передавать в рисунке простейшую форму, основной цветпредметов;
— составлять композиции с учётом замысла;
— конструировать из бумаги на основе техники оригами,гофрирования, сминания, сгибания;
— конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
— конструировать из природных материалов;
— пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность:
— усвоить основы трех видов художественной деятельности:изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественноеконструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение илидекоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используяразличные художественные материалы и приёмы работы с ними;
— приобрести первичные навыки художественной работы в следующихвидах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладныеи народные формы искусства;
— анализировать произведения искусства с помощью учителя;
— приобрести первичные навыки изображения предметного мира,изображения растений и животных;
— приобрести навыки общения через выражение художественногосмысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческойхудожественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчествасвоих товарищей.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В 1 классе используетсятолько словесная оценка, критериями которой является соответствие илинесоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся хранятся впортфолио.
КОРРЕКЦИОННЫЕЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основная цель уроковизобразительного искусства: коррекция недостатков развития учеников срасстройством аутистического спектра. На этих уроках у учащихся систематическиразвивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения впространстве предметов окружающей действительности. Дети учатся находитьсходство и различие между объектами изображения.
Обучениеизобразительному искусству в начальных классах направлено на решениеследующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
· коррекциюнедостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается вформировании умений рисования: ориентироваться в задании (анализироватьобъект); планировать ход работы над рисунком;
— контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов,оценивать качество готового рисунка);
· повышениепознавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия,наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки ипространственных представлений);
· компенсациюнедоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции нанеудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т.д.);
· коррекциюнедоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук,зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляциимышечного усилия и т. д.).
Практически каждоезадание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствуетразвитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостногопредметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия,наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, моторики, развитию личностиребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль вкоррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры,опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможностидля формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщатьпредметы и явления, развития навыков планирования собственной деятельности,контроля.
Коррекционная работа науроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов,формированию определённых умений и навыков,она должна быть направлена накоррекцию всей личности.
Немаловажное значение вкоррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит входе урока.
Цельюэтой работы является:
— социализациявоспитанников;
— выработкаположительных качеств;
— формированиеправильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения кокружающим;
— повышениерегулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и впроцессе разных видов деятельности.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочейпрограммы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждойтемы.
№п/ п
|
Темы разделов и уроков
|
Количеств о часов
|
Формы,методы, содержание уроков с учетом рабочей программы воспитания (модуль«Школьный урок»)
|
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» |
9 часов |
|
|
|
«Изображения всюду вокруг нас» |
1 |
Проведение урока-путешествия в целях активного приобщения учащихся к традиционным российским ценностям. |
http://fcior.edu.ru/ Федеральный Центр Информационно-образовательных ресурсов |
«Мастер Изображения учит видеть» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
«Изображать можно пятном» |
1 |
|
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
«Изображать можно в объеме» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
«Изображать можно линией» |
1 |
Проведение урока- экскурсии в целях образного восприятия учащимися культурных ценностей и образцов
|
https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей |
|
«Разноцветные краски» |
2 |
|
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
«Изображать можно и то, что не видимо» |
1 |
|
|
|
«Художники и зрители» |
1 |
Урок-конкурс, в целях подготовки обучающихся к городскому конкурсу «Золотые краски осени»
|
https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей |
|
2 |
«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» |
9 часов |
|
|
|
«Мир полон украшений. Цветы» |
1 |
|
http://fcior.edu.ru/ Федеральный Центр Информационно-образовательных ресурсов |
«Красоту нужно уметь замечать» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
«Узоры на крыльях. Ритм пятен» |
1 |
|
||
«Красивые рыбы. Монотопия» |
1 |
Проведение урока- мастер- класса в целях применения сформированных знаний и отношений на практике
|
https://urok.1sept.ru |
|
|
«Украшения птиц. Объемная аппликация» |
1 |
|
https://demiart.ru/forum/ огромное количество уроков и прочего материала |
«Узоры, которые создали люди» |
2 |
Урок-конкурс, в целях подготовки обучающихся к городскому конкурсу «Новогодние фантазии» |
https://urok.1sept.ru |
|
«Как украшает себя человек» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
«Мастер Украшения помогает сделать праздник» |
1 |
Проведение урока- выставки с привлечением работ учащихся и их семей |
||
3 |
«Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки» |
9 часов |
|
|
|
«Постройки в нашей жизни» |
1 |
|
http://www.muzped.net/ Российский центр Музейной педагогики и детского творчества |
«Дома бывают разными» |
1 |
Проведение урока- экскурсии в целях образного восприятия учащимися культурных ценностей и образцов |
https://demiart.ru/forum/ огромное количество уроков и прочего материала |
|
«Домики, которые построила природа» |
1 Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
«Дом снаружи и внутри» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей |
|
«Строим город» |
2 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
«Все имеет свое строение» |
1 |
Развитие проектных и исследовательских умений обучающихся в ходе создания мини-проектов |
http://www.muzped.net/ Российский центр Музейной педагогики и детского творчества |
|
«Строим вещи» |
1 |
|
|
|
«Город, в котором мы живем» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей |
|
4 |
«Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу» |
6 часов |
|
|
|
«Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе» |
1 |
Урок-конкурс, в целях подготовки обучающихся к городскому конкурсу «Ждите нас, звезды» |
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
«Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
«Сказочная страна» |
2 |
Проведение урока- выставки с привлечением работ учащихся и их семей. |
||
«Времена года» |
1 |
|
https://urok.1sept.ru |
|
|
«Здравствуй, лето! Урок любования» |
1 |
Проведение урока- выставки с привлечением работ учащихся и их семей
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Дата |
||||
План |
Факт |
|
|||||
Раздел 1. «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» 9 часов |
|
||||||
1 |
Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». |
1 |
|
|
|
||
2 |
Изображения всюду вокруг нас. Красота и разнообразие окружающего мира природы. |
1 |
|
|
|
||
3 |
Мастер Изображения учит видеть. Красота природы родного края. Знакомство с понятием «форма». |
1 |
|
|
|
||
4 |
Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна. |
1 |
|
|
|
||
5 |
Изображать можно в объеме. Объемные изображения. |
1 |
|
|
|
||
6 |
Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. |
1 |
|
|
|
||
7-8 |
Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Цвет флага России |
2 |
|
|
|
||
9 |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Художники и зрители (обобщение темы). Художественный музей. Художники РА. |
1 |
|
|
|
||
Раздел 2. «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» 9 часов |
|
||||||
10 |
Мир полон украшений. |
1 |
|
|
|
||
11 |
Цветы- украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей |
1 |
18.11.2022 |
|
|
||
12 |
Красоту надо уметь замечать. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Соотношение пятна и линии. |
1 |
|
|
|
||
13 |
Узоры на крыльях. Ритм пятен. Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. |
1 |
|
|
|
||
14 |
Украшения птиц. |
1 |
|
|
|
||
15 |
Узоры, которые создали люди. |
1 |
|
|
|
||
16 |
Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. |
1 |
30.12.2022 |
|
|
||
17-18 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Подготовка к Новому Году |
2 |
|
|
|
||
Раздел 3. «Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки» 9 часов |
|
||||||
19 |
Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. |
1 |
|
|
|
||
20 |
Дома бывают разными. |
1 |
|
|
|
||
21 |
Домики, которые построила природа. Соотношение форм и их пропорций. |
1 |
|
|
|
||
22 |
Какие можно придумать дома. |
1 |
|
|
|
||
23 |
Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома |
1 |
|
|
|
||
24 |
Строим город Конструирование игрового города. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. |
1 |
|
|
|
||
25 |
Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение-взаимодействие нескольких простых геометрических форм. |
1 |
|
|
|
||
26 |
Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?. |
1 |
|
|
|
||
27 |
Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
1 |
|
|
|
||
Раздел 4. «Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу» 6 часов |
|
||||||
28 |
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов художественной деятельности |
1 |
|
|
|
||
29 |
Праздник весны. Праздник птиц. |
1 |
|
|
|
||
30-31 |
Итоговая диагностика планируемых результатов освоения ООП НОО. «Сказочная страна». |
2 |
|
|
|
||
32 |
Времена года. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции |
1 |
|
|
|
||
33 |
Здравствуй, лето! (обобщение темы) Образ лета в творчестве российских художников |
1 |
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Репродукции картин российскиххудожников и художников РА.
Учебник Изобразительное искусство. 1класс. Неменская Л.А. Школа России
Иллюстративный демонстрационныйматериал, соответствующий изучаемой теме.
Классная магнитная доска с наборомприспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (приналичии).
Мультимедийные образовательные ресурсы(презентации), соответствующие тематике программы.
