X-PDF

Рабочая программа Калейдоскоп наук (4 класс)

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

Направленность:общеинтеллектуальная

ПРОГРАММА

дополнительного образования

 

 «Калейдоскоп наук»

 

 

 

 

 

Программа рассчитана для обучающихся 4 классов

(9,5 – 11 лет)

 

Срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2018

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа курса«Калейдоскоп наук» разработана на основе:

ü  Федеральногозакона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

ü  Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);

ü  Концепциядуховно – нравственного развития и  воспитания личности гражданина России.

В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результатаобразовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускниканачальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествамребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющийучиться, способный к организации собственной деятельности…»

Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен наразвитие данных качеств учащихся  и  направлен на подготовку к выполнениюВсероссийских проверочных работ. Программа предусматривает сочетание групповых,индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

     Содержание заданийсоответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку,литературному чтению, окружающему миру (ФГОС НОО).

    Реализация программы«Калейдоскоп наук»   предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятиятеоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, тренировочныепроверочные работы, диктанты и т.д.

  На занятиях  используютсяразличные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания свыбором одного или нескольких верных ответов, задания на определениепоследовательности.

           Рабочаяпрограмма курса «Калейдоскоп наук» общеинтеллектуальногонаправления рассчитана для детей 10 -11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 76часов. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю 2 х 60 мин.

 

Местокурса во внеурочной деятельности

 

Курс«Калейдоскоп наук» рассчитан на 76 часов: 20 ч – блок «Математика», 20 ч – блок«Русский язык», 15 ч – блок «Окружающий мир», 15 ч – блок «Литературноечтение», 6 ч – «Метапредмет»

 

           Для реализациипрограммного содержания используются:

 

1.     Волкова Е. В. Литературное чтение: Всероссийскаяпроверочная работа за курс начальной школы: практикум по выполнению типовыхзаданий. ФГОС / Е. В. Волкова, А. И. Птухина. – М.: Издательство «Экзамен»,2018. – 44 с.

2.     Волкова Е. В. Всероссийская проверочная работа.Окружающий мир: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Е. В. Волкова,Г. И. Цитович – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 246 с.

3.     Вольфсон Г. И. Всероссийская проверочная работа.Математика: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Г. И. Вольфсон, И.Р. Высоцкий; под ред. И. Р. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 119с.

4.     Языканова Е. В. Метапредметная диагностическая работа:4 класс: типовые задания. ФГОС / Е. В. Языканова. – М.:Издательство «Экзамен», 2018. – 112 с.

5.     Комиссарова Л. Ю. Всероссийская проверочная работа.Русский язык: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Л. Ю. Комиссарова,А. Ю. Кузнецов. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 175 с.

 

 

      

Цели и задачи

 

Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО,направленная на повышение качества начального образования на уровнеобразовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийскимпроверочным работам.

Задачикурса:

обучающие:

формированиеобщеинтеллектуальных умений;

-углублениеи расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, литературномучтению, окружающему миру;

-созданиеусловий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы кВПР.

развивающие:

-формированиеи развитие логического мышления;

-развитиеречи  и словарного запаса учащихся;

-развитиевнимание, памяти;

воспитательные:

-формированиеположительной мотивации к учению;

-формированиеумение работать в группе.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Врезультате изучения курса у учащихся будутсформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальныеучебные действия как основа умения учиться.

 

Личностные УУД

Будутсформированы:

         широкая мотивационная основа учебнойдеятельности;

         учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;

         ориентация на понимание причин успеха вучебной деятельности, в том числе на самоанализ исамоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;

         способность к оценке своей учебной деятельности.

 

Регулятивные УУД

Учащиесянаучатся:

         принимать и сохранять учебную задачу;

         учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

         планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

         учитывать установленные правила впланировании и контроле способа решения;

         осуществлять итоговый и пошаговыйконтроль по результату;

         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствиярезультатов требованиям данной задачи.

 

Познавательные УУД

Учащиесянаучатся:

         осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,справочников; 

         осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации обокружающем мире и о себе самом;

         ориентироваться на разнообразие способоврешения задач;

         основам смыслового восприятияхудожественных и познавательных текстов, выделятьсущественную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

         осуществлять анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков;

         проводить сравнение и классификацию по заданнымкритериям;

         устанавливать причинно­следственные связив изучаемом круге явлений;

         строить рассуждения в форме связи простых суждений обобъекте, его строении, свойствах и связях;

         обобщать и выделять общности для целого ряда или классаединичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

         владеть рядом общих приёмов решения задач.

 

Коммуникативные УУД

Учащиесянаучатся:

         учитывать разные мнения и стремиться к координации различныхпозиций в сотрудничестве;

         формулировать собственное мнение и позицию;

         задавать вопросы;

         адекватно использовать речевые средствадля решения различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание, владеть диалогической формой речи.

 

        Предметные  результаты

 

Блок «Математика»

Учащиеся научатся:

ü устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, исоставлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранномуправилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшениечисла в несколько раз);

ü группировать числа позаданному или самостоятельно установленному признаку;

ü читать, записывать и сравнивать величины;

ü выполнять письменно действия с многозначнымичислами; 

ü выполнять устно сложение, вычитание, умножение иделение однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых кдействиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

ü выделять неизвестный компонент арифметическогодействия и находить его значение;

ü устанавливать зависимость между величинами,представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснятьвыбор действий;

ü решать арифметическимспособом (в 1—2 действия) учебныезадачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

ü измерять длину отрезка;

ü вычислять периметртреугольника, прямоугольника и квадрата, площадьпрямоугольника и квадрата;

ü сравнивать и обобщать информацию, представленную встроках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

ü интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять,сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

 

 

Блок «Русский язык»

Учащиеся научатся:

      •   различать звуки и буквы;

      • характеризовать звукирусского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие,парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарныезвонкие и глухие);

      • различать родственные(однокоренные) слова и формы слова;

      • находить в словах соднозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

      • определять значение слова потексту или уточнять с помощью толкового словаря;

      • определять грамматическиепризнаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

      • определять грамматическиепризнаки имен прилагательных — род, число, падеж;

      • определять грамматическиепризнаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящеми будущем времени), спряжение;

      • различать предложение,словосочетание, слово;

      • устанавливать при помощисмысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

      • находить главные ивторостепенные (без деления на виды) члены предложения;

      • выделять предложения соднородными членами;

      • применять правила правописания(в объеме содержания курса).

 

Блок «Окружающий мир»

Учащиеся научатся:

ü узнавать изученные объектыи явления живой и неживой природы;

ü описыватьна основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенныепризнаки;

ü сравнивать объекты живой инеживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств ипроводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

ü проводить несложные наблюдения в окружающей среде иставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительныеприборы;

ü обнаруживатьпростейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их дляобъяснения необходимости бережного отношения к природе;

ü определять характервзаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений наприродные объекты, здоровье и безопасность человека;

ü узнавать государственнуюсимволику Российской Федерации и своегорегиона; описывать достопримечательности столицы и родного края.

 

Блок «Литературное чтение»

Учащиеся научатся:

ü различать на практическом уровне виды текстов(художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого видатекста;

ü сравнивать, сопоставлять художественныепроизведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличатьпрозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построенияфольклорных форм: сказки, загадки, пословицы);

ü сравнивать, сопоставлять различные виды текстов,используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности(сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

ü использовать различные виды чтения:ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения всоответствии с целью чтения;

ü ориентироваться в содержании художественного,учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух ипро себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения;тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать ихпоследовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующийсодержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы;

ü по содержанию произведения; находить в текстетребуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явномвиде);

ü использовать простейшие приемы анализа различныхвидов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простойплан; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями,фактам;

ü и, опираясь на содержание текста; находить средствавыразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющиеотношение автора к герою, событию;

ü использовать различные формы интерпретациисодержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и нажанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, егомногозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основесвой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные втексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять(пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

ü ориентироваться в нравственном содержаниипрочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев снравственными нормами;

ü участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанноготекста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдатьправила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт;

ü определять авторскую позицию и высказыватьотношение к герою и его поступкам;

ü ориентироваться в мире детской литературы на основезнакомства с выдающимися произведениями классической и современнойотечественной и зарубежной литературы.

 

Блок «Метапредмет»

Познавательных универсальные учебные действия(УУД):

Познавательныелогические действия

Учащиеся научатся:

ü давать определения понятиям, подводить под понятие;

ü обобщать, интегрировать информацию из различныхисточников и делать простейшие прогнозы;

ü выявлять черты сходства и различия, осуществлятьсравнение;

ü проводить группировку, сериацию, классификацию,выделять главное;

ü устанавливать причинно-следственные связи и давать объясненияна основе установленных причинно-следственных связей;

ü устанавливать аналогии, строить логическиерассуждения, умозаключения, делать выводы.

 

Познавательныезнаково-символические действия

Учащиеся научатся:

ü  использоватьзнаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач;

ü  преобразовыватьинформацию и модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы,диаграммы, рисунки и др.)

Познавательныедействия по решению задач (проблем)

Учащиеся научатся:

ü  владетьрядом общих приемов решения задач (проблем);

ü  проводитьисследования (наблюдения, опыты и измерения)

Познавательныедействия по работе с информацией и чтению

Учащиеся научатся:

ü  осуществлятьпоиск информации;

ü  ориентироватьсяв содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в текстеинформацию;

ü  интерпретироватьинформацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;

ü  оцениватьдостоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основетекста;

ü  создаватьсобственные тексты, применять информацию из текста при решенииучебно-практических задач.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

 

1 блок «Математика»

 

Тема занятия

Количество

часов

1

Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

1

2

Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в пределах 100 000

1

3

Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел в пределах 100 000

1

4

Числовые выражения, содержащие 2 – 3 арифметических действия,  со скобками и без скобок

1

5

Проверочная работа. Анализ работы.

1

6

Единицы измерения величин и соотношение между ними. Время. Скорость. Решение задач.

1

7

Единицы измерения величин и соотношение между ними. Масса.

Решение задач.

1

8

Единицы измерения величин и соотношение между ними. Длина.

Решение задач.

1

9

Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью

1

10

Проверочная работа. Анализ работы.

1

11

Геометрические фигуры. Периметр прямоугольника, квадрата, треугольника. Решение задач.

1

12

Геометрические фигуры. Построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки и угольника.

1

13

Проверочная работа. Анализ работы.

1

14

Работа с таблицами и диаграммами. Сравнение и обобщение информации

1

15

Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение

1

16

Задачи на пропорциональное деление

1

17

Логические задачи

1

18

Проверочная работа. Анализ работы.

1

19

Тренировочная проверочная работа. Анализ работы.

2

 

2 блок «Русский язык»

 

Тема

Количество

часов

 

Предложение. Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам

1

 

Однородные члены предложения.

1

 

Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах

1

 

Звонкие и глухие согласные

1

 

Состав слова.

1

 

Проверочная работа. Анализ работы.

1

 

Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста

1

 

Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста

2

 

Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста

1

 

Лексическое значение слова. Слова – синонимы, слова – антонимы.

1

 

Фразеологизмы и употребление их в речи

1

 

Проверочная работа. Анализ работы.

1

 

Имя существительное. Разбор имени существительного как части речи

1

 

Имя прилагательное. Разбор имени прилагательного как части речи

1

 

Глагол. Разбор глагола как части речи.

1

 

Проверочная работа. Анализ работы.

1

 

Тренировочная проверочная работа. Анализ работы.

3

 

3 блок «Окружающий мир»

 

Тема

Количество

часов

1

Предметы и материалы. Профессии людей

1

2

Прогноз погоды. Работа с данными

1

3

Карта полушарий Земли. Материки. Работа с картой

1

4

Животные  Африки и Австралии

1

5

Животные  Северной и Южной Америки

1

6

Животные Антарктиды и Арктики

1

7

Природные зоны России. Животные  Евразии. Работа с картой

1

8

Внешнее и внутреннее строение тела человека

1

9

Здоровье и безопасность. Знаки и символы. Правила поведения

1

10

Эксперимент. Описание опыта.

2

11

Международные праздники и события

1

12

Государственные символы России, Москвы. Достопримечательности региона.

1

13

Тренировочная проверочная работа. Анализ работы.

2

 

4 блок «Литературное чтение»

 

Тема занятия

Количество

часов

1

Стили текстов (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).  Особенности каждого стиля текста.

1

2

Типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Особенности каждого типа текста.

1

3

Жанры произведений (рассказы, сказки, басни, стихотворения, скороговорки, пословицы, загадки).

1

4

Тема, подтемы (микротемы) и главная мысль текста.

1

5

Слово и его лексическое значение. Слова-синонимы, слова-антонимы, переносное значение слов.

1

6

Средства художественной выразительности.

1

7

Проверочная работа. Анализ работы.

1

8

Деление текста на смысловые части и их озаглавливание.

2

9

Главные герои произведения. Авторская позиция и собственное отношение к героям и их поступкам.

4

10

Тренировочная проверочная работа. Анализ работы.

2

 

5 блок «Метапредмет»

 

Тема

Количество

часов

1

Преобразование информации и модели из одной знаковой системы в другую (таблица, схема, диаграмма, рисунки и др.)

3

2

Тренировочная проверочная работа. Анализ работы.

3

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей