Направленность:общеинтеллектуальная
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Калейдоскоп наук»
Программа рассчитана для обучающихся 4 классов
(9,5 – 11 лет)
Срок реализации программы 1 год
Москва, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса«Калейдоскоп наук» разработана на основе:
ü Федеральногозакона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
ü Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);
ü Концепциядуховно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результатаобразовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускниканачальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествамребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющийучиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен наразвитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнениюВсероссийских проверочных работ. Программа предусматривает сочетание групповых,индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.
Содержание заданийсоответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку,литературному чтению, окружающему миру (ФГОС НОО).
Реализация программы«Калейдоскоп наук» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятиятеоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, тренировочныепроверочные работы, диктанты и т.д.
На занятиях используютсяразличные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания свыбором одного или нескольких верных ответов, задания на определениепоследовательности.
Рабочаяпрограмма курса «Калейдоскоп наук» общеинтеллектуальногонаправления рассчитана для детей 10 -11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 76часов. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю 2 х 60 мин.
Местокурса во внеурочной деятельности
Курс«Калейдоскоп наук» рассчитан на 76 часов: 20 ч – блок «Математика», 20 ч – блок«Русский язык», 15 ч – блок «Окружающий мир», 15 ч – блок «Литературноечтение», 6 ч – «Метапредмет»
Для реализациипрограммного содержания используются:
1. Волкова Е. В. Литературное чтение: Всероссийскаяпроверочная работа за курс начальной школы: практикум по выполнению типовыхзаданий. ФГОС / Е. В. Волкова, А. И. Птухина. – М.: Издательство «Экзамен»,2018. – 44 с.
2. Волкова Е. В. Всероссийская проверочная работа.Окружающий мир: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Е. В. Волкова,Г. И. Цитович – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 246 с.
3. Вольфсон Г. И. Всероссийская проверочная работа.Математика: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Г. И. Вольфсон, И.Р. Высоцкий; под ред. И. Р. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 119с.
4. Языканова Е. В. Метапредметная диагностическая работа:4 класс: типовые задания. ФГОС / Е. В. Языканова. – М.:Издательство «Экзамен», 2018. – 112 с.
5. Комиссарова Л. Ю. Всероссийская проверочная работа.Русский язык: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Л. Ю. Комиссарова,А. Ю. Кузнецов. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 175 с.
Цели и задачи
Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО,направленная на повышение качества начального образования на уровнеобразовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийскимпроверочным работам.
Задачикурса:
обучающие:
—формированиеобщеинтеллектуальных умений;
-углублениеи расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, литературномучтению, окружающему миру;
-созданиеусловий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы кВПР.
развивающие:
-формированиеи развитие логического мышления;
-развитиеречи и словарного запаса учащихся;
-развитиевнимание, памяти;
воспитательные:
-формированиеположительной мотивации к учению;
-формированиеумение работать в группе.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Врезультате изучения курса у учащихся будутсформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальныеучебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД
Будутсформированы:
– широкая мотивационная основа учебнойдеятельности;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха вучебной деятельности, в том числе на самоанализ исамоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
– способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиесянаучатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила впланировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговыйконтроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствиярезультатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиесянаучатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,справочников;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации обокружающем мире и о себе самом;
– ориентироваться на разнообразие способоврешения задач;
– основам смыслового восприятияхудожественных и познавательных текстов, выделятьсущественную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков;
– проводить сравнение и классификацию по заданнымкритериям;
– устанавливать причинноследственные связив изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений обобъекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать и выделять общности для целого ряда или классаединичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиесянаучатся:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различныхпозиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать речевые средствадля решения различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Блок «Математика»
Учащиеся научатся:
ü устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, исоставлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранномуправилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшениечисла в несколько раз);
ü группировать числа позаданному или самостоятельно установленному признаку;
ü читать, записывать и сравнивать величины;
ü выполнять письменно действия с многозначнымичислами;
ü выполнять устно сложение, вычитание, умножение иделение однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых кдействиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
ü выделять неизвестный компонент арифметическогодействия и находить его значение;
ü устанавливать зависимость между величинами,представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснятьвыбор действий;
ü решать арифметическимспособом (в 1—2 действия) учебныезадачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
ü измерять длину отрезка;
ü вычислять периметртреугольника, прямоугольника и квадрата, площадьпрямоугольника и квадрата;
ü сравнивать и обобщать информацию, представленную встроках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
ü интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять,сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Блок «Русский язык»
Учащиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звукирусского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие,парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарныезвонкие и глухие);
• различать родственные(однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах соднозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
• определять значение слова потексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять грамматическиепризнаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматическиепризнаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматическиепризнаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящеми будущем времени), спряжение;
• различать предложение,словосочетание, слово;
• устанавливать при помощисмысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• находить главные ивторостепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения соднородными членами;
• применять правила правописания(в объеме содержания курса).
Блок «Окружающий мир»
Учащиеся научатся:
ü узнавать изученные объектыи явления живой и неживой природы;
ü описыватьна основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенныепризнаки;
ü сравнивать объекты живой инеживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств ипроводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
ü проводить несложные наблюдения в окружающей среде иставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительныеприборы;
ü обнаруживатьпростейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их дляобъяснения необходимости бережного отношения к природе;
ü определять характервзаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений наприродные объекты, здоровье и безопасность человека;
ü узнавать государственнуюсимволику Российской Федерации и своегорегиона; описывать достопримечательности столицы и родного края.
Блок «Литературное чтение»
Учащиеся научатся:
ü различать на практическом уровне виды текстов(художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого видатекста;
ü сравнивать, сопоставлять художественныепроизведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличатьпрозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построенияфольклорных форм: сказки, загадки, пословицы);
ü сравнивать, сопоставлять различные виды текстов,используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности(сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
ü использовать различные виды чтения:ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения всоответствии с целью чтения;
ü ориентироваться в содержании художественного,учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух ипро себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения;тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать ихпоследовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующийсодержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы;
ü по содержанию произведения; находить в текстетребуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явномвиде);
ü использовать простейшие приемы анализа различныхвидов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простойплан; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями,фактам;
ü и, опираясь на содержание текста; находить средствавыразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющиеотношение автора к герою, событию;
ü использовать различные формы интерпретациисодержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и нажанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, егомногозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основесвой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные втексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять(пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
ü ориентироваться в нравственном содержаниипрочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев снравственными нормами;
ü участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанноготекста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдатьправила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт;
ü определять авторскую позицию и высказыватьотношение к герою и его поступкам;
ü ориентироваться в мире детской литературы на основезнакомства с выдающимися произведениями классической и современнойотечественной и зарубежной литературы.
Блок «Метапредмет»
Познавательных универсальные учебные действия(УУД):
Познавательныелогические действия
Учащиеся научатся:
ü давать определения понятиям, подводить под понятие;
ü обобщать, интегрировать информацию из различныхисточников и делать простейшие прогнозы;
ü выявлять черты сходства и различия, осуществлятьсравнение;
ü проводить группировку, сериацию, классификацию,выделять главное;
ü устанавливать причинно-следственные связи и давать объясненияна основе установленных причинно-следственных связей;
ü устанавливать аналогии, строить логическиерассуждения, умозаключения, делать выводы.
Познавательныезнаково-символические действия
Учащиеся научатся:
ü использоватьзнаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач;
ü преобразовыватьинформацию и модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы,диаграммы, рисунки и др.)
Познавательныедействия по решению задач (проблем)
Учащиеся научатся:
ü владетьрядом общих приемов решения задач (проблем);
ü проводитьисследования (наблюдения, опыты и измерения)
Познавательныедействия по работе с информацией и чтению
Учащиеся научатся:
ü осуществлятьпоиск информации;
ü ориентироватьсяв содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в текстеинформацию;
ü интерпретироватьинформацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
ü оцениватьдостоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основетекста;
ü создаватьсобственные тексты, применять информацию из текста при решенииучебно-практических задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1 блок «Математика»
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 |
1 |
2 |
Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в пределах 100 000 |
1 |
3 |
Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел в пределах 100 000 |
1 |
4 |
Числовые выражения, содержащие 2 – 3 арифметических действия, со скобками и без скобок |
1 |
5 |
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
6 |
Единицы измерения величин и соотношение между ними. Время. Скорость. Решение задач. |
1 |
7 |
Единицы измерения величин и соотношение между ними. Масса. Решение задач. |
1 |
8 |
Единицы измерения величин и соотношение между ними. Длина. Решение задач. |
1 |
9 |
Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью |
1 |
10 |
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
11 |
Геометрические фигуры. Периметр прямоугольника, квадрата, треугольника. Решение задач. |
1 |
12 |
Геометрические фигуры. Построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки и угольника. |
1 |
13 |
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
14 |
Работа с таблицами и диаграммами. Сравнение и обобщение информации |
1 |
15 |
Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение |
1 |
16 |
Задачи на пропорциональное деление |
1 |
17 |
Логические задачи |
1 |
18 |
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
19 |
Тренировочная проверочная работа. Анализ работы. |
2 |
2 блок «Русский язык»
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Предложение. Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам |
1 |
|
Однородные члены предложения. |
1 |
|
Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах |
1 |
|
Звонкие и глухие согласные |
1 |
|
Состав слова. |
1 |
|
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
|
Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста |
1 |
|
Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста |
2 |
|
Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста |
1 |
|
Лексическое значение слова. Слова – синонимы, слова – антонимы. |
1 |
|
Фразеологизмы и употребление их в речи |
1 |
|
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
|
Имя существительное. Разбор имени существительного как части речи |
1 |
|
Имя прилагательное. Разбор имени прилагательного как части речи |
1 |
|
Глагол. Разбор глагола как части речи. |
1 |
|
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
|
Тренировочная проверочная работа. Анализ работы. |
3 |
3 блок «Окружающий мир»
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Предметы и материалы. Профессии людей |
1 |
2 |
Прогноз погоды. Работа с данными |
1 |
3 |
Карта полушарий Земли. Материки. Работа с картой |
1 |
4 |
Животные Африки и Австралии |
1 |
5 |
Животные Северной и Южной Америки |
1 |
6 |
Животные Антарктиды и Арктики |
1 |
7 |
Природные зоны России. Животные Евразии. Работа с картой |
1 |
8 |
Внешнее и внутреннее строение тела человека |
1 |
9 |
Здоровье и безопасность. Знаки и символы. Правила поведения |
1 |
10 |
Эксперимент. Описание опыта. |
2 |
11 |
Международные праздники и события |
1 |
12 |
Государственные символы России, Москвы. Достопримечательности региона. |
1 |
13 |
Тренировочная проверочная работа. Анализ работы. |
2 |
4 блок «Литературное чтение»
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Стили текстов (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Особенности каждого стиля текста. |
1 |
2 |
Типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Особенности каждого типа текста. |
1 |
3 |
Жанры произведений (рассказы, сказки, басни, стихотворения, скороговорки, пословицы, загадки). |
1 |
4 |
Тема, подтемы (микротемы) и главная мысль текста. |
1 |
5 |
Слово и его лексическое значение. Слова-синонимы, слова-антонимы, переносное значение слов. |
1 |
6 |
Средства художественной выразительности. |
1 |
7 |
Проверочная работа. Анализ работы. |
1 |
8 |
Деление текста на смысловые части и их озаглавливание. |
2 |
9 |
Главные герои произведения. Авторская позиция и собственное отношение к героям и их поступкам. |
4 |
10 |
Тренировочная проверочная работа. Анализ работы. |
2 |
5 блок «Метапредмет»
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Преобразование информации и модели из одной знаковой системы в другую (таблица, схема, диаграмма, рисунки и др.) |
3 |
2 |
Тренировочная проверочная работа. Анализ работы. |
3 |