X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Поделиться статьей

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕКАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТРИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

(ВАРИАНТ2)

 

                                                                                         

 

                                                                          

«Психокоррекционныезанятия» (5-9 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Кобзарь Т.В.

                   

 

 

 

 

 

 

                                                                            МОСКВА  2022 г.

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Рабочаяпрограмма коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихсяпо Адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования дляобучающихся  с интеллектуальными нарушениями  (Вариант 2) 5 – 9 классов  разработанана основании:

·                  Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 обобразовании в Российской Федерации;

·                  Федеральным государственным стандартом дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ №1599 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.;

·                  адаптированной основной общеобразовательнойпрограммой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) ГКОУ ЦИО «Южный».

Заоснову данной рабочей программы взято пособие для учителей специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Развитие сенсорной сферыдетей» под редакцией Метиева Л. А., Удалова Э. Я., издательство «Просвещение»,2009 г.

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с уме­ре­н­ной,тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями),тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия

Для обучающихся, получающих образование поварианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования,характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелойили глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системныминарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствамиаутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различнойстепени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические исоматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальноеразвитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженнымнедоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметныхучебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степеньювыраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровеньсформированности той или иной психической функции, практического навыка можетбыть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций,памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурныхкомпонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Удетей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено илиневозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерноограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-заплохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение словаи предмета, слова и действия. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелойумственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнемпродуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активноговнимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания,формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания являетсямеханическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям труднопонять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственныесвязи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. Припродолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционнойработы становится заметной положительная динамика общего психического развитиядетей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуетсятакже нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняетформирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложныхтрудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечаетсязамедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других –повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеле­направленнойдеятельностью. 

Наиболее типичными для данной категорииобучающихся являются трудности в овладении навыками, требующи­ми тонких точныхдифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти,шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др.Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна.Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании,раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем миремал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постояннонуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокойумственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелыхи множественных нарушениях развития , которые представляют собой не суммуразличных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой,отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют наразвитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложныесочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которойсущественно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-тоодном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития детей стяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либовозрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системычаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженногонедоразвития интел­лекта, а также сенсорных функций, движения, поведения,коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитиюсамостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией,патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений,характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификойих сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемойкоррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или)искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия,мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся  с глубокой умственнойотсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении«академического» компонента различных программ дошкольного, а тем болеешкольного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только еенедоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо и гиперсензитивности. Всвязи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольнорегулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованнойдеятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях.Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных основанийи, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Теоретическойосновой для создания данной программы явились научныеразработки о психологической коррекции недостатков развития детей сограниченными возможностями здоровья И.И. Мамайчук, А.А. Осиповой, Г.В.Бурменской, О.В. Соколовой, исследования в сфере дефектологии и психологии С.Я.Рубинштейн, М.С. Певзнер и др. В качестве основы для программы использоваласьпособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида «Развитие сенсорной сферы детей» под редакцией Метиева Л. А., УдаловаЭ. Я., издательство «Просвещение», 2009 г.

Цель коррекционного курса:

наоснове создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта всовокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранноеполифункциональное представление об окружающей действительности, способствующееоптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации егов обществе.

Достижениецели предусматривает решение ряда задач:

·       формирование на основе активизации работы всехорганов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающейдействительности в совокупности их свойств;

·       коррекция недостатков познавательной деятельностидетей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценноговосприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, ихположения в пространстве; 

·       формирование способности эстетически восприниматьокружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов,вкусов, запахов, звуков, ритмов);

·       формирование пространственно-временныхориентировок;

·       развитие слухоголосовых координаций;

·       совершенствование сенсорно-перцептивнойдеятельности;

·       обогащение словарного запаса детей на основеиспользования соответствующей терминологии;

·       исправление недостатков моторики, совершенствованиезрительно-двигательной координации;

·       формирование точности и целенаправленности движенийи действий;

·       стимулирование познавательной активности, интересак себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихсятрудностей, формирование школьной мотивации;

·       освоение социально одобряемых норм поведения,противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формированииличности;

·       компенсация эмоционального неблагополучия, развитиесамосознания;

·       освоение и отработка средств коммуникации, приемовконструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

 

Основныепринципы:

1.                Принцип системности коррекционных, профилактическихи развивающих задач.

2.                Принцип единства коррекции и диагностики,отражающий целостность процесса оказания психологической помощи в развитииребенка.

3.                Деятельностный принцип коррекции – определяеттактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленныхцелей.

4.                Принцип учета возрастно-психологических ииндивидуальных особенностей.

5.                Принцип опоры на разные уровни организациипсихических процессов свидетельствует о том, что при осуществлениикоррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психическиепроцессы. Опора на эти психические процессы и использование методов, которые ихактивизируют, оказываются эффективным путем коррекции интеллектуального иперцептивного развития ребенка.

6.                Принцип возрастания сложности говорит о том, что,переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: отминимально простого – к максимально сложному.

7.                Принцип учета объема и степени разнообразияматериала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить кновому объему материала только после относительной сформированности того илииного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимопостепенно.

Структура коррекционно-развивающего курса включаетв себя следующие разделы:

 

·       развитие моторики, графомоторных навыков;

·       тактильно-двигательное восприятие;

·       кинестетическое и кинетическое развитие;

·       восприятие формы, величины, цвета; конструированиепредметов;

·       развитие зрительного восприятия;

·       восприятие особых свойств предметов через развитиеосязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

·       развитие слухового восприятия;

·       восприятие пространственных отношений;

·        восприятие временныхотношений;

·       развитие регуляторных функций.

 

Структура занятий предусматривает сочетаниеразных видов деятельности:

музыкально-ритмической,изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаютсязадачи сенсорного развития детей. 

Форма организации учебного процесса

Коррекционныезанятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся ивыявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале,середине и в конце учебного года. Фиксация динамики развития обучающихся ведетсяв СИПР (Специальная индивидуальная образовательная программа развития)  

Работа предусматривает проведение групповых или индивидуальных занятий.Основными формами организации работы с детьми являются игры и упражнения.

Общее количество часов в год по каждому классу34 часа, продолжительность занятий 40 минут.

 

 

II. Содержание программы

Структурапрограммы курса психокоррекционных занятий:

1. Развитие моторики,графомоторных навыков

Дляформирования тонко координированных графических движений полезны следующиеупражнения: 

·       штриховка;

·       раскрашивание листа в разных направлениях;

·       обведение рисунка по контуру, копирование;

·       рисование по опорным точкам;

·       дорисовывание изображений;

·       рисование по клеточкам и на другой ограниченнойповерхности;

·       разлиновка;

·       графический диктант.

2. Тактильно-двигательноевосприятие

      С этойцелью используются различные виды деятельности, прямо или косвенноспособствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

·       лепка из глины, пластилина, теста;

·       аппликация из разного материала (бумага, ткань,пух, вата, фольга);

·       аппликационная лепка (заполнение рельефного рисункапластилином);

·       конструирование из бумаги (оригами);

·       макраме (плетение из ниток, веревок);

·       рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной«кисточкой»;

·       игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором(металлическим, пластмассовым, кнопочным);

·       собирание пазлов;

·       сортировка мелких предметов 

·       пальчиковая гимнастика

·       массаж мячами-валиками

·       шариковые или «осязательные» ванны     

·       игровое тактильное панно

·       самомассаж и взаимный массаж рук, спины 

·        игры с водой, мелкимикамушками, сухим песком и др.

3. Кинестетическое икинетическое развитие

Обучение детей овладению различными движениями и позами предусматриваетпроведение работы по разным направлениям:

·        формирование представлений о схеме собственноготела;

·       знакомство с разным качеством движений;

·       обучение технике движения;

·       овладение выразительными движениями и формированиеположительного образа своего тела в движении;

·       овладение разными способами невербальныхкоммуникаций (мимика, пантомимика и др.);   

·        работа с ритмом;

·       работа с воображаемыми предметами;

·       овладение элементами расслабления, освобождения отмышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения

4. Восприятие формы, величины, цвета;конструирование предметов

·    выделение разновидностей геометрических форм, фигур,моделирование предметов разной формы

·     восприятие формы независимо от положения фигуры впространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическимидействиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания,сопоставления элементов фигур и др.

·    конструирование

·    умение сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки,подбирать необходимые цветовые сочетания

5. Развитие зрительного восприятия

Эта работаподчинена решению следующих задач:

·       формирование адекватных зрительных образовпредметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения впространстве;

·       расширение объема, точности и полноты зрительныхвосприятий и зрительной памяти;

·       формирование умений наблюдать за объектом (в томчисле за движущимся), зрительно обследовать его;

·        совершенствование зрительно-двигательнойкоординации;

·       формирование навыков вербального описания зрительновоспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

6. Восприятие особыхсвойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений.

7. Развитие слухового восприятия

·       выработка неречевых слуховых образов и слуховыхобразов слов;

·       развитие слухомоторных координаций.

8. Восприятие пространственных отношений

В процессе специально организованной планомерной и последовательнойработы на коррекционных занятиях у детей формируются следующие умения:

·       ориентироваться в схеме собственного тела;

·       определять расположения предметов в ближнем идальнем пространстве;

·        моделировать пространственное расположениепредметов;

·        ориентироваться на поле листа бумаги;

·       двигаться в заданном направлении

9.Восприятие временных отношений

Временные ориентировки формируются на основе следующих умений:

·        воспринимать временные интервалы: время (части)суток; неделю, месяц, год; времена года, их последовательность и основныепризнаки;

·        измерять время по часам;

·        определять течение времени (быстро, долго, часто,редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно);

·        обозначать словом временные представления ииспользовать усвоенные понятия в повседневном общении.

IV. Предполагаемые результаты

Личностные учебные действия:

·       осознание себя как ученика, заинтересованногопосещением школы,

·       обучением, занятиями, как члена семьи,одноклассника, друга; 

·       способность к осмыслению социального окружения,своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей; 

·       положительное отношение к окружающейдействительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическомуее восприятию;

·       целостный, социально ориентированный взгляд на мирв единстве его природной и социальной частей;

·       самостоятельность в выполнении учебных заданий,поручений, договоренностей;

·       понимание личной ответственности за свои поступкина основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современномобществе;

·       готовность к безопасному и бережному поведению вприроде и обществе.

 

 

                          Календарно-тематическое планирование  5 класс

Тема урока

Дидактическая цель

Количество часов

1

Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая)

 

Выявить уровень сформированности умений и навыков

 

       5

 

         Развитие регуляторной сферы

2

Знакомство. Мое имя. Ритуалы приветствия и прощания

Учить правилам знакомства с другими людьми

1

3

Знакомство с понятием «радость» «злость»

Учить различать эмоции 

1

         Развитие моторики, графомоторных навыков

4

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

Учить выполнять различные упражнения пальцами рук

1

5

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

Учить обводить по внешнему и внутреннему трафарету и выполнять штриховку в разном направлении

1

6

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

Учить завязывать шнурки и нанизывать бусины на нитку

1

7

Работа     в     технике    рваной

аппликации

Учить выполнять аппликацию из рванной цветной бумаги

1

8

Сгибание    бумаги.        

Учить сгибать бумагу «гармошкой» и вырезать прямые полосы

             1

        Тактильно-двигательное восприятие

9

Определение на ощупь величины предмета

Учить определять на ощупь величины предмета

1

10

Определение на ощупь величины плоскостных фигур и предметов

Учить определять на ощупь величину 

1

11

Упражнения        в        раскатывании пластилина. 

Учить различным способам раскатывания пластилина и изготовления фигур

1

12

Игры с крупной мозаикой

Учить выполнять рисунок крупной мозаикой по инструкции и наглядности

1

        Кинестетическое и кинетическое развитие

13

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. 

Формировать ощущения от различных поз тела и умение оречевлять (по возможности) свои ощущения

1

14

Движения и позы верхних и нижних конечностей 

Формировать ощущения от  различных поз тела и умение оречевлять (по возможности) свои ощущения

1

        Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

15

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

Учить     выделять     формы

предметов словом

1

16

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные,

прямоугольные, треугольные)

Учить группировать предметы и их изображения по форме

1

17

Различение предметов по величине (большой — маленький)

Учить         различать          фигуры по величине

1

18

Сравнение двух предметов по высоте и длине

Учить сравнивать предметы по высоте и длине

 

19

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

Учить сравнивать предметы по ширине и толщине

1

20

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

Учить различать основные цвета

1

21

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

Учить составлять картинку по наглядности из разрезанных

частей

1

        Восприятие особых свойств предметов

22

Развитие     осязания (контрастные температурные    ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

Учить различать температурные ощущения и оречевлять их (по возможности)

1

23

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). 

Учить различать предметы по тяжести

1

       Восприятие пространства

24

Ориентировка на собственном теле 

Учить         ориентировать          на собственном теле и различать руки и ноги

1

25

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

Учить ориентироваться на листе бумаги

 

1

26

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

Учить составлять на листе бумаги фигуры по инструкции и

сравнивать с образцом

1

27

Расположение предметов на листе бумаги. 

Учить располагать предметы на листе бумаги по инструкции и сравнивать с образцом

1

Развитие слухового восприятия

28

Различение речевых и музыкальных

звуков 

Учить различать речевые и музыкальные звуки

1

Восприятие времени

29

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). 

Учить различать части суток

1

 

Итого

            34

 

Предметныерезультаты в 5 классе:

Минимальный уровень:

        целенаправленно выполнять действия по инструкциипедагога;

        правильно пользоваться письменнымипринадлежностями; 

        участвовать в коллективной работе по оценкепоступков героев и событий; 

        анализировать и сравнивать предметы, выполнятьклассификацию по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

        различать и называть основные цвета;

        составлять предмет из 2 – 3 частей;

        определять на ощупь и зрительно величину хорошознакомых предметов, называть отличительные и общие признаки двух предметов;

        различать речевые и неречевые звуки, звукимузыкальных инструментов; ориентироваться на собственном теле и на плоскостилиста бумаги;

        выделять времена года, части суток;

        понимать проявление основных эмоций;

        формулировать просьбы и желания с использованиемэтикетных слов и выражений;

        участвовать в беседах на темы, близкие личномуопыту ребенка; 

        выполнять правила организации рабочего места поинструкции учителя; 

        использовать в работе доступные материалы (глина ипластилин, бумага и картон, конструировать из пластмассового конструктора);

Достаточныйуровень:

        высказывать просьбы и желания; 

        выполнять речевые действия (приветствия, прощания,извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; 

        участвовать в коллективном составлении рассказа илисказки по темам речевых ситуаций;

        ориентироваться на сенсорные эталоны; 

        узнавать предметы по заданным признакам;

        практически выделять признаки и свойства объектов иявлений;

        ориентироваться в пространстве относительно себя;

        в общении с окружающими проявлять дружелюбие,согласовывать свои действия с товарищем и учителем;

        понимать проявление основных эмоций, оказыватьпомощь и участие друг другу; 

        знать некоторые правила безопасного поведения вприроде и обществе с учетом возрастных особенностей; 

        оценивать свои изделия (красиво, некрасиво,аккуратно, похоже на образец)

 

                   Календарно-тематическое планирование  6 класс

Тема урока

Дидактическая цель

Количество часов

1

Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая)

 

Выявить уровень сформированности умений и навыков

 

       5

             Развитие регуляторной сферы

2

Мое имя 

Учить правилам обращения к другим людям 

1

3

Основные эмоции человека: радость, грусть

Учить различать эмоции человека

1

4

Основные эмоции человека: обида, злость

Учить различать эмоции человека

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

5

Развитие точности и координации движений (игры с мячом)

Учить точно      выполнять по инструкции учителя

1

6

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции

Учить целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога

1

7

Рисование по трафарету (по возможности)

Учить   правилам   рисования 

рисовать по трафарету

1

8

Штриховка в разных направлениях (по возможности)

Учить выполнять штриховку в разных направлениях 

1

Тактильно-двигательное восприятие

9

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

Учить определять на ощупь предметы с разными свойствами и называть эти свойства словами

1

10

Определение на ощупь формы предметов

Учить определять на ощупь формы предметов

1

11

Игры со средней мозаикой

Учить выполнять фигуры из средней

мозаики и следовать инструкциям

1

       Кинестетическое и кинетическое развитие

 

12

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

Учить выполнять по инструкции учителя движения головой и оречевлять их (по возможности)

1

       Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 

13

Формирование эталонов    объемных

геометрических фигур: шар, куб

Учить      различать     эталоны

геометрических фигур

1

14

Группировка предметов    по    форме

(объемные и плоскостные)

Учить группировать объемные и плоскостные предметы по форме

1

15

Сравнение 2—3 предметов   по          высоте и толщине

Учить сравнивать предметы по высоте и толщине

1

16

Сравнение 2—3 предметов   по          длине и ширине

Учить сравнивать предметы по длине и ширине

1

17

Различение цветов и оттенков. 

Учить различать основные цвета и их оттенки

1

       Развитие зрительного восприятия

18

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)

Учить   с помощью инструкции

учителя выделять части в предмете

1

19

Развитие   зрительной          памяти.         (4— 5 предметов)

Учить находить пропавший в

предмет на картинке и на столе

1

20

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)

Учить находить отличия на наложенных изображениях

1

       Восприятие особых свойств предметов

21

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

Учить определять температуру предметов и называть их словами

1

22

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений

Учить различать запахи и называть ощущения словами

1

23

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

Учить   различать предметы   по

тяжести с использованием слов

1

       Развитие слухового восприятия

24

Дифференцировка звуков шумовых

и музыкальных инструментов 

Учить дифференцировать звуки музыкальных и шумовых инструментов

1

25

Различение мелодии   по характеру

(веселая, грустная). 

Учить различать мелодии по характеру 

1

       Восприятие пространства

26

Ориентировка на листе бумаги 

Учить ориентироваться на листе бумаге по инструкции учителя (выделение всех углов)

1

27

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа

Учить располагать плоскостные и объемные фигуры на вертикальном листе 

1

       Восприятие времени

28

Порядок месяцев в году

Учить         соблюдать при перечислении порядок месяцев в году

1

29

Времена года

Учить определять времена года

1

30

Знакомство с часами: циферблат, стрелки

Меры времени: секунда, минута, час, сутки

 

Учить различать части часов и называть их. Учить различать меры времени и показывать время на модели часов

1

 

Итого

       34

 

Предметныерезультаты в 6 классе:

Минимальный уровень:

        целенаправленно и точно выполнять действия подвух-трехзвенной инструкции педагога;

        согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

        рисовать и обводить по трафарету, штриховать,правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложныеизображения; 

        участвовать в коллективной работе по оценкепоступков героев и событий;

        определять          различия    между         предметами        по      форме,          величине,   цвету,

        анализировать их и обозначать их словом;

        различать и называть основные цвета и их оттенки;

        узнавать предмет по его части;

        конструировать предметы из 3-4 геометрическихфигур;

        определять на ощупь величину и разные свойствапредметов (поверхность, вес, температура) и называть их;

        находить различия и сходство в предметах,аналогичных сюжетных картинках; выполнять элементарные обобщения на основесравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы иих изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;

        различать речевые и неречевые звуки, звукимузыкальных инструментов, характер мелодий и направление звука в пространстве;

        ориентироваться относительно себя и в помещении,двигаться в заданном направлении в пространстве;

        соотносить времена года с названием месяцев,выделять части суток и определять порядок дней недели;

        понимать проявление основных эмоций; участвовать вколлективной работе по оценке поступков героев и событий;

        формулировать просьбы и желания с использованиемэтикетных слов и выражений;

        участвовать в ролевых играх в соответствии сличностными и речевыми возможностями; 

        участвовать в беседах на темы, близкие личномуопыту ребенка;

        знать правила организации рабочего места и умениесамостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,прибегая к помощи учителя; 

        анализировать объект с опорой на картинный играфический план подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки исвойства;

          использоватьв работе доступные материалы.

Достаточный уровень: 

       активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; высказыватьпросьбы и желания; 

       выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.),используя соответствующие этикетные слова и выражения;

       практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; 

       классифицировать предметы по форме, цвету, величине, по функциональномуназначению;

       составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разнымпризнакам;

       давать описание объектов и явлений с опорой на план с помощью учителя;  в общении с окружающими проявлять дружелюбие,согласовывать свои действия с товарищем;

       понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие другдругу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей;

       знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе сучетом возрастных особенностей;

       осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий спомощью учителя;

       оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже наобразец), устанавливать причинно-следственные связи между выполняемымидействиями и их результатами с помощью учителя.

 

           

            Календарно-тематическое планирование  7 класс

Тема урока

Дидактическая цель

Количество часов

1

Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая)

 

Выявить уровень сформированности умений и навыков

 

        5

          Развитие регуляторной сферы

2

Какой Я

Повышение уверенности в себе,

развитие самостоятельности

1

3

Положительные и       отрицательные эмоции

Формирование понятий о разделении эмоций на положительные и

отрицательные

1

4

Добрые и плохие поступки 

Развивать умение  распознавать разницу между чувствами и поступками

1

5

Эмоции и чувства 

Учить открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.)

1

        Развитие моторики, графомоторных навыков

6

Обучение   целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога 

Учить целенаправленно выполнять двух- и трехзвенную инструкцию

учителя

1

7

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Учить    выполнять пальчиковые

гимнастики с оречевлением  (по возможности)

1

8

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

Учить обводить контуры изображений и заштриховывать их в разных

направлениях

1

9

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Учить вырезать по контуру предметные изображения

1

10

Работа в технике объемной и рваной аппликации

Учить работать в технике объемной и рванной аппликации

1

        Тактильно-двигательное восприятие

11

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств 

Учить определять свойства  и качества предметов на ощупь

1

12

Работа с пластилином (тестом) 

Учить способам раскатывания, скатывания и выдавливания

фигуры из пластилина

1

13

Игры с сюжетной мозаикой

Учить составлять сюжет   из

мозаики

1

       Кинестетическое и кинетическое развитие

 

14

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных

ощущений

Учить вербализировать собственные ощущения от статических и динамических поз различных частей тела

1

       Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 

15

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) Круг и овал

Учить сравнивать несколько предметов и обозначать формы словом

1

16

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам

Учить сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по двум параметрам

1

17

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

Учить группировать предметы по самостоятельно   выделенному признаку

1

18

Цветовой    спектр.        Цвета          теплые и холодные

Учить различать   теплые   и

холодные цвета

1

Развитие зрительного восприятия

19

Узнавание предмета    по      его отдельным частям. 

Учить определять предмет по его отдельным частям

1

20

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей 

Учить составлять целостную конструкцию из мелких деталей конструктора 

1

Восприятие особых свойств предметов

21

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.  Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). 

Учить         различать температуру предметов. Учить различать чувства тяжести и словесно обозначать свои ощущения учить способам взвешивание на ладони

1

22

Различение пищевых запахов, их словесное обозначение

Учить различать пищевые запахи и вкусы и называть ощущения словами

1

23

Определение различных свойств

веществ 

Учить определять свойства различных предметов и оречевлять(по возможности) эти свойства (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

1

        Развитие слухового восприятия

24

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). 

Учить определять направления звука в пространстве и называть словесно направление

1

25

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). 

Учить выполнять   действия    по

звуковому сигналу

1

26

Развитие чувства ритма. 

Учить   синхронно    под   музыку

выполнять действия

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

1

        Восприятие пространства

27

Ориентировка в пространстве (в помещении), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Учить ориентироваться в пространстве и вербализировать пространственные отношения с использованием предлогов

1

28

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. 

Учить располагать мебель в комнате и вербализировать свои действия

1

Восприятие времени

29

Длительность временных интервалов:  1 с, 1 мин, 5 мин

Учить различать длительность временных интервалов

1

30

Объемность времени: сутки, неделя,

месяц, год. Времена года, их закономерная смена. 

Учить закономерному порядку

времен года при перечислении. Учить различать сутки, неделя, месяц, год 

1

 

Итого

       34

 

 

 

 

Предметныерезультаты в 7 классе:

Минимальный уровень:

        целенаправленно и точно выполнять действия по трёх-и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;

        рисовать    и       обводить    по      трафарету, штриховать,       копировать          простые изображения, дорисовывать незаконченныеизображения;

        группировать предметы по двум заданным признакамформы, величины или цвета, обозначение их словом;

        составлять цветовую гамму от тёмного до светлоготона разных оттенков;

        зрительно дифференцировать предметы по неярковыраженным качествам;

        конструировать предметы из 5 – 6 деталей,геометрических фигур;

        узнавать предмет по его части;

        выполнять обобщения на основе сравнения иразличения предметов и их изображений;

        классифицировать предметы и их изображения попризнаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;

        ориентироваться на плоскости и в пространстве; 

        выражать пространственные отношения с помощьюпредлогов;

        понимать проявление основных эмоций;

        участвовать в коллективной работе по оценкепоступков героев и событий;

        участвовать в беседах на темы, близкие личномуопыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/илипросмотренных текстов, видеофрагментов;

        знать правила организации рабочего места и умениесамостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочемстоле, сохранять порядок на рабочем месте);

        анализировать объект подлежащий изготовлению,выделять и называть его признаки и свойства.

Достаточныйуровень: 

        участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

        участвовать в коллективном составлении рассказа илисказки по темам речевых ситуаций; 

        высказывать просьбы и желания; 

        выполнять речевые действия (приветствия, прощания,извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

        в общении с окружающими проявлять дружелюбие,согласовывать свои действия с товарищем;

        понимать проявление основных эмоций, оказыватьпомощь и участие друг другу,

        с помощью педагога анализировать свои поступки ипоступки других детей;

        знать некоторые правила безопасного поведения вприроде и обществе с учетом возрастных особенностей;

        осуществлять текущий самоконтроль выполняемыхпрактических действий и корректировка хода практической работы;

        оценивать свои изделия (красиво, некрасиво,аккуратно, похоже на образец);

        устанавливать причинно-следственные связи междувыполняемыми действиями и их результатами.

 

               Календарно-тематическоепланирование  8 класс

Тема урока

Дидактическая цель

Количество часов

1

Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая)

 

Выявить уровень сформированности умений и навыков

            5

             Развитие регуляторной сферы

2

Моё настроение 

Умение управлять своим настроением. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1

3

Радостные и грустные человечки

Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1

4

Мои страхи

Обучение умению анализировать свои трудности. Формирование мотивации на их преодоление. Упражнение «Чего боятся дети»

1

        Развитие моторики, графомоторных навыков

5

Совершенствование точности мелких движений рук. Вырезание          ножницами изображений предметов 

Учить работать с мелкими деталями мозаики и конструктора. Учить вырезать на глаз изображения простых предметов

1

6

Вычерчивание(по возможности) геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

Учить правильно выполнять чертеж геометрических фигур

1

7

Дорисовывание           половины  изображения

Учить правильно заканчивать рисунок с симметричной горизонтальной или вертикальной половиной изображения

1

        Тактильно-двигательное восприятие

8

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам 

Учить определять на ощупь предметы по разным качествам и свойствам

1

9

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином

Учить         словесно     обозначать  действия и ощущения при работе с пластилином

1

10

Игры с мелкой мозаикой

Учить выполнять инструкцию при работе с мелкой мозаикой

1

       Кинестетическое и кинетическое развитие

 

11

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов 

Объяснить правильность и пользу выполнения упражнений на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

12

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

Учить выполнять воображаемые действия и вербализировать их

1

       Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 

13

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. Узнавание предмета по одному элементу и по словесному описанию.

Учить самостоятельно выделять общие признаки предметов и группировать предметы по этим признакам. Учить узнавать предмет по одному элементу

1

14

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

Учить сравнивать и группировать предметы по форме, величине и цвету

1

15

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

 

Учить составлять сериационные ряды по самостоятельно

выделенным признакам предметов

1

16

Цветовой спектр. Определение постоянных цветов. Смешение цветов (оттенки)

Учить различать оттенки и смешивать основные цвета для получения новых оттенков

1

17

Конструирование         сложных          форм предметов 

Учить составлять композицию по образцу из мелких деталей

1

Развитие зрительного восприятия

18

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале 

Учить находить сходства и отличия на сюжетных картинках

1

19

Нахождение нелепиц на картинках . Прохождение лабиринтов

Учить объяснять нелепицы   на

картинках. Учить целенаправленно выполнять инструкцию учителя.

1

Восприятие особых свойств предметов

20

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их

словесное обозначение

Учить словесно (по возможности) обозначать осязательные ощущения

1

21

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). 

Учить различать запахи и словесно их обозначать

1

 

22

 

Упражнения в   измерении    веса

предметов на весах

Учить взвешивать предметы на весах 

1

23

Определение противоположных качеств предметов. Определение противоположных действий, совершаемых с предметами 

Учить         определять противоположные качества предметов. Учить совершать определенные противоположные действия с предметами

1

Развитие слухового восприятия

24

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

Учить   различать    звуки      по

длительности и громкости

1

25

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.   Формирование чувства ритма. 

Учить определять на слух звучания различных музыкальных инструментов.  Учить   соблюдать синхронно музыкальный ритм 

1

Восприятие пространства

26

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного 

Учить определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве. Учить ориентироваться на листе бумаге в горизонтальном и вертикальном положении

1

27

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

Учить моделировать и вербализировать расположения предметов в пространстве

1

Восприятие времени

28

Определение времени по часам

Учить определять время по часам

 

1

29

Длительность временных интервалов.  Работа с календарем      и моделью календарного года

Учить     различать    длительность

временных интервалов. Учить находить определенный месяц, дату, день недели перечислять от заданного месяца 

1

30

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

Учить различать времена года. Учить определять возраст людей

1

 

Итого

       34

 

Предметныерезультаты в 8 классе:

         Минимальный уровень:

        целенаправленно выполнять действия почетырехзвенной инструкции педагога;

        составлять план действий в знакомой ситуации;

        группировать предметы по двум самостоятельновыделенным признакам, обозначать их словом;

        конструировать сложные формы из элементов

        проводить зрительный анализ наглядного материала,находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

        определять противоположные качества и свойствапредметов смешивать цвета, называть их;

        самостоятельно классифицировать предметы поразличным признакам;

        распознавать предметы по запаху, весу, температуре,поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

        моделировать расположение предметов в заданномпространстве;

        пользоваться календарём;

        определять возраст людей;

        ориентироваться в пространстве листа; 

        размещать изображения одного или группы предметов всоответствии с поверхностью;

        выполнять простейшие обобщения, сравнивать,классифицировать на наглядном материале;

        группировать и составлять сериационные рядыпредметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение ихсловом;

        конструировать предметы из 5 – 6 деталей,геометрических фигур;

        определять на ощупь величину и разные свойствапредметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

        ориентироваться на плоскости и в пространстве,пространственные отношения с помощью предлогов;

        определять возраст людей по внешним признакам;

        понимать проявление основных эмоций;

        участвовать в коллективной работе по оценкепоступков героев и событий; формулировать просьбы и желания с использованиемэтикетных слов и

        выражений;

        участвовать в ролевых играх в соответствии сречевыми возможностями;

        участвовать в беседах на темы, близкие личномуопыту ребенка;

        самостоятельно организовывать рабочее место взависимости от характера выполняемой работы (рационально располагатьинструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок нарабочем месте);

        анализировать объект, подлежащий изготовлению,выделять и называть его признаки и свойства; 

        использовать в работе доступные материалы (глина ипластилин; природный материал; бумага и картон; нитки и ткань; проволока)

Достаточныйуровень:

        целенаправленно выполнять действия по инструкции;

        согласовывать свои движения и действия; 

        опосредовать свою деятельность речью;

        понимать содержание небольших по объему сказок,рассказов; 

        составлять рассказ из 3-5 предложений поиллюстрациям;

        активно участвовать в диалогах по темам речевыхситуаций;

        высказывать просьбы и желания; 

        выполнять речевые действия (приветствия, прощания,извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

        в общении с окружающими проявлять дружелюбие,согласовывать свои действия с товарищем;

        пользование календарем для установления порядкамесяцев в году, количества суток в месяцах;

        определять время по часам (одним способом),использование в речи временной терминологии;

        понимать проявление основных эмоций, оказыватьпомощь и участие друг другу;

        с помощью педагога анализировать свои поступки ипоступки других детей;

        осуществлять      самоконтроль      выполняемых      практических     действий и корректировка хода практической работы;

        оценка своей работы и одноклассников, проявление кней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; 

        устанавливать причинно-следственные связи междувыполняемыми действиями и их результатами; 

        выполнение задания без текущего контроля учителя(при наличии предваряющего и итогового контроля);

        проявление активности в организации совместнойдеятельности и ситуативном общении с детьми; 

        адекватное взаимодействие с объектами окружающегомира; 

        соблюдение элементарных санитарно-гигиеническихнорм;

        готовность к использованию сформированных уменийпри решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы

 

                    Календарно-тематическое планирование  9 класс

Тема урока

Дидактическая цель

Количество часов

1

Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая)

 

Выявить уровень сформированности умений и навыков

            5

             Развитие регуляторной сферы

2

Чувства, сложности идентификации чувств

Учить выражать свои чувства. Уметь отделять чувства от поведения

1

3

Формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения

Учить навыкам выражения и отстаивания собственного мнения

1

4

Отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых

Учить использовать методы противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; групповому давлению;

1

        Развитие моторики, графомоторных навыков

5

 Вырезание ножницами изображений предметов 

Учить вырезать на глаз изображения простых предметов

1

6

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

Учить правильно выполнять чертеж геометрических фигур

1

7

Дорисовывание           половины 

изображения

Учить правильно заканчивать рисунок с симметричной горизонтальной или вертикальной половиной изображения

1

        Тактильно-двигательное восприятие

8

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам 

Учить определять на ощупь предметы по разным качествам и свойствам

1

9

Закрепление  тактильных ощущений при работе с пластилином ,тестом

Учить         словесно     обозначать  действия и ощущения при работе с пластилином,тестом

1

10

Игры с мелкой мозаикой

Учить выполнять инструкцию при работе с мелкой мозаикой

1

       Кинестетическое и кинетическое развитие

 

11

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов 

Объяснить правильность и пользу выполнения упражнений на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

12

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

Учить выполнять воображаемые действия и вербализировать их (по возможности)

1

       Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 

13

Группировка предметов по 3-4 самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. Узнавание предмета по одному элементу и по словесному описанию.

Учить узнавать предмет по одному элементу

1

14

Сравнение и группировка предметов по заданному параметру

Учить сравнивать и группировать предметы по форме, величине и цвету

1

15

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов

 

Учить составлять сериационные ряды по самостоятельно

выделенным признакам предметов

1

16

Смешение цветов (оттенки)

Учить различать оттенки и смешивать основные цвета для получения новых оттенков

1

17

Конструирование         сложных форм предметов 

Учить составлять композицию по образцу из мелких деталей

1

Развитие зрительного восприятия

18

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале 

Учить находить сходства и отличия на сюжетных картинках

1

19

Прохождение лабиринтов

Учить проходить лабиринты следя только глазами

1

Восприятие особых свойств предметов

20

Развитие дифференцированных осязательных ощущений их

словесное обозначение (по возможности)

Учить словесно (по возможности) обозначать осязательные ощущения

1

21

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). 

Учить различать запахи и словесно их обозначать (по возможности)

1

 

22

 

Упражнения в   измерении    веса

предметов на весах

Учить взвешивать предметы на весах 

1

23

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами 

Учить совершать определенные противоположные действия с

предметами

1

Развитие слухового восприятия

24

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.  

  Учить определять на слух звучания различных музыкальных инструментов. 

1

25

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.  

Учить соблюдать синхронно музыкальный ритм 

1

Восприятие пространства

26

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

Учить определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1

27

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

Учить моделировать и вербализировать расположения предметов в пространстве

1

Восприятие времени

28

Определение времени по часам

Учить определять время по часам

 

1

29

Длительность временных интервалов. 

Учить     различать    длительность

временных интервалов. Учить находить определенный месяц, дату, день недели перечислять от заданного месяца 

1

30

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

Учить определять возраст людей

1

 

Итого

       34

 

Предметныерезультаты в 9 классе:

         Минимальный уровень:

        целенаправленно выполнять действия почетырехзвенной инструкции педагога;

        составлять план действий в знакомой ситуации;

        группировать предметы по двум самостоятельновыделенным признакам, обозначать их словом;

        конструировать сложные формы из элементов

        проводить зрительный анализ наглядного материала,находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

        определять противоположные качества и свойствапредметов смешивать цвета, называть их;

        самостоятельно классифицировать предметы поразличным признакам;

        распознавать предметы по запаху, весу, температуре,поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

        моделировать расположение предметов в заданномпространстве;

        пользоваться календарём;

        определять возраст людей;

        ориентироваться в пространстве листа; 

        размещать изображения одного или группы предметов всоответствии с поверхностью;

        выполнять простейшие обобщения, сравнивать,классифицировать на наглядном материале;

        группировать и составлять сериационные рядыпредметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение ихсловом;

        конструировать предметы из 6 и более деталей,геометрических фигур;

        определять на ощупь величину и разные свойствапредметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

        ориентироваться на плоскости и в пространстве,пространственные отношения с помощью предлогов;

        определять возраст людей по внешним признакам;

        понимать проявление основных эмоций;

        участвовать в коллективной работе по оценкепоступков героев и событий; формулировать просьбы и желания с использованиемэтикетных слов и

        выражений;

        участвовать в ролевых играх в соответствии сречевыми возможностями;

        участвовать в беседах на темы, близкие личномуопыту ребенка;

        самостоятельно организовывать рабочее место взависимости от характера выполняемой работы (рационально располагатьинструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок нарабочем месте);

        анализировать объект, подлежащий изготовлению,выделять и называть его признаки и свойства; 

        использовать в работе доступные материалы (глина ипластилин; природный материал; бумага и картон; нитки и ткань; проволока;);

Достаточныйуровень:

        целенаправленно выполнять действия по инструкции;

        согласовывать свои движения и действия; 

        опосредовать свою деятельность речью;

        понимать содержание небольших по объему сказок,рассказов; 

        составлять рассказ из 4-6 предложений поиллюстрациям;

        активно участвовать в диалогах по темам речевыхситуаций;

        высказывать просьбы и желания; 

        выполнять речевые действия (приветствия, прощания,извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

        в общении с окружающими проявлять дружелюбие,согласовывать свои действия с товарищем;

        пользование календарем для установления порядкамесяцев в году, количества суток в месяцах;

        определять время по часам (одним способом),использование в речи временной терминологии;

        понимать проявление основных эмоций, оказыватьпомощь и участие друг другу;

        с помощью педагога анализировать свои поступки ипоступки других детей;

        осуществлять      самоконтроль      выполняемых      практическихдействий и корректировка хода практической работы;

        оценка своей работы и одноклассников, проявление кней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; 

        устанавливать причинно-следственные связи междувыполняемыми действиями и их результатами; 

        выполнение задания без текущего контроля учителя(при наличии предваряющего и итогового контроля);

        проявление активности в организации совместнойдеятельности и ситуативном общении с детьми; 

        адекватное взаимодействие с объектами окружающегомира; 

        соблюдение элементарных санитарно-гигиеническихнорм;

        готовность к использованию сформированных уменийпри решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы

 

   V.  Учебно – методическоеобеспечение курса «Психокоррекционные занятия»

Дляпроведения коррекционной работы требуется специально организованнаяпредметно-пространственная развивающая среда: 

·       функционально ориентированные игрушки и пособия дляразвития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветныхдеталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разнойвеличины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото идр.); 

·       игрушки и пособия для развития тонкой моторики,спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины:массажные и гладкие, шнуровки и т.д.); 

·       спортивный инвентарь для развития крупной моторики(шнуровки, мозаики, мячи);

·       оборудование для занятий музыкой, ритмикой,изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и дляфизминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы идр.); 

·       материал техники АРТ-терапии (различные куклы,сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки,альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага,кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности дляаромотерапии и др.); 

·       иллюстративный наглядный материал, направленный дляпонимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений. 

·       аудиозаписи для релаксации и рисования: звукиприроды, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д. 

·       комплекты раздаточных пособий, дидактическихматериалов, сюжетных картинок, фотографий. 

 

Списоклитературы 

1.       Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998 

2.       И.М. Бгажнокова Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», под редакциейкандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москвагуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2007

3.       Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М., 2005 –96 с. 

4.       Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5классы. М., 2004. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственновременныхпредставлений у детей младшего и среднего школьного возраста:

5.       Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.:ТЦ сфера, 2008.

6.       Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитаниедошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие.- СПб., 2005г. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002.

7.       Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детейс нарушениями интеллекта: Программно-методические материалы. – Пермь: Пермскийгосударственный педагогический университете. Центр развития образованияГ.Перми, 2001 – 72 с.

8.       Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартногооборудования. – Автор-сост. Зажигина. – Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс»,2012.

9.       Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку.Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001 

10.   ЗабрамнаяС.Д. Практический материал для проведения психологопедагогического обследованиядетей : пособие для психол.—мед.-пед. комис. — М. :Гуманитар, изд. центрВЛАДОС, 2005.

11.   ЗабрамнаяС. Д. «От диагностики к развитию» — М: Новая школа, 1998. 

12.   КатаеваА.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталыхдошкольников. М., 1993 

13.   КоноваленкоС.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.

Практикум дляпсихологов и логопедов. М., 2000 

14.   КрушельницкаяО.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет.М., 2004 

15.   ЛебедеваА.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 

16.   МетиеваЛ.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей» пособие для учителейспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М., 2009. 

17.   ТихомироваЛ.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Москва«Просвещение», 2000 

18.   НабойкинаЕ. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком — СПб.: Речь, 2006. 

19.   «Обучениедетей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программнометодического материалапод редакцией И.М. Бгажноковой.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2009.

20.   Петрова,Л.А. «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особымиобразовательными потребностями»; методическиематериалы / Л.А. Петрова, Л.А. Воробьева, Е.М. Беленькая [и др.]; под общ. ред.И.П. Посашковой. – Омск: ГОУДПО “ИРООО”, 2007.

21.   СиротюкА.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковыеупражнения. Программа развития интеллекта. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

22.   СтребелеваЕ. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающегообучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями//Дефектология. – 2000. — № 5. – С. 86-96.

23.   ТкаченкоТ.А. Мелкая моторика Гимнастика для пальчиков. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

24.   ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М., 1995 

25.   ШапковаЛ.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями вразвитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В — М.: Советский спорт, 2002. 

26.   ШорыгинаТ.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развитияпространственного восприятия у дошкольников. М., 2006 

 

Дидактические материалы 

1.     Тетради на печатной основе Серия «Умный малыш»: развиваем связную речь,классификации, последовательность событий. 

2.     Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (1 и 2 часть).Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 

3.     Левое и правое. Учебно-методическое пособие для родителей и педагоговМ. Серия «Карапуз», Семенова М. А. 

4.     Окружающий мир. Предметы. (1 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 

5.     Окружающий мир. Природа. (2 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 

6.     Обучающие карточки по темам «Цвета», «Счет», «Форма», «Времена года» идр. 

7.     Учимся понимать время. Иванова О.М., 2007  

 

 

Контрольно- измерительные материалы (5 класс)

 

 

Начало года

Середина года

Конец года

Психокоррекционные занятия

         Умеет целенаправленно выполняет действия по инструкции педагога;

         правильно пользует письменные принадлежности;    

          умеет анализировать и сравнивать предметы, выполнять классификацию по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

         различает и называет основные цвета;

         составляет предметы из 2 – 3 частей;

         определяет на ощупь и зрительно величину хорошо знакомых предметов, называет отличительные и общие признаки двух предметов;

         различает речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов;

         умеет ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

         выделяет времена года, части суток;

         понимает проявление основных эмоций;

         формулирует просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

         участвует в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; 

         выполняет правила организации рабочего места по инструкции учителя; 

         использует в работе доступные материалы (глина и пластилин, бумага и картон, конструировать из пластмассового конструктора);

 

 

 

 

 

 

Контрольно- измерительные материалы (6 класс)

 

Начало года

Середина года

Конец года

Психокоррекционные занятия

                     Умеет целенаправленно и точно выполнять действия по двух-трехзвенной инструкции педагога;

                     умеет согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

                     рисует и обводит по трафарету, штриховать, правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения; 

                     определяет различия    между          предметами         по      форме,          величине,   цвету,

                     различает основные цвета и их оттенки;

                     узнает предмет по его части;

                     конструирует предметы из 3-4 геометрических фигур;

                     определяет на ощупь величину и разные свойства предметов (поверхность, вес, температура);

                     находит различия и сходство в предметах, аналогичных сюжетных картинках;

                     выполняет элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений,

                     классифицирует предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;

                     различает речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов, характер мелодий и направление звука в пространстве;

                     ориентируется относительно себя и в помещении,

                     соотносит времена года с названием месяцев,

                     выделяет части суток

                      определяет порядок дней недели;

                     понимает проявление основных эмоций;

                     умеет формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

                     участвовует в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

                     знает правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, прибегая к помощи учителя; 

                     анализирует объект с опорой на картинный и графический план подлежащий изготовлению

 

 

 

 

 

Контрольно- измерительные материалы (7 класс)

 

Начало года

Середина года

Конец года

Психокоррекционные занятия

                     Умеет целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;

                     рисует        и       обводит      по          трафарету,

                     штрихует, копирует    простые изображения,

                     дорисовывает незаконченные изображения;

                     группирует предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;

                     умеет составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

                     зрительно дифференцирует предметы по неярко выраженным качествам;

                     конструирует предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

                     узнаёт предмет по его части;

                     выполняет обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;

                     классифицирует предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;

                     ориентируется на плоскости и в пространстве; 

                     выражает пространственные отношения с помощью предлогов;

                     понимает проявление основных эмоций;

                     участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных текстов, видеофрагментов;

                     знает правила организации рабочего места

                      умеет самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

                     анализирует объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства.

 

 

 

 

Контрольно- измерительные материалы (8 класс)

 

Начало года

Середина года

Конец года

Психокоррекционные занятия

                     Умеет целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога;

                     составляет план действий в знакомой ситуации;

                     группирует предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

                     конструирует сложные формы из элементов

                     проводит зрительный анализ наглядного материала, находит нереальные элементы «нелепых» картинок;

                     определяет противоположные качества и свойства предметов

                     умеет смешивать цвета, называть их;

                     самостоятельно классифицирует предметы по различным признакам;

                     распознаёт предметы по запаху, температуре, поверхности;

                     умеет моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

                     умеет пользоваться календарём;

                     определяет возраст людей;

                     ориентируется в пространстве листа; 

                     размещает изображения одного или группы предметов в соответствии с поверхностью;

                     выполняет простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале;

                     группирует и составляет сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета;

                     умеет конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

                     определяет на ощупь величину и разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

                     умеет ориентироваться на плоскости и в пространстве, пространственные отношения с помощью предлогов;

                     определяет возраст людей по внешним признакам;

                     понимает проявление основных эмоций;

                     участвовует в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

                     умеет формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

                     участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

                     участвует в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

                     умеет самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

                     умеет анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; 

                     использует в работе доступные материалы (глина и пластилин; природный материал; бумага и картон; нитки и ткань; проволока);

 

 

 

 

 

 

Контрольно- измерительные материалы (9 класс)

 

 

Начало года

Середина года

Конец года

Психокоррекционные занятия

         Умеет целенаправленно выполнять действия по инструкции;

         согласовывать свои движения и действия; 

         опосредовать свою деятельность речью;

         понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов; 

         составлять рассказ из 4-6 предложений по иллюстрациям;

         активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

         высказывать просьбы и желания; 

         выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

         в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

         пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

         определяет время по часам (одним способом), использование в речи временной терминологии;

         понимает проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу;

         с помощью педагога анализирует свои поступки и поступки других детей;

         осуществляет      самоконтроль выполняемых      практических действий и корректировка хода практической работы;

         умеет оценивать свою работу и одноклассников, принимает замечания, адекватное восприятие похвалы; 

         устанавливает причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; 

         выполняет задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля);

 

 

 

 

 

Уровнисамостоятельности при выполнении задании (освоении задач)

не выполняет/не воспроизводит, помощь не принимает, при максимальном объеме помощи

0

выполняет/воспроизводит задания со значительной помощью

1

выполняет/воспроизводит задания с частичной помощью

2

выполняет/воспроизводит задания по показу, образцу

3

выполняет/воспроизводит задания с вербальной инструкцией

4

самостоятельно выполняет/воспроизводит задания с ошибками

5

самостоятельно выполняет/воспроизводит задания без ошибок

6

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет