X-PDF

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста , испытывающими трудности в обучении и поведении.

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное образовательное учреждение

Центрпсихолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение»

Одинцовскогогородского округа Московской области

 

 

 

«РАССМОТРЕНО»

На заседании педагогического совета

МБОУ Центр «Сопровождение»

Протокол №_____

«_____»______________20_______г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Центр «Сопровождение»

______________________Н.Н. Кондрашева

«_____»____________________20_______г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

коррекционно-развивающихзанятий для младших школьников, имеющих трудности в обучении и поведении

 

 

Реализует:

педагог-психолог

структурногоподразделения

                                                                                                   МБОУ Центр «Сопровождение»

 

                                                                                                                                 Жильцова Е.В.

 

Срокреализации программы:

2022-2023учебный год

 

 

 

Пояснительнаязаписка

Данная программа предназначена для работы сдетьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в обучении.Успеваемость для детей этого возраста – главный объективный и субъективныйпоказатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программыначальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характерав подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняютсоциальную адаптацию.

Задача педагога и школьного психолога – помочьребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить учебную мотивацию ипозитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно – то естьпомочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля иоценки, – и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решениеэтих задач  невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучениикаждого конкретного ребенка.

 

Актуальность.

В последнее время учителя начальных классовотмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными впервую очередь недостаточным уровнем их когнитивно — личностного развития.Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапеобучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Внутренняя логика программы построена нареализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизмпсихического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003). Целью развивающей работыявляется формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структурпутем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессованализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации иструктурирования приобретаемых школьниками учебных знаний. Это принципиальноотличается от часто имеющего место при традиционном школьном обучении«интеллектуального натаскивания», при котором формируемые когнитивные уменияимеют конкретный характер и могут поэтому применяться лишь в достаточноограниченных условиях. Такой подход позволяет перейти от старой парадигмышкольного обучения — «усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков)» к новойпарадигме — «когнитивно-личностное развитие средствами ОЗУН (обобщенных знаний,умений и навыков)».

Складывающиеся в результате целенаправленногоразвития системы процессов анализа и синтеза на основе принципа системнойдифференциации когнитивно — личностные структуры обладают внутреннимпотенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическуюорганизацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных дообобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знанийо способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использованиидля получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретныесведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождаетпотребность в новых конкретных впечатлениях. Приобретаемые на урокахпсихологического развития конкретные знания об интеллектуальных действиях,вариативные по форме и содержанию, но инвариантные по основным выделяемыманализом свойствам и отношениям объектов, должны привести по мере их отработкив течение ряда занятий к обобщению и закреплению в когнитивных структурах. Этообеспечивает возрастание их дифференцированности и усложнение организации, т.е.развитие.

Программа является модифицированным вариантомавторской программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развитиямладших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферыучащихся IIVклассов).

 

Основной целью данной программы является развитие когнитивнойсферы.

 

Задачи:

1. развитие слухоречевой памяти

2. развитие зрительной памяти

3. развитие произвольного внимания, объёма внимания

4. развитие вербально-логического, понятийного мышления

5. развитие пространственных представлений

6. развитие осязательных ощущений

7. развитие умения анализировать и сравнивать образец

8. развитие артикуляционного аппарата, фонетико-фонематическоговосприятия

9. формирование элементов самоконтроля.

 

Диагностический инструментарий:

Для диагностики были выбраны: методикаопределения уровня умственного развития учащихся младших классов Э.Ф.Замбацявичене, методика определения операциональных характеристикПьерона-Рузера, проективная методика диагностики личностных особенностей«Руки».

 

Условия реализации:

Возможны как индивидуальные, так и групповыеформы проведения занятий.

Данная программа рассчитана на 10 занятий(возможно больше), один-два раза в неделю по 40 минут.

Программа модифицирована педагогом-психологомЖильцовой Е.В.  и реализуется  на базе МБОУ Одинцовской СОШ №8.

 

Оборудование:

Кабинет психолога, парта, стулья, тетрадь вклетку, ручка, цветные карандаши, методический, наглядный  материал.

 

Ожидаемый результат:

Исходя из содержания занятий у обучающегосясформируется:

развитие познавательных процессов (ощущений,восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);

формирование психологических предпосылоковладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений,без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умениекопировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;

умение слушать и слышать учителя, т.е. умениеподчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работезаданную систему требований);

формирование психологических новообразованиймладшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнятьзадания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;

произвольности в управлении не толькодвигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием,вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительнуюдеятельность поставленной задаче;

рефлексии, т.е. умения осознавать своипсихические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ,затруднения, ошибки).

 

 

Структуразанятия:

1. приветствие,позитивный настрой на занятие

2. мозговаягимнастика

3. двигательноеупражнение

4. упражнения на развитиепсихической функции, навыка

5. подведениеитогов занятия, прощание

 

Занятие

Дата

Время проведения

Занятие 1

 

40 мин

Занятие 2

 

40 мин

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

Занятие 3

 

40 мин

Занятие 4

 

40 мин

Занятие 5

 

40 мин

Занятие 6

 

40 мин

Занятие 7

 

40 мин

Занятие 8

 

40 мин

Занятие 9

 

40 мин

Занятие 10

 

40 мин

Итого:10

 

8 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание занятий:

 

Занятие 1.

Задачи занятия:

Развитие умения точно и правильно называтьпредметы.

Развитие слуховых ощущений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажем добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»:      вспомни добрые, хорошие слова на букву«А»                  (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский,авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работуобоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

Под музыку  выполняем перекрестныекоординированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога.Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно совершает движенияглазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то естьактивизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться кусвоению новых знаний.

Основная часть

Задание 1. «Назови предметы»

Называют все предметы, которые их окружают вклассе. Затем по заданию учителя называют слова на темы: «Овощи», «Мебель»,«Одежда», «Посуда», «Растения», «Магазин».

Задание 2. «Послушай тишину»

Комната немного затемнена для обострения слуховыхощущений. В тишине ученик слушает отдельный шум или звук, на который раньше необращал внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя и т.д.

Задание 3. «Узнай по звуку»

Ребенок узнает различные предметы (карандаш,линейка, книга, ложка, монета) по звуку, который те издают при постукивании илипри падении.

Более сложный вариант: ребенок, закрыв глаза,должен узнать человека по голосу, звуку шагов.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

Занятие 2.

Задачи занятия:    

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительных ощущений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнись»; «Скажем добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомни добрые, хорошие слова на букву «В»(благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный,безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание,правописание, ясное восприятие и речь).

«Надеть шапку» — дети должны «мягко завернуть»уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звуксвоего голоса, когда они говорят или поют.

Основная часть

Задание 1. «Выполни команду»

Учитель дает разные команды: «встать», «сесть»,«открыть тетрадь, «закрыть тетрадь», «положить её на край парты», следит заправильностью и четкостью их выполнения.

Обратите внимание на учеников, которые не могут спервого раза, не переспрашивая, выполнить ваши команды.

Задание 2. «Какого цвета?»

Материал к заданию: разноцветные и контурныеизображения цветов, овощей, фруктов (см. материалы к урокам, рис. 1а, 1, 2).

Психолог показывает рис. 1а и просит учениковназвать цвет овощей и фруктов.

Затем показывает рис. 1. Ученик говорит, какогоцвета каждый из изображенных цветков. Далее предлагается раскрасить их.

То же задание в отношении овощей и фруктов нарис. 2.

Задание 3. «Цветные полоски»

Материал к заданию: десять прямоугольников (10×3см) из разноцветной бумаги для каждого ученика (см. материалы к урокам, рис.3).

Психолог с учеником сначала отрабатывает спомощью полосок умение правильно называть цвет. Затем предлагает разложить поцветам полоски так: сначала ту, цвет которой больше всего нравится, затемследующую, цвет которой наиболее приятен, и т.д. Затем это же заданиевыполняется наоборот: первой кладется полоска, цвет которой больше всего ненравится, потом менее неприятный и т.д. Могут быть и другие варианты: самыйтемный тон, затем чуть более светлый и т.д., самый светлый тон, немногопотемнее и т.д.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

 

Занятие 3

Задачи занятия:

Ø Развитие артикуляции.

Ø Развитие пространственных представлений(усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между»,«сверху», «снизу»).

Вводная часть:

Создаем хорошее настроение:«Улыбнись!»; «Скажем добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомнидобрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный,веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики«Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышиглубоко, расслабь плечи и урони голову вперед. Позволь голове медленно качатьсяиз стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородоквычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Послеэтого голос звучит более уверенно.

Основная часть:

Задание 1.«Произнеси чисто»

Психолог произносит по одному разу каждоедвустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложныесогласные (а), и фразы со сложной слоговой структурой (б). Ученикбыстро их повторяет. Добиваться четкого произнесения каждого звука.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет