Муниципальноебюджетное образовательное учреждение
Центрпсихолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение»
Одинцовскогогородского округа Московской области
«РАССМОТРЕНО» На заседании педагогического совета МБОУ Центр «Сопровождение» Протокол №_____ «_____»______________20_______г.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Центр «Сопровождение» ______________________Н.Н. Кондрашева «_____»____________________20_______г.
|
РАБОЧАЯПРОГРАММА
коррекционно-развивающихзанятий для младших школьников, имеющих трудности в обучении и поведении
Реализует:
педагог-психолог
структурногоподразделения
МБОУ Центр «Сопровождение»
Жильцова Е.В.
Срокреализации программы:
2022-2023учебный год
Пояснительнаязаписка
Данная программа предназначена для работы сдетьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в обучении.Успеваемость для детей этого возраста – главный объективный и субъективныйпоказатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программыначальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характерав подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняютсоциальную адаптацию.
Задача педагога и школьного психолога – помочьребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить учебную мотивацию ипозитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно – то естьпомочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля иоценки, – и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решениеэтих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучениикаждого конкретного ребенка.
Актуальность.
В последнее время учителя начальных классовотмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными впервую очередь недостаточным уровнем их когнитивно — личностного развития.Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапеобучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Внутренняя логика программы построена нареализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизмпсихического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003). Целью развивающей работыявляется формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структурпутем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессованализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации иструктурирования приобретаемых школьниками учебных знаний. Это принципиальноотличается от часто имеющего место при традиционном школьном обучении«интеллектуального натаскивания», при котором формируемые когнитивные уменияимеют конкретный характер и могут поэтому применяться лишь в достаточноограниченных условиях. Такой подход позволяет перейти от старой парадигмышкольного обучения — «усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков)» к новойпарадигме — «когнитивно-личностное развитие средствами ОЗУН (обобщенных знаний,умений и навыков)».
Складывающиеся в результате целенаправленногоразвития системы процессов анализа и синтеза на основе принципа системнойдифференциации когнитивно — личностные структуры обладают внутреннимпотенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическуюорганизацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных дообобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знанийо способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использованиидля получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретныесведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождаетпотребность в новых конкретных впечатлениях. Приобретаемые на урокахпсихологического развития конкретные знания об интеллектуальных действиях,вариативные по форме и содержанию, но инвариантные по основным выделяемыманализом свойствам и отношениям объектов, должны привести по мере их отработкив течение ряда занятий к обобщению и закреплению в когнитивных структурах. Этообеспечивает возрастание их дифференцированности и усложнение организации, т.е.развитие.
Программа является модифицированным вариантомавторской программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развитиямладших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферыучащихся I—IVклассов).
Основной целью данной программы является развитие когнитивнойсферы.
Задачи:
1. развитие слухоречевой памяти
2. развитие зрительной памяти
3. развитие произвольного внимания, объёма внимания
4. развитие вербально-логического, понятийного мышления
5. развитие пространственных представлений
6. развитие осязательных ощущений
7. развитие умения анализировать и сравнивать образец
8. развитие артикуляционного аппарата, фонетико-фонематическоговосприятия
9. формирование элементов самоконтроля.
Диагностический инструментарий:
Для диагностики были выбраны: методикаопределения уровня умственного развития учащихся младших классов Э.Ф.Замбацявичене, методика определения операциональных характеристикПьерона-Рузера, проективная методика диагностики личностных особенностей«Руки».
Условия реализации:
Возможны как индивидуальные, так и групповыеформы проведения занятий.
Данная программа рассчитана на 10 занятий(возможно больше), один-два раза в неделю по 40 минут.
Программа модифицирована педагогом-психологомЖильцовой Е.В. и реализуется на базе МБОУ Одинцовской СОШ №8.
Оборудование:
Кабинет психолога, парта, стулья, тетрадь вклетку, ручка, цветные карандаши, методический, наглядный материал.
Ожидаемый результат:
Исходя из содержания занятий у обучающегосясформируется:
развитие познавательных процессов (ощущений,восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
формирование психологических предпосылоковладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений,без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умениекопировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;
умение слушать и слышать учителя, т.е. умениеподчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работезаданную систему требований);
формирование психологических новообразованиймладшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнятьзадания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
произвольности в управлении не толькодвигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием,вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительнуюдеятельность поставленной задаче;
рефлексии, т.е. умения осознавать своипсихические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ,затруднения, ошибки).
Структуразанятия:
1. приветствие,позитивный настрой на занятие
2. мозговаягимнастика
3. двигательноеупражнение
4. упражнения на развитиепсихической функции, навыка
5. подведениеитогов занятия, прощание
Занятие |
Дата |
Время проведения |
Занятие 1 |
|
40 мин |
Занятие 2 |
|
40 мин Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516 |
Занятие 3 |
|
40 мин |
Занятие 4 |
|
40 мин |
Занятие 5 |
|
40 мин |
Занятие 6 |
|
40 мин |
Занятие 7 |
|
40 мин |
Занятие 8 |
|
40 мин |
Занятие 9 |
|
40 мин |
Занятие 10 |
|
40 мин |
Итого:10 |
|
8 часов |
Содержание занятий:
Занятие 1.
Задачи занятия:
Развитие умения точно и правильно называтьпредметы.
Развитие слуховых ощущений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажем добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомни добрые, хорошие слова на букву«А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский,авторитетный, активный и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работуобоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).
Под музыку выполняем перекрестныекоординированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога.Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно совершает движенияглазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то естьактивизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться кусвоению новых знаний.
Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»
Называют все предметы, которые их окружают вклассе. Затем по заданию учителя называют слова на темы: «Овощи», «Мебель»,«Одежда», «Посуда», «Растения», «Магазин».
Задание 2. «Послушай тишину»
Комната немного затемнена для обострения слуховыхощущений. В тишине ученик слушает отдельный шум или звук, на который раньше необращал внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя и т.д.
Задание 3. «Узнай по звуку»
Ребенок узнает различные предметы (карандаш,линейка, книга, ложка, монета) по звуку, который те издают при постукивании илипри падении.
Более сложный вариант: ребенок, закрыв глаза,должен узнать человека по голосу, звуку шагов.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Задачи занятия:
Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительных ощущений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись»; «Скажем добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомни добрые, хорошие слова на букву «В»(благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный,безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание,правописание, ясное восприятие и речь).
«Надеть шапку» — дети должны «мягко завернуть»уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звуксвоего голоса, когда они говорят или поют.
Основная часть
Задание 1. «Выполни команду»
Учитель дает разные команды: «встать», «сесть»,«открыть тетрадь, «закрыть тетрадь», «положить её на край парты», следит заправильностью и четкостью их выполнения.
Обратите внимание на учеников, которые не могут спервого раза, не переспрашивая, выполнить ваши команды.
Задание 2. «Какого цвета?»
Материал к заданию: разноцветные и контурныеизображения цветов, овощей, фруктов (см. материалы к урокам, рис. 1а, 1, 2).
Психолог показывает рис. 1а и просит учениковназвать цвет овощей и фруктов.
Затем показывает рис. 1. Ученик говорит, какогоцвета каждый из изображенных цветков. Далее предлагается раскрасить их.
То же задание в отношении овощей и фруктов нарис. 2.
Задание 3. «Цветные полоски»
Материал к заданию: десять прямоугольников (10×3см) из разноцветной бумаги для каждого ученика (см. материалы к урокам, рис.3).
Психолог с учеником сначала отрабатывает спомощью полосок умение правильно называть цвет. Затем предлагает разложить поцветам полоски так: сначала ту, цвет которой больше всего нравится, затемследующую, цвет которой наиболее приятен, и т.д. Затем это же заданиевыполняется наоборот: первой кладется полоска, цвет которой больше всего ненравится, потом менее неприятный и т.д. Могут быть и другие варианты: самыйтемный тон, затем чуть более светлый и т.д., самый светлый тон, немногопотемнее и т.д.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 3
Задачи занятия:
Ø Развитие артикуляции.
Ø Развитие пространственных представлений(усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между»,«сверху», «снизу»).
Вводная часть:
Создаем хорошее настроение:«Улыбнись!»; «Скажем добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомнидобрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный,веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики«Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).
Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышиглубоко, расслабь плечи и урони голову вперед. Позволь голове медленно качатьсяиз стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородоквычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Послеэтого голос звучит более уверенно.
Основная часть:
Задание 1.«Произнеси чисто»
Психолог произносит по одному разу каждоедвустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложныесогласные (а), и фразы со сложной слоговой структурой (б). Ученикбыстро их повторяет. Добиваться четкого произнесения каждого звука.
