X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ДЛЯ 1 — 4 КЛ. (ВАРИАНТ 8.3)

Поделиться статьей

ГКОУ «Тверская школа-интернат №2»

 

Принято назаседании                          «СОГЛАСОВАНО»                        «УТВЕРЖДАЮ»

МО«Служба сопровождения»                    Зам.директора по УВР             и.о.директора ГКОУ

Руководитель                                      __________________                Тверская школа-интернат №2»

КузнецоваС.Н.____________                                                     ЧистяковаС.О. ____________

от 25.08.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

СПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ДЛЯ 1 — 4 КЛ. (ВАРИАНТ 8.3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:  Кузнецова С.Н.

                                                                                                            

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

              .

 

 Тверь

  2021г.

 

Оглавление

1.     Пояснительнаязаписка…………………………………………………………….2

1.1.  Актуальность программы………………………………………………………………….4

1.2. Ожидаемыйрезультат……………………………………………………….5

1.3.Критерии эффективности программы………………………………………5

2.     Содержаниекоррекционного курса……………………………………………….6

2.1. Организациякоррекционно-развивающих занятий…………………………6

2.2.Этапы коррекционноразвивающейработы с детьми с РАС……………..6

2.3. Структура коррекционно-развивающихзанятий…………………………..7

2.4. Принципы проведениякоррекционно-развивающих занятий……………….7

3.     Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………………………..8

4.     Тематическоеи календарно-поурочное планирование …………………………9

5.     Контрольи оценка достижения планируемых результатов (личностных и предметных)обучающимися……………………………………………………..25

5.1.Пояснительная записка………………………………………………………25

5.2.Лист оценки  адаптации учащихся ………………………………………26

6.     Списоклитературы……………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Пояснительная записка

Рабочаяпрограмма коррекционно-развивающих занятий составлена на основании следующихнормативных документов:

1.Федеральногогосударственного образовательного стандартаобучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.Адаптированнойосновной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственнойотсталостью(интеллектуальными нарушениями);

 «Детскийаутизм — это особое нарушение психического развития. Наиболее существенныесимптомы РДА:

-одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах сокружающими, отгороженность от внешнего мира;

— сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипиям (непроизвольные, неосознанныеповторяющиеся движенияили действия);

-однообразие интересов и пристрастий, наличие сверхпривязанности к некоторымпредметам;

-слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери,вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада),  неспособностьдифференцировать людей и неодушевленные предметы;

-речевые нарушения;

-повышенная тревожность;

-недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

-наличие ритуалов;

У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаетсянарушение психического развития, т.е. нарушение, которое захватывает всестороны психики — сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную,эмоциональную сферы. Психическое развитие при этом не просто нарушается илизадерживается, оно искажается. Меняется сам стиль организации отношений смиром, его познания. При этом характерно, что наибольшие трудности такого ребенкасвязаны даже не с самим усвоением знаний и умений (хотя и это достаточно труднодля многих детей с РАС), а с их практическим использованием, причем наиболеебеспомощным он показывает себя именно во взаимодействии с людьми.

Имеющийсяна сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что дляэтой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные моделиобучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватногоих возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциалэтих детей. Очевидно, что организация школьного обучения детей с аутизмомтребует определения соотношения форм специального образования и интеграции вобщеобразовательную среду соответствующего их особым образовательнымпотребностям.

Одноиз главных направлений работы с детьми с нарушением РАС – это развития навыковкоммуникации и социализации, так как нарушение социальноговзаимодействия с окружающим мироми коммуникации приводит к искаженному развитию.

1.1 Актуальностьпрограммы:

Актуальность данной программы заключается в том, что онапредусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие  ребёнкана протяжении всего периода обучения в начальной школе, с учётом динамикиразвития каждого психического развития и каждой сферы психики.

Однаиз главных задачданной программы — помочь ребенку с РАС адаптироваться кколлективу с перспективой дальнейшей социализации, и поэтому коррекционнаяработа с таким ребенком имеет два основных направления:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

-Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с ребенком имеющим РАС.

-Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активностидетейимеющим РАС.

Впроцессе работы в поведении ребенка  с РАС выявляются стимулы, на которыенеобходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенкунравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его нааппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыковсамообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательныхдействий.

Детямс РАС наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться вкоррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, песочнуютерапию, игры с водой. Необходимо отметить важный момент: каждую игру илиупражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов), с учётом особенностей развития умственно отсталогоребёнка и зон ближайшего развития.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор ипостроение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясьна его потребности и потенциальные возможности.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование навыков коммуникации и социализации вусловиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) с расстройствамиаутистического спектра.

 

 

Задачи:

— формирование адекватного восприятияокружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов;

— обучение его простым навыкам контакта сокружающими,развитие умений социального взаимодействия;

— ориентация ребенкаво внешнем мире; 

— обучение более сложным формам поведенияребенка с расстройством аутического спектра;

1.2. Ожидаемый результат:

— смягчение характерного для детей РАС сенсорногои эмоционального дискомфорта; 
— повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; 
— преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

— развитие всех психических процессов.

1.3. Критерииэффективности программы

Эффективность работыопределяется при сравнении результатов входящей и заключительной диагностики,показывающей динамику развития, в ходе наблюдения за обучающимися в процессеработы по программе.  Кроме того, эффективность может быть установлена прианализе отзывов классного руководителя классов, отзывов родителей о позитивныхизменениях в поведении ребенка и отношении его к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Содержание коррекционногокурса

2.1. Организациякоррекционно-развивающихзанятий

Коррекционно-развивающие занятияпроводятся педагогом-психологом. Общее количество занятий:

Ø 1класс — 33 занятия.

Ø 1.1класс – 33 занятия

Ø 2класс – 34 занятия

Ø 3класс – 34 занятия

Ø 4класс – 34 занятия

Формаработы групповая (максимальное количество-5 человек). Индивидуальные занятияцелесообразны  в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнениемконкретных заданий-упражнений.

Частьзанятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие,коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

Занятиявходят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому входе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всегоучебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительскихсобраниях.

Индивидуальнаяи групповая работа с обучающимися включает в себя входную (в начале года) иитоговую (в конце учебного года) диагностику познавательных процессов;эмоционально-волевой и личностной сферы. Результаты диагностики могут бытьиспользованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлениикоррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

         2.2.Этапыкоррекционно-развивающей работы с детьми с РАС

1 Этап коррекционно-развивающей работы с детьми сРАС: установление контакта

Любаякоррекционно-развивающая работа начинается с установления положительногоэмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этапможет длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой дляобщения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое»,спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалиствыясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказываетсяобщаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы(мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальныеигрушки).

2 Этапкоррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения

Ведущей задачей данногоэтапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формированиеустановки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания,привыкание к ситуации обучения.

Очень важно соблюдать принцип постепенности,дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимаютвсе незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном,наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольнопроста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Инструкциии задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплятьжелаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временемпостепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

3 Этапкоррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы

На данном этапе решаются задачи интеллектуальногоразвития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевыхспособностей и возможностей.

2.3.Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятиеподразделяется на несколько блоков:

1. Создание эмоционального настроя вгруппе.

2.упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

3. Пальчиковая гимнастика (развитие общейи тонкой моторики, зрительно-моторной координации).

4. Игры и упражнения на развитие икоррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

5. Упражнения на формирование уменияпланировать свою деятельность, формирование мотивации познавательнойактивности.

6. Психогимнастика, настольные игры,рисуночные игры и другие.

7. Обобщение полученных знаний.

8. Рефлексия, подведение итогов занятия.

2.4.Принципы проведения коррекционно-развивающихзанятий

-безопасность;

-возрастное соответствие;

-преемственность (возможность переноса полученных занятий в дальнейшую учебнуюдеятельность);

-деятельностный принцип;

-принцип личностно-ориентированного подхода;

-активное использование пространственной среды;

-рефлексия;

— конфиденциальность;

 

 

III.Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

·       Компьютер;

·       Аудиовидеотека;

·       Мягкие модули;

·       Доска;

·       Цветные мелки;

·       Пластилин;

·       Цветная бумага, картон, клей;

·       Краски, карандаши, фломастеры;

·       Ковёр;

·       Бланки с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет