X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР»

Поделиться статьей

 

 

                           

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УПОДРОСТКОВ С ЗПР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     МОСКВА, 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральнымзаконом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 03.02.2015.

Документы,которые дают представлении об организации обучения детей с задержкойпсихического развития, детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

Актуальность программы

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевыхкомпетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ееформированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этомчрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а егооценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияетна последующую учебную деятельность.   Во-вторых, от коммуникативнойкомпетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частностиего эмоциональное благополучие в классном коллективе. В-третьих,коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательномпроцессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучияученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослойжизни.

Актуальность данной программы состоит в том, что коммуникативнаякомпетентность является сегодня неотъемлемым компонентом развития и становленияличности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, уменияи навыки, полученные в школе, а значит ее формирование способно являться однойиз главных задач учебно-воспитательного процесса.

     Именно  в подростковом возрасте закладываются  личностныеособенности, связанные  с ответственностью, рефлексивностью, целостностьюЯ-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развитиякоммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализацияподростка и интеграция его в современном обществе, и личностное становлениеподростка.

Таким образом, при разработке программы опиралась на понятиекоммуникативной компетенции предложенное В. Н. Куницыной, «Коммуникативнаякомпетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями,формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурныхнорм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфереобщения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативныхсредствах, присущих национальному, сословному менталитету». Разработаннаяпрограмма позволяет осуществлять целенаправленное  влияние на процесс развития коммуникативной  компетентности подростков

 

Характеристика обучающихся с задержкой психическогоразвития

 

Одной из основных причин трудно обучаемости и трудновоспитуемостиобучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психическогоразвития личности, которое в дефектологии получило название «задержкапсихического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнокимеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления,памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личностипроисходит замедленно, с отставанием от нормы.

Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяютребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет емуобщество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются изамечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность кустойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов иигровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении ираспределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению привыполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видовдеятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одномуили нескольким предметам. В основе школьных трудностей этих детей лежит неинтеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности.Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания наинтеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности вовремя занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей итормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпадеятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей сЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта.

В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всехвысших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР,в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могутосуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое,аналогичное задание.

Общими для всех обучающихся с ЗПРявляются в разной степени выраженные недостатки в формировании высшихпсихических функций, замедленный темп либо неравномерное становлениепознавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточночасто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручноймоторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Программа данного курса представляетсистему коррекционно-развивающих занятий для учеников 7 класса, имеющихзадержку психического развития. Программа коррекционно-развивающих занятийразработана и составлена по результатам диагностик познавательной сферыучащихся, в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также всоответствии с заключением ЦПМПК г. Москвы.

Данная рабочая программа направлена наликвидацию имеющихся и предупреждение возможных пробелов в знаниях обучающихся.В коррекционно-развивающую работу в образовательном процессе включены групповыеи индивидуальные коррекционные занятия, цель которых – преодолеть специфическиетрудности и недостатки, характерные данной группе учащихся.

Обоснованность программы. Рабочая программа коррекционнойработы обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитиидетей с ОВЗ и предполагает оказание помощи детям этой категории. Она построенана основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учетеповторяемости изучаемого материала и постепенности ввода нового. Учебныйматериал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколькона достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешнойсоциальной адаптации.

 

Содержание программы адаптируется к уровню развитияребенка. Обучающимся с ЗПРпо данной программе должна быть обеспечена коррекционная направленностьвсего образовательного процесса:

  • пролонгированные сроки обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.

Реализация программыосуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма — веры в возможностиобучающегося. Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивныхресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры вположительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком -вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальнойпользой и в интересах ребёнка.

2. Принцип системности. Принцип системного подхода –предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии спринципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы ивозможности ребенка.

Единство диагностики, коррекции иразвития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекциинарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонниймногоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие исогласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данномпроцессе всех участников образовательного процесса.

3. Принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и егородителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решенияпроблемы или определения подхода к её решению.

Предполагает, прежде всего, учет реальныхвозможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должнаопираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

4. Принцип деятельностного подходапредполагает,прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий виддеятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование,так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

5. Принципиндивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способовкоррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностейребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

6. Рекомендательный характероказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдениегарантированных законодательством прав родителей (законных представителей)детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьмиобразования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересыдетей, включая обязательное согласование с родителями (законнымипредставителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченнымивозможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения(классы, группы).

 

Общая цель коррекционно-развивающейработы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации еговнутреннего потенциала, помощь в преодолении трудностей, мешающих его развитию,формирование коммуникативных компетенций, помогающих наладить отношения со сверстникамии взрослыми.

 

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

 

Цели образовательно-коррекционной работы

·        коррекционно-развивающейработы состоит в том, чтобы содействовать развитию ребенка, создать условия дляреализации его внутреннего потенциала, помогать преодолевать отклонения,мешающие становлению личности.

·        коррекциянедостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы обучающихсясредствами изучаемого программного материала.

 

В коррекционно-развивающей работенеобходимо учитывать уровень развития ребенка, опираться на свойственныеданному возрасту особенности и достижения, создавать условия для эффективногоформирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются втекущий возрастной период.

Коррекционно-развивающую помощьнеобходимо начать оказывать как можно раньше, направив ее на доразвитие иисправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований,которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые развиваютсяособенно интенсивно в текущий период.

 

 Задачи и направления, реализуемые врамках рабочей программы:

 

·        Изучитьтеоретические основы развития коммуникативной компетенции и технологиикомпетентного подхода.

·        Исследовать имеющийся уровень развития коммуникативныхумений учащихся, используя диагностические методики.

·        Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитиюкоммуникативных компетенций подростков.

·       Провести  мониторинг уровня сформированности коммуникативныхкомпетенций, анализ, обобщение результатов, полученных в ходе реализациипрограммы.

·       Коррекцияотдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.

·       Формированиеучебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальныхпроцессов.

·        Гармонизацияпсихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своемуЯ.

·        Повышениеуверенности в себе,

·        Развитиесамостоятельности,

·        Формированиенавыков самоконтроля.

 

         Структура и содержание программы

 

В структуре программы использую основные направлениядеятельности педагога-психолога в школе.

1. Диагностическая работа: обеспечивает  выявление сформированностикоммуникативных умений подростков, проведение комплексного исследования и    подготовкурекомендаций по оказанию им психолого — педагогического сопровождения вусловиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

·        комплексныйсбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации отспециалистов разного профиля: учителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора.

·       изучениесоциальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнкаиспытывающих трудности в общении;

·       проведениедиагностического мониторинга сформированности коммуникативных умений;

·       анализуспешности психолого-педагогического сопровождения.

В ходе реализации программы был подобран   диагностическийинструментарий для изучения коммуникативной компетенции. В своей работе использую следующие диагностическиеинструменты:

1.      Наблюдение

2.      Беседа

3.      Анкетадля оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федрищиным.Методика позволяет  вычислить коэффициенты коммуникативных и организаторскихсклонностей (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:Учебное пособие. — М.:  Просвещение: ВЛАДОС, 1996г.).

4.      ТестЛ.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определенияуровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основныхкоммуникативных умений

 

          2. Коррекционно-развивающая работа обеспечиваетсвоевременную специализированную помощь в освоении содержания образования иразвитие коммуникативной компетенции обучающихся в условияхобщеобразовательного учреждения; способствует формированию коммуникативныхумений обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнкаметодов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательнымипотребностями;

— организацию и проведение групповыхкоррекционно-развивающих занятий, необходимых для развития коммуникативнойкомпетенции;

— системное воздействие научебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательногопроцесса.

В своей работе реализую следующиепсихолого-педагогические курсы:

 

1.       Психологический курс дляобучающихся с трудностью адаптации «Учимся решать проблемы» (М. Р.  Битянова).

Программа «Учимся решать проблемы»  М.Р.Битяновой и Т.В. Бегловой, является практико-ориентированной. Пособие включаетописание учебного психологического курса и сценарии учебных занятий, а такжеподробную разработку сюжетно-ролевых игр.

 Цель данной программы: Развитие у детейнавыков проектного подхода к проблемам, конкретнее — формирование основпроектного мышления.

Под проектным мышлением в данном курсепонимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу споследующим построением деятельности, направленной на ее решение.

В рамках курса предполагается решениеследующих задач:

·        формированиеу школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации какличной задачи деятельности;

·        формированиеу школьников представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению;

·        развитиенавыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемныхситуаций, возникающих в групповом процессе;

·        формированиеу школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуацииреальной жизнедеятельности и реального общения;

·        развитиесоциально-психологических качеств личности.

 Курс состоит из трех частей, первая изкоторых направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство спонятием «проблемная ситуация». Цель второй — знакомство с типами проблемныхситуаций. В этой части, которая, кстати, самая большая по объему, обучениеспособам решения проблем осуществляется на практических примерах, напримерпроблемах, которые возникают в процессе взаимодействия людей друг с другом.Третья часть — отработка навыков распознавания и решения проблемных ситуаций.

 Учебный курс разработан с учетом спецификиработы в школе, то есть каждое занятие продолжается 40 минут (1 урок), асюжетно-ролевая игра, которую рекомендуется проводить во второй половине дня, —40 минут. Занятие строится с учетом проблем обучающихся в адаптационный период,занятия проводятся 1 раз в неделю, курс рассчитан на 17 часов. В плане работыпедагога-психолога курс проводиться в октябре-ноябре учебного года.

Эта форма работы способствует успешности сточки зрения не только освоения школьником академической программы, но иприобретения им адекватных социальных навыков. Последнее обусловлено тем, чтоличностная окраска проблемы, над которой учащийся работает, оказывает серьезноевоздействие на его убеждения и, опосредованно, на поведение.

В наше время, когда доступна едва ли не любаяинформация, главным становится умение понять, что именно необходимо для выходаиз проблемной ситуации. Не менее важно и то, что развитие проектного мышленияспособствует формированию умения определить проблему, преобразовать ее в цельсвоей деятельности и проанализировать полученный результат. Полученные при этомнавыки могут найти применение не только в учебе, но и в повседневной, в томчисле профессиональной деятельности.

 

2.       Психологический курс «Этикаобщения».

         Обучение этике человеческих отношений в школе определяетсяролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого обучающегосяв отдельности. Курс «Этика общения» расширяет возможности обучающихся всовершенствовании речевых умений, развивает коммуникативные навыки.

          В ходе раскрытия содержания курса «Этика общения» пятиклассникам дается представление об основных нравственно-психологическихпроблемах общения, способах их решения. На занятиях раскрываются  идеи, понятияи  ценности, позволяющие глубже понять сферу общения. В ходе проведенияпрактических занятий, деловых игр и дискуссий рассматриваются механизмыреализации моральных ценностей человеческого общения.  Педагог-психологпобуждает обучающихся к поиску сознательных и этических обоснований решенийразличных проблемных и  конфликтных ситуаций.

    Программа  курса «Этика общения» состоит из 34 часов, проводиться 1раз в неделю.   При разработке курса ориентировалась на программу  уроков попсихологии «Я – подросток» автор А.В. Микляева.

    Программа курса состоит из трех содержательных блоков: «Общение –основа человеческих отношений» (10 часов), «Этика и культура общения» (20часов), «Самопознание в общении» (5 часов). В первом блоке рассматриваютсяразличные категории общения: вербальное, невербальное общение, барьеры истереотипы в общении, конфликты, причины и способы поведения. Практическаячасть данного блока направлена на развитие коммуникативных навыков в различныхситуациях общения, на разрешение конфликтных ситуаций, отработка конструктивныхприемов. В блоке «Этика и культура общения» рассматриваются такие категориикак: этика и этикет в различных жизненных ситуациях, внешняя и внутренняявоспитанность, честность и правдивость, манеры поведения. В третьем блоке курсабольшое внимание уделяется развитию способности самовыражения и самооценки обучающихся,исследование различных моделей коммуникативной компетенции.

       Программа «Этика общения» не предполагает отметочную систему,отслеживание эффективности программы происходит при помощи самооцениванияобучающихся. Разработана  бальная система оценивания работы на уроке. Дляпроведения мониторинга реализации программы использую методику для изучениякоммуникативные навыков.

              3.  Консультационная работа обеспечивает непрерывностьпсихолого-педагогического сопровождения обучающихся;

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по развитиюкоммуникативной компетенции;

— консультирование педагогов по выборуиндивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

— консультативную помощь семье в вопросах выборастратегии воспитания и развития коммуникативной компетенции,  приёмов обученияобучающегося.

 

4. Информационно-просветительскаяработа со всеми участниками образовательного процесса,направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным сособенностями образовательного процесса по развитию коммуникативнойкомпетенции.

Информационно-просветительская работапредусматривает:

— различные формы просветительской деятельности(лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов иродителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различныхкатегорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Описание места иформы коррекционного курса  в учебном плане

 

Программакоррекционного курса является частью коррекционно-развивающей области согласноФГОС ОВЗ[1].

Продолжительностькоррекционного периода с  сентября по май. В первой половине сентябряпроводится входная (стартовая) диагностика, в первую рабочую неделю января –промежуточная, во вторую половину мая – итоговая.

Коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут, 34 рабочие недели.  Занятияпроводятся индивидуально.Модель учебного занятиялюбого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:·организационного,· проверочного, подготовительного,· основного,· контрольного,·итогового,· рефлексивного, информационного.

Основаниемдля выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строитсякак смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление –запоминание – применение – обобщение – систематизация. Целевые установки занятия направлены на определённые, конкретные целиданного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие нареальный, достижимый результат. 

Курс способствует формированию у учащихсяличностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, умений.

 

Личностные универсальные учебныедействия:

     принятие иосвоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимыхмотивов учебной деятельности;

     способностьк осмыслению социального окружения, своего места в нем,

     принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

     формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;

     развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;

     развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;

     развитиеадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимомжизнеобеспечении;

    владениенавыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Метапредметные универсальныеучебные действия:

     овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных ипрактических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

     формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;

     формированиеумения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

     готовностьслушать собеседника и вести диалог;

     готовностьпризнавать возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою;

     излагатьсвое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

     готовностьконструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон исотрудничества;

 

Предметные универсальные учебныедействия:

    анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать изних верные;

    применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмыдля работы с головоломками;

    выявлять закономерности;

    объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

    объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданномусловии;

     выделять существенные признаки предметов;

    сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и  делатьвыводы;

    определять последовательность событий;

 

 

Тематическое планирование коррекционного курса

 

N п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во занятий

1

Диагностика

2

2

Часть первая. Учимся сотрудничать

 

 

Учимся решать проблемы вместе

1

3

Учимся договариваться и уступать

1

 

Учимся распознавать проблемы

 

4

Проблемы, похожие на мозаику

2

5

Проблемы, похожие на многослойное желе

1

6

Проблемы, похожие на снежинку

2

7

Мы строим парк

2

8

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

2

9

Проблемы, похожие на притчу о слоне

1

 

Учимся решать проблемы

 

10

     Учимся определять тип проблемы

1

11

Учимся находить решение проблемы

2

12

Однажды в городе N… (итоговая игра)

2

13

Промежуточная диагностика

1

 

Встречи с самим собой

 

14

Что значит «Я подросток?»

1

15

Как узнать эмоцию?

2

16

Я наблюдатель

1

17

Мои эмоции

1

18

Эмоциональный словарь

1

19

Чувства «полезные и вредные»

1

20

Сказка «страна чувств»

1

21

Нужно ли управлять своими эмоциями?

3

22

Что такое «запретные чувства?»

1

23

Какие чувства мы скрываем?

1

24

«Маска»

2

25

«Я» в бумажном зеркале

1

26

«Бумажное отражение»

1

27

Что такое страх?

1

28

Страхи и страшилки

2

29

Страшная-страшная сказка

2

30

Побеждаем все тревоги

2

31

Что они обо мне думают

1

32

Страх оценки

2

33

Злость и агрессия

1

34

Как справиться злостью

2

35

Лист гнева

1

36

Обида

2

37

Как простить обиду?

1

38

Ах, чем я виноват?

1

39

Что такое эмпатия?

1

40

Зачем мне нужна эмпатия?

1

41

Развиваем эмпатию

2

42

Ещё раз про эмпатию

1

43

Эмпатия в действии

1

44

Способы выражения чувств

2

45

Тренировка «Я-высказываний»

1

46

Коплименты

1

47

Подведение итогов

1

48

Диагностика

2

 

Итого

68

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение программы

   Материально‑техническое обеспечение:

Материально‑техническое обеспечение заключается всоздании надлежащей материально‑технической базы, позволяющей обеспечитьадаптивную и коррекционно‑развивающую среды  образовательного учреждения.

Для реализации программы имеется оснащенность:

1. Кабинет тренинговой работы, который оснащенмультимедийным оборудованием.

2. Рабочий кабинет,  оснащенный современнымоборудованием, наличием методической литературы.

 

 

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение психолого-педагогических условий:развивающая направленность психолого-педагогического сопровождения; учётиндивидуальных особенностей обучающихся; соблюдение комфортногопсихоэмоционального режима; использование современных психолого-педагогическихтехнологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизацииобразовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;

— обеспечение здоровьесберегающих условий: укрепление физического ипсихического здоровья, профилактика физических, умственных и психологическихперегрузок обучающихся,

 

Список литературы:

1.      Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] /Режим доступа: http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.

2.      Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми имножественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст]/ под. ред. И. М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007. – 239с.

3.      Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии :педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В.Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240с.

4.      Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству :методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

5.      Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программыкоррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста сотклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитаниеи обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.

6.      Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении:концепция, аспекты оценки индивидуальности и планированиекоррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ;под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. –128с.

7.      Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка какусловие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников сзадержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционнаяпедагогика. – 2005. — № 1(7). – С. 62-67.

8.      Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детеймладенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домеребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс]

9.      Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания икоррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическиминарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000.- № 5. – С. 86-96.

10.   Хуторской, А.В.Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? :пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2005. – 383

11.  АнцуповА.Я., Шипилов А.И. Словарь. – СПб.: Питер, 2006. – 528с. С. 206, 455.

  1. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд. «Ось – 89», 2001. – 224с.
  2. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512с. С. 178-186.
  4. Дубов С.И. Групповая психология. Формы групповой работы// Журнал прикладной психологии. 2002,№1. – С. 51-68.
  5. Завуч. Управление  современной школой      №  1  — 2007 г.,   №  4 — 2007 г. , №  8 — 2006 г.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010 (а).
  7. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 256с.

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительныематериалы

 

1.       Сокращенный опросник Басса — Дарки.

Инструкция: «Опросник состоит из 40 утверждений, на каждое из которыхнужно ответить «да» иди «нет», поставив «+» или «-» рядом с номеромутверждения».

1. Если я разозлюсь, то могу ударитького-нибудь

2. Я никогда не раздражаюсь настолько,чтобы кидаться предметами

3. Я легко раздражаюсь, но и быстроуспокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я невыполню просьбу

5. Мне кажется, судьба ко мненесправедлива

6. Я знаю, что люди говорят за моей спиной

7. Я не могу удержаться от спора, еслилюди не согласны со мной 

8. Если мне случалось кого-то обмануть, яиспытывал мучительные угрызения совести 

9. Мне кажется, что я неспособен ударитьчеловека

10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

11. Иногда люди раздражают меня простосвоим присутствием

12. Если мне не нравится установленноеправило, мне хочется его нарушить

13. Иногда меня гложет зависть, хотя я ине показываю этого

14. Я думаю, что многие люди не любят меня

15. Я требую, чтобы люди уважали мои права

16. Иногда мне на ум приходят мысли,которых я стыжусь

17. Я знаю людей, которые способны довестименя до драки

18. Иногда я выражаю свой гнев тем, чтостучу кулаком по столу

19. Я часто чувствую себя как пороховаябочка, готовая взорваться

20. Если кто-то корчит из себя начальника,я всегда поступаю ему наперекор

21. Нет людей, которых бы я по настоящемуненавидел

22. Довольно много людей мне завидуют

23. Даже если я злюсь, то не прибегаю к«сильным» выражениям

24. Люди, увиливающие от работы, должныиспытывать чувство вины

25. Я редко даю сдачи, даже если кто-тоударит меня 

26. Я могу вспомнить случаи, когда былнастолько зол, что хватал первый попавшийся предмет и ломал его 

27. Я бываю грубоват по отношению к людям,которые мне не нравятся 

28. Когда со мной разговаривают команднымтоном, мне ничего не хочется делать

29. Я обычно стараюсь скрывать плохоеотношение к людям

30. Иногда не кажется, что люди смеютсянадо мной

31. Если кто-то раздражает меня, я готовсказать ему все, что я про него думаю 

32. Меня угнетает то, что я мало помогаюсвоим родителям

33. Если кто-то первым ударит меня, я неотвечу ему

34. В споре я часто повышаю голос

35. Я не раздражаюсь из-за мелочей 

36. Когда люди корчат из себя начальника,я делаю все, чтобы они не зазнавались 

37. Я не всегда получаю то, что заслуживаю

38. У меня нет врагов, которые хотели бымне навредить

39. Я часто просто угрожаю людям, хотя ине собираюсь приводить свои угрозы в исполнение

  40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

При обработке результатов тестирования подсчитывается количествосовпадений с ключом по каждой из шкал:

Физическая агрессия

-9

-25

   -33

Косвенная агрессия

-2

Раздражительность

-35

Негативизм

Обидчивость

-21

Подозрительность

-38

Словесная агрессия

-23

Чувство вины

 

Модифицированный вариант методики VASA для диагностикитревожности подростков.

    

В рабочих тетрадях приведен ответный бланк, представляющий собойтри отрезка длиной по 10 см. Необходимо крестиком отметить собственное место наэтом отрезке, допустив, что на левом полюсе находятся самые спокойные люди, ана правом – самые беспокойные:

 

Обработка предполагает измерение расстояния от левого краяотрезков и подсчет среднего показателя по формуле:

https://konspekta.net/lektsianew/baza6/595109844350.files/image034.jpg

 

Тревожность=(L1 + L2 + L3) / 3 где L – расстояние от левого концакаждого отрезка до отметки подростка.

 

Люди, которые совсем не беспокоятся Беспокойные люди

https://konspekta.net/lektsianew/baza6/595109844350.files/image036.jpgПо поводу школьных дел(оценок,контрольных работ и т.д.)

 

https://konspekta.net/lektsianew/baza6/595109844350.files/image036.jpg По поводу своих отношений содноклассниками (симпатии, дружба-вражда т.д.)

 

https://konspekta.net/lektsianew/baza6/595109844350.files/image036.jpg По поводу самого себя (своейвнешности, характера, поведения)

 

.

2.      ТестЛ.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определенияуровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основныхкоммуникативных умений.

Благодаряметодике «Тест-опросник коммуникативных умений» каждый, начиная сподросткового
возраста, может определить степень сформированности своих коммуникативныхумений в общении:
1) со сверстниками и 2) со взрослыми людьми.
В каждом из этих вариантов оценкой служит процент правильных реакций. Тест-опросниккоммуникативных умений может использоваться, как в формеиндивидуальной самопроверки, так и в режиме группового тестирования,осуществляемого экзаменатором.

К концуобучения в начальной школе у детей резко возрастает стремление к правильному,гармоничному построению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Причем нетолько с теми, с кем приходится постоянно общаться (в первую очередь — сродителями и учителями), но и со случайно встретившимися людьми, контакты скоторыми носят мимолетный характер. Как постоянные, так и эпизодическиеконтакты требуют особых умений, которые именуются коммуникативными (от слова«коммуникация» — «связь», «общение»). Нужно уметь, например, обратиться кнезнакомому человеку с какой-либо просьбой, правильно отреагировать на просьбудругого человека, извиниться за невольно причиненное неудобство, с подобающейскромностью ответить на чей-либо комплимент. Обладание такого рода умениямиделает общение легким и приятным для обоих партнеров. С другойстороны, недостаточная сформированность коммуникативных умений нередко приводитк возникновению конфликтных ситуаций, к проявлениям агрессивности, ничем неоправданной враждебности или, наоборот, к пассивности, бездеятельности,равнодушию в отношении потребностей и просьб других людей.
Коммуникативные умение вырабатываются различными способами:благодаря наставлениям и личному примеру взрослых, из чтения литературы, врезультате специального обучения правилам культурного поведения и даже путемособых тренировочных упражнений (социально-психологический тренинг). Каждый,вероятно, хотел бы тем или иным способом повысить уровень своей коммуникативнойкультуры. Но для этого нужно прежде всего знать, каков этот уровень сегодня. Посравнению, скажем, с определенным эталоном, так сказать, идеальным уровнем.Далее можно сравнивать себя со своими сверстниками — кто ближе к этому эталону?Помочь каждому желающему решить эту задачу в индивидуальном порядке, в формесамопроверки, и призван «Тест-опросник коммуникативных умений», которыйпредлагается Вашему вниманию.

ТестЛ.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определенияуровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основныхкоммуникативных умений.

Инструкция: Мы просим Вас внимательнопрочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней.Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Выдействительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало быделать.

1.       Кто-либо говорит Вам: Мнекажется, что Вы замечательный человек. Вы обычно в подобныхситуациях: 
а) Говорите: Нет, что Вы! Я таким не являюсь. 
б) Говорите с улыбкой: Спасибо, я действительно человеквыдающийся. 
в) Говорите: Спасибо. 
г) Ничего не говорите и при этом краснеете. 
д) Говорите: Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшуюсторону.

2.       Кто-либо совершает действие илипоступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаяхВы обычно: 
а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и приэтом говорите: Нормально! 
б) Говорите: Это было отлично, но я видел результаты получше. 
в) Ничего не говорите. 
г) Говорите: Я могу сделать гораздо лучше. 
д) Говорите: Это действительно замечательно!

3.       Вы занимаетесь делом, которое Вамнравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит:Мне это не нравится! Обычно в таких случаях Вы: 
а) Говорите: Вы — болван! 
б) Говорите: Я все же думаю, что это заслуживает хорошейоценки. 
в) Говорите: Вы правы, хотя на самом деле не согласны с этим. 
г) Говорите: Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этомпонимаете. 
д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4.       Вы забыли взять с собой какой-топредмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: Вы такойрастяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена кплечам. Обычно Вы в ответ: 
а) Говорите: Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этомпонимаете! 
б) Говорите: Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа. 
в) Говорите: Если кто-либо растяпа, то это Вы. 
г) Говорите: У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценкитолько за то, что забыл что-то. 
д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5.       Кто-либо, с кем Вы договорилисьвстретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот недает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно: 
а) Говорите: Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать. 
б) Говорите: Я все думал, когда же Вы придете. 
в) Говорите: Это был последний раз, когда я заставил себя ожидатьВас. 
г) Ничего не говорите этому человеку. 
д) Говорите: Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!

6.       Вам нужно, чтобы кто-либо сделалдля Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы: 
а) Никого ни о чем не просите. 
б) Говорите: Вы должны сделать это для меня. 
в) Говорите: Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?, послеэтого объясняете суть дела. 
г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека. 
д) Говорите: Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня.

7.       Вы знаете, что кто-то чувствуетсебя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы: 
а) Говорите: Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь? 
б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о егосостоянии. 
в) Говорите: У Вас какая-то неприятность? 
г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой. 
д) Смеясь говорите: Вы просто как большой ребенок!

8.       Вы чувствуете себя расстроенным, акто-либо говорит: Вы выглядите расстроенным. Обычно в такихситуациях Вы: 
а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете. 
б) Говорите: Это не Ваше дело! 
в) Говорите: Да, я немного расстроен. Спасибо за участие. 
г) Говорите: Пустяки. 
д) Говорите: Я расстроен, оставьте меня одного.

9.       Кто-либо порицает Вас за ошибку,совершенную другими. В таких случаях Вы обычно: 
а) Говорите: Вы с ума сошли! 
б) Говорите: Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-тодругой. 
в) Говорите: Я не думаю, что это моя вина. 
г) Говорите: Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Выговорите. 
д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

10.   Кто-либо просит Вас сделать что-либо, ноВы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы: 
а) Говорите: Это не имеет никакого смысла, я не хочу этоделать. 
б) Выполняете просьбу и ничего не говорите. 
в) Говорите: Это глупость; я не собираюсь этого делать. 
г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: Объясните, пожалуйста, почемуэто должно быть сделано. 
д) Говорите: Если Вы этого хотите…, после чего выполняетепросьбу.

11.   Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то,что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно: 
а) Говорите: Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей. 
б) Говорите: Нет, это не было столь здорово. 
в) Говорите: Правильно, я действительно это делаю лучше всех. 
г) Говорите: Спасибо. 
д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12.   Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычнов таких случаях Вы: 
а) Говорите: Вы действительно были очень любезны по отношению комне. 
б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите:Да, спасибо. 
в) Говорите: Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но язаслуживаю большего. 
г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите. 
д) Говорите: Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо.

13.   Вы разговариваете с приятелем оченьгромко, и кто-либо говорит Вам: Извините, но Вы ведете себя слишкомшумно. В таких случаях Вы обычно: 
а) Немедленно прекращаете беседу. 
б) Говорите: Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда. 
в) Говорите: Извините, я буду говорить тише, после чего ведетсябеседа приглушенным голосом. 
г) Говорите: Извините и прекращаете беседу. 
д) Говорите: Все в порядке и продолжаете громко разговаривать.

14.   Вы стоите в очереди, и кто-либо становитсявпереди Вас. Обычно в таких случаях Вы: 
а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например:Некоторые люди ведут себя очень нервно. 
б) Говорите: Становитесь в хвост очереди! 
в) Ничего не говорите этому типу. 
г) Говорите громко: Выйди из очереди, ты, нахал! 
д) Говорите: Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конецочереди.

15.   Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вамне нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаяхВы: 
а) Выкрикиваете: Вы болван, я ненавижу Вас! 
б) Говорите: Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Выделаете. 
в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите. 
г) Говорите: Я рассержен. Вы мне не нравитесь. 
д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16.   Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Выхотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы: 
а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь. 
б) Воздерживаетесь от всяких просьб. 
в) Отбираете эту вещь. 
г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, изатем просите его у него. 
д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17.   Кто-либо спрашивает, может ли он получитьу Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новыйпредмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно: 
а) Говорите: Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться;может быть когда-нибудь потом. 
б) Говорите: Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можетепопользоваться им. 
в) Говорите: Нет, приобретайте свой! 
г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию. 
д) Говорите: Вы с ума сошли!

18.   Какие-то люде ведут беседу о хобби,которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В такихслучаях Вы обычно: 
а) Не говорите ничего. 
б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этомхобби. 
в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор. 
г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Васвнимание. 
д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравитсяэто хобби.

19.   Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либоспрашивает: Что Вы делаете? Обычно Вы: 
а) Говорите: О, это пустяк. Или: Да ничегоособенного. 
б) Говорите: Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят? 
в) Продолжаете молча работать. 
г) Говорите: Это совсем Вас не касается. 
д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

20.   Вы видите споткнувшегося и падающегочеловека. В таких случаях Вы: 
а) Рассмеявшись, говорите: Почему Вы не смотрите под ноги? 
б) Говорите: У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вассделать? 
в) Спрашиваете: Что случилось? 
г) Говорите: Это все колдобины в тротуаре. 
д) Никак не реагируете на это событие.

21.   Вы стукнулись головой о полку и набилишишку. Кто-либо говорит: С Вами все в порядке? Обычно Вы: 
а) Говорите: Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня впокое! 
б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека. 
в) Говорите: Почему Вы не занимаетесь своим делом? 
г) Говорите: Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание комне. 
д) Говорите: Пустяки, у меня все будет окей.

22.   Вы допустили ошибку, но вина за неевозложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы: 
а) Не говорите ничего. 
б) Говорите: Это их ошибка! 
в) Говорите: Эту ошибку допустил Я. 
г) Говорите: Я не думаю, что это сделал этот человек. 
д) Говорите: Это их горькая доля.

23.   Вы чувствуете себя оскорбленным словами,сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно: 
а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас. 
б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать. 
в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным. 
г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени. 
д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он недолжен этого делать снова.

24.   Кто-либо часто перебивает, когда Выговорите. Обычно в таких случаях Вы: 
а) Говорите: Извините, но я хотел бы закончить то, о чемрассказывал. 
б) Говорите: Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ? 
в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ. 
г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь. 
д) Говорите: Замолчите! Вы меня перебили!

25.   Кто-либо просит Вас сделать что-либо, чтопомешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно: 
а) Говорите: Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Выхотите. 
б) Говорите: Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще. 
в) Говорите: Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите. 
г) Говорите: Отойдите, оставьте меня в покое. 
д) Говорите: Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть,когда-нибудь потом.

26.   Вы видите кого-либо, с кем хотели бывстретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно: 
а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу. 
б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с нимразговор. 
в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами. 
г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах,совершенных Вами. 
д) Ничего не говорите этому человеку.

27.   Кто-либо, кого Вы раньше не встречали,останавливается и окликает Вас возгласом Привет! В таких случаях Выобычно: 
а) Говорите: Что Вам угодно? 
б) Не говорите ничего 
в) Говорите: Оставьте меня в покое. 
г) Произносите в ответ Привет!, представляетесь и просите этогочеловека представиться в свою очередь. 
д) Киваете головой, произносите Привет! и проходите мимо.

Данныйтест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен потипу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторыйэталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному,партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числуправильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильныеснизу (зависимые) и неправильные сверху (агрессивные).Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуациипредлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущийименно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или болеевариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторамипредлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типуреагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому илиагрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильныхответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Всевопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций: 
— ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера(вопросы 1, 2, 11, 12) 
— ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать наотрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24) 
— ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой(вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25) 
— ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27) 
— ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств исостояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов:

Отметьте,какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждойпредложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты:какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блокиумений:

1.       Умение оказывать и принимать знакивнимания (комплименты) от сверстника — вопросы 1, 2, 11, 12.

2.       Реагирование на справедливуюкритику — вопросы 4, 13.

3.       Реагирование на несправедливуюкритику — вопросы 3, 9.

4.       Реагирование на задевающее,провоцирующее поведение со стороны собеседника — вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

5.       Умение обратиться к сверстнику спросьбой — вопросы 6, 16.

6.       Умение ответить отказом на чужуюпросьбу, сказать нет — вопросы 10, 17, 25.

7.       Умение самому оказать сочувствие,поддержку — вопросы 7, 20.

8.       Умение самому принимать сочувствиеи поддержку со стороны сверстников — вопросы 8, 21.

9.       Умение вступить в контакт с другимчеловеком, контактность — вопросы 18, 26.

10.   Реагирование на попытку вступить с тобой вконтакт — вопросы 19, 27.

КЛЮЧИ

зависимые

компетентные

агрессивные

1

АГ

БВ

Д

2

АВ

Д

БГ

3

ВД

Б

АГ

4

БД

Г

АВ

5

Г

АБ

ВД

6

АГ

ВД

Б

7

БГ

АВ

Д

8

АГ

В

БД

9

Д

БВ

АГ

10

БД

Г

АВ

11

БД

Г

АВ

12

БГ

А

ВД

13

АГ

В

БД

14

АВ

Д

БГ

15

ВД

Б

АГ

16

БД

Г

АВ

17

Г

АБ

ДВ

18

АГ

В

БД

19

АВ

Д

БГ

20

ГД

БВ

А

21

Б

ГД

АВ

22

А

ВГ

БД

23

АВ

Д

БГ

24

Г

АБ

ВД

25

В

АД

БГ

26

ВД

АБ

Г

27

БД

АГ

В


3. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1 (В.А.Синявский, Б.А. Федоришин)

Инструкция. Вам нужно ответить на всевопросы, свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу, выражая согласие сответом знаком «+», а несогласие – знаком «–». Отвечая, представляйте себетипичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Отвечайте быстро. Плохих илихороших ответов здесь нет.

 

1.Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию Вашегорешения?

3.Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-то из Вашихтоварищей.

4.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7.Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-тодругими занятиями, чем с людьми?

8.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Выотступаете от них?

9.Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас повозрасту?

10.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игрыи развлечения?

11.Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании?

12.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнитьсегодня?

13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии сВашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения имисвоих обещаний, обязательств, обязанностей ?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новымчеловеком?

18.Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, еслиприходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

 25. Любите лиВы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересыВаших товарищей?

27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?

28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Считаете ли Вы, что Вас не представляет особого труда внести оживление вмалознакомую для Вас компанию?

30.Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе, в классе?

31.Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно небыло сразу принято Вашими товарищами?

33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?

34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своихтоварищей?

35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когдаприходится говорить что-то большой группе людей?

36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у Вас много друзей?

38.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомымилюдьми?

40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группысвоих товарищей?

 

Обработкарезультатов. Определяетсяколичество совпадающих с ключом ответов по каждому из разделов методики.

Коммуникативныесклонности: 1+,3–, 5 +, 7–, 9+, 11–, 13 +, 15–, 17+, 19–,

21+, 23–, 25+, 27–, 29 +, 31–, 33+, 35–, 37 +, 39–.

Организаторскиесклонности: 2+,3–, 6 +, 8–, 10+, 12–, 14 +, 16–, 18+, 20–,

22+, 24–, 26+, 28–, 30+, 32–, 34+, 36–, 38 +, 40–.

 

Оценочныйкоэффициент определяется отношением числа совпадающих ответов по каждомуразделу к максимально возможному числу совпадений (20).

 

Шкаладля оценки уровня коммуникативных склонностей (КС):

от0,10 до 0,45 – низкий уровень;

от0,46 до 0,55 – ниже среднего;

от0,56 до 0, 65 – средний;

от0,66 до 0,75 – высокий;

от0,76 до 1,00 – очень высокий.

 

Шкаладля оценки уровня организаторских склонностей (ОС):

от0,20 до 0,55 – низкий уровень;

от0,56 до 0,65 – ниже среднего;

от0,66 до 0, 70 – средний;

от0,71 до 0,80 – высокий;

от0,81 до 1,00 – очень высокий.

Анализполученных результатов.

Испытуемые,получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативныхи организаторских склонностей.

Испытуемым,получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонностиприсущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себяскованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине ссобой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установленииконтактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются внезнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды;проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многихделах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Дляиспытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровеньпроявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятсяконтактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей неотличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонностинеобходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые,получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнемпроявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться вновой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить кругсвоих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким.Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие ворганизации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решениев трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутреннимустремлениям.

Испытуемые,получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнемпроявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытываютпотребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней,быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новомколлективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложнойситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение идобиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление внезнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивыв деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые быудовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет