Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Патриот»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 10- 14 лет
Уровень: базовый
Срок реализации: 1 год
Оглавление
1.Комплексосновных характеристик программы
1.1Пояснительная записка……………………………………………………… 3
1.2.Цели и задачи программы…………………………………………………… 7
1.3.Воспитательный потенциал программы……………………………………. 8
1.4. Содержание программы……………………………………………………… 8
1.5. Планируемыерезультаты……………………………………………………. 12
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарныйучебный график …………………………………… …………13
2.2 Условия реализации программы………………………………………………13
2.3.Формы аттестации……………………………………………………………14
2.4. Список литературы……………………………………………………………15
3.Приложения
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Патриотическое воспитание, являясь основополагающей инеотъемлемой частью общего воспитательного процесса, представляет собойсистему совместной целенаправленной деятельности органов государственнойвласти, образовательных учреждений, спортивных и общественных организаций поформированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания,чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долгаи конституционных обязанностей по защите интересов Родины и рассматривается как самая главная составляющая в воспитании иформировании личности человека.
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Патриот» разработана наосновании следующих нормативно- правовых документов:
— Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями на 01.07.2020) [9];
— Федеральный закон Российской Федерацииот 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020) [10];
— Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегическихзадачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [22];
— Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [21];
— Национальный проект «Образование» — ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [6];
— Стратегия развития воспитания вРоссийской Федерации на период до 2025года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29.05.2015 г. № 996-р [20];
— Концепция развития дополнительногообразования детей, утверждена распоряжениемПравительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р [3];
— Федеральный проект «Успех каждогоребенка» — ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитетапо национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3 [23];
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи» [15];
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [16];
— ПриказМинпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевоймодели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» [18];
— ПриказМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17].
— Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включаяразноуровневые программы)» [11; 13];
— Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019) [8].
— Учебный план Муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждения «Ботаническая средняя общеобразовательнаяшкола» Раздольненского района Республики Крым, рассмотрен и одобрен назаседании педагогического совета от 30.08.2021г. протокол №08.
— Положение о рабочей программе учебногопредмета (учебного курса, элективного курса, факультатива, внеурочнойдеятельности, программ дополнительного образования) Муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждения «Ботаническая средняя общеобразовательная школа»Раздольненского района Республики Крым, утвержденное приказом от 16.05.2021г. №193/осн.
Направленностьдополнительной образовательной программы. Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себяначальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. Воснове практики военно-патриотического воспитания должен лежать принципединства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформироватькачества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость,силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки построевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактическойподготовки.
Новизна, актуальность,педагогическая целесообразность. Навыкиюнармейских специальностей школьники получают в течение учебного года. Своиумения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и подвижныхспортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах,викторинах.
Отличительные особенностиданной дополнительной образовательной программы: в том, что она в полной мере позволяет подросткам освоитьюнармейское дело, увлекает их гражданско – патриотическим воспитанием.
Педагогическаяцелесообразность. Программа предусматриваетсочетание тренировочных занятий, различных соревновательных и познавательныхмероприятий, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спортаи знания из различных областей наук. Тренировочные занятия проводятся всоответствии с календарно-тематическим планом Особое место отведено циклумероприятий, посвященных формированию у подростков основы для их подготовки кдостойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще, выработкипотребности у ребенка в здоровом образе жизни.
Содержание программынаправлено на развитие личности подростка и включение его в разнообразиечеловеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Погружаяребенка в атмосферу патриотического движения, мы даем ему возможность открыть всебе положительные качества личности, попробовать себя в роли военнослужащего,ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности;осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний,умений, навыков и профессиональных компетенций.
Программа базируется на следующих принципах:
— принцип гуманитаризации (формирование нравственности и духовности на основеобщекультурных и национальных патриотических традиций);
— принцип гуманизации (обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей,личностного и индивидуального подхода);
— принцип демократизации (реализация педагогики сотрудничества, самоорганизации исамоопределение в выборе вариантов обучения);
— принцип развивающего военно-патриотического воспитания (целеполагание,планирование, реализация, рефлексия, постановка новых целей);
— принцип осознания (осознание своего места и психического состояния,возникающего из особенностей профессиональной и военной подготовки);
— принцип соблюдения армейской субординации; — принцип экологического подхода квоспитанию (целостное видение мира, видение себя и своей человеческой функцииво взаимоотношении с обществом, государством, армией);
— принципвзаимоуважения.
Адресат программы
К освоениюобразовательной программе допускаются обучающиеся школы от 10 до 14 лет. Программа рассчитана на 1год для работы с учащимися, независимо от наличия у них специальныхфизических данных.
Объеми срок освоения программы
Данная программа обучениярассчитана на 68 часов в год, необходимых для освоения программы. Программарассчитана на 2021 – 2022 учебный год.
Уровень программы- общеразвивающая, базовогоуровня.
Форма обучения:Программа рассчитана на очную форму обучения (с учетом Федерального закона от29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации) ивключает 68 занятий (теории и практики).
Обучение очное, групповое.
Формы проведения занятий: многократное самостоятельноевыполнение движений, игровые упражнения, подвижные игры, игры-соревнования,эстафеты, строевые действия.
Особенностиорганизации образовательного процесса-количество человек в группе (кружок) -15 детей. Зачислениеосуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей)без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам.
Режим занятий- программареализуется из расчёта 68часов в год по 2 часа в неделю.