Пояснительная записка
Адаптированнаяпрограмма вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И.Белоусенко «Постановка певческого голоса» 2006, Д. Огороднова «Музыкально-певческоевоспитание детей» 2001, Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2018г.
Срок реализацииадаптированной программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитанапрограмма – 10-12 лет.
Содержание программы:
1. Певческаяустановка
0бщие правила пениявключают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. Приэтом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следуетзадирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольшихпределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшееголосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитаниеэлементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широкораспространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голосасвидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, приэтом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих тольконижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей,которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко инезаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха передпением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производитсяровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыханиядети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируетсяестественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научитьдетей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верноорганизует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитиюдыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование приголосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильнойработы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыханиечерез нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песенпользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почтинезаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычкаделать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническоезначение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируетсятолько при вдохе через нос).
Работой над экономными более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания.Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточноглубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохедыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному инапряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развитиянавыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыханиивсю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, гденадо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционныезадачи.
Правильноеформирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умениепеть связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знатьартикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточногоаппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть,полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог используетупражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождаяего от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный«о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формыи несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладаетсобранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой«высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формырта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклостии глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следуетначинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстиесужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучаниядругих гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти отречевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласныхизменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторевзаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует напоследующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. Вработе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, еговысокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, прикотором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствиянебольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкостизвучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличиемполугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только заформой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача дляпедагога — научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетаниис согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношениясогласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткоеформирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движенийкончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б,п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленькогоязычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой илитвёрдой).
Для «размягчения»звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости — слоги ссогласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений вотношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработкаподвижности голоса.
Это качествоприобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции.Подвижность или гибкость голоса — искусство исполнения произведения снеобходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением),усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должнасоблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе,надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют техническиеупражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затратымышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогуследует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационномотношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражненияполутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса — еслидети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна дляовладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувстваметроритма.
Такая работаосуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу)или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждоепроизведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей.Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираютсяспециальные конкретные упражнения.
7. Выразительностьи эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни- эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствоватьсодержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ,заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи,решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самимучителем.
8. Работа надчистотой интонирования.
В целях правильного винтонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать впроцессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение безсопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрываниемосновной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонированиямелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемымиместами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощьюспециальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии вформе легато и стаккато.
9. Формированиечувства ансамбля.
В хоровом исполненииследует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения сисполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамблявоспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения.Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовыетембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценическойкультуры.
Педагог должен научитьребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощьюаккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение подфонограмму — заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы.Задача педагога — подбирать репертуар для детей согласно их певческим ивозрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоватьсязвукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощьюпантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, впроцессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетаетвокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности исозданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходиморуководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливостирасширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показучителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу припении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкальногослуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что являетсяфундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитиемкаждого ученика.
Личностные, метапредметные ипредметные результаты освоения курса вокального ансамбля
Обучение вокалу в учебной деятельностиобеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитиеучащихся. У школьников обогащается эмоционально — духовная сфера, формируютсяценностные ориентации, умение решать художественно — творческие задачи;воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативноемышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, вхудожественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программыпроисходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личностиобучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образноевосприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческогосамовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно — познавательная, коммуникативная и социально — эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально — творческой деятельности.
Личностными результатами занятийявляются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, этнической общности.
Методическоеобеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов,необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты фортепиано, компьютер,акустическая систем. Методические, нотные пособия по вокалу, сборникипроизведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми:индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формызанятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организацииучебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические,объяснительно – иллюстративные.
Используемаялитература:
1.Белоусенко М.И., «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г
2.СоболевА. «Речевые упражнения на уроках пения»
3.Огороднов Д.,«Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. «Распевание на уроках пения ив детском хоре
начальной школы», «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор» М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М., КритскаяЕ. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
Примерный репертуарный список
«Будемвместе» (А. Ермолов – И.Гуляевой)
«Солнечныезайчики» (А.Ермолова-А.Бочковской)
«Новогодниеигрушки» (А. Хоралов – А. Дементьев)
«Явернусь победителем» (Г. Буляков – Т. Недельская)
«Мымаленькие дети» (Е. Крылатов – Ю. Энтин)
«Я всадочке была» (народная)
«Снежинка»(Е. Крылатов – Л. Дербенёв)
«Послепраздника» (Н. Сосин – С. Маршак)
«Земляника»(А.Петряшева)
«Зимняя сказка»(А.Ермолова – И. Резник)
«Чтоманит птицу?» (Р. Паулс – Д. Джокер)
«О тойвесне» (Е. Плотникова)
«Новыйгод» (А.Ермолов)
«Прогулка»(И.Кружков)
«Лесноеэхо» (Г.Струве)
«Мама»(А.Петряшева)
«Маминыглаза» Е. Крылатов
Календарно- тематическое планирование работы
вокальногокружка для учащихся 5 классов
на 2021-2022 учебный год
№ |
Тема занятия |
Часы |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 |
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. |
1 |
|
|
2-5 |
Певческое дыхание. |
4 |
|
|
6-8 |
Одновременный вдох и начало пения. |
3 |
|
|
9-11 |
Дыхание перед началом пения, дыхание по фразам. |
3 |
|
|
12-15 |
Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490 |
4 |
|
|
16-18 |
Смена дыхания в процессе пения, пение на опоре |
3 |
|
|
19-22 |
Формирование сценической культуры |
4 |
|
|
23-25 |
Развитие интонационных навыков, развитие мелодического и гармонического слуха у детей. |
3 |
|
|
26-30 |
Работа с фонограммой. |
5 |
|
|
31-33 |
Формировать у детей культуру поведения на сцене. |
3 |
|
|
34-38 |
Пение под фонограмму — заключительный этап работы |
5 |
|
|
39-44 |
Работа над звуковедением и чистотой интонирования
|
6 |
|
|
45-48 |
Пение нон легато и легато. |
3 |
|
|
49-53 |
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. |
5 |
|
|
54-58 |
Работа над дикцией и артикуляцией |
5 |
|
|
59-63 |
Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных звуков |
5 |
|
|
64-73 |
Формирование чувства ритмического ансамбля. при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора,). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения |
10 |
|
|
74-79 |
Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах |
5 |
|
|
80-84 |
Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная) |
5 |
|
|
85-90 |
Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм |
6 |
|
|
91-96 |
Формирование сценической культуры |
6
|
|
|
96-105 |
Работа с фонограммой
|
10
|
|
|
106-115 |
Интонирование произведений в различных видах мажора и минора
|
10 |
|
|
116-125 |
Пение под фонограмму с микрофоном и движениями
|
10 |
|
|
126-135 |
Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями
|
10 |
|
|
136-143 |
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
|
8 |
|
|
|
Всего |
143 час |
|
|
