СОДЕРЖАНИЕ.
1.Раздел I «Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительнаязаписка…………………………………………….3
1.2. Цельи задачи программы…………………………………………8
1.3. Содержаниепрограммы……………………………………………9
1.4. Планируемыерезультаты………………………………………….18
2.Раздел II «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарныйучебный график……………………………………21
2.2. Условияреализации программы………………………………….21
2.3. Формыаттестации………………………………………………….23
2.5. Методическиематериалы………………………………………….24
2.6. Списоклитературы ………………………………………………..28
Приложения………………………………………………………………..30
Раздел №1. «Комплексосновных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса науки и природы» естественно-научнойнаправленности, базового уровня, составлена для детей в возрасте7-10 лет.
Программа «Чудеса науки и природы»создана с целью формирования интереса к предметам естественнонаучного цикла,расширения кругозора учащихся.
Занятия направлены на формированиеличности, способной самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути ихреализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе,формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Нормативныеправовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
2. Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020года № 28 «Об утверждении санитарныхправил СП 2.4.3648-20», «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. ПриказМинистерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями по приказу от05.09.2019 г. №470).
4.Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-136 (ред. от 14.01.2021)Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обученияи воспитания в целях создания новых мест в образовательных организацияхразличных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностейв рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей ирезультата федерального проекта Успех каждого ребенка национальногопроекта Образование, и признании утратившим силу распоряженияМинпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-21 Об утверждениирекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест вобразовательных организациях различных типов для реализации дополнительныхобщеразвивающих программ всех направленностей.
5. Письмоминистерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242«О направлении информации».
6.Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральныйзакон Об образовании в Российской Федерации и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации».
7. Устав МОАУГ№8 города Райчихинска Амурской области.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что основы мировоззрения человека закладываются в младшемшкольном возрасте. Наиболее важным фактором в этом процессе являются не столькосами знания, сколько развитие мышления детей. Необходимо научить младшихшкольников сравнивать, обобщать, анализировать, и экспериментировать. Когдаребенка побуждают подробно и развернуто объяснять явления и процессы в природе,то рассуждения превращаются в метод познания и способ решения логических задач.Данная программа охватывает систему естественных наук, формируя взаимосвязимежду ними. Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования ипроектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связивнутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнокустанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениямиокружающего мира.
Педагогическаяцелесообразность даннойпрограммы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественныхнаук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принципобучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированиюадекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.
Новизна программы
Данная программадополняет и расширяет знания детей об окружающем мире, прививает интерес кпредметам естественнонаучной направленности и позволяет использовать эти знанияна практике. Предметно-практическая и продуктивная деятельность детейспособствует развитию навыков анализирующего наблюдения, активизациимыслительной деятельности и речи обучающихся. Содержание программы на 80 %состоит из практических занятий, побуждающих думать, наблюдать, рассуждать,высказывать свою точку зрения, обосновывать её, делать выводы. Это дает ребенкувозможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природныхпроцессах — найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживаети развивает естественную любознательность детей младшего школьного возраста.
Отличительная особенностьданной программы заключаетсяв том, что основной задачей является формирование умения делать выводы иумозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскуюдеятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка,играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Программа курса «Чудеса науки иприроды» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, географиии экологии. Она предусмотрена для детей 1-4 классов, тоесть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, аспециальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различнымивеществами и должен уметь обращаться с ними.
Характерной особенностью данногокружка является его нацеленность на формирование исследовательских умениймладших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На многихзанятиях проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями,свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Программа насыщена практическими илабораторными работами, беседами, дискуссиями, викторинами,занятиями-путешествиями, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитойтворческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, творческимиработами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), интеллектуальнымииграми.
Представленная в программе системаразнообразных опытов и экспериментов способствует формированиюцелеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логическогомышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогаетсформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ –технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типамышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всемуновому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи,способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.
Адресат программы.
Возраст обучающихся, участвующихв реализации программы 7 — 10 лет. Младший школьный возраст — качественносвоеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций иличности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности –учебной, но, несмотря на это, у младших школьников продолжает проявлятьсяприсущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровойдеятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могутдолго сидеть в застывшей позе.
Характерна для младшихшкольников и потребность во внешних впечатлениях; младших школьников, как идошкольников, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов илиявлений, выполняемой деятельности. Младшие школьники с готовностью и интересомовладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Учебная деятельность вначальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессовнепосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшиешкольники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего родасозерцательной любознательностью. Детям доступны такие сложные умственныеоперации, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, нодостаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться отгипотезы, если она не подтвердится. Младшие школьники способны делать выводы оскрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений,самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описаниеувиденного.
Параллельно с учебнойдеятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процессмежличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьникиактивно овладевают навыками общения. В этот период происходит установлениедружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Детив основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают ихавторитет, ждут от них помощи и поддержки. Поэтому в программепредусмотрены совместные игры, тренинги, работа в группах, защита творческихработ, экскурсии, познавательные игры.
Объем и срок реализации программы.
Продолжительностьреализации программы – один год.
Количество учебных часовв год – 72 ч. (первое полугодие 16 недель 32 часа, второе полугодие 20 недель40 часов)
Состав группыпостоянный
Формы обученияочная
Уровень программы базовый. (ознакомительный)
Особенности организацииобразовательного процесса — традиционная модельреализации программы.
Организационные формы обучения.
Занятия проводятсявсем составом.
Режим занятий
Занятияпроводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (1 академический час – 45минут).
Основнойформой организации учебного процессаявляется групповое, индивидуально-групповое занятие.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных интересов и интеллектуально- творческого потенциала младших школьников, формирование начальныхестественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания черезопытно-экспериментальную деятельность.
Задачи программы
Формировать и развиватькоммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе,работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать своюработу и деятельность других обучающихся.
Воспитывать потребность всаморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
Воспитывать экологическуюкультуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Развивать познавательныеинтересы, интеллектуальные и творческие способности, а также практическиеумения работать с приборами, инструментами, с различными источникамиинформации.
Развивать творческоевоображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Развивать языковуюкультуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать мысли, даватьопределения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать своюточку зрения.
Расширятьи углублять представления детей об окружающем мире через знакомство сэлементарными знаниями из различных областей наук.
Расширить знанияэлементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.
Познакомить с основнымигеографическими понятиями и явлениями.
Расширить знания обэкологии и экологической ситуации в России, Амурской области.
Прививать интерес кэкспериментально-исследовательской деятельности, познакомить со структурой исследовательскойдеятельности, со способами поиска информации.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации контроля |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
|
|
|
|
|
|
1 |
Опыты и эксперименты с воздухом |
10 |
3 |
7 |
выставки словесное описание
|
2 |
Тренинг исследовательских способностей |
14 |
2 |
12 |
выставки словесное описание тесты |
3 |
Опыты и эксперименты с водой |
10 |
2 |
8 |
выставки словесное описание |
4 |
Опыты и эксперименты с песком и глиной |
8 |
2 |
6 |
выставки словесное описание |
5 |
Удивительный мир животных |
28 |
9 |
19 |
сообщения по темам защита проектов викторины |
6 |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
презентация |
ВСЕГО |
72 |
18 |
54 |
|
Содержание программы
Модуль1. Опыты и эксперименты с воздухом (10 ч).
Этот удивительный воздух.
Теория:Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желаниезаботиться о чистоте воздуха.
Практика:игры, закрепление знаний детей о здоровом образе жизни
Парусные гонки.
Теория:Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективномпреобразовании
Практика:Моделирование оригами «Кораблик»
Вдох – выдох.
Теория:Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздухав зависимости от температуры, времени, в течение которого человек можетнаходиться без воздуха. ) Коммуникация: Упражнять детей в выражении своихзнаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленныхмонологических высказываний.
Практика:Ручной труд «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевойнитью воздушного шара
Поиск воздуха.
Уточнитьпонятия детей о том, что воздух — это не невидимка, а реальносуществующий газ. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым,знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздухадля здоровья.
Практика:Придумать с родителями сказку «О воздухе»
Муха – цокотуха.
Теория:Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
Чтениехудожественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского
Практика:Художественное творчество Конструирование «Насекомые» (из природного материала,фольги).
Воздух при нагревании расширяется.
Теория:Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Убедиться напрактике о свойстве воздуха – расширяться при нагревании.
Практика:Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.
В воде есть воздух.
Теория:Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздухв воде. Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор:Заплетная С., Курникова Т.
Практика:Проект «Аквариум» (оригами + апликация)
«Много ли в воздухе кислорода?»
Теория:Узнать количество кислорода в воздухе. Значение растений для дыхания человека ирастений.
Практика:Опыт с комнатным растением. Буклет на тему: «Польза кислородного коктейля».Презентация работ по данному модулю.
Волшебные шары
Практика:Игры, опыты с мыльными и воздушными шарами. Творческая работа с воздушнымишарами. Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями»
Экологическая сказка
Практика: Подготовка к инсценировке,инсценировка. Творческая работа : придумать продолжение сказки, рассказать илинарисовать.
Формыконтроля: модель кораблика, творческое задание сказка «О воздухе»
поделкаиз фольги, выставка рисунков, групповой проект «Аквариум» (оригами) , творческиеподелки выступление.
Модуль2. Тренинг исследовательскихспособностей (14 часов)
Теория:
Знакомствос понятием исследование. Корректировка детских представлений о том,что они понимают под словом исследование. Коллективное обсуждениевопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающиймир. Исследование, его виды и роль жизни человека. Высказывания учащихся поданной теме.
Объектыи основные методы исследований. Знакомство с наблюдением как методомисследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболеераспространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверкуи тренировку наблюдательности.
Отборматериала по теме исследования. Анализ игровой ситуации.
Знакомствос матрицей по оценке идей.
Практика:
Развитие умений видеть проблемы, выдвигатьгипотезы, задавать вопросы, классифицировать, давать определение понятиям.Тренировочные занятие в определении проблем припроведении исследования. Практическая работа — выявление логической структурытекста. Игры «Конструирование игровой площадки», «Жилой дом», « Что сначала,что потом». Практические задания типа — что сначала, что потом.Схемы исследования. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсиянаблюдение.
Формыконтроля: аппликация, выставка моделей , тест-игра, тест, словесное описание.
Модуль3. Опыты и эксперименты с водой (10 ч).
С водой и без воды.
Познакомитьсо свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые дляроста и развития растений (вода, свет, тепло).
Художественноетворчество «Волшебная вода» (красочные брызги). Выявить причины загрязненияводы, вызвать желание сохранять чистоту воды, экономно ее расходовать. Водане имеет формы.
Датьпредставление о том, что вода принимает форму сосуда
Практика:изготовление поделки «вода в природе»
«Плывущее яйцо».
Датьпредставление о том, что такое плотность воды.
Практика:Художественное творчество «Весенняя капель»
«Кипение» холодной воды.
Датьпредставление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и овзаимодействии воздуха и воды.
Практика:Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по — мокрому).
Пар – это тоже вода.
Датьдетям понятие о том, что пар – это тоже вода. Познакомить со свойствами воды.Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
Практика:Моделирование аппликация «Круговорот воды в природе.
Замораживаем воду.
Датьдетям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.
Практика:Художественное творчество Рисунок свечой «Снежинка».
Эксперимент со льдом.
Изучитьсвойство льда и сравнить его с жидким состояние воды.
Практика:Провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. Художественноетворчество: «Поделки изо льда»
Творческаямастерская. Проект «Украшения из льда».
Практика:Изготовить украшения из льда.
Экологическая сказка
Практика:Подготовка к инсценировке, инсценировка. Подготовить сообщение на тему: «Такая разная вода», « Почему вода бывает грязной?», «Польза льда в природе и для человека»,( возможен выбор темы самостоятельно).
Формыконтроля: выставка рисунков, выставка работ, словесное описание, презентацияпроекта , выступление, сообщения.
Модуль4. Опыты и эксперименты с песком и глиной (8 ч).
Песчаный конус.
Теория:Помочь определить, может ли песок двигаться.
Практика:Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком).
Ветер и песок.
Теория:Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
Практика:Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги).Игра-рефлексия«Цветок для Винни Пуха».
«Свойства мокрого песка».
Теория:Познакомить со свойствами мокрого песка.
Практика:Художественное творчество «Куличики из песка».
Глина, какая она?
Теория:Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная).
Практика:Художественное творчество: моделирование изделий из глины.
Песок и глина – наши помощники.
Теория:Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия.
Практика:Художественное творчество: Лепка из глины по замыслу
«Песочные часы».
Теория:Знакомство с песочными часами и их функции.
Практика:Создание модели песочных часов.
«Песок и глина – наши помощники.
Теория:Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.Презентация работ по данному модулю.
Практика:Художественное творчество Моделирование из глины.
Экологическая «Старая сказка на новый лад»
Практика:Подготовка к инсценировке, инсценировка.
Формыконтроля: презентация работ, словесное описание, выставка поделок,выступление
Модуль 5. Модуль 5. Удивительный мир животных ( 28 ч )
+ Итоги года (2 ч.)
Проект «Загадки о животных»
Практика:Оформление странички книги, защита проекта
Группы животных
Теория:Рассказать о признаках животных, группах животных по признакам.
Практика:игра-исследование
Птицы, зимующие с нами
Теория:Рассказать о птицах, зимующих рядом с нами, рассмотреть иллюстрации, прочитатьописание.
Практика:интерактивная игра
Как мы можем помочь птицам ?
Теория:Обсудить возможности помощи птицам, действия, необходимые для сохранениячисленности птиц.
Практика:Сделать кормушки.
Куда улетают птицы?
Теория:Рассказать о перелетных птицах, рассмотреть иллюстрации, прочитать описание.
Практика: интерактивная игра
Чей это голос?
Теория:Прослушать аудиозаписи. Выделить особенности птичьих голосов. Учиться ихразличать.
Практика:Узнай меня по голосу (викторина)
Составляем рассказ о птице
Теория:Учить составлять рассказ о птице по плану, выбирать нужную информацию в тексте.
Практика:семинар(выступления)
Такие разные насекомые
Теория:Рассказать об отличительных признаках насекомых, рассмотреть виды редкихнасекомых по иллюстрациям, описанию. учить составлять рассказ о насекомом.
Практика:семинар(выступления)
Внимание! Красная книга.
Теория:Рассказать о том, что такое Красная книга, рассмотреть особенности жизнинекоторых животных, занесенных в Красную книгу, причины этого. Воспитыватьжелание бережно относиться к природе. Учить составлять рассказ о животных поплану.
Практика:семинар(выступления) , интерактивная игра.
Составляем рассказ о животном
Теория:Учить составлять рассказ о животном по плану. Рассказать о разных условияхобитания животных.
Животные Севера
Теория:С помощью энциклопедий исследовать особенности жизни животных данной зоны,способы приспособления, рассмотреть пищевые цепочки.
Животные леса
Практика:интерактивная игра
Животные леса
Теория:С помощью энциклопедий исследовать особенности жизни животных данной зоны,способы приспособления, рассмотреть пищевые цепочки.
Животные степи
Теория:С помощью энциклопедий исследовать особенности жизни животных данной зоны,способы приспособления, рассмотреть пищевые цепочки.
Животные пустыни
Теория:С помощью энциклопедий исследовать особенности жизни животных данной зоны,способы приспособления, рассмотреть пищевые цепочки.
Животные гор
Теория:С помощью энциклопедий исследовать особенности жизни животных данной зоны,способы приспособления, рассмотреть пищевые цепочки.
Животные Амурской области
Спомощью энциклопедий исследовать особенности жизни животных данной зоны,способы приспособления, рассмотреть пищевые цепочки.
Практика:Подготовитьсообщения о животных, обитающих в Амурской области.
Проект «Чей это домик?»
Практика:Изготовление игры (групповая работа) по форме «Парочки»
защитапроекта, игра.
Проект «Кто что ест?»
Практика:Изготовление игры (групповая работа) по форме «Игры с прищепками», защитапроекта, игра
Проект «Кто где живет?»
Изготовлениеигры (групповая работа) по форме «Лото», защита проекта,
игра
Что мы узнали и чему научились за год
Практика:Доклады на тему «Что мне понравилось больше всего»
Формыконтроля: защита проекта, игра на классификацию, тест, викторина, изготовлениекормушки, аудиовикторина,сообщение
1.4. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Чудеса науки и природы» у обучающихся:
— будут сформированы иразвиты коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать вколлективе, работать в парах, группах, умение уважать мнение других, объективнооценивать свою работу и деятельность других обучающихся.
— воспитана потребностьв саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
-воспитана экологическаякультура через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
— развиты познавательныеинтересы, интеллектуальные и творческие способности, а также практическиеумения работать с приборами, инструментами, с различными источникамиинформации.
— развиты творческоевоображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
— развита языковаякультура и сформированы речевые умения: четко и ясно излагать мысли, даватьопределения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать своюточку зрения.
— расширены и углублены представлениядетей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различныхобластей наук.
— расширены знанияэлементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях, знанияоб экологии и экологической ситуации в России, Амурской области.
— привит интерес кэкспериментально-исследовательской деятельности, пройдет ознакомление соструктурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.
В результате освоенияпрограммы обучающиеся будут знать:
Некоторые свойства воды,воздуха, песка, глины.
Нахождение воды в природе,свойства воды, способы очистки воды.
Правила техники безопасностипри проведении опытов и экспериментов.
Основные природные явления.
Устройство и назначение термометра.
Взаимосвязи человека иприроды.
Основные этапы организациипроектно — исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выборпроекта, работа над ним, презентация).
Способы познания окружающегомира (наблюдения, эксперименты).
Влияние деятельности человекана условия жизни живых организмов (примеры).
Значение животных в жизничеловека.
Какую пользу приносятпредставители животного мира.
Многообразие животных,экологические связи между ними.
Названия и правила пользованияприборов – помощников при проведении опытов.
Наиболее типичныхпредставителей животного мира.
Некоторые охраняемые животныеАмурской области.
О животных и ихприспособленности к среде обитания и сезонным условиям.
Об окраске животных, еезависимости от среды обитания.
Современные проблемы охраныприроды, аспекты, принципы и правила охраны природы.
Способы приспособленийживотных к неблагоприятным природным условиям.
В результате освоенияпрограммы обучающиеся будут уметь:
Активно участвовать вэкологических акциях и конкурсах разного уровня.
Вести наблюдения за окружающейприродой под руководством педагога.
Выделять объект исследования,разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
Соблюдать правила техникибезопасности при выполнении опытов.
Ставить простейшие опыты собъектами живой и неживой природы.
Оформлять результатынаблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Планировать и организовыватьисследовательскую деятельность.
Подготовить доклад,презентацию.
Пользоваться оборудованием дляпроведения опытов и экспериментов.
Обосновать роль воды ивоздуха, бережно относиться к ним, применять простейшие методы очистки питьевойводы.
Измерять температуру воздуха спомощью термометра.
Использовать на занятияхзнания, полученные в повседневной жизни.
Наблюдать за закономерностямиразвития растений и животных в течение года, за влиянием на жизнь растений иживотных климатических факторов.
Наблюдать предметы и явленияприроды.
Предвидеть последствиядеятельности людей в природе (конкретные примеры).
Применять на практикеизученный теоретический материал и применять его при проведении опытов иэкспериментов с объектами живой и неживой природы.
Прогнозировать возможностьизменения в растительном и животном мире.
Различать: животных домашних идиких.
Различать: Насекомых, рыб,птиц, зверей.
Узнавать животных и птиц вприроде, на картинках, по описанию.
Изготовить простейшие кормушкидля зимующих птиц.
Организовать подкормку птицзимой.
Соблюдать правила поведениячеловека в природе.
Выполнять правила экологическисообразного поведения в природе.
Раздел№2. «Комплекс организационно – педагогическихусловий»
2.1 Календарный учебныйграфик. (Приложение 1)
2.2 Условия реализациипрограммы
Материально-техническоеобеспечение:
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техникибезопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошееосвещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей кисследовательской деятельности, развития познавательного интереса и мотивации,была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• интерактивная доска, магнитная доска;
• технические средства обучения (ТСО) — компьютер, проектор;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• наборы оборудования для проведения простейших опытов;
• картотека игр; песок, глина в необходимом количестве.
Информационное обеспечение
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml — ставимопыты вместе с детьми
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtm- занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml- познавательные опыты для детей.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml — «Жидкие»фокусы.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml- занимательные научные опыты для детей.
http://animal.geoman.ru/ — животные.
http://bird.geoman.ru/ — птицы.
http://filin.km.ru —энциклопедияживотных.
http://fish.geoman.ru/ — рыбы.
http://invertebrates.geoman.ru/ -насекомые.
http://www.wwf.ru -всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.youtube.com/user/GTVscience- сайт «Простая наука: увлекательные опыты для детей».
https://physicon.ru/images/prod/inter_courses/planshet/microskop/bortnik_edu_lab1_method.html — мобильная лаборатория естествоиспытателя.
Кадровое обеспечение
Реализацияпрограммы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднеепрофессиональное образование или высшее образование,
соответствующее направленностидополнительной общеобразовательной
программы.
2.3. Формы аттестации
Текущийконтроль проводится с целью систематического повторения пройденногоматериала на последующих занятиях и определение готовности обучающихся квосприятию нового материала.
Формы проведения:
Тестовые задания.
Мини — опросы.
Игры – задания.
Викторины.
Наблюдение.
Творческие задания.
Итоговыйконтроль проводится в конце учебного года с целью определения измененияуровня развития обучающихся, их творческих способностей, определениерезультатов обучения.
Формы проведения:
Участие в конкурсах,выставках.
Защита проекта,исследовательской работы.
2.4 Методические материалы
Методы обучения:
Всоответствии с содержанием программы используются следующие методы:
- репродуктивный;
- словесные методы обучения: лекция, объяснение, беседа, диалог.
- методы практической работы;
- метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, словесное описание.
- исследовательские методы: проведение опытов, экспериментов.
- методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций решение проблемы обучающимися: поиск и отбор средств и методов решения.
- метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, на развитие внимания, воображения;
- наглядный метод обучения: картины, рисунки, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, видеоматериалы.
Формы организацииобразовательного процесса: Индивидуальная (выполнение индивидуальныхзаданий, лабораторных опытов).
Коллективная (обсуждениепроблем, возникающих в ходе занятий, просмотр демонстраций опытов).
Парная (выполнение болеесложных практических работ).
Фронтальная (беседе,показе, объяснении)
Индивидуально-фронтальнаячередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповая (работа в малыхгруппах, парах).
Формы организации учебного занятия:
- Лекции – изложение педагогом предметной информации;
- Семинары– заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
- Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- Обучающие игры .
- Практикум – проведение опытов, исследование, работа с текстовым материалом в соответствии с поставленной задачей.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:
- Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
- Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
- Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
- Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
- Развивающие игры – в зависимости от темы различные настольные, подвижные и интерактивные игры.
- Мини-выставки– проводятся после завершения занятия, тематических разделов программы.
- Творческая мастерская – моделирование, конструирование, аппликация, изобразительная деятельность.
- Литературная гостиная – чтение произведений на заданную тему, сочинение собственных небольших сказок, рассказов.
- Инсценировка – ролевая постановка.
Методывоспитания.
· Формирование сознания личности (рассказ, беседа, метод примера).
· Организация деятельности и формирование опыта общественногоповедения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации).
· Стимулирование и мотивация деятельности и поведения личности(соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение идр.).
Педагогические технологии:
• группового обучения
• игровые технологии
• технология проблемногообучения
• технология проектнойдеятельности
• здоровьесберегающая технология
Алгоритм учебного занятия:
1 этап. Организационно-подготовительный.
Задачаэтапа: подготовка педагога и детей к занятию.
Содержаниеэтапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческуюучебную работу, активизация внимания детей, диагностика усвоенных на предыдущемзанятии знаний, сообщение темы и цели занятия.
Результат деятельности на1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроядетей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной деятельности детей.
2 этап. Основной.
Задачиэтапа: обеспечение восприятия обучающимися нового материала, формированиеу них системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.
Содержаниеэтапа: максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся наоснове теоретического материала, введение практических творческих заданий,развивающих определённые умения детей; самостоятельное выполнение учащимисятворческих заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
Результат деятельности на2 этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала и первоначальноеразвитие практических умений.
3 этап. Итоговый.
Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия,уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний иумений; самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества;объяснение детям логики следующего занятия. Выставка творческих работ, если выполнялись.
Содержаниеэтапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей; информацияо литературе, которую нужно использовать к следующему занятию.
Результат деятельности на3 этапе: подготовка обучающихся к самооценке собственнойдеятельности; определение перспектив развития творческой деятельности детей вданной образовательной области.
Кроме этого, при подготовке любого занятия нужно учитыватьследующие правила.
Игровая часть: викторина(подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробноеописание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки(желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний иособенностей возраста) и т.д.
Творческая часть: конструирование,моделирование, рисование.
2.5 Список литературы
Для педагога:
1. АкимушкинИ.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие.- М.: Просвещение, 2015. — 230 с.
2. Андреева Т.Н.Человек и природа: дискуссии, ролевые игры. Волгоград: Учитель, 2014 .-134 с.
3. Виленский Е.Р.Растение раскрывает свои тайны. — М.: Колос, 2012.-321 с.
4. Горькова Л. Г.,А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, «Сценарии занятий по экологическомувоспитанию», Москва, «ВАКО», 2011.-145 с.
5. Дергунская В.А. Игры-эксперементыс дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогическогообразования, 2015.-145с.
6. ДыбинаО.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.М., 2005.-134 с.
7. Елкина Н.В.,Мариничева О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать.-Ярославль: Актау,2016.-214с.
8. Марк Хьюиш.Юный исследователь. Пер. Е.В. Комиссарова. – Москва:«Росмэн», 2015.- 94 с.
9. Организацияопытно – экспериментальной деятельности детей 7 лет: тематическое планирование,рекомендации, конспекты занятий авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2012.-123 с.
10. Патрушева Л.И., Губарева Т.К., Землянова О.В.Загадки о природе. – Барнаул: с.АКДЭЦ, 2002. -143 с
11. Рыжова Н.А. «Что у наспод ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». -М., ООО Карапуз — Дидактика,2017.-145с.
12. Николаева С.Н. Теория и методика экологическогообразования детей. – М.: Академия, 2015.-214с.
Список литературы для детей:
1. АлексеевВ.А. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 2017.-235 с.
2. Большаяэнциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2015.-213с.
3. Гин А.Задачки — сказки от кота Потряскина — М.: Вита-Пресс. 2018.-123с.
4. ГорбуноваМ.И. Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и ответах. — Смоленск:Русич, 2014.- 540 с.
5. ДрюсДжим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов Животные. М.:ЗАОРосмэн, 2016.-321 с.
6. Мояпервая энциклопедия «Я познаю мир». — Ярославль: Академия развития, 2016,- 196 с.
7. НестерснкоА.А. Страна загадок. — Ростов — на — Дону: изд. Ростовского
8. НестерснкоА.А. Страна загадок. — Ростов — на — Дону: изд. Ростовского
9. Я познаюмир: детская энциклопедия: Животные. /Сост. Ляхов П.Р. М.: Тко АСТ. 2010.-234с.
Список литературыдля родителей.
1. БелобрыкинаО.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. — Новосибирск, 2013.-123 с.
2. Белько Е.Веселые научные опыты 6.+ – СПб.: Питер, 2015. .-68 с.
3. Белько Е.Веселые научные опыты 7.+ – СПб.: Питер, 2015. .-67 с.
4. Белько Е.Веселые научные опыты на свежем воздухе 6.+ – СПб.: Питер, 2015.-59 с.
5. Дитрих А.Ю. Почемучка. — М.: Педагогика, 2014.-381 с.
