МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖУРАВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________________________ Топчи Э.А «31»08. 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________________ З.Т.Кийк Приказ № 136о/д от «31».08.2022 г. |
Рабочая программа курса
По внеурочной деятельности
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
8-9классы
Программусоставил(а) учитель: Карпук Ирина Леонидовна
с. Журавки 2022г.
Пояснительнаязаписка
Актуальность
Понятиефункциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годовпрошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связываласьс профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний иумений в этой сфере.
В дальнейшем этотподход был признан односторонним.
Функциональная грамотность сталарассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,политическую, экономическую грамотность и т.д.
Втаком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальнойориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего)с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговымисследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос:«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общееобразование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценногофункционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазоназадач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальныхотношений?», — является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональнаяграмотность понимается PISAкак знанияи умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современномобществе. PISAв своихмониторингах оценивает и естественнонаучную грамотность.
Проблемаразвития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальныхцелях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечитьглобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РоссийскойФедерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Посколькуфункциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ееразвитие у школьников необходимо не только для повышения результатовмониторинга PISA, как фактадоказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентомзадач, но и для развития российского общества в целом.
Низкийуровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет ихадаптацию и социализацию в социуме.
Современномуроссийскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимальнореализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональнойдеятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитиюстраны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональнойграмотности у школьников на уровне общества.
Результатылонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISAпоказали, что результаты оценкифункциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикаторомдальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любойшкольник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокийуровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальностьразвития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъектыобразовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальныхдостижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Цели курса: формирование научнойкартины мира; развитие познавательных интересов и метапредметных компетенцийобучающихся через практическую деятельность; расширение, углубление и обобщениезнаний из области естественных наук; формирование устойчивого интереса к профессиональнойдеятельности в области естественных наук.
Задачи курса:
·углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;
·сформировать умение применять соответствующие естественнонаучные знания дляобъяснения явления;
·сформировать умение распознавать, использовать и создавать объяснительныемодели и представления;
·сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процессаили явления;
·сформировать умение объяснять принцип действия технического устройства илитехнологии;
·сформировать умение распознавать и формулировать цель данного исследования;
·сформировать умение предлагать или оценивать способ научного исследованияданного вопроса;
·сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы ихпроверки;
·сформировать умение описывать и оценивать способы, которые используют учёные,чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
·сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и делатьсоответствующие выводы;
·сформировать умение преобразовывать одну форму представления данных в другую; · сформировать умение распознавать допущения,доказательства и рассуждения в научных текстах;
·сформировать умение оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательстваиз различных источников.
Программа нацелена наразвитие:
способностичеловека формулировать, применять и интерпретировать физику в разнообразныхконтекстах. Эта способность включает физические рассуждения, использование физических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить ипредсказать явления. Она помогает людям понять роль физики в мире, высказыватьхорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимыконструктивному, активному и размышляющему гражданину;
способностичеловека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них изаниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знанияи возможности, участвовать в социальной жизни;
способности человека осваивать ииспользовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений иформулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи сестественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознаниякак формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, чтоестественные науки и технология оказывают влияние на материальную,интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию прирассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучнаяграмотность);
способностичеловека принимать эффективные решения в разнообразныхфинансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучияличности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Характеристикаобразовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения , реализуетсяиз части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношенийи/или внеурочной деятельности и включает модуль: естественнонаучнаяграмотность.
Разработанный учебно-тематический план программыописывает содержание модуля из расчета 0,5 часа в неделю в каждом класс-комплекте.
Таким образом, количество часов на один год обучения водном класс — 17 ч, т.е по 0,5 ч в неделю:
Программа предполагает поэтапное развитие различныхумений, составляющих основу функциональной грамотности.
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различногопредметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используютсятексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена вразличном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,общество и др.).
Формируется умение применять знания о физических,естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленныхперед учеником практических задач.
Обучающиеся учатся анализировать и обобщать(интегрировать) информацию различного предметного содержания в разномконтексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать исинтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так инациональный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальнымиспособами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
Школьники учатся оценивать и интерпретироватьразличные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формируется умение оценивать, интерпретировать, делатьвыводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явленийформируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметныхобластей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретныхпроблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты,круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Всоответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочиепрограммы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются наоснове требований к результатам освоения основной образовательной программыосновного общего образования с учетом основных программ, включенных в ееструктуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведениетекущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждогомодуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации поданному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценкикачества общего образования в общеобразовательных организациях на основепрактики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Планируемыерезультаты:
Личностныерезультаты
8 класс- имеет опытсамообразования, устойчивые познавательные интересы;
— имеет опыт совершения действий ипоступков, направленных на улучшение взаимоотношения людей;
— знает и понимает свои творческиеинтересы и способности;
— регулярно применяет навыкитворческой деятельности в повседневной жизни, в т.ч. в процессе обучения.
9 класс— осознаетценности исторического наследия и готов к их передаче будущим поколениям;
— имеет осознанное представление онаправлении своей будущей профессиональной деятельности;
— владеет простейшими навыками и инструментамисамопознания, целеполагания, планирования;
— выбирает уважительное,доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,гражданской позиции, основываясь на внутренней мотивации;
— понимает ценность своего влиянияна социум, знает, какой конкретно вклад хотел бы внести в развитие социума;
— испытывает потребность втворческой самореализации;
— имеет устойчивые интересы к темили иным видам творческой деятельности.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные УУД
8 класс — Осознаетистинную мотивацию своей познавательной, творческой и иной деятельности;
— самостоятельно применяет навыкицелеполагания в текущей учебной, познавательной, творческой и инойдеятельности;
— умеет самостоятельно обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
— умеет определять потенциальныезатруднения, которые могут возникнуть в ходе решения задач и находить средствадля их устранения;
— умеет находить и использоватьвнутренние и внешние ресурсы для решения задачи;
— регулярно применяет навыкипланирования в текущей учебной и познавательной деятельности;
— регулярно осуществляет осознанныйконтроль и коррекцию своих действий;
— самостоятельно принимает решенияв учебной ситуации и несет за них ответственность;
Самостоятельно подбирает иприменяет приемы регуляции психофизиологических / эмоциональных состояний.
9 класс — Ставитближние и дальние цели учебной, познавательной, творческой и иной деятельностина основе определенной проблемы и существующих возможностей;
— может помочь другому понять сутьпроблемы и определить желаемый результат;
— планирует и корректирует своюиндивидуальную образовательную траекторию;
— может описать свой опыт, оформляяего для передачи другим людям в виде технологии решения практических задачопределенного класса;
— выстраивает жизненные планы накраткосрочное будущее;
— самостоятельно определяет причинысвоего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха;
— может помочь другим осуществитьоценку своей деятельности.
Может помочь другим осуществитьрегуляцию психофизиологических / эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
8 класс — Можетопределить направленность своих интересов и выбрать актуальную для себяисследовательскую проблему; имеет опыт самостоятельной организации и реализацииисследовательских проектов;
— самостоятельно осуществляетвыборку из поисковых источников и проводят ее анализ в ходе своей деятельностив рамках заданной ситуации;
— самостоятельно переводитинформацию из одного вида в другой;
— знает и применяет в учебнойдеятельности навыки критической оценки содержания текста: связывает информациюиз текста с другими знаниями;
— применяет умение формулироватьпонятия, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать вповседневном общении в учебной и познавательной деятельности;
— строит рассуждение на основесравнения предметов и явлений; осуществляет причинно-следственный анализ;делает аргументированный вывод на основе критического анализа разных точекзрения.
9 класс -Применяет символьно-графические способы работы с информацией в учебной ипроектной деятельности;
— владеет культурой активногоиспользования поисковых систем;
— владеет навыками смысловогочтения и критического анализа текста и применяет их в повседневной учебной и познавательнойдеятельности;
— с помощью наводящих вопросовможет: обучить другого навыкам создавать обобщения, устанавливать аналогии,помочь другому провести критический анализ причинно-следственных связей.
КоммуникативныеУУД
8 класс -Самостоятельно организовывает учебное взаимодействие в группе (определяет общиецели, распределяет роли и т.д.)
— самостоятельно применяетразличные речевые инструменты, вербальные и невербальные средства вповседневной жизни при решении задач;
— самостоятельно применяетразличные средства ИКТ в учебной деятельности с учетом этических норм и правил.
9 класс— Можетпомочь другим организовать учебное или познавательное сотрудничество в группе;имеет опыт организации сотрудничества с другими людьми при решении учебных,познавательных, творческих, проектных задач за пределами класса;
— имеет опыт осознанногоиспользования речевых средств при решении коммуникативных задач за пределамиучебного учреждения;
— может обучить других правиламсоздания тех или иных информационных продуктов.
Предметные
Обучающийсянаучится:
8класс
• распознаватьмеханические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойстваили условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами,жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдыхтел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- применять физические законы для анализа конкретной ситуации;
- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, различные способы теплопередачи; - распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света.
9 класс
• распознаватьмеханические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойстваили условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейноедвижение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение поокружности, инерция, взаимодействие тел;
• распознаватьэлектромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основныесвойства или условия протекания этих явлений;
• анализироватьсвойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы;
• распознаватьквантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства илиусловия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность;
• приводитьпримеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,ядерных и термоядерных реакций;
• различатьосновные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца ипланет относительно звёзд
Обучающийсяполучит возможность научиться:
8 класс
|
9 класс
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах, использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий исследования космического пространства;
- владеть приёмами поиска и формулирования доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами;
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик ионизирующих частиц, дозиметр) для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
- указывать общие свойства и различия планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы и больших планет;
- пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях
звёздного неба; - различать основные характеристики звёзд (размер, цвет,
температура); соотносить цвет звезды с её температурой; - различать гипотезы о происхождении Солнечной системы
Тематическоепланирование курса внеурочной деятельности
«Основыфункциональная грамотность», 9 класс
на2022-2023 учебный год
№ занятия в году |
Тема занятия |
Виды деятельности |
1. |
Занимательное электричество. Ситуация «Багдатская батарейка» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
2. |
Ситуация «Электрический ток» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
3. |
Ситуация «Магниты» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
4. |
Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Ситуация «Гидроэлектростанция» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
5 |
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Ситуация ««Голубая» электростанция» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
6 |
Молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Мини-задания «Шкатулка задач» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
7 |
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Ситуация «Соленые огурцы» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
8 |
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Ситуация « Как заставить воду течь вверх» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
9 |
Механическое движение. Ситуация «Кто дальше? кто быстрее? |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
10 |
Механическое движение. Ситуация « В метро» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
11 |
Деформация тел. Ситуация «Сапоги скороходы» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
12 |
Статика. Ситуация «Рычаги в природе и в быту» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
13 |
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Ситуация « Радиоактивность в жизни человека» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
14 |
Искусственная радиоактивность. Ситуация « Мирный атом» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
15 |
Виды излучений Ситуация «Инфракрасный термометр» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
16 |
Модель солнечной системы. Ситуация «Солнечная активность» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
17 |
Ситуация «Метеороиды и кратеры» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
18 |
Проведение рубежной аттестации |
|
Итого |
|
|
Тематическоепланирование курса внеурочной деятельности
«Основыфункциональная грамотность», 8 класс
на2022-2023 учебный год
№ занятия в году |
Тема занятия |
Виды деятельности |
1. |
Законы отражения света. Ситуация «Зеркальное отражение» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
2. |
Световые явления Ситуация «лазерная указка» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
3. |
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Мини — задания |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
4. |
Тепловые явления. Ситуация «Температура» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
5 |
Плавление и отвердевание. Ситуация « Что такое снег» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
6 |
Испарение и конденсация. Кипение Ситуация «Волшебный кувшин» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
7 |
Ситуация «Вода на стеклах» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
8 |
Влажность воздуха. Ситуация «Бег в жаркую погоду» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
9 |
Сила Архимеда. Плотность. Ситуация «Капмллярность» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
10 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Сила Архимеда. Плотность. Ситуация «Воздушные «шары счастья» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
11 |
Атмосферные явления Ветер. Направление ветра. Ситуация «Парусные корабли» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
12 |
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Ситуация «Плавание рыб» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
13 |
Исследование океана. Ситуация «Исследование морских глубин с помощью батискафов» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
14 |
Звуки живой и неживой природы. Ситуация «Колебания и волны» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
15 |
Слышимые и не слышимые звуки Ситуация «УЗИ» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
16 |
Ситуация «Звуки музыки» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
17 |
Шум и его воздействия на человека Ситуация «Слуховая система человека» |
Разбор ситуации, отработка умений, практикум. |
18 |
Проведение рубежной аттестации |
|
Итого |
|
|