X-PDF

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Инфознайка. 3 класс.

Поделиться статьей

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

р.п. Новоспасское

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Инфознайка»

Общеинтеллектуальное направление курса

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/168095/pub_5c4d71ea12dfeb00ae9f2c89_5c4d7c173bf2f400af71e233/scale_1200

 

 

 


                                                  

 

                    

 

 

 

                                                              

                                                              

                                                           

 

 

                                                            

 

 

2022-2023 уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочнойдеятельности для 3 класса составлена с учетом «Требований к результатамосвоения основной образовательной программы начального общего образования»,установленных ФГОС НОО — 2009 год,, на основе авторской программы по«Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой,  Е.И.Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва,БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, на основе Примерной основнойобразовательной программы начального общего образования, с учётом образовательныхпотребностей и запросов участников образовательного процесса.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КУРСА

 

С момента экспериментального введения информатики вначальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младшихшкольников во внеурочной деятельности. Изучение информатики во внеурочнойдеятельности в начальной школе нацелено на формирование у младших школьниковпервоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, вчастнос­ти с использованием компьютера. Следует отметить, что курс внеурочнойдеятельности по информатике «Инфознайка» в начальной школе вносит значимыйвклад в формирование и развитие информационного ком­понента УУД (универсальныхучебных действий), форми­рование которых является одним из приоритетов начально­гообщего образования.

По окончании изучения курса учащиеся должныдемонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применятьих в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

В 3 классе дети учатся видеть окружающую действи­тельностьс точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речьучеников посте­пенно вводятся термины информатики (источник/прием­никинформации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройствокомпьютера, учатся работать с элект­ронными документами.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Целью курса является формирование универсальныхучебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы винформационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметныхкомпетентностей в части базовых теоретических понятий начального курсаинформатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и винформационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

· формированиесистемного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

· формированиеумения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основеразличных способов представления информации;

· овладениеприемами и способами информационной деятельности;

· формированиеначальных навыков использования компьютерной техники и современныхинформационных технологий для решения практических задач.

Учебный курспредназначен для обучающихся 3-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часав год.

 

Содержание программы

 

В третьем классе школьники изучают представление икодирование информации, ее хранение на информационных носителях.

            Вводитсяпонятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление окомпьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологиюсоздания электронного документа, технологию его редактирования,приема/передачи, поиска информации в сети Интернет.

Учащиеся знакомятся с современными инструментамиработы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат,компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебнойдеятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мограссуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что онделает, различая и называя элементарные технологические операции своимиименами.

В процессе осознанного управления своей учебнойдеятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию,грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления вокружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводитьпримеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающейдействительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношениямежду собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношениймежду объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активныйшаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию уучащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современнойжизни наряду с логическим и алгоритмическим

 

Информация,человек и компьютер.

 

Человек и информация. Источники и приемники информации.Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Человеки информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает спомощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Вмире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; примерзвуковой информации.

Какаябывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная),обонятельная; примеры.

Источникиинформации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т.д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)

Приёмникиинформации: люди и животные – приемники различных видов информации (напримерах).

 

Действияс информацией.

 

Получение информации. Представление информации. Кодированиеинформации. Хранение информации. Обработка информации.

Носителиинформации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронныеносители, любые предметы (на примерах).

Кодированиеинформации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование ииероглифы.

Письменныеисточники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Текстоваяинформация: древние тексты, современные тексты (на примерах).

 

Миробъектов.

Объект.Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенныесвойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта.Отношения между объектами.

 

Компьютер-этосистема. Системные программы и операционная система. Файловая система.Компьютерные сети.

 

Компьютер, системы исети.

Числоваяинформация: способы счета предметов и древности, человек и информация — этоформа представления информации и способ кодирования информации.

Числои кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, орасстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

Двоичноекодирование: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичноекодирование, числовое двоичное кодирование.

Помощникичеловека при работе с информацией: абак, счеты, арифмометр, калькулятор,компьютер.

Текст и текстоваяинформация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные,текст имеет смысл.

Тексти его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинанияна смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.

Обработкатекстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символовтекст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

     Рабочая программа обеспечивает достижениеучащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

— наблюдать за объектами окружающего мира;обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменноописывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

— соотносить результаты наблюдения с целью, соотноситьрезультаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось лидостичь поставленной цели?»;

— устно и письменно представлять информацию онаблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модельнаблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового илиграфического редактора;

— понимать, что освоение собственно информационныхтехнологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, аспособом деятельности в интегративном процессе познания и описания (подописанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

— выявлять отдельные признаки, характерные длясопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравненияобъектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?»,«Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, ктолишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Созданиеинформационной модели может сопровождаться проведением простейших измеренийразными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектовосуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовыхпредметных, знаковых и графических моделей;

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

— решать творческие задачи на уровне комбинаций,преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере икомпьютерных проектов;

— самостоятельно составлять план действий (замысел),проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи,создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графическиеработы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийныеобъекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа:«…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснованиевысказанного суждения;

— овладевать первоначальными умениями передачи,поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; привыполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений— путемпоиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре,электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различнымиспособами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядоченияинформации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

— получать опыт организации своей деятельности,выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания,предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшималгоритмам.

 

Метапредметные результаты:

 

-приобретать опыт сотрудничества при выполнениигрупповых компьютерных проектов:

— уметь договариваться, распределять работу междучленами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

 – развивать с учетом индивидуальных  интеллектуальныхразличий учащихся в учебной деятельности через сочетания типологическиориентированных форм представления содержания учебных материалов во всехкомпонентах УМК;

  – наблюдать и описывать объекты; – анализироватьданные об объектах (предметах, процессах и явлениях);

– выделять свойства объектов; – обобщать необходимыеданные; – формулировать проблему; – выдвигать и проверять гипотезу;

– синтезировать получаемые знания в формематематических и информационных моделей;

 – самостоятельно осуществлять планирование ипрогнозирование своих практических действий и др.

— решать творческие задачи на уровне комбинаций,преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере икомпьютерных проектов;

—  самостоятельно составлять план действий (замысел),проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи,создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графическиеработы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийныеобъекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа:«…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснованиевысказанного суждения;

— овладевать первоначальными умениями передачи,поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

при выполнении интерактивных компьютерных заданий иразвивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации винтерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки.

— получать опыт организации своей деятельности,выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания.

 —  получать опыт рефлексивной деятельности, выполняяособый класс упражнений и интерактивных заданий.

—  приобретать опыт сотрудничества при выполнениигрупповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работумежду членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результатдеятельности.

 

 

Личностные результаты:

 

— готовность и способность к саморазвитию,сформированность мотивации к обучению и познанию;

-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающиеих индивидуально-личностные позиции;

-социальные компетенции;

-личностные качества.

-интерес к информатике, стремление использоватьполученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

 

                                      

Тематическоепланирование. 3 класс.

 

 

 

Название разделов

Количество

 часов

Формы проведения занятий

 

Воспитательный аспект

1.

Информация, человек и компьютер.

6

 Тестирование

Беседа

Презентация

Рассказ

Практическая работа

Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере

2.

Действия с информацией.

9

Проектная деятельность

Беседа

Работа в группах

Научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач

3.

Мир объектов.

8

Проектная деятельность

Беседа

Работа в группах

Презентация

Сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности

4.

Компьютер, системы и сети.

11

Тестирование

Беседа

Презентация

Рассказ

Практическая работа

Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства

Итого:

34

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

 

 

 

 

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Примечание

План

Факт

Информация, человек и компьютер – 6 ч.

1

   07.09

 

Человек и информация.

 

Виды информации.

2

14.09

 

Источники и приёмники информации. Входная диагностика.

1

Источники и приёмники информации и их назначение.

 

3

21.09

 

Источники и приёмники информации.

1

Источники и приёмники информации и их назначение.

 

4

28.09

 

Носители информации.

1

Носители информации и их назначение.

 

5

05.10

 

Носители информации.

1

Носители информации и их назначение.

 

6

19.10

 

Компьютер.

1

Компьютер – это помощник человека при работе с информацией.

 

Действия с информацией – 9 ч.

7

26.10

 

Получение информации.

1

Способы получения информации.

8

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

02.11

 

Представление информации.

1

Способы представления информации.

9

09.11

 

Представление информации.

1

Способы представления информации.

10

16.11

 

Кодирование информации.

1

Кодирование и процесс кодирования информации.

 

11

30.11

 

Кодирование и шифрование данных.

1

Кодирование и процесс кодирования информации.

 

12

07.12

 

Кодирование и шифрование данных.

1

Кодирование и процесс кодирования информации.

 

13

14.12

 

Хранение информации.

1

Способы хранения информации

14

21.12

 

Хранение информации.

1

Способы хранения информации

15

28.12

 

Обработка информации. Промежуточная диагностика.

1

Виды обработки информации.

Мир объектов – 8 ч.

16

11.01

 

Объект, его имя и свойства.

1

Свойства объекта. Общие и отличительные свойства.

17

18.01

 

Объект, его имя и свойства.

1

Существенные свойства и принятие решения.

18

25.01

 

Функции объекта.

1

Основные функции объекта.

19

01.02

 

Отношения между объектами.

1

Виды отношений между объектами.

20

08.02

 

Отношения между объектами.

1

Виды отношений между объектами.

21

15.02

 

Характеристика объекта.

1

Элементный состав объекта. Действия объекта.

22

01.03

 

Документ и данные об объекте.

1

Данные об объекте, содержащиеся в документах.

23

08.03

 

Документ и данные об объекте.

1

Данные об объекте, содержащиеся в документах.

Компьютер, системы и сети (11 ч).

24

15.03

 

Компьютер- это система.

1

Компьютер, как система, функционирующая  при помощи технических устройств и программ ;

25

22.03

 

Компьютер- это система.

1

Компьютер, как система, функционирующая  при помощи технических устройств и программ ;

26

29.03

 

Системные программы и операционная система.

1

Виды операционных систем.

27

05.04

 

Системные программы и операционная система.

1

Виды операционных систем.

28

19.04

 

Системные программы и операционная система.

1

Виды операционных систем.

29

26.04

 

Файловая система.

1

Файловые системы. Типы файловых систем. Операции с файлами. 

30

03.05

 

Файловая система.

1

Файловые системы. Типы файловых систем. Операции с файлами. 

31

10.05

 

Компьютерные сети.

1

Файловые системы. Типы файловых систем. Операции с файлами. 

32

17.05

 

Итоговая диагностика.

1

Итоговая диагностика.

33

24.05

 

Информационные системы.

1

Типы информационных систем.

34

31.05

 

Информационные системы.

1

Типы информационных систем.

 

Предполагаемыерезультаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В результате реализациипрограммы «Инфознайка» обеспечивается достижение обучающимися воспитательныхрезультатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

 Первыйуровень результатов освоения программы:

Приобретениесоциальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

Наблюдать заобъектами окружающегомира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений,опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объектынаблюдения.

Соотноситьрезультаты наблюдениясцелью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получатьответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Письменно представлятьинформацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическуюмодель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстовогоили графического редактора.

Понимать, чтоосвоение собственно информационных технологий (текстового и графическогоредакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности винтегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационноймодели: текста, рисунка и пр.).

В процессе информационногомоделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки,характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения(ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общемупризнаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…),различать целое и часть. Создание информационной модели можетсопровождаться проведением простейших измерений разными способами. Впроцессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложнаямыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковыхи графических моделей.

Второй уровеньрезультатов освоения программы:

Формированиепозитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и  социальнойреальности в целом

При выполненииупражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачина уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельносоставлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решениитворческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения,небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации,создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логическиевыражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарноеобоснование высказанного суждения.

При выполнении интерактивныхкомпьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальнымиумениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использованиякомпьютерасловаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременнопроисходит овладение различными способами представления информации, в том числев табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовымпараметрам (возрастанию и убыванию).

 

Третийуровень результатов освоения программы

Приобретениеопыта самостоятельного социального действия

Получать опыторганизации своей деятельности, выполняя специально разработанные дляэтого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точноеследование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установлениепоследовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когдатребуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобыдостичь цели?».

Получать опытрефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений иинтерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля иоценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли полученрезультат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходевыполнения упражнения и их исправление.

Приобретать опытсотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умениедоговариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личныйвклад и общий результат деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Методическоеобеспечение

 

 

  1. Печатные пособия:

1. Обучениеинформатике в третьем классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2010г.

2. Первин Ю.А.Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2008. – 228 с.

3. Аверкин Ю.А.,Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы дляорганизации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.

4.Интерактивноеоборудование и интернет-ресурсы в школе. Математика. Информатика. 1-4 кл.:Пособие для учителей общеобразовательных школ / В.Б. Багирян, Т.А. Половникова,В.Г. Смелова. – М: БизнесМеридиан, 2011. – 256 стр.

  1. Видео-, аудиоматериалы:  
  • видеофильмы, соответствующие тематике программы;
  • мультипроектор;
  • DVD

 

3.   Цифровые ресурсы:

  • компьютер;
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет.

 

4.    Оборудование:

·        класснаядоска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

·        магнитнаядоска;

·        настольныеразвивающие игры;

·        ученическиедвухместные столы с комплектом стульев;

·        столучительский с тумбой;

·        шкафыдля хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы

 

Списоклитературы для педагога

 

1.Обучение информатике в 3 классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2019г.

2. ПервинЮ.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2018. – 228 с.

3. АверкинЮ.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы дляорганизации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 477 с.

4.Интерактивноеоборудование и интернет-ресурсы в школе. Математика. Информатика. 1-4 кл.:Пособие для учителей общеобразовательных школ / В.Б. Багирян, Т.А. Половникова,В.Г. Смелова. – М: БизнесМеридиан, 2011. – 256 стр.

5.Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005. – 143

6.Богомолова О.Б. Логические задачи – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2006. – 271

7.Занимательныезадачи по информатике./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 119

8.Обработка текстовой информации: Практикум / О.Б. Богомолова, А.В. Васильев –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

 

           

 

Список литературы для учащихся

 

  1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова. Информатика. Рабочие тетради для 3 классов. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  3. Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. — М.: НТ-Пресс, 2006.
  4. Мир информатики. Первый год обучения. / А.В. Могилев и др. — М.: Ассоциация «XXI век», 2003.
  5. Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. — М.: Бином,2006

Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет