Приложение
кОсновной образовательной программе начального общего образования (обновленныеФГОС) МКОУ Белобородовская ООШ, утвержденной приказом № 78-А от 1 апреля 2022года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Сто шагов в будущее»(профориентация)
для 1-4 класса начального общего образования
д. Белобородово 2022
Пояснительнаязаписка
В жизникаждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первыхшагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят заинтересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить егопрофессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношениешкольника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень ранообнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному видудеятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Передмладшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но посколькупрофессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всехвозрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать какподготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения вбудущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его поканебогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду иучителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика; но об этих так илииначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Междутем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентацияв этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальнойадаптации ребенка.
Программа«Сто шагов в будущее» направлена на расширение кругозора младших школьников попрофориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курсреализует общеителлектуальное направление внеурочной деятельности начального общего образования. В его основе лежит идея раннего знакомства сразличными сферами человеческой деятельности через организациюучебно-исследовательской деятельности учащихся по типологии, предложеннойдоктором психологических наук Е.А. Климновым. Данная типология позволяет всёмногообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности взависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек»,«человек-техника», «человек — художественный образ», «человек – природа».
Цель курса: формирование у обучающихся знаний омире профессий и создание условий для успешной профориентации младшихподростков в будущем.
Задачи:
ü формироватьу детей представление о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовыедействия, результат), о разнообразии профессий на основе характерных трудовыхпроцессов и результатов труда;
ü расширятьзнания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
ü активизироватьв речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учитьвыражать свое отношение к той или иной профессии;
ü воспитыватьв детях чувство уважения к труду взрослых;
ü развивать кругозор,создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.
Описание курса вучебном плане
Внеурочныезанятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса отводится 138 часов: в 1классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Раздел1.
Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы курса «Сто шагов в будущее»
В ходереализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями,умениями и навыками. К ним относятся:
ü когнитивные– знания обучающихся о труде, о мире профессий;
ü мотивационно-личностные– отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либопрофессиональной деятельностью;
ü поведенческие- навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность,самостоятельность в труде.
Метапредметнымирезультатами программывнеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» -является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
o Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать попредложенному учителем плану.
o Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапеизучения нового материала.
o Учиться совместнос учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности классана уроке.
o Средствомформирования этих действий служит технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов).
ПознавательныеУУД:
o Перерабатыватьполученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
o Преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейшихмоделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить иформулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,рисунков, схематических рисунков).
КоммуникативныеУУД:
o Умение донестисвою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (науровне одного предложения или небольшого текста).
o Слушать и пониматьречь других.
o Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий иподводящий диалог).
o Совместнодоговариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
o Учиться выполнятьразличные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формированияэтих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Раздел 2.
Содержание программы курса
Программасостоит из четырёх частей:
«Труд в жизни человека» (1 класс)
Профессии,связанные с природой. Профессии наших мам и пап. Профессии, связанные спутешествиями.
Чтениепроизведений о труде, просмотр мультфильмов. Конкурсы рисунков.Профориентационные игры и викторины. Ролевые игры. Экскурсии.
«Профессии наших родителей» (2 класс)
Профессии, которыенас охраняют. Профессии, которые нас лечат. Профессии в школе.
Профориентационныеигры и викторины. Экскурсии. Создание тематических книжек-раскладушек. Фото-конкурс«Мир профессий». Оформление страничек в классном уголке. Творческие коллективныепроекты.
«Мир профессий» (3 класс)
Незнакомые, необычные и редкие профессии.
Профориентационныеигры и викторины. Экскурсии. Написание сочинений- размышлений, заметок. Подготовкакукольного представления «Кем быть». Оформление фото-картиночнойстранички портфолио. Групповые проекты.
«Я в мире профессий» (4 класс)
Профессии, которые меня привлекают.
Экскурсии.Тематические мероприятия. Написание статей о людях труда. Защита«Профессионального портфолио». Индивидуальные проекты.
Раздел 3.
Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»
1 класс
№ урока |
Тема занятия |
Формы занятия |
|
план |
факт |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с природой» |
|
1 |
|
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. |
занятие с элементами игры видеознакомство |
2 |
|
У бабушки в деревне. |
дидактическая игра беседа |
3 |
|
Ловись рыбка. |
занятие с элементами игры беседа |
4 |
|
Труженики леса. |
занятие с элементами игр видеознакомство |
5 |
|
Хлеб – всему голова. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
6 |
|
Профессия овощевод. |
Экскурсия. Ролевая игра |
7 |
|
Знакомьтесь. Агроном. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
8 |
|
Профессия цветовод. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
9 |
|
Все работы хороши, выбирай на вкус. |
Видеознакомство, игровой час |
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии наших мам» |
|
10 |
|
В магазине. |
Экскурсия, видеоурок, встреча с работником полиции |
11 |
|
В библиотеке. |
игра-демонстрация, викторина |
12 |
|
Весёлая портняжка. |
Чтение, беседа, обсуждение- Кем я хотел бы быть? |
13 |
|
Расти здоровым . |
практика |
14 |
|
Я в учителя пойду. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
15 |
|
Кухонный переполох. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
16 |
|
Причёски такие разные. |
Видеознакомство, игровой час |
17 |
|
Профессии наших мам. Кем быть? |
Чтение, беседы ,викторины |
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии наших пап» |
|
18 |
|
Строим дом. |
игра-демонстрация, викторина |
19 |
|
У кого мастерок, у кого молоток. |
Чтение, беседа, обсуждение- Кем я хотел бы быть? |
20 |
|
Весёлый мастерок. |
практика |
21 |
|
Профессия водитель. |
занятие с элементами игры видеознакомство |
22 |
|
Осторожно огонь. |
дидактическая игра беседа |
23 |
|
Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. |
занятие с элементами игры беседа |
24 |
|
Профессия шахтёр. |
занятие с элементами игр видеознакомство |
25 |
|
Все профессии нужны, все профессии важны. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с путешествиями». Обобщение. |
|
26 |
|
Куда уходят поезда. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
27 |
|
Высоко в облаках. |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
28 |
|
Космическое путешествие. |
занятие с элементами игры видеознакомство |
29 |
|
Морское путешествие. |
дидактическая игра беседа |
30 |
|
На арене цирка. |
занятие с элементами игры беседа |
31 |
|
Профессии наших родителей. |
занятие с элементами игр видеознакомство |
32 |
|
Кем быть? Каким быть? |
Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
33 |
|
Профессиоведческий турнир. |
Экскурсия. Ролевая игра |
Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»
2 класс
№ урока |
Тема занятия |
Формы занятий |
|
план |
факт |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с природой» |
|
1 |
|
Многообразие мира профессий. |
Занятие с элементами игры
|
2 |
|
Исследование «Многообразие рабочих профессий» |
Конструирование
|
3 |
|
Садовник. |
Аппликация
|
4 |
|
Дворник. |
Экскурсия в школьную столовую, дидактическая игра
|
5 |
|
Мастер-цветовод. |
Беседа, игра-викторина, сюжетно-ролевые игра |
6 |
|
Профессия продавец. |
Беседа, занятие с элементами игры, приглашение школьного врача |
7 |
|
Профессия продавец. |
игра-викторина, сочинение |
8 |
|
Почтальон. |
Беседа, сюжетно-ролевые игры |
9 |
|
Почтальон. |
Беседа, презентация |
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии, которые нас охраняют» |
|
10 |
|
Охранник. |
Проект |
11 |
|
Полицейский. |
работа с текстом, практикум |
12 |
|
Пожарный. |
дидактическая игра |
13 |
|
Военный. |
игра соревнований |
14 |
|
Профессия «Следователь». |
Экскурсия, беседа |
15 |
|
Следствие ведут второклассники! |
Занятие с элементами игры
|
16 |
|
Разведчик. |
Конструирование
|
17 |
|
Лётчик. |
Аппликация
|
18 |
|
Водолаз. |
Экскурсия в школьную столовую, дидактическая игра
|
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии, которые нас лечат» |
|
19 |
|
Врач скорой помощи. |
Беседа, занятие с элементами игры, приглашение школьного врача |
20 |
|
Врач скорой помощи. |
игра-викторина, сочинение |
21 |
|
Детский врач – педиатр. Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272 |
Беседа, сюжетно-ролевые игры |
22 |
|
Детский врач – педиатр. |
Беседа, презентация |
23 |
|
Зубной врач. |
дидактическая игра, конкурсы. |
24 |
|
Зубной врач. |
Проект |
25 |
|
Кто лечит наши глаза. |
работа с текстом, практикум |
26 |
|
Кто лечит наши глаза. |
дидактическая игра |
|
|
РАЗДЕЛ «Профессии в школе» |
|
27 |
|
Профессия – учитель. |
Экскурсия, беседа |
28 |
|
Профессия – учитель. |
Занятие с элементами игры
|
29 |
|
Профессия – воспитатель. |
Конструирование
|
30 |
|
Профессия – воспитатель. |
Аппликация
|
31 |
|
Как помогает логопед. |
Экскурсия в школьную столовую, дидактическая игра
|
32 |
|
Как помогает логопед. |
Беседа, игра-викторина, сюжетно-ролевые игра |
33 |
|
Профессия – библиотекарь. |
Беседа, занятие с элементами игры, приглашение школьного врача |
34 |
|
Создание странички портфолио – «Труд в почете любой». |
игра-викторина, сочинение |
Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»
3 класс
№ урока |
Тема занятия |
Формы занятия |
|
план |
факт |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Представление о труде взрослых. |
игровые программы, проект |
2 |
|
Представление о труде взрослых. |
беседа с элементами игры, викторина |
3 |
|
Вот у Коли, например, мама – милиционер. |
игровой час |
4 |
|
Вот у Коли, например, мама – милиционер. |
игра-конкурс, сочинение |
5 |
|
«Мама – лётчик? Что ж такого?» |
Викторина, ролевая игра |
6 |
|
Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. |
занятие с элементами игры |
7 |
|
Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. |
занятие с элементами игры |
8 |
|
Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». |
занятие с элементами игры |
9 |
|
Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». |
Игра «Поле чудес». Работа по текстам, проект |
10 |
|
Кем работают мои родные? |
Экскурсия в библиотеку |
11 |
|
Кем работают мои родные? |
Презентация, беседа
|
12 |
|
Кем работают(ли) бабушки и дедушки. |
конкурс-игра |
13 |
|
Кем работают(ли) бабушки и дедушки. |
дидактическая игра, изготовление сборника профессий |
14 |
|
Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». |
Строим дом, конструирование |
15 |
|
Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». |
практикум |
16 |
|
Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. |
практикум |
17 |
|
Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. |
игровые программы, проект |
18 |
|
Семейные династии |
беседа с элементами игры, викторина |
19 |
|
Семейные династии |
игровой час |
20 |
|
Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». |
игра-конкурс, сочинение |
21 |
|
Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». |
Викторина, ролевая игра |
22 |
|
Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. |
занятие с элементами игры |
23 |
|
Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. |
занятие с элементами игры |
24 |
|
Как рождаются новые профессии. |
занятие с элементами игры |
25 |
|
Исчезают ли профессии? |
Игра «Поле чудес». Работа по текстам, проект |
26 |
|
Как приобрести профессию? |
Экскурсия в библиотеку |
27 |
|
«Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» |
Презентация, беседа
|
28 |
|
Сложности выбора профессии. |
конкурс-игра |
29 |
|
Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус! В. Маяковский «Кем быть?» |
дидактическая игра, изготовление сборника профессий |
30 |
|
Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» |
Строим дом, конструирование |
31 |
|
Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» |
практикум |
32 |
|
Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» |
практикум |
33 |
|
Защита презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» |
игровые программы, проект |
34 |
|
Защита презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» |
беседа с элементами игры, викторина |
Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»
4 класс
№ урока |
Тема занятия |
|
|
план |
факт |
|
|
1 |
|
В гостях у своего «Я». |
классный час, презентация, работа в группах |
2 |
|
Мое «Я» в гостях у других «Я» |
беседы — тренинг |
3 |
|
Великая радость – работа. |
игра-конкурс |
4 |
|
« Быть нужным людям…». |
беседа-тренинг |
5 |
|
« Быть нужным людям…». |
беседа с элементами .игры |
6 |
|
Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия». |
Занятие с элементами игры |
7 |
|
Характер и выбор профессии. |
Экскурсия в типографию , ролевая игра |
8 |
|
Характер и выбор профессии. |
беседа с элементами игры |
9 |
|
Правила выбора профессии. |
Беседа, игра |
10 |
|
Правила выбора профессии. |
профориентации — игра |
11 |
|
Творческий проект «Моя будущая профессия». |
Практикум, защита проекта |
12 |
|
Творческий проект «Моя будущая профессия». |
Беседа, игры |
13 |
|
Представление о себе и проблема выбора профессии. |
конкурс |
14 |
|
Представление о себе и проблема выбора профессии. |
игры |
15 |
|
«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). |
практикум |
16 |
|
Как готовить себя к будущей профессии. |
практикум |
17 |
|
Как готовить себя к будущей профессии. |
практикум |
18 |
|
Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» |
классный час, презентация, работа в группах |
19 |
|
Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» |
беседы — тренинг |
20 |
|
Сочинение « … — это призвание!» |
игра-конкурс |
21 |
|
Сочинение « … — это призвание!» |
беседа-тренинг |
22 |
|
Профессии, без которых не обойтись. |
беседа с элементами .игры |
23 |
|
Профессии, без которых не обойтись. |
Занятие с элементами игры |
24 |
|
Исследование «Необычная творческая профессия». |
Экскурсия в типографию , ролевая игра |
25 |
|
Исследование «Необычная творческая профессия». |
беседа с элементами игры |
26 |
|
Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий». |
Беседа, игра |
27 |
|
Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий». |
профориентации — игра |
28 |
|
Проект « Я и мир профессий». |
Практикум, защита проекта |
29 |
|
Проект « Я и мир профессий». |
Беседа, игры |
30 |
|
«Мое профессиональное протфолио». |
конкурс |
31 |
|
«Мое профессиональное протфолио». |
игры |
32 |
|
Защита «Профессионального портфолио». |
практикум |
33 |
|
Защита «Профессионального портфолио». |
практикум |
34 |
|
Итоговая конференция «Мир профессий». |
практикум |
