X-PDF

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации, 1 класс (обновленный ФГОС)

Поделиться статьей

Приложение

 кОсновной образовательной программе начального общего образования  (обновленныеФГОС) МКОУ Белобородовская ООШ, утвержденной приказом  № 78-А от 1 апреля 2022года

 

 

 

 

                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
                         курса внеурочной деятельности

              «Сто шагов в будущее»(профориентация)

      для 1-4 класса начального общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Белобородово 2022

 

 

Пояснительнаязаписка

В жизникаждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первыхшагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят заинтересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить егопрофессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношениешкольника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень ранообнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному видудеятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Передмладшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но посколькупрофессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всехвозрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать какподготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения вбудущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его поканебогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду иучителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика; но об этих так илииначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Междутем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентацияв этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальнойадаптации ребенка.

Программа«Сто шагов в будущее» направлена на расширение кругозора младших школьников попрофориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Курсреализует общеителлектуальное направление внеурочной деятельности начального общего образования. В его основе лежит идея раннего знакомства сразличными сферами человеческой деятельности через организациюучебно-исследовательской деятельности учащихся по типологии, предложеннойдоктором психологических наук Е.А. Климновым. Данная типология позволяет всёмногообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности взависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек»,«человек-техника», «человек — художественный образ», «человек – природа».

Цель курса: формирование у обучающихся знаний омире профессий и создание условий для успешной профориентации младшихподростков в будущем.

Задачи:

ü    формироватьу детей представление о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовыедействия, результат), о разнообразии профессий на основе характерных трудовыхпроцессов и результатов труда;

ü    расширятьзнания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;

ü    активизироватьв речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учитьвыражать свое отношение к той или иной профессии;

ü    воспитыватьв детях чувство уважения к труду взрослых;

ü    развивать кругозор,создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.

Описание курса вучебном плане

Внеурочныезанятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса отводится 138 часов: в 1классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

 

Раздел1.

Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы курса «Сто шагов в будущее»

В ходереализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями,умениями и навыками. К ним относятся:

ü    когнитивные– знания обучающихся о труде, о мире профессий;

ü    мотивационно-личностные– отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либопрофессиональной деятельностью;

ü    поведенческие- навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность,самостоятельность в труде.

Метапредметнымирезультатами программывнеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» -является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

o   Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать попредложенному учителем плану.

o   Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапеизучения нового материала.

o   Учиться совместнос учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности классана уроке.

o   Средствомформирования этих действий служит технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов).

ПознавательныеУУД:

o   Перерабатыватьполученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

o   Преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейшихмоделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить иформулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,рисунков, схематических рисунков).

КоммуникативныеУУД:

o   Умение донестисвою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (науровне одного предложения или небольшого текста).

o   Слушать и пониматьречь других.

o   Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий иподводящий диалог).

o   Совместнодоговариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

o   Учиться выполнятьразличные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формированияэтих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Раздел 2.

Содержание программы курса

 

Программасостоит из четырёх частей:

 

«Труд в жизни человека» (1 класс)

Профессии,связанные с природой. Профессии наших мам и пап. Профессии, связанные спутешествиями.

Чтениепроизведений о труде, просмотр мультфильмов. Конкурсы рисунков.Профориентационные игры и викторины. Ролевые игры. Экскурсии.

 

«Профессии наших родителей» (2 класс)

Профессии, которыенас охраняют. Профессии, которые нас лечат. Профессии в школе.

Профориентационныеигры и викторины. Экскурсии. Создание тематических книжек-раскладушек. Фото-конкурс«Мир профессий». Оформление страничек в классном уголке. Творческие коллективныепроекты.

 

«Мир профессий» (3 класс)

Незнакомые, необычные и редкие профессии.

Профориентационныеигры и викторины. Экскурсии. Написание сочинений- размышлений, заметок. Подготовкакукольного представления «Кем быть». Оформление фото-картиночнойстранички портфолио. Групповые проекты.

 

«Я в мире профессий» (4 класс)

Профессии, которые меня привлекают.

Экскурсии.Тематические мероприятия. Написание статей о людях труда. Защита«Профессионального портфолио». Индивидуальные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3.

Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»

1 класс

№ урока

Тема занятия

Формы занятия

план

факт

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с природой»

 

1

 

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства.

занятие с элементами игры

видеознакомство

2

 

У бабушки в деревне.

дидактическая игра

беседа

3

 

Ловись рыбка.

занятие с элементами игры

беседа

4

 

Труженики леса.

занятие с элементами игр

видеознакомство

5

 

Хлеб – всему голова.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

6

 

Профессия овощевод.

Экскурсия.

Ролевая игра

7

 

Знакомьтесь. Агроном.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

8

 

Профессия цветовод.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

9

 

Все работы хороши, выбирай на вкус.

 Видеознакомство,  игровой час

 

 

РАЗДЕЛ «Профессии наших мам»

 

10

 

В магазине.

Экскурсия,  видеоурок,  встреча  с работником полиции

11

 

В библиотеке.

игра-демонстрация, викторина

12

 

Весёлая портняжка.

Чтение, беседа, обсуждение- Кем я хотел бы быть?

13

 

Расти здоровым .

практика

14

 

Я в учителя пойду.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

15

 

Кухонный переполох.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

16

 

Причёски такие разные.

 Видеознакомство,  игровой час

17

 

Профессии наших мам. Кем быть?

Чтение, беседы ,викторины

 

 

РАЗДЕЛ  «Профессии наших пап»

 

18

 

Строим дом.

игра-демонстрация, викторина

19

 

У кого мастерок, у кого молоток.

Чтение, беседа, обсуждение- Кем я хотел бы быть?

20

 

Весёлый мастерок.

практика

21

 

Профессия водитель.

занятие с элементами игры

видеознакомство

22

 

Осторожно огонь.

дидактическая игра

беседа

23

 

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.

занятие с элементами игры

беседа

24

 

Профессия шахтёр.

занятие с элементами игр

видеознакомство

25

 

Все профессии нужны, все профессии важны.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

 

 

РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с путешествиями». Обобщение.

 

26

 

Куда уходят поезда.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

27

 

Высоко в облаках.

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

28

 

Космическое путешествие.

занятие с элементами игры

видеознакомство

29

 

Морское путешествие.

дидактическая игра

беседа

30

 

На арене цирка.

занятие с элементами игры

беседа

31

 

Профессии наших родителей.

занятие с элементами игр

видеознакомство

32

 

Кем быть? Каким быть?

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

33

 

Профессиоведческий турнир.

Экскурсия.

Ролевая игра

 

 

 

Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»

2 класс

№ урока

Тема занятия

Формы занятий

план

факт

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с природой»

 

1

 

Многообразие мира профессий.

Занятие с элементами игры

 

2

 

Исследование «Многообразие рабочих профессий»

Конструирование

 

3

 

Садовник.

Аппликация

 

4

 

Дворник.

Экскурсия в школьную столовую, дидактическая игра

 

5

 

Мастер-цветовод.

 Беседа, игра-викторина,  сюжетно-ролевые игра

6

 

Профессия продавец.

Беседа, занятие с элементами игры, приглашение школьного врача

7

 

Профессия продавец.

игра-викторина, сочинение

8

 

Почтальон.

 Беседа, сюжетно-ролевые игры

9

 

Почтальон.

Беседа,   презентация

 

 

РАЗДЕЛ «Профессии, которые нас охраняют»

 

10

 

Охранник.

Проект

11

 

Полицейский.

работа с текстом, практикум

12

 

Пожарный.

дидактическая игра

13

 

Военный.

игра соревнований

14

 

Профессия «Следователь».

Экскурсия, беседа

15

 

Следствие ведут второклассники!

Занятие с элементами игры

 

16

 

Разведчик.

Конструирование

 

17

 

Лётчик.

Аппликация

 

18

 

Водолаз.

Экскурсия в школьную столовую, дидактическая игра

 

 

 

РАЗДЕЛ  «Профессии, которые нас лечат»

 

19

 

Врач скорой помощи.

Беседа, занятие с элементами игры, приглашение школьного врача

20

 

Врач скорой помощи.

игра-викторина, сочинение

21

 

Детский врач – педиатр.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.3%
НЕТ
39.7%
Проголосовало: 1272

 Беседа, сюжетно-ролевые игры

22

 

Детский врач – педиатр.

Беседа,   презентация

23

 

Зубной врач.

дидактическая игра, конкурсы.

24

 

Зубной врач.

Проект

25

 

Кто лечит наши глаза.

работа с текстом, практикум

26

 

Кто лечит наши глаза.

дидактическая игра

 

 

РАЗДЕЛ «Профессии в школе»

 

27

 

Профессия – учитель.

Экскурсия, беседа

28

 

Профессия – учитель.

Занятие с элементами игры

 

29

 

Профессия – воспитатель.

Конструирование

 

30

 

Профессия – воспитатель.

Аппликация

 

31

 

Как помогает логопед.

Экскурсия в школьную столовую, дидактическая игра

 

32

 

Как помогает логопед.

 Беседа, игра-викторина,  сюжетно-ролевые игра

33

 

Профессия – библиотекарь.

Беседа, занятие с элементами игры, приглашение школьного врача

34

 

Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».

игра-викторина, сочинение

 

Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»

3 класс

№ урока

Тема занятия

Формы занятия

план

факт

 

 

 

 

 

 

1

 

Представление о труде взрослых.

игровые программы, проект

2

 

Представление о труде взрослых.

беседа с элементами  игры, викторина

3

 

Вот у Коли, например, мама – милиционер.

игровой час

4

 

Вот у Коли, например, мама – милиционер.

игра-конкурс,  сочинение

5

 

«Мама – лётчик? Что ж такого?»

Викторина,  ролевая игра

6

 

Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии.

занятие с элементами  игры

7

 

Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии.

занятие с элементами  игры

8

 

Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».

занятие с элементами  игры

9

 

Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».

Игра «Поле чудес». Работа по текстам,  проект

10

 

Кем работают мои родные?

Экскурсия в  библиотеку

11

 

Кем работают мои родные?

Презентация,  беседа

 

12

 

Кем работают(ли) бабушки и дедушки.

конкурс-игра

13

 

Кем работают(ли) бабушки и дедушки.

дидактическая игра, изготовление сборника профессий

14

 

Сочинение «Трудовая гордость моей семьи».

Строим дом, конструирование

15

 

Сочинение «Трудовая гордость моей семьи».

практикум

16

 

Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио.

практикум

17

 

Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио.

игровые программы, проект

18

 

Семейные династии

беседа с элементами  игры, викторина

19

 

Семейные династии

игровой час

20

 

Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии».

игра-конкурс,  сочинение

21

 

Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии».

Викторина,  ролевая игра

22

 

Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса.

занятие с элементами  игры

23

 

Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса.

занятие с элементами  игры

24

 

Как рождаются новые профессии.

занятие с элементами  игры

25

 

Исчезают ли профессии?

Игра «Поле чудес». Работа по текстам,  проект

26

 

Как приобрести профессию?

Экскурсия в  библиотеку

27

 

«Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»

Презентация,  беседа

 

28

 

Сложности выбора профессии.

конкурс-игра

29

 

Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус! В. Маяковский «Кем быть?»

дидактическая игра, изготовление сборника профессий

30

 

Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?»

Строим дом, конструирование

31

 

Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!»

практикум

32

 

Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!»

практикум

33

 

Защита презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!»

игровые программы, проект

34

 

Защита презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!»

беседа с элементами  игры, викторина

 

 

 

 

Тематическоепланирование по курсу «Сто шагов в будущее»

4 класс

№ урока

Тема занятия

 

план

факт

 

 

1

 

В гостях у своего «Я».

классный час, презентация, работа в группах

2

 

Мое «Я» в гостях у других «Я»

беседы — тренинг

3

 

Великая радость – работа.

игра-конкурс

4

 

« Быть нужным людям…».

беседа-тренинг

5

 

« Быть нужным людям…».

беседа с элементами .игры

6

 

Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия».

Занятие с элементами игры

7

 

Характер и выбор профессии.

Экскурсия  в типографию ,  ролевая игра

8

 

Характер и выбор профессии.

беседа с элементами  игры

9

 

Правила выбора профессии.

Беседа, игра

10

 

Правила выбора профессии.

профориентации — игра

11

 

Творческий проект «Моя будущая профессия».

Практикум, защита проекта

12

 

Творческий проект «Моя будущая профессия».

Беседа, игры

13

 

Представление о себе и проблема выбора профессии.

конкурс

14

 

Представление о себе и проблема выбора профессии.

игры

15

 

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).

практикум

16

 

Как готовить себя к будущей профессии.

практикум

17

 

Как готовить себя к будущей профессии.

практикум

18

 

Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?»

классный час, презентация, работа в группах

19

 

Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?»

беседы — тренинг

20

 

Сочинение « … — это призвание!»

игра-конкурс

21

 

Сочинение « … — это призвание!»

беседа-тренинг

22

 

Профессии, без которых не обойтись.

беседа с элементами .игры

23

 

Профессии, без которых не обойтись.

Занятие с элементами игры

24

 

Исследование «Необычная творческая профессия».

Экскурсия  в типографию ,  ролевая игра

25

 

Исследование «Необычная творческая профессия».

беседа с элементами  игры

26

 

Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».

Беседа, игра

27

 

Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».

профориентации — игра

28

 

Проект « Я и мир профессий».

Практикум, защита проекта

29

 

Проект « Я и мир профессий».

Беседа, игры

30

 

«Мое профессиональное протфолио».

конкурс

31

 

«Мое профессиональное протфолио».

игры

32

 

Защита «Профессионального портфолио».

практикум

33

 

Защита «Профессионального портфолио».

практикум

34

 

Итоговая конференция «Мир профессий».

практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.3%
НЕТ
39.7%
Проголосовало: 1272

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет