X-PDF

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

Поделиться статьей

Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» Касторенского района Курской области

 

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Октябрьская СОШ»

___________/Шуваева И.Н./

 

«_______»____________________2021 г.

Утверждено:

Директор

МКОУ «Октябрьская СОШ»

_____________/Суркова Е.А./

Приказ № ___

от «_______»____________________2021 г.

 

 

 

                                                  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 Литературноечтение

1 класс

                               Учитель: Цурикова Ольга Павловна

      

 

 

 

 

Рассмотрено:

на Методическом объединении

________________________________

Протокол № ___

от «______»______________________2021 г.

Руководитель МО

________________/__________________/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                                        Лачиново, 2021

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебныйпредмет «Литературное чтение» включен в образовательную область «Русский язык илитературное чтение» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».  

Нормативнаяоснова разработки программы:

     — « Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 г,;

    — ФГОС НОО, 2009 г

    —  Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО, 2011г.;

— Авторская программа  Авторской программы В.Г.Горецкого,В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.Головановой «Литературное чтение» М.:Просвещение,2014

-Планируемые результаты НОО, Москва,«Просвещение», 2011г.;

 

— Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательнаяшкола»,

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных киспользованию в образовательном процессе в образовательныхорганизациях,               реализующих программы общего образованиясоответствующей ступени,

— Требования к оснащению образовательного процесса  всоответствии с содержательным наполнением учебных предметов федеральногокомпонента государственного образовательного стандарта (Приказ Министерстваобразования и науки от 04.10.2010 №986)

 

На изучение литературного чтения в 1 классеотводится  132 часа (исходя из 33 рабочих недель по 4 урокав неделю). Из них на курс «Обучение грамоте» — 23 недели (92 часа), налитературное чтение — 10 недель (40 часов).

 

Рабочая программаориентирована на использование учебно-методического комплекта

« Школа России» ивключает в себя:

— Горецкий В.Г.,Кирюшкин В. А. ,Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Азбука: учебник в 2 ч. –М. :Просвещение,2017

— Л. Ф.Климанова. Литературное чтение. 1 класс : учебник в 2 ч.  – М. : Просвещение,2017

— Бойкина, М. В.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: Просвещение, 2021

— Аудиоприложениек учебнику «Литературное чтение» 4 класс на электронном носителе

Цель программы:

-овладениеосознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком всистеме образования младших школьников; совершенствование всех видов речевойдеятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов;развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретениеопыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

-развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональнойотзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формированиеэстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

-обогащениенравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности;воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народовмногонациональной России и других стран.

Задачи:

-Освоениеобщекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интере­са к чтениюи книге.

-Овладениеречевой, письменной и коммуникативной культурой.

-Воспитаниеэстетического отношения к действительности, отраженной в художест­веннойлитературе.

-Формированиенравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; пониманиедуховной сущности произведений.

Подготовительного периода:

— развитиефонематического слуха детей;

— развитиеумения вычленять звуки из слова;

     -формировать умение производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;

     — формировать умение сравнивать звуки в, похоже, звучащих словах.

— Введениепонятий: слово; предложение; гласные; ударение; слог.

— обучать подборуразных слов для называния одного и того же предмета;

— обучатьсоставлению схемы слова;

— обучатьсоставлению предложения по картинкам;

— обучатьизображению предложения в виде схемы.

Букварного периода:

— введениеи закрепление позиционного принципа чтения;

— обучениеслого-звуковому и звуко-буквенному анализу слова (орфографическаяпропедевтика);

анализпечатного и письменного образа буквы;

— упражненияв написании элементов букв,  букв, соединений, слов и предложений;

— упражненияв списывании слов, предложений, текстов с печатного образца

— обогатитьсловарь учащихся и развивать устные (слушание и говорение) и отчасти письменные(письмо) виды речи

— развиватьфонематический слух

— научитьделить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливатьпорядок следования звуков в слове, связь между звуками

— учитьобозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладеватьпроцессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целымсловом чтения предложений и связных текстов

— обращатьсяк помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений;

— совершенствоватьречевой аппарат;

— вырабатыватьотчётливое и достаточно громкое правильное произношение слов, слогов, звуков.

Послебукварного периода:

— развиватьумение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;

— обеспечиватьполноценное восприятие учащимися литературного  произведения, пониманиетекста и специфики его литературной формы;

—  научитьучащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и  выражать своюточку зрения (позицию читателя);

— систематическиотрабатывать умения читать вслух, молча,  выразительно, пользоватьсяосновными видами чтения (ознакомительным,  изучающим, поисковым ипросмотровым);

—  включатьучащихся в эмоционально-творческую деятельность в  процессе чтения, учитьработать в парах и группах;

— формироватьлитературоведческие представления, необходимые для  понимания литературыкак искусства слова;

  -расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное  пространство»,      соответствующеевозрастным особенностям и уровню  подготовки учащихся и обеспечивающееусловия для формирования  универсальных учебныхдействий. Читательское пространство в  программе формируетсяпроизведениями для изучения на уроке (даны в  учебнике), длядополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения поизучаемой теме или разделу (в рубрике  «Книжная полка» в конце изучаемогораздела или нескольких разделов).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечиваетдостижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.

Изучениекурса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получениеследующих личностных результатов:

— чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической инациональной принадлежности, формирование ценностей многонациональногороссийского общества; становление гуманистических и демократических ценностныхориентаций;

— целостного, социальноориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразииприроды, народов, культур и религий;

— уважительногоотношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоениесоциальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;

— развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;

— формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установки набезопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе нарезультат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметнымирезультатами изучения курса«Литературное чтение» в первом классе является формирование регулятивных,познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Регулятивныеуниверсальные учебные действия:

— способность понимать,принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироватьсяв учебном материале, содержащем средства для ее решения;

— сформированность наначальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии споставленной задачей;

— начальный уровеньсформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своейучебной деятельности.

 

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

— умение осознанночитать, строить речевые высказывания;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

— овладение навыкамисмыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями изадачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии сзадачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

— начальное освоениеспособов решения задач творческого и поискового характера;

— начальные умения излагатьсвое мнение и аргументировать;

— начальный уровеньовладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по разным признакам на доступном материале;

— овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам. Установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;

— овладение начальнымисведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержаниемучебного предмета «Литературное чтение»;

— овладение базовымипредметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи иотношения между объектами и процессами.

 

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:

— активное использованиеречевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушатьсобеседника и вести диалог; готовность признать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументироватьсвою точку зрения;

— умение определятьобщую цель и пути её достижения;

— умение договариватьсяо распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих.

 

Предметнымирезультатами изучения курсаявляется формирование следующих умений:

— первоначальныхпредставлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространстваРоссии, о языке как основе национального самосознания;

— позитивного отношенияк правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры игражданской позиции человека;

— уменияориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбиратьадекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач присоставлении несложных монологических высказываний;

— овладение учебнымидействиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания длярешения познавательных, практических и коммуникативных задач;

— понимание литературыкак явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачинравственных ценностей и традиций;

— осознание значимостичтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий одобре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическомчтении;

— достижениенеобходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя,элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебныхтекстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

— использование разныхвидов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанновоспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвоватьв их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— умение самостоятельновыбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками дляпонимания и получения дополнительной информации;

— умение использоватьпростейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственныесвязи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливатьих, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказыватьпроизведение;

умение работать сразными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных,учебных и художественных произведений.

Содержание учебного предмета

Обучение грамоте. Чтение

Добукварный период

Речь (устная и письменная). Общее представление оязыке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения,предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение всловах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного изслогов в слове), определение количества слогов в слове.

 Звуки и буквы. Представление о звуке,различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких,глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта,наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Гласные и согласные звуки. Выделение в словахотдельных звуков, звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков вслове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесениеслышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей егозвуко-слоговую структуру.

 Букварный период  

Обучение чтению

Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов ислов с изученными буквами. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление соспособами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний сориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составлениеиз букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительногозвуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучениеосознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов,коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, наоснове правильного и относительно быстрого узнавания букв, определенияориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правиламигигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как онипишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

Буквы Ъ и Ь. Знакомство с буквами, не обозначающимизвука.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания кзвуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевогоаппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпуи ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильномуинтонированию.

Совершенствование произношения слов, особенносложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, ссоблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка,особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболеечасто смешиваемых детьми: л- р, с-з, щ-ж, п -б, с-ш и т. д. (изолированноепроизнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторыхзвуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий иобъяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакампредметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведениелогических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точновыражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другимисловами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и пониманиепростейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов(без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений вхудожественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильнойграмматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами(диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью.

Совершенствование речевых умений, полученных детьмидо школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное егоформулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказабез пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста,определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшогорассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям итекстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки сиспользованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно.Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующихизображенным или последующим событиям.

Составление рассказов о простых случаях изсобственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенномуучителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизустьстихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдениеминтонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ееточности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности приизложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитаниевнимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный период

Обучение чтению

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений инавыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Правильное, плавноеслоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всемибуквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста — 25-30 слов вминуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Чтение небольших художественных произведений А.Пушкина, Л. Толстого,  К. Чуковского, К. Ушинского, С. Михалкова оприроде, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения.

Развитие устной речи

Речь и ее значение в жизни. Знакомство с текстом и егозначение. Наблюдения за особенностями устной речи. Сопоставление текста иотдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.

Составление предложений на определенную тему (о маме, ошколе, о детях и т. п.) по картине; небольших устных рассказов по сюжетнымкартинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей).

Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые приприветствии и прощании. Речевые ситуации с включением слов, употребляемых приприветствии, прощании, при выражении извинения и благодарности.

Литературное чтение

Жили-были буквы

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С.Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительноечтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения.Проекты «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И.Токмаковой, Ф. Криви-на. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческийпересказ: дополнение содержания текста.

Стихотворения   Г. Сапгира,   М. Бородицкой, И.Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приёмхарактеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурсчтецов

Сказки, загадки, небылицы

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба».«Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К.Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основекартинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной илитературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтениедиалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русскиенародные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнениепесенок. Настроение. Выразительное чтение песенок.

Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы.Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

Апрель, апрель. Звенит капель!

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А.Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средствахудожественной выразительности: сравнение. Литературная   загадка.  Сочинение   загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок».

Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическимрисунком стихотворного текста. Запоминание загадок.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выборпонравившихся, их выразительное чтение

И в шутку и всерьёз

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияпроизведений раздела. Выставка книг по теме.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К.Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение кизображаемому. Звукопись как средство выразительности.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой,М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка.Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть.Рассказывание.

Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.Оценка достижений

Я и мои друзья

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р.Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений.Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержанияпроизведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительноечтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Созданиелетописи класса. Оценка достижений

О братьях наших меньших

Знакомство с названиемраздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся иучителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения оживотных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, В. Берестова, Г, Сапгира.Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д.Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнениехудожественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя.Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.

                                

 

Учебно-тематическоепланирование

 

Содержание программного материала

Количество часов

Обучение чтению (92 ч)

1

Добукварный период

14 ч

2

Обучение чтению

58 ч

3

Послебукварный период

20 ч

Литературное чтение (40 ч)

1

Вводный урок

1 ч

2

Жили-были буквы

7 ч

3

Сказки, загадки, небылицы

7 ч

4

Апрель, апрель. Звени капель!

5 ч

5

И в шутку и всерьез

7 ч

6

Я и мои друзья

7 ч

7

О братьях наших меньших

6 ч

 

Итого

132 ч

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет