Пояснительнаязаписка
Рабочая программа политературному чтению на родном (русском) языке составлена в соответствиис требованиями ФГОС НОО и Концепцией духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России;
-учебного плана МБОУ Долботовская СОШ (приказ № 35от21.08.2020г.);
— Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
— приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
— приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам — образовательнымпрограммам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер19993).
Программа предназначенадля учащихся 1-4 классов. За основу данной разработки взята программа Н.Н. Светловской «Внеклассное чтение», а также включены и другиепроизведения, допустимые для детского чтения.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечиватьлитературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мирнравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущимипоколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств,общения.
Задачи программы:
• развивать удетей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживатьгероям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детейчувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образноемышление учащихся;
• формировать умение воссоздаватьхудожественные образы литературного произведения, развивать воображениеучащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливатьэстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитыватьхудожественный слух;
• формировать потребность в постоянномчтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей,создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, егореальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношениеребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокоепонимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтениекниг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащатьнравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся иактивно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формированияпотребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечиватьлитературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мирнравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущимипоколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств,общения.
Задачи программы:
• развивать у детей способностьполноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям,эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и пониматьобразный язык художественного произведения, выразительные средства, создающиехудожественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздаватьхудожественные образы литературного произведения, развивать воображениеучащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливатьэстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитыватьхудожественный слух;
• формировать потребность в постоянномчтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей,создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, егореальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношениеребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокоепонимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтениекниг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащатьнравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся иактивно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формированияпотребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Планируемыерезультаты освоения учебного курса .
В результате освоения программыформируются умения, соответствующие требованиям федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка какодной из основных национально-культурных ценностей русского народа,определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческихспособностей и моральных качеств личности, его значения в процессе полученияшкольного образования;
2) осознание эстетической ценностирусского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарногозапаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей ичувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основенаблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевойдеятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное пониманиеинформации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темытекста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видамичтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разныхстилей и жанров;
• адекватное восприятие на слухтекстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования(выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию изразличных источников, включая средства массовой информации, компакт-дискиучебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарямиразличных типов, справочной литературой, в том числе и на электронныхносителях;
• овладение приёмами отбора исистематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельныйпоиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачеинформации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравниватьречевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностейи использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять целипредстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватноформулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанныйили прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,конспект, аннотация);
• умение создавать устные иписьменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресатаи ситуации общения;
• способность свободно, правильноизлагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построениятекста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающейдействительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога(повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) идиалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями идр.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевогообщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистическихнорм современного русского литературного языка; соблюдение основных правилорфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевомобщении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимикув процессе речевого общения;
• осуществление речевого самоконтроляв процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способностьоценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умениенаходить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• выступление перед аудиториейсверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний,умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык каксредство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученныезнания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (науроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразноевзаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместноговыполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различныхситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основныхфункциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа,как государственного языка Российской Федерации и языка межнациональногообщения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека иобщества;
2) понимание места родного языка всистеме гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний ородном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики:лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная иписьменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорнаяречь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественнойлитературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей иразговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки иособенности употребления в речи;
5) овладение основнымистилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основныминормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета ииспользование их в своей речевой практике при создании устных и письменныхвысказываний;
6) опознавание и анализ основныхединиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковыхединиц адекватно ситуации речевого общения;
7) многоаспектный анализ текста сточки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определеннымфункциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетическихвозможностей лексической и грамматической синонимии и использование их всобственной речевой практике;
9) осознание эстетической функцииродного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказыванияпри анализе текстов художественной литературы.
Содержаниеучебного курса
В содержание программы на каждом годуобучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепеннорасширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, освоих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, обистории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опытаребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должныпополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера:простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, егожанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица,считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных ивыразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении,олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитиекоммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе,слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту.При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характерречи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественнаяи научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтенияучащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки оРодине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях иволшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировкав книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания поназванию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чемпрочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выборкниг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке.Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросамучителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умениесоотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения ксамостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время,самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовкевыступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Основные виды деятельности ипредполагаемые формы.
Формы работы с книгой разнообразны иопределяются творчеством педагога:
· занятие-диспут,
· занятие-спектакль,
· занятие-праздник,
· занятие-интервью,
· интегрированное занятие,
· конференция,
· устный журнал,
· конкурсы,
· литературные встречи,
· литературная гостиная,
· литературный ринг и т. д.
Формы и средства контроля результатовпо программе.
В процессе оценки достиженияпланируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы,взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы,самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итоговприменяются:
— диагностика (проверка читательскогокругозора);
— беседа, которая проводится в концекаждого занятия;
— защита проекта.
3 класс – 17ч. |
Знакомство с устной народной словесностью. Сравнение учебного, художественного и научно-популярного текста: выделение особенностей каждого, установление общих черт и различий. Конструирование монологического высказывания: формулирование главной мысли, отбор доказательств, логичное и последовательное построение текста (высказывания), выбор выразительных средств языка. Участие в диалоге: понимание вопросов собеседника и ответ на них в соответствии с правилами речевого общения. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определение жанра, темы. Формулирование главной мысли текста, его частей. Развитие умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; выделение главной мысли; обогащение словарного запаса; воспитание доброты, милосердия. Анализ особенностей авторских выразительных средств, соотношение их с жанром произведения. Выразительное чтение небольших стихотворных произведений. Конструирование монологических высказываний: отбор доказательств, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111 Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их. Отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. |
Тематическоепланирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата факт |
Кол-во часов |
1 |
Устная народная словесность |
|
|
1 |
2 |
Рассказы современных писателей о детях |
|
|
1 |
3 |
Волшебный мир сказок Бажова |
|
|
1 |
4 |
Произведения о тех, кто трудится |
|
|
1 |
5 |
Книги о природе и человеке |
|
|
1 |
6 |
Рассказы о животных |
|
|
1 |
7 |
Книги о ребятах и их делах |
|
|
1 |
8 |
Произведения о долге и храбрости |
|
|
1 |
9 |
Произведения о мамах и детях |
|
|
1 |
10 |
Весёлые истории |
|
|
1 |
11 |
Книги о дружбе и взаимопомощи |
|
|
1 |
12 |
Как рождается герой |
|
|
1 |
13 |
Люби живое |
|
|
1 |
14 |
Стихи русских поэтов о любви к Родине. |
|
|
1 |
15 |
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа |
|
|
1 |
16 |
Книги, которые надо читать долго |
|
|
1 |
17 |
Урок обобщение за год. Итоговое диагностирование. |
|
|
1
|