Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «Октябрьская СОШ» ___________/Шуваева И.Н./
«_______»____________________2021 г. |
Утверждено: Директор МКОУ «Октябрьская СОШ» _____________/Суркова Е.А./ Приказ № ___ от «_______»____________________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературноечтение на родном языке
1 класс
Учитель: Цурикова Ольга Павловна
Рассмотрено: на Методическом объединении ________________________________ Протокол № ___ от «______»______________________2021 г. Руководитель МО ________________/__________________/
|
Лачиново,2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебныйпредмет «Литературное чтение на родном языке» включен в образовательнуюобласть «Русский язык и литературное чтение» учебного плана МКОУ «ОктябрьскаяСОШ».
Нормативнаяоснова разработки программы:
— « Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 г,
— ФГОС НОО,2009 г,
— Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО,2011г,
-Авторская программа Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой согласно образовательнойсистеме «Школа России».
— Планируемые результаты НОО, Москва, «Просвещение», 2011г.;
— Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»,
— Федеральный перечень учебников, рекомендованных киспользованию в образовательном процессе в образовательныхорганизациях, реализующих программы общего образования соответствующейступени,
— Требования к оснащению образовательного процесса всоответствии с содержательным наполнением учебных предметов федеральногокомпонента государственного образовательного стандарта ( Приказ Министерстваобразования и науки от 04.10.2010 №986)
Предмет«Литературное чтение на родном (русском) языке» изучается в 1 классе в качествеобязательного предмета в общем объеме 17 часов (при 33 неделях учебного года).
Программа 1 класса «Литературное чтение народном (русском) языке» будет реализована через учебное пособие,предназначенное для сопровождения и поддержки основного курса литературногочтения, обязательного для изучения во всех школах РФ: О.М. Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова «Литературное чтение народном русском языке», 1 класс.М.Просвещение, учебное пособие для общеобразовательных школ, «Просвещение»,2021 г.
Цельпрограммы:
воспитаниеценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существеннойчасти родной культуры, включениеобучающихся в культурно-языковое
пространствосвоего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, ктрадициям своего народа, осознание исторической преемственностипоколений,своей ответственности за сохранение русской культуры, формированиечитательской компетенции младшего школьника
Задачи:
1. формированиеоснов российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальнойпринадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2. воспитаниеценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введениеобучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование умладшего школьника интереса к русской литературе как источникуисторико-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
3. формированиепредставлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых длянационального русского сознания и отраженных в родной литературе;
4. обогащениезнаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основеизучения произведений русской литературы;
5. формированиепотребности в постоянном чтении для развития личности, для речевогосамосовершенствования;
6. совершенствованиечитательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различныхтекстов, участвовать в их обсуждении;
7. развитиевсех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных иписьменных высказываний о прочитанном
Планируемые результатыосвоения учебного предмета, курса
Предметные УУД:
Первоклассник получит возможностьнаучиться:
– восприниматьхудожественную литературу как вид искусства, приводить примерыпроявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делатьэлементарный анализ различных текстов, используя рядлитературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структуратекста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героевхудожественного текста, позицию автора художественного текста.
– воспринимать на слух художественныйтекст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целымисловами;
– отвечать на вопросы учителяпо содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устныйрассказ по картинке;
– заучивать наизустьнебольшие стихотворения;
– соотносить автора,название и героев прочитанных произведений;
– различать расскази стихотворение.
Личностнымирезультатами изученияпредмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующиеумения:
– оценивать поступкилюдей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст,выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своёотношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
МетапредметныеУУД:
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цельдеятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательностьдействий на уроке;
– учиться высказывать своѐпредположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать попредложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служиттехнология продуктивного чтения.
ПознавательныеУУД:
– ориентироваться вучебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы навопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы врезультате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информациюиз одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формированияпознавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат,обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности(первичных навыков работы с информацией).
КоммуникативныеУУД:
– оформлять своимысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшоготекста);
– слушать и понимать речьдругих;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться содноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следоватьим;
– учиться работать впаре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формированиякоммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работыв парах и малых группах.
Содержание учебного предмета
Книги– мои друзья (3 ч.)
Восприятиена слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы посодержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанномуучебному, научно-познавательному и художественному произведению. Работа сразными видами текста. Общее представление о художественных текстах.Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорноготекста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разнымивидами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать навопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы походу беседы, используя текст. Привлечение справочных ииллюстративно-изобразительных материалов.
Устноенародное творчество (3 ч.)
Книгакак особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книгина Руси и начало книгопечатания (общее представление).Работа с текстомхудожественного произведения. Понимание заглавияпроизведения, егоадекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественноготекста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Осознаниетого, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил иотношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознаниемотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрениянормморали.Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви кРодине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем,идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текстас использованием выразительных средств языка
Здравствуй,сказка! (3 ч.)
Характеристикагероя произведения с использованием художественно-выразительных средств данноготекста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступковгероев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою наоснове анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика герояпроизведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки иречь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказтекста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевыхслов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определениеглавной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всеготекста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в видевопросов, в виде самостоятельно сформулированноговысказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющихсоставить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений втексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение исопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Обратьях наших меньших (3 ч.)
Говорение(культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенностидиалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельнозадавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливойформе высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному,научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственнойточки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование нормречевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностяминационального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом(распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как формаречевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема сопорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа навопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания,прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебногои художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственноговысказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Яи мои друзья (3 ч.)
Кругдетского чтения. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХвв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (сучетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступныедля восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг:историческая, приключенческая фантастическая, научно-популярная,справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (повыбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведенияРодине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористическиепроизведения.
Крайродной (2 ч.)
Литературоведческаяпропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определениезначения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности:синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка влитературных понятиях: художественное произведение, художественный образ,искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: егопортрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
1 |
Книги – мои друзья. |
2 ч. |
|
2 |
Устное народное творчество. |
3 ч. |
|
3 |
Здравствуй, сказка! |
3 ч. |
|
4 |
О братьях наших меньших. |
3 ч. |
|
5 |
Я и мои друзья. |
3 ч. |
|
6 |
Край родной. |
2 ч. |
|
ИТОГО: |
17 ч. |
||
