Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «Школа-интернат для детей с ограниченнымивозможностями здоровья
Городского округа Шатура»
(МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора №119 о/д от 29.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
попредмету «Математические представления»
для4с класса
(вариант2)
Составитель:учитель начальных классов
ЕрастоваТ.В.
г.Шатура,
2022г.
1. Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма по предмету «Математические представления» для 4с класса составленана основании адаптированной основной общеобразовательной программы образования(АООП) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми нарушениями развития (вариант 2) МБОУ«Школы-интерната для детей с ОВЗ».
Данная программа разработана в соответствии стребованиями:
— Закона«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.г.
— Федеральногогосударственного образовательного стандарта образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобрнауки РФот 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)».
Цель обучения математике –формирование элементарных математических представлений и умений и применение ихв повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
— развиватьучебные навыки посредством формирования умений планировать последовательностьдействий, выполнять и контролировать ход работы;
— формироватьнавыки установления, поддержания и завершения контакта;
— способствоватьовладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными иневербальными;
— формироватьумение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике;
Коррекционно-развивающие:
— развиватьконцентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;
— развиватьпамять;
— развиватьмыслительные операции сравнения, классификации и т.д.
Воспитательные:
— воспитыватьусидчивость на занятиях;
— стимулироватьпроявления самостоятельности;
— формироватьнастойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;
— формироватьумение контролировать свои эмоции.
2. Общаяхарактеристика учебного предмета
Примерная программа построена на основе следующих разделов:
— «Количественныепредставления»,
— «Представленияо форме»,
— «Представленияо величине»,
— «Пространственныепредставления»,
— «Временныепредставления».
Знания, умения, навыки,приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике,необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. вовременных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневныхпрактических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могутиспользоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментовучастникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умениепересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда,отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количестваиспеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенказакрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона,календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионныхпередач и многое другое.
Кроме того, в рамкахкоррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий поматематике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальнойработе.
Рольучебного предмета
В повседневной жизни, участвуя вразных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениямиразвития попадает в ситуации, требующие от него использования математическихзнаний.
У большинства обычно развивающихсядетей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях.Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарнымиматематическими представлениями без специально организованного обучения.Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваиваютдоступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Вконечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математическиепредставления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номеравтобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине запокупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Основныепринципы
— Каждыйребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма
— предполагаетпостроение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальныхвозможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат.
— Принципкоррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсациюутраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся.
— Принципсоциально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем:основной целью специального образования служит социализация личности сотклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможнойнезависимости и самостоятельности.
— Принципдифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет вкоррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категориинарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принципможет быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путемусловного деления учащихся на группы.
— Принципсистематичности и последовательности предполагает, что последующий изучаемыйматериал опирается на предыдущий.
— Принципнеобходимости специального педагогического руководства. Направлятькоррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениямив развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление обособенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной икомпенсаторной помощи.
Формыорганизации учебного процесса
Ведущая роль в обучении принадлежит учителю. В процессе обучения осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой и содержаниемшкольного учебника. Для обучения создаются такие условия, которыедают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможнуюсамостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степенисложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
На уроках используются следующие методы обучения (похарактеру познавательной деятельности).
— Объяснительно-иллюстративныйметод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают ификсируют в памяти.
— Репродуктивныйметод (воспроизведение и применение информации).
При проведении уроков используются различные методы организациии образовательного процесса:
— Словесныеметоды (рассказ, описание, объяснение, беседа). Живое слово учителя развиваетмышление и речь обучающихся, является основной формой общения учителя с учениками.
— Работас учебником, книгой. Этот метод является одним из действенных в овладенииобучающимися учебным материалом.
— Наглядныеметоды способствуют развитию у обучающихся элементарных представлений,обогащает и систематизирует опыт детей, учит наблюдать, сравнивать, обобщать,устанавливать свое отношение к объекту.
— Практические(письменные) методы: упражнения, проверочные работы.
Для развития познавательных интересов необходимо:
— не допускать учебных перегрузок, переутомления инизкой плотности режима работы, использовать содержание обучения как источникстимуляции познавательных интересов;
— стимулировать интересы многообразием приемовзанимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями т.д.);
— специально обучать приемам деятельности и учебнойработы;
— избегать в стиле преподавания будничности,монотонности, отрыва от личного опыта ребенка.
Виды и формы организации учебного процесса
— коллективная;
— фронтальная;
— групповая;
— индивидуальнаяработа;
— работав парах.
Основныеметоды обучения:
— наблюдение;
— беседа;
— объяснение;
— повторение;
— сравнение;
— работас учебником;
— совместнаяпрактическая деятельность учащегося и учителя;
— дидактическиеигры.
Технологииобучения:
— личностно-ориентированные,
— деятельностныйподход,
— уровневаядифференциация,
— информационно-коммуникативные,
— здоровьесберегающие,
— игровые;
— ИКТ-технологии.
3. Описание учебногопредмета в учебном плане
Предмет«Математические представления» входит в предметную область «Математика»учебного плана для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми нарушениями развития(вариант 2) МБОУ «Школы-интерната для детей с ОВЗ». Срокреализации программы – 1 год.
В 4склассе программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 66 часов в год. (33учебные недели).
В даннойпрограмме предусмотрено 2 часа резервного времени, т.к. возможно совпадениеуроков по расписанию с государственными праздниками, отмены занятий из-заобъявления карантина, неблагоприятных погодных условий. Резервные часы могутиспользоваться для организации повторения и обобщения.
4. Личностныеи планируемые предметныерезультаты
освоения учебногопредмета
Личностные:
1) развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения; 2) развитие самостоятельности и личнойответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,общепринятых правилах;
3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми исверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов инаходить выходы из спорных ситуаций;
4) формирование установки на безопасный, здоровыйобраз жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям;
5) формирование социально ориентированного взгляда наокружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальнойчастей;
5) формирование уважительного отношения к окружающим;
6) овладение начальными навыками адаптации вдинамично изменяющемся и развивающемся мире.
Планируемыепредметные результаты:
1)Элементарные математические представления о форме, величине; количественные(дочисловые), пространственные, временные представления
— Умениеразличать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
— Умениеориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
— Умениеразличать, сравнивать и преобразовывать множества.
2)Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа вдоступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опоройна наглядность.
— Умениесоотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать егоцифрой.
— Умениепересчитывать предметы в доступных пределах.
— Умениепредставлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
— Умениеобозначать арифметические действия знаками.
— Умениерешать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3)Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решениисоответствующих возрасту житейских задач.
— Умениеустанавливать взаимно-однозначные соответствия.
— Умениераспознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
— Умениеразличать части суток, соотносить действие с временными промежутками,составлять и прослеживать последовательность событий.
Базовыеучебные действия
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, назадание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и поподражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмомдействия и т.д.
5. Содержаниеучебного предмета
Количественныепредставления (26ч.)
Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств.
Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много», «мало»,«пусто»).
Пересчет предметов по единице.
Узнавание цифр (1-9).
Соотнесение количества предметов с числом.
Представленияо величине. (10 ч.)
Различение однородных (разнородных по одному признаку)предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способомприложения (приставления), «на глаз», наложения.
Определение среднего по величине предмета из трехпредложенных предметов.
Представлениео форме. (13 ч.)
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами,фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг.
Соотнесение геометрической формы с геометрическойфигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (квадрат, круг).
Сборка геометрической фигуры (квадрат, круг) из 2-х частей.
Составление геометрической фигуры (квадрат) из счетныхпалочек.
Штриховка геометрической фигуры (квадрат, круг).
Обводка геометрической фигуры (квадрат, круг) пошаблону (трафарету, контурной линии).
Пространственныепредставления. (5 ч.)
Ориентация в пространственном расположении частей телана себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед(спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Определение месторасположения предметов впространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху),снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в.
Перемещение в пространстве в заданном направлении:вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), всередине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа,верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа. Составление предмета (изображения)из нескольких частей.
Временныепредставления. (6 ч.)
Узнавание(различение) частей суток.
Узнавание(различение) дней недели.
Узнавание(различение) месяцев года.
Различениевремен года.
Повторение(4ч.)
6. Тематическоепланирование
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Контрольные работы |
1. |
Количественные представления |
26 |
|
2. |
Представления о величине |
10 |
|
3. |
Представление о форме |
13 |
|
4. |
Пространственные представления |
5 |
|
5. |
Временные представления |
6 |
|
6. |
Повторение |
4 |
1 |
7 |
РЕЗЕРВ |
2 |
|
|
Итого |
66 |
1 |
Переченьконтрольных работ
- Диагностическая работа в конце учебного года.
7. Описаниематериально-технического обеспечения
образовательнойдеятельности.
Учебно-методическоеобеспечение рабочей программы
Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).
Алышева Т. В. Математика 1 класс. Учебникдля специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2частях, М.: Просвещение 2019.
Материально-техническое обеспечениепредмета включает:
— различныепо форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); — наборыпредметов для занятий (Монтессори-материал и др.);
— пазлы(из 2-х, 3-х, 4-х частей);
— мозаики;
— пиктограммыс изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; — карточки сизображением цифр, денежных знаков и монет;
— макетыциферблата часов;
— рабочиететради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания,вырезания, наклеивания и другой материал;
— обучающиекомпьютерные программы, способствующие формированию у детей доступныхматематических представлений.
Лист корректировки программы учителя Ерастовой Т.В.
по предмету «Математическиепредставления» в 4с классе
№ |
Тема урока |
Дата по плану |
Причина корректировки |
Корректирующее мероприятие |
Дата проведения |
Реквизиты приказа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|