РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
8класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовымидокументами:
- Конституции Российской Федерации.
- Конвенции о правах ребёнка.
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ (ст. 12, 13, 15, 16).
- Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 года №1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897.
8. Приказ №254 от 20.05.2020г. Об утверждениифедерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего образования организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность.
9. Приказ №766 от 23.1.2020г. О внесении изменений вФедеральном перечень учебников ,допущенных к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего образования организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность, утверждённый приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 20.05.2020г.№254
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
- Устава МАОУ Горненская СОШ.
- Годовой календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
- Учебный план МАОУ Горненская СОШ на 2022-2023 учебный год;
- Положение о рабочей программе МАОУ Горненская СОШ.
- Положения: «О порядке приёма граждан в МАОУ Горненская СОШ», «О системе оценок, формах и порядке проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся 2-11 классов», «Положения о преподавании курса ОДНКНР» и других локальных актов.
- Авторская программа рассчитана на 34 учебных часа и реализуется по учебному плану 1 часа в неделю
- Авторская программа авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, УМК «Школа России» Программа для общеобразовательных учреждений. «Музыка. 5-8 классы».Москва. Просвещение, 2016 год.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 5-8 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2016 г.
- Е.Д. Критская Г.П Сергеева учебникдля общеобразовательных организаций «Музыка 8 класс», М., Просвещение, 2019 г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.8 класс», М., Просвещение, 2016 г.
Логика изложения и содержаниеавторской программы полностью соответствуют требованиям Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального образования, поэтому впрограмму не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые невходят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ,отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Предмет«Музыка» играет важную роль в реализации основных целевых установок начальногообразования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;формировании основ умения учиться и способности к организации своейдеятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
В целяхсовершенствования организации образовательного процесса школы в соответствии сконцепцией развития школы, внедрения в практику работы новых инновационных форми обеспечения эффективного качества образовательной подготовки учащихся сучетом здоровьесберегающих технологий и, как следствие, повышениерезультативных показателей учебного заведения осуществлен переход
на триместровую форму организацииучебного процесса.
Физиологическое обоснование: кконцу пятой учебной недели у обучающихся накапливается утомляемость, снижаетсяпамять, внимание, ослабевают функции иммунной системы, это приводит к развитиюстрессов, увеличивает количество заболеваний учащихся. Переход на триместровуюформу организации учебного процесса снижает уровень заболеваемости, повышаетработоспособность участников образовательного процесса.
Цельпрограммы – формирование музыкальной культуры школьника как части его общей духовнойкультуры
Задачипрограммы:
-развитиеобщей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общихмузыкальных способностей;
-освоениежанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики еговыразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы ивзаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладениехудожественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видахмузыкально-творческой деятельности (слушания музыки пении, инструментальноммузицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизациимузыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением ИКТ);
-развитиетворческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения;
-освоениеязыка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального(художественного) образа, общих и специфических средств художественнойвыразительности разных видов искусства.
Описаниеместа учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год среднего общегообразования реализующего стандарты второго поколения на изучение предмета«Музыка» в 8 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной работе. За годна изучение программного материала отводится 34 часа.
Обоснование.
Согласно нормативным документам, обеспечивающим реализацию программы и«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательныхучреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. №44), уроки музыки проводятся в соответствии планирования учебного курса иотставания на факт приема рабочей программы нет.
На основании:
РекомендацииФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека. От 12.08.2020г. №02/16587-2020-24
Рекомендации попроведению в ОО информационно – разъяснительной работы с участниками образовательного процесса в условиях сложившейся неблагоприятнойэпидемиологической ситуации, утверждённые приказом министерства РФ от02.09.2020г. № ВБ – 1688/03:
· учебныепредметы ИЗО, музыка, технология, ОБЖ, МХК, ОРКСЭ – вынесены на дистанционноеобучение;
· составленкаскадный режим работы школы
Характеристикаучебного предмета
Предмет «Музыка» базируется нанравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижениишкольниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии спроизведениями других видов искусства.
Программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования и сучетом требований основной образовательной программы общего образования.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию,направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиямпостроения современного российского общества на основе толерантности, диалогакультур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностногоподхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность ихдостижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразиеспособов и форм организации образовательной деятельности с учетоминдивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческогопотенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми впознавательной деятельности.
Программаориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановлениеэмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психическихперегрузок учащихся. Методологическими основаниями данной программы служатсовременные научные исследования, в которых отражается идея познанияшкольниками художественной картины мира и себя в этом мире.
Приоритетным впрограмме, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мирмузыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства,произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениямимировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народуи настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечиваетосознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознанияребёнка.
Основными методическимипринципами программы являются:
— принципувлечённости;
— принциптриединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя;
— принцип тождестваи контраста, сходства и различий;
— принципинтонационности;
— принцип диалогакультур.
В целом всепринципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся,формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения кискусству и жизни.
Виды организацииучебной деятельности:
-самостоятельная работа
-творческая работа
-проектная деятельность
Основные видыконтроля при организации контроля работы:
-вводный
-текущий
-итоговый
-индивидуальный
-письменный
-контроль учителя
Формы контроля:
-наблюдение
-самостоятельная работа
-защитапроекта
Ценностныеориентиры содержания учебного предмета
Искусство,как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развитиячеловеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словамакадемика Д. С. Лихачёва, «в преодолении времени». Отношение к памятникамлюбого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культурывсего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной,творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе.Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечатпривязанность к родным местам, социализацию учащихся.
Предмет«Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересовучащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активноевключение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство сжанровым и стилевым многообразием классического и современного творчестваотечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства наданном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становитсясферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатовхудожественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетическихпредставлений об окружающем мире.
Программа «Музыка»для 5—8 классов создана на основе преемственности с курсом начальной школы иориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширениеопыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса котечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задачличностного и познавательного, социального и коммуникативного развитиядостигается благодаря целенаправленной организации и планомерному формированиюмузыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия егоучастников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные,метапредметные, предметные результаты
освоенияучебного предмета
Изучение курса «Музыка» в основнойшколе обеспечивает достижение определённых результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должныприобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордостиза свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической инациональной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основкультурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционныхценностей многонационального российского общества;
— целостный,социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственноеотношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительноеотношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность испособность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность врешении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное иответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативнаякомпетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимив образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видах деятельности;
— участие вобщественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётомрегиональных и этнокультурных особенностей;
— признаниеценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережногоотношения к окружающей среде;
— принятие ценностисемейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетическиепотребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоенияхудожественного наследия народов России и мира, творческой деятельностимузыкально-эстетического характера.
Метапредметныерезультаты характеризуют уровень сформированностиуниверсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практическойдеятельности учащихся:
— умениесамостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательныхмотивов и интересов;
— умениесамостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умениеанализировать собственную учебную деятельность, адекватно оцениватьправильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможностиеё решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированныхрезультатов;
— владение основамисамоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора вучебной и познавательной деятельности;
— умение определятьпонятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливатьпричинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтениетекстов различных стилей и жанров;
— умение создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределятьфункции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействоватьи работать в группе;
— формирование иразвитие компетентности в области использования ИКТ; стремление ксамостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметныерезультаты обеспечивают успешное обучение на следующейступени общего образования и отражают:
— степень развитияоснов музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовнойкультуры;
— сформированностьпотребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития,социализации, самообразования, организации содержательного культурного досугана основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, вразвитии мировой культуры;
— становление общихмузыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а такжеобразного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основевосприятия и анализа художественного образа;
— сформированностьмотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизациямузыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение,создание проектов и др.);
— воспитаниеэстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации,развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальнойдеятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видамиизобразительного искусства;
— расширениемузыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,классическому и современному музыкальному наследию;
— овладениеосновами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыкукак живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальнойтерминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотнойграмотой в рамках изучаемого курса;
— приобретениеустойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательноймузыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество входе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих иисследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержаниеучебного предмета
Программасостоит из двух разделов, соответствующих темам «Классика и современность» и«Традиции и новаторство в музыке».
Тема1 раздела:«Классика и современность» — 16 часов :Классика в нашей жизни;Вмузыкальном театре;Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» ;В музыкальном театре.Балет; Балет Тищенко «Ярославна; В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера; Рок-опера «Преступление и наказание; Мюзикл «Ромео и Джульетта»; Музыка кдраматическому спектаклю; Музыкальные зарисовки для большого симфоническогооркестра.Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»;
Музыкальныезарисовки для большого симфонического оркестра;Музыка в кино. Музыка немогокино;Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец»;В концертном зале.Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева;Музыка – это огромный мир, окружающий Человека;Обобщающий урок.
Тема2 раздела:«Традиции и новаторство в музыке» — 16 часов: Музыканты — извечныемаги ; И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс;Опера «Кармен;Портреты великих исполнителей.ЕленаОбразцова;
Балет«Кармен-сюита;Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая;Современныймузыкальный театр;Великие мюзиклы мира;Великие мюзиклы мира;Великие мюзиклымира;Классика в современной обработке;В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская»Д.Д.Шостаковича;Музыкальное завещание потомкам. Обобщающий урок
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Коли-чество контрольных работ |
Тема I раздела: Классика и современность . — 16 часов |
|
||
1 |
Классика в нашей жизни. |
1 |
|
2 |
В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы.
Представленная информация была полезной? ДА 58.64% НЕТ 41.36% Проголосовало: 1071
|
1 |
|
3 |
Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера. |
1 |
|
4 |
В музыкальном театре. Балет. |
1 |
|
5 |
Балет Тищенко «Ярославна» |
1 |
|
6 |
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. |
1 |
|
7 |
Рок-опера «Преступление и наказание». |
1 |
|
8 |
Мюзикл «Ромео и Джульетта». |
1 |
|
9 |
Музыка к драматическому спектаклю. |
1 |
|
10 |
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ. |
1 |
|
11 |
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. А. Шнитке. |
1 |
|
12 |
Музыка в кино. Музыка немого кино. |
1 |
|
13 |
Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». |
1 |
|
14 |
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. |
1 |
|
15 |
Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта. |
1 |
|
16 |
Обобщающий урок |
1 |
1 |
Тема II раздела: Традиции и новаторство в музыке. 18 |
|
||
17 |
Музыканты – извечные маги. |
1 |
|
18 |
И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» |
1 |
|
19 |
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. |
1 |
|
20 |
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. |
1 |
|
21 |
Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. |
1 |
|
22 |
Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. |
1 |
|
23 |
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. |
1 |
|
24 |
Современный музыкальный театр. |
1 |
|
25 |
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось». |
1 |
|
26 |
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». |
1 |
|
27 |
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». |
1 |
|
28 |
Классика в современной обработке. |
1 |
|
29 |
В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. |
1 |
|
30 |
В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. |
1 |
|
31 |
Музыка в храмовом синтезе искусств. |
1 |
|
32 |
Галерея религиозных образов. |
1 |
|
33 |
Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь – что стремится в храм…» |
1 |
|
34 |
Музыкальное завещание потомкам. Обобщающий урок |
1 |
1 |
Итого |
|
34 |
2 |