X-PDF

Рабочая программа музыкального руководителя в группе со сложной структурой дефекта

Поделиться статьей

 

Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированноговида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

музыкального руководителя

в группе компенсирующей направленности

(Сложная структура дефекта)

 

 

 

 

Составитель:

музыкальныйруководитель

Иваненко Е.А.

 

 

 

г.Минусинск

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая  программа по развитию детей (Далее -Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программойМуниципального автономного образовательного учреждения г.Минусинска «Детскийсад № 3 «Семицветик» комбинированного вида» (далее ДОУ), с нормативнымидокументами в сфере дошкольного образования в соответствии Федеральнымигосударственными образовательными стандартами дошкольного образования – ФГОС ДО(приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013г.№1155).

Программа определяет содержание и организациюобразовательного процесса детского сада. Рабочая учебная программа помузыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутреннийнормативный документ и является основным для оценки качества музыкальногообразовательного процесса в ДОУ. Основная идея рабочей программы – гуманизация,приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины,самоценности дошкольного детства.

Программа разработана всоответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральными государственнымиобразовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования,  СанПиН.

Рабочая  программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей по  художественно-эстетическому направлению«Музыка».

       Содержание образовательного процесса  выстроено в соответствии сПрограммой «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,Э.М.Дорофеевой.  Рабочая учебная программа по музыкальному развитию младшихдошкольников является модифицированной и компилятивной,  составленной наоснове:

— «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т.Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.

— «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г.Кононова, «Просвещение», М., 1990.

— «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.

— Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста«Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева, СПб. 2010.

— «Примерная адаптированная основнаяобразовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыминарушениями речи» Н.В.Нищевой.

-«Программа по подготовке к школе детей с задержкойпсихического развития: Старший дошкольный возраст» С.Г. Шевченко.

Адаптированнаяпрограмма сформирована как программа психолого-педагогической поддержкипозитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольноговозраста со сложной структурой дефекта и определяет комплекс основныххарактеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемыерезультаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направленана создание условий развития дошкольников, открывающих возможности дляпозитивной социализации ребёнка с ОВЗ, его всестороннего личностного развития,развития инициативы и творческих способностей и строится на принципеличностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми.

Программа  содержитматериал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждойвозрастной группой детей.

Принципы и подходы кформированию Программы (нормативно задаются Федеральными государственнымитребованиями):

·      соответствие принципуразвивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

·      сочетание принциповнаучной обоснованности и практической применимости;

·      соответствиекритериям полноты, необходимости и достаточности;

·      обеспечение единства воспитательных,развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольноговозраста;

·      построениеобразовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

·      решение программныхобразовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей исамостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственнообразовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов всоответствии со спецификой дошкольного образования.

·      учет принципа интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями иособенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательныхобластей

·      соответствиекомплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

·      принцип регионализма,принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основыдуховно-нравственного воспитания.

Основнымиметодологическими подходами к формированию программы являются:культурно-исторический, личностный и деятельностный подход.

 

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Музыкальноевоспитание.

Эстетическая культурачеловека связана с его мировоззрением, гражданственной зрелостью, отношением ктруду и общественному долгу. Вот почему проблема формирования гармоническойличности тесно связана с вопросами эстетического воспитания.

        Одним их богатейших и действенныхсредств является эстетического воспитания является музыка. Она обладает большойсилой эмоционального воздействия и поэтому является средством формированияидейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.

В рабочей Программеопределены музыкальные задачи, необходимые для развития интеллектуальных илиностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областейнепосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста, дляознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формированияобщей культуры, для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольноговозраста.

Цельпрограммы –создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольногомузыкального детства, формирование основ базовой музыкальнойкультуры личности, всестороннее развитие музыкальных, психических и физическихкачеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствамимузыкальной деятельности.

Задачи программы:

·       Подготовитьдетей к восприятию музыкальных образов и представлений.

·       Заложитьосновы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения,чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)

·       Развиватькоммуникативные способности.

·       Научитьдетей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

·       Познакомитьдетей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступнойформе.

·       Обогатитьдетей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

·       Развиватьдетское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Коррекционные задачи программы:

·       Способствоватьразвитию и коррекции психических процессов;

·     Стимулироватьсобственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;

·     Формироватьпроизвольную регуляцию поведения;

·     Развиватьэмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальнойдеятельности;

·      Выработатькоординацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук иартикуляционных движений;

·        Формироватьпредставления об окружающем мире;

·          Воспитыватькультурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированиюпрограммы

 

Программа основана на следующих принципах:

·       Принципединства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержаниякоррекционной работы комплексному, системному, целостному и динамическомуизучению ребенка.

·       Принципвзаимосвязи коррекции и компенсации. Система коррекционной работы призвана компенсироватьнарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптациюребенка с проблемами.

·       Принципучета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подходк ребенку и построение коррекционной работы, опираясь на основныезакономерности психического развития с учетом сензитивных периодов, пониманиязначения возрастных последовательных стадий для формирования личности ребенка.

·       Деятельностныйпринципопределяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели иоснован на признании того, что именно активная деятельность самого ребенкаявляется движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемаяведущая деятельность и развитие любой человеческой деятельности требуетспециального формирования (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.).

·       Принципсистематичностипредопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционногопроцесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенкупрочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе.

·       Принциппостепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениямпо мере закрепления формирующихся навыков.

·       Принципнаглядностиопределяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливаетширокое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоциональногопоказа упражнений педагогом, образностью музыки и различными играми.

·       Принципдоступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детейс различными нарушениями. Одно из условий доступности – преемственность ипостепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий.

·       Принципоптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка,утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

·       Принципактивного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.Активное участие близких взрослых вместе с ребенком в музыкально-коррекционныхзанятиях формирует основы их межличностных отношений и общения, предполагаетформы совместной деятельности, способы ее осуществления.

·       Принципучета эмоциональной сложности материала. Занятия, материал должны создаватьблагоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.Коррекционные занятия обязательно завершаются на позитивном эмоциональном фоне.

·       Принципкомплексностипредполагает связь музыкально-коррекционных занятий с другими видамипсихолого-педагогического воздействия.

Все принципы связаны между собой и определяютединство коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностямиздоровья в процессе проведения музыкальных и коррекционных занятий.

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативнуюкомплексную программу, предполагает проведение НОД 2 раза в неделю всоответствии с требованиями СанПиНа. Предусматривает преемственностьмузыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности.

       Реализация рабочей программы осуществляется черезрегламентированную и нерегламентированную формы работы:

·       различные видынепосредственно образовательной деятельности (комплексные, доминантные,тематические, интегрированные); 

·       досуговая деятельность;

·       самостоятельная игроваядеятельность;

·       режимные моменты.

 

1.1.3.Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизическогоразвития детей с ДЦП

 

Содержание Программы учитывает такжевозрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся вспециализированных группах для детей со сложным дефектом.

Комплекс нарушений осанки и двигательныхфункций при ДЦП отчасти поддаются функциональной корректировке. Из деятельностибольного ребенка в той или иной мере выпадает, прежде всего, двигательныйанализатор.

Психическое и личностное развитие детейдошкольного возраста с отклонениями в двигательном развитии, по сравнению снормой, характеризуется рядом особенностей. Чем более выражена патологиядвигательного анализатора, тем более выражено своеобразие таких детей.

Для детей с ДЦП характерен выраженныйпсихофизический инфантилизм, что проявляется в их эмоциональной лабильности,утомляемости, повышенной возбудимости, раздражительности. Отмечаются повышеннаятревожность и выраженные страхи. Сниженный уровень мотивации, с одной стороны,и нередко завышенная самооценка, с другой, создают разрыв между уровнемпритязаний и уровнем достижений.

В основе специфического развитияпознавательной деятельности детей с ДЦП лежит нарушение предпосылок интеллекта:внимания, памяти, моторики, речи.  В основе своеобразиядеятельностно-психологических образований у детей с ДЦП лежит недоразвитиеобщей и мелкой моторики. Недостаточность ощущений собственных движений,трудности или невозможность формирования определенных произвольных движенийприводит к тому, что такие дети слабо овладевают предметно-практическойдеятельностью. Они испытывают затруднения в освоении навыков лепки, рисования,другой манипулятивной деятельности, требующей тонкой зрительно-моторнойкоординации. Овладение коммуникативными навыками у детей с ДЦП во многомопределяется выраженностью синдрома речевых нарушений. Этот синдром проявляетсяв недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи (различные виды алалий,дизартрий); специфике усвоения лексической системы языка; трудностяхформирования связной речи; нарушениях грамматического строя речи, а такжеписьменной речи (различные виды дислексий и дисграфий). Особые затруднения вкоммуникации таких детей с другими людьми связаны со спецификойпроизносительной стороны речи детей с ДЦП. Такие проявления, как невнятностьзвукопроизношения, нарушения речевого дыхания могут оказаться серьезнымипрепятствиями для достижения взаимопонимания в общении таких детей сокружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми.

Педагоги ДОУ помогают становлению личностиребёнка, закладывают основы его нравственного воспитания, решают задачикоррекции нарушений умственного, сенсорного, эмоционального и физическогоразвития детей.

Большинство детей  с ДЦП также имеют тяжёлыенарушения речи.

 

1.2. Планируемые результаты освоения адаптированнойосновной образовательной программы дошкольного образования

Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с ДЦП

 

3-4 года

Слушает, запоминает и узнает короткие мелодии

Подпевает отдельные слоги и слова в несложныхпесенках, попевках

Различает контрастные особенности звучаниямузыки (громко-тихо)

Прислушивается к звучанию погремушки,колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета;

Узнает и различает голоса детей, звукиразличных музыкальных инструментов;

Спомощью взрослого и самостоятельно выполняетмузыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

4-5 лет

Слушает музыкальное произведение до конца,узнает знакомые песни, различает звуки по высоте (в пределах октавы).

Замечает изменения в звучании (тихо — громко).

Различает и называет детские музыкальныеинструменты (металлофон, барабан и др.)

Подыгрывает на шумовых инструментах простейшиемелодии.

Проявляет желание самостоятельно заниматьсямузыкальной деятельностью.

5-7 лет

Внимательно слушает музыку, понимает и интерпретируетвыразительные средства музыки.

Узнает песни по мелодии.

Различает звуки по высоте.

Подыгрывает на шумовых инструментах простейшиемелодии в оркестре

Проявляет желание самостоятельно заниматьсямузыкальной деятельностью.

Выполняет музыкально-ритмические движения спредметами.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Общие положения

На основе требований ФГОС ДО и с учетом образовательныхпотребностей детей со сложным дефектом дошкольного возраста в программевыделены пять образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Каждая образовательная область основывается навозрастных закономерностях развития ребенка, содержит концептуальные подходы ксодержанию воспитания и обучения детей. Содержание работы по музыкальномувоспитанию с детьми со сложным дефектом 3–7 лет делится по возрастам и разбитона разделы. «Слушание», «Пение», «Музыкально-ритмические движения», «Игра надетских музыкальных инструментах», «Творчество».

Содержание работы ориентировано наразностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальныхособенностей.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

 

2.2 Описание образовательной деятельности всоответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пятиобразовательных областях

Содержание Программы обеспечивает развитиеличности, мотивации и способностей детей в образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» и интегрирует совсеми образовательными областями: социальнокоммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»

Задачи и содержание работы.

Развитие коммуникативных навыков в процессе двигательныхупражнений и игр. 

Развитие взаимопонимания со сверстниками спомощью невербальных средств, формирование положительной самооценки в процессевыполнения музыкально-ритмических движений в парах, малых подгруппах,индивидуально.

Формирование культуры восприятия музыки,умение воспринимать музыку вдумчиво, понимать смысл музыкальных произведений,высказываться о музыке только по окончании звучания, не перебивать и слушатьтоварища. 

Формирование умения слушать товарища иподстраивать свой голос под его пение в процессе выполнения заданий: пение поочереди, передавая «волшебную палочку», игра «Забывалочка – выручалочка»; пение«цепочкой»; творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию»,«Передай звук по цепочке», «Продолжи песенку и т.д.») – пение в небольшихансамблях, с солистами в парах, малых подгруппах, индивидуально. 

Обучение детей слаженно исполнять музыкальныепроизведения, не выделяясь из общего звучания играя в оркестре. 

Развитие умения действовать согласованно впроцессе музыкальнодидактических игр.

Создание психологического комфорта детейпосредством коммуникативных танцев.

Формирование основ безопасности собственнойжизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. 

Трудовое воспитание детей реализуется спомощью музыкально-театральной деятельности. 

Приобщать детей к традициям отмечать праздники«Новый год», «8 марта» и др. и радовать близких своими достижениями.

Образовательная область «Познавательноеразвитие»

Задачи и содержание работы.

Расширение кругозора детей в области о музыки;сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкальногоискусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи и содержание работы.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьмив области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованнойдеятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»

Цели и задачи реализации направления «Музыка»

Цель: развитие музыкальности детей,способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач поразделам:

Раздел «Слушание»: 

·       ознакомление с музыкальными произведениями, ихзапоминание, накопление музыкальных впечатлений; 

·       развитие музыкальных способностей и навыковкультурного слушания музыки; 

·       развитие способности различать характер песен,инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкальноговкуса. 

·       развитие способности эмоционально восприниматьмузыку.

Раздел «Пение»: 

·       формирование у детей певческих умений инавыков

·       обучение детей исполнению песен на занятиях ив быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и безсопровождения инструмента 

·       развитие музыкального слуха, т.е. различениеинтонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности,слушание себя при пении и исправление своих ошибок 

·       развитие певческого голоса, укрепление ирасширение его диапазона.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»: 

·       развитие музыкального восприятия,музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений 

·       обучение детей согласованию движений схарактером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальнойвыразительности, развитие пространственных и временных ориентировок

·       обучение детей музыкально-ритмическим умениями навыкам через игры, пляски и упражнения 

·       развитие художественно-творческих способностейРаздел «Игра на детских музыкальных инструментах»: 

·       совершенствование эстетического восприятия ичувства ребенка, 

·       становление и развитие волевых качеств:выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. 

·       развитие сосредоточенности, памяти, фантазии,творческих способностей, музыкального вкуса.

·       знакомство с детскими музыкальнымиинструментами и обучение детей игре на них. 

·       развитие координации музыкального мышления идвигательных функций организма.

Раздел «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное,импровизация на детских музыкальных инструментах):

·       развивать способность творческого воображенияпри восприятии музыки 

·       способствовать активизации фантазии ребенка,стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм длявоплощения своего замысла 

·       развивать способность к песенному,музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах

 

Содержание работы по музыкальному воспитанию вгруппе для детей с ОВЗ (со сложной структурой дефекта)

Слушание

Слушание музыки направлено на развитие у детейинтереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слуховоговнимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучаетсосредоточиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать знакомыемелодии.

При выборе произведений для слушания большоезначение имеет соответствие содержания музыкальных произведений возможностямвосприятия их детьми с отклонениями интеллектуального развития. Содержаниемузыкального материала должно быть образным, связанным с их интересами и бытом.

Мы учим детей слушать музыкальное произведениедо конца, понимать характер музыки, рассказывать, о чем поется в песне.Развиваем способность замечать изменение в силе звучания мелодии (громко,тихо). Совершенствуем умение различать звучание музыкальных игрушек, детскихмузыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан,бубен, металлофон и др.).

Пение

Способствовать активизации речевого развития ислухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым(пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая интонации взрослого); воспитыватьумение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать изаканчивать песню – не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальнымсопровождением); учить пользоваться естественным голосом без форсировки.  

В пении у детей с отклонениямиинтеллектуального развития большее внимание обращается на особенностизвуко-произносительной стороны речи. Под этим понятием подразумевается:

плавность или скандирование, напевность илиречитатив; 

правильность дыхания: бесшумное, не поднимаяплеч; 

дикция: ясное звучание согласных, мягкоеокончание фраз.

Музыкально-ритмические движения, танцевальноетворчество

Одним из направлений на музыкальных занятияхявляется развитие у ребенка чувства ритма и способности двигаясь, соотноситьсвои движения с движениями взрослого или звучащей музыкой. Очень многие дети снарушениями развития демонстрируют недостаточное развитие чувства ритма – онине могут передать на музыкальном инструменте ритм песни и присоединиться ксамому простому ритму.

Можно было заметить, что ритм для этих детейне является ориентиром, опорой – они не понимали, почему взрослый неудовлетворён их игрой и просит слушать внимательно или не торопиться. По мереразвития чувства ритма, ребенок все больше начинает использовать ритм как опорудля организации собственного поведения. Теперь он может не только выполнятьпростое повторяющееся движение, показанное взрослым и «отрепетированное» назанятиях, но и в другие движения и действия вносит ритм, его начинаютпривлекать стихи и песни, на которые он раньше не обращал внимания, более того– он начинает «сочинять» свои стихи и песни и включать их в игру (любимая кукламожет в какой-то игре начать «прыгать» и «петь» от радости, причем делает эторитмично). Огромное значение имеют организация музыкального занятия и выборрепертуара от особенностей индивидуального развития ребенка.

Многие виды движений, которые с легкостьювыполняют их сверстники, не доступны для выполнения детьми с ОВЗ. Особомуребенку трудно успеть за общим темпом выполнения движений, трудно переключитьсяс одного движения на другое, хотя ритмические действия привлекают детей,нравятся им. Поэтому педагоги стараются значительно снижать темп выполнениядвижений, повторять одну и ту же команду по несколько раз, чтобы дать детямвозможность понять указание взрослого и выполнить то или иное движение,используют в играх и упражнениях самые простые движения и действия: сделатьхлопки по коленкам, поднять руки вверх, опустить руки вниз, развести в стороны,присесть-встать, протянуть руки вперед и т. п., передача в движениимузыкально-игрового образа: лошадки, зайчика, медведя и т. д.; разные видыходьбы, бег.

В связи с тем, что дети не ходятсамостоятельно, акцент в танцах, делается на движения головы, рук, кистей ипальцев рук. Часто используются атрибуты. На занятиях вводятся элементы массажарук и пальчиковой гимнастики, которые дети делают при помощи родителей,педагогов или пытаются выполнить самостоятельно. Здесь, также, как и в играх сдвижениями, используется замедление темпа выполнения и многократное повторениесамых простых движений.

 

Игра на детских музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах являетсяосновной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальныхинструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируютсячувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этотвид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередьтембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

В данный раздел также включенымузыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховоевнимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов.Восприятие разнообразных серий звуков, отличающихся по высоте, длительности исиле звучания, воспроизводимых в разном темпе на различных музыкальныхинструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умениедифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий вразнообразных ситуациях.

 

Театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность вызывает у детейжелание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнениепо ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения,имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления прииспользовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировкетого или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться насвойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь,воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

Помимо развивающих занятий в детском саду длявоспитанников группы детей со сложным дефектом организуются посещения репетицийи музыкальных занятий в группах общеразвивающей направленности, чтобы детимогли понаблюдать за тем, как танцуют и поют их сверстники, проводятсясовместные музыкальные развлечения и праздники. На праздниках Новогодней елкивоспитанники группы «Особый ребенок» вместе с родителями и детьми детского садаводят хороводы вокруг нарядной елки, играют на детских музыкальныхинструментах, танцуют под музыку, играют в подвижные игры.

 

Направление «Художественное творчество»

Развитие детского творчества, приобщение кразличным видам искусства, использование художественных произведений дляобогащения содержания области.

 

Направление «Чтение художественной литературы»

Использование музыкальных произведений с цельюусиления эмоционального восприятия художественных произведений.

2.2. Образовательная деятельность попяти образовательным областям в рамках парциальной программы

 

Образовательная область

Направления работы, задачи возможное содержание работы.

Социально-коммуникативное развитие

Учить здороваться и прощаться, выражать согласие и несогласие, удовольствие и неудовольствие, и другие чувства в доступной форме (мимикой, взглядом, жестами, тоном, позами, словами).

 

Познавательное развитие

Закреплять представления о себе и окружающем мире. Развивать произвольное внимание, память, мышление.

 

Речевое развитие

Активизировать и (или) обогащать словаря детей в соответствие с изучаемой лексической темой и репертуаром. Приучать договаривать четверостишия

 

Художественно-эстетическое развитие

Учить детей слушать музыку. Учить реагировать на различный характер музыки. Развивать у детей певческие навыки в индивидуальном порядке.

 

Физическое развитие

Развивать у детей чувство ритма, умение совершать доступные движения под музыку.

 

 

Взаимодействие музыкального руководителя сдетьми НОДА осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности, ворганизации оптимального двигательного режима детей.

 

 

 

 

 

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенкаПедагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ –является важным условием в реализации ОО «Художественно-эстетическое развитиепо приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности». Отвзаимодействия зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнутьцели, поставленной в программе: развитие эмоциональной восприимчивости,эмоционального отклика на музыкальные произведения; приобщение детей кпрофессиональному искусству, в том числе и музыкальному; развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.

 

Функции и обязанности музыкальногоруководителя и воспитателя

 

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение: -за 5-6 недель до праздника («Осенины», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной») представляет на обсуждение воспитателям сценарий праздника; -разучивает с детьми инсценировки, танцевальные движения, песни на занятиях и в индивидуальном порядке (индивидуальные номера); — разучивает с воспитателями произведения для индивидуального и коллективного исполнения на празднике; -во время проведения праздника отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение

Принимает участие в составлении сценария, обсуждении сюрпризных моментов, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы; готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; проводит предварительную подготовку к праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок; -помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником); исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту сценария

составляет план занятий в соответствии с возрастом детей, требованиями образовательной программы ДОУ и внедряемой методики

вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.

вписывает в тетрадь взаимодействия: 1. необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально- дидактических игр в группе; 2. тексты песен, движения танцев до начала их разучивания на занятиях

осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя; — создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений; -направляет самостоятельную музыкальную деятельность

обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к детям на музыкальном занятии;

-подготавливает детей к занятию — следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия

— подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам

-оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий

-проводит работу с родителями воспитанников, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребёнка: совместные мероприятия, индивидуальные беседы, советы, консультации в виде папок-передвижек, информационных листов, памяток, информации на сайте ДОУ.

проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т.д.)

 

3.2 Организация развивающей предметно-пространственнойсреды

Оборудование музыкального зала:

Пианино,  музыкальный центр, проектор, микрофоны, детскиемузыкальные  и шумовые инструменты, костюмы, шапочки-маски, парики,  фонотека,методическая литература.

 

 

 

3.3 Планирование образовательной деятельности

Музыкальный руководитель проводит:

Музыкальные занятия  – 2 раза в неделю

Музыкальный досуг – 1 раз в месяц.

Праздники:

·       Осенний праздник

·       Новый год

·       8 Марта

·       9 Мая

·       Выпуск в школу.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет