Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение-Долботовская средняяобщеобразовательная школа Погарского района , Брянской области
Утверждаю
Директор МБОУ-Долботовская СОШ
____________/Е.В. Ашитко/
Приказ №_____от____________
Рабочаяпрограмма
поокружающему миру
4 класс
Составитель: Хохлова Татьяна Михайловна
Согласовано
Зам.директора поУР
МБОУ-ДолботовскаяСОШ
___________/С. А.Козлова/
«___»_____2022г.
Рассмотрено назаседании МО
Протокол№___от______2022г
РуководительМО_______/Н. В. Аверина/
Рассмотренона заседании педагогического совета
Протокол№______от_________2022г
2022-2023учебный год
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по предмету «Окружающий мир» для 4 классасоставлена на основе Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатовначального общего образования;
-учебного плана на 2022-2023 учебный год;
-Положения о рабочей программе и других локальных нормативных актов,регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ – Долботовская СОШ;
— Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
— приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования»;
— приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесенииизменений в федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования, утвержденный приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
— приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесенииизменений в федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования, утвержденный приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
— приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060
«Овнесении изменений в федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования инауки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
— приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесенииизменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования»;
— приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования»;
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главногогосударственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано вМинюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Авторская программа «Окружающий мир» ПлешаковаА. А., входящая в состав УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «ШколаРоссии», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012).
На изучение окружающего мира в 4классе программойотведено 68 часов (2 ч. в неделю).
Цели:
—формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основеединства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысленияребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России вусловиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи:
1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, вкотором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современнойжизни;
2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,своего места в нём;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различныхопасных и чрезвычайных ситуациях;
4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспеченияэффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоенияучебного предмета, курса
Личностные результаты
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» какгражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурногонаследия;
· умение осознанно использовать обществоведческую лексику длявыражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, оправах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
· чувства сопричастности к отечественной истории через историю своейсемьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредствомзнакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
· осознание своей этнической принадлежности в контексте принципароссийской гражданственности «Единство в многообразии»;
· понимание себя наследником ценностей многонациональногороссийского общества и всего человечества, в том числе на основе формированияпонятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в егоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в томчисле на основе построения и сопоставления картины мира с точки зренияастронома, географа, историка, эколога;
· уважительное отношение к истории и культуре народов России и мирачерез понимание их взаимной связи и представление о необходимости историческойпреемственности в жизни общества;
· начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческомразвитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностяхсобственного участия в построении её будущего;
· осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика(действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни),мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
· самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,сохранность объектов природы, будущее России;
· эстетические потребности, ценности и чувства через восприятиеприроды России и родного края, знакомство с культурой регионов России,развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
· этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственнаяотзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомствас историей Отечества и Смоленского края, образами великих соотечественников,картинами жизни людей в разные исторические периоды;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видахвнеурочной деятельности;
· установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний оприродном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природныхусловий;
· мотивация к творческому труду, работе на результат, бережноеотношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природными культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в созданиематериальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Выпускникнаучится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока попросьбе учителя);
· выделять из темы урока известные знания и умения;
· планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, ачто потом);
· планировать свои действия на отдельных этапах урока(целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрениюучителя);
Познавательные.
Выпускникнаучится:
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые вучебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом,оформление в рамки и пр.);
· находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций,в учебных пособиях и пр.;
· понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словеснойформе;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применятьполученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради илизаданий, предложенных учителем;
· анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительныхпризнаков;
· проводить сравнение и классификацию объектов по заданнымкритериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные.
Выпускник научится:
· включаться в диалог с учителем;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, необрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению;
· излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибкиуказывают другие;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я егообязательно учту» и др.;
Предметные результаты.
1. пониманиеособой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости занациональные свершения, открытия, победы;
2. сформированностьуважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, ее современной жизни;
3. осознаниецелостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. освоениедоступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейныхархивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5. развитиенавыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета,курса
Земля и человечество(9ч).
Мир глазами астронома.
Что изучает астрономия. Небесные тела:звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна —естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причинысмены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география.Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределениесолнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история.Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога.Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающейсреды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в областиохраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России.
Разнообразие и красота природы России.
Важнейшие равнины и горы, моря, озера иреки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зонаарктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь,субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон.Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания вразных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанныес природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охранаприроды, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правилабезопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесиии необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край — часть большойстраны.(15ч)
Наш край на карте Родины.
Карта родного края. Формы земнойповерхности в нашем крае. Природные особенности: географическое положение,площадь, рельеф и климат . Изменение поверхности края в результате деятельностичеловека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров,предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значениев природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельностичеловека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, ихосновные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Полезныеископаемые Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края(подзолистые, черноземные и т. д.). . Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса,луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологическиесвязи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края,связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений.Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохраненияокружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли(разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство,рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями иживотными леса, их распознавание в природных условиях с помощьюатласа-определителя;
знакомство с растениями и животными луга,их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
знакомство с растениями и животнымипресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощьюатласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картойкрая; рассматривание образцов полезных
Страницы всемирной истории(5ч)
Представление о периодизации истории.
Начало истории человечества: первобытноеобщество.
Древний мир: древние сооружения —свидетельства прошлого.
Средние века: о чем рассказываютхристианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время: достижения науки и техники,объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество,телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скоростиперемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечествомответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России(20ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне.Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и населениеДревней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев —столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве.Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествиехана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. КнязьАлександр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русскихземель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единогоРусского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв.Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новойцарской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт инравы страны в XVI—XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый —царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение Россииимперией. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы:А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественнаявойна 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель АлександрВторой. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первоймировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г.Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. ВеликаяОтечественная война 1941 — 1945 гг.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достиженияученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А.Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в.Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края вназваниях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностямиродного края (города, села).
Современная Россия (9ч)
Мы — граждане России. Конституция России —наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанностигражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России:Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны(флаг, герб, гимн). .
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь,Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг ЕвропейскойРоссии. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитыелюди, памятники культуры в регионах.
Всемирное наследие в России. Краснаякнига в России. Заповедники и национальные парки в России. Всемирное наследиеза рубежом. Международная Красная книга. Национальные парки мира. Как защищаютприроду. Мой атлас-определитель. Мои «Зелёные страницы». Чему меня научилиуроки экологической этики.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол – во часов |
Дата |
||
по плану |
факт |
||||
Земля и человечество.(9ч) Мир глазами астронома. |
1 |
|
|
||
Планеты Солнечной системы. |
1 |
|
|
||
Звȅздное небо – Великая книга Природы. П/р «Знакомство с картой звездного неба». |
1 |
|
|
||
Мир глазами географа. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах». |
1 |
|
|
||
Входной контроль(тест).Мир глазами историка.П/р «Знакомство с историческими картами» |
1 |
|
|
||
Когда и где?Лента времени |
1 |
|
|
||
Мир глазами эколога. |
1 |
|
|
||
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1 |
|
|
||
Проверим себя по разделу «Земля и человечество». |
1 |
|
|
||
10 |
Природа России.(10 ч) Равнины и горы России. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на географических картах.» |
1 |
|
|
|
Моря, озёра и реки России. Реки и озера |
1 |
|
|
||
Природные зоны России. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.» |
1 Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
|
|
||
Зона арктических пустынь. |
1 |
|
|
||
Тундра. |
1 |
|
|
||
Леса России. |
1 |
|
|
||
Лес и человек.Правила поведенитя в лесу. |
1 |
|
|
||
Зона степей. |
1 |
|
|
||
Пустыни. |
1 |
|
|
||
У Черного моря.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». |
1 |
|
|
||
|
Родной край – часть большой страны. (15ч) |
|
|
||
20 |
Наш край |
1 |
|
|
|
21 |
Поверхность нашего края . |
1 |
|
|
|
22 |
Водные богатства нашего края. |
1 |
|
|
|
23 |
Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые. |
1 |
|
|
|
24 |
Земля – кормилица. |
1 |
|
|
|
25 |
Экскурсия в лес и на луг. |
1 |
|
|
|
26 |
Жизнь леса. Красная книга. |
1 |
|
|
|
27 |
Жизнь луга. Работа с атласом -определителем. |
1 |
|
|
|
28 |
Жизнь в пресных водоёмах. Работа с атласом -определителем. |
1 |
|
|
|
29 |
Экскурсия к водоёму. |
1 |
|
|
|
30 |
Растениеводство в нашем крае. Смоленский лен. Выращивание льна. |
1 |
|
|
|
31 |
Животные нашего леса. |
1 |
|
|
|
32. |
Луг- природное сообщество
|
1 |
|
|
|
33. |
Растениеводство в нашем крае.
|
1 |
|
|
|
34 |
Животноводство в нашем крае.Проверим себя по разделу «Родной край – часть большой страны». |
1 |
|
|
|
35 |
Страницы всемирной истории(5ч)
Начало истории человечества.
|
1 |
|
|
|
36 |
Мир древности: далёкий и близкий. |
1 |
|
|
|
37 |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
|
|
|
38 |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
1 |
|
|
|
39 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
1 |
|
|
|
Страницы истории России(20ч) |
|
|
|||
Жизнь древних славян. Восточные славяне — наши предки. |
1 |
|
|
||
Во времена Древней Руси. |
1 |
|
|
||
Страна городов. |
1 |
|
|
||
Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
1 |
|
|
||
Трудные времена на Русской земле. |
1 |
|
|
||
Русь расправляет крылья. |
1 |
|
|
||
Куликовская битва. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.» |
1 |
|
|
||
Иван Третий. |
1 |
|
|
||
Мастера печатных дел. |
1 |
|
|
||
Патриоты России. |
1 |
|
|
||
Пȅтр Великий. |
1 |
|
|
||
Михаил Васильевич Ломоносов. |
1 |
|
|
||
Екатерина Великая. |
1 |
|
|
||
Отечественная война 1812 года. П/р « Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах». |
1 |
|
|
||
Страницы истории XIX века. |
1 |
|
|
||
Россия вступает в XX век. |
1 |
|
|
||
Страницы истории 1920 – 1930-х годов. |
1 |
|
|
||
Великая Отечественная война и Великая Победа. |
1 |
|
|
||
Освобождение Европы.Страна, открывшая путь в космос. |
1 |
|
|
||
Промежуточная аттестация (тест)Проверим себя по разделу «Страницы истории России». |
1 |
|
|
||
Современная Россия(9ч). |
|
|
|||
60 |
Основной закон России и права человека. |
1 |
|
|
|
61 |
Мы — граждане России. |
1 |
|
|
|
62 |
Славные символы России. |
1 |
|
|
|
63 |
Такие разные праздники. |
1 |
|
|
|
64 65 |
Путешествие по России. Регионы и города. |
2 |
|
|
|
66 |
Народы России |
1 |
|
|
|
67 |
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия |
1 |
|
|
|
Урок-викторина |
1 |
|
|
||