X-PDF

Рабочая программа Основы финансовой грамотности (7-8 классы)

Поделиться статьей

 

 Отдел образования и по делам молодёжиадминистрации Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл

Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение

«Ляжмаринская основная общеобразовательнаяшкола»

 

 

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2022 г.

 

 

Директор школы

_____________Л.Г.Садыкова

               Приказ _____________               

   «___»______________2022  г.

.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы финансовой грамотности»

 

 

            IDпрограммы:

Направленностьпрограммы: Социальная

Уровеньпрограммы: базовый

Возрастобучающихся: 12-14 лет

Срок освоенияпрограммы: 1 год

Объемчасов: 34

Разработчик программы: ВолковаВалентина Григорьевна,

 учитель истории и обществознания МБОУ «ЛяжмаринскаяООШ»

 

 

 

 

 

д. Русская Ляжмарь,

2022 год

 

 

Раздел1. Комплекс основных характеристик образования

1.1.Общая характеристика программы/пояснительная записка

Рабочая программаориентирована на использование учебныхпособий авторского коллектива:  Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, А.В. Половникова, Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова в рамках совместногопроекта Министерства финансов Российской Федерации и всемирного банка«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитиюфинансового образования в Российской Федерации». Также  Авторской программыпо финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е.Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» — 2018

Комплексныйкурс рассчитан на 34 часа:  1 час в неделю.

Актуальностьданной программы продиктована развитием финансовой системы ипоявлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которыеставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансоваяграмотность — необходимое условие жизни в современном мире, посколькуфинансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлениюсобственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия какпотребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашуповседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детямявно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этомнужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участникифинансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансовограмотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизнойданной программы является направленность курса на формированиефинансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи междуполучаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованиемфинансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде иориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решенияс учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительнойособенностьюпрограммы данного курса является то, что онбазируется на системно-деятельностном подходе к обучению, которыйобеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У нихформируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимыеумения, компетенции, личные характеристики и установки.

Адресат программы. Программа«Основы финансовой грамотности» ориентирована на учащихся  12-14 лет.

 

Формы реализации программы:

Занятия кружка являются комплексными- наних используются различные виды деятельности как теоретического, так ипрактического характера: дискуссия, проектно-исследовательскаядеятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическаяконсультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивнаябеседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческаяработа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся споказом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решениепрактических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач,игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа,конференция, конкурсы.

На занятиях кружка предусматривается демонстрациясхем, таблиц, видеофильмов, электронных пособий, раздаточного материала

Уровеньпрограммы:базовый.

Режим занятий: программа кружка рассчитана на изучение израсчета 1 час в неделю (34 часа).

Особенности организации образовательногопроцесса. Состав группы – постоянный. Условия набораобучающихся: группы формируются на условиях свободного набора, допускаются совместные занятия детей разноговозраста и разного пола в одной группе, при этом осуществляетсядифференцированный подход с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностейкаждого ребёнка.

Обучающиеся принимаются в группы позаявлению родителей, при отсутствии медицинских противопоказаний.

1.2Цели и задачи программы

Цель обучения: формирование основ финансовойграмотности у учащихся 7-8 классов, предполагающей освоение базовыхфинансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сферфинансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющихэффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких какбанки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система

Задачи:

обучающие:

усвоениебазовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов иявлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономическихданных и финансовой информации;

развивающие:

-способствовать формированию функциональной финансовой грамотности, позволяющейанализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатыватьна этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможныепоследствия принимаемых решений; 

-Развивать  навыки принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

воспитывающие:

воспитывать  интересучащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, кучебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

 

1.3.Объем программы

Общее количество учебных часов,запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы«Основы финансовой грамотности» составляет 34 часа.

 

1.4. Основноесодержание предмета, курса

7 -8 класс

Модуль 1. Человек игосударство: как они взаимодействуют.

Могут ли люди быть финансово независимымиот государства. Что такое налоги и почему их

надо платить. Какие бывают налоги. Учимсясчитать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какиеналоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговаяслужба.  Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находитьинформацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособияполучают люди.

Модуль 2. Услуги финансовыхорганизаций и собственный бизнес

Для чего нужны банки. Почему хранитьсбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты инадо ли их брать. Какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовыхпотерь и увеличить доходы. Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужныбизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.

 

Модуль3. Управление денежными средствами семьи. 

Тема1. Происхождение денег.  Деньги, что это такое. Что можетпроисходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Тема2. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. Отчего зависят личные и семейные доходы.

Тема 3. Контроль семейных расходов. Как контролироватьсемейные расходыизачем это делать.

Тема 4. Построение семейного бюджета. Что такоесемейный бюджет и как его построить. Как оптимизироватьсемейный бюджет.

Модуль2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовыхорганизаций. Длячего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы

сиспользованием финансовых организаций.

Тема2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

 Длячего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлятьфинансовое планирование на разных жизненных этапах.

 

1.5.Планируемые результаты

Личностныерезультаты  изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества игосударства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, пониманиефинансовых связей семьи и государства;

•овладение начальными навыками адаптации в мирефинансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,сопоставление доходности вложений на простых примерах;

•проявление самостоятельности и личной ответственностиза  своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложениевариантов собственного заработка;

•умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками вигровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса,каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об

особых жизненных ситуациях и их влиянии наблагосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

•понимание необходимости собственной финансовойграмотности и мотивации к её развитию, сформированность ответственности запринятие решений в сфере личных финансов;

•готовность пользоваться своими правами в финансовойсфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием сразличными финансовыми институтами;

•мотивированность и направленность на активное исозидательное участие в социально-экономической жизни общества;

• заинтересованность в развитии экономики страны, вблагополучии и процветании своей Родины.

 

Метапредметные результаты изучения курса«Финансовая грамотность»:

Познавательные:

• использование различных способов поиска, сбора,обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовойинформации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах ижурналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простойфинансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач ввиде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществи недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы понайму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработнойплате в регионе проживания, об основных статьях

расходов россиян, о ценах на товары и услуги, обуровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частныхлиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей междууплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовымповедением человека и его благосостоянием;

• умение производить расчёты на условных примерах, втом числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы ирасходы семьи, величину подоходного налога и НДС, про-

центы по депозитам и кредитам, проводить расчёты свалютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметнымипонятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,простая финансовая информация, учебный проект

в области экономики семьи, учебное исследованиеэкономических отношений в семье и обществе).

• умение анализировать экономическую и/или финансовуюпроблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которыенеобходимо обратиться для её решения.

Регулятивные:

• анализ достигнутых и планирование будущихобразовательных результатов по финансовой грамотности, постановка целидеятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,

экономических отношений в семье и обществе исуществующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучениюэкономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы вприменении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов вобласти экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка исамооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономическихотношений в семье и обществе, а также их результатов на

основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достиженияэффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведенииисследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться ораспределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общеерешение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересовсторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствиис задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолиопо финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологиидля решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты:

• владение базовыми предметными понятиями:потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особаяжизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, видывкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта ивалютный курс;

•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о ролиденег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов ирасходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

•использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией,её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

•применение навыков и умений решения типичных задач в области семейнойэкономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умениесоставлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования испособов сравнения результатов на простых примерах;

•умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций напростых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов инахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества иактивизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

• владение понятиями: деньги и денежная масса,покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицити дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовоепланирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта ивалютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знаниями: о структуре денежной массы, оструктуре доходов населения страны и способах её определения, о зависимостиуровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьяхсемейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видахфинансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, о возможныхнормах сбережения, о способах государственной поддержки в случае возникновениясложных жизненных ситуаций,  о видах страхования, о видах финансовых рисков, оспособах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач,о способах определения курса валют и мест обмена;  о способах уплаты налогов,принципах устройства пенсионной системы России.

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы «Основы финансовой грамотности»

 

Номер темы/блока

Название темы/блока

Кол-во часов

Модуль 1

Человек и государство: как они взаимодействуют.

8

Модуль 2

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

9

Модуль 3

Управление денежными средствами семьи. 

9

Модуль 4

Способы повышения семейного благосостояния

8

Итого

34

 

2.2 Календарный учебный график        

п/п

Содержание учебного материала

Количество

часов

Дата проведения

По плану

Фактич.

1

Введение. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

 

 

 

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют.

 7ч      

 

 

2

1.1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

                  1ч

 

 

3

1.2.Что такое налоги и почему их

надо платить.

                   1ч

 

 

4

1.3.Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран.

 

 

5

1.4.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

 

 

6

1.5.Как работает налоговая служба. 

 

 

7

1.6.Что такое социальные пособия и какие они бывают.

 

 

8

1.7.Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.

 

 

 

Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

 

 

9

2.1.Для чего нужны банки.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

 

10

2.2.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

 

 

11

2.3.Какие бывают вклады.

 

 

12

2.4.Что такое кредиты и надо ли их брать.

 

 

13

2.5.Какими банковскими услугами пользуется семья.

 

 

14

2.6. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

 

 

15

2.7.Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

 

 

16

2.8.Что такое валюта и для чего она нужна.

 

 

17

2.9.Обобщение по модулям 1и 2

 

 

 

Модуль 3. Управление денежными средствами семьи. 

 9ч      

 

 

 

Тема 1. Происхождение денег. 

 

 

18

3.1.Деньги, что это такое.

 

 

19

3.2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

 

 

 

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

 

 

 

20

3.3.Какие бывают источники доходов.

 

 

21

3.4.От чего зависят личные и семейные доходы.

 

 

 

Тема 3. Контроль семейных расходов.

 

 

 

22

3.5.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

 

 

23

3.6.Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

 

 

 

Тема 4. Построение семейного бюджета.

 

 

 

24

3.7.Что такое семейный бюджет и как его построить.

 

 

25

3.8.Как оптимизировать семейный бюджет.

 

 

26

3.9.Обобщение результатов работы по модулю 3.

 

 

 

Модуль 4. Способы повышения семейного благосостояния

8 ч

 

 

 

Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

 

 

 

27

4.1.Для чего нужны финансовые организации.

 

 

28

4.2.Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций.

 

 

 

Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

 

 

 

29

4.3.Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

 

 

30

4.4.Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

 

 

31-32

4.5,6.Представление проектов.

 

 

33

4.7.8.Обобщение по модулю  4.

1 ч

 

 

34

Итоговый урок «Своя игра»

1 ч

 

 

 

2.3Условия реализации программы

Материально-техническоеобеспечение: занятия проводятся в учебном кабинете №24 или №23  сиспользованием компьютера;  

Кадровоеобеспечение: программа реализуется учителем истории и обществознания ВолковойВалентиной. Образование – высшее, МГПИ им Н.К.Крупской, 1197год, квалификация и специальность по диплому: учитель начальных классов.

Курсыповышения квалификации:

-«Содержаниеи методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориямобучающихся», 72 часа, Казанский межрегиональный методический центр пофинансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования(ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»), сентябрь 2019 г.

-«Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивныхтехнологий и цифровых ресурсов (продвинутый уровень)», 36 часов,  Казанскиймежрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего исреднего профессионального образования Института управления, экономики и финансовКФУ, апрель 2022 г.

Информационно-методическоеобеспечение: разработки и конспекты занятий; оценочные материалы, тестовыеметоды; памятки и инструкции для обучающихся; раздаточный материал(рекомендации, схемы); специальная литература; презентации и видеоролики сYouTube.  

 

2.4.  Формы, порядок текущего контроля и итоговой аттестации

Оцениваниерезультатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»).При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии,степень активности в поиске информации и отработке практических способовдействий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общемобсуждении; 
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточныйконтроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных иметапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одномразделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научилсяделать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разныхарифметических операций  ); 
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля –подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовойграмотности. 

Учетосвоения программы курса внеурочной деятельности непредусматривает выставление оценки. Система оцениваниярезультатов освоения курса « Финансовой грамотности» основана на критериальномоценивании и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включаясамооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебныедействия.

Критерии оценивания:

1. Знание, понимание основныхпринципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использованиефинансовых терминов.

2. Обработка, анализ ипредставление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение,классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки:определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощьюучителя.

5. Определение позитивных инегативных последствий решений и действий.

6. Представление результатов:соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятноеизложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7. Творческий подход:оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

 

Вид работы

1(балл)

2(балла)

3( балла)

Максимальное количество балов

Тест, кроссворд, анаграмма

Задачи

Графическая  работа

Кейс

Доклад, сообщение

Ролевая игра

Компьютерная презентация

Мини-исследование

Проект

 

2.6. Методические материалы

Рабочая программа внеурочнойдеятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7-8 классовразработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования.

Основные документы, используемыепри составлении рабочей программы:

• Федеральный закон от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программыповышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействиеповышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансовогообразования в РФ».

• Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);

• Основная образовательная программаосновного общего образования  МБОУ «Ляжмаринская ООШ»

Основными педагогическимитехнологиями, реализуемыми впрограмме, являются:

– обучение в сотрудничестве –это совместное обучение, в результате которого обучающиеся работают вместе,коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в ужеготовом виде;

– индивидуализация обучения –это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпаобучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающегося;

– дифференциация обучения – этотехнология обучения в одном группе детей с разными способностями;

– технология использования вобучении игровых методов – использование данной технологии позволяет равномерново время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительнуюдеятельность с физминутками;

– информационно-коммуникационныетехнологии – это комплекс учебно-методических материалов, технических иинструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах иметодах их применения для совершенствования образования детей.

Методы и приемыобразовательной деятельности:репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),графические работы (работа со схемами и их составление), метод проблемногообучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), игры(на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения), наглядный (рисунки,плакаты, фотографии, схемы, видеоматериалы, литература).

На занятиях создаются всенеобходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятиестроится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотреныпрограммой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальнойподготовленности.

 

2.7. Список литературы и электронныхисточников

 

Литература

  1. Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 

Интернет-источники:

  1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
  2. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
  3. Сайт «Основы экономики» http://basic.economicus.ru
  4. Сайт «РАНХиГС» Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/
  5. Сайт «Игра ЖЭКА» http://igra-jeka.ru/
  6. Сайт МинФин России https://www.minfin.ru/ru/
  7. вашифинансы.рф
  8. fmc.hse.ru
  9. хочумогузнаю.рф
  10. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» http://zanimatika.narod.ru/
  11. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет