X-PDF

Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Руханскаясредняя школа» муниципального образования –

Ершичскийрайон Смоленской области

 

 

Рассмотрено                  Принято                                          Утверждаю

на заседании                  на заседании педагогического     Директор школы:

экспертнойгруппы        Совета                                             _____Е.А.Буханова

Руководитель:                Протокол № _____                        Приказ №_______

______Т.Н. Трубаева    от __________________               от _______________

Протокол № _____

от______________ 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

 

 ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

предмет

1-4 КЛАСС

класс

2021-2022  учебный год

Аксенова Ирина Валерьевна

Квалификационнаякатегория I

Чурикова Виктория Александровна

Квалификационнаякатегория I

Ф.И.О.автора (ов), квалификационная категория по предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

д.Рухань

2021г.

 

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе нормативно-правовых документов:

Ø Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования;

Ø  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии;

Ø Основной образовательной программыначального общего образования МБОУ «Руханская средняя школа»;

Ø Примерной основной образовательной программы. Основы религиозных культур и светскойэтики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций/ [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М.:Просвещение, 2014

Ø Устава МБОУ «Руханская средняя школа»;

Ø Учебного плана МБОУ «Руханская средняяшкола»;

Ø Федерального перечня учебников,рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях

       В современном мире особое значение приобретает духовно[1]нравственноевоспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, кактолерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогуи сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностяхнациональных культур, понимание культурологических основ социальных явлений итрадиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуальнополучение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических,культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОСначального общего образования с этой целью введена предметная область «Основыдуховно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программуначального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозныхкультур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной,буддийской, иудейской, исламской и светской культур.

        Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство,социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народовРоссии. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалогарелигиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической исовременной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьниковпоявится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мирекультурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предметашкольниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеетсобственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучшедругой, поскольку обладает значимым для развития современного человечестваценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами иподходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основырелигиозных культур и светской этики»      

     Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей«Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламскойкультуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,«Основы светской этики».

      В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступениначального общего образования научатся осознавать религиозную культуру какявление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивноеэмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки ипроизведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учениковосновой для размышления над морально-этическими нормами различных религий ибудет способствовать:

 •их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

•пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека иобщества;

 •становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;

 •осознанию ими ценности человеческой жизни;

•развитию их коммуникативных качеств.

      В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основнуюобразовательную программу начального общего образования, будет формироватьсяпотребность в систематическом чтении книг культурологического содержания каксредстве познания и понимания культуры разных народов России.

       Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведенияморально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное,высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получатвозможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства,соотносить его с другими видами искусства. Содержание модуля, методическиеприёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшегошкольника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,духовных традициях народов России

        На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»      

вначальной школе выделяется 34 ч в 4 классе (1 ч в неделю, 34 учебныенедели).       

      Данную программу реализует учебник:

1. КураевА.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основыправославной культуры. Учебник для общеобразоват. учреждений. 4-5 классы.

 

Планируемыерезультаты освоения предмета (личностные, метапредметные, предметные)

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательнойпрограммы начального общего образования и положениями Концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россиипреподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направленона достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.          

      Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трёмуровням:

 —первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественныхнормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формахповедения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности иповседневной жизни;

—второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношенияк базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

—третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественногодействия.

           Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствуетформированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданскойкомпетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном,этническом, религиозном и других аспектах.

Личностныерезультаты:

•формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувствагордости за свою Родину;

 •формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разныхнародов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

 •становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознаниеценности человеческой жизни;

•формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своейэтнической и национальной принадлежности;

•развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальнойсправедливости и свободе;

•развитие этических чувств как регулятора морального по[1]ведения;

•воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания;

 •развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

•развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различныхсоциальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы вспорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

 •развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

•формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.  

Метапредметныерезультаты:

•овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебнойдеятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

•формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять инаходить наиболее эффективные способы достижения результата, вноситьсоответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учётахарактера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

•совершенствование умений в различных видах речевой деятельности икоммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средствинформационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативныхи познавательных задач;

•совершенствование умений в области работы с информацией, осуществленияинформационного поиска для выполнения учебных заданий;

 •овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

•овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;

 •формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовностипризнавать возможность существования различных точек зрения и право каждогоиметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать своюточку зрения и оценку событий;

•совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности,умения определять общую цель и  пути её достижения, умений договариваться ораспределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих.

Предметныерезультаты:

 •знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия —как основы религиознокультурной традиции многонационального народа России;

 •знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения ввыстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

•понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

 •формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, обисторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;формирование первоначального представления об отечественнойрелигиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального имногоконфессионального народа России;

•формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневнымповедением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы исопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной игражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

 •знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием иархитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей итрадициями основных религиозных праздников;

 •формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурамина основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

•развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику напроизведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;формирование общекультурной эрудиции;

 •формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневнымповедением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы исопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданскойпозиции по отношению к различным явлениям действительности.

 

Сформированность умений

Учебныйкурс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единыйкомплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебныхмодулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основыиудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозныхкультур», «Основы светской этики».   

В результате освоения каждого модуля курса

 выпускник научится:

  • понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
  • осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
  • развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
  • ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести

 Выпускникполучит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы православной культуры

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
  • на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

 Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно — нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы буддийской культуры

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
  • на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы исламской культуры

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
  • на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно — нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; — акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования

Основы иудейской культуры

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
  • на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно — нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; — акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

 Основы мировых религиозных культур

 Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
  • понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно — нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы светской этики

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
  • на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
  • излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования

 

Содержание учебного предмета

     Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собойединый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шестиучебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,«Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировыхрелигиозных культур», «Основы светской этики».   

      Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность поотношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включаетв себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать егокак самостоятельный учебный компонент.

      Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трехбазовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляетсячетырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый ичетвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акцентыпервого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизничеловека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традициимногонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемыесоответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курсаприменительно к каждому из учебных модулей.

Модуль«Основы православной культуры»

       Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии.Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Егокрест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди.Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работыучащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповедиблаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божиемсуде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианскаясемья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.

Модуль«Основы буддийской культуры»

      Россия — наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовнуютрадицию. Будда и его учение. Буддийский священный канон Трипитака. Буддийскаякартина мира. Добро и зло. Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценностьжизни. Сострадание и милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семьяв буддийской культуре и её ценности. Творческие работы учащихся. Обобщающийурок. Буддизм в России. Путь духовного совершенствования. Буддийское учение одобродетелях. Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийскиесвятыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийскийкалендарь. Буддийские праздники. Искусство в буддийской культуре. Любовь иуважение к Отечеству.

Модуль«Основы исламской культуры»

      Россия — наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухаммад — основатель ислама.Начало пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера вАллаха. Божественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу.Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвованиево имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. История ислама в России. Нравственныеценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе.Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Ценность ипольза образования. Ислам и наука. Искусство ислама. Праздники мусульман.Любовь и уважение к Отечеству.

 Модуль«Основы иудейской культуры»

       Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».Письменная  и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейскогонарода. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Дарование Торы нагоре Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначениесинагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботнийритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Творческие работыучащихся. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота ослабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом —еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Еврейский календарь.Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейскойтрадиции. Праматери еврейского народа. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.Любовь и уважение к Отечеству.

Модуль«Основы мировых религиозных культур»

       Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мираи их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религияхмира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Чело[1]векв религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.Творческие работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы.Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение кОтечеству.

Модуль«Основы светской этики»

      Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенностиморали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека.Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм.Дружба. Что значит быть моральным. Проектная деятельность. Род и семья — истокнравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности.Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы.Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизньчеловека — высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.

 

       Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходнойстадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту вучебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумяэтапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающиймир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этотпредмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Такимобразом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных исветских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубиннуюсвязь прошлого и настоящего. Образовательная организация на основе определенияобразовательных потребностей обучающихся и их родителей (законныхпредставителей), а также собственных возможностей организации образовательногопроцесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями(законными представителями) обучающихся является приоритетным для организацииобучения ребёнка. Изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю).

      В МБОУ «Руханская средняя школа» в 2021-2022учебном году по заявлению родителей (законных представителей) обучающихсявыбран модуль «Основы православной культуры».

Содержание модуля«Основы православной культуры»

Раздел I. Введение. Духовныеценности и нравственные идеалы в жизни человеческого общества (1ч)

Россия – нашаРодина.

Россия как государство. Россия какчасть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева.Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная.Родословное древо.

Раздел II. Введение вправославную культуру (16 ч)

Духовные ценностичеловечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценностичеловечества. Общие  духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия.Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболеераспространенные в современном мире и традиционные для России религии:христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозныетексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооруженияи предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества.Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской ирелигиозной жизни.

Человек и Бог вправославии.Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творцалюди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православнаямолитва.Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы.Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы вповседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия иЕвангелие.Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольныеКирилл и Мефодий. Основное содержание:  святые в христианской традиции. Святыеравноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространениеЕвангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства.Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такоепроповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чемуучил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что являетсядуховными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Христос и Егокрест.События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизниИисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповедническойдеятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие.Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Пасха. Пасха –главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смыслпоста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальныеблюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православноеучение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое«внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. КакБиблия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть иРаскаяние. Заповеди. Что христиане считают  добром, злом,грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть.Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значениезаповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношениичеловека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть всистеме нравственных ценностей православия.

Милосердие исострадание.Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям.Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие НиколаяЧудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы статьмилосердным. Какие существуют дела милосердия.

Золотое правилоэтики.Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главноеправило этики называется «золотое».

Храм. Храм каккультурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих.Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры иискусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правилаповедения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви осохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительствахрама. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Икона. Фрески ииконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Иконакак особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы.Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведенияискусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображенияна иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов виконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Творческаядеятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотренапроектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защитапроектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темытворческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный иликоллективный характер.

Раздел III. Православие в России (17ч)

Как христианствопришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописныесвидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве.Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адамаи Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос.Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционнаярелигия России.

Подвиг. Что такоеподвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа ЛукиВойно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем,здоровьем, даже жизнью.

Заповедиблаженств.Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу.Текст Заповедей Блаженства

Зачем творитьдобро?Свобода воли и проблема  выбора как нравственная проблема. Ответственностьчеловека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе.Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческихвзаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Чудо в жизнихристианина. Православие о Божием суде. Чудеса,совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианскоеучение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём онипроявляются.Почемухристиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет напоступки христиан.

Таинствопричастия.Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обрядкрещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени вправославной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания.Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинствапричащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая идуховная составляющие церковных таинств.

Монастырь. Монастырив истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратнаяцерковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовныйподвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни,монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри какцентры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объектыкультурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношениехристианина к природе. Какие качества делают человека «выше»природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чёмпроявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказыватьгубительное воздействие на природу?

Христианскаясемья.Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церквиназывается «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковныйпраздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу.Послушание и смирение как христианские добродетели.

Защита Отечества. Имена иподвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда противобщих недругов России вместе сражались разные народы.  Какие поступкинедопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересветас Челубеем.

Христианин втруде.Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Чтотакое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек(даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважениек Отечеству.Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиознойкультуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви.Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Творческаядеятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотренапроектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защитапроектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темытворческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный иликоллективный характер.

 

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человеческого общества

1

2

Введение в православную духовную традицию

16

3

Православие в России

17

 

                                                  Всего

34


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет