X-PDF

Рабочая программа Основы социальной жизни

Поделиться статьей

Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа № 52 города Тюмени»

(МАОУ СОШ №52 городаТюмени)

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Начальных классов

МАОУ ООШ №52

______________

Протокол № 5

От 31.05.2021 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора

УВР МАОУ ООШ №52

26.08.2021 г

    «Утверждено»

Директор МАОУ ООШ №52

города Тюмени

_________________

   26.08.2021 г

                                                                                                                           

 

                                        Рабочаяпрограмма по предмету «Основы социальной жизни»

для ученицы 5 класса (8вид, домашнее обучение)

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

Составитель программы:

Учитель начальных классов

высшей категории

Ниязова Асия Сафиулловна

2021 г. Тюмень

Пояснительная записка

Настоящаярабочая программа по предмету «Основы социальной жизни»для 5 класса составлена на основе:

1.Федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ вдействующей редакции.

2.ПриказаМинистерства образования и науки РФ:

— от18.12.2019 № 695«Об утверждении Порядка формирования федерального перечняучебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего исреднего общего образования»;

-от 6октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования» (вдействующей редакции);

— от 30 августа 2014г. №2562 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам».

— от 19декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

-основнойобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №52 городаТюмени, утвержденный 17.04.2015 г. (с изменениями в редакции от 02.09. 2016 г.№94)

3.Учебного плана МАОУ СОШ №52 г. Тюмени на 2021-2022 учебный год.

4. Программыспециальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений школы VIII вида. 5 –9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса«Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова).

 

Цели образовательно-коррекционной работы

Учебный предмет «Основысоциальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизнии трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет,состоят в следующем:

― расширение кругозораобучающихся в процессе ознакомления с

различными сторонамиповседневной жизни;

― формирование иразвитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведениемдомашнего хозяйства;

― ознакомление сосновами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимыхумений;

― практическоеознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности;формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальнойнаправленности;

― усвоениеморально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе сиспользованием деловых бумаг);

― развитие навыковздорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Программа преподавания ОСЖ предусматриваетповторяемость материала в разных формах и объёме). Ряд тем постепенноусложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более полноценномуусвоению обучающимися с интеллектуальной недостаточностью элементарных знанийпо основам социальной жизни.

  1. Общая характеристика учебного предмета«Основы социальной жизни»

Цель учебногопредмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии исовершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной,независимой жизни.

Задачи:

овладение обучающимися некоторыми знаниямии жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации всовременном обществе;

развитие и совершенствование навыковведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнемутруду;

развитие умений, связанных с решениембытовых экономических задач;

формирование социально-нормативногоповедения в семье и обществе;

формирование умений, необходимых длявыбора профессии и дальнейшего трудоустройства;

коррекция недостатков познавательной иэмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.

При проведении занятий по основамсоциальной жизни осуществляется деление классов на подгруппы согласно спискукласса.

Каждый из разделов, основываясь наакадемической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапахобучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практическихнавыков.

Большое значение имеют разделы,направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службыбыта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

В процессе обучения необходимо датьобучающимся представление о предмете основ социальной жизни, назначениекабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формированиеу них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышениеобщего уровня культуры и отношений в семье.

После вводного занятия по программеследуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем невызывает трудностей. «Питание» —  является одним из наиболее любимых разделоввсей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особоевнимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезкабутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом.Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке столанадо обращать внимание не только на последовательность работы, но и наэстетическую сторону.

Одновременно решаются задачи воспитанияличностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементовтрудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение кпродуктам, оборудованию;

Строгое соблюдение правил безопаснойработы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развитияобоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки,сообразительности, воображения, фантазии.

Следующие разделы «Культура поведения»,«Жилище» — эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляетвыполнение практического задания.

Тематика разделов программы «Транспорт»,«Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, даетпредставление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюденииправил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры,требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания,которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а такжесовершенствования и формирования новых умений и навыков, используемыеобучающимися в повседневной жизни.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Большое внимание на занятиях по основамсоциальной жизни отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию ихфантазии, художественного вкуса.

Программа по предмету «Основы социальнойжизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материалаопирается на ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развитияречи, чтения, русского языка, природоведения, математики.

.                                         Место курса в учебном плане

Предмет «Основы социальной жизни» домашнее обучение изучается в 5  классе в объеме 34часов.  1час в неделю.                                 

 Программа ориентирована на учебники: Основысоциальной жизни: 5 класс: для общеобразовательныхорганизации, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.Автор-составитель  В.И. Романина, Н.П.Павлова Москва. : «Просвещение», 2020.

СОДЕРЖАНИЕПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

      Введение (2 часа)

  1. Основные вопросы

Кабинет основ социальной жизни и егооборудование. Название учебного курса; цель нового учебного предмета, егоназначение; инструкции по технике безопасноости при нахождении в кабинете,правила обучающихся школы.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Работа в тетради.

  1. Тематика практических работ

    Беседа.

 Личная гигиена (3 часа)

  1. Основные вопросы

Последовательность выполнения утреннего ивечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личнойгигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенностирабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства длямытья головы.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам.

  1. Тематика практических работ

Выполнение утреннего туалета: мытье рук,лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета:чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

 Одежда и обувь (6 часов)

  1. Основные вопросы

Виды одежды и головных уборов, ихназначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила уходаза кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля,шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

 Питание (12 часов)

  1. Основные вопросы

Посуда и столовые приборы, их назначение.Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рационапитания. Правила безопасной работы режущими инструментами; местоприготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетомразличных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, нетребующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторыхблюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил ивремени при приготовлении пищи.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами.  Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Сервировка стола к завтраку. Практическаяработа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторыхблюд.

 Жилище (2 часа)

  1. Основные вопросы

Виды жилых помещений в городе и деревне иих различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения:зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональноеназначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила ипоследовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требованияк жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых приуборке.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

     Сухая и влажная уборка помещений.

 Культура поведения (4 часа)

  1. Основные вопросы

Правила поведения в зрелищных икультурно-просветительских учреждениях. Правила поведения застолом; правила этикета.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Правила поведения за столом.

 Торговля (2 часа)

  1. Основные вопросы

Основные виды магазинов; правилаповедения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы исодержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупкитоваров в продовольственном магазине.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам.  Тестирование.

  1. Тематика практических работ

     Правила поведения в магазине. Оплата покупки.

 Транспорт (3 часа)

  1. Основные вопросы

Основные виды транспортных средств,имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта(разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов.Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут дошколы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда втранспорте; правила передвижения по улице.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий покарточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

     Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения,встречающихся на пути к дому, школе.

 

Тематическоепланирование

Содержание

Количество часов

Практическая часть

Вводное занятие

1

Личная гигиена и здоровье

5

2

Одежда и обувь

5

1

Питание

9

4

Семья

1

Культура поведения

6

3

Жилище

3

1

Транспорт

2

1

Торговля

2

1

ИТОГО

34

13

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет