План школьной библиотеки
При составлении плана работы школьногоинформационно-библиотечного центра на 2021-2022 год необходимо учитыватьреализацию нескольких основных задач: работа с учебным фондом, которая включаетпроверку наличия и состояния учебной и методической литературы согласноутвержденной учебной программе; работа с основным фондом: изучение состава фондас учетом потребностей образовательного и воспитательного процесса; работа спользователями библиотеки. Работу с пользователями как раз можно применять дляпопуляризации библиотек. Целью школьной библиотеки является: информационноеобеспечение учебно-воспитательного процесса и пропаганда чтения, каккультурного досуга. План школьной библиотеки на 2021-2022 может включатьмероприятия для учеников и родителей различной тематики….
Памятные даты
Календарь 2021-2022 учебного года насыщен различными событиями.Их можно использовать для проведения бесед, выставок и выступлений дляосвещения данной темы. Кроме основных (День Знаний, Учителя и пр.) можновыделить следующие интересные события: 08.09. – День грамотности;
2021год
· Ø Год науки и технологий вРоссии. (Указ президента российскойфедерации от 25.12.2020 № 812 О проведении вроссийской федерации года науки и технологий)
· 2022 год
· В ноябре 2019 года Президент России Владимир Путин поддержалидею провести в 2022 году в стране Год народного искусства инематериального культурного наследия народов.
Мыза мир!
· 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новаяпамятная дата России, установленная федеральным законом «О днях воинской славыРоссии» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане…
· 12 сентября — День памяти жертв фашизма — международнаядата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвященадесяткам миллионов жертв фашизма.
· 3 декабря — День Неизвестного Солдата – в память о российских и советскихвоинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за еепределами. Решение об его учреждении было принято Госдумой в октябре2014 года, а соответствующий указ был подписан президентом РФ 5 ноября 2014года.
· 21 сентября – Международный день мира. В 1982 году всвоей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день миракак день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.
· 8 февраля — День памяти юного героя-антифашиста отмечается вмире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честьпогибших участников антифашистских демонстраций — французского школьникаДаниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963)
· 11 апреля — Международный день освобождения узниковфашистских. Дата установлена в память об интернациональном восстанииузников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года
Исторические и памятные даты
· Семья — опора счастья
· 27 сентября — День воспитателя и всех дошкольных работников в России. Онбыл учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году.
· 5 октября – День учителя
· 31 октября – День сурдопереводчика. День сурдопереводчика учрежден вянваре 2003 года по инициативе Центрального правления Всероссийского обществаглухих с целью обратить внимание общества на проблемы глухих.
· 4 ноября – День народного единства. 4 ноября — день Казанской иконыБожией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.
· 18 ноября — День рождения Деда Мороза. Считается, что именно 18 ноября наего вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, иударяют морозы.
1 октября – Международный день пожилых людей. 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать1 октября Международным днем пожилых людей.
· 28 октября – День бабушек и дедушек в России. Дата 28 октября для торжества в России была выбрана не просто так.Оказывается, примерно в это время у древних славян праздновались Осенние Дедыили, по-другому, Навья неделя, когда было принято поминать предков, ушедших вмир иной.
· 20 ноября – Всемирный день ребёнка. В 1954 годуГенеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практикупразднование этой даты, как дня мирового братства и взаимопонимания детей.
· 28 ноября (дата для 2021 года) – День матери в России. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина№ 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнеевоскресенье ноября.
· 15 мая – Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году
Книга — мост в мир знаний
· 1 сентября – День знаний
· 8 сентября — Международный день грамотности. В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральнаяконференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер вмеждународных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8сентября Международным днем распространения грамотности.
· 25 октября (дата для 2021 года) — Международный деньшкольных библиотек (Учреждён Международной ассоциацией школьныхбиблиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября)
· 21 февраля – Международный день родного языка. Международный день родного языка, провозглашенныйГенеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год сфевраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию
· 2 марта (дата для 2021 года) – Всемирный день чтениявслух. Празднуется в первую среду марта. Инициатором сталаКомпания LitWorld в 2010 году. Цель праздника – показать чтение как возможностьпередачи своих эмоций другому человеку. При чтении вслух мы делимся своимиэмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущения отпрочитанного.
· 3 марта — Всемирный день писателя. Был учрежден по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба(International PEN Club), который проходил с 12 по 18 января 1986 года.
· 21 марта – Всемирный день поэзии. В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО былорешено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии 21 марта
· 2 апреля – Международный деньдетской книги. Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного советапо детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании ХансаКристиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.
· 23 апреля — Всемирныйдень книги и авторского права. 1995году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день даньуважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находитьудовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовалсоциальному и культурному прогрессу человечества.
· 24 мая — День славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественнопрославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителейсловенских.
· 27 мая – Общероссийский день библиотек. Установлен УказомПрезидента РФ Б.Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995года.
Книги-юбиляры
2021 г |
— 65 лет детскому юмористическому журналу «Весёлые картинки» (издаётся с сентября 1956 г.) |
2022 г |
— 190 лет – «Сказка о царе Салтане…» (1832) А.С. Пушкин — 180 лет – «Мёртвые души» (1842) Н.В. Гоголь — 170 лет – «Муму» (1852) И.С. Тургенев — 160 лет – «Отцы и дети» (1862) И.С. Тургенев — 150 лет — «Вокруг света за 80 дней» (1872) Ж. Верн — 150 лет – «Кавказский пленник» (1872) Л.Н. Толстой — 125 лет – «Овод» (1897) Э.-Л. Войнич — 100 лет – «Алые паруса» (1922) А. Грин — 100 лет – «Одиссея капитана Блада» (1922) Р. Сабатини — 100 лет – «Мойдодыр» (1922); «Тараканище» (1922) К.И. Чуковский — 95 лет – «Гиперболоид инженера Гарина» (1927) А.Н. Толстой — 80 лет – «Маленький принц» (1942) А. де Сент-Экзюпери — 75 лет – «Повесть о настоящем человеке» (1947) Б. Полевой — 65 лет – «Судьба человека» (1957) М. Шолохов — 50 лет – «Домовёнок Кузька» (1972) Т.И. Александрова |
Юбилеи
|
570 лет со дня рождения Х. Колумба (предположительно с 25 августа по 31 октября 1451 г. – 20 мая 1506 г.) |
2 сентября |
100 лет со дня рождения Станислава Лема (1921–2006), польского писателя-фантаста |
22 сентября |
130 лет со дня рождения Рувима Исаевича Фраермана (1891-1972), советского детского писателя |
1 октября |
230 лет со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859), русского писателя, поэта природы. |
8 октября |
90 лет со дня рождения Юлиана Семёновича Семёнова (Ляндерса, 1931-1993), советского писателя |
17 октября |
90 лет со дня рождения Анатолия Игнатьевича Приставкина (1931–2008), русского писателя |
21 октября |
125 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца (1896– 1958), русского писателя, драматурга, киносценариста. |
29 октября |
160 лет со дня рождения Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904), русского художника |
11 ноября |
200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881), русского писателя. 120 лет со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина (1901–1965), русского детского писателя, художника — иллюстратора. |
19 ноября |
310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), русского ученого, поэта. 100 лет со дня рождения Эмиля Вениаминовича Брагинского (1921-1998), русского писателя, киносценариста |
22 ноября |
220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801–1872), русского писателя, этнографа, лексикографа |
1 декабря |
125 лет со дня рождения Георгия Константиновича Жукова (1896-1974), военачальника, общественного деятеля. |
5 декабря |
160 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), русского художника 120 лет со дня рождения Уолта Диснея (1901-1966), американского кинорежиссёра, художника |
10 декабря |
200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878), русского поэта, прозаика, критика и издателя |
18 декабря |
100 лет со дня рождения Юрия Владимировича Никулина (1921-1997), русского артиста |
21 декабря |
125 лет со дня рождения Константина Константиновича Рокоссовского (1896-1968), военачальника |
24 декабря |
120 лет со дня рождения Александра Александровича Фадеева, писателя (1901-1956) |
3 января |
130 лет со дня рождения английского писателя Джона Рональда Роуэла Толкина (1892-1973) |
10 января |
140 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого (1882 – 1945), русского писателя |
15 января |
400 лет со дня рождения французского комедиографа, актера, реформатора сценического искусства Жана Батиста Мольера (1622-1673) |
18 января |
140 лет со дня рождения английского писателя, поэта, драматурга Алана Милна (1882-1956) |
25 января |
190 лет со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), русского художника |
27 января |
90 лет со дня рождения русской поэтессы Риммы Фёдоровны Казаковой (1932-2008) 190 лет со дня рождения английского писателя Льюиса Кэрролла (1832-1898) |
28 января |
125 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (1897-1986) |
20 февраля |
160 лет со дня рождения русского писателя, публициста Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906) |
24 февраля |
130 лет со дня рождения русского писателя Константина Александровича Федина (1892-1977) |
25 февраля |
200 лет со дня рождения Льва Александровича Мея (1822 – 1862), русского поэта, переводчика |
26 февраля |
220 лет со дня рождения французского писателя Виктора Гюго (1802-1885) |
15 марта |
85 лет со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина (1937) |
31 марта |
140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя (1882-1969) |
1 апреля |
100 лет со дня рождения русского писателя Сергея Петровича Алексеева (1922-2008) |
10 апреля |
85 лет со дня рождения русской поэтессы Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010) 95 лет со дня рождения Виля Владимировича Липатова, русского писателя (1927-1979) |
15 апреля |
570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи, великого художника и ученого (1452-1519) |
19 апреля |
120 лет со дня рождения русского писателя Вениамина Александровича Каверина (1902-1988) |
21 апреля |
100 лет со дня рождения Станислава Иосифовича Ростоцкого (1922-2001), русского кинорежиссера |
28 апреля |
120 лет со дня рождения русской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) |
30 мая |
130 лет со дня рождения писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975) 110 лет со дня рождения Льва Ивановича Ошанина, поэта (1912-1996) |
31 мая |
130 лет со дня рождения писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) |
9 июня |
350 лет со дня рождения Петра I Алексеевича, (1672 — 1725 года), последнего царя всея Руси (с 1682 года) и первого Императора Всероссийского (с 1721 года). |
Познавательные мероприятия
В библиотеках можно организовывать различного рода мероприятия,имеющие воспитательный, познавательный и образовательный характер. К ихсозданию можно привлекать школьного психолога, учеников, родителей, а такжеинтересных личностей (местных поэтов, художников, путешественников и пр.).Также целесообразно создавать творческие кружки, способствующие развитиювоображения. Вот несколько идей разнообразного досуга для детей и родителей:обзор новинок детской художественной литературы современных авторов; обзор лучшихкниг для творчества (например, уроки вязания, лепки из пластилина, декупажа ит.д.); тематический брейн-ринг по сюжету произведения из школьной литературыили жизненному и творческому циклу автора (в качестве призов можно использоватьпочетные грамоты или красивые открытки); конкурс чтецов; прослушивание песен наслова знаменитых поэтов (также, в современной интерпретации); просмотр старыхфотографий родного города с описанием памятных событий; обсуждение культурныхмест (музеев, театров и т.д.) местного значения с возможной перспективой ихпосещения; доклад о туристических походах, которые совершались местнымипутешественниками, или в которые можно отправиться всей семьей или классом;творческие мастер-классы: создание фигур из пластелина, исследование различныххудожественных техник и многое другое; беседы с родителями и детьми на насущныетемы: о периоде взросления, личном пространстве, формировании самостоятельнойличности, проблемах с доверием, и о безопасном поведении. Информацию дляподобных мероприятий можно найти в книгах или в Интернете. Для улучшениявосприятия рекомендуется использовать визуальное подкрепление: картинки,плакаты, презентации. При проведении воспитательных бесед-тренингов лучшеиспользовать метод, когда все присутствующие сидят в кругу. Это создает эффектуравнивания участников, и позволяет внимательно смотреть и слушать каждоговыступающего. Разнообразие и творческий подход поможет сделать из библиотекипопулярное место, где приятно проводить время за чтением книг, и можно познакомитьсяс интересными людьми….
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора поВР Директор МОУ «Гимназия г.Надыма: ____________ Ю.В. Шрамко ___________В.А. Коробец
План работы
школьного информационно – библиотечногоцентра
муниципальногообразовательного учреждения
«Гимназияг. Надыма»
на2021-2022 учебный год.
Тема,над которой работает педагог-библиотекарь:
Формирование знаний, умений всех субъектов
образовательного процесса в рамках технологии
воспитательной работы «Погружение в эпоху»
на материале периода «погружения»
погружениев Серебряный век России (1894-1917)
Цель:Пропаганда русской культуры
Составила:педагог – библиотекарь
муниципальногообразовательного учреждения
«Гимназияг. Надыма»
РыщенкоТатьяна Ивановна
Планработы школьного информационно – библиотечного центра
МОУ«Гимназия г. Надыма»
на2021-2022 учебный год.
Основныецели и задачи ШИБЦ.
Цели:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса; формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения содержания общеобразовательных программ, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства;
- Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;
- Привитие учащимся любви к чтению, воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
- Привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и способностей, расширения кругозора;
- Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Задачи:
1. Формирование фондов ШИБЦ в соответствии собразовательной программой и требованиями ФГОС.
2. Осуществление каталогизации и обработкикниг, учебников, журналов
3. Оформление новых поступлений в книжныйфонд, знакомство с новыми книгами
4. Осуществление своевременного возвратавыданных изданий в ШИБЦ.
5. Осуществление образовательной,информационной и воспитательной работы среди учащихся школы. Обеспечениеучастникам образовательного процесса доступа к информации на различныхносителях, имеющихся в библиотеке гимназии.
6. Организация мероприятий, ориентированныхна воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности,формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культурного игражданского самосознания обучающегося, развитие его творческого потенциала.
7. Содействовать учебно-воспитательномупроцессу школы и самообразованию учащихся, педагогов путем библиотечногоинформационно-библиографического обслуживания;
8. Формировать у детей информационнойкультуры и культуры чтения;
9. Формирование навыков независимогобиблиотечного пользователя, обучения поиску, отбору и критической оценкеинформации.
10. Воспитаниепатриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине.
11. Совершенствоватьтрадиционные и нетрадиционные формы индивидуальной и массовой работыбиблиотеки, в том числе используя Интернет – ресурсы;
12. Формировать у читателей навыки независимогобиблиотечного пользования: обучение пользованию книгой и другими носителямиинформации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
13. Поддерживать в рабочем состоянии книжногофонда и фонда учебников.
ФункцииШИБЦ:
1. Информационная — предоставлениевозможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата иносителя.
2. Воспитательная— способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своемугороду и школе.
3.Культурологическая — организация мероприятий, воспитывающих культурное исоциальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся
4. Образовательная— поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачахразвития школы и в образовательных программах по предметам, осуществляетсвою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образованияв школе.
Направления деятельности ШИБЦ:
- Библиотечные уроки;
- Информационные и прочие обзоры литературы;
- Беседы о навыках работы с книгой;
- Подбор литературы для внеклассного чтения;
- Участие в региональных и муниципальных конкурсах;
- Выполнение библиографических запросов;
- Выставочная работа, в т.ч. виртуальные выставки;
- Поддержка общешкольных мероприятий:
-предметные недели; — день знаний;
-день учителя; — Новый год;
-23 февраля; — 8 марта;
-день Победы; — общешкольные акции
Планируемыерезультаты:
- Сформировать и обновить библиотечный фонд в соответствии с образовательной программой по ФГОС.
- Сформировать у детей правильное отношение к книгам и чтению, культуру чтения. Формирование комфортной библиотечной среды.
- Сформировать у учащихся правовую культуру, гражданственность, патриотизм, расширить читательский интерес
- Привить школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов, успешного освоения учебных программ.
Календарно-тематическоепланирование ШИБЦ на 2021 — 2022 уч. год.
1. Работас библиотечным фондом и его сохранностью
Цели: Привлечениев библиотеку большего числа читателей, воспитание любви к чтению и руководствоим.
Задачи:Формирование фондов ШИБЦ в соответствии с образовательной программой итребованиями ФГОС. Осуществление каталогизации и обработки книг, учебников,журналов. Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новымикнигами. Осуществление своевременного возврата выданных изданий в ШИБЦ.
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные
|
1. |
Приёмка и обработка поступивших учебников, штемпелевание. |
По мере поступления |
Педагог- библиотекарь |
2. |
Приём и выдача учебников |
Май — сентябрь |
Педагог- библиотекарь |
3. |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников и подведением итогов) |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
4. |
Работа по заказу учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, по согласованию с администрацией и педагогами. |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
5. |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях литературы |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
6. |
Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками на 2021-2022 учебный год |
Сентябрь
|
Педагог- библиотекарь |
7. |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка книжного и учебного фондов |
По мере поступления |
Педагог- библиотекарь |
8. |
Списание художественной литературы и учебников; составление отчетных документов |
По мере необходимости
|
Педагог- библиотекарь |
9. |
Контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий |
Один раз в месяц
|
Педагог- библиотекарь |
2. Справочно-библиографическаяи информационная работа.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний
Цель:продолжать обучение пользованию книжным фондом и другими носителямиинформации, поиску, отбору и умению её оценивать.
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные
|
1. |
Консультации и пояснения правил работы с книжным фондом. |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
2. |
Обзоры новых книг. Рекомендуемый список «По страницам периодической печати». |
По мере поступления |
Педагог- библиотекарь |
3. |
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Составление рекомендательного списка литературы Серебряный век России (1894-1917) |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
4. |
Организация выставок просмотра новых книг |
По мере поступления |
Педагог- библиотекарь |
5. |
Проведение библиотечных уроков 1-4 классы. «Информационно-библиографическая грамотность учащихся» |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
6. |
Работа с Федеральным перечнем учебников, формирование заказов на новый 2021/2022 учебный год. |
Декабрь |
Педагог- библиотекарь |
7. |
Проведение библиотечных уроков, |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
3. Работа с читателями разных возрастныхкатегорий
Цель:воспитывать в читателях привычки чтения, самостоятельно искать информацию вчитальном зале, непрерывного образования и потребность пользоватьсябиблиотекой.
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные
|
1. |
Выдача учебников для классов |
Начало учебного года |
Педагог- библиотекарь. |
2 |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) |
1 раз в четверть |
Педагог- библиотекарь. |
3. |
Перерегистрация читателей (прибытие/выбытие, перерегистрация классов). Выдача учебных пособий, литературы. |
Август-сентябрь |
Педагог- библиотекарь. Классные руководители. |
4. |
Введение в тематику погружения. Книжная выставка погружение в Серебряный век России (1894-1917) |
Ноябрь-декабрь |
Педагог- библиотекарь. |
5. |
Экскурсия в библиотеку 1 классов. Знакомство с библиотекой. «Книжки ребятишкам.» Организованная запись учащихся 1-х классов в ШИБЦ |
Октябрь – ноябрь |
Педагог- библиотекарь, классные руководители. |
6. |
Библиотечный урок – практикум «Книжкина больница» (уроки по ремонту книг для 2ых – 6ых классов) |
Сентябрь-май |
Педагог- библиотекарь |
7. |
Библиотечно – библиографический урок о толковых словарях. «От Даля и до наших дней» Для 5- ых классов. |
Ноябрь |
Педагог- библиотекарь |
8 |
Библиотечно – библиографический час – знакомство «Словари бывают разные» для 4 – 6 – ых классов |
Декабрь |
Педагог- библиотекарь |
9. |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов. Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся. Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. |
В течение года |
Педагог- библиотекарь |
10. |
Индивидуальные беседы, индивидуальное информирование, консультирование обучающихся. |
В течение года |
Педагог- библиотекарь |
11. |
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки |
Постоянно
|
Педагог- библиотекарь |
12. |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников |
Один раз в месяц |
Педагог- библиотекарь |
13. |
Рекомендации по выбору художественной литературы и периодических изданий. Рекомендательные беседы при сдаче книг. |
В течение года Постоянно |
Педагог- библиотекарь |
14. |
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книги, проводить разъяснительные беседы об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. |
В течение года |
Педагог- библиотекарь |
15. |
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. Рекомендательные беседы при выдаче книг |
В течение года Постоянно |
Педагог- библиотекарь |
16. |
Рейды по классам по состоянию учебников |
Один раз в четверть |
Педагог- библиотекарь |
4. Организация культурно — массовой работыШИБЦ. Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам
Цель:расширять знания, познания учеников о жизни библиотеки. Пропаганда книги.
№ п/п |
Тема работы |
Формы работы |
Сроки выполнения |
Ответственные
|
1. |
1. 1 сентября- Всероссийский праздник «День знаний»; «Посвящение в гимназисты». Международный день распространения грамотности 9 сентября – «День рождения гимназии». Родительская конференция (последняя суббота сентября). |
книжная выставка «Путешествие в царство Знаний». Участие в организации праздников.
Викторина «Знаток родного языка». 1-11 кл. |
Сентябрь
8.09.2021 |
Педагог – библиотекарь, классные руководители
|
2. |
«День города» |
Книжная выставка, посвященная 49-летию города Надыма |
Сентябрь
|
Педагог — библиотекарь |
3. |
Проведение информационно-познавательной беседы, просмотр видеороликов по теме юбиляров 2021года |
Игра-викторина для 1-4 классов. |
Октябрь |
Педагог- библиотекарь |
4. |
«Наука побеждать» 215 лет книге генералиссимуса российской армии А.В. Суворова |
Оформление тематических стендов и уголков. 5-11 кл. |
21.10.2021 |
Педагог- библиотекарь Классные руководители Учитель истории |
5. |
Международный день школьных библиотек |
«Читайка» — мероприятие, посвященное Дню школьного библиотекаря. |
25.10.2021 Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Педагог – библиотекарь, классные руководители |
6. |
«Литературный калейдоскоп» (постояннодействующие книжно – иллюстрированные выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей). |
Для всех |
Ноябрь |
Педагог — библиотекарь |
7. |
Единый урок «Ф.М. Достоевский – христианин, мыслитель, философ», посвященный 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского 120 лет со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина (1901–1965), русского детского писателя, художника-иллюстратора |
Стенд, посвященный 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. 5-11 кл.
Литературный праздник «Эти забавные животные» (по произведениям Е.И.Чарушина, 120 лет со дня рождения) 3-4 кл. |
11.11.2021 |
Педагог – библиотекарь, классный руководитель |
8. |
День матери в России |
Конкурс стихов ко дню матери 1-4 классы. Книжная выставка.) (для всех); Литературно – музыкальная композиция, посвящённая Дню матери. (Час поэзии) 1 – 4 классы |
28.11.2021 |
Педагог — библиотекарь |
9. |
«Бабушки, дедушки, мы вас уважаем!» (Выставка детского рисунка ко дню пожилых людей) |
Для 1-2 классов |
Октябрь |
Педагог — библиотекарь |
10. |
«В гостях у доктора». Профилактика ОРВИ, короновируса. |
Цикл бесед с элементами игровой программы |
Ноябрь, январь |
Педагог — библиотекарь |
11. |
Проведение творческого конкурса 230 лет со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859), русского писателя, поэта природы. |
Рисунки, сочинения на тему природы. 4-9 кл. |
Октябрь |
Педагог – библиотекарь, классные руководители |
12. |
День словаря. 220 лет со дня рождения В.И. Даля |
Библиотечные уроки «Собирал человек слова» — литературно-интеллектуальная игра к 220 — летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801–1872), русского писателя, этнографа, лексикографа. 4-9 кл. |
22.11.2021 |
Классные руководители Учителя русского языка Педагог-библиотекарь |
13 |
Всероссийский урок в День Неизвестного солдата «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» День героев Отечества (Отмечается с 2007 года в соответствии с Федеральным законом № 231-ФЗ от 24 октября 2007 года) |
Библиотечные уроки 1-11кл |
03.12.2021
09.12.2021 |
Классные руководители Педагог-библиотекарь |
14. |
200 лет со дня рождения Н.А. Некрасова
255 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), русского прозаика, историка, поэта, журналиста |
Тематические классные часы, беседы, посвященные 200 лет со дня рождения Н.А. Некрасова, 4-9 кл. |
10.12.2021
12.12.2021 |
Классные руководители Учителя литературы Педагог-библиотекарь |
15. |
«Книга под ёлкой. Новый год и Рождество в произведениях русских и зарубежных писателей». «С Новым годом!» «Новогодние балы» |
Поздравительный стенд к новогоднему празднику) Для всех; Подготовка к балу. |
Декабрь
|
Педагог – библиотекарь |
16. |
«Секреты отличного настроения» (Всемирный день «спасибо»). «Ленинград – город герой!» «С Днём защитника Отечества!» «Фронтовое письмо» Книжная выставка «Гордый наш язык» День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 125 лет со дня рождения Валентина Петровича Катаева (1897-1986), русского писателя («Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Цветик-семицветик») |
Урок вежливости для 1-2 классов. Выставка панорама. (Поздравительный стенд) Для всех; (Литературный час памяти по произведениям о ВОВ, по фронтовым письмам ко Дню защитника Отечества) Для 5-ых – 8 -ых классов. Для 5-11 классов
День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда (1944). Урок – беседа. 1 — 11 классы
|
Январь- февраль
17 января
27.01.2022
28.01.2022 |
Педагог – библиотекарь |
17. |
«Пушкин – это наше всё». День памяти А.С. Пушкина. Конкурсы для мальчиков ко Дню защитника Отечества. Единые дни с РДШ «Всероссийская акция «Подари книгу» в Международный день книгодарения» |
Конкурс стихов 5-9 классы. Патриотическое воспитание. Конкурсы для мальчиков 1-4 классы
1-11 кл. Обмен книгами с другими школами, детьми
|
Февраль
14.02.
|
Педагог – библиотекарь
Классные руководители |
18. |
Всемирный день писателя (Отмечается по решению конгресса ПЕН-клуба с 1986 года) 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского Час Земли – 27 марта День защиты Земли – 30 марта «С праздником весны и красоты!» «Красивые, милые, добрые…» 21 марта «Поэтическая мозаика» «Рифма к рифме» (Поэтический баттл ко Дню поэзии) Мероприятия, посвященные Международному дню детской и юношеской книги |
1-11 кл
«В гостях у дедушки Корнея». Литературная игра-путешествие к 140 летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969), русского писателя, 1-4 кл. (Поздравительный стенд к 8-ому марта) Для всех;
(Выставка – вернисаж к 8-му марта) Для всех. (Книжно-иллюстрированная выставка ко дню поэзии) Для всех. Для 5 – 8 классов. 1-11кл. Неделя детской и юношеской книги (Проводится ежегодно с 1944 г. Первые «Книжкины именины» прошли по инициативе Л. Кассиля в 1943 г. в Москве.) |
03.03.2022
31.03.
27.03. 30.03.
Март
14.03.-18.03.2022 |
Педагог – библиотекарь |
19. |
12 апреля «Космические дали таинственные» (день космонавтики) Конкурс стенгазет о русском языке. |
(Выставка – знакомство о героях – космонавтах. Ко дню космонавтики) Для всех. Для 5 – 8 классов. |
Апрель |
Педагог – библиотекарь |
20. |
23 апреля — Акция «День книги» — «Детям о детях» — «Интересно и увлекательно» 85 лет со дня рождения Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010), русской поэтессы |
Короткие видеоролики от детей на тему: «Моя любимая книга!» (Литературная викторина по произведениям о детях. К Международному дню детской книги.) Для 1 – 3 – их классов (Литературный час по детским смешным произведениям к Неделе детской и юношеской книги, ко Дню смеха и к Международному Дню детской книги ) (для 1-ых – 5- ых классов) |
01.02
Апрель 10.04. |
Педагог – библиотекарь, классные руководители |
21. |
«Мы помним! Мы гордимся!» «С Днём Победы!» «Песни и стихи Великой Победы»
Викторины «Занимательный русский язык» |
Цикл мероприятий к 9 мая: — (Книжно — иллюстрированная выставка ко Дню Победы) Для всех. (Поздравительный стенд) Для всех. — Мероприятие, посвящённое 77 годовщине Дня Победы в Великой Отечественной войне «Дорогами мужества». Для 6–ых — 8-ых классов. Для 4–х — 9-х классов. |
Апрель, май |
Педагог — библиотекарь |
22. |
«Просветители земель славянских». День славянской письменности и культуры |
Урок-презентация 1-11кл. |
24 -27 Мая |
Педагог — библиотекарь |
23. |
Знакомство с историей в Серебряный век России (1894-1917). Основными направлениями русского искусства были: «В литературной гостиной». Писатели — юбиляры |
Книжная выставка Книжные выставки к юбилейным датам писателей; Постояннодействующая книжно-иллюстрированная выставка к юбилейным датам |
В течение года
|
Педагог — библиотекарь |
24. |
«В литературной гостиной». Книги – юбиляры. |
1-11 кл. |
В течение года |
Педагог — библиотекарь |
5. Информационно-консультативная работа.
Формированиебиблиотечных фондов.
Цели: расширятьассортимент библиотечно-информационных услуг на основе использования оргтехникии компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные
|
1. |
Информационно-консультативная работа с МО учителей-предметников. Ознакомление с новыми учебными программами, новинками педагогической литературы. |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь, зам.директора по УВР |
2. |
Создание систематического каталога новинок педагогической литературы на локальном диске. Создание комфортных условий информационного обслуживания. |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
3. |
Диагностика и мониторинг обеспеченности учащихся учебной литературой. Формирование учебного фонда. |
Сентябрь
|
Педагог- библиотекарь |
4 |
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: а) работа с каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки; б) составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учётом их требований; в) формирование общегимназического заказа на учебники, учебные пособия, рабочие тетради на 2022-2023 учебный год; г) осуществление контроля за выполнением сделанного заказа; д) подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для обучающихся и родителей; е) приём и обработка поступивших учебников: — оформление накладных; — запись в книгу суммарного учёта; — штемпелевание; — составление списков класса |
Ноябрь-август |
Педагог- библиотекарь, МО учителей-предметников, Зам. Директора по УВР |
5. |
Проведение инвентаризации книжного фонда. Проверка сохранности учебного и книжного фондов. Изъятие и списание ветхой и устаревшей литературы. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах |
Ноябрь – март
|
Педагог- библиотекарь |
6. |
Приём учебной литературы. Формирование и сохранность учебного фонда. |
Май |
Педагог- библиотекарь |
7 |
Работа по сохранности библиотечного фонда: рейды, индивидуальные и групповые беседы с родителями, учащимися, учителями. |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
8 |
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь |
9 |
Проверка фонда на наличие экстремистских материалов согласно инструкциям, составление документации |
Постоянно в течение года |
Педагог- библиотекарь |
10 |
Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий |
Постоянно в течение года |
Педагог- библиотекарь |
11 |
Пополнять фонд учебной и художественной литературой по мере поступления денежных средств |
В течение года |
Педагог- библиотекарь |
12 |
Пополнять фонд художественной литературой и периодическими изданиями, принятой в дар от читателей |
В течение года |
Педагог- библиотекарь |
Работас родителями
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные
|
1. |
Рекомендуемый список на тему: «Семейное чтение». Информирование и привлечение родителей к чтению. |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь, МО учителей нач.шк. |
2. |
Беседы с родителями. Бережное отношение к книге. Памятка «Как пользоваться и правила обращения с учебниками и художественной литературы» |
В течение года
|
Педагог- библиотекарь, классные руководители |
6. Месячник школьных библиотек.
Цель:Информационные и прочие обзоры литературы;воспитание культурного и гражданского самосознания обучающегося, развитиеего творческого потенциала.
№ п/п |
Содержание работ (Название мероприятия (форма проведения)) |
Сроки выполнения |
Ответственные
|
1. |
«Как живёт учебник?» (памятка-напоминание о сохранности учебников). Ученики 1 — 11 классы. |
с 08.11 по 12.11 |
Педагог- библиотекарь |
2. |
«Книга, а какая она?» (библиотечный урок-презентация о структуре книги) 2 классы |
С 15.11 по 19.11 |
Педагог- библиотекарь |
3. |
«Книга в подарок» (акция доброты). 1-11 кл. |
В течение года |
Педагог- библиотекарь |
4. |
«Хочу всё знать» (обзор справочной литературы). 5-7 классы |
С 16.11 по 29.11 |
Педагог- библиотекарь |
5. |
«Каждому человеку, путь открыт в библиотеку» 1-11 классы: 1. «Писательское досье» (кн. выставка писателей зарубежных стран) 2. «Под открытым зонтиком добра» (беседа – игра) 3. «Давай пожмём друг другу руку»: всемирный день приветствий |
с 22.11 по 30.11 |
Педагог- библиотекарь. Классные руководители |
6. |
«Литературная забава». 1-9 классы. |
В течение года |
Педагог- библиотекарь |
7. Повышение квалификации
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
1. |
Изучать через Интернет и профессиональные журналы опыт других библиотек и внедрять его в практику своей работы. |
В течение года
|
2. |
Принимать участие в семинарах, совещаниях, организуемых, Городским методическим центром и др. |
В течение года |
3. |
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий. |
В течение года |
4 |
Принимать участие в различных конкурсах, вебинарах, видеоконференциях, организуемых издательствами и различными образовательными центрами |
В течение года |
8. Прочие работы
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
1. |
Составление анализа-отчёта о работе библиотеки за 2021-2022 учебный год |
Май |
2. |
Составление плана работы библиотеки на 2021-2022 уч. год |
Июнь |
3. |
Ведение дневника работы библиотеки |
Постоянно |
4. |
Ведение журнала учёта справок |
По мере запросов |
5. |
Вывоз макулатуры (списанные учебники) |
По мере необходимости |
6. |
Вести учёт библиотечного фонда, сверка с бухгалтерией и т.д. |
По мере запросов, По графику инвентаризации материального отдела |
7 |
Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию |
Май-июнь |
8 |
Ведение тетради выдачи учебников |
В течение года |
9 |
Работа с фондом художественной литературы |
В течение года |
10 |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений |
Постоянно в течение года |
11 |
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу |
В течение года |
12 |
Участие семинарах городского методического объединения. |
В течение года |
13 |
Сотрудничество по обслуживанию школьников с библиотеками |
В течение года |
