Рабочаяпрограмма по биологии
для 6-9классов
Составители:
МакшаковаН.А., учитель биологии
ПантелееваН.А., учитель биологии
Новоуральскийгородской округ
2022-2023учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана наосновании программы по биологии для основной школы авторского коллектива подруководством Трайтак Д.И. (Биология. 59 классы. Авторы Д.И. Трайтак, Н.Д.Андреева), программы Теремова А.В. (Биология. 5-9 классы: методическое пособие/А.В. Теремов, В.С. Рохлов, С.Е. Мансурова. – М.: Просвещение, 2021) и программыЗахарова В.Б. и Сонина Н.И. (Захаров В.Б. Биология. 59 классы:учебно-методическое пособие/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2017).
Тематическое планирование рабочейпрограммы составлено с учетом рабочей программы воспитания, утвержденнойприказом директора.
Цели и задачи программы по учебному предмету«Биология»
Биологическое образование в основнойшколе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности,расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, еемногообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитиекомпетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология»направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живойприроды, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских,коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научнымиметодами решения различных теоретических и практических задач, умениямиформулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать ианализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиямижизни.
Учебный предмет «Биология» способствуетформированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторноеоборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты,представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета«Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоенияобщенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основанона межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География»,«Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,«Русский язык», «Литература» и др.
Рабочая программа курса реализуется наоснове учебников:
Класс |
Автор, название учебника |
Издательство |
6 |
Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. Живые организмы. Растения. Бактерии. Грибы. |
ООО ИОЦ “Мнемозина” |
7 |
М.Б.Беркинблит, С.М.Глаголев и др. Биология. 7 класс |
Бином. Лаборатория знаний |
8 |
Теремов А.В., Жигарев И.А. Биология. 8 класс |
Просвещение |
9 |
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б. Биология. 9 класс |
ООО Дрофа |
В соответствии с учебным планом МАОУ«Лицей № 56» количество часов на уровень обучения составляет 236 часов. Наосвоение программы учебного предмета в 6-7х классах отводится 34 часа в год (1час в неделю), в 8-х и 9-х классах – соответственно 68 и 66 часов в год (2 часав неделю). При планировании учебного материала предусмотрены часы дляпроектно-оценочной деятельности обучающихся, проведения лабораторных ипрактических работ.
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускникамиосновной школы программы по биологии являются
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе,основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленныхна изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строитьрассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетическогоотношения к живым объектам.
К метапредметным результатамосвоения выпускниками основной школы программы по биологии относят:
1) умение работать с разными источниками информации: текстомучебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками;анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы вдругую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, даватьопределения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цельработы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий ипрогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случаеобнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что ужеусвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своихдействиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему иокружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективномобсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использоватьречевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разныеточки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускникамиосновной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной)сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) ипроцессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение,транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельностиорганизма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека смлекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимостиздоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защитыокружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемыхрастениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов,ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных ипростудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектовк определенной систематической группе;
