Муниципальноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ния
Усть– Кутского муниципального образования
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО наукестественного цикла «___»___________2022г. «___»___________2022г
Протокол№___ Заместитель директора Директор _______/Кичий Л.Г.
«___»___________2022г __________/Михайлова В.А.
Рабочаяпрограмма по биологии для 5 – 9 классов разработана на основе требований к результатам
освоенияООП ООО МОУ СОШ с. Ния
Составитель:
Учительхимии и биологии
МихайловаИрина Александровна
2022
Рабочая программа поучебному предмету «Биология» на уровень основного общего образования (для5–9-х классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Биология» на 2022/23 учебный год для обучающихся5–9-х классов МОУ СОШ с.Ния разработанав соответствии с требованиями следующих документов:
1. Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации».
2. Приказ Минпросвещенияот 22.03.2021 № 115 «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования» (распространяется направоотношения с 01.09.2021).
3. ПриказМинпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования».
4. СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи», утвержденные постановлением главногогосударственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
5. СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы итребования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человекафакторов среды обитания», утвержденные постановлениемглавного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
6. Приказ Минпросвещенияот 20.05.2020 № 254 «Об утверждениифедерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образовательную деятельность».
7. Концепцияпреподавания учебного предмета «Биология».
8. Концепцияэкологического образования в системе общего образования.
9. Примернаярабочая программа по биологии для 5–9-х классов.
10. Основнаяобщеобразовательная программа основного общего образования МОУ СОШ с.Ния
11. Положениео рабочей программе МОУ СОШ с.Ния
12. Биология. 5—9 классы. Линейная структура. Рабочие программык линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие / И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. — М.: Вентана–Граф, 2017. — 88с.
Данная рабочая программа разработана на основе Требований крезультатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования ФГОС ООО и ориентирована на целевые приоритеты,сформулированные в рабочей программе воспитания МОУ СОШ с.Ния
Цели изучения биологии на уровнеосновного общего образования:
· формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельностибиологических систем разного уровня организации;
· формирование системы знаний об особенностях строения,жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
· формирование умения применять методы биологической науки для изучениябиологических систем, в том числе и организма человека;
· формирование умения использовать информацию о современныхдостижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природыи жизнедеятельности собственного организма;
· формирование умения объяснять роль биологии в практическойдеятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранениябиосферы, последствия деятельности человека в природе;
· формирование экологической культуры в целях сохранениясобственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением задач:
· создать условия для приобретения обучающимися знаний оживой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующейроли организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологическойнауки в практической деятельности людей;
· создать условия для овладенияобучающимися умением проводить исследования с использованиембиологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
· создать условия для освоения обучающимися приемов работы сбиологической информацией, в том числе о современных достижениях в областибиологии, ее анализа и критического оценивания;
· воспитывать биологически и экологически грамотную личность,готовую к сохранению собственного здоровья и охране окружающей среды.
Место учебного предмета вучебном плане
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Биология» входит впредметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательнымпредметом на уровне основного общего образования.
Данная рабочая программа предусматривает изучение биологии вобъеме 278 часов запять лет обучения:
· в 5-м классе – 35 часовв год (35 учебныхнедель, 1 час внеделю);
· в 6-м классе – 35 часовв год (35 учебныхнедель, 1 час внеделю);
· в 7-м классе – 70 часовв год (35 учебныхнедель, 2 часа внеделю);
· в 8-м классе – 70 часовв год (35 учебныхнедель, 2 часа внеделю);
· в 9-м классе – 68 часовв год (34 учебныхнедели, 2 часа внеделю).
Изучение биологии в 5–9-х классах МОУ СОШ с.Ния осуществляетсяна базовом уровне.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Метапредметные:
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочнойлитературой, логично излагать материал; умение работать с информацией:самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе ив виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета).
• Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы изадачи лабораторной работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдениеи на его основе получать новые знания.
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбираяоснования и критерии для указанных логических операций;
• Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта.
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.).
Личностные
• Воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения кОтечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этническойпринадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностеймногонационального российского общества; воспитание чувства ответственности идолга перед Родиной;
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности испособности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• Знание основных принципов и правил отношения к живой природе,основ здорового образа жизни;
• Формирование личностных представлений о ценности природы,осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• Освоение социальных норм и правил поведения, ролей и формсоциальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальныесообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределахвозрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных иэкономических особенностей;
• Формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видов деятельности;
• Формирование понимания ценности здорового и безопасного образажизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения вчрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятиеценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи;
Предметные:
• Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностяхеё развития, для формирования современных представлений о естественнонаучнойкартине мира;
• Формирование первоначальных систематизированных представлений обиологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основныхбиологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живогои неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости: овладение понятийнымаппаратом биологии;
• Приобретение опыта использования методов биологической науки ипроведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмови человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• Формирование основ экологической грамотности: способностиоценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов рискана здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своихдействиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему иокружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия иприродных местообитаний, видов растений и животных;
• Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, местаи роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растенийи животных;
• Овладение методами биологической науки; наблюдение и описаниебиологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов иобъяснение их результатов;
• Формирование представлений о значении биологических наук врешении локальных и глобальных, экологических проблем, необходимостирационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрогоизменения экологического качества окружающей среды;
• Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональнойорганизации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений идомашних животных, ухода за ними.
ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
Пользоваться научными методами дляраспознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическимфактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов ичеловека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложныебиологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологическихзнаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательноеи познавательное значение; сведениями по истории становления биологии какнауки.
Выпускник освоит общие приемы: оказанияпервой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания иразмножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведениянаблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинетебиологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использованиянаучно — популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажныхи электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускникполучит возможность научиться:
Работатьс разными источниками биологической информации: находить биологическуюинформацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярнойлитературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оцениватьинформацию преобразовывать информацию из одной формы в другую;
выбиратьсмысловые и целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках поотношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
адекватноиспользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаиватьсвою позицию.
выделятьсущественные признаки биологических объектов (отличительных признаков живыхорганизмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ ипревращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговоротвеществ и превращение энергии в экосистемах).
приводитьдоказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязичеловека и окружающей среды; зависимости здоровья человека о состоянияокружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемыхрастениями, животными, бактериями, грибам и вирусами, травматизма, стрессов,ВИЧ – инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционныхи простудных заболеваний;
классифицировать– определение принадлежности биологических объектов к определеннойсистематической группе;
выявлятьизменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типоввзаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностямистроения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС
Программа рассчитана на общее количество учебныхчасов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Из них:
4 часа занимают практические и лабораторные работы,
4 часа контрольные работы,
1 час экскурсия
В программе предусмотрено 2 часа резервного времени
Глава 1. Биология наука оживом мире
Биология —наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточноестроение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение,приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии:наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ееполучение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности вкабинете биологии.
Экскурсия
Осенние явления в жизни растений и животных.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Глава 2. Клеточное строение организмов
Устройствоувеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правилаработы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка,цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки:неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль вклетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружениеорганических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.
Лабораторныеработы
Лабораторная работа № 1 «Изучение строенияувеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Глава3. Многообразие живых организмов
Разнообразиеживой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение ижизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения.Ботаника — наука о растениях. Царство животные. Общая характеристикаживотного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразиеживотных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охранаживотных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Рольгрибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы.Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитымигрибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов вприроде и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников.Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе ижизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемыевирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе ижизни человека
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения».
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
Глава 4. Жизнь организмов на планете Земля
Средыобитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда.Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.Условия (факторы) среды обитания. Экологические факторы: абиотические,биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Условияжизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиямсуществования
Глава5. Человек на планете Земля
Как игде появился человек? Человек умелый. Наш родственник — неандерталец. Нашнепосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека. Историявлияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу.Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями ихрешения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды,энергии и др.) Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живыхорганизмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраныживого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохранимбогатство живого мира.
3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Из них |
ЭОР и ЦОР |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
||
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Экскурсии |
|||||
1 |
Биология наука о живом мире |
4 |
|
|
1 |
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
|
2 |
Клеточное строение организмов |
6 |
2 |
1 |
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).
|
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;
|
3 |
Многообразие живых организмов |
12 |
2 |
1 |
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
4 |
Жизнь организмов на планете Земля |
7 |
|
1 |
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
5 |
Человек на планете Земля |
3 |
|
1 |
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
6 |
Резерв |
2 |
|
|
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
7 |
Итого |
35 |
4 |
4 |
1 |
|
|
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС
Программа рассчитана на общее количество учебных часов загод обучения 35 (1 час в неделю).
Из них:
6 часов занимают практические и лабораторныеработы,
2 часа контрольные работы
В программе предусмотрено 2 часа резервного времени
Глава 1. «Наука о растениях -ботаника»
Внешнее строение, органы растения: вегетативные игенеративные органы; места обитания растений; история использования и изучениярастений; семенные и споровые растения;
многообразие жизненных форм растений: представление ожизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой ихобитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорийжизненных форм растений;
клеточное строение растений и свойства растительнойклетки: клетка как основная структурная единица растений; строениерастительной клетки; жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живаясистема; особенности растительной клетки;
ткани растений: понятие о ткани; виды тканей; причиныпоявления тканей;
Глава 2. «Органы растений»
Семя, его строение и значение: семя как органразмножения растений; строение семени; строение зародыша растения; двудольные иоднодольные растения; прорастание семян; значение семян в природе и жизничеловека;
условия прорастания семян: значение воды и воздуха дляпрорастания семян; запасные питательные вещества семян; температурные условияпрорастания семян; сроки посева семян;
корень, его строение и значение: типы корневых системрастений; строение корня; рост корня, геотропизм; видоизменение и значениекорней; побег, его строение и развитие: побег как сложная система;строение побега; строение почек; развитие и рост побегов; лист, его строение изначение: внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкования листьев;значение листа для растений; видоизменения листьев; стебель, его строение изначение: внешнее и внутреннее строение стебля; типы стеблей, функциистебля; видоизменения стебля; цветок, его строение и значение: цветок каквидоизменённый укороченный побег; строение и роль цветка; соцветия; опылениекак условие оплодотворения; плод, разнообразие и значение плодов: строениеплода; разнообразие плодов; значение плодов в природе.
Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
Глава 3. «Основные процессыжизнедеятельности растений»
Минеральное питание растений и значениеводы: вода как необходимое условие минерального питания; функция корневыхволосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению; значениеминерального питания;
воздушное питание растений –фотосинтез: условия фотосинтеза; автотрофы и гетеротрофы; значениефотосинтеза;
дыхание и обмен веществ урастений: роль дыхания в жизни растений; сравнение дыхания и фотосинтеза,взаимосвязь двух процессов; обмен веществ в растениях; размножение иоплодотворение у растений: размножение как необходимое свойство жизни;типы размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойноеоплодотворение; вегетативное размножениерастений и его использование человеком: особенности вегетативногоразмножения и его роль; использование вегетативного размножения человеком;рост и развитие растений: характерные чертыпроцессов роста и развития растений; зависимость этих процессов от условийсреды обитания; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Глава 4. «Многообразие и развитиерастительного мира»
систематика растений, её значение дляботаники: происхождение названий отдельных растений; классификациярастений; вид как единица классификации; роль систематики в изучении растений;
водоросли, их многообразие вприроде: общая характеристика, строение, размножение, разнообразиеводорослей; значение в природе;
отдел Моховидные, общая характеристика изначение: характерные черты строения, классы Печеночники иЛистостебельные, их отличительные черты; размножение и развитие моховидных;значение мхов в природе;
плауны, хвощи, папоротники, их общаяхарактеристика: характерные черты высших споровых растений; общаяхарактеристика отделов; значение в природе;
отдел Голосеменные, общая характеристика изначение: общая характеристика, расселение; образование семян; особенностистроения класса Хвойные; значение голосеменных в природе;
отдел Покрытосеменные, общаяхарактеристика и значение: особенности строения, размножения и развития;характеристика классов Двудольные и Однодольные растения; охрана редких иисчезающих видов;
семейства класса Двудольные: общаяхарактеристика; семейства; отличительные признаки семейств; значение двудольныхв природе;
семейства класса Однодольные: общаяхарактеристика; отличительные признаки семейств; значение однодольных вприроде; значение злаковых;
историческое развитие растительногомира: понятие об эволюции живого мира; первые обитатели Земли; историяразвития растительного мира; выход растений на сушу; Н.И. Вавилов о результатахэволюции растений;
многообразие и происхождение культурныхрастений: история происхождения культурных растений; значениеискусственного отбора и селекции; культурные и сорные растения, их значение;
дары Нового и Старого Света: историяи центры появления растений; значение растений в жизни человека.
Глава 5. «Природные сообщества»
понятие о природном сообществе –биогеоценозе и экосистеме: понятие о природном сообществе; круговоротвеществ и поток энергии – главное условие существования природного сообщества;роль растений в природных сообществах;
совместная жизнь организмов в природномсообществе: ярусное строение; условия обитания растений в биогеоценозе;
смена природных сообществ и еёпричины: понятие о смене природных сообществ; причины смены; необходимостьмероприятий по сохранению природных сообществ.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Из них |
ЭОР и ЦОР |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
||
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Экскурсии |
|||||
1 |
Наука о растения – ботаника |
4 |
|
|
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
|
2 |
Органы растений |
8 |
4 |
|
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).
|
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся; |
3 |
Основные процессы жизнедеятельности растений |
7 |
1 |
1 |
|
||
4 |
Многообразие и развитие растительного мира |
11 |
1 |
|
|
||
5 |
Природные сообщества |
4 |
|
1 |
|
||
6 |
Резерв |
1 |
|
|
|
||
|
Итого |
35 |
6 |
2 |
|
|
|
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС
Программа рассчитана на общее количество учебных часов загод обучения 35 (1 час в неделю).
Из них:
8 часов занимают практические и лабораторныеработы,
11 часов контрольные работы, в том числе итоговаяконтрольная работа
1 час экскурсии
В программе предусмотрено 4 часа резервного времени
Глава 1. Царство Животные. Общие сведенияо мире животных
Общее знакомство с животными. Многообразие и классификацияживотных. Среды и места обитания животных. Сезонные явления в жизни животных.Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразиеотношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.Экскурсия «Многообразие животных».
Глава 2. Строение тела животных
Животные ткани, органы и системы органов животных. Организмживотного как биосистема.
Глава 3. Одноклеточные животные, илиПростейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших.Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека иживотных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемыходноклеточными животными.
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»
Глава 4. Многоклеточные животные. ТипКишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типаКишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значениекишечнополостных в природе и жизни человека.
Глава 5. Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви,общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитическиеплоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическимичервями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей впочвообразовании. Происхождение червей.
Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение заего передвижением и реакциями на раздражение».
Глава 6. Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Изучениестроения раковин моллюсков».
Глава 7. Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни.Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные.Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе ижизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельностипаукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчикивозбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. КлассНасекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведениенасекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственнойдеятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численностинасекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Экскурсия«Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края»
Лабораторная работа. № 4«Изучение внешнего строения насекомого».
Лабораторная работа № 5«Изучение типов развития насекомых».
Глава 8. Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные.Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надклассаРыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения ипроцессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение иразвитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб.Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания ираспространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образомжизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных.Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значениеземноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общаяхарактеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего ивнутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождениеи многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе ижизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитанияи особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения ижизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизниптиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе ижизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания иухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие.Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатурымлекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих,рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождениемлекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчикивозбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Мерыпредосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группымлекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значениемлекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих.Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.
Экскурсия «Разнообразиептиц и млекопитающих местности проживания»
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»
Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».
Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системымлекопитающих».
Глава 9. Развитие живого мира на Земле
Доказательства эволюции живого мира. Учение Ч. Дарвина обэволюции. Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир. Уровниорганизации жизни.
3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Из них |
ЭОР и ЦОР |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
||
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Экскурсии |
|||||
1 |
Общие сведения о мире животных |
4 |
|
|
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; |
2 |
Строение тела животных |
2 |
|
|
|
||
3 |
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные |
4 |
1 |
1 |
|
||
4 |
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные |
2 |
|
1 |
|
||
5 |
Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви |
5 |
1 |
1 |
|
||
6 |
Тип Моллюски |
5 |
1 |
1 |
|
|
|
7 |
Тип Членистоногие |
7 |
1 |
1 |
|
||
8 |
Тип Хордовые |
33 |
3 |
5 |
1 |
||
9 |
Развитие органического мира |
4 |
|
1 |
|
||
|
резерв |
4 |
|
|
|
||
|
итого |
70 |
7 |
11 |
1 |
|
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС
Программа рассчитана на общее количество учебных часов загод обучения 70 (2 часа в неделю).
Из них:
6 часов занимают лабораторные работы,
7 часов контрольные работы, в том числе итоговаяконтрольная работа
В программе предусмотрено 2 часа резервного времени
Введение
Биологическая и социальная природачеловека.
Глава 1. Организмчеловека: общий обзор
Биологическая и социальная природачеловека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка:строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов ворганизме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Лабораторная работа. №1«Клетки и ткани человека под микроскопом»
Глава 2. Опорно-двигательнаясистема
Строение, состав и соединениекостей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение изначение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитиеопорно-двигательной системы.
Лабораторная работа. №2«Строение костной ткани»
Глава 3.Кровь. Кровообращение
Внутренняя среда организма.Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливаниекрови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движениекрови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждениезаболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа №3«Состав крови человека.»
Глава 4.Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания.Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезниорганов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь припоражениях органов дыхания.
Лабораторная работа №4«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная работа №5 «Дыхательныедвижения».
Глава 5.Пищеварение
Значение пищи и ее состав. Органыпищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательныхвеществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
Лабораторная работа №6 «Действиеферментов слюны на крахмал».
Глава 6.«Обмен веществ и энергии»
Обменные процессы в организме.Нормы питания. Витамины.
Глава 7.«Выделение».
Строение и функции почек.Предупреждение их заболеваний.
Глава8. «Кожа».
Значение кожи и ее строение.Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
Глава 9.Эндокринная система
Железы внешней, внутренней исмешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Глава 10.«Нервная система».
Значение, строение ифункционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг.Головной мозг.
Глава 11. «Органычувств. Анализаторы».
Как действуют органы чувств ианализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и поврежденияглаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния ивкуса.
Глава 12.Поведение и психика
Врожденные и приобретенные формыповедения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон иего значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
Глава 13.Индивидуальное развитие организма
Половая система человека.Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенныхвеществ. Психические особенности личности.
3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Из них |
ЭОР и ЦОР |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
||
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Экскурсии |
|||||
1 |
Организм человека. Общий обзор |
6 |
1 |
|
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
|
2 |
Опорно – двигательная система |
9 |
1 |
1 |
|
||
3 |
Кровь. Кровообращение |
10 |
1 |
1 |
|
||
4 |
Дыхательная система |
5 |
2 |
|
|
||
5 |
Пищеварительная система |
7 |
1 |
1 |
|
||
6 |
Обмен веществ и энергии |
3 |
|
|
|
||
7 |
Мочевыделительная система |
2 |
|
|
|
||
8 |
Кожа |
4 |
|
1 |
|
||
9 |
Эндокринная система |
2 |
|
|
|
||
10 |
Нервная система |
6 |
|
1 |
|
||
11 |
Органы чувств. Анализаторы |
5 |
|
|
|
||
12 |
Поведение и психика |
5 |
|
|
|
||
13 |
Индивидуальное развитие организма |
4 |
|
1 |
|
||
|
Резерв |
2 |
|
|
|
|
|
|
итого |
70 |
6 |
7 |
— |
|
|
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 9КЛАСС
Программа рассчитана на общее количество учебныхчасов за год обучения 68 (2 часа в неделю).
Из них:
6 часов занимают практические илабораторные работы,
6 часов — контрольные работы
1 час — экскурсии
В программе предусмотрено 1 час резервноговремени
Глава 1. Введение в основы общей биологии
Биология – наука о живом мире.Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов.Многообразие форм живых организмов.
Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»
Глава 2.Основы учения о клетке
Цитология- наука, изучающая клетку. Химический состав клетки. Белки и нуклеиновыекислоты. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией.
Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот.Сравнение растительных и животных клеток».
Глава 3. Размножениеи индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типыразмножения. Делениеклетки. Митоз. Образованиеполовых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организма
Лабораторная работа № 2 «Рассматриваниемикропрепаратов делящихся клеток».
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятиягенетики Генетические опыты Г. Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов иих множественное действие. Определение пола и наследование признаков,сцепленных с полом. Наследственная (генотипическая) изменчивость.
Другиетипы изменчивости. Наследственныеболезни, сцепленные с полом.
Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач».
Лабораторная работа № 4 ««Изучение изменчивости у организмов».
Глава 5. Основы селекции растений, животныхи микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов. Особенности селекциирастений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенностиселекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов
Глава 6. Происхождениежизни и развитие органического мира
Современныепредставления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные гипотезывозникновения жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ вразвитии жизни. Этапыразвития жизни на Земле.
Приспособительныечерты организмов к наземному образу жизни
Глава 7. Учение об эволюции
Идея развития органического мира в биологии. Основные положениятеории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции.Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к средеобитания. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, егокритерии и структура Процессы видообразования Макроэволюция – результатмикроэволюций. Основные направления эволюции. Основные закономерностибиологической эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюциивидов. Место человека в системе органического мира
Лабораторная работа № 5 «Приспособленностьорганизмов к среде обитания».
Глава8. Происхождение человека(антропогенез)
Доказательстваэволюционного происхождения человека. Ранниеэтапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. Биосоциальнаясущность вида Человек. Человеческие расы, их родство и происхождение разумныйЧеловек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологическиефакторы. Общие законы действия факторовсреды на организм. Приспособленностьорганизмов к действию факторов среды.
Глава9. Основы экологии
Биотические связи в природе. Популяции как форма существованиявидов в природе. Функционирование популяции во времени
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие обиогеоценозе, экосистеме и биосфере. Развитие и смена биогеоценозов. Основныезаконы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ееохрана
Лабораторная работа № 6 «Оценка санитарно – гигиенического качества рабочегоместа».
3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Из них |
|
|
||
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Экскурсии |
|||||
1 |
Введение в основы общей биологии |
4 |
|
|
1 |
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; |
2 |
Основы учения о клетке |
11 |
1 |
1 |
|
||
3 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов |
5 |
1 |
1 |
|
||
4 |
Основы учения о наследственности и изменчивости |
11 |
2 |
1 |
|
||
5 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов |
4 |
|
|
|
||
6 |
Происхождение жизни и развитие органического мира 5 часов |
5 |
|
|
|
||
7 |
Учение об эволюции |
12 |
1 |
1 |
|
||
8 |
Происхождение человека (антропогенез) |
6 |
|
|
|
||
9 |
Основы экологии |
9 |
1 |
1 |
|
||
|
Резерв |
1 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
68 |
6 |
6 |
|
|
|
