X-PDF

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 классы

Поделиться статьей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ния

Усть– Кутского муниципального образования

 

 

Рассмотрено:                                                          Согласовано:                                          Утверждено: 

МО наукестественного цикла                             «___»___________2022г.                      «___»___________2022г

Протокол№___                                                       Заместитель директора                        Директор _______/Кичий Л.Г.

«___»___________2022г                                      __________/Михайлова В.А.             

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма по биологии для 5 – 9 классов разработана на основе требований к результатам

освоенияООП ООО МОУ СОШ с. Ния

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Учительхимии и биологии

МихайловаИрина Александровна

 

 

 

 

2022

Рабочая программа поучебному предмету «Биология» на уровень основного общего образования (для5–9-х классов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 

Рабочая программа по предмету «Биология» на 2022/23 учебный год для обучающихся5–9-х классов МОУ СОШ с.Ния разработанав соответствии с требованиями следующих документов:

1.      Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации».

2.      Приказ Минпросвещенияот 22.03.2021 № 115 «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования» (распространяется направоотношения с 01.09.2021).

3.      ПриказМинпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования».

4.      СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи», утвержденные постановлением главногогосударственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.

5.      СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы итребования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человекафакторов среды обитания», утвержденные постановлениемглавного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

6.      Приказ Минпросвещенияот 20.05.2020 № 254 «Об утверждениифедерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образовательную деятельность».

7.      Концепцияпреподавания учебного предмета «Биология».

8.      Концепцияэкологического образования в системе общего образования.

9.      Примернаярабочая программа по биологии для 5–9-х классов.

10.  Основнаяобщеобразовательная программа основного общего образования МОУ СОШ с.Ния

11.  Положениео рабочей программе МОУ СОШ с.Ния

12.  Биология. 5—9 классы. Линейная структура. Рабочие программык линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие / И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. — М.: Вентана–Граф, 2017. — 88с.

Данная рабочая программа разработана на основе Требований крезультатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования ФГОС ООО и ориентирована на целевые приоритеты,сформулированные в рабочей программе воспитания МОУ СОШ с.Ния

Цели изучения биологии на уровнеосновного общего образования:

·        формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельностибиологических систем разного уровня организации;

·        формирование системы знаний об особенностях строения,жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;

·        формирование умения применять методы биологической науки для изучениябиологических систем, в том числе и организма человека;

·        формирование умения использовать информацию о современныхдостижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природыи жизнедеятельности собственного организма;

·        формирование умения объяснять роль биологии в практическойдеятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранениябиосферы, последствия деятельности человека в природе;

·        формирование экологической культуры в целях сохранениясобственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением задач:

·        создать условия для приобретения обучающимися знаний оживой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующейроли организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологическойнауки в практической деятельности людей;

·        создать условия для овладенияобучающимися умением проводить исследования с использованиембиологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

·        создать условия для освоения обучающимися приемов работы сбиологической информацией, в том числе о современных достижениях в областибиологии, ее анализа и критического оценивания;

·        воспитывать биологически и экологически грамотную личность,готовую к сохранению собственного здоровья и охране окружающей среды.

Место учебного предмета вучебном плане

В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Биология» входит впредметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательнымпредметом на уровне основного общего образования.

Данная рабочая программа предусматривает изучение биологии вобъеме 278 часов запять лет обучения:

·        в 5-м классе – 35 часовв год (35 учебныхнедель, 1 час внеделю);

·        в 6-м классе – 35 часовв год (35 учебныхнедель, 1 час внеделю);

·        в 7-м классе – 70 часовв год (35 учебныхнедель, 2 часа внеделю);

·        в 8-м классе – 70 часовв год (35 учебныхнедель, 2 часа внеделю);

·        в 9-м классе – 68 часовв год (34 учебныхнедели, 2 часа внеделю).

Изучение биологии в 5–9-х классах МОУ СОШ с.Ния осуществляетсяна базовом уровне.

 

 

 

 

 

1.     ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Метапредметные: 

 

         Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

         Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочнойлитературой, логично излагать материал; умение работать с информацией:самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе ив виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета).

         Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы изадачи лабораторной работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдениеи на его основе получать новые знания.

         Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

         Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбираяоснования и критерии для указанных логических операций;

         Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта.

         Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.).

 

Личностные

        Воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения кОтечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этническойпринадлежности; усвоение гуманистических и традици­онных ценностеймногонационального российского общества; воспитание чувства ответственности идолга перед Родиной;

        Формирование ответственного отношения к учению, готовности испособности, обучающихся к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивациик обуче­нию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессио­нальных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

        Знание основных принципов и правил отношения к живой природе,основ здорового образа жизни;

        Формирование личностных представлений о ценно­сти природы,осознание значимости и общности гло­бальных проблем человечества;

        Освоение социальных норм и правил поведения, ро­лей и формсоциальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальныесообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пре­делахвозрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных иэкономических особенностей;

        Формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, старши­ми и младшими в процессеобразовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видов деятельности;

        Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образажизни; усвоение правил индивидуаль­ного и коллективного безопасного поведения вчрезвы­чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей.

        Осознание значения семьи в жизни человека и обще­ства; принятиеценности семейной жизни; уважитель­ное и заботливое отношение к членам своейсемьи;

Предметные:

        Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностяхеё развития, для формирования со­временных представлений о естественнонаучнойкар­тине мира;

        Формирование первоначальных систематизированных представлений обиологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основныхбиологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живогои неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости: овладение понятийнымаппаратом биологии;

        Приобретение опыта использования методов биоло­гической науки ипроведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмови человека, проведения экологического мониторинга в окру­жающей среде;

        Формирование основ экологической грамотности: способностиоценивать последствия деятельности чело­века в природе, влияние факторов рискана здоровье чело­века; умение выбирать целевые и смысловые установки в своихдействиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему иокружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия иприродных местообитаний, видов растений и животных;

        Объяснение роли биологии в практической деятельно­сти людей, местаи роли человека в природе, родства общ­ности происхождения и эволюции растенийи животных;

        Овладение методами биологической науки; наблюде­ние и описаниебиологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов иобъясне­ние их результатов;

        Формирование представлений о значении биологиче­ских наук врешении локальных и глобальных, экологиче­ских проблем, необходимостирационального природо­пользования, защиты здоровья людей в условиях быстрогоизменения экологического качества окружающей среды;

        Освоение приёмов оказания первой помощи, рацио­нальнойорганизации труда и отдыха, выращивания и раз­множения культурных растений идомашних животных, ухода за ними.

 

ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Выпускник научится:

Пользоваться научными методами дляраспознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическимфактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов ичеловека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложныебиологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологическихзнаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательноеи познавательное значение; сведениями по истории становления биологии какнауки.

Выпускник освоит общие приемы: оказанияпервой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания иразмножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведениянаблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинетебиологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использованиянаучно­ — популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажныхи электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

 Выпускникполучит возможность научиться:

Работатьс разными источниками биологической информации: находить биологическуюинформацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярнойлитературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оцениватьинформацию преобразовывать информацию из одной формы в другую;

выбиратьсмысловые и целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках поотношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

адекватноиспользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаиватьсвою позицию.

выделятьсущественные признаки биологических объектов (отличительных признаков живыхорганизмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ ипревращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговоротвеществ и превращение энергии в экосистемах).

приводитьдоказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязичеловека и окружающей среды; зависимости здоровья человека о состоянияокружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемыхрастениями, животными, бактериями, грибам и вирусами, травматизма, стрессов,ВИЧ – инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционныхи простудных заболеваний;

классифицировать– определение принадлежности биологических объектов к определеннойсистематической группе;

выявлятьизменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типоввзаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностямистроения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

 

Программа рассчитана на общее количество учебныхчасов за год обучения 35 (1 час в неделю).

Из них:

4 часа занимают практические и лабораторные работы,

4 часа контрольные работы,

1 час экскурсия

В программе предусмотрено 2 часа резервного времени

 

 Глава 1. Биология наука оживом мире

Биология —наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточноестроение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение,приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии:наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ееполучение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности вкабинете биологии.

 Экскурсия

Осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

         

Глава 2. Клеточное строение организмов 

Устройствоувеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правилаработы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка,цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки:неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль вклетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружениеорганических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.

Лабораторныеработы

 Лабораторная работа № 1 «Изучение строенияувеличительных приборов».

 Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Глава3. Многообразие живых организмов

Разнообразиеживой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение ижизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения.Ботаника — наука о растениях. Царство животные. Общая характеристикаживотного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразиеживотных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охранаживотных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Рольгрибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы.Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитымигрибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов вприроде и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников.Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе ижизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемыевирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе ижизни человека

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения».

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

Глава 4. Жизнь организмов на планете Земля 

Средыобитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда.Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.Условия (факторы) среды обитания. Экологические факторы: абиотические,биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Условияжизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиямсуществования

Глава5. Человек на планете Земля 

Как игде появился человек? Человек умелый. Наш родственник — неандерталец. Нашнепосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека. Историявлияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу.Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями ихрешения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды,энергии и др.) Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живыхорганизмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраныживого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохранимбогатство живого мира.

3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   5 КЛАСС

Наименование тем

Кол-во часов

Из них

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Биология  наука о живом мире

4

 

 

1

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

 

2

Клеточное строение организмов

6

2

1

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;

 

3

Многообразие живых  организмов

12

2

1

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

4

Жизнь организмов на планете Земля

7

 

1

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

5

Человек на планете Земля

3

 

1

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

6

Резерв

2

 

 

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

7

Итого

35

4

4

1

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС

Программа рассчитана на общее количество учебных часов загод обучения 35 (1 час в неделю).

Из них:

6 часов занимают практические и лабораторныеработы,

2 часа контрольные работы

В программе предусмотрено 2 часа резервного времени

 

Глава 1. «Наука о растениях -ботаника» 

 

Внешнее строение, органы растения: вегетативные игенеративные органы; места обитания растений; история использования и изучениярастений; семенные и споровые растения;

многообразие жизненных форм растений: представление ожизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой ихобитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорийжизненных форм растений;

клеточное строение растений и свойства растительнойклетки: клетка как основная структурная единица растений; строениерастительной клетки; жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живаясистема; особенности растительной клетки;

ткани растений: понятие о ткани; виды тканей; причиныпоявления тканей;

 

Глава 2. «Органы растений»

 

Семя, его строение и значение: семя как органразмножения растений; строение семени; строение зародыша растения; двудольные иоднодольные растения; прорастание семян; значение семян в природе и жизничеловека;

условия прорастания семян: значение воды и воздуха дляпрорастания семян; запасные питательные вещества семян; температурные условияпрорастания семян; сроки посева семян;

корень, его строение и значение: типы корневых системрастений; строение корня; рост корня, геотропизм; видоизменение и значениекорней; побег, его строение и развитие: побег как сложная система;строение побега; строение почек; развитие и рост побегов; лист, его строение изначение: внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкования листьев;значение листа для растений; видоизменения листьев; стебель, его строение изначение: внешнее и внутреннее строение стебля; типы стеблей, функциистебля; видоизменения стебля; цветок, его строение и значение: цветок каквидоизменённый укороченный побег; строение и роль цветка; соцветия; опылениекак условие оплодотворения; плод, разнообразие и значение плодов: строениеплода; разнообразие плодов; значение плодов в природе.

 

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

 

 

Глава 3. «Основные процессыжизнедеятельности растений» 

 

Минеральное питание растений и значениеводы: вода как необходимое условие минерального питания; функция корневыхволосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению; значениеминерального питания;

воздушное питание растений –фотосинтез: условия фотосинтеза; автотрофы и гетеротрофы; значениефотосинтеза;

дыхание и обмен веществ урастений: роль дыхания в жизни растений; сравнение дыхания и фотосинтеза,взаимосвязь двух процессов; обмен веществ в растениях; размножение иоплодотворение у растений: размножение как необходимое свойство жизни;типы размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойноеоплодотворение; вегетативное размножениерастений и его использование человеком: особенности вегетативногоразмножения и его роль; использование вегетативного размножения человеком;рост и развитие растений: характерные чертыпроцессов роста и развития растений; зависимость этих процессов от условийсреды обитания; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы.

 

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».

 

 

 

Глава 4. «Многообразие и развитиерастительного мира» 

 

систематика растений, её значение дляботаники: происхождение названий отдельных растений; классификациярастений; вид как единица классификации; роль систематики в изучении растений;

водоросли, их многообразие вприроде: общая характеристика, строение, размножение, разнообразиеводорослей; значение в природе;

отдел Моховидные, общая характеристика изначение: характерные черты строения, классы Печеночники иЛистостебельные, их отличительные черты; размножение и развитие моховидных;значение мхов в природе;

плауны, хвощи, папоротники, их общаяхарактеристика: характерные черты высших споровых растений; общаяхарактеристика отделов; значение в природе;

отдел Голосеменные, общая характеристика изначение: общая характеристика, расселение; образование семян; особенностистроения класса Хвойные; значение голосеменных в природе;

отдел Покрытосеменные, общаяхарактеристика и значение: особенности строения, размножения и развития;характеристика классов Двудольные и Однодольные растения; охрана редких иисчезающих видов;

семейства класса Двудольные: общаяхарактеристика; семейства; отличительные признаки семейств; значение двудольныхв природе;

семейства класса Однодольные: общаяхарактеристика; отличительные признаки семейств; значение однодольных вприроде; значение злаковых;

историческое развитие растительногомира: понятие об эволюции живого мира; первые обитатели Земли; историяразвития растительного мира; выход растений на сушу; Н.И. Вавилов о результатахэволюции растений;

многообразие и происхождение культурныхрастений: история происхождения культурных растений; значениеискусственного отбора и селекции; культурные и сорные растения, их значение;

дары Нового и Старого Света: историяи центры появления растений; значение растений в жизни человека.

 

Глава 5. «Природные сообщества» 

 

понятие о природном сообществе –биогеоценозе и экосистеме: понятие о природном сообществе; круговоротвеществ и поток энергии – главное условие существования природного сообщества;роль растений в природных сообществах;

совместная жизнь организмов в природномсообществе: ярусное строение; условия обитания растений в биогеоценозе;

смена природных сообществ и еёпричины: понятие о смене природных сообществ; причины смены; необходимостьмероприятий по сохранению природных сообществ.

 

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

 

3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

Наименование тем

Кол-во часов

Из них

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Наука о растения – ботаника

4

 

 

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

 

 

 

2

Органы растений

8

4

 

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

1

1

 

4

Многообразие и развитие растительного мира

11

1

 

 

5

Природные сообщества

4

 

1

 

6

Резерв

1

 

 

 

 

Итого

35

6

2

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС

 

Программа рассчитана на общее количество учебных часов загод обучения 35 (1 час в неделю).

Из них:

8 часов занимают практические и лабораторныеработы,

11 часов контрольные работы, в том числе итоговаяконтрольная работа

1 час экскурсии

В программе предусмотрено 4 часа резервного времени

 

 Глава 1. Царство Животные. Общие сведенияо мире животных

Общее знакомство с животными. Многообразие и классификацияживотных. Среды и места обитания животных. Сезонные явления в жизни животных.Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразиеотношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.Экскурсия «Многообразие животных».

 

Глава 2. Строение тела животных

Животные ткани, органы и системы органов животных. Организмживотного как биосистема.

 

Глава 3. Одноклеточные животные, илиПростейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших.Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека иживотных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемыходноклеточными животными.

 

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

 

Глава 4. Многоклеточные животные. ТипКишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типаКишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значениекишечнополостных в природе и жизни человека.

 

Глава 5. Типы червей

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви,общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитическиеплоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическимичервями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей впочвообразовании. Происхождение червей.

 

Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение заего передвижением и реакциями на раздражение».

 

Глава 6. Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

 

 Лабораторная работа № 3 «Изучениестроения раковин моллюсков».

 

Глава 7. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни.Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные.Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе ижизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельностипаукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчикивозбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. КлассНасекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведениенасекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственнойдеятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численностинасекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Экскурсия«Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края»

 

Лабораторная работа. № 4«Изучение внешнего строения насекомого».

Лабораторная работа № 5«Изучение типов развития насекомых».

 

Глава 8. Тип Хордовые

 

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные.Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надклассаРыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения ипроцессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение иразвитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб.Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания ираспространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образомжизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных.Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значениеземноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общаяхарактеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего ивнутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождениеи многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе ижизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитанияи особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения ижизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизниптиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе ижизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания иухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие.Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатурымлекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих,рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождениемлекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчикивозбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Мерыпредосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группымлекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значениемлекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих.Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.

 

Экскурсия «Разнообразиептиц и млекопитающих местности проживания»

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системымлекопитающих».

 

Глава 9. Развитие живого мира на Земле

 

Доказательства эволюции живого мира. Учение Ч. Дарвина обэволюции. Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир. Уровниорганизации жизни.

 

3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

 

Наименование тем

Кол-во часов

Из них

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Общие сведения о мире животных

4

 

 

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

2

Строение тела животных

2

 

 

 

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

1

1

 

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2

 

1

 

5

Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви

5

1

1

 

6

Тип Моллюски

5

1

1

 

 

7

Тип Членистоногие

7

1

1

 

8

Тип Хордовые

33

3

5

1

9

Развитие органического мира

4

 

1

 

 

резерв

4

 

 

 

 

итого

70

7

11

1

 

 

2ОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

 

Программа рассчитана на общее количество учебных часов загод обучения 70 (2 часа в неделю).

Из них:

6 часов занимают лабораторные работы,

7 часов контрольные работы, в том числе итоговаяконтрольная работа

В программе предусмотрено 2 часа резервного времени

 

 

Введение

Биологическая и социальная природачеловека.

 

Глава 1. Организмчеловека: общий обзор

 

Биологическая и социальная природачеловека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка:строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов ворганизме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. 

    

Лабораторная работа. №1«Клетки и ткани человека под микроскопом»

           

Глава 2. Опорно-двигательнаясистема

Строение, состав и соединениекостей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение изначение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитиеопорно-двигательной системы.

 

Лабораторная работа. №2«Строение костной ткани»

 

Глава 3.Кровь. Кровообращение

Внутренняя среда организма.Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливаниекрови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движениекрови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждениезаболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторная работа №3«Состав крови человека.»

 

Глава 4.Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания.Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезниорганов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь припоражениях органов дыхания.

 

Лабораторная работа №4«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

 

Лабораторная работа №5 «Дыхательныедвижения».

 

Глава 5.Пищеварение

Значение пищи и ее состав. Органыпищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательныхвеществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

 

Лабораторная работа №6 «Действиеферментов слюны на крахмал».

 

Глава 6.«Обмен веществ и энергии»

Обменные процессы в организме.Нормы питания. Витамины.

 

Глава 7.«Выделение».

Строение и функции почек.Предупреждение их заболеваний.

 

 Глава8. «Кожа».

Значение кожи и ее строение.Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

 

Глава 9.Эндокринная система

Железы внешней, внутренней исмешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

 

 

Глава 10.«Нервная система».

Значение, строение ифункционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг.Головной мозг.

 

Глава 11. «Органычувств.  Анализаторы».

Как действуют органы чувств ианализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и поврежденияглаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния ивкуса.

 

Глава 12.Поведение и психика

Врожденные и приобретенные формыповедения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон иего значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

 

Глава 13.Индивидуальное развитие организма

Половая система человека.Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенныхвеществ. Психические особенности личности.

 

 

3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

 

Наименование тем

Кол-во часов

Из них

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Организм человека. Общий обзор

6

1

 

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

 

2

Опорно – двигательная система

9

1

1

 

3

Кровь. Кровообращение

10

1

1

 

4

Дыхательная система

5

2

 

 

5

Пищеварительная система

7

1

1

 

6

Обмен веществ и энергии

3

 

 

 

7

Мочевыделительная система

2

 

 

 

8

Кожа

4

 

1

 

9

Эндокринная система

2

 

 

 

10

Нервная система

6

 

1

 

11

Органы чувств. Анализаторы

5

 

 

 

12

Поведение и психика

5

 

 

 

13

Индивидуальное развитие организма

4

 

1

 

 

Резерв

2

 

 

 

 

 

 

итого

70

6

7

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 9КЛАСС

Программа рассчитана на общее количество учебныхчасов за год обучения 68 (2 часа в неделю).

Из них:

6 часов занимают практические илабораторные работы,

6 часов —  контрольные работы

1 час — экскурсии

В программе предусмотрено 1 час резервноговремени

 

Глава 1. Введение в основы общей биологии

Биология – наука о живом мире.Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов.Многообразие форм живых организмов.

 

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

 

Глава 2.Основы учения о клетке

Цитология- наука, изучающая клетку. Химический состав клетки. Белки и нуклеиновыекислоты. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией.

 Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот.Сравнение растительных и животных клеток».

 

Глава 3. Размножениеи индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типыразмножения. Делениеклетки. Митоз. Образованиеполовых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организма

Лабораторная работа № 2 «Рассматриваниемикропрепаратов делящихся клеток».

 

Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятиягенетики Генетические опыты Г. Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов иих множественное действие. Определение пола и наследование признаков,сцепленных с полом. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Другиетипы изменчивости. Наследственныеболезни, сцепленные с полом.

Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач».

Лабораторная работа № 4 ««Изучение изменчивости у организмов».

 

Глава 5. Основы селекции растений, животныхи микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Особенности селекциирастений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенностиселекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов

 

 

Глава 6. Происхождениежизни и развитие органического мира

Современныепредставления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные гипотезывозникновения жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ вразвитии жизни. Этапыразвития жизни на Земле.

Приспособительныечерты организмов к наземному образу жизни

 Глава 7. Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии. Основные положениятеории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции.Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к средеобитания. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, егокритерии и структура Процессы видообразования Макроэволюция – результатмикроэволюций. Основные направления эволюции. Основные закономерностибиологической эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюциивидов. Место человека в системе органического мира

 

Лабораторная работа № 5 «Приспособленностьорганизмов к среде обитания».

 

Глава8. Происхождение человека(антропогенез)

Доказательстваэволюционного происхождения человека. Ранниеэтапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. Биосоциальнаясущность вида Человек. Человеческие расы, их родство и происхождение разумныйЧеловек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологическиефакторы. Общие законы действия факторовсреды на организм. Приспособленностьорганизмов к действию факторов среды.

Глава9. Основы экологии

Биотические связи в природе. Популяции как форма существованиявидов в природе. Функционирование популяции во времени

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие обиогеоценозе, экосистеме и биосфере. Развитие и смена биогеоценозов. Основныезаконы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ееохрана

 

Лабораторная работа № 6 «Оценка санитарно – гигиенического качества рабочегоместа».

3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

Наименование тем

Кол-во часов

Из них

 

 

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

4

 

 

1

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

2

Основы учения о клетке 

11

1

1

 

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

1

1

 

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

2

1

 

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4

 

 

 

6

Происхождение жизни и развитие органического мира 5 часов

5

 

 

 

7

Учение об эволюции

12

1

1

 

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

 

 

 

9

Основы экологии

9

1

1

 

 

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

Итого

68

6

6

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет