X-PDF

Рабочая программа по бурятскому языку

Поделиться статьей

 

«Согласовано»

«Согласовано»

 

«Утверждаю »

 

Руководитель МО

Заместитель  директора  по

Директор  МАОУ  «СОШ  №43

_____________/__________

УВР МАОУ «СОШ № 43 г.Улан-

г.Улан-Удэ »

 

 

 

Удэ»

_____________/____________

ФИО

_____________/______________

 

 

 

 

Протокол № ___ от «__»

 

 

ФИО

 

 

____________200___г.

ФИО

Приказ

___

от

 

«__»____________200___г.

«__»____200___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

 

 

 

 

Дондокова Вера Намжилдоржиевна 1 категория

 

 

 

 

бурятский язык, 5 класс

 

 

 

 

г.Улан-Удэ

 

2022 — 2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана в соответствии со следующим:

 · Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;

·Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинпросвещения от 22.03.2021 № 115 с изменениями от 11.02.2022г.;

 · ФГОС основного общего образования, утвержденнымприказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

 · ФГОС среднего общего образования, утвержденнымприказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

· ФГОС основного общего образования,утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);

·       Законом « Оязыках народов РБ»;

·       Региональногостандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку какгосударственному РБ;

 · Уставом МАОУ «Средняя общеобразовательнаяшкола № 43 г. Улан-Удэ

· Положением о формах, периодичности, порядкетекущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ«СОШ № 43 г. Улан-Удэ»;

 

Целиизучения бурятского языка:

·       развитие коммуникативнойкомпетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой,социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  • развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Задачи :

  • расширить языковой запас активной лексики согласно тематике устного общения;
  • усвоить речевые клише этикетного характера ;
  • осуществлять общение на бурятском языке согласно коммуникативно-речевым ситуациям;
  • составлять и представлять небольшие проекты;

·             обеспечитьвозможность разных тактических решений при достижении конечных целей обучения -с учетом индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения ;

  • формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы.

 

Место учебногопредмета «бурятский язык» в учебном плане

Данная программапредназначена для учащихся 5 класса из расчета 2 часа в неделю, общееколичество часов-68.

 

УМК

Умк для педагога:

1. Примернаяпрограмма основного общего образования по бурятскому языку какгосударственному;

2. Авторскаяпрограмма Содномова С.Ц. Дылыковой Р.С. Содномовой Б.Д., 2009г.;

3.УМК по предмету«Алтаргана»: Автор: Содномов С.Ц., Б.Д.Содномова.

4.Методическоеруководство к учебнику

5.С.М.Бабушкин«Бурятско-русский и русско-бурятский словарь» Улан-Удэ, 2012 г.

 

Умк для обучающихся:

  • Учебник «Алтаргана»: Автор: Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Содномова Б.Д.
  • Рабочая тетрадь.

 

Содержаниеучебного предмета «бурятский язык»

Выбор данной программы иучебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система,реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогическиетехнологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированныхв начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитанияличности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциалдля дня завтрашнего.

Даннаяпрограмма реализует принцип непрерывного образования по бурятскому языку какгосударственному, что соответствует современным потребностям личности иобщества и составлена для реализации курса бурятского языка какгосударственного в 5 классе, который является частью основной образовательнойпрограммы по бурятскому языку как государственному со 2 по 9 класс.

Обучение бурятскомуязыку как государственному по курсу «Алтаргана» в основной школе обеспечиваетпреемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированнойк этому времени коммуникативной компетенции на английском языке в говорении,аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурнуюкомпетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.

Коммуникативнаякомпетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступениобучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сферобщения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной.

Расширяетсяспектр социокультурных знаний и умений учащихся 5 классов с учетом их интересови возрастных психологических особенностей.

Продолжаетсяразвитие умений школьников компенсировать недостаток знаний и умений вбурятском языке, используя в процессе общения такие приемы, как языковаядогадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др.

Расширяетсяспектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как умение пользоватьсясправочником учебника, двуязычным словарем, Интернетом и др..

Вконтексте формирования системы личностных отношений, способности к самоанализуи самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих на второйступени, авторами УМК ставится задача акцентировать внимание учащихся настремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, на формированииположительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих нанем; понимании важности изучения языка в современном мире и потребностипользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации исоциальной адаптации.

Продолжаетсянакопление лингвистических знаний, позволяющих не только умело пользоватьсябурятским языком, но и осознавать особенности своего мышления на основесопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре,реалиях и традициях бурятского народа.

Учащиесяприобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения такихспособов познавательной деятельности, как проектная деятельность виндивидуальном режиме и сотрудничестве. Некоторые проекты носят межпредметныйхарактер (например, география, биология, литература, история).
Метапредметные связи

Важнымфактором становления духовных ценностей личности является гуманитаризациясодержания школьного образования. Важным моментом в этом вопросе являетсяориентация на национальную культуру. Изучение родной культуры, истории,краеведения является неотъемлемым компонентом обучения бурятскому языку и культуре.
Понятие «Родина» начинается со знания истории места: села или города, в которомживет человек. Он должен знать и уважать традиции родных мест. Часто обсуждаяэти темы на уроках бурятского языка, сталкиваешься с таким фактом, что детивладеют большей информацией об Англии или Америке, и умеют донести ее нарусском языке, чем, например, о родном городе. Даже обладая определенными знаниямиоб истории и культуре родного края, полученными на уроках краеведения или обистории и культуре страны в целом, полученными на уроках истории, МХК,обществознания, ученики   могут рассказать об этом на бурятском языке.
Перед школой ставится основная задача — привить учащимся навыки в использованииэлектронно-вычислительной техники в своей будущей профессии и повседневнойжизни, показать использование техники в конкретной жизненной ситуации.
Предмет “Информатика” находится на стыке наук математики, физики, экономики,русского языка, английского.
Внедрение новых информационных технологий в обучение оказывает влияние нетолько на форму организации учебного процесса, но и на содержание учебногоматериала.

Метапредметные связи функционируют в обучении, как фактор комплексноговоздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, какфактор ее всестороннего развития. Изучение каждой учебной темы включает те илииные виды связей с другими школьными дисциплинами. Использование информационныхтехнологий на общеобразовательных предметах – актуальная задача

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных
предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видовмежпредметных связей. Формирование общей системы знаний учащихся о реальноммире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи — одна из основныхобразовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научногомировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексныйподход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей. В этихусловиях укрепляются связи английского как с предметами естественнонаучного,так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение.

Основное содержание программы

Предметноесодержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям изадачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствиис учебно-тематическим планом рабочей программы.

Учащиеся учатсяобщаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурнойсфер общения в рамках следующей тематики:

Моясемья. Членымоей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники.Помощь по дому.

Моидрузья и я. Взаимоотношенияс друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спортмузыка, чтение).

Здоровыйобраз жизни: спорт, правильное питание, отказот вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы.

Школа. Изучаемые предметы,отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правилаповедения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися,правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы(спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).

Профессии.

РеспубликаБурятия, ее географические и природныеусловия, климат, население, города, села, достопримечательности городовБурятии.

Средствамассовой информации.Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «бурятский язык»

 

Личностныерезультаты обучающихся, формируемые при изучении бурятского языка какгосударственного Личностные результаты освоенияпрограммы основного общего образования должны отражать готовность обучающихсяруководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опытадеятельности на её основе и в процессе реализации основных направленийвоспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданскоговоспитания:

-готовность квыполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свободи законных интересов других людей;

-активное участие вжизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

-неприятие любых формэкстремизма, дискриминации;

-понимание ролиразличных социальных институтов в жизни человека;

-представление обосновных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах иправилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональномобществе;

-представление оспособах противодействия коррупции;

-готовность кразнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию ивзаимопомощи, активное участие

-в школьномсамоуправлении;

-готовность к участиюв гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотическоговоспитания:

-осознание российскойгражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,проявление

-интереса к познаниюродного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народовРоссии;

-ценностное отношениек достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

-уважение к символамРоссии, Бурятии и государственным праздникам,

-историческому иприродному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих вродной стране.

Духовно-нравственноговоспитания:

-ориентация наморальные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

-готовность оцениватьсвоё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позициинравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

-активное неприятиеасоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условияхиндивидуального и общественного пространства.

Эстетическоговоспитания:

-восприимчивость кразным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,понимание эмоционального воздействия искусства;

-осознание важностихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

-понимание ценностиотечественного и мирового искусства,

-роли этническихкультурных традиций и народного творчества;

-стремление ксамовыражению в разных видах искусства.

Физическоговоспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-осознание ценностижизни;

-ответственноеотношение к своему здоровью и установка на

-здоровый образ жизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режимзанятий и отдыха,

-регулярнаяфизическая активность);

-осознаниепоследствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение) и иных форм вреда

-для физического ипсихического здоровья;

-соблюдение правилбезопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

-способностьадаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным иприродным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшиецели;

-умение приниматьсебя и других, не осуждая;

-умение осознаватьэмоциональное состояние себя и других,

-умение управлятьсобственным эмоциональным состоянием;

-сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.

Трудового воспитания:

-установка наактивное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации,города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать,планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

-интерес кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основеприменения изучаемого

-предметного знания;

-уважение к труду ирезультатам трудовой деятельности;

Экологическоговоспитания:

-ориентация наприменение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в областиокружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды;

-повышение уровняэкологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем ипутей их решения;

-активное неприятиедействий, приносящих вред окружающей среде;

-осознание своей роликак гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологическойи социальной сред;

-готовность к участиюв практической деятельности экологической направленности.

Ценности научногопознания:

-ориентация вдеятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностяхразвития человека природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой;

-овладение языковой ичитательской культурой как средством познания мира;

-овладение основнымформированиемотивации изучения бурятского языка как государственного и стремление ксамосовершенствованию в образовательной области «Бурятский язык»;
Метапредметные результаты изучения бурятского языка как государственногов основной школе:

Овладениеуниверсальными учебными познавательными

действиями:

1) базовые логическиедействия:

выявлять ихарактеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливатьсущественный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,критерии проводимого анализа;

с учётом предложеннойзадачи выявлять закономерности и

противоречия врассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критериидля выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации,данных, необходимых для

решения поставленнойзадачи;

выявлятьпричинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы сиспользованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений поаналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельновыбирать способ решения учебной задачи

(сравнивать нескольковариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенных критериев);

2) базовыеисследовательские действия:

использовать вопросыкак исследовательский инструмент познания;

формулироватьвопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулироватьгипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументироватьсвою позицию,

мнение;

проводить посамостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшоеисследование по установлению особенностей объекта изучения,причинно-следственных

связей и зависимостиобъектов между собой;

оценивать наприменимость и достоверность информацию,

полученную в ходеисследования (эксперимента);

самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,исследования,

владеть инструментамиоценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозироватьвозможное дальнейшее развитие процессов,

событий и ихпоследствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об ихразвитии в новых условиях

и контекстах;

3) работа синформацией:

применять различныеметоды, инструменты и запросы при

поиске и отбореинформации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи изаданных критериев;

выбирать,анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видови форм представления;

находить сходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) вразличных информационных источниках;

самостоятельновыбирать оптимальную форму представления

информации ииллюстрировать решаемые задачи несложными

схемами, диаграммами,иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжностьинформации по критериям, предложенным педагогическим работником илисформулированным

самостоятельно;

эффективно запоминатьи систематизировать информацию.

Овладение системойуниверсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированностькогнитивных

навыков уобучающихся.

Овладениеуниверсальными учебными коммуникативными

действиями:

1) общение:

воспринимать иформулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целямии условиями общения;

выражать себя (своюточку зрения) в устных и письменных

текстах;

распознаватьневербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать ираспознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерениядругих, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной формеформулировать свои

возражения;

в ходе диалога и(или)дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять своисуждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие исходство позиций;

публично представлятьрезультаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельновыбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудиториии в соответствии

с ним составлятьустные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместнаядеятельность:

понимать и использоватьпреимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решениипоставленной задачи;

принимать цельсовместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы;

уметь обобщать мнениянескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;

планироватьорганизацию совместной работы, определять

свою роль (с учётомпредпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределятьзадачи между членами

команды, участвоватьв групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

выполнять свою частьработы, достигать качественного результата по своему направлению икоординировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качествосвоего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированнымучастниками взаимодействия;

сравнивать результатыс исходной задачей и вклад каждого

члена команды вдостижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовностьк предоставлению отчёта

перед группой.

Овладение системойуниверсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированностьсоциальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы длярешения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться вразличных подходах принятия решений

(индивидуальное,принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельносоставлять алгоритм решения задачи (или

его часть), выбиратьспособ решения учебной задачи с учётом

имеющихся ресурсов исобственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять пландействий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректироватьпредложенный алгоритм

с учётом полученияновых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и братьответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способамисамоконтроля, самомотивации и реф лексии;

давать адекватнуюоценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст ипредвидеть трудности, которые могут

возникнуть прирешении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причиныдостижения (недостижения) результатов

деятельности, даватьоценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы вдеятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленных ошибок, возникших трудностей;

оцениватьсоответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональныйинтеллект:

различать, называть иуправлять собственными эмоциями

и эмоциями других;

выявлять ианализировать причины эмоций;

52 Примерная рабочаяпрограмма

ставить себя на местодругого человека, понимать мотивы

и намерения другого;

регулировать способвыражения эмоций;

4) принятие себя идругих:

осознанно относитьсяк другому человеку, его мнению;

признавать своё правона ошибку и такое же право другого;

принимать себя идругих, не осуждая;

открытость себе идругим;

осознаватьневозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системойуниверсальных учебных регулятивных

действий обеспечиваетформирование смысловых установок

личности (внутренняяпозиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,самодисциплины, устойчивого поведения).

 

Предметныерезультаты обучающимися основной школы программы по бурятскому языку какгосударственному:
А. В коммуникативнойсфере (т. е. владении бурятским языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов встандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, принеобходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределахизученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах набудущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанногоили услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, даватькраткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичныхаудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи(сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку,контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты,выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманиемосновного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точнымпониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметьоценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманиемзначимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формулречевого этикета;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагатьрезультаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
• применение правил написания слов, изученных в основной школе;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков бурятского языка;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различныхкоммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексическихединиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание основных способов словообразования;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм исинтаксических конструкций изучаемого языка; знание признаков изученныхграмматических явлений (видо-временных форм глаголов, существительных, степенейсравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
Социокультурная компетенция:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения;применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформальногомежличностного и межкультурного общения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных нормречевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярнойлитературы;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры бурятского народа(известных достопримечательностях, выдающихся людях и др.);
• представление о сходстве и различиях в традициях бурятского народа и другихнациональностей;
Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условияхдефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использованияконтекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса,словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления бурятского и других языков на уровнеотдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определеннойстратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи(читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений исоставлении собственных высказываний в  пределах тематики основной школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектнуюработу;
• умение пользоваться справочным материалом ( справочниками, двуязычным итолковым словарями, мультимедийными средствами);
В. В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культурымышления;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителямибурятского языка, установления межличностных и межкультурных контактов вдоступных пределах;
Г. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятскомязыке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на бурятскомязыке;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций вживописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
• умение рационально планировать свой учебный труд;
• умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт).

Требования к умениям учащихся, которыми они должны овладетьпосле изучения курса:

Умения диалогической речи.

При овладениидиалогической речью в рамках обозначенной тематики, а также в связи спрочитанным или прослушанным школьники учатся вести следующие виды диалогов,используя необходимые речевые клише:

  • диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; начинать, вести и заканчивать разговор по телефону; высказывать вежливую просьбу и реагировать на просьбу партнера; поддерживать диалог за столом (до, во время и после угощения); делать комплименты и реагировать на них; вежливо соглашаться или не соглашаться, используя краткий ответ; предупреждать об опасности; переспрашивать;
  • диалог-расспрос: сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, и самостоятельно запрашивать информацию, выражая при этом свое мнение и переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью;
  • диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться/отказаться выполнить просьбу; реагировать на предложение партнера сделать что-либо вместе согласием/несогласием, желанием/нежеланием; попросить о помощи и предложить свою помощь; дать совет и принять/не принять совет партнера;
  • диалог-обмен мнениями: выслушать сообщение/мнение партнера, согласиться/не согласиться с ним, выразить свою точку зрения и обосновать ее; выразить сомнение, одобрение/неодобрение.

Умения монологической речи.

При овладениимонологической речью школьники учатся:

  • описывать иллюстрацию;
  • высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, вопросы, план;
  • высказываться в связи с ситуаций общения, используя уточнение, аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
  • делать краткое сообщение на заданную тему на основе прочитанного/прослушанного, выражая свое мнение и отношение;
  • передавать содержание прочитанного/прослушанного текста с опорой на ключевые слова/план и без опоры;
  • давать характеристику героям прочитанного/прослушанного текста.

Уменияписьменной речи.

При овладенииписьменной речью школьники учатся:

  • заполнять таблицы по образцу;
  • составлять вопросы к тексту и отвечать на них;
  • заполнять формуляр, анкету, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, возраст, пол, адрес);
  • писать поздравление с Новым годом, днем рождения и другими праздниками, выражая пожелания;
  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях.

1. Рецептивныеречевые умения.

Уменияаудирования.

При овладенииаудированием школьники учатся:

— воспринимать наслух и понимать живую речь собеседника, а также тексты в видео- и аудиозаписи сразличной глубиной: пониманием основного содержания и извлечением необходимойинформации. При этом учащиеся опираются на догадку и контекст, стараютсяигнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания;

— воспринимать наслух и выделять необходимую/интересующую информацию в аутентичныхпрагматических текстах, например, объявлениях на вокзале/в аэропорту, впрогнозе погоды.

Умения чтения.

При овладении чтениемшкольники учатся читать аутентичные тексты, содержание которых соответствуеткомммуникативно-познавательным потребностям и интересам учащихся 5 классов, ипонимать их с различной глубиной: с пониманием основного содержания(ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с извлечениемнужной/требуемой информации (просмотровое или поисковое чтение).

Словарь используетсяпо мере необходимости, независимо от вида чтения.

При овладении чтениемшкольники:

— совершенствуюттехнику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с егозвуковым образом на основе знания новых правил чтения;

— учатся читатьвыразительно вслух небольшие тексты (объявления, сообщения, инсценируемыедиалоги), держащие только изученный языковой материал;

— учатся читать спониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов: личные письма,странички из дневника, письма-приглашения, стихи, отрывки из художественнойпрозы, короткие рассказы, сказки, газетные статьи, информационно-рекламныетексты (объявления, вывески, меню, программы радио- и телепередач, файлы надисплее компьютера, факсы, странички из путеводителя, странички из календаря,рецепты, инструкции и т. д.).

В ходеознакомительного чтения школьники учатся:

  • определять тему/основную мысль;
  • выделять главные факты, опуская второстепенные;
  • устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

   • догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с роднымязыком, по словообразовательным элементам, по контексту);

• пользоватьсясносками и лингвострановедческим справочником, словарем.

В ходе изучающегочтения школьники учатся:

  • читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.);
  • устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста;
  • оценивать полученную из текста информацию, выражать свое мнение.
    В ходе просмотрового/поискового чтения школьники учатся:
  • выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов.

2. Социокультурнаякомпетенция.

К концу обучения в 5классе школьники смогут:

  • составить представление о роли бурятского языка в современном мире как средстве общения;
  • познакомиться с социокультурным портретом родного края: географические и природные условия, погода, население, столицы, национальные праздники;

— познакомиться скультурным наследием народа, республики, известными достопримечательностями, сфактами из жизни и с биографиями известных людей;

  • познакомиться с некоторыми образцами национального фольклора (стихами, сказками, детскими рассказами);
  • научиться представлять свою республику на бурятском языке, сообщая сведения о ее национальных традициях, географических и природных условиях, известных ученых, писателях, спортсменах; оказать помощь зарубежным гостям, приехавшим в Россию (представиться, познакомить с родным городом/селом/районом и т. д.).

3.Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции.

К концу обучения в 5классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как группировка, сравнение, анализ, синтез;

-передаватьколичественные, пространственные и временные представления изученнымисредствами бурятского языка;

  • разыгрывать воображаемые ситуации/роли, пользуясь приемами образного мышления;
  • работать в различных режимах: в индивидуальном, парном, групповом;
  • осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника ;
  • работать самостоятельно, в том числе с аудио-, видеоматериалами и другими компонентами УМК;
  • ориентироваться в учебнике с помощью атласа содержания учебника (расширенное оглавление) и специальных условных обозначений;

— пользоватьсясправочным материалом УМК (правилами, словарем, лингвострановедческимсправочником).

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образоват. ресурсы

всего

Контр. работы

Практ.

работы

11

«Язык – бесценный дар человека»

2

01.09

09.09

Монол.речь

чтение

опрос

 https://onlinetestpad.com/

https://buryadxelen.com/.

22

Повторение

9

1

12.09

30.09

Диал.речь

Аудирован

говорение

тест

Электр.учебник

«Буряад хэлэн»

https://buryadxelen.com/.

23

Моя семья. Минии бYлэ.

7

1

03.10

28.10

Диал.речь

Говорение

Чтение

 письмо

тест

 https://onlinetestpad.com/

https://buryadxelen.com/.

Электр.учебник

«Буряад хэлэн»

44

Мои друзья. Минии нYхэд

5

1

07.11

23.11

Монол.речь

Говорение

письмо

тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

55

Мой день. Минии Yдэр.

9

1

24.11

26.12

Аудирован

Чтение

письмо

тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

66

Спорт и здоровье. Тамир.

10

1

10.01

03.02

Аудирован

Говорение

Письмо

чтение

тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

 

Электр.учебник

«Буряад хэлэн»

77

Белый месяц. Сагаалгаан.

10

1

06.02

23.03

Чтение

Письмо

говорение

тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

88

 Школа.

5

1

03.04

24.04

Диалог

Смысловое чтение

Письмо

Социокульт

знания

 

тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

Электр.учебник

«Буряад хэлэн»

 

Профессия

4

 

 

25.04

07.05

Монолог

Аудирование

письмо

тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

99

СМИ.

2

1

08.05

15.05

Монолог

Чтение

Говорение

письмо

тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

 

         Электр.учебник

«Буряад хэлэн»

 

Бурятия. Повторение пройденного за год.

5

 

 

16.05

25.05

Монолог

Чтение письмо

Тест

https://buryadxelen.com/.

https://onlinetestpad.com/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

№п/п

 Раздел, темы

Кол-во часов

Форма контроля

 Планируемые результаты и уровень усвоения

Метапредметные

предметный  

Дата план

Дата фактич.

 

 личностные

познавательные

 коммуникативные

 регулятивные

 знать

уметь

 

 

 1.

2.

Вводный урок.

«Язык – бесценный дар человека».

«Язык – средство общения».

2ч.

1ч.

Самостоятельное чтение учащимися текста.

Осознают роль языка и речи в жизни людей; высказывают свое отношение языкам.  

Умение работать с новым учебником и рабочейтетрадью

 Формирование желания общаться на бурятском языке

 Целеполагание как  постановка учебной задачи

 Речевые клише для ситуации знакомства: приветствие, прощание и др.

 Знакомиться, приветствовать

и прощаться друг с другом, используя элементарные формулы речевого этикет        

 

 

 Повторение изученного материала

9ч.

 3.

Э.Дугаров «Таабай аша хоер».

1ч.

Рассказ по сюжету

 Расширение объема лингворегионо

ведческих и экстралингвистических знаний, навыков и умений

 Совершенствование социокультурных знаний, навыков и умений

 Уважение к своей и народу, к другим семьям и народам, принятие ценностей других народов

 Уважение к истории своей семьи, взаимоуважение в семье

 Уважение к истории своей семьи, взаимоуважение в семье, между одноклассниками, друзьями

Познакомить учащихся с творчеством Э.Дугарова.

Чтение пословиц и объяснение значения пословиц

 Четко и выразительно читать произведение.

 Продолжить развитие навыков и умений монологической и диалогической речи, тренировать уч-хся в употреблении в речи изученных форм глаголов

 

 Поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации

Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

 

Ознакомить  учащихся с новой лексикой Повторение падежных окончаний имени существительного

   

Извлекать общее содержание, кратко сообщать прочитанное,

Выразительное чтение стихотворения  

  Распознавать и воспроизводить  на бурятском языке имена числительные, воспринимать и воспроизводить речь учителя, одноклассников

 

 4.

Профессии людей. Счет.

 

1ч.

Работа в рабочей тетради

5.

 Микро диалоги.

 

 

 

 

6.

Мои игрушки.

 

1ч.

Работа в учебнике

 

 

 

 

7.

 

Развитие речи «Где мои игрушки».

1ч.

 

Работа в учебнике

Работа в учебнике

Чтение по ролям, выразительное чтение стихотворения

Уметь делать смысловой перевод

8

Продукты питания

 

 

 

 

 9.

 

Посуда и продукты питания

 

 

 

 

 

Работа в рабочей тетради

Работа в учебнике

 

10.

 

Одежда. Долгие гласные.

 

 

1ч.

 

 

Работа в учебнике

11

Входной контроль

 

 

 

 

 

 

 

Моя семья. Минии бYлэ

7ч.

12.

«Моя семья» Имя существительное.

1ч.

Работа в учебнике

 Осознание возможностей самореализации средствами языка

 Овладнение учебно-организац-ми, учебно-информац-ми и учебно-коммуникат-ми умениями

 слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения им общения и следуют им.

 определяют

 цель деят-ти на уроке с помощью учителя; учатся работать по предлож. учителем плану.

Речевые клише для ситуации знакомства: приветствие, прощание и др.

   Слова, отвечающие на вопрос хэн? (кто?) юун? (что?)

Уметь  приветствовать друг друга, знакомиться и прощаться на бур. яз.  с использованием следующих фраз:Сайн байна! Шинии нэрэ хэн бэ? Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?

 

13.

Профессии наших родителей.

1ч.

Работа в рабочей тетради

14.

Родительный падеж им.существительных.

1ч.

Работа в учебнике

15.

«День рождения».

1ч.

Рассказ

16.

Р/речи. Составление рассказа по рисункам «Помощники».

1ч.

Работа в учебнике

17.

Проверочная работа №2.

1ч.

18.

Работа над ошибками.

1ч.

2 четверть. Мои друзья. Минии нYхэд (5 ч.)

14ч.

19.

Мои друзья Имя прилагательное.

1ч.

Работа в рабочей тетради

 Устанавливать доброжелательные отношения  с друзьями (спорт, музыка, чтение)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Доброжелательные отношения друг к другу, уважать мнение своих одноклассников

 Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение

Учить инсценировать диалоги, строить связное общение

 Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействоватьс окружающими, выполняя разные социальные роли

 

 Моделирование ситуаций поведения в классе, с друзьями

 Составление плана и последовательности действий

 лексику по теме: Мои друзья. Имя прилагательное, время

 Окончания дательно-местного падежа

 Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение

На слух воспринимать информацию из текста и выражать свое понимание в требуемой форме

 

20.

Мои друзья Имя прилагательое.

1ч.

Работа в учебнике

 

21.

Ц-Д.Дондокова «Хэн hайн, хэн мууб?»

1ч.

Работа в учебнике

 Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов

Развитие исследовательских учебных действий, поиск и выделение нужной информации

 Овладение монологической формой речи

 

 Стихотворение наизусть, биографию автора

Четко и выразительно читать  стихотворения  

 

22.

Проверочная работа №3.

1ч.

Составить рассказ (свободный выбор)

23.

Работа над ошибками.

1ч.

Мой день. Минии Yдэр.

9ч.

 24.

Мой день. Ввод новой лексики.

1ч.

Заполнить таблицу

 Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания

Развитие исследовательских учебных действий, поиск и выделение нужной информации, умение планировать, контролироваить и выполнять различные действия

Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействоватьс окружающими, выполняя разные социальные роли

 Составление плана и последовательности действий

Активизировать лексику по теме: Минии    γдэр Дательно-местный падеж.Глаголы настоящего времени Звуки [γ],[ɵɵ]. Согласные  л,м,н,ж,з

Читать текст с полным пониманием Рассказать, чем занимаются в разное время суток; рассказать о погоде в разное время суток; ответы на вопросы учителя

 

25.

Мой день

1ч.

Работа в рабочей тетради

26.

Дательно-местный падеж.

1ч.

Составить рассказ по рисунку Выходной день с друзьями

 27.

 «Мой день».   

1ч.

Рассказ по сюжету

 28.

Глаголы настоящего времени.

1ч.

Заполнить таблицу

 29.

Глаголы настоящего времени.

1ч.

Заполнить таблицу

 

30.

Ц.Ж.Жамбалов «Саг». Составление диалогов.

1ч.

Рассказ по сюжету

Прослушать стихотворение  и понять содержание стихотворения

Работа над содержанием стихотворения, правильное чтение стихотворения

 Овладение монологической формой речи

 Составление плана и последовательности действий

  Долгие гласные, дифтонги, согласные звуки [h],[н].γрдихэбдинайдаха, саг, нэрэгγй, олохогγйш, хγн, тушаа.

На слух воспринимать информацию из текста и выражать свое понимание в требуемой форме

 

31.

Проверочная работа №4.

1ч.

32.

Работа над ошибками.

1ч.

3 четверть. Спорт и здоровье. Тамир (10ч.)

20ч.

33.

Спортивные игры.

1ч.

 Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

 Общие представления о бурятских спортсменах-олимпийцах

 Умение адекватно и осознанно использовать речевые средства для отображения своих чувств, мыслей

 Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

 Заимствованные слова. Частица  тиимэ

Читать текст с полным пониманием

34.

Спортивные игры.

1ч.

Работа в рабочей тетради

35.

Выражение согласия и несогласия. Заимствованные слова.

1ч.

 Работа в учебнике

 36.

Притяжательные местоимения.

1ч.

Развитие речи. Составление диалогов.

37.

Указательные местоимения.

1ч.

Заполнить таблицу

 

38.

Совместный падеж имен сущ-х.

1ч.

Развитие речи. Составление диалогов.

39.

Закрепление пройденного.

1ч.

 

 

40.

Проверочная работа №5.

1ч.

41.

Шагай наадан тухай Ц-Д.Дондогой «Шагай»

1ч.

Рассказ по сюжету

 Доброжелательные отношения друг к другу, уважать мнение своих одноклассников  

  Общие представления о бурятских праздниках  и играх, народная игра шагай наадан

 Умение адекватно и осознанно использовать речевые средства для отображения своих чувств, мыслей

 Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

42.

Шатар наадан.

1ч.

Развитие речи.

 Работа в паре, в коллективе

Общие представления о бурятских праздниках  и играх. Игра шатар

 Умение адекватно и осознанно использовать речевые средства для отображения своих чувств, мыслей

 Наблюдение, самоконтроль, самооценка

Ознакомить  учащихся с новой  лексикой Личное притяжание. Отрицательная частица -гγй. Имена сущ. в совместном падеже

10ч.

Белый месяц. Сагаалган.

10ч.

43.

Сагаалган – праздник Белого месяца.

1ч.

Работа в рабочей тетради

 Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа, республики, толерантное отношение к проявлениям иной культуры

Общие представления об обычаях и традициях  праздника Сагаалган  

  Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействоватьс окружающими, выполняя разные социальные роли

 

 Произношение звука [г]

Выучить наизусть стихотворение на выбор «Сагаалган», «Морилбо» рабочая тетрадь стр.3

44.

«Сагаалган тухай».

1ч.

Выучить благопожелания, написать поздравление в рабочей тетради

45.

Хадаг – символ Нового года. Винительный падеж имен сущ-х.

1ч.

Развитие речи. Составление диалогов.

 

46.

Благопожелания. Сагаан эдеэн.

1ч.

Выучить благопожелания, написать поздравление в рабочей тетради

 Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа, республики, толерантное отношение к проявлениям иной культуры

Работа над содержанием стихотворения, правильное чтение стихотворения, пословиц и скороговорок,общие представления об обычаях и традициях  праздника Сагаалган

   Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействоватьс окружающими, выполняя разные социальные роли

 

Ознакомить  учащихся с новой  лексикой

Произношение звука [н], выучить благопожелания

47.

 Благопожелания. Сагаан эдеэн.

1ч.

Выучить благопожелания,

48.

«Арбан хоер жэл» Личные притяжания.

1ч.

Работа в рабочей тетради

 

49.

«Арбан хоер жэл» Личные притяжания.

1ч.

Работа в рабочей тетради

 

50.

Диалоги «Кто чем занимается».

1ч.

Рассказ по сюжету

 

51.

Г.Дашабылов «Сагаалган»

1ч.

Заучивание песни

 

52.

Проверочная работа №6

1ч.

16ч.

4 четверть hуралсал, hургуули. Школа (5ч.)

16ч.

53.

Школа. Звуки [Y] [YY]

1ч.

Работа в учебнике

 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

Познакомить  учащихся с новой  лексикой; развивать навыки устной речи, систематизировать знания учащихся по теме: «Школа»

Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействоватьс окружающими, выполняя разные социальные роли

 Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

Ознакомить  учащихся с новой лексикой Родительный падеж имени существительного

 

54.

Глаголы.

1ч.

Развитие речи. Составление диалогов.

55.

Родительный падеж имен существительных.

1ч.

Развитие речи. Составление диалогов.

56.

Мои одноклассники. Дифтонги. Совместный падеж имен сущ-х.

1ч.

Работа в учебнике

57.

Проверочная работа №7

1ч.

Совершенствование социокультурных знаний, навыков и умений

Повторить окончания дательного, орудного падежей, систематизировать знания учащихся по теме: Профессия

 

   

Правильное чтение стихотворения умений

4ч.

Мэргэжэл. Профессия

4ч.

58.

Профессия.Глагол. Гласный звук [θθ]

1ч.

Заполнить таблицу

59.

Профессии наших родителей. Дательно-местный падеж.

1ч.

Выразительное чтение

60.

Закрепление изученного.

1ч.

61.

Проверочная работа №8

1ч.

62.

Средства массовой информации. Времена глагола.

1ч.

Работа в учебнике

 Осознание возможностей самореализации средствами языка

 Познакомить учащихся с новой лексикой, развивать навыки устной речи, развивать умения задавать вопросы

 Развивать навыки аудитивных навыков и умений, продолжить развитие навыков и умений устной речи в связи с прочитанным

 Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

Ознакомить  учащихся с новой лексикой Времена глагола

 

63.

 «Мои любимые передачи».

1ч.

Работа в учебнике

 

 Познакомить учащихся с новой лексикой, развивать навыки устной речи, развивать умения задавать вопросы

 На слух воспринимать информацию из текста  Электрын галай аша и выражать свое понимание в требуемой форме

 

Ознакомить  учащихся с новой лексикой

Читать текст с полным пониманием. Времена глагола

5ч.

 Бурятия. Повторение пройденного за год.

1ч.

64.

Бурятия. Согласный звук [h]

1ч.

Выразительное чтение

Стремление к лучшему осознанию истории республики и готовность содействовать ознакомлению с ней других, формирование бережного отношения к окружающей среде

Расширение объема лингворегионоведческих и экстралингвистических знаний, навыков и умений  

  Познакомить учащихся с новой лексикой, развивать навыки устной речи, развивать умения задавать вопросы

 Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

Ознакомить  учащихся с новой лексикой

Произношение звука [h] Чтение текста с полным пониманием содержания. Чтение стихотворения Нютагай соло

 

 

65.

Символика Бурятии

1ч.

Заполнить таблицу

Воспитание патриотизма, любви, уважения к родине, к её истории и традициям

 Расширение объема лингворегионоведческих и экстралингвистических знаний, навыков и умений  

 Развивать навыки аудитивных навыков и умений, продолжить развитие навыков и умений устной речи в связи с прочитанным

 Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

Ознакомить  учащихся с новой лексикой

Прослушать тексты на стр.136,138 в учебнике с целью извлечения информации. Повторение падежных окончаний имени существительного

66.

Байкал

1ч.

Выразительное чтение

  Стремление к лучшему осознанию истории республики и готовность содействовать ознакомлению с ней других, формирование бережного отношения к окружающей среде

 Расширение объема лингворегионоведческих и экстралингвистических знаний, навыков и умений  

 Развивать навыки аудитивных навыков и умений, продолжить развитие навыков и умений устной речи в связи с прочитанным

 Поиск и выделение нужной инфориации, обобщение и фиксация информации

Ознакомить  учащихся с новой лексикой Повторение падежных окончаний имени существительного

67.

Повторение изученного.

1ч.

68.

Проверочная работа №9

1ч.

Итого:68ч

 

 

 

Списоклитературы

Литература дляучителя:

1.                 Бабушкин С.М.«Буряад – ород. Ород — буряад толи».- ОАО «Республиканская типография».-Улан-Удэ.- 2007;

2.                 Будаева Д.,Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Улан-Удэ.- 2003;

3.                 Гомбоев Б.Б.Наадангаа hурая.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

4.                 Дареева О.А.Познавательные задачи для изучения культуры на уроках  бурятского языка.-Улан – Удэ.- 2009;

5.                 Дареева О.А.,Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Бэлиг.- 2010;

6.                 Дондупов У.-Ж.Ш., Пахутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык.-Улан-Удэ.- 1962;

7.                  МакароваО. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи.- Бэлиг.-Улан-Удэ.- 2005;

8.                 Макарова О.Г.Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс поразвитию навыков устной речи)».- Улан-Удэ.- 2004;

9.                  МакароваО.Г. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Бэлиг.-Улан-Удэ.- 2009;

10.             Мэндэ-э.Начальный курс бурятского языка.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

11.             Мэндэ-э.Начальный курс бурятского языка/ Рабочая тетрадь.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

12.             НанзатоваЭ.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному.-БГУ.- Улан-Удэ.- 2008;

13.             Санжина Д.Д.Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии.Словарь-справочник. — Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010;

14.             Содномов С.Ц.,Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д.  Программа по бурятскомуязыку как государственному для 2-9-х классов  образовательных школ срусским языком обучения.- Улан-Удэ.- Бэлиг.- 2010.

15.             Содномов С.Ц.Методическа дурадхалнууд. 4-хи класс. Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010.

1.                 Содномов С.Ц.,Содномова Б.Д. Алтаргана. — Учебник для 5-х классов.- Улан-Удэ: изд-воБэлиг, 2011.

16.             Содномов С.Ц.,Содномова Б.Д. Алтаргана. — Рабочая тетрадь №1,2.-Улан-Удэ: изд-воБэлиг,2011.

Литература дляучащихся:

1.                 Бабушкин С.М.«Буряад – ород. Ород — буряад толи».- ОАО «Республиканская типография». -Улан-Удэ.- 2007;

2.                 Мэндэ-э.Начальный курс бурятского языка.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;

3.                 Мэндэ-э.Начальный курс бурятского языка/ Рабочая тетрадь- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009.

4.                 Содномов С.Ц.,Содномова Б.Д. Алтаргана. — Учебник для 5-х классов.- Улан-Удэ: изд-воБэлиг, 2011.

5.                 Содномов С.Ц.,Содномова Б.Д. Алтаргана. — Рабочая тетрадь №1,2.-Улан-Удэ: изд-воБэлиг,2011.

 

 

 

 

 

 

Приложения к программе

Тест по итогам I четверти

1.        Переведи слова на русскийязык

Би — ……………….                                дγγхγбγγн — …………………………………………

аба — ………………                                дγγбасаган-………………………………………….

эжы-………………..                                нэрэ- …………………………………………………..

аха -…………………                                наhан-………………………………………………….

эгэшэ-……………..                                hургуули- ……………………………………………

hурадаг-……………………                        хγдэлдэг-………………………………………………

хγγгэдэй сэсэрлиг — …………………….         багша- …………………………………………………

жолоошон-………………………………                барилгашан-  ………………………………………

эмшэн-………………………………                наймаашан-…………………………………………

2. Напишите слова, соответствующейтеме:

Хγнэй бэеын хуби:_________________________________________________________,

Хубсаhан_________________________________________________________________,

Эдеэн____________________________________________________________________,

Амhарта__________________________________________________________________,

Нааданхай ________________________________________________________________,

Υнгэ______________________________________________________________________.

3.Переведи на русский язык.

халбага -_________________, шанага-______________, hэрээ ___________, хутага -_________, тогоон -_______________, гγсэ -_________________,  аяга -______________, табаг-_________________.

4.Переведи на бурятский язык.

молоко — ____________, яйцо-________________, лук — ______________, хлеб — _______________, масло -_______________, рыба — ___________________, картофель — _________________.

5.Запишите  лишнее слово накаждой строке.

1.улаан, ногоон, хγхэ,набтар, боро.

2. тогоон, табаг, аяга, hэрээ, γмдэн.

3. доро, тиимэ, дээрэ, хажууда, саана.

4.амтатай, халуун, hонгино, гашуун, хγйтэн.

5. γhэн, шэхэн, долоон, гэдэhэн,хγзγγн.

6.Кем приходитсятебе мама твоей мамы? Выберите один из правильных вариантов ответа

Минии ________________________________

1) нагаса эжы

2) хγгшэн эжы

3) нагаса абгай

7. Соотнеси слова. поставьсоответствующую цифре букву. Например, 1-д

1)нагаса                                                а)бабушка по матери

2) дγγхγбγγн                                        б)отец

3) γбгэнаба                                        в)дочь

4) нагасабаабай                                        г)человек

5) хγгшэнэжы                                        д)дядя по матери

6)басаган                                                е)дедушка по матери

7)хγн                                                ж)младший брат

8) нагасаэжы                                        з)бабушка по отцу

9)эбтэй                                                и)дедушка по отцу

10)эсэгэ                                                к)дружная

8.Напишите стихотворение-синквейн

Бγлэ

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________

 

 

Тест по итогам II четверти

1. Выбери правильный перевод предложения и запишите.

Бадмын унаган нγхэр спортоор бэеэ hоридог

а) Бадма занимается спортом.

б) Друг Бадмы занимается спортом.

в) Друг Бадмы не занимается спортом.

г) Друг Бадмы будет заниматься спортом.

2. Соотнеси слова в столбиках. Например, 1-д

1)наймаашан                                а)агнадаг

2) оёдолшон                                б)шанадаг

3)дуушан                                в)эмшэлдэг

4)барилгашан                        г)оёдог

5)ангуушан                                д)наймаалдаг

6) эмшэн                                е)дууладаг

7)тогоошон                                ж)баридаг

____________________________________________________________________

3. Найди и запиши имена прилагательные.

с

э

б

э

р

х

э

н

х

а

п

о

л

т

а

д

ш

γ

н

а

б

т

а

р

у

е

Х

и

р

э

п

р

а

h

д

ю

h

у

р

а

г

ш

а

т

у

м

и

х

т

а

о

й

ю

т

й

ь

э

п

н

р

н

д

э

ш

а

м

б

а

й

г

з

й

4.Подбери слова для того, чтобы рассказать о своёмлучшем друге

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Проверь себя. Соотнеси слова в столбиках.Например, 1-ж

1)γдэр                                а)сегодня

2)γдэшэ                                б)приготовь

3)бодо                                в)выполни, закончи

4)бэлдэ                                г)вечер

5) дγγргэ                                д)рано

6) γглɵɵгγγр                                е)встань

7) мγнɵɵдэр                                ж)день

8)эртэ                                        з)утром

____________________________________________________________________________

6. Составь предложения из данных слов.

1) эдидэг, γдэшын хоол, манай бγлэ, 8 сагта.

2) дуратайб, сγлɵɵ сагтаа,уншаха ном, би.

3) классай, барилдаагаар, хγбγγд, мγрысɵɵндэ, хабаадаха, манай.

4) амаралтын γдэр, музей, тγγхын, ошобо, выставкэдэ,hурагшад.

7. Переведите словосочетания на бурятский язык

мыть руки — _____________________________________________

чистить зубы — ___________________________________________

смотреть телевизор — ______________________________________

играть в компьютер -______________________________________

делать зарядку — __________________________________________

время вставать — __________________________________________

возвращаться домой из школы — _____________________________

8.Соотнеси названия видов спорта на русском ибурятском языках. Например 1-г

__________________________________________________________________________

1) барилдаан                                        а)скачки

2) хγнгэн атлетикэ                                б)шахматы

3)тамаралга                                        в)стрельба из лука

4) шатарнаадан                                г)борьба

5) hур харбаан                                 д)плавание

6) мори урилдаан                                е)легкая атлетика

 

 

 

 

 

 

 

Тест по итогам III четверти

1. Напиши  правильный перевод.

1.Во время Сагаалгана.                                2.Васпоздравляю

 1)Сагаалганайэхин.                                1) Шамайе амаршалнаб.

 2) Сагаалганайγдэр                                        2) Таниие амаршалнаб.

3) Сагаалганайγедэ                                        3) Тэдэниие амаршалнаб.

3. Желаю счастья                                        4.Желаю вам долгих лет жизни.

 1) Энхэ элγγрыехγсэнэб.                                1) Ута наhатай байгты

 2) hайнииехγсэнэб.                                        2) Ута наhа наhалхыетнай γреэнэб.

 3) Жаргалыехγсэнэб.                                3) Наhатай бологты.

2. Расположи животных по восточному календарю.

Бар, хулгана, луу, морин, γхэр, туулай, тахяа, хонин,гахай, нохой, бар, hармагшан.

3. Какое лишнее слово? Запиши.

1) шатар, шагай, hур харбаан, кино, волейбол, урилдаан.

2) шамбай, хурдан, хγнгэн, мэргэн, бишыхан.

3) хатарна, гγйнэ, hγрэнэ, тамарна, урилдана.

4. Найди соответствия в столбиках. Например, 1-в

1) hайндэр                                        а)поздравляет

2) бэлэг                                        б)благопожелание

3) хадаг                                        в)праздник

4) γреэл                                        г)календарь

5) амаршална                                д)флёра

6)литэ                                        е)подарок

5. Найдите лишнее слово.

1) сагаалган, амаршалга, hайндэр, сурхарбаан.

2)угтаха, тэмдэглэхэ, бэлдэхэ, уншаха.

3) γрмэн, зɵɵхэй, тоhон, бууза

6. Составь предложения их данных слов.

1) пулаад, Дарима, бэлэглэбэ, эжыдээ, нагаса.

2) эжы, шанана, бууза, амтатай.

3) ёохор, бидэ, суглараабди, хатархаяа.

7. Найди соответствия в столбиках. Например, 1-в

1)хэшээл                                а)бумага

2) тооло                                б)клей

3)нэрлэ                                в)урок

4)саарhан                                г)считай

5)сабуу                                д)ножницы

6)хайша                                е)назови

7) хайшала                                ж)звонок

8)шалга                                з)разрежь

9)амаралта                                и)проверь

10)хонхо                                к)каникулы

8. Переведи словосочетания на русский язык.

багша —                                        уранзохёолшон —

эмшэн-                                        уранзураашан —

тогоошон-                                        наймаашан-

жолоошон-                                        хатаршан-

барилгашан —                                 дуушан-

оёдолшон —                                        хγмγγжγγлэгшэ.

9. Переведи на бурятский язык

Смотрю телевизор, слушаю радио, готовлю передачу, веселыймультфильм, интересная книга, детский журнал, газета Правда Бурятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по итогам IV четверти

1. Буряад ороноор аяншалга хэнгээ асуудалнуудтахарюуса.

1. В каком году была образована Республика Бурятия?

2. В каком году Верхнеудинск был переименован в городУлан-Удэ?

3. Как выглядит Государственный флаг Республики Бурятия?

4.Кто является автором гимна Республики Бурятия?

5. Сколько районов в Республике Бурятия?

6. Сколько городов в Республике Бурятия?

7. Сколько сёл в нашей республике?

8.Имя первого бурятского ученого?

9. Чьё имя носит Бурятский драматический театр?

10. Напиши длину, ширину, глубину озера Байкал.

11. Напиши Три игры мужей.

12. Какой металл считается национальным металлом бурят?

13. Напиши 5 видов домашних животных(5драгоценностей) бурятского народа.

14. Какой цвет в культуре бурятского народа является цветомсвятости и благополучия?

15. Какое блюдо буряты преподносят самым уважаемым гостям?

2.Соотнеси слова в столбиках. Например, 1-д

1)Улан-Удэ                                        а)хада

2) Мунко-Саридак                                б)гол

3)Ольхон                                        в)нуур

4)Селенга                                        г)ансамбль

5)Байкал                                        д)хото

6)Забава                                        е)олтирог

3. Запиши названия гор, находящихся на территорииРеспублики Бурятия.

1)Эверест                                        5)Саяны

2)Мунко-Саридак                                6)Хамар-Дабаан

3)Барагхан                                        7)Килиманджаро

4)Эльбрус                                        8)Пик Коммунизма

4. Какие реки протекают по территории нашейреспублики? Выпиши.

1)Волго                                        5)Баргажан

2) Ганга                                        6)Υдэ

3)Зэдэ                                        7)Сэлэнгэ

4)Хуанхэ                                        8)Эрхγγ

5. Расставь буквы в нужном порядке и запишиполучившиеся слова.

1) б, г, ай, л, а — ________________________

2) э, с, э, н, г, л, э.- _____________________

3) о, х, о, т — ___________________________

4) г, р, э, γ, н -__________________________

5) ии, н, л, с, э, л -_______________________.

6. Напиши ответы на вопросы.

1. Буряад ороноймнай ниислэл хото юун бэ?

2. Буряад орондомнай дэлхэй дээрэ суутай ямар нуур бииб?

3. Буряад орондомнай ямар хада ууланууд бииб?

4. Буряад оронойнгоо ямар нютагуудые мэдэхэбши?

7. Напиши стихотворение-синквейн.

Буряад орон

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

3._________________________________________________________

4._________________________________________________________

5._________________________________________________________.

 

 

 

 Тест потеме – « Сагаалган»

1. Молочную водку архи готовили из:

1. Кобыльего молока

2. Коровьего молока

2. Хоймор это часть юрты:

1. Восточная

2. Северная

3. Белый старец зовётся:

1. Сагаан Yбгэн

2. Үбгэн Жабар

4. Ритуальный новогодний флажок:

1. Бүтүү үдэр

2. Хий морин

5. Бурятские национальные игры:

1. Шагай наадан

2. Футбол

3. Алта нюулга

4. Малгай нюулга

6. Какие виды спорта входят в «Эрын гурбан наадан»:

1. һур һарбалга

2. Мори урилдаан

3. Шатар

4. Бүхэ барилдаан

7. Пять символов животных (у восточных народов) это:

1. Гахай 2. Тэмээн 3. Морин 4. Хонин 5. Ямаан 6. Yнеэн

8. Сколько лампад зажигают в дацанах Бурятии во время празднованияСагаалгана:

1. 21

2. 108

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет