X-PDF

Рабочая программа по черчению

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное образовательное учреждение

средняяобщеобразовательная школа №5

 

 

 

 

Утверждаю                                                                                   Директор МБОУ СОШ №5

Жуковская С.Е

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

 

 КРУЖКА «Черчение»

 

 7-8 КЛАССЫ

 

 

 

 

 

Руководитель кружка

учитель технологии

Котяхов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

Пояснительнаязаписка

Рабочаяпрограмма по черчению составлена в соответствии с требованиямиФедерального компонента государственного стандарта основного общего образованияпо направлению «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждениифедерального компонента государственных стандартов начального общего, основногообщего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примернойпрограммы по направлению «Технология»(авторы-составители Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержаниеобразования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.– М. Вентана-Граф 2008 г.

Программарассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Рабочей программой предусмотренопроведение 7 графических работ и 5 практических  работ.

Врабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на даннойступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программепо технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартомформирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способовдеятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного идополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования наразличных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а такжес возрастными особенностями развития учащихся.

 Цель и задачи курса.

 Целью обучения черчению является приобщение школьников кграфической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников итворческого потенциала  личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

¾             формировать знания об основахпрямоугольного проециро­вания на одну, две и три плоскости проекций, о способахпостроения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построенияпрямоугольной изометрической проекции и техничес­ких рисунков;

¾             научить школьников читать и выполнятьнесложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисункидеталей различного назначения;

¾             развивать статические и динамическиепространственные представления, образное мышление на основе анализа формы пред­метови ее конструктивных особенностей, мысленного воссозда­ния пространственных образовпредметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;  научитьсамостоятельно пользоваться учебными материа­лами;

¾             воспитать трудолюбие, бережливость,аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность зарезультаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различныхпрофессий и результатам их труда;

¾             получить опыт примененияполитехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практическойдеятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихсяобщеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевыхкомпетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всехнаправлений образовательной области «Технология» на этапе основного общегообразования являются:

— определение адекватныхспособов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинированиеизвестных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартноеприменение одного из них;

творческое решениеучебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца,искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческихработ; участие в проектной деятельности;

приведениепримеров, подбор аргументов, формулирование выводов! Отражение в устной плиписьменной форме результатов своей деятельности;

умение перефразироватьмысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средствязыка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта идр.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

использование длярешения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениямисовместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ееучастниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задачколлектива;

оценивание своейдеятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетическихценностей.

Федеральный компонентгосударственного стандарта основного общего образования по черчению предлагаетосновные разделы в 9 классе:

 

Разделы

Всего часов

1.              

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

4

2.              

Геометрически построения

2

3.              

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

10

4.              

Сечения и разрезы

4

5.              

Сборочные чертежи

10

6.              

Прикладная графика

5

 

Итого

35

 

Новизна  рабочей программы в том, что в ней предусмотрены внедрениясовременных методов обучения и педагогических технологий на персональномкомпьютере по разделу «Прикладная графика» объеме 4 учебных часов использованияразнообразных форм организации учебного процесса.

Рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебникадля учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Степаковой. – рекомендовано МОРФ М.: Просвещение, 2005г.

Рабочаяпрограмма ориентирована на использование методических пособий для учителя:В.В Степакова, (Методическое пособие  по черчению.  Графические работы. – М.:Просвещение, 2001 г.)., Пособие для учителя в 2 ч. Ч 1. В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Р.М.Миначева и др., под редакцией В.В.Степаковой.- 3-е изд. – М.:Просвещение, 2004.

Дополнительнаялитература для учащихся: учебник для учащихсяобщеоразовательных учреждений Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М.:Вентана-Граф, 2006. «Черчение» А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов,И.С.Вышнепольский — М.: Просвещение, 2003 г.

 

Тематический планпредусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебногопроцесса. Что включает в себя ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.п.Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, тушью,рейсфедером, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.

Содержание учебного предмета

Черчение и графика (35 ч)

Техника выполнения чертежей иправила их оформления (4 ч)

Основные теоретические сведения

Краткая история графического общения человека. Значениеграфической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельностичеловека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графическихизображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация,схема. Диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов ипринадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы,масштабы, шрифты, виды линий.

Практические работы

Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКДГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего местачертежника. Подготовка чертежных инструментов, Оформление формата А4 и основнойнадписи. Выполнение основных линий чертежа.

Варианты объектов труда

Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.

Геометрические построения (2ч)

Основные теоретические сведения

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Практические работы

Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезкаи окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала.Сопряжения.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Варианты объектов труда

Изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей,эскизов и схем (10 ч)

Основные теоретические сведения

Образование поверхностейпростых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностейпредметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование.Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецированиеи аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемныхфигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности техническогорисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.

Электрические икинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображениясоединений.

Практические работы

Анализ геометрическойформы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определениенеобходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида имасштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталейв системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров начертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовле­ниядетали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали снатуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.

Варианты объектов труда

Чертежи и эскизы плоскихи объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематическиесхемы.

Сечения и разрезы (4 ч)

Основные теоретические сведения

Наложенные и вынесенныесечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения.Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрическихпроекциях.

Практические работы

Вычерчивание чертежадетали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали сразрезом в аксонометрической проекции.

Варианты объектов труда

Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.

Сборочные чертежи (10 ч)

Основные теоретические сведения

Основные сведения осборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способыпредставления на чертежах различных видов соединений деталей. Условныеобозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей.Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочномчертеже. Деталировка сборочных чертежей.

Практические работы

Чтение сборочного чертежа.Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения изнескольких деталей. Выполнение деталиров­ки сборочного чертежа изделия.

Варианты объектов труда

Сборочные чертежи(эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц.Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей.

Прикладная графика (5 ч)

Основные теоретические сведения

Графическое представлениеинформации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. ИспользованиеПЭВМ для выполнения графических работ.

Практические работы

Чтение информации, представленной графическими средствами.Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Разработка эскизалоготипа или товарного знака. Использование прикладных пакетов программ дляграфических работ.

Варианты объектов труда

Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы,пиктограммы, условные знаки.

Обязательный минимумграфических  работ.

1.                По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах.

2.                Выполнить чертеж детали, содержащей сопряжения, по ее наглядномуизображению.

3.                Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.

4.                По чертежу детали выполнить необходимые разрезы.  Построитьизометрическую проекцию с вырезом.

5.                По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимыесечения

6.                Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или понаглядному изображению).

7.                Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей всостав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочногочертежа с изображением предлагаемого решения.

8.                Контрольная работа. По сборочному чертежу изделия выполнить чертежодной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.

Перечисленные работывыполняются в рабочих тетрадях или на бумаге в клетку.

Типы графических работизображений.  Рисунок, техническийрисунок, пиктограмма, диаграмма, проекция, вид, разрез, сечение, план, схемы.

Требованияк уровню усвоения учебного предмета.

Знать и понимать:

-технологические понятия: графическая документация,технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема,стандартизация;

уметь:

-выбирать способы графического отображения объекта или процесса;выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютернойподдержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования коформлению эскизов и чертежей;

использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для:

-выполнения графических работе использованием инструментов, приспо­собленийи компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, техническихрисунков деталей и изделий.

Организация рабочего места для выполнения графических работ.

Использование условно-графических символов и обозначений дляотображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах,чертежах, схемах.

Понятие о системахконструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.

Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Выполнение чертежных играфических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособленийи средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графическойдокументации.

Применение компьютерных технологийвыполнения графических работ. Использованиестандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построениечертежа и технического рисунка.

Формы контроля знаний, умений, навыков(текущего, рубежного, итогового)

Критерииоценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1.                Активностьучастия.

2.                Умениесобеседника прочувствовать суть вопроса.

3.                Искренностьответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.                Самостоятельность.

5.                Оригинальностьсуждений.

Критериии система оценки графической работы

1.                Четкостьвыполнения графической работы;

2.                Композиция,компоновка на листе.

3.                Правильностьвыполнения

Критериии система оценки практических работ

1.                Правильностьвыполнения;

2.                Самостоятельность;

3.                четкостьвыполнения, композиция.

Формыконтроля уровня обученности

1.    Викторины

2.    Кроссворды

3.    Тестирование

4.    Решениезанимательных задач.

 

Перечень литературы и средствобучения

Учебно-методическоеобеспечение

¾             Федеральный компонент государственного стандартаобщего образования

¾             Примерные программы по учебным предметамфедерального базисного учебного плана

¾             Учебникпод редакцией В.В. Степаковой, рекомендовано МОРФ М.: Просвещение, 2006г.

¾             Пособиедля учителя в 2 ч. Ч 1. В.В.Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М.Миначева и др., подредакцией В.В.Степаковой.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

¾             Учебникдля учащихся общеобразовательных учреждений Под ред. Проф.Н.Г.Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2006.

¾             «Черчение» А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский — М.: Просвещение, 2003 г.

а)основная литература:

¾             Опреподавании учебного предмета «Черчение и графика» в условиях введенияФедерального компонента государственного стандарта общего образования.Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. —  на сайте www.ed.gov.ru.

¾             ГерверВ.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. –М.: Гуманит.

¾             АбрамоваМ. А. Беседы и дидактические игры на уроках по черчению:. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

¾             ГодикЕ.И., Хаскин А.М. Справочное руководство по черчению

б)дополнительная литература для учителя

¾              Джонс Дж. К. Методы проектирования, — М.: Мир, 1986.

¾              Жукова Е. Т. Реконструкция изображений при изучении сборочныхчертежей // Повышение эффективности и ка­чества преподавания черчения. — М.:Просвещение, 1981.

¾              Карху А. А. Стадии проектирования промышленных изделий / Под ред.проф. 3. Н. Быкова. — М.: МВПХУ, 1964.

¾             Колудрович Кирил. Техническое черчение в картинках. — Белград:Научная книга, 1985.

¾             Линькова Н. П. Способности к техническому конструированию // Вопросыпсихологии. — 1971. — № 3.

¾             Сурин Е. Л. Роль пространственного воображения в практикеконструкторской работы и в преподавании графиче­ских дисциплин во втузах //Проблемы восприятия простран­ства и пространственных представлений. — М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961.

¾             Тосунова М. И. Архитектурное проектирование. — М.: Высшая школа,1978.

¾             Шабалов СМ. Политехническое обучение. — М.: Изд-во АПН РСФСР,1956.

¾             Швецов О. П. Некоторые особенности конструкторско-технологическойдеятельности школьников VIIVIII клас­сов: Тезисы доклада на И съезде психологов. — Вып. II.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968.

¾             Яровой И. Н., Малюта Н. Т.,Рыбенцев В. Н. Сборник задач по техническому труду: Пособие для учителей. — М.:Просвещение, 1976.

 

Литературадля учащихся

¾             ЧекмаревА.А. Начертательная геометрия и черчение: учеб. Для студентов ВУЗов – М.:Владос, 1999г.

¾             ЛоктевО.В. Краткий курс начертательной геометрии — М.: Высш. шк.,2001г.

¾             ФроловС.А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: машиностроение, 1980 г.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет