Администрация МО «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бичурская средняя общеобразовательная школа №1»
Заслушана на МО Протокол № 1 От _________ 2021г. Руководитель МО Попова В.С. |
Одобрена: Методическим советом Протокол № ____ от _____________2021г. Артюкова Т. А. |
Утверждаю: Директор школы Приказ№____ от ______________2021г. Серявина О.С. |
Рабочая программа
Наименование учебногопредмета _
Класс _2-4 класс_
Уровень общего образования начальное(общее) образование_
учитель: Шемякина Ю.В.
Срок реализации 3года
Количество часов по учебномуплану: Всего _17_часов в год; в неделю _0,5_час
УМК:«Школа России», научный руководитель – О.М. Александрова
Бичура, 2021 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Личностные результаты.
У обучающихся будутсформированы:
· ориентацияна понимание причин успеха в учебной деятельности;
· способностьк самооценке;
· чувствосопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этническойпринадлежности;
· представленияоб общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральныхнормах, нравственных и безнравственных поступках;
· ориентацияв нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков другихлюдей;
· регулированиеповедения в соответствии с познанными моральными нормами и этическимитребованиями;
· эмпатия,понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретныхпоступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественнойкультурой;
· познавательнаямотивация учения;
У обучающихся могут быть сформированы:
· чувствопонимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
· устойчивоестремление следовать в поведении моральным нормам;
· толерантноеотношение к представителям разных народов и конфессий.
2.Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативныеуниверсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· планироватьсобственные действия и соотносить их с поставленной целью;
· учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественноготекста;
· выполнятьучебные действия в устной и письменной форме;
· вноситькоррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· ставитьновые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
· самостоятельнооценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и врезультат проведенной работы;
· планироватьсобственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· находитьнужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый,синонимический, фразеологический);
· выделятьсущественную информацию из текстов разных видов;
· сравниватьпроизведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
· устанавливатьпричинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступкамигероев произведений;
· устанавливатьаналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· осуществлятьпоиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек иИнтернет;
· сравниватьи классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев,выбирая основания для классификации;
· строитьлогические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей вустной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и наосновании собственного жизненного опыта;
· работатьс учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· работаяв группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;
· аргументироватьсобственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработкерешения;
· точнои последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
· оказыватьв сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
· владетьдиалогической формой речи;
· корректностроить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· пониматьотносительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
· задаватьвопросы, необходимые для организации работы в группе.
3.Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
· читать(вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смыслпрочитанного
· читатьпроизведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения,правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи,выражая таким образом понимание прочитанного;
· прогнозироватьсодержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
· .находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать еёсвоими словами;
· различатьпоследовательность событий и последовательность их изложения;
· выделятьсмысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста спомощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
· пересказыватьтекст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний,замена диалогаповествованием, с включением рассуждений;
· обращатьсяк титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться вмире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
· составлятькраткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках,энциклопедиях, детских периодических журналах;
· соотноситьпоступки героев с нравственными нормами;
· ориентироватьсяв научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;
· читатьпо ролям художественное произведение;
· создаватьтекст на основе плана;
· придумыватьрассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализомпричин происшедшего;
· писать(на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге,кинофильме, телевизионной передаче;
· участвоватьв драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывкипрозаических текстов;
· создаватьсочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;
· выделятьвыразительные средства языка и на доступном уровне объяснять ихэмоционально-смысловые значения;
· определять(на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок,мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
· выделятьслова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, ихпоступков, бытовые описания;
· вводитьв пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
· определятьотношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
· различатьжанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка- рассказ и
др.);
· находитьрифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· составлятьличное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне вустной и письменной речи;
· высказыватьсвоё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устнойформе;
· создаватьтекст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
· создаватьтворческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев,придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
· создаватьиллюстрации к произведениям;
· создаватьв группе сценарии и проекты.
· делатьэлементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия(фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средствахудожественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· создаватьпрозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественнойвыразительности, включённые в конкретное произведение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Видыречевой деятельности
Слушание. Осознаниецели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Пониманиена слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основноймысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выборязыковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решениякоммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание ит. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями всоответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладениенормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдениеорфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Пониманиеучебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простыхвыводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщениесодержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковыхособенностей и структуры текста.
Письмо. Овладениеразборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому видуучебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученнымиправилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) поинтересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений,сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотрафрагмента видеозаписи и т. п.).
Развитиеречи. Понимание прочитанного текста присамостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольшихрассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материаламсобственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Осознаниеситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическоеовладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, егоаргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладениенормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе приобращении с помощью средств ИКТ.
Практическоеовладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическоевысказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание,повествование, рассуждение).
Последовательностьпредложений в тексте.
Последовательностьчастей текста (абзацев).
Комплекснаяработа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядкапредложений и частей текста (абзацев).
Плантекста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов попредложенным и самостоятельно составленным планам.
Типытекстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Лексика. Пониманиеслова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которыхтребует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значенияс помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначныхсловах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,фразеологизмах.
Наблюдениеза их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Составслова (морфемика). Овладение понятием«родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различныхформ одного и того же слова. Различение од покоренных слов и синонимов,однокоренных слов и слов г омонимичными корнями. Выделение в словах соднозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса(постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов спомощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренныхсловах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Умениеслушать (аудирование) :Восприятие на слухзвучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы посодержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанномуучебному, научно-познавательному и художественному произведениям.Развитиеумения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение Чтениевслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у нихкоммуникативноречевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового кплавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения,позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдениеорфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационнымвыделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду итипу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельноподготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темпчтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить отчтения вслух и чтению про себя.Чтение про себя. Осознание смысла произведения причтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение видачтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в текстенеобходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Работас разными видами текста Общее представление о разныхвидах текста: художественном, учебном, научно- популярном — и их сравнение.Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться внравственном содержании художественных произведении, осознавать сущностьповедения героев..Практическое освоение умения отличать текст от наборапредложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению..Самостоятельноеопределение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельноеделение текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разнымивидами информации..Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать навопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы походу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительныхматериалов.
Библиографическаякультура Книга как особый вид искусства. Книгакак источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси иначало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементыкниги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.Умение самостоятельно составить аннотацию Виды информации в книге: научная,художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐсправочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение,книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания(справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основерекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельноепользование соответствующими возрасту словарями и другой справочнойлитературой.
Работас текстом художественного произведения Определениеособенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (спомощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение ссодержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанногопроизведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев сточки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлениилюбви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельноевоспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов,антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов сиспользованием специфической для данного произведения лексики (по вопросамучителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведенияс использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождениев тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощьюучителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев поаналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер,выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою наоснове анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Освоение разных видовпересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передачаосновных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части,определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждойчасти и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорныхили ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста,в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на егооснове подробный пересказ всего текста..Самостоятельный выборочный пересказ позаданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений втексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выборслов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основетекста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общностиситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитиенаблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать(предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работас научно-популярным, учебным и другими текстами Пониманиезаглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определениеособенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установлениепричинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текстана части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построениеалгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста сопорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткийпересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать сучебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умениеговорить (культура речевого общения) Осознаниедиалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение пониматьвопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой формевысказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному,учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность ксобеседнику.
Доказательствособственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование нормречевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национальногоэтикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознаватьпрямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленноепополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построитьмонологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторскийтекст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формированиеграмматически правильной речи, эмоциональной выразительности исодержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передачасодержания прочитанного или прослушанного с учѐтом спецификинаучно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений(из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительногоискусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельноепостроение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительныхсредств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологическоговысказывания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2класс
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
||
Раздел 1 «Россия — наша Родина» (2 часа) |
|||||||
1 |
В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» |
1 |
|||||
2 |
К. Паустовский «Моя Россия» |
1 |
|||||
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|||||||
1 |
Календарные народные праздники и обряды. |
1 |
|||||
2 |
«Мир фольклора – мир народной мудрости» |
1 |
|||||
3 |
«Мир пословиц и поговорок» |
1 |
|||||
4 |
«Загадки и народные приметы о временах года» |
1 |
|||||
5 |
Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» |
1 |
|||||
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) |
|||||||
1 |
Г.А. Скребицкий. Пушок. |
1 |
|||||
2 |
К.Д. Ушинский. Чужое яичко |
1 |
|||||
3 |
Н.И. Сладков. Топик и Катя. |
1 |
|||||
4 |
А.Л. Барто. Бедняга крот. |
1 |
|||||
5 |
Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки. |
1 |
|||||
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) |
|||||||
1 |
В.Бианки. Как животные к холодам готовятся. |
1 |
|||||
2 |
Г.Х.Андерсен.Снеговик. |
1 |
|||||
3 |
А.Блок.Весенний дождь./Загадки про весну |
1 |
|||||
4 |
И. С. Соколов-Микитов.Бурундук. |
1 |
|||||
5 |
Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?» |
1 |
|||||
3класс
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
Раздел 1 «Россия — наша Родина» (2 часа) |
|||||
1 |
З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край» |
1 |
|||
2 |
П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) |
1 |
|||
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|||||
1 |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. |
1 |
|||
2 |
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. |
1 |
|||
3 |
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль |
1 |
|||
4 |
Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор) |
1 |
|||
5 |
Проект «Мои первые народные сказки» |
1 |
|||
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) |
|||||
1 |
К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. |
||||
2 |
Г.А. Скребицкий. Сиротка. |
1 |
|||
3 |
Н.И. Сладков. Непослушные Малыши |
1 |
|||
4 |
Б.С. Житков. Охотник и собаки. |
1 |
|||
5 |
И.П. Токмакова. Котята. |
1 |
|||
Выставка книг о животных. |
|||||
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) |
|||||
1 |
Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» |
1 |
|||
2 |
А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. |
1 |
|||
3 |
К.Паустовский. Стальное колечко. |
1 |
|||
4 |
И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. |
1 |
|||
5 |
Тестовая работа по пройденным материалам. |
1 |
4класс
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
Раздел 1 «Россия — наша Родина» (2 часа) |
|||||
1 |
С. Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» |
1 |
|||
2 |
В. Гудимов «Россия, Россия, Россия» |
1 |
|||
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|||||
1 |
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» |
1 |
|||
2 |
Славянский миф. Особенности мифа. |
1 |
|||
3 |
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». |
1 |
|||
4 |
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» |
1 |
|||
5 |
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». |
1 |
|||
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) |
|||||
1 |
Е.И. Носов «Хитрюга». |
1 |
|||
2 |
В.В. Бианки «Сумасшедшая птица». |
1 |
|||
3 |
В.П. Астафьев «Зорькина песня» |
1 |
|||
4 |
Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч». |
1 |
|||
5 |
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших». |
1 |
|||
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) |
|||||
1 |
В. Бианки «Лесная газета» |
1 |
|||
2 |
Литературная гостиная. И. Анненский «Снег». |
1 |
|||
3 |
М.М. Пришвин. Рассказы о весне. |
1 |
|||
4 |
Рассказы Н.И. Сладкова «Лес не школа, а всему учит». |
1 |
|||
5 |
Проект «Любимое время года» |
1 |
|