X-PDF

Рабочая программа по дисциплине Астрономия (базовый уровень, СПО)

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)

 

 

УТВЕРЖДЕНА

в составе образовательной программы

педагогическим советом

от «__»__________20___,

протокол №______


 

 

 

рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОго предмета

 

оуп.08   Астрономия

(базовый уровеньпрограммы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Свободный, 2022г.

 

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с:

ПриказомМинобрнауки России от 17.05.2012 N 413 Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).

 

Положением о  рабочейпрограмме общеобразовательных учебных предметов по основной профессиональнойобразовательной программе среднего профессионального образования (ППКРС) ГПОАУ«Амурский технический колледж».

 

Рабочая программа учебного предмета разработана, учитывая:

Примерную основнуюобразовательную программу среднего общего образования. Одобрена решением от 12мая 2016 года. Протокол № 2/16

 

Организация-разработчик:

 

государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский технический колледж».

 

Автор(ы)-составитель(и):

 

Монашова Е.Ф., преподаватель физики и астрономии                                

 

 

 

Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии:

 

Протокол № ___от _______________ 202__ года

 

Председатель _____________/Дегтярёва А.А.

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНА:

 

Библиотекарь

 

________________________/Овешкова Т.М.

«_____»_____________   _____________

 

Заведующий структурным подразделением

 

 ______________________/Татаренко Ю.В.

«_____»_____________   _____________

 

Заместитель директора по научно-методической работе

 

 ________________________/Бондаренко Е.А.

«_____»_____________   _____________

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

стр.

1.       

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета

4

2.       

планируемые результаты освоения учебного предмета

 

5

3.       

содержание УЧЕБНОго предмета

12

4.       

тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

15

5.       

Материально-техническое обеспечение

 

16

6.       

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт рабочей программы УЧЕБНОго предмета

АСТРОНОМИЯ

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебногопредмета «Астрономия» является частью программыподготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии ФГОС СПО по профессиям:

Технологическогопрофиля:

09.01.03/Мастер по обработке цифровой информации/ Информатика и вычислительная техника 

       код         /             профессия          /         укрупнённая группа

18.01.27/Машинист технологических насосов и компрессоров/ Химические технологии   

код     /                профессия         /          укрупнённая группа

18.01.28/Оператор нефтепереработки/ Химические технологии

код     /                профессия         /          укрупнённая группа

Естественно-научногопрофиля:

18.01.02/Лаборант – эколог/ Химические технологии                                      

 код         /             профессия           /        укрупнённаягруппа

Социально — экономическогопрофиля: 

38.01.02/ Продавец,контролер-кассир_________________________________

код         /             профессия           /        укрупнённаягруппа

 

1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовкиквалифицированных рабочих, служащих:

Программа «Астрономия» входит в общеобразовательный цикл, подцикл общиеучебные предметы из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднегообщего образования.

 

1.3. Системаоценки результатов

Реализацияпрограммы предмета «Астрономия» сопровождается текущим контролем успеваемости ипромежуточной аттестацией.

Текущий контрольуспеваемости провидится в формах:

     Устный опрос (фронтальный/индивидуальный)

     Письменный опрос (фронтальный/индивидуальный)

     Самостоятельная работа

     Внеаудиторная самостоятельная работа

     Контрольная работа

     Тестирование  

     Практическое  занятие

     Составление таблиц

     Защита реферата

     Доклад

     Защита проекта

     Презентация

     Составление конспектов

Периодичность проведения не реже 1 раза за 12 часов (включая отдельные практическиезанятия).

Порядокпроведения: текущий контроль проводится на учебныхзанятиях, а также включает в себя оценку выполнения самостоятельной работы.Порядок проведения текущего контроля успеваемости определяется рабочимиматериалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения учебных занятий ифондом оценочных средств.

Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированногозачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС  с получением среднего общегообразования в соответствии с учебным планом.

Дифференцированный зачет проводится на последнем учебном занятии.

Порядок проведения дифференцированного зачета определяется фондомоценочных средств по учебном предмету.

 

1.4 Объем учебного предмета и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

 

лабораторные  занятия

практические занятия

12

Внеаудиторная (cамостоятельная) работа

20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 2.               ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В результате освоения учебного предмета «Астрономия»у студента должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметныерезультаты.

Личностные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС СОО

Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики учебного предмета

ЛР1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономии и космонавтики;

ЛР4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 

сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

осознание значимости науки, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной астрономической науки;

умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека.

ЛР5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 

умение проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

умение управлять своей познавательной деятельностью;

умение самостоятельно добывать новые для себя новые знания, используя для этого доступные источники информации;

умение использовать достижения современной астрономии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

ЛР7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

умение сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

 

ЛР9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности;

ЛР10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

ЛР14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Сформированность экологического мышления, понимание влияния современных космических исследований на экологическое состояние ближнего космоса.

 

 

Метапредметные результаты

I.2.2. Планируемые метапредметные результаты освоенияООП

 

 

В соответствии с требованиями ФГОС СОО

Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики учебного предмета «Астрономия»

УУД

Типовые задачи УУД

МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

Выпускник научится:

 

Регулятивные УУД:

Р1) самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

 

 

 

 

 

 

 

Р2) оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

 

 

 

 

Р3) ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

 

 

 

 

 

 

 

 

Р4) оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р5) выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р6) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р7) сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

 

П1) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

 

П2) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 

 

 

 

П3) использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

 

 

П4) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

 

 

 

 

 

 

П5) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

 

 

 

П6) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

 

 

 

 

 

 

 

П7) менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

 

 К1) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

 

 

К2) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

 

 

 

 

К3) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

 

 

 

 

 

 

К5) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р1)

— самостоятельно сформулировать цель учебного занятия;

-составление плана учебного занятия;

— самоконтроль на различных этапах учебного занятия;

— выбор учебного оборудования;

 

Р2)

обсуждение возможностей практического применения теоретического материала, включая применение в профессиональной деятельности;

Р3)

выполнение разноуровневых заданий;

-выполнение индивидуальных заданий;

-подготовка к зачету;

-подготовка к контрольной работе;

-подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта.

Р4)

-выполнение практической работы;

-выполнение самостоятельных астрономических наблюдений;

-выполнение внеаудиторной самостоятельной работы;

-подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта.

Р5)

выполнение практической работы;

-выполнение самостоятельных астрономических наблюдений;

-выполнение внеаудиторной самостоятельной работы;

-подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта;

-соблюдение техники безопасности на занятиях.

 

Р6)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

выполнение практической работы;

-выполнение самостоятельных астрономических наблюдений;

-выполнение внеаудиторной самостоятельной работы;

-подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта;

 

Р7)

-самооценка целесообразности действий и  достоверности полученных результатов;

— подведение итогов урока;

— рефлексия;

-самостоятельная работа по закреплению материала;

— контрольная работа;

— тестирование;

— выполнение работы над ошибками;

— зачет.

 

П1)

— решение задач;

-выполнение практической работы;

— выполнение самостоятельной работы;

 

П2)

— работа со справочными материалами;

— работа со словарями, энциклопедиями;

— работа с разными учебниками;

 

 

П3)

-составление опорных конспектов;

-составление схем,

графиков, диаграмм;

-составление  таблиц;

 

 

П4)

заслушивание и анализ ответов обучающихся;

— заслушивание и анализ объяснения учителя;

-умение сформулировать вопросы по изучаемой теме;

— взаимопроверка письменных работ.

 

П5)

установление  межпредметных связей;

— использование ИКТ ресурсов для поиска дополнительной информации;

 

 

П6)

— участие в проектах;

-участие в конференциях, олимпиадах, викторинах, конкурсах, турнирах;

-самостоятельные наблюдения звездного неба;

-подготовка сообщений, рефератов, докладов.

 

П7)

участие в диспуте, семинаре;

— ролевые игры;

— взаимообучение.

 

 

 

 

К1)

выполнение практической работы;

-подготовка индивидуальных проектов (работа с консультантом);

-участие в ролевых играх;

— работа в парах и группах;

К2)

выполнение практической  работы;

-участие в ролевых играх;

— работа в парах и группах;

 

К3)

выполнение практической работы;

-подготовка индивидуальных проектов (работа с консультантом);

-участие в ролевых играх;

— работа в парах и группах;

 

 

К4)

фронтальный опрос;

-индивидуальный опрос;

 -выступление с докладом;

-выполнение письменных контрольных и  самостоятельных работ;

 

К5)

работа в парах и группах;

 

 

МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ)  для поиска дополнительной информации по астрономии.

МР8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

МР8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, знать и понимать значение астрономических  терминов; использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера.

МР9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

МР9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

 

 

 

Предметные  результаты освоения  (базовый уровень)

 

Астрономия(базовый уровень) — требования к предметным результатам освоения учебногопредмета должны отражать:

ПР1) сформированность представлений о строенииСолнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временныхмасштабах Вселенной;

ПР2) понимание сущности наблюдаемых воВселенной явлений;

ПР3) владение основополагающимиастрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенноепользование астрономической терминологией и символикой;

ПР4) сформированность представлений о значенииастрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническомразвитии;

ПР5) осознание роли отечественной науки восвоении и использовании космического пространства и развитии международногосотрудничества в этой области.

 

Примечание: по данной образовательнойпрограмме не провидится обучение слепых и слабовидящих обучающихся.

 

В результате изучения учебного предмета «Астрономия»на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль астрономии вформировании современной научной картины мира и в практической деятельностилюдей;

 — понимать и описывать физическую природунебесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, наиболее важныеастрономические открытия;

— объяснять смысл понятий: геоцентрическая игелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостоянияи соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета,спутник, звезда, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета(экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовоеизлучение, черная дыра;

— объяснять видимое положение и движениенебесных тел, находить на небе основные созвездия Северного полушария, в томчисле: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,Сириус, Бетельгейзе;

 

 

Выпускникна базовом уровне получит возможность научиться:

— объяснять смысл физических величин:парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смыслфизического закона Хаббла;

— описывать и объяснять: различиякалендарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны,суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принципдействия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристикзвезд с использованием диаграммы цвет-светимость, физическиепричины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождениехимических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

— характеризовать особенности методовпознания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы,методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные путиэволюции звезд различной массы; использовать компьютерные приложения дляопределения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;использовать естественнонаучные знания для объективного анализа устройстваокружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии,космонавтики.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

 

1.     Введение (3часа)

Астрономия, еесвязь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивили­зации. Структура имасштабы Вселенной.

 Особенностиастрономических методов исследования.

Оптическаяастрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характери­стики,назначение).

Наземные икосмические телескопы, принцип их работы.

Всеволноваяастрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесныхтелах. Практическое применение астрономических исследований.

  История развитияотечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А.Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Изучениеоколоземного пространства (история советской космонавтики, современ­ные методыизучения ближнего космоса).

 

Практическоезанятие №1 «История космонавтики и проблемы освоения космоса».

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (1,5 часа)

Составлениекроссворда по теме:

«Предмет и методыастрономии»

Просмотр видеофильмов по теме:

«Посещениекосмической станции»

 

2.     Практическиеосновы астрономии (7 часов)

 

Небеснаясфера. Небесные координаты. Звезды исозвездия. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географическихширотах. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

Движение и фазыЛуны. Затмения Солнца и Луны.

Летоисчис­ление иего точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проектыновых календарей).

 

Практическоезанятие №2 «Основные элементы небесной сферы. Небесныекоординаты»

 

Практическоезанятие №3 «Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты»

 

Практическоезанятие №4 «Движение и фазы Луны. Солнечные илунные затмения»

Практическоезанятие №5  «Методы ипрактические основы астрономии» (контрольная работа №1)

 

Внеаудиторная самостоятельная работастудентов (3,5 часа)

Подготовкарефератов  по темам:

 «Обистории возникновения названий созвездий и звезд».

 

Практическаяработа:

Провестинаблюдения звёздного неба в районе созвездия Орион.

Провестинаблюдения лунных фаз.

 

 Подготовкадоклада по теме:

«Историякалендаря»  

 

  3.СтроениеСолнечной системы (14 часов)

 

АстрономияАристотеля как «наиболее физическая из математических наук». КосмологияАристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории ви­димого движенияСолнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическоеизучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира наоснове принципа геоцентризма.

Видимоедвижение и конфигурации планет. Законыдвижения планет Солнечной системы (за­коны Кеплера).

Происхождениепланет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности вСолнечной системе, первые космогонические гипотезы, современ­ные представленияо происхождении планет).

Система «Земля —Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спут­ник Земли). ПриродаЛуны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).

Планеты земнойгруппы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы,поверхности).

Планеты-гиганты(Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особен­ности строения,спутники, кольца).

Астероиды иметеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов.Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпите­ра) и поясКойпера  (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидовэтого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.

Кометы и метеоры(открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, ме­теоры и болиды,метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.

ИсследованияСолнечной системы. Межпланетные космические аппараты, исполь­зуемые дляисследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

 

Практическоезанятие № 6 «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе»

Практическоезанятие №7 «Движение небесных тел под действием сил тяготения»

Практическоезанятие №8  «Посещение планеты Солнечной системы»

Практическоезанятие №9 «Устройство Солнечной системы» (контрольная работа №2)

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (7 часов)

Подготовкасообщений по темам (по выбору обучающихся):

 «АстрономияГиппарха Никейского»;

 «Жизнь и открытияГалилео Галилея».

 «Сихоте –Алинскийметеорит»;

 «Тунгусскийметеорит»;

 «Человек наЛуне».

 

Созданиемультимедийных презентаций по темам:

«Малые телаСолнечной системы».

 

Составлениекроссвордов по темам:

«УстройствоСолнечной системы».

 

4.     Солнце и звезды (7часов)

Общиесведения о Солнце.  Атмосфера Солнца. Солнце и жизньЗемли.

 

 

Практическое занятие № 10 «Атмосфера Солнца. Солнцеи жизнь Земли».

Практическоезанятие №11  «Определениерасстояний до звёзд»

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (3,5часа)

 

Подготовкарефератов  по темам (по выбору обучающихся):

«Солнечнаяактивность и Земля».

«Эволюция звезд»

 

Просмотр видеофильмов по теме:

«Новые научные исследования Солнца и Солнечнойсистемы»

 

     3.Строениеи эволюция Вселенной

Расстояние дозвезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютныезвездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения итангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростейзвезд).

Физическая природазвезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы,массы, средние плотности). Связь между физическими харак­теристиками звезд(диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — све­тимость», вращениезвезд различных спектральных классов).

Двойные звезды(оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюденийдвойных звезд, невидимые спутники звезд).

Открытиеэкзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические перемен­ные, новые исверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые исверхновые).

Наша Галактика(состав — звезды и звездные скопления, туманности, межз­вездный газ,космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики идвижение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галак­тики.Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытиедругих галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразиегалактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивныечерные дыры в ядрах галактик).

Метагалактика(системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширениеМетагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной,открытие ускоренного расширения Метагалактики).

Происхождение иэволюция звезд. Возраст галактик и звезд.

Жизнь и разум воВселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

 

Практическаяработа №12  «Солнце и звезды. Строение и эволюция Вселенной» (контрольнаяработа №3)

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (4,5часа)

 

Созданиемультимедийных презентаций по темам:

 «Мир галактик».

Подготовкарефератов  по темам:

 «Звёзды -типичное население космоса»;

 «Одиноки ли мы воВселенной».

Подготовкасообщений по темам:

 «Нобелевскиепремии за исследования по астрономии».

Составлениекроссвордов по темам:

 «Важнейшие событияв астрономии».

 

Просмотр видеофильмов по теме:

«Вселеннаясегодня. Астрономические открытия»

 

 

Содержание иформы деятельности согласно рабочей программе воспитания:

 

День космонавтики

Викторина; конкурс рисунков «Моя Галактика»;

 

День эколога. Внеклассное мероприятие «Экологиякосмоса»

 

День России. Просмотр видеофильмов о роли России в освоениикосмического пространства

 

 

4.                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указаниемколичества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

 

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов

Аудиторные занятия

 

в т.ч. лабораторные занятия и практические занятия

Внеаудиторная (самосто-ятельная) работа

 

1.Введение

3

1

1,5

2.Практические основы астрономии

7

4

3,5

5.                  Строение Солнечной системы

14

4

7

4. Солнце и звезды

7

2

3,5

5. Строение и эволюция Вселенной

9

1

4,5

Всего:

40

12

20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

        Всего:

60

 

 

 

 

 

 

 

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

5.1. Требования к минимальномуматериально-техническому обеспечению

 

Реализация программыдисциплины осуществляется на базе учебного кабинета «Физика».

В состав кабинетафизики входит лаборантская комната.

   Оборудованиеучебного кабинета:

       посадочныеместа по количеству обучающихся;

       рабочееместо преподавателя;

       наглядныепособия (комплекты учебных таблиц, плакаты);

       информационно-коммуникативныесредства;

       экранно-звуковыепособия;

       техническиесредства обучения;

       демонстрационноеоборудование (общего назначения и тематические наборы);

       лабораторноеоборудование (общего назначения и тематические наборы);

       статические,динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

       вспомогательноеоборудование;

       комплекттехнической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкциипо их использованию и технике безопасности;

       библиотечныйфонд.

 

Технические средства обучения:

Системный блок MON Office (лицензия DJNXD-4P4RH-R26X8-DT-6W7-FJRJ2)

Монитор Acer 21.5

Проектор Acer X113

Источник бесперебойного питания IpponBlackBasic 850

Экран для проектора CactusWallscreen CS-PSW-180×180

Кабель USB 1,5м для МФУ

Кабель интерфейсный SVGA 20м

МФУ Pantum M6500

Мышь оптическая Oklick

Клавиатура Oklick черная 180М

Кронштейн для проекторов настенно-потолочный

    Колонки акустические Sven 230 2.0

 

 

Оборудование лабораториии рабочих мест лаборатории:

Учебное оборудование

 

Модель небесной сферы

2

Теллурий

1

 

 

Наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):

Астрономия. От большого взрыва до наших дней (комплект таблиц)

 

Стенд Шкала электромагнитных колебаний

1

Таблица «Периодическая система Д.И.Менделеева»

 

Стенд информационный Правила техники безопасности в кабинете физики

1

 

5.2. Информационное обеспечениеобучения

Основные источники:

 

Воронцов-ВельяминовБ.А.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций/ Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2019

 

Дополнительныеисточники:

 

Левитан Е.П. Астрономия.Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеоб­разоват. организаций / Е. П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.

Астрономия :учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов,Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Из­дательский центр«Академия», 2018.

ЧаругинВ.М.Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М. : Просвещение, 2018.

КуликовскийП.Г.Справочник любителя астрономии / П. Г.Куликовский. — М. : Либроком, 2013.

Школьныйастрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московскийпланетарий — М., (на текущий учебный год).

СурдинВ.Г.Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издатель­ство ЛКИ, 2017.

Интернет-ресурсы

Астрономическоеобщество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. su/EAAS

ГомулинаН.Н.Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ре­сурс] — Режимдоступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm Государственныйастрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Элек­тронный ресурс] — Режимдоступа: http://www. sai. msu. ru

Институтземного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН.[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru Компетентностный подход вобучении астрономии по УМК В. М.Чаругина. [Элек­тронный ресурс] — Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu. be

КорпорацияРоссийский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия ве­бинаров.

Часть 1.Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ре­сурс] — Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Рольастрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основнойобразовательной программы СОО. [Электронный ресурс] Режимдоступа: https://www.youtube. com/watch?v=gClRXQqjaI

Часть 3. Методическиеособенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности вусловиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0

Новостикосмоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] Режимдоступа: http://www. astronews. ru/

Общероссийскийастрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ре­сурс] — Режим доступа: http://xn—80aqldeblhj0l.xnp1ai/

Российскаяастрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet. ru

Универсальнаянаучно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругос­вет». [Электронныйресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

Энциклопедия«Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia

http://www.astro.websib.ru/

http://www.myastronomy.ru

http://classfizika.narod.ru

https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty

http://earthanduniverse.narod.ru/index.html

http://catalog.prosv.ru/item/28633

http://www.planetariummoscow.ru/

https://sites.google.com/site/auastro2/levitan

http://www.gomulina.orc.ru/

http://www.myastronomy.ru

 

«Астрономия— это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx http://menobr. ru/files/blank. pdf.

«Знаешьли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1.pptx

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет