МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АТК)
УТВЕРЖДЕНА |
в составе образовательной программы педагогическим советом от «__»__________20___, протокол №______ |
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОго предмета
оуп.08 Астрономия
(базовый уровеньпрограммы)
г. Свободный, 2022г.
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с:
ПриказомМинобрнауки России от 17.05.2012 N 413 Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
Положением о рабочейпрограмме общеобразовательных учебных предметов по основной профессиональнойобразовательной программе среднего профессионального образования (ППКРС) ГПОАУ«Амурский технический колледж».
Рабочая программа учебного предмета разработана, учитывая:
Примерную основнуюобразовательную программу среднего общего образования. Одобрена решением от 12мая 2016 года. Протокол № 2/16
Организация-разработчик: |
|
государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский технический колледж».
|
Автор(ы)-составитель(и): |
|
Монашова Е.Ф., преподаватель физики и астрономии |
|
|
|
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии: |
|
Протокол № ___от _______________ 202__ года
Председатель _____________/Дегтярёва А.А.
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНА: |
|
Библиотекарь
________________________/Овешкова Т.М. «_____»_____________ _____________
Заведующий структурным подразделением
______________________/Татаренко Ю.В. «_____»_____________ _____________
Заместитель директора по научно-методической работе
________________________/Бондаренко Е.А. «_____»_____________ _____________
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
стр. |
1. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета |
4 |
2. |
планируемые результаты освоения учебного предмета |
5 |
3. |
содержание УЧЕБНОго предмета |
12 |
4. |
тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы |
15 |
5. |
Материально-техническое обеспечение
|
16 |
6. |
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета |
19 |
1. паспорт рабочей программы УЧЕБНОго предмета
АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебногопредмета «Астрономия» является частью программыподготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии ФГОС СПО по профессиям:
Технологическогопрофиля:
09.01.03/Мастер по обработке цифровой информации/ Информатика и вычислительная техника
код / профессия / укрупнённая группа
18.01.27/Машинист технологических насосов и компрессоров/ Химические технологии
код / профессия / укрупнённая группа
18.01.28/Оператор нефтепереработки/ Химические технологии
код / профессия / укрупнённая группа
Естественно-научногопрофиля:
18.01.02/Лаборант – эколог/ Химические технологии
код / профессия / укрупнённаягруппа
Социально — экономическогопрофиля:
38.01.02/ Продавец,контролер-кассир_________________________________
код / профессия / укрупнённаягруппа
1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовкиквалифицированных рабочих, служащих:
Программа «Астрономия» входит в общеобразовательный цикл, подцикл общиеучебные предметы из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднегообщего образования.
1.3. Системаоценки результатов
Реализацияпрограммы предмета «Астрономия» сопровождается текущим контролем успеваемости ипромежуточной аттестацией.
Текущий контрольуспеваемости провидится в формах:
• Устный опрос (фронтальный/индивидуальный)
• Письменный опрос (фронтальный/индивидуальный)
• Самостоятельная работа
• Внеаудиторная самостоятельная работа
• Контрольная работа
• Тестирование
• Практическое занятие
• Составление таблиц
• Защита реферата
• Доклад
• Защита проекта
• Презентация
• Составление конспектов
Периодичность проведения не реже 1 раза за 12 часов (включая отдельные практическиезанятия).
Порядокпроведения: текущий контроль проводится на учебныхзанятиях, а также включает в себя оценку выполнения самостоятельной работы.Порядок проведения текущего контроля успеваемости определяется рабочимиматериалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения учебных занятий ифондом оценочных средств.
Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированногозачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС с получением среднего общегообразования в соответствии с учебным планом.
Дифференцированный зачет проводится на последнем учебном занятии.
Порядок проведения дифференцированного зачета определяется фондомоценочных средств по учебном предмету.
1.4 Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка |
60 |
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка (всего) |
40 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
— |
практические занятия |
12 |
Внеаудиторная (cамостоятельная) работа |
20 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения учебного предмета «Астрономия»у студента должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметныерезультаты.
Личностные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС СОО |
Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики учебного предмета |
ЛР1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); |
устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономии и космонавтики; |
ЛР4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
|
сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; осознание значимости науки, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной астрономической науки; умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека. |
ЛР5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
|
умение проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение самостоятельно добывать новые для себя новые знания, используя для этого доступные источники информации; умение использовать достижения современной астрономии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; |
ЛР7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
умение сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
|
ЛР9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности; |
ЛР10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; |
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; |
ЛР14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
Сформированность экологического мышления, понимание влияния современных космических исследований на экологическое состояние ближнего космоса.
|
Метапредметные результаты
I.2.2. Планируемые метапредметные результаты освоенияООП
В соответствии с требованиями ФГОС СОО |
Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики учебного предмета «Астрономия» |
УУД |
Типовые задачи УУД |
МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
|
Выпускник научится:
Регулятивные УУД: Р1) самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
Р2) оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
Р3) ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
Р4) оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
Р5) выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
Р6) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Р7) сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
П1) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
П2) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
П3) использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
П4) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
П5) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
П6) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
П7) менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
К1) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
К2) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
К3) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
К5) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
|
Р1) — самостоятельно сформулировать цель учебного занятия; -составление плана учебного занятия; — самоконтроль на различных этапах учебного занятия; — выбор учебного оборудования;
Р2) —обсуждение возможностей практического применения теоретического материала, включая применение в профессиональной деятельности; Р3) —выполнение разноуровневых заданий; -выполнение индивидуальных заданий; -подготовка к зачету; -подготовка к контрольной работе; -подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта. Р4) -выполнение практической работы; -выполнение самостоятельных астрономических наблюдений; -выполнение внеаудиторной самостоятельной работы; -подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта. Р5) —выполнение практической работы; -выполнение самостоятельных астрономических наблюдений; -выполнение внеаудиторной самостоятельной работы; -подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта; -соблюдение техники безопасности на занятиях.
Р6) Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 —выполнение практической работы; -выполнение самостоятельных астрономических наблюдений; -выполнение внеаудиторной самостоятельной работы; -подготовка доклада, реферата, сообщения, проекта;
Р7) -самооценка целесообразности действий и достоверности полученных результатов; — подведение итогов урока; — рефлексия; -самостоятельная работа по закреплению материала; — контрольная работа; — тестирование; — выполнение работы над ошибками; — зачет.
П1) — решение задач; -выполнение практической работы; — выполнение самостоятельной работы;
П2) — работа со справочными материалами; — работа со словарями, энциклопедиями; — работа с разными учебниками;
П3) -составление опорных конспектов; -составление схем, графиков, диаграмм; -составление таблиц;
П4) —заслушивание и анализ ответов обучающихся; — заслушивание и анализ объяснения учителя; -умение сформулировать вопросы по изучаемой теме; — взаимопроверка письменных работ.
П5) —установление межпредметных связей; — использование ИКТ ресурсов для поиска дополнительной информации;
П6) — участие в проектах; -участие в конференциях, олимпиадах, викторинах, конкурсах, турнирах; -самостоятельные наблюдения звездного неба; -подготовка сообщений, рефератов, докладов.
П7) — участие в диспуте, семинаре; — ролевые игры; — взаимообучение.
К1) —выполнение практической работы; -подготовка индивидуальных проектов (работа с консультантом); -участие в ролевых играх; — работа в парах и группах; К2) —выполнение практической работы; -участие в ролевых играх; — работа в парах и группах;
К3) —выполнение практической работы; -подготовка индивидуальных проектов (работа с консультантом); -участие в ролевых играх; — работа в парах и группах;
К4) —фронтальный опрос; -индивидуальный опрос; -выступление с докладом; -выполнение письменных контрольных и самостоятельных работ;
К5) — работа в парах и группах;
|
МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
||
МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
||
МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
||
МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для поиска дополнительной информации по астрономии. |
||
МР8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
МР8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, знать и понимать значение астрономических терминов; использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера. |
||
МР9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
МР9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
|
Предметные результаты освоения (базовый уровень)
ПР1) сформированность представлений о строенииСолнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временныхмасштабах Вселенной;
ПР2) понимание сущности наблюдаемых воВселенной явлений;
ПР3) владение основополагающимиастрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенноепользование астрономической терминологией и символикой;
ПР4) сформированность представлений о значенииастрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническомразвитии;
ПР5) осознание роли отечественной науки восвоении и использовании космического пространства и развитии международногосотрудничества в этой области.
Примечание: по данной образовательнойпрограмме не провидится обучение слепых и слабовидящих обучающихся.
В результате изучения учебного предмета «Астрономия»на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль астрономии вформировании современной научной картины мира и в практической деятельностилюдей;
— понимать и описывать физическую природунебесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, наиболее важныеастрономические открытия;
— объяснять смысл понятий: геоцентрическая игелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостоянияи соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета,спутник, звезда, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета(экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовоеизлучение, черная дыра;
— объяснять видимое положение и движениенебесных тел, находить на небе основные созвездия Северного полушария, в томчисле: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,Сириус, Бетельгейзе;
Выпускникна базовом уровне получит возможность научиться:
— объяснять смысл физических величин:парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смыслфизического закона Хаббла;
— описывать и объяснять: различиякалендарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны,суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принципдействия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристикзвезд с использованием диаграммы цвет-светимость, физическиепричины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождениехимических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
— характеризовать особенности методовпознания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы,методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные путиэволюции звезд различной массы; использовать компьютерные приложения дляопределения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;использовать естественнонаучные знания для объективного анализа устройстваокружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии,космонавтики.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение (3часа)
Астрономия, еесвязь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура имасштабы Вселенной.
Особенностиастрономических методов исследования.
Оптическаяастрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики,назначение).
Наземные икосмические телескопы, принцип их работы.
Всеволноваяастрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесныхтелах. Практическое применение астрономических исследований.
История развитияотечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А.Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Изучениеоколоземного пространства (история советской космонавтики, современные методыизучения ближнего космоса).
Практическоезанятие №1 «История космонавтики и проблемы освоения космоса».
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (1,5 часа)
Составлениекроссворда по теме:
«Предмет и методыастрономии»
Просмотр видеофильмов по теме:
«Посещениекосмической станции»
2. Практическиеосновы астрономии (7 часов)
Небеснаясфера. Небесные координаты. Звезды исозвездия. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географическихширотах. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.
Движение и фазыЛуны. Затмения Солнца и Луны.
Летоисчисление иего точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проектыновых календарей).
Практическоезанятие №2 «Основные элементы небесной сферы. Небесныекоординаты»
Практическоезанятие №3 «Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты»
Практическоезанятие №4 «Движение и фазы Луны. Солнечные илунные затмения»
Практическоезанятие №5 «Методы ипрактические основы астрономии» (контрольная работа №1)
Внеаудиторная самостоятельная работастудентов (3,5 часа)
Подготовкарефератов по темам:
«Обистории возникновения названий созвездий и звезд».
Практическаяработа:
Провестинаблюдения звёздного неба в районе созвездия Орион.
Провестинаблюдения лунных фаз.
Подготовкадоклада по теме:
«Историякалендаря»
3.СтроениеСолнечной системы (14 часов)
АстрономияАристотеля как «наиболее физическая из математических наук». КосмологияАристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движенияСолнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическоеизучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира наоснове принципа геоцентризма.
Видимоедвижение и конфигурации планет. Законыдвижения планет Солнечной системы (законы Кеплера).
Происхождениепланет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности вСолнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представленияо происхождении планет).
Система «Земля —Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли). ПриродаЛуны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).
Планеты земнойгруппы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы,поверхности).
Планеты-гиганты(Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения,спутники, кольца).
Астероиды иметеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов.Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и поясКойпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидовэтого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
Кометы и метеоры(открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды,метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
ИсследованияСолнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые дляисследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.
Практическоезанятие № 6 «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе»
Практическоезанятие №7 «Движение небесных тел под действием сил тяготения»
Практическоезанятие №8 «Посещение планеты Солнечной системы»
Практическоезанятие №9 «Устройство Солнечной системы» (контрольная работа №2)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (7 часов)
Подготовкасообщений по темам (по выбору обучающихся):
«АстрономияГиппарха Никейского»;
«Жизнь и открытияГалилео Галилея».
«Сихоте –Алинскийметеорит»;
«Тунгусскийметеорит»;
«Человек наЛуне».
Созданиемультимедийных презентаций по темам:
«Малые телаСолнечной системы».
Составлениекроссвордов по темам:
«УстройствоСолнечной системы».
4. Солнце и звезды (7часов)
Общиесведения о Солнце. Атмосфера Солнца. Солнце и жизньЗемли.
Практическое занятие № 10 «Атмосфера Солнца. Солнцеи жизнь Земли».
Практическоезанятие №11 «Определениерасстояний до звёзд»
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (3,5часа)
Подготовкарефератов по темам (по выбору обучающихся):
«Солнечнаяактивность и Земля».
«Эволюция звезд»
Просмотр видеофильмов по теме:
«Новые научные исследования Солнца и Солнечнойсистемы»
3.Строениеи эволюция Вселенной
Расстояние дозвезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютныезвездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения итангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростейзвезд).
Физическая природазвезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы,массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд(диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращениезвезд различных спектральных классов).
Двойные звезды(оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюденийдвойных звезд, невидимые спутники звезд).
Открытиеэкзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые исверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые исверхновые).
Наша Галактика(состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики идвижение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики.Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытиедругих галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразиегалактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивныечерные дыры в ядрах галактик).
Метагалактика(системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширениеМетагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной,открытие ускоренного расширения Метагалактики).
Происхождение иэволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Жизнь и разум воВселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Практическаяработа №12 «Солнце и звезды. Строение и эволюция Вселенной» (контрольнаяработа №3)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (4,5часа)
Созданиемультимедийных презентаций по темам:
«Мир галактик».
Подготовкарефератов по темам:
«Звёзды -типичное население космоса»;
«Одиноки ли мы воВселенной».
Подготовкасообщений по темам:
«Нобелевскиепремии за исследования по астрономии».
Составлениекроссвордов по темам:
«Важнейшие событияв астрономии».
Просмотр видеофильмов по теме:
«Вселеннаясегодня. Астрономические открытия»
Содержание иформы деятельности согласно рабочей программе воспитания:
День космонавтики
Викторина; конкурс рисунков «Моя Галактика»;
День эколога. Внеклассное мероприятие «Экологиякосмоса»
День России. Просмотр видеофильмов о роли России в освоениикосмического пространства
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указаниемколичества часов, отводимых на освоение каждой темы
ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
Наименование разделов, тем
|
Количество часов |
||
Аудиторные занятия
|
в т.ч. лабораторные занятия и практические занятия |
Внеаудиторная (самосто-ятельная) работа |
|
1.Введение |
3 |
1 |
1,5 |
2.Практические основы астрономии |
7 |
4 |
3,5 |
5. Строение Солнечной системы |
14 |
4 |
7 |
4. Солнце и звезды |
7 |
2 |
3,5 |
5. Строение и эволюция Вселенной |
9 |
1 |
4,5 |
Всего: |
40 |
12 |
20 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|||
Всего: |
60 |
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. Требования к минимальномуматериально-техническому обеспечению
Реализация программыдисциплины осуществляется на базе учебного кабинета «Физика».
В состав кабинетафизики входит лаборантская комната.
Оборудованиеучебного кабинета:
— посадочныеместа по количеству обучающихся;
— рабочееместо преподавателя;
— наглядныепособия (комплекты учебных таблиц, плакаты);
— информационно-коммуникативныесредства;
— экранно-звуковыепособия;
— техническиесредства обучения;
— демонстрационноеоборудование (общего назначения и тематические наборы);
— лабораторноеоборудование (общего назначения и тематические наборы);
— статические,динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
— вспомогательноеоборудование;
— комплекттехнической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкциипо их использованию и технике безопасности;
— библиотечныйфонд.
Технические средства обучения:
Системный блок MON Office (лицензия DJNXD-4P4RH-R26X8-DT-6W7-FJRJ2) |
Монитор Acer 21.5 |
Проектор Acer X113 |
Источник бесперебойного питания IpponBlackBasic 850 |
Экран для проектора CactusWallscreen CS-PSW-180×180 |
Кабель USB 1,5м для МФУ |
Кабель интерфейсный SVGA 20м |
МФУ Pantum M6500 |
Мышь оптическая Oklick |
Клавиатура Oklick черная 180М |
Кронштейн для проекторов настенно-потолочный |
Колонки акустические Sven 230 2.0 |
Оборудование лабораториии рабочих мест лаборатории:
Учебное оборудование |
|
Модель небесной сферы |
2 |
Теллурий |
1 |
Наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
Астрономия. От большого взрыва до наших дней (комплект таблиц) |
|
Стенд Шкала электромагнитных колебаний |
1 |
Таблица «Периодическая система Д.И.Менделеева» |
|
Стенд информационный Правила техники безопасности в кабинете физики |
1 |
5.2. Информационное обеспечениеобучения
Основные источники:
Воронцов-ВельяминовБ.А.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций/ Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2019
Дополнительныеисточники:
Левитан Е.П. Астрономия.Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеобразоват. организаций / Е. П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.
Астрономия :учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов,Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр«Академия», 2018.
ЧаругинВ.М.Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М. : Просвещение, 2018.
КуликовскийП.Г.Справочник любителя астрономии / П. Г.Куликовский. — М. : Либроком, 2013.
Школьныйастрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московскийпланетарий — М., (на текущий учебный год).
СурдинВ.Г.Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.
Интернет-ресурсы
Астрономическоеобщество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. su/EAAS
ГомулинаН.Н.Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm Государственныйастрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: http://www. sai. msu. ru
Институтземного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН.[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru Компетентностный подход вобучении астрономии по УМК В. М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu. be
КорпорацияРоссийский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1.Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Рольастрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основнойобразовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: https://www.youtube. com/watch?v=gClRXQ—qjaI
Часть 3. Методическиеособенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности вусловиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новостикосмоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режимдоступа: http://www. astronews. ru/
Общероссийскийастрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn—80aqldeblhj0l.xn—p1ai/
Российскаяастрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet. ru
Универсальнаянаучно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронныйресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия«Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth—and—universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium—moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
«Астрономия— это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx http://menobr. ru/files/blank. pdf.
«Знаешьли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1.pptx