МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Роднаялитература
ЛитератураРязанскогокрая второй половины XIX – XX века
(длястудентов I курса СПО)
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебной дисциплине «Роднаялитература» составлена в соответствии с ФГОС среднего общего образования,утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2012 г. №413, предъявляемым к структуре, содержанию и результатамосвоения учебной дисциплины «Родная литература».
ОУП.09 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» входит вобщеобразовательный цикл.
Впрограмму включено содержание, направленное на формирование у студентовобразовательных результатов, необходимых для качественного освоения программыподготовки специалистов среднего звена по специальностям.
ОГБПОУ«Скопинский электротехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины:«Родная литература»
для специальностей СПО
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Пояснительная записка |
3 |
2 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
4 |
3 |
Содержание учебного предмета |
10 |
4 |
Тематическое планирование |
11 |
5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
14 |
6 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
15 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа учебногопредмета «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» среднего общегообразования (далее – программа) разработана всоответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования крезультатам освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература» ина основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конституция РоссийскойФедерации (статья 26);
2. Федеральный закон от29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 5,8, 12, 14);
3. Федеральный закон от 25.10.1991 г. №1807-1 (ред. от 12.03.2014 г.) «О языках народов Российской Федерации» (статьи2, 6, 9, 10);
4. Примернаяосновная образовательная программа среднего общего образования Одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от28 июня 2016 года. Протокол №2/16-з.
Место учебного предмета в структуреосновной профессиональной образовательной программы: ОУП.09 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» входит вобщеобразовательный цикл.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения учебногопредмета опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной,сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, ихспособностей. В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
1) личностныерезультаты;
2) метапредметныерезультаты;
3) предметныерезультаты.
Личностныерезультаты
Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познаниюсебя:
— ориентацияобучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненныхперспектив, инициативность, креативность, готовность и способность кличностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненныепланы;
— готовность и способность обеспечить себе исвоим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой иответственной деятельности;
— готовность и способность обучающихся котстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способностьвырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическимсобытиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,духовных ценностей и достижений нашей страны;
— готовность и способность обучающихся ксаморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями иидеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
— принятие и реализация ценностей здоровогои безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение ксобственному физическому и психологическому здоровью;
— неприятие вредных привычек: курения, употребленияалкоголя, наркотиков.
Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
— российская идентичность, способность косознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувствопричастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
— уважение к своему народу, чувствоответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое инастоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам(герб, флаг, гимн);
— формирование уважения к русскому языку какгосударственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российскойидентичности и главным фактором национального самоопределения;
— воспитание уважения к культуре, языкам,традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскомуобществу:
— гражданственность,гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон иправопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные иобщечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участиюв общественной жизни;
— признание неотчуждаемости основных прав исвобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность косуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданинасогласно общепризнанным принципам и нормам международного права и всоответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическаяграмотность;
— мировоззрение, соответствующеесовременному уровню развития науки и общественной практики, основанное надиалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознаниесвоего места в поликультурном мире;
— интериоризация ценностей демократии исоциальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений вгруппе или социальной организации;
— готовность обучающихся к конструктивномуучастию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе вразличных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественнозначимой деятельности;
— приверженность идеям интернационализма,дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения кнациональному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
— готовность обучающихся противостоятьидеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативнымсоциальным явлениям.
Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
— нравственное сознание и поведение наоснове усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения вполикультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для ихдостижения;
— принятие гуманистических ценностей,осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, егомнению, мировоззрению;
— способность к сопереживанию и формированиепозитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченнымивозможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентноеотношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умениеоказывать первую помощь;
— формирование выраженной в поведениинравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческихценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия идружелюбия);
— развитие компетенций сотрудничества сосверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видахдеятельности.
Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,художественной культуре:
— мировоззрение,соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией опередовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
— готовностьи способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всейжизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности;
— экологическаякультура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России имира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояниеприродной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
— эстетическоеотношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностныерезультаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числеподготовка к семейной жизни:
— ответственноеотношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни;
— положительныйобраз семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционныхсемейных ценностей.
Личностныерезультаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфересоциально-экономических отношений:
— уважение ко всем формам собственности,готовность к защите своей собственности,
— осознанный выбор будущей профессии какпуть и способ реализации собственных жизненных планов;
— готовность обучающихся к трудовойпрофессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,общественных, государственных, общенациональных проблем;
— потребность трудиться, уважение к труду илюдям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческоеотношение к разным видам трудовой деятельности;
— готовность к самообслуживанию, включаяобучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностныерезультаты в сфере физического, психологического, социального и академическогоблагополучия обучающихся:
— физическое,эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизниобразовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологическогокомфорта, информационной безопасности.
Метапредметныерезультаты
Метапредметные результаты освоенияосновной образовательной программы представлены тремя группами универсальныхучебных действий (УУД).
Регулятивныеуниверсальные учебные действия:
Студент научится:
— самостоятельноопределять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,что цель достигнута;
— оценивать возможные последствия достиженияпоставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,основываясь на соображениях этики и морали;
— ставить и формулировать собственные задачи вобразовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другиенематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
— выбирать путь достижения цели, планировать решениепоставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организовывать эффективный поиск ресурсов,необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставлять полученный результат деятельности споставленной заранее целью.
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
Студент научится:
— искатьи находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлятьразвернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные ипознавательные) задачи;
— критически оценивать и интерпретировать информацию сразных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационныхисточниках;
— использовать различные модельно-схематическиесредства для представления существенных связей и отношений, а такжепротиворечий, выявленных в информационных источниках;
— находить и приводить критические аргументы вотношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться ккритическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их какресурс собственного развития;
— выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способовдействия;
— выстраивать индивидуальную образовательнуютраекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсныеограничения;
— менять и удерживать разные позиции в познавательнойдеятельности.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
Студент научится:
— осуществлятьделовую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутриобразовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, ане личных симпатий;
— при осуществлении групповой работы быть какруководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
— координировать и выполнять работу в условияхреального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— развернуто, логично и точно излагать свою точку зренияс использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации ипредотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую иобразовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
Предметные результатыизучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Роднаялитература» на уровне среднего общего образования:
— сформированностьпонятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
— владение видами речевойдеятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо),обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуацияхформального и неформального межличностного и межкультурного общения;
— сформированностьнавыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностейродного языка;
— обогащение активного ипотенциального словарного запасана родном языке адекватно ситуации и стилюобщения;
— овладение основнымистилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, нормами речевогоэтикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при созданииустных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
— сформированностьответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознаниезначимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своегодальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении каксредстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека иобщества, многоаспектного диалога;
— сформированностьпонимания родной литературы как одной из основных национально-культурныхценностей народа, как особого способа познания жизни;
— обеспечение культурнойсамоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родногоязыка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,российской и мировой культуры;
— сформированностьнавыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разныеэтнокультурные традиции.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1 Объем учебного предмета
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Обязательная учебная нагрузка |
39 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
34 |
практические занятия (если предусмотрено), семинары |
5 |
Самостоятельная работа |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
|
3.2 Наименование основных разделов:
Раздел 1. Введение. Рязань литературная.
Раздел 2. Литературапервой половины XIX века.
Раздел3. Литературавторой половины XIX – XX века
Раздел4. «Родная литература в ленте времени».
планирование УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, семинарские занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
Раздел 1. Введение. Рязань литературная. |
1 |
1 |
||
Тема 1.1. Введение. Рязань литературная |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
Роль родной земли для писателя и читателя. Знакомство с тематикой курса, его содержательной составляющей. Русские поэты о Рязанском крае. Знакомство со стихотворениями русских поэтов о Рязанском крае: К.Симонова «Родина, И.Акулов «Стихи о Рязани», А.Поперечный «Рязанские мадонны», А. Архипов «Олег Рязанский»,Е.Маркин «Рязанские грибы», Б Жаворонков «Он был из Рязани», «Рязаночка», «Белая околица», «Рязанское узорочье»,Николай Молотков «Родина»,Л. Аладышева «Песня о Рязани» ,Т. Травник «В Констснтиново» и др.
|
2 |
2
|
||
Практическая работа № 1. Анализ стихотворений (на выбор). |
||||
Раздел 2. Литература первой половины XIX века |
10 |
|
||
Тема 2.1. Первая русская поэтесса (Анна Бунина) |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Жизнь и творчество Анны Буниной. Основные мотивы лирики.
|
2 |
2 |
||
Практическая работа № 2. Анализ поэмы А.Буниной «Падение Фаэтона». |
||||
Тема 2.2. Рязанские мотивы в русской классике начала XIX века |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Рязань в путевых записках писателей XIX века. Рязанские реалии в «Записках» С.П. Жихарева. |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены) |
|
|
||
Тема 2.3. «Путь трудной чести и добра» (С.Д. Нечаев) |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Степан Дмитриевич Нечаев. Жизнь и творчество. Общественные и нравственные идеалы в поэзии и афоризмах С.Д. Нечаева. |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены) |
|
|
||
Тема 2.4. Владелец села Ивановского (А.С. Хомяков) |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Алексей Степанович Хомяков. Жизнь и творчество. |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены) |
|
|
||
|
|
|||
Тема 2.5. Яков Петрович Полонский |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Яков Петрович Полонский. Жизнь и творчество. |
2 |
1 |
||
Раздел 3. Литература второй половины XIX – XX века |
24 |
|
||
Тема 3.1 Всеволода Сергеевича Соловьёва. Роман «Касимовская невеста» |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Роман В.С. Соловьёва «Касимовская невеста»: реальность и художественный вымысел. |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены)
|
||||
Тема 3.2 Надежда Дмитриевна Хвощинская |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Проблема предназначения женщины в творчестве Н.Д. Хвощинской. |
2 |
2 |
||
Практическая работа № 3. Анализ стихотворений (на выбор). |
||||
Тема 3.3 М.Е. Салтыков-Щедрин – вице-губернатор Рязанской губернии |
Содержание учебного материала |
|
|
|
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. «Хлудовское дело» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены) |
||||
Тема 3.4. Достоевские и Рязанский край |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Зарайские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены) |
||||
Тема 3.5 Мещера в творческой судьбе русских писателей. Мещерская проза К.Г. Паустовского. А.И.Куприн и Рязанский край. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Мещера в творческой судьбе К.Г. Паустовского. Изобразительно-выразительные средства в рассказах Паустовского. Описание родного края. А.И.Куприн. Рассказы «Мелюзга», «Болото», «Попрыгунья — стрекоза». Образ Мещеры в произведениях А.И. Куприна. |
2
2
|
3 |
||
Практическая работа № 4. Анализ рассказов (на выбор). |
||||
Тема 3.6 С.А.Есенин и Рязанский край. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Обрядовая поэзия в творчестве С. А. Есенина. Анализ стихотворений «Троицыно утро», «Матушка в купальницу». Анализ стихотворений «Чую Радуницу Божью», «Зашумели над затоном тростники». Устаревшие слова в стихотворениях С.А. Есенина. |
2
2 |
2 |
||
Практическая работа № 5. Анализ стихотворений (на выбор). |
||||
Афиногенов Александр Николаевич.
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
Афиногенов Александр Николаевич. Очерк жизни и творчества. |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены
|
|
|
||
Тема 3.8. Рязанские поэты о Великой Отечественной войне. Поэзия Б.И Жаворонкова, Александра Потапова и др |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Своеобразие освещения темы войны в лирике рязанских поэтов Поэзия Б.И. Жаворонкова, Александра Потапова и др. |
2 |
2 |
||
Практическая работа № 5. Анализ стихотворений (на выбор). |
||||
Тема 3.8. Александр Исаевич Солженицын и Рязанский край. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
Жизнь и творчество А.И. Солженицына в Рязанской области. |
1 |
|||
Практические занятия (не предусмотрены) |
||||
Тема 3.9. Захар Прилепин |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Роман «Санькя» Захара Прилепина. |
2 |
1 |
||
Практические занятия (не предусмотрены) |
||||
Раздел 4. «Родная литература в ленте времени». |
2 |
|
||
Тема 4.1. Итоговое занятие. «Родная литература в ленте времени». |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Обобщение и систематизация изученных материалов. Презентация материалов проектов: «Родная литература в ленте времени», «Поэтическая энциклопедия родного края». |
2 |
3 |
||
Практические занятия (не предусмотрены) |
||||
Промежуточная аттестация по учебному предмету в форме дифференцированного зачета. |
||||
Всего |
39 |
|
||
Дляхарактеристики уровня освоения учебного материала используются следующиеобозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решениепроблемных задач)
5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5.1.Для реализации программы учебногопредмета должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация программыпредполагает наличие учебного кабинета русского языка и литературы. Помещениекабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил инормативов (СанПиН 2.4.2 № 1178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебноймебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровнюподготовки обучающихся.
Оборудование учебногокабинета: лекционные места для студентов, стол для преподавателя. Аудиторияоборудована учебной доской и техническими средствами обучения – компьютер,видеопроектор, экран.
Стенды для учебныхпособий и наглядного материала (схемы, таблицы, плакаты)
5.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы
5.2.1. Основные печатные источники
1. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь.Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История,1989-2019.
2. История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин.Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С.Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение,1980—1983.
3. Литературная энциклопедия терминов ипонятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
4. Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебныйпредмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестникобразования России. 2020. №14. С. 55-63.
5. Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностныйпотенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа //Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры,истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства.Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции.Саранск, 2019. С. 260-265.
6. Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметышкольного филологического образования как важный фактор национальногосамоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019.Сборник научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции/ Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образованияРАО», С. 890-902.
7.Грачёва И.В. Рязанский край в историко-литературном контексте России : учеб.
пособие/ И.В. Грачёва, Д.В. Бочаров, В.А. Чапышкин ; Ряз. гос. ун-т им.
С.А. Есенина. Рязань, 2012. 160 с.
5.2.2. Интернет-ресурсы
http://feb—web.ru/ Фундаментальнаяэлектронная библиотека «Русская литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературнаяэнциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальнаяэнциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русскийбиографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электроннаябиблиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационныйпортал «Грамота.ру».
http://www.nasledie—rus.ru/ «Нашенаследие» — сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайтИнститута русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронныересурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электроннаябиблиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русскаявиртуальная библиотека.
6.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
знать: − содержание изученных литературных произведений − основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв; − основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; − основные теоретико-литературные понятия. |
Степень знания материала курса, насколько логично и ясно излагается материал, не требует ли он дополнительных пояснений Отвечает ли обучающийся на все дополнительные вопросы преподавателя Выполнение самостоятельных и контрольных работ в соответствии с заданием |
Фронтальный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа, написание сочинений составление и защита презентаций, заполнение таблиц, индивидуальные творческие задания |
уметь: − воспроизводить содержание литературного произведения − анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; − соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи − определять род и жанр произведения − сопоставлять литературные произведения − выявлять авторскую позицию − выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения |
|
|
Текущий контроль в процессе тестирования, индивидуальных сообщений, докладов, пересказов отрывков написание сочинений, анализ художественных произведений фронтальный опрос, работа со схемами, индивидуальная работа с текстом художественного произведения составление конспектов, Промежуточная аттестация |