X-PDF

Рабочая программа по дисграфии

Поделиться статьей

Государственноеобразовательное казенное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат

дляобучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата №20 г. Иркутска

 

РАССМОТРЕНО                                                             сОГЛАСОВАНО:                                                          Утверждаю:

НА ЗАСЕДАНИИМО                                                ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРАувр                          ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

_______________                                  

ОТ «____»______2021Г                                              ____________н.и.лЯМЗИНА                                    ____________м.г.лЮБИНА

       

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

 

 Учителя-логопеда

ПлатоновойВиктории Дмитриевны

 

«Коррекциядисграфии смешанного вида с преобладанием акустической дисграфии»

4акласс

                                                                                                

2021-2022г.

Программа«Коррекции дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, обусловленнойнесформированностью языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии иэлементами акустической и оптической дисграфии» разработана для обучающихся классовГосударственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области«Специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с нарушениемопорно-двигательногог аппарата № 20 г. Иркутска» имеющих однородные речевыезаключения, в соответствии с учебным планом, учетоминдивидуально-типологических и речевых особенностей учащихся с ДЦП и другиминарушениями опорно-двигательного аппарата, рассчитана на 35 часов (1раз внеделю). Программа обеспечивает сопровождение детей с дисграфией, обусловленнойнесформированностью языкового анализа и синтеза, речевым недоразвитием, дляоказания помощи обучающимся, имеющих отклонения в развитии устной и письменнойречи первичного характера, в освоении образовательных программ.

1.      Актуальностьпрограммы

Нарушениеписьма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся снарушением опороно-двигательного аппарата, и это препятсвует полноценномуусвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. Вих письменных работах, чаще всего, встречаются ошибки, не связанные с усвоениемграмматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классовпоказывает, что ошибки,встречающиеся в письменных работах, сложно отнести ккакому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всеговстречаются смешанные виды дисграфии. В связи с этим необходима специальнаясистема коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление этихнарушений.

2  Научная обоснованность

Присоставлении данной программы опираюсь на теорию А. Р. Лурия «О психофизическойоснове письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедрыЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научныеисследования принадлежат таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г,Парамонова, С.Г. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, С.Б. Яковлев, Л.С.Волкова.

Присоставлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе собучающимися, имеющие речевые нарушения: Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном  логопункте:Пособие для логопеда.-М.:  Просвещение, 1991. Рецензенты: зав. Каф. сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е. Ф. Соботович.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работеучителя-логопеда при общеобразовательной школе». — М.: «Когото-Центр», 1996 г.Подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 МазановаЕ.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов поорганизации коррекционной работы».-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано УченымСоветом Педагогического общества России.    

Адресатпрограммы: обучающиеся 4А класса, испытывающиезатруднения при овладении письменной речью.

Цельпрограммы: коррекция нарушений письменной речи уобучающихся 4 А класса.

 

Задачипрограммы:

              Развитие фонематического анализа и синтеза;

              Развитие  языкового  анализа и  синтеза  науровне  слога,  слова, предложения итекста;

              Формирование и развитие грамматически правильнойречи;

              Формирование и развитие выразительной,связной речи;

              Обогащение словарного запаса;

              Развитие фонематического восприятия;

              Уточнение слухопроизносительныхдифференцировок фонем;

              Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

              Развитие анализаторов, участвующих в актеписьма:  слухового, зрительного,кинестетического.

              Развитие     познавательных     процессов:     слухового    внимания,
зрительного   внимания,   слуховой  памяти,   зрительной   памяти,
логического мышления.

 

3.Содержание

Учитываяспецифику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится наследующие разделы:

—   Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языковогоанализа и синтеза

 

—   Работа по преодолению аграмматической дисграфии

 

—   Работа по преодолению оптической дисграфии

 

—   Работа по преодолению акустической дисграфии

 

Каждыйраздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедическойработы. Непосредственно в календарном плане указаны темыкоррекционно-логопедической работы.

Работапо преодолению дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа исинтеза

Задачи:

             формирование,   развитие   и   совершенствование   навыка  анализа структуры предложения;

             формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;

             формирование,       развитие       и       совершенствование      навыка фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

             определение   количества,  последовательности   и   место   слов   в предложении;

             выделение гласного звука из слога, слова;

             работа по дифференциации гласных и согласныхзвуков в составе слова;

             определение количества, места слога в слове;

             составление слов путем перестановки,добавления звуков, слогов; вычленениепервого и последнего звука из слова, определение его места;

 •     определение последовательности, количества ипозиционного места в слове.

 

 

Работапо преодолению аграмматической  дисграфии

 Задачи:

                         формирование, развитие и совершенствованиеумения точногосоотнесения слова с предметом, явлением,    действием;

                         формирование,   развитие   и  совершенствование   полноценных представлений о морфологическом составе   слова;

                         формирование,      развитие      и     совершенствование      умения грамматического оформления речи;

•          формирование, развитие и совершенствованиесвязной речи.


Содержаниекоррекционно-логопедической работы:

                         уточнение значений слов, имеющихся всловарном запасе детей, идальнейшее его обогащение как путем  накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счетразвития у детей активно    пользоваться    различными   способами    словообразования.
Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.

                         уточнение,    развитие    и   совершенствование    грамматически правильного оформления речи путем  овладения  словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различныхсинтаксических конструкций.

                         развитие навыков связного высказывания,включающее в себя: установление  последовательности   высказывания;   отбор   языковых средств для построения высказывания в тех или иных целяхобщения; совершенствование навыка строить иперестраивать предложения по заданнымобразцам.

 

 

Работапо преодолению акустической дисграфии

Задачи:

   развитие зрительного восприятия, анализа исинтеза;

дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

уточнение представлений о форме, величине, цвете;

ориентировкав собственном теле и в окружающем пространстве;

  конструирование и реконструирование букв;

  нахождение, выделение букв.

4. Работа по преодолению акустическойдисграфии

 Задачи:

  развитие слухового восприятия;

  формирование и развитие представлений о звуках;

  развитие фонематического анализа и синтеза;

  развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков позвонкости-глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  уточнение    произносительного    и    слухового   образа    каждого    из смешиваемых звуков

 

  сопоставление смешиваемых звуков в произносительном ислуховом плане.

 

 

4Методы оценки эффективности программы.

Предусмотреныследующие проверочные работы:

-диктанты

-индивидуальныезадания

-творческие работы

-домашние задания

Работас дидактическим материалом.

Нормативно-правовоеобеспечение:

Работалогопедического пункта организуется на основании:

-Закона РФ от 29.12.2012 г. N273 «Об образовании РФ»

-Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.02.2000 г. № 2 «Об организацииработы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

-Инструктивного письма Министерства образования РФ от 20.06.2002 г. № 29/2194-6

-Должностной инструкции учителя-логопеда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план работы по коррекциидисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированностиязыкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементамиакустической и оптической дисграфии.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.15%
НЕТ
41.85%
Проголосовало: 896

Дата

 

Количество часов

 

Тема, содержание

 

 

 

2

 

 

 

 

 

I.                 Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне.

Развитие языкового анализа и синтеза:

1)   Развитие анализа структуры предложения:

-Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

-Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

-Составление графических схем предложений.

-Определение места данного слова в предложении.

 

 

 

2

    2)  Развитие слогового анализа и синтеза:

-Деление слогов на слоги при помощи слоговых схем.

-Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

-Составление графической схемы к каждому из данных слов.

-Составлениеслов из слогов данных в разбивку.

-Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

 

 

4

3)   Развитие звукового анализа и синтеза:

-Определение количества звуков в слове.

-Определение последовательности звуков в слове.

-Определение места звука в слове.

-Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и тд ) звуков.

-Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

-Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

 

 

3

II.             Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне.

1)   Работа со слогоритмическими схемами слов.

 

 

2

2)   Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

 

 

1

3)   Выделение в устной речи  и на письме ударных и безударных слогов.

 

 

1

4)   Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы)

 

 

1

5)   Предлоги (выделение предлогов)

 

 

1

6)   Приставки (выделение приставок)

 

 

1

7)   Дифференциация предлогов и приставок.

 

 

 

III.         Коррекционная работа  на фонетическом уровне

1)   Дифференциация фонем, имеющих акустичские сходства (звонкие, глухие)

 

 

1

2)   Гласные второго ряда в начале слова и после гласных: Я

 

 

1

Е

 

 

1

Ю

 

 

1

Ё

 

 

1

3)   Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)

 

 

10

4)   Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства

С-е                                                           о-а

О-с                                                           б-д

У-д-з                                                        и-у

Л-и                                                           У-Ч

М-ш                                                         п-т, П-Т

В-д                                                           Л-м, Л-М

                                                                  Х-ж

 

 

 

20

IV.          Коррекционная работа на синтаксическом уровне

Работа над связной речью

-составление рассказов из предложений.

-составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).

-составление рассказа по сюжетной картине.

-составление рассказа по серии сюжетных картин.

-составление рассказа по вопросной схеме, пересказ.

Итого:

 

55

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.15%
НЕТ
41.85%
Проголосовало: 896

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет