Государственноеобразовательное казенное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат
дляобучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата №20 г. Иркутска
РАССМОТРЕНО сОГЛАСОВАНО: Утверждаю:
НА ЗАСЕДАНИИМО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРАувр ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
_______________
ОТ «____»______2021Г ____________н.и.лЯМЗИНА ____________м.г.лЮБИНА
РАБОЧАЯПРОГРАММА
Учителя-логопеда
ПлатоновойВиктории Дмитриевны
«Коррекциядисграфии смешанного вида с преобладанием акустической дисграфии»
4акласс
2021-2022г.
Программа«Коррекции дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, обусловленнойнесформированностью языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии иэлементами акустической и оптической дисграфии» разработана для обучающихся классовГосударственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области«Специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с нарушениемопорно-двигательногог аппарата № 20 г. Иркутска» имеющих однородные речевыезаключения, в соответствии с учебным планом, учетоминдивидуально-типологических и речевых особенностей учащихся с ДЦП и другиминарушениями опорно-двигательного аппарата, рассчитана на 35 часов (1раз внеделю). Программа обеспечивает сопровождение детей с дисграфией, обусловленнойнесформированностью языкового анализа и синтеза, речевым недоразвитием, дляоказания помощи обучающимся, имеющих отклонения в развитии устной и письменнойречи первичного характера, в освоении образовательных программ.
1. Актуальностьпрограммы
Нарушениеписьма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся снарушением опороно-двигательного аппарата, и это препятсвует полноценномуусвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. Вих письменных работах, чаще всего, встречаются ошибки, не связанные с усвоениемграмматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классовпоказывает, что ошибки,встречающиеся в письменных работах, сложно отнести ккакому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всеговстречаются смешанные виды дисграфии. В связи с этим необходима специальнаясистема коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление этихнарушений.
2 Научная обоснованность
Присоставлении данной программы опираюсь на теорию А. Р. Лурия «О психофизическойоснове письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедрыЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научныеисследования принадлежат таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г,Парамонова, С.Г. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, С.Б. Яковлев, Л.С.Волкова.
Присоставлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе собучающимися, имеющие речевые нарушения: Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте:Пособие для логопеда.-М.: Просвещение, 1991. Рецензенты: зав. Каф. сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е. Ф. Соботович.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работеучителя-логопеда при общеобразовательной школе». — М.: «Когото-Центр», 1996 г.Подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 МазановаЕ.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов поорганизации коррекционной работы».-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано УченымСоветом Педагогического общества России.
Адресатпрограммы: обучающиеся 4А класса, испытывающиезатруднения при овладении письменной речью.
Цельпрограммы: коррекция нарушений письменной речи уобучающихся 4 А класса.
Задачипрограммы:
• Развитие фонематического анализа и синтеза;
• Развитие языкового анализа и синтеза науровне слога, слова, предложения итекста;
• Формирование и развитие грамматически правильнойречи;
• Формирование и развитие выразительной,связной речи;
• Обогащение словарного запаса;
• Развитие фонематического восприятия;
• Уточнение слухопроизносительныхдифференцировок фонем;
• Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
• Развитие анализаторов, участвующих в актеписьма: слухового, зрительного,кинестетического.
• Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
3.Содержание
Учитываяспецифику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится наследующие разделы:
— Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языковогоанализа и синтеза
— Работа по преодолению аграмматической дисграфии
— Работа по преодолению оптической дисграфии
— Работа по преодолению акустической дисграфии
Каждыйраздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедическойработы. Непосредственно в календарном плане указаны темыкоррекционно-логопедической работы.
Работапо преодолению дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа исинтеза
Задачи:
• формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения;
• формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
• формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:
• определение количества, последовательности и место слов в предложении;
• выделение гласного звука из слога, слова;
• работа по дифференциации гласных и согласныхзвуков в составе слова;
• определение количества, места слога в слове;
• составление слов путем перестановки,добавления звуков, слогов; вычленениепервого и последнего звука из слова, определение его места;
• определение последовательности, количества ипозиционного места в слове.
Работапо преодолению аграмматической дисграфии
Задачи:
• формирование, развитие и совершенствованиеумения точногосоотнесения слова с предметом, явлением, действием;
• формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
• формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
• формирование, развитие и совершенствованиесвязной речи.
Содержаниекоррекционно-логопедической работы:
• уточнение значений слов, имеющихся всловарном запасе детей, идальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счетразвития у детей активно пользоваться различными способами словообразования.
Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
• уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различныхсинтаксических конструкций.
• развитие навыков связного высказывания,включающее в себя: установление последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целяхобщения; совершенствование навыка строить иперестраивать предложения по заданнымобразцам.
Работапо преодолению акустической дисграфии
Задачи:
• развитие зрительного восприятия, анализа исинтеза;
• дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
• уточнение представлений о форме, величине, цвете;
• ориентировкав собственном теле и в окружающем пространстве;
• конструирование и реконструирование букв;
• нахождение, выделение букв.
4. Работа по преодолению акустическойдисграфии
Задачи:
• развитие слухового восприятия;
• формирование и развитие представлений о звуках;
• развитие фонематического анализа и синтеза;
• развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков позвонкости-глухости, по твердости-мягкости.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
• уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков
• сопоставление смешиваемых звуков в произносительном ислуховом плане.
4Методы оценки эффективности программы.
Предусмотреныследующие проверочные работы:
-диктанты
-индивидуальныезадания
-творческие работы
-домашние задания
Работас дидактическим материалом.
Нормативно-правовоеобеспечение:
Работалогопедического пункта организуется на основании:
-Закона РФ от 29.12.2012 г. N273 «Об образовании РФ»
-Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.02.2000 г. № 2 «Об организацииработы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
-Инструктивного письма Министерства образования РФ от 20.06.2002 г. № 29/2194-6
-Должностной инструкции учителя-логопеда
Тематический план работы по коррекциидисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированностиязыкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементамиакустической и оптической дисграфии.
№ |
Дата |
Количество часов |
Тема, содержание
|
|
|
2
|
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне. Развитие языкового анализа и синтеза: 1) Развитие анализа структуры предложения: -Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. -Придумывание предложений по заданным графическим схемам. -Составление графических схем предложений. -Определение места данного слова в предложении.
|
|
|
2 |
2) Развитие слогового анализа и синтеза: -Деление слогов на слоги при помощи слоговых схем. -Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. -Составление графической схемы к каждому из данных слов. -Составлениеслов из слогов данных в разбивку. -Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. |
|
|
4 |
3) Развитие звукового анализа и синтеза: -Определение количества звуков в слове. -Определение последовательности звуков в слове. -Определение места звука в слове. -Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и тд ) звуков. -Составление слов из звуков, данных в беспорядке. -Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. |
|
|
3 |
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне. 1) Работа со слогоритмическими схемами слов. |
|
|
2 |
2) Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. |
|
|
1 |
3) Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. |
|
|
1 |
4) Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы) |
|
|
1 |
5) Предлоги (выделение предлогов) |
|
|
1 |
6) Приставки (выделение приставок) |
|
|
1 |
7) Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
|
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне 1) Дифференциация фонем, имеющих акустичские сходства (звонкие, глухие) |
|
|
1 |
2) Гласные второго ряда в начале слова и после гласных: Я |
|
|
1 |
Е |
|
|
1 |
Ю |
|
|
1 |
Ё |
|
|
1 |
3) Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) |
|
|
10 |
4) Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства С-е о-а О-с б-д У-д-з и-у Л-и У-Ч М-ш п-т, П-Т В-д Л-м, Л-М Х-ж
|
|
|
20 |
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне Работа над связной речью -составление рассказов из предложений. -составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). -составление рассказа по сюжетной картине. -составление рассказа по серии сюжетных картин. -составление рассказа по вопросной схеме, пересказ. |
Итого: |
|
55 |
|