Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа сельского поселения «Поселок Тумнин»
Ванинскогомуниципального района Хабаровского края
РАБОЧАЯПРОГРАММА
на2022- 2023 учебный год
Предмет:Физическая культура
УМК Перспектива
: Учебник.4 класс
Учитель:Дондокова С.Ж.
Класс:4 класс
Количествочасов в классе: 2 час в неделю, 68 часов в год
Тумнин
2022
Пояснительнаязаписка
1.1 Нормативно-правовыедокументы
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана всоответствии с требованиями:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Обобразовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с01.09.2020)
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06октября 2009 года № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18 мая 2015 № 507, от 31 декабря 2015 г. №1576, от 11 декабря 2020№712).
3.Примерной образовательной программы начального общего образования,одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общемуобразованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);
4.Программы «Физическая культура»образовательной системы УМК «Перспектива», А.П. Матвеев, 1-4 классы.
5. Устава илокальных актов МБОУ СОШ п.Тумнин
6. Образовательной программы НОО МБОУ СОШ «Поселок Тумнин»;
7.Учебного плана МБОУ СОШ «Поселок Тумнин» на 2022 -2023 учебный год.
Цели и задачи
Цель учебного предмета «физическая культура»:формирование разносторонне физически развитой личности, способной активноиспользовать ценности физической культуры для укрепления и длительногосохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности иорганизации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется иопределяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивыхмотивов и потребности школьников в бережном отношении к своему здоровью,целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческийподход в организации здорового образа жизни.
Основные задачи курса:
· укреплениездоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональныхвозможностей организма;
· формированиекультуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями собщеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями иприёмами базовых видов спорта;
· формированиезнаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, ролив формировании здорового образа жизни;
· обучениенавыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительнойдеятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
· воспитаниеположительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия исотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задачобразования школьников по физической культуре, настоящая программа в своёмпредметном содержании направлена на:
· реализациюпринципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала всоответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-техническойоснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольныеплощадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видомучебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
· реализациюпринципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебногоматериала е конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности,особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
· соблюдениедидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному»,ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения,перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и всамостоятельной деятельности;
· в расширениемежпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала нацелостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры,всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений ипроцессов;
· усилениеоздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использованияшкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительныхмероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
1.2 Общаяхарактеристика учебного предмета
При созданиипрограммы учитывались потребности современного российского общества в физическикрепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаются вразнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физическойкультуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашлисвое отражение объективно сложившиеся реалии современного культурного развитияобщества.
В программе нашлисвоё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развитияобщества, условия деятельности образовательных организаций, требованияучителей и методистов о необходимости обновления содержания образования,внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.
Предметомобучения физической культуре в начальной школе является двигательная системачеловека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этойдеятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление,творчество и самостоятельность. Формирование универсальных учебных действий вдвигательных, личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах,обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Цельюфизического воспитания в школе является содействие всестороннему развитиюличности посредством формирования физической культуры личности школьника.Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическоеразвитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки вобласти физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлятьфизкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Решая задачифизического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на такиеважные компоненты как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовноесовершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивовк систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных иволевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опытаобщения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученныхзнаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической иумственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
1.3 Местоучебного предмета в учебном плане
В 4 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю,суммарно 68 часов в год.
1.4 Отличительныеособенности рабочей программы
Базовым результатомобразования в области физической культуры в начальной школе является освоениеучащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того предмет «Физическаякультура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средствомформирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Этиспособности (компетенции) выражают в метапредметных результатахобразовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видахдеятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Универсальнымикомпетенциями учащихся на этапе начального образования по физическойкультуре являются:
-умение организовывать собственную деятельность, выбирать ииспользовать средства для достижения ее цели;
-умение активно включаться в коллективную деятельность,взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой формев процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Программа состоит из трех разделов:
«Знания о физической культуре» (информационный компонент),
«Способы двигательной деятельности» (операционный компонент),
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физическойкультуре» соответствует основным направлениям развития познавательнойактивности человека: знания о природе (медико-биологические основыдеятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности),знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способыдвигательной деятельности» содержит представления о структурной организациипредметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации,исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничноефизическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность иукрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения,подвижные игры и двигательные действия из программных видов спорта, а такжеобщеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
1.5 Описаниеценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Содержание учебного предмета«Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих,компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации вобщественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценностифизической культуры для укрепления и длительного сохранения собственногоздоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образажизни.
1.6 Ведущиеформы, технологии обучения
Программа включает в себя содержание только урочныхформ занятий по физической культуре.
Для усвоения основных знанийприменяются следующие формы, методы и технологии обучения:
Освоения и совершенствование техники двигательных действийбудет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения,компьютерная демонстрация) методами.
Дляразвития двигательных способностей использую следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкойумеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод,соревновательный метод, непредельных усилий, строго регламентированногоупражнения, повторный метод, вариативный метод.
2. Планируемые образовательные результаты
Личностныерезультаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняяпозиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации насодержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошегоученика»;
– широкаямотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательныйинтерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация напонимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ исамоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиямконкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и другихлюдей;
– способность коценке своей учебной деятельности;
– основыгражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я»как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человеказа общее благополучие;
– ориентация внравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступковокружающих людей;
– знание основныхморальных норм и ориентация на их выполнение;
– развитиеэтических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка наздоровый образ жизни;
– основыэкологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следоватьв своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,здоровьесберегающего поведения;
– чувствопрекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой иотечественной художественной культурой.
Выпускник получитвозможность для формирования:
– внутреннейпозиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательнойорганизации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладанииучебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженнойустойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивогоучебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
– адекватногопонимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительнойадекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешностиреализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности вреализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– моральногосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм наоснове учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки наздоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– осознанныхустойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимуюсферу человеческой жизни;
– эмпатии какосознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать исохранять учебную задачу;
– учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничествес учителем;
– планировать своидействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в томчисле во внутреннем плане;
– учитыватьустановленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговыйи пошаговый контроль по результату;
– оцениватьправильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценкисоответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватновоспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и другихлюдей;
– различать способи результат действия;
– вноситьнеобходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки иучёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки длясоздания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровойформе хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,родном и иностранном языках.
Выпускник получитвозможность научиться:
– в сотрудничествес учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовыватьпрактическую задачу в познавательную;
– проявлятьпознавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельноучитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлятьконстатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельнооценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы висполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлятьпоиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованиемучебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространствесети Интернет;
– осуществлятьзапись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, втом числе с помощью инструментов ИКТ;
– использоватьзнаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) исхемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлятьпознавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строитьсообщения в устной и письменной форме;
– ориентироватьсяна разнообразие способов решения задач;
– основамсмыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделятьсущественную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлятьанализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлятьсинтез как составление целого из частей;
– проводитьсравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливатьпричинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строитьрассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствахи связях;
– обобщать, т. е.осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или классаединичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлятьподведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенныхпризнаков и их синтеза;
– устанавливатьаналогии;
– владеть рядомобщих приёмов решения задач.
Выпускник получитвозможность научиться:
– осуществлятьрасширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сетиИнтернет;
– записывать,фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать ипреобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно ипроизвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлятьвыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретныхусловий;
– осуществлятьсинтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняянедостающие компоненты;
– осуществлятьсравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания икритерии для указанных логических операций;
– строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно иосознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватноиспользовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решенияразличных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в томчисле сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формойкоммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционногообщения;
– допускатьвозможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общениии взаимодействии;
– учитывать разныемнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулироватьсобственное мнение и позицию;
– договариваться иприходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациистолкновения интересов;
– строить понятныедля партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задаватьвопросы;
– контролироватьдействия партнёра;
– использоватьречь для регуляции своего действия;
– адекватноиспользовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получитвозможность научиться:
– учитывать икоординировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разныемнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– пониматьотносительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументироватьсвою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивносодействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всехучастников;
– с учётом целейкоммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёрунеобходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задаватьвопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничествас партнёром;
– осуществлятьвзаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватноиспользовать речевые средства для эффективного решения разнообразныхкоммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Знания о физической культуре
Обучающийся научится:
– организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижнымииграми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
– соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во времязанятий физическими упражнениями;
– ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»,«физическая подготовка»;
– характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроковфизической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья,развития основных систем организма;
– раскрывать на примерах положительное влияние занятий физическойкультурой на физическое, личностное и социальное развитие;
– характеризовать основные физические качества и различать их междусобой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной ивнешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития ифизической подготовленности;
– выявлять связь физической культуры с трудом.
Способы физкультурной деятельности
Обучающийся научится:
– организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во времяотдыха на открытом воздухе и в помещении;
– измерять показатели физического развития и физической подготовленности;
– отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки всоответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня,комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальныхзанятий;
– целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальныхзанятий по развитию физических качеств.
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
– оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частотепульса;
– выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки,упражнения на развитие физических качеств;
– выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
– выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах(гимнастическое бревно);
– выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания иброски мяча разного веса и объёма);
– выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.
Обучающийся получит возможность научиться:
– фиксировать результаты наблюдений за динамикой основныхпоказателей физического развития и физической подготовленности;
– выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи притравмах и ушибах;
– сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
– выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатическиеупражнения;
– играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
– выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
– выполнять передвижения на лыжах.
3. Содержание учебного предмета «Физическаякультура» 4 кл
Знания о физической культуре.
Из истории физической культуры. Связь физической культуры с трудовой ивоенной деятельностью. История развития физической культуры в России в XVII—XIXвв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическаяподготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения.Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скоростии продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения.Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественныхводоемах).
Способы физкультурнойдеятельности.
Наблюдения за своим физическимразвитием и физической подготовленностью. Цель и задачи наблюдения запоказателями индивидуального физического развития и физическойподготовленности. Техника выполнения тестовых заданий для определения уровняразвития основных физических качеств. Определение нагрузки во время выполненияутренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составлениеакробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Изменениероста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Оформлениерезультатов измерения показателей физического развития и физической подготовленностив течение учебного года.
Физическое совершенствование.
Спортивно-оздоровительнаядеятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Акробатические упражнения.Упоры, седы, упражнения в группировке, перекаты, стойка на лопатках, кувырки вперёди назад, гимнастический мост.
Акробатические комбинации:
1) мост из положения лёжа на спине,опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок сопорой на руки в упор присев;
2) кувырок вперёд в упор присев, кувырокназад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опоройна руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Опорный прыжок через гимнастическогокозла. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перевороты,перемахи. Гимнастическая комбинация: из виса стоя присев толчком двумя ногамипереворот назад, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратноедвижение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: высокий старт споследующим ускорением. Прыжковые упражнения: прыжки в высоту. Прыжки в высотус разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение.Финиширование.
Прыжковыеупражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту;спрыгивание и запрыгивание. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель ина дальность.
Лыжные гонки. Передвиженияна лыжах: одновременный одношажный ход, повороты, спуски, подъёмы,торможение, чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижныеигры.
Наматериале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: заданияна координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (снапряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
Наматериале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижнаяцель».
Наматериале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишьсяза два шага».
Наматериале спортивных игр:
Футбол: эстафетыс ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощеннымправилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросокмяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов;эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол поупрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передачамяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча ссобственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед,в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Подвижныеигры разных народов.
Общеразвивающиеупражнения
Наматериале раздела «Гимнастика с основами акробатики»
Развитиегибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,глубоких выпадов, в приседе, взмахами ногами; наклоны вперед, назад, в сторонув стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; выкруты сгимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременноправой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание туловища (встойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитиюгибкости.
Развитиекоординации движений: произвольное преодоление простыхпрепятствий; передвижения с изменяющимися направлениями движения, с остановкамив заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическомубревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями;воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания,концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положенияхстоя и лежа, седах); жонглирование мелкими предметами; преодоление полоспрепятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание черезгорку из матов; комплексы упражнений на координацию движений с асимметрическимии последовательными движениями руками и ногами; равновесие (например, ласточкана широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия различных положений);жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; упражнения напереключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие;упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом,прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу;жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед иназад).
Формированиеосанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданнойосанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующихупражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночногостолба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя,сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.
Развитиесиловых способностей:динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитиемышц туловища с использованием тяжести своего тела и дополнительных отягощений(набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы),комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных группи увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе(по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке: в упоре наколенях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия сопорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой нагимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижениемвперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотамивправо и влево); прыжки вверх-вперед толчком одной и двумя ногами огимнастический мостик; переноска партнера в парах; комплексы упражнений сдополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательнойнаправленности на отдельные мышечные группы.
Наматериале раздела «Легкая атлетика»
Развитиекоординации движений: бег сизменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре;пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки черезскакалку на месте на одной и двух ногах, поочередно на правой и левой.
Развитиебыстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальнойскоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; челночныйбег; бег «с горки» в максимальном темпе; ускорение из разных исходныхположений; броски теннисного мяча в стенку и ловля его в максимальном темпе, изразных исходных положений, с поворотами; рывки с места и в движении по команде(по сигналу).
Развитиевыносливости: равномерный бег в режиме умереннойинтенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности,с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (ссохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м;равномерный 6-минутный бег.
Развитиесиловых способностей: повторное выполнениемногоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивногомяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений,метание набивных мячей (1—2 кг) одной и двумя руками из разных исходныхположений различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторноевыполнение беговых нагрузок «в горку»; прыжки в высоту на месте с касаниемрукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левымбоком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки поразметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание на горку из матов и последующееспрыгивание с нее.
Наматериале раздела «Лыжная подготовка»
Развитиекоординации движений: переностяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки);комплексы общеразвивающих упражнений, стоя на лыжах; скольжение на правой(левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы на лыжах с изменяющимисястойками; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитиевыносливости: передвижениена лыжах различными способами в режиме умеренной интенсивности, с прохождениемотрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождениетренировочных дистанций.
Требования к качеству освоения программного материала
В результатеосвоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическаякультура» учащиеся 4 класса должны:
иметь представление:
— ороли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русскойармии;
— офизической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыханияи кровообращения;
— о физической нагрузке и способах ее регулирования;
— опричинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями,профилактике травматизма;
уметь:
— вести дневник самонаблюдения;
— выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
— подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физическихупражнений с разной нагрузкой;
— выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть поупрощенным правилам;
— оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах ипотертостях;
демонстрировать уровень физическойподготовленности (см. табл. 4)
Таблица4
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
6 |
4 |
3 |
|
|
|
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз |
|
|
|
18 |
15 |
10 |
Бег 60 м с высокого старта, с |
10.0 |
10.8 |
11.0 |
10.3 |
11.0 |
11.5 |
Бег 1000 м, мин. с |
4.30 |
5.00 |
5.30 |
5.00 |
5.40 |
6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
7.00 |
7.30 |
8.00 |
7.30 |
8.00 |
8.30 |
Всвязи с отсутствием условий из содержанияпрограммы начального общего образования исключены следующие темы: практическиезанятия по плаванию.
Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
**Для бесснежныхрайонов страны.
**Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить обязательныеиспытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей,выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов)по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей,координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. Видыобязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору изложены вприложении к настоящим Требованиям.
4. Тематическое планирование
№ |
Разделы и темы |
Количество часов |
1 |
Знания о физической культуре |
В процессе урока |
2 |
Способы физкультурной деятельности. Самостоятельные занятия |
В процессе урока |
3 |
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность |
В процессе урока |
4 |
Лёгкая атлетика и подвижные игры |
12 |
5 |
Подвижные игры с элементами легкой атлетики и баскетбола |
4 |
6 |
Гимнастика с основами акробатики и подвижные игры |
16 |
7 |
Лыжная подготовка |
20 |
8 |
Легкая атлетика и подвижные игры (с элементами волейбола, пионербола и баскетбола) — |
16 |
|
Всего |
68 часов |
5. Формы контроля, критериии нормы оценки знаний обучающихся
Критерии оценивания
Впервом классеисключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишьсловесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика,личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов(особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
2-4класс
Потехнике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка«5»— двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, внадлежащем темпе, легко и четко.
Оценка«4»— двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко,наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка«3»— двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубаяили несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженномувыполнению.
Основнымиметодами оценки техники владения двигательными действиями являются методынаблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Основныефизические способности:
Физические способности |
Физические упражнения |
Скоростные |
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с) |
Силовые |
Прыжок в длину с места (см) Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз) |
К выносливости |
Бег 1000 м Передвижение на лыжах 1.5 км |
К координации |
Челночный бег 3×10 м (с) |
Проведениезачетно-тестовых уроков
Контрольныенормативы: проверка нормативов проводится в течении учебного года с цельюконтроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Н |
|
|
2КЛ. |
|
|
3КЛ. |
|
|
4КЛ. |
|
|
|
|
|
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
1 |
Бег 30 м (сек.) |
М |
6,0 |
6,6 |
7,1 |
5,7 |
6,2 |
6,8 |
5,4 |
6,0 |
6,6 |
|
|
Д |
6,3 |
6,9 |
7,4 |
5,8 |
6,3 |
7,0 |
5,5 |
6,2 |
6,8 |
2 |
Бег 1000 м (мин,сек.) (+ — без учета времени) |
М |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Д |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Прыжок в длину с места (см) |
М |
150 |
130 |
115 |
160 |
140 |
125 |
165 |
155 |
145 |
|
|
Д |
140 |
125 |
110 |
150 |
130 |
120 |
155 |
145 |
135 |
4 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) |
М |
70 |
60 |
50 |
80 |
70 |
60 |
90 |
80 |
70 |
|
|
Д |
80 |
70 |
60 |
90 |
80 |
70 |
100 |
90 |
80 |
5 |
Отжимания (кол-во раз) |
М |
10 |
8 |
6 |
13 |
10 |
7 |
16 |
14 |
12 |
|
|
Д |
8 |
6 |
4 |
10 Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536 |
7 |
5 |
14 |
11 |
8 |
6 |
Подтягивания (кол-во раз) |
М |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
6 |
4 |
3 |
7 |
Метание т/м (м) |
М |
15 |
12 |
10 |
18 |
15 |
12 |
21 |
18 |
15 |
|
|
Д |
12 |
10 |
8 |
15 |
12 |
10 |
18 |
15 |
12 |
8 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) |
М |
23 |
21 |
19 |
25 |
23 |
21 |
28 |
25 |
23 |
|
|
Д |
28 |
26 |
24 |
30 |
28 |
26 |
33 |
30 |
28 |
По основам знаний
Оценка «5» -заответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала;логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта
Оценка «4» — заответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки
Оценка «3» — заответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы взнании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания напрактике
Оценка «2» — занепонимание и незнание материала программы.
6.Календарно-тематическоепланирование
№ п/п |
Основное содержание по темам |
Количество часов |
Дата проведения |
||||
|
|
||||||
план |
факт |
|
|||||
|
Легкая атлетика и подвижные игры —12 ч. |
||||||
1 |
Техника безопасности. Развитие физических качеств. Линейные эстафеты с этапом до 30м. |
1
|
06.09 |
|
|
||
2 |
Развитие физических качеств. Линейные эстафеты с этапом до 30м. |
1
|
07.09 |
|
|
||
3 |
Техника безопасности. Развитие физических качеств. Линейные эстафеты с этапом до 30м. |
1 |
13.09 |
|
|
||
4 |
Результат в беге на 30м. Обучение прыжкам в длину с разбега. |
1 |
14.09 |
|
ПР |
||
5 |
Челночный бег 3х10м. Закрепление прыжков в длину с разбега. |
1 |
20.09 |
|
|
||
6 |
Обучение метанию мяча с места. Совершенствование прыжков в длину с разбега. |
1 |
21.09 |
|
|
||
7 |
Результат в беге на 60 м. Совершенствование метания мяча |
1 |
27.09 |
|
ПР |
||
8 |
Прыжки в длину и в высоту с места.
|
1 |
28.09 |
|
|
||
9 |
Прыжки в длину с разбега. ОРУ в виде «Салок». Совершенствование метаний мяча.
|
1 |
04.10 |
|
|
||
10 |
Результат в подтягивании на перекладине. |
1 |
05.10
|
|
|
||
11 |
Результат в метании мяча 150г с места. |
1 |
11.10
|
|
ПР |
||
12
|
Результат в беге на 1000м. круговые эстафеты. |
1
|
12.10 |
|
|
||
|
Подвижные игры с элементами легкой атлетики и баскетбола — 4 ч.
|
||||||
13 |
Наклон вперед сидя на полу. Разучивание ловли и передачи мяча двумя руками. |
1 |
18.10 |
|
|
||
14 |
Совершенствование баскетбольных приемов. Эстафеты. |
1 |
19.10 |
|
|
||
15 |
Совершенствование передач мяча от груди, снизу, сверху. Эстафеты типа «Веселых стартов». |
1 |
25.10 |
|
|
||
16 |
Совершенствование передач Обучение ведению мяча по прямой, и ловли мяча двумя руками. |
1 |
26.10 |
|
|
||
|
Гимнастика с элементы акробатики и подвижные игры — 16 ч. |
||||||
17 |
Ознакомление с правилами безопасности на уроках гимнастики. Обучение кувырку назад в группировке. Кувырок вперед. |
1 |
08.11 |
|
|
||
18 |
Обучение лазанию по канату в три приема. Закрепление кувырка назад в группировке |
1 |
09.11 |
|
|
||
19 |
Обучение перекату назад стойку на лопатках. Закрепление лазания по канату в три приема. Совершенствование кувырка вперед. |
1 |
15.11 |
|
|
||
20 |
Обучение мосту с помощью и самостоятельно. Разучивание комплекса с гимнастическими палками. Совершенствование кувырка назад, переката назад стойки на лопатках, лазание по канату. |
1 |
16.11 |
|
|
||
21 |
Обучение мосту с помощью и самостоятельно. Разучивание комплекса с гимнастическими палками. Совершенствование кувырка назад, переката назад стойки на лопатках, лазание по канату. |
1 |
22.11 |
|
|
||
22 |
Обучение мосту с помощью и самостоятельно. Разучивание комплекса с гимнастическими палками. Совершенствование кувырка назад, переката назад стойки на лопатках, лазание по канату. |
1 |
23.11 |
|
|
||
23 |
Обучение мосту с помощью и самостоятельно. Разучивание комплекса с гимнастическими палками. Совершенствование кувырка назад, переката назад стойки на лопатках, лазание по канату. |
1 |
29.11 |
|
|
||
24 |
Упражнения в равновесии на бревне. Эстафеты с набивными мячами
|
1 |
30.11 |
|
|
||
25 |
Упражнения в равновесии на бревне. Эстафеты с набивными мячами |
1 |
06.12 |
|
|
||
26 |
Совершенствование прыжков, равновесия, висов. Эстафеты с набивными мячами. |
1 |
07.12 |
|
|
||
27 |
Совершенствование прыжков, равновесия, висов. Эстафеты с набивными мячами. |
1 |
13.12 |
|
|
||
28 |
Совершенствование прыжков, равновесия, висов. Эстафеты с набивными мячами. |
1 |
14.12 |
|
|
||
29 |
Челночный бега 3×10 м Эстафеты с гимнастическими скакалками |
1 |
20.12 |
|
|
||
30. |
Подтягивания на перекладине. Эстафеты с гимнастическими скакалками. |
1 |
21.12 |
|
|
||
31 |
Прыжки в длину и в высоту с места. Эстафеты с гимнастическими скакалками |
1 |
27.12 |
|
|
||
32 |
Наклон вперед сидя на полу. Эстафеты с различными предметами |
1 |
10.01 |
|
|
||
|
Лыжная подготовка — 20 ч. |
||||||
33 |
ТБ на занятиях лыжной подготовки. Ходьба на лыжах по ровной поверхности. |
1 |
11.01 |
|
|
||
34 |
Ходьба на лыжах по ровной поверхности. |
1
|
17.01 |
|
|
||
35 |
Ходьба на лыжах и обгон по прямой.
|
1 |
18.01 |
|
|
||
36 |
Правила безопасности на уроках лыжной подготовки. Спуски с пологих склонов. Подъем «лесенкой» и «елочкой». |
1 |
24.01 |
|
|
||
37 |
Правила безопасности на уроках лыжной подготовки. Спуски с пологих склонов. Подъем «лесенкой» и «елочкой». |
1
|
25.01 |
|
|
||
38 |
Правила безопасности на уроках лыжной подготовки. Спуски с пологих склонов. Подъем «лесенкой» и «елочкой». |
1 |
31.01 |
|
|
||
39 |
Разучивание попеременного двухшажного хода с палками. Обучение одновременному двухшажному ходу с палками |
1 |
01.02 |
|
|
||
40 |
Разучивание попеременного двухшажного хода с палками. Обучение одновременному двухшажному ходу с палками |
1 |
07.02 |
|
|
||
41 |
Совершенствование подъемов и поворотов. Игра «Кто дальше». Прохождение дистанции 2 км. |
1 |
08.02 |
|
|
||
42 |
Совершенствование подъемов и поворотов. Игра «Кто дальше». Прохождение дистанции 2 км. |
1 |
14.02 |
|
|
||
43 |
Совершенствование поворотов переступанием в движении и подъема на склон полуелочкой. |
1 |
15.02 |
|
|
||
44 |
Совершенствование поворотов переступанием в движении и подъема на склон полуелочкой. |
1 |
21.02 |
|
|
||
45 |
Совершенствование поворотов переступанием в движении и подъема на склон полуелочкой. |
1 |
22.02 |
|
|
||
46 |
Передвижение на лыжах. Эстафета. |
1 |
28.02
|
|
|
||
47 |
Передвижение на лыжах. Эстафета. |
1 |
01.03
|
|
|
||
48 |
Передвижение на лыжах. Эстафета. |
1 |
07.03
|
|
|
||
49 |
Передвижение на лыжах. Эстафета. |
1 |
08.03
|
|
|
||
50 |
Передвижение на лыжах. Эстафета. |
1 |
14.03
|
|
|
||
51 |
Передвижение на лыжах. Эстафета. |
1 |
15.03
|
|
|
||
52 |
Лыжная дистанция 1 км. Зачёт. |
1 |
21.03
|
|
ПР |
||
|
Легкая атлетика и подвижные игры (с элементами волейбола, пионербола и баскетбола) —16ч. |
||||||
53 |
Правила поведения на уроках при выполнении бега, прыжков и метании. Обучение прыжку с бокового разбега. Челночный бег 3x10м. |
1 |
22.03 |
|
|
||
54 |
Совершенствование прыжка в высоту с бокового разбега. Эстафеты. Бег 1мин. |
1 |
04.04 |
|
|
||
55. |
Совершенствование прыжка в высоту с бокового разбега. Эстафеты. Бег 1мин. |
1 |
05.04 |
|
|
||
56 |
Совершенствование прыжка в высоту с бокового разбега. Эстафеты. Бег 1мин. |
1 |
11.04 |
|
|
||
57 |
Совершенствование прыжка в длину и высокого старта. Челночный бег 3x10м. |
1 |
12.04 |
|
|
||
58 |
Совершенствование прыжка в длину и высокого старта. Челночный бег 3×10м |
1 |
18.04 |
|
|
||
59 |
ОРУ с малыми мячами. Эстафета баскетболиста. Бег 3 мин. |
1 |
19.04 |
|
|
||
60 |
Результат прыжка в длину и в высоту с места. Обучение метанию мяча с 3 шагов |
1 |
25.04 |
|
ПР |
||
61 |
Результат прыжка в длину и в высоту с места. Обучение метанию мяча с 3 шагов |
1 |
26.04 |
|
ПР |
||
62 |
Результат в беге на 30м с высокого старта. Закрепление метания мяча с 3 шагов разбега. |
1 |
02.05 |
|
ПР |
||
63 |
Результат в наклонах вперед из положения сидя. Совершенствование прыжков и ме- тания мяча с разбега. |
1 |
03.05 |
|
ПР |
||
64 |
Результат в беге на 60м с высокого старта. Совершенствование метаний мяча с разбега. Эстафета с палочкой – 30м 1 ч |
|
10.05 |
|
ПР |
||
65 |
Результат на1000 м. Эстафета с палочкой – 30м. 1 ч |
|
16.05 |
|
ПР |
||
66 |
Результат в подтягивании на перекладине. Эстафета с палочкой — 30м. |
|
17.05 |
|
ПР |
||
67 |
Повторение |
|
24.05 |
|
|
||
68 |
Повторение |
|
25.05 |
|
|
||
7.Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечениеучебного предмета
Литература:
- Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы/ А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2012 – 127 с.
- Физическая культура 3-4 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/А.П. Матвеев; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования.–М.: Просвещение, 2012.–160 с.
- Поурочное планирование по физической культуре 4 класс А.П. Матвеев издательство «Учитель» 2012г.
- Учебник по физической культуре 4 класс А.П.Матвеев издательство «Просвещение» 2012 г.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Про-свещение, 2021. — 231 с. — (Стандарты второго поколения).
Официальныйсайт УМК «Перспектива». –
Режимдоступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=l 2371
- Скамейка гимнастическая жесткая
- Комплект навесного оборудования (мишени для метания)
- Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мяч футбольный,
- Скакалки детские
- Маты гимнастические
- Кегли
- Обруч пластиковый детский
- Рулетка измерительная (на каждого ученика).
- Игры и игрушки:
- Шашки
