ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программапо предмету «Физика» для старшей ступени образования разработана на основе:
· Закона №273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»,
· Федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего общего образования;
· Примерной программы среднего общегообразования по предмету «Физика»;
· Федерального базисного учебного планасреднего общего образования;
· Методического письма по преподаваниюпредмета «Физика»;
· Требований к оснащению образовательногопроцесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов ФГОС НОО попредмету «Физика»
· Авторской программы «Физика» 10-11классов, составителями которой являются- Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев М: Дрофа2010 г.;
· Регионального учебного плана среднегообщего образования;
· Учебного плана МБОУ СОШ №3 с.Огоньки;
· Положения о Рабочей программе по предмету«Физика» МБОУ СОШ №3 с. Огоньки;
Данная рабочаяпрограмма адресована обучающимся 10-11 классов средней общеобразовательнойшколы и рассчитана на 2 года обучения.
На изучение«Физики» в 10-11 классе выделяется 170ч. В МБОУ СОШ №3 с. Огоньки 34 рабочиенедели, то 136 часов . В 10-68 и в 11 68 часов
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В11 классе
Знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
· смыслфизических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняякинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарныйэлектрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рациональногоприродопользования и защиты окружающей среды
В 10классе на базовом уровне обучающийся должен
знать :
Механика
Понятия:система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.
Законы ипринципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, законвсемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.
Уметь:
Практическое применение: пользоватьсясекундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитатьвектора.
Молекулярнаяфизика
знать :
Понятия: тепловое движение частиц, массы иразмеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура,насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.
Законы ипринципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I иII закон термодинамики.
Уметь:
Практическое применение: использованиекристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнениемокружающей среды.
Электродинамика
Знать:
Понятия: электрический заряд, электрическое имагнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение,электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы,ЭДС, полупроводник.
Законы ипринципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции,законы Ома.
Уметь:
Практическое применение: пользоватьсяэлектроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собиратьэлектрические цепи.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания.Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связимежду физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и ихотличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессепознания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границыприменимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основныеэлементы физической картины мира.
Механика (22 ч)
Механическое движение и его виды. Относительностьмеханического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принципотносительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законысохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законовмеханики для объяснения движения небесных тел для развития космическихисследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации.
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.Падение тел в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение массвзаимодействующих тел. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругостиот деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение.Переход кинетической энергии в потенциальную.
Лабораторные работы.
Движение тела по окружности под действием сил тяжестии упругости. Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика (19 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строениявещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мерасредней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модельидеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.Строение и свойства жидкости, твердого тела.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимостьтепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Модель строения жидкостей. Испарение и кипение.Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнениетеплового баланса.
Демонстрации.
Механическая модель броуновского движения. Изменениедавления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объемагаза с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа сизменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженномдавлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяженияжидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов.Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы.
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика (21 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохраненияэлектрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Законкулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков.Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов.Электроемкость. Конденсаторы.
Закон Ома для полной цепи. Сопротивление.Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока.Электродвижущая сила.
Электрический ток в различных средах.
Демонстрации.
Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическомполе. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитноевзаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитнаязапись звука.
Лабораторные работы.
Текст лабораторных работ находится в конце учебникаГ.Я.Мякишев.
Всего 34 учебныенедели
11класс
Электродинамика(29 часов)
Магнитноеполе. Электромагнитнаяиндукция (продолжение)
Вектормагнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция.Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Колебанияи волны. Электрические колебания.
Механическиеколебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания.Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.Автоколебания.
Свободныеколебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.Вынужденные колебания. Переменный электрический ток.
Производство,передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрическойэнергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Электромагнитныеволны.
Продольныеи поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковыеволны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Излучениеэлектромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.Телевидение.
Световыеволны
Световыелучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы.Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скоростьсвета и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракциясвета. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризациясвета. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Основыспециальной теории относительности. (3ч)
Постулатытеории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянствоскорости света. Пространство и время в специальной теории относительности.Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Квантоваяфизика и элементы астрофизики (20 часов)
Световыекванты.
Тепловоеизлучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.Фотоны.
Атомнаяфизика.
Строениеатома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора.Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярноеволновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физикаатомного ядра.
Методырегистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Законрадиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра.Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.
Астрофизика.Солнечная система. Звёзды и источникиих энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
Таккак в курс физики 11 класса введены элементы астрономии, а программа рассчитанана 2 часа в неделю, физический практикум не предусмотрен.
4.Учебно – тематический план
Федеральныйбазисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерацииотводит 136 часов для обязательного изучения физики в 10-11 классах (2учебных часа в неделю). Количество учебных недель 34
тема |
класс |
Количество лабораторных работ |
Количество контрольных работ |
Введение |
10 |
|
|
Механика |
|
|
1 |
Динамика и силы в природе |
|
1 |
1 |
Законы сохранения в механике. Статика |
|
1 |
1 |
Молекулярная физика. Теермодинамика |
|
1 |
|
Основы молекулярной физитки |
|
|
|
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела |
|
1 |
1 |
Основы термодинамики
|
|
|
1 |
Электродинамика |
|
|
|
электростатика |
|
|
|
Постоянный электрический ток |
|
2 |
1 |
Электрический ток в различных средах |
|
|
|
|
11 |
|
|
Основы электродинамики |
|
1 |
2 |
Магнитное поле |
|
|
|
Электромагнитная индукция |
|
1 |
1 |
Колебания и волны |
|
1 |
1 |
Световые волны |
|
2 |
1 |
Теория относительности |
|
|
|
Атомная физика |
|
2 |
1 |