Казенное общеобразовательноеучреждение Воронежской области
«Бобровская школа-интернатдля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № 1 от 29.08.2022 г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР ____________Е.В. Кудря
|
«Утверждаю» Директор школы-интерната ____________И.В. Маликова Приказ № 89/7 от 01.09.2022 г. |
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.
|
Рабочаяпрограмма
поформированию речевогослуха и произносительной стороныречи для 9 класса
на2022-2023 учебный год
учителя-дефектологаВКК
КолотушкинойИрины Александровны
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма обязательного коррекционно-развивающего курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороныречи» для 9 класса составлена в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования и на основе:
· Примерной рабочейпрограммы коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия ивоспроизведения устной речи» (слабослышащие обучающиеся), приложение №1 к ПримернойАООП ООО (вариант 2.2.2).
· Развитие слуховоговосприятия. Обучение произношению. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений II вида. Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев,Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина,Л.В.Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Допущено Министерствомобразования и науки РФ. ‒ Москва: Просвещение, 2006 г.
Цель: развитие у слабослышащихобучающихся слухозрительного восприятия устной речи (с помощью индивидуальныхслуховых аппаратов), речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховыхаппаратов и без аппаратов), внятной и членораздельной речи, естественной позвучанию, а такжеличностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальныхучебных действий, способствующих достижению обучающимися планируемыхрезультатов данного курса, основного общего образования в целом.
Задачи:
1. Развитие восприятия устнойречи:
· развитие речевого слуха (при пользованииобучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами);
· развитие речевого слуха (без слуховыхаппаратов);
· развитиеслухозрительного восприятия (при пользовании обучающимися индивидуальнымислуховыми аппаратами).
2. Развитие у обучающихся внятной,членораздельной и естественной по звучанию речи (при пользованиииндивидуальными слуховыми аппаратами).
3. Развитие у обучающихсяуниверсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных).
Место курса в учебном плане
В9 классе предусмотрено 2 часа в неделю на каждого обучающегося.
В неделю – 14 ч. (7 человек),
всего за год – 468 ч. (из расчета 35 учебных недель).
Форма проведения занятий: индивидуально, парами (включающими обучающихся сблизким уровнем общего и слухоречевого развития).
Занятияпроводятся в специальном кабинете, оборудованном зеркалом (для работы надпроизношением), компьютером, визуальными приборами, специализированнымикомпьютерными программами, необходимым дидактическим материалом, наборамизондов и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 КЛАССА
Основные содержательные линии коррекционно-развивающего курса включают:
· развитиевосприятия устной речи:
развитиеречевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов);
развитиеречевого слуха (без использования индивидуальных слуховых аппаратов);
развитиеслухозрительного восприятия устной речи (при использовании индивидуальныхслуховых аппаратов);
· развитиепроизносительной стороны речи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов).
Развитие восприятия устной речи
Развитие речевого слуха (прииспользовании индивидуальных слуховых аппаратов):
· восприятиена слух текстов – адаптированных и неадаптированных текстов монологическогохарактера, включающих до 17–20 предложений (с учетом уровня слухоречевогоразвития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных,сложносочиненных и сложноподчиненных, в том числе, с включением отдельных слов,незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, и короткихмонологических высказываний разговорного, учебно-научного, научно-справочного,публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловыхтипов – повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное);диалогов и полилогов разговорного, учебно-делового, научно-справочного,публицистического и художественного стилей при увеличении объема до 17–20предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных (втом числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которыхпонятен из контекста), а также реплики, состоящие из нескольких предложений, имикродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие репликиразличного характера (вопрос – ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие– несогласие, повествование, распространение и др.), в разных акустическихусловиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости нарасстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5–2 м), и приувеличении расстояния (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся); приотносительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природныхявлений, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки и др. ; при предъявлении текстов нетолько в нормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении короткихтекстов разными дикторами в естественных условиях коммуникации, а также ваудиозаписи;
· распознаваниена слух отдельных фраз разговорного, учебно-делового, официально-делового,учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилейречи при постепенном увеличении их объёма, усложнении лексического состава,грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждогообучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе приизменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях – припредъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличениирасстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); приотносительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природныхявлений, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки; опознаваниеновых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами исловосочетаниями), знакомым по звучанию; при предъявлении фраз не только в нормальном, но иумеренно-быстром темпе; при предъявлении фраз разными дикторами в естественныхусловиях коммуникации и в аудиозаписи;
· распознаваниена слух отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: припредъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличениирасстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); приотносительной тишине в помещении, а также на фоне шума улицы, шума от природныхявлений, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки ; опознаваниеновых слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию; при предъявлении речевогоматериала (коротких текстов, фраз, слов и словосочетаний) не только внормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении слов исловосочетаний разными дикторами в естественных условиях коммуникации и ваудиозаписи;
· восприятиена слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним илинесколькими гласными и/или согласными в корнях, окончаниях, суффиксах,приставках, а также слов с разными предлогами;
· восприятиеотдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматическихошибок;
· восприятие,запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов,словосочетаний, коротких монологических высказываний), произносимых учителемголосом разговорной громкости.
Развитие речевого слуха (без слуховыхаппаратов):
· распознаваниена слух (в зависимости от состояния слуха и индивидуальных особенностейразвития речевого слуха обучающихся) речевого материала – фраз (при усложнении лексическогосостава и грамматической структуры), слов и словосочетаний, при бинауральном восприятиии восприятии на каждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны) вразных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорнойгромкости / шёпотом; при увеличении расстояния; опознавание нового речевогоматериала в сочетании со знакомым по звучанию.
Развитие слухозрительного восприятия (спомощью индивидуальных слуховых аппаратов):
· восприятиена слух текстов – адаптированных и неадаптированных текстов монологическогохарактера, включающих до 17–20 предложений (с учетом уровня слухоречевогоразвития каждого обучающегося);
· распознаваниеотдельных фраз разговорного, учебно-делового, официально-делового,учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилейречи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава,грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждогообучающегося;
· распознаваниеотдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях;
· восприятиеотдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматическихошибок;
· восприятие,запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов,словосочетаний, коротких монологических высказываний);
· призатруднении восприятия речевого материала слухозрительно или на слух реализацияумений вероятностного прогнозирования речевой информации с опорой на речевой ивнеречевой контекст.
Темы по развитию восприятия устной речи иречевого слуха:
· первоеполугодие: «Моя родина: большая ималая», «Культура общения», «Известные люди», «Человек с большой буквы», «Изучаем школьные предметы»;
· второеполугодие: «Мой выбор», «Хочу всезнать», «Бессмертие подвига», «Будь здоров», «Изучаем школьные предметы».
Развитие произносительной стороны речи
Развитие речевого дыхания:
· слитноепроизнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (подконтролем учителя и самостоятельно);
· развитиесамоконтроля речевого дыхания;
Работа над голосом:
· закреплениенормального звучания голоса и его модуляций по силе и по высоте;
· принеобходимости, коррекция нарушений голоса;
· развитиесамоконтроля нормального звучания голоса.
Работа над звуками и их сочетаниями:
· закреплениедифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных исогласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а такжеслогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речиучителя, самостоятельно);
· развитиесамоконтроля звукового состава речи, в том числе на основе знаний обартикуляции звука;
· принеобходимости, коррекция нарушений звукового состава речи.
Работа над словами:
· развитиеумений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение,соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, поподражанию учителю);
· развитиесамоконтроля воспроизведения слов;
· знаниеосновных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило;применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и подконтролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (подконтролем учителя и самостоятельно).
Работа над фразами:
· развитиеумений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализациипроизносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно);воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловыесинтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе,по-возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образецречи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);
· развитиесамоконтроля воспроизведения фраз.
Оценивание собственных речевыхдействий; внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощьюучителя и самостоятельно).
Воспроизведение отработанного речевогоматериала (под контролем учителя и самостоятельно).
Реализация сформированных произносительныхумений при чтении.
Реализация сформированныхпроизносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанногообщения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по коррекционно-развивающемукурсу «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» на уровне основногообщего образования включают:
· реализацию в жизнедеятельности,в том числе при взаимодействии с окружающими людьми на основе устной речи,ценностно-смысловых установок, отражающих гражданские позиции, патриотическиечувства, ориентацию на духовно-нравственные ценности и нормы, сформированностьрефлексии, понимание ценности образования, культуры, здоровья и эмоциональногоблагополучия, самовоспитания и саморазвития, приобщения к экологическойкультуре, общественно-полезной трудовой деятельности;
· понимание роли русского языкакак государственного языка Российской Федерации; сформированностьценностно-смысловой установки на качественное владение русским языком, в томчисле восприятием и воспроизведением устной речи (при постоянном пользованиииндивидуальными слуховыми аппаратами), навыками устной коммуникации;
· понимание личной ответственностиза овладение словесной речью, в том числе устной, ее восприятием ивоспроизведением;
· сформированностьценностно-смысловой установки на использование устной речи в общении с цельюреализации собственных жизненных планов и потребностей в качественномобразовании, в том числе профессиональном, наиболее полноценной социализации,включая профессионально-трудовую деятельность;
· желание и умения реализовыватькомпетенции в коммуникативно-речевой деятельности в образовательной исоциальной практике на основе освоенных норм и правил общественного поведения;
· способность ставить цели истроить жизненные планы, включая выбор профессии, с учётом владения словеснойречью (в том числе восприятием и воспроизведением устной речи, навыками устнойкоммуникации), достигнутого уровня образования, а также определенныхограничений в социально-профессиональной сфере, связанных с нарушением слуха;
· включение в систему жизненныхценностей и планов пользование индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетомрекомендаций врача-сурдолога), совершенствование собственной устной речи,применение в социально-бытовой и профессионально-трудовой практике навыковустной коммуникации;
· устойчивую мотивацию и интерес,сформированные навыки получения и применения информации о средствах и способахслухопротезирования, других сурдотехнических средствах и ассистивныхтехнологиях, в том числе при использовании ИКТ;
· проявление интереса к истории исовременной социальной практике людей с нарушениями слуха; участие вмежличностном общении и социокультурной жизни лиц с нарушениями слуха.
Метапредметные результаты включают:
· сформированностьценностно-смысловой установки на достижение качества в коммуникативно-речевойдеятельности в процессе образовательной и социальной практики, включая владениеслухозрительным восприятием устной речи и внятной, достаточно естественной позвучанию речью (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами);
· реализациюсформированных умений восприятия и воспроизведения устной речи (с помощьюиндивидуальных слуховых аппаратов), устной коммуникации в различных видахобразовательной и социальной практики;
· осуществлениепланирования собственных учебных и коммуникативно-речевых действий всоответствии с поставленной задачей;
· самостоятельноеоценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
· самостоятельноеоценивание собственных коммуникативно-речевых действий; осуществлениесамоконтроля речевых действий, внесение соответствующих коррективов в ихвыполнение;
· самостоятельноеприменение учебной информации, в том числе при овладении произносительнойстороной речи о правильной артикуляции звуков, нормах орфоэпии, пользованиепрофилями артикуляции звуков и др.;
· реализация втехнике чтения сформированных произносительных умений;
· использованиев образовательной и социальной практике логичных и грамотных речевыхвысказываний (развернутых и коротких) по обсуждаемой теме (вопросу и др.) сопорой на жизненный опыт, поступки героев литературных произведений и др.;
· способностьк естественной коммуникативной реакции при восприятии сообщений, вопросов,поручений: повторение сообщений, ответы на вопросы, не повторяя их, выполнениепоручений с соответствующим речевым комментарием (отчетом);
· использованиеречевых высказываний в ситуациях, связанных с выяснением и передачейинформации, ее уточнением при затруднении в восприятии, в том числе присамостоятельное формулирование уточняющих вопросов;
· участие вустной коммуникации с одним или несколькими речевыми партнерами (прииспользовании индивидуальных слуховых аппаратов) при обсуждении различныхвопросов (тем) – учебно-познавательных, социокультурных, в том числе личностнозначимых для жизнедеятельности обучающегося, при инициировании собственныхвысказываний, аргументации и доказательстве собственного мнения; толерантномотношении к мнению собеседников; способность к достижению взаимопонимания приустной коммуникации, обеспечению взаимодействия; реализация правил речевогоэтикета в процессе устной коммуникации;
· способностьк выражению в устной форме мыслей и чувств (в том числе с опорой на воспринятуюинформацию, личный опыт, примеры их художественной литературы и др.), а такжепросьб и желаний логично и грамотно при реализации во внятной и естественнойречи произносительных возможностей; краткому и полному изложение информации; квыяснению и передаче информации, выраженной в устной форме; к рассуждению потеме (по поставленному вопросу и др.), в том числе с опорой на план, базовыйсловарь и др.; к описанию иллюстрации (фотографии и др.), в том числе с опоройна план, базовые словарь (с сообщением, кто изображен, что делает (ют), внешнийвид (описание интерьера, внешнего вида и др.), какое настроение (эмоциональноесостояние) и др.; к сообщению собственного мнения по обсуждаемой теме, особытии (поступке окружающих людей, героев художественных произведений и др.),его обоснование, опираясь на воспринятую информацию, личный опыт, примеры иххудожественной литературы и др.;
· повторение воспринятогослухозрительно/на слух текста монологического или диалогического характера (точно или приближенно,передавая смысл текста), полные и краткие устные ответы на вопросы повоспринятому тексту; устное формулирование темы и главной мысли текста;пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план, составленныйсамостоятельно; пересказ текста с приведением цитаты из него или включениизаданного высказывания; рассуждение по теме текста; участие в диалоге(полилоге) по содержанию текста с высказыванием личностного мнения о героях, ихпоступках и др., приведение для доказательства собственного мнениясоответствующих цитат из воспринятого текста; составление диалогов и монологическихвысказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту;
· применениеразличных способов поиска (в справочных источниках и в сети Интернет),обработки и передачи информации в соответствии с коммуникативно-речевыми ипознавательными задачами, в том числе при подготовке устных выступлений(ответов и др.).
Предметные результаты включают:
· восприятиена слух (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) адаптированных инеадаптированных текстов монологического характера, включающих до 17–20 предложений(с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простыхнераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, втом числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которыхпонятен обучающимся из контекста, и коротких монологических высказыванийразговорного, учебно-научного, научно-справочного, публицистического ихудожественного стилей, различных функционально-смысловых типов –повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалогови полилогов разговорного, учебно-делового, научно-справочного,публицистического и художественного стилей при увеличении объема до 17– 20 предложений– простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных (в том числе,с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен изконтекста), а также реплики, состоящие из нескольких предложений, имикродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие репликиразличного характера (вопрос – ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие– несогласие, повествование, распространение и др.), в разных акустическихусловиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости нарасстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5–2 м), и приувеличении расстояния (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся); приотносительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шумаметро (с учетом региональных условий) , различных бытовых шумов, разговора двухи более людей, музыки и др. (в аудиозаписи); при предъявлении текстов не только внормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении коротких текстовразными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условияхкоммуникации, а также в аудиозаписи;
· распознаваниена слух (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) отдельных фразразговорного, учебно-делового, официально-делового, учебно-научного,научно-справочного, публицистического и художественного стилей речи припостепенном увеличении их объёма, усложнении лексического состава,грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждогообучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе приизменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях – припредъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличениирасстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительнойтишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шума метро(с учетом региональных условий), различных бытовых шумов, разговора двух иболее людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании сречевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), знакомым по звучанию; при предъявлении фраз не тольков нормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении фраз разнымидикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникациии в аудиозаписи;
· распознаваниена слух (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) отдельных слов исловосочетаний в разных акустических условиях: при предъявлении учителемголосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния (с учетоминдивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении,а также на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро ( с учетомрегиональных условий), различных бытовых шумов, разговора двух и более людей,музыки (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании сознакомыми по звучанию; припредъявлении речевого материала (коротких текстов, фраз, слов и словосочетаний)не только в нормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении слов исловосочетаний разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественныхусловиях коммуникации и в аудиозаписи;
· восприятиена слух (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) слов, близких позвучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими гласными и/илисогласными в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, а также слов с разнымипредлогами;
· восприятиена слух (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) отдельныхэлементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;
· распознаваниена слух без использования индивидуальных слуховых аппаратов (в зависимости отсостояния слуха и индивидуальных особенностей развития речевого слухаобучающихся) речевого материала – фраз (при усложнении лексического состава и грамматическойструктуры), слов и словосочетаний, при бинауральном восприятии и восприятии накаждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны) в разныхакустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/ шёпотом; при увеличении расстояния; опознавание нового речевого материала всочетании со знакомым о звучанию;
· слухозрительное восприятие (прииспользовании индивидуальных слуховых аппаратов) на слух адаптированных инеадаптированных текстов монологического характера, включающих до 17–20предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) –простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных исложноподчиненных, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых позначению, смысл которых понятен из контекста, и коротких монологическихвысказываний разговорного, официально-делового, учебно-научного,научно-справочного, публицистического и художественного стилей различныхфункционально-смысловых типов – повествование, рассуждение, описание (бытовое,пейзажное, портретное); диалогов и полилогов разговорного, учебно-делового,официально-делового, научно-справочного, публицистического и художественногостилей при увеличении объема до 17–20 предложений – простых распространенных,сложносочиненных и сложноподчиненных (в том числе, с включением отдельных слов,незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста), а также реплики,состоящие из нескольких предложений, и микродиалогов с предсказуемойлогико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос –ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование,распространение и др.), в разных акустических условиях: при относительнойтишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро(с учетом региональных условий), различных бытовых шумов, разговора двух иболее людей, музыки и др. (в аудиозаписи); при предъявлении текстов не только внормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении коротких текстовразными дикторами в естественных условиях коммуникации, а также припредъявлении коротких текстов монологического и диалогического характера ввидеозаписи, в том числе, при естественном расположении собеседников придиалоге и полилоге;
· слухозрительное восприятие прииспользовании индивидуальных слуховых аппаратов (распознавание) отдельных фразразговорного, учебно-делового, официально – делового, учебно-научного,научно-справочного, публицистического и художественного стилей речи припостепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава,грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждогообучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе приизменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях: приотносительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природныхявлений / шума метро (с учетом региональных условий), различных бытовых шумов,разговора двух и более людей, музыки и др. (в аудиозаписи); опознавание новыхфраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями),отработанным при слухозрительном восприятии; при предъявлении фраз не только внормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении фраз разнымидикторами в естественных условиях коммуникации и в видеозаписи;
· слухозрительное восприятие прииспользовании индивидуальных слуховых аппаратов (распознавание) отдельных слови словосочетаний в разных акустических условиях: при относительной тишине впомещении, а также на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шума метро (сучетом региональных условий), различных бытовых шумов, разговора двух и болеелюдей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний всочетании с отработанными при слухозрительном восприятии; при предъявлении слов и словосочетанийне только в нормальном, но и умеренно-быстром темпе; при предъявлении слов исловосочетаний разными дикторами в естественных условиях коммуникации ввидеозаписи;
· призатруднении восприятия речевого материала слухозрительно или на слух реализацияумений вероятностного прогнозирования речевой информации с опорой на речевой ивнеречевой контекст;
· произнесениеотработанного речевого материала внятно и достаточно естественно, соблюдаяестественную манеру речи и передавая различные эмоциональные оттенки высказыванияс помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (мимикалица, поза, пластика); голосом нормальной высоты, силы и тембра; в нормальномтемпе; реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационнойструктуры речи, соблюдая орфоэпические правила;
· знание орфоэпических правил, ихприменение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях;
· использованиеусвоенных приемов самоконтроля за различными сторонами произношения; краткоесловесное определение используемых приемов самоконтроля;
· оцениваниесобственных речевых действий (в том числе при использовании визуальных приборови специализированных компьютерных программ); внесение соответствующихкоррективов в их выполнение (под контролем учителя и самостоятельно);
· проведениесамостоятельной работы над произношением по заданию учителя с использованиемвизуальных приборов и компьютерных программ), с опорой на приемы самоконтроля(под контролем учителя и самостоятельно);
· реализациясформированных произносительных умений при чтении и в самостоятельных устныхвысказываниях (под контролем учителя и самостоятельно).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I |
Обследование на начало учебного года. |
21 |
Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. |
II |
ФРС |
|
|
1 |
Моя родина: большая и малая. |
56 |
Национальная электронная детская библиотека |
2 |
Культура общения. |
41 |
|
3 |
Известные люди. |
35 |
|
4 |
Человек с большой буквы. |
68 |
Библиотека школьника |
5 |
Любимая профессия. |
77 |
Презентация на тему «Моя будущая профессия» http://www.myshared.ru/theme/moya-buduschaya-professiya-prez |
6 |
Хочу все знать. |
68 |
Национальная электронная детская библиотека |
7 |
Бессмертие подвига. |
56 |
Библиотека школьника |
8 |
Будь здоров. |
35 |
Презентация на тему «Здоровый образ жизни» |
III |
Обследование на конец учебного года. |
11 |
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих |
|
Итого за год |
468 |
|
ХАРАКТЕРИСТИКАРЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
Боровков Юрий
Диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость IVстепени. Речь недостаточно внятная. Интонация слабо выраженная. Голос: по силе– слабый; по высоте – низкий. Слитность – чтение по словам. Словесное ударение,правила орфоэпии – частые ошибки. Есть ошибки в произнесении звонких согласных.Словарный запас ближе к возрасту. Речевой материал воспринимает с ИСАслухо-зрительно и на слух. Обучается восьмой год.
Доненко Мария
Диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIстепени. Речь достаточно внятная. Имеет дефекты в произношении. Интонациядостаточно выраженная. Голос по силе, высоте и тембру нормальный. Темп речинормальный. В словесном ударении и орфоэпии единичные ошибки. Словарный запассоответствует возрасту. Речевой материал воспринимает с использованием ИСА наслух. Обучается восьмой год.
Мариян Арина
Диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость IVстепенинаследственного генеза. Речь ближе к достаточно внятной. Смысл высказыванияпонятен. Голос – по силе, высоте и тембру нормальный. Слитность – чтение пословам. Словесное ударение – единичные ошибки. Орфоэпия – есть ошибки. Ошибки впроизношении звуков Ц, Ч, Л. Речевой материал воспринимает с использованием ИСАна слух. Словарный запас соответствует возрасту.
Матвеев Илья
Диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIстепени, ЗПР. Речь достаточно внятная. Имеет дефекты в произношении. Интонацияслабовыраженная. Голос по силе, высоте и тембру нормальный. Темп речи ближе кнорме. Словесное ударение, орфоэпия – единичные ошибки. Словарный запассоответствует возрасту. Речевой материал воспринимает с использованием ИСА наслух. Обучается восьмой год.
Полнов Артем
Диагноз – двусторонняя сенсоневральнаятугоухость III – IVстепени, состояние после кохлеарнойимплантации. Речь недостаточно внятная. Голос: по силе – слабый; по высоте – нормальный.Темп речи замедленный. Слитность – чтение по словам. Словесное ударение,орфоэпия — ошибки. В произношении звуков есть дефекты: оглушение звонкихсогласных Д, Г, Ж; смягчение звука Л; замена аффрикат Ц, Ч фрикативными ТС,ТШ. Знакомый речевой материал воспринимает с использованием ИСА посленескольких предъявлений, незнакомый – только слухо-зрительно. Словарный запасблизкий к возрасту. Обучается восьмой год.
Луговая Агния
Диагноз – двусторонняясенсоневральная тугоухость IV степени. Речь невнятная, монотонная, сгрубыми нарушениями звукопроизношения и замещениями звуков родственных по артикуляции, темп замедленный. Голос по высоте – фальцет, по силе, тембрунормальный. Правила орфоэпии, словесное ударение – частые ошибки. Активныйсловарный запас беден. Различает речевой материал небольшого объема с ИСАпосле предварительной слухо-зрительной тренировки с опорой на наглядныйматериал. Обучается восьмой год.
АскаровЭмиль
Диагноз – двусторонняясенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после КИ. Речь невнятная,монотонная, темп замедленный. Звукопроизношение нарушено, правилами орфоэпии невладеет, словесное ударение – только по надстрочным знакам. Активный словарныйзапас беден. Речевой материал воспринимает слухо-зрительно с большим трудом, сопорой на наглядность, задания не выполняет. Обучается восьмой год.
Расписание занятий
День недели |
Фамилия ученика |
||||||
Понедельник |
Аскаров Э. |
|
|
Боровков Ю. |
|
|
|
Вторник |
|
Доненко М. |
Матвеев И. |
|
|
Мариян А. |
|
Среда |
|
|
|
Боровков Ю. |
Полнов А. |
|
Луговая А. |
Четверг |
Аскаров Э. |
Доненко М. |
Матвеев И. |
|
|
|
|
Пятница |
|
|
|
|
Полнов А. |
Мариян А. |
Луговая А. |