X-PDF

Рабочая программа по географии 5-9 класс

Поделиться статьей

Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательнаяшкола»

Рассмотрено                                  Принято на педсовете Утверждаю:          
на заседании МО учителей          Протокол №1 от 30.08.2019г.     Директоршколы
естественно-математического                                                                ____ (Н.Н. Арцыбашева)
цикла

Протокол №1                                                                                        Приказ№ ______
от «__» августа 2020г.                                                                          от__ августа 2020 г.
Руководитель МО                                                                                  
                (А.П. Гололобов)

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

ПОГЕОГРАФИИ

5-9КЛАССЫ

ОСНОВНОЕОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 Разработала:
Баркова Елена Николаевна
учитель географии,

высшая квалификационная категория

 

 

с.Становое, 2020 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Нормативные и правовые документы, наоснове которых составлена программа:

1.      Федеральныйзакон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Федеральныегосударственные образовательные стандарты основного общего образования РФ(Приказ МОиН № 1897от 17 декабря 2010 г.).

3.      Примерныеосновные образовательные программы основного общего образования.

4.      Основная образовательная программаМКОУ«Становская СОШ».

5.      Авторскаяпрограммы по географии предметной линии «Полярная звезда» 5-9 классы В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина; Москва: Просвещение 2019 г.

6.      Положениео рабочей программе МКОУ «Становская СОШ».

 

Данная рабочая программа ориентирована наиспользование следующего учебно-методического комплекта:

Учебники:

1. А.И.Алексеев и др.География.5-6 класс–М.: Просвещение, 2020г.

2. А.И.Алексеев и др.География.7 класс–М.: Просвещение, 2020г.

3. А.И.Алексеев и др.География. 8 класс–М.: Просвещение, 2019г.

Рабочие тетради:

1.      НиколинаВ.В. География «Мой тренажер» 5 — 6 класс – М.: Просвещение, 2019.

2.      НиколинаВ.В. География «Мой тренажер» 7 класс – М.: Просвещение, 2019.

3.       НиколинаВ.В. География «Мой тренажер» 8 класс – М.: Просвещение, 2020.

       Атласы:

1.География. Атлас. 5-6 класс — М.:Просвещение, 2020.

2.География. Атлас. 7 класс — М.:Просвещение, 2020.

3.География. Атлас. 8-9 класс — М.:Просвещение, 2020.

Контурные карты:

1. География. Контурные карты. 5класс — М.: Просвещение, 2020.

1. География. Контурные карты. 7класс — М.: Просвещение, 2020.

1. География. Контурные карты. 8класс — М.: Просвещение, 2020.

 

           География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Согласноучебному плану МКОУ «Становская СОШ» на изучение предмета «География» в 5-6классах отводится 1 учебный час в неделю, итого 35 учебных часов в год (35учебных недель); в 7, 8 и 9  классах отводится по 2 часа в неделю, итого по 70часов в год (35 учебных недель в каждом классе).

 

1.       ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучении географии в основной школе даетвозможность обучающимся достичь следующих результатов.

5 класс

Личностнымрезультатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

     воспитаниероссийской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,осознанному отношению к прошломуи настоящему многонационального народа России;   осознание    своей  этническойпринадлежности;

    формирование   ответственного   отношения к учению, готовности испособности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию;

    формирование целостного мировоззрения, соответствующего  современному   уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    формирование осознанного, уважительного и доброжелательногоотношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в немвзаимопонимания;

    освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей  и форм   социальной    жизни в группах и сообществах;

    развитие морального сознания и компетентности в решении моральныхпроблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам;

    формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослымив процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видах деятельности;

    формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

    формирование основ экологической культуры, соответствующейсовременному уровню экологического мышления;

    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятиеценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи;

     развитиеэстетического сознания через освоение художественного наследия народов России имира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является

формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

1.Умениесамостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи вучебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;

2. Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач. Обучающийся сможет:

-определятьнеобходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;

-определятьпотенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находитьсредства для их устранения.

3. Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-определятьсовместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности;

-оценивать своюдеятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;

-сверять своидействия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оцениватьправильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийсясможет:

-определятькритерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий;

-фиксировать ианализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

-наблюдать ианализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельностьдругих обучающихся в процессе взаимопроверки;

-соотноситьреальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности иделать выводы.

Познавательные УУД

6.Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делатьвыводы. Обучающийся сможет:

-подбирать слова,соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выделять общийпризнак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;

-выделять явлениеиз общего ряда других явлений;

-строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;

-вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

7.Умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;

-создавать абстрактныйили реальный образ предмета и/или явления;

-строить схему,алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм наоснове имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

-строитьдоказательство: прямое, косвенное, от противного.

8. Смысловоечтение. Обучающийся сможет:

-находить в текстетребуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться всодержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмироватьглавную идею текста.

9.Формирование иразвитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийсясможет:

-свое отношение кприродной среде;

-анализироватьвлияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-распространятьэкологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающейсреды;

-выражать своеотношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10.  Развитие мотивации к овладениюкультурой активного использования словарей и других поисковых систем.Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевыепоисковые слова и запросы;

 -осуществлять взаимодействие сэлектронными поисковыми системами, словарями;

 -соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.

КоммуникативныеУУД

11.Умение организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликтына основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместнойдеятельности;

-игратьопределенную роль в совместной деятельности;

-определять своидействия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;

-строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);

12.Умениеосознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидля выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляциисвоей деятельности; владение устной и письменной речью, монологическойконтекстной речью. Обучающийся сможет:

-определять задачукоммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-представлять вустной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-высказывать иобосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-принимать решениев ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

13. Формирование иразвитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

-целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;

-использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм;

-создавать информационные ресурсыразного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правилаинформационной безопасности.

ПредметныеУУД

Ученикнаучится (базовый уровень):

— анализировать, обобщать иинтерпретировать географическую информацию;

— в процессе работы с одним илинесколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в нихпротиворечивую информацию;

 — составлять описание географическихобъектов, процессов и явлений с использованием разных источников географическойинформации.

-называть методы изучения Земли;

-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

— показывать по карте маршруты путешествий разного времени ипериодов;

-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики»,«полярные круги», «параллели», «меридианы»;

-приводить примеры географических следствий движения Земли;

-называть и показывать планеты Солнечной системы;

— приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

— называть и показывать по карте основные географические объекты;

— объяснять особенности строения рельефа суши;

— описывать погоду своей местности;

— объяснять значение ключевых понятий.

Ученик получит возможность научиться (повышенныйуровень):

— строить простые планы местности;

-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравниватьгеографические объекты, процессы и явления на основе известных характерныхсвойств и проводить их простейшую классификацию;

— оценивать характер взаимодействиядеятельности человек и компонентов природ;

 -использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту иокружающей среде;

— создавать письменные тексты и устныесообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.

— приводить примеры форм рельефа суши идна океана;

— наносить на контурную карту и правильно подписыватьгеографические объекты;

— описывать уникальные особенности Земли как планеты;

— описывать представления древних людей о Вселенной;

— находить и называть сходства и различия в изображении элементовградусной сети на глобусе и карте;

— работать с компасом;

 

7 класс

Личностным результатом изучения предметаявляется формирование следующих умений и качеств:

—  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошломуи настоящемумногонационального народа  России;   осознание    своей этническойпринадлежности, знание истории , языка культуры своего края,воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире познавательных интересов, а также наоснове формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия всоциально значимом труде;

—  формирование целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира;

—  формирование осознанного, уважительногои доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции,

к истории, культуре, религии, традициям,языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вестидиалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

—  освоение социальных норм, правилповедения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие вшкольном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенцийс учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

—  развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственным поступкам;

—  формирование коммуникативнойкомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшегоимладшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,общественно полезной,учебно-исследовательской, творческойи других видов деятельности;

—  формирование ценности здорового ибезопасного образажизни; усвоение правил индивидуального иколлективногобезопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни издоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

—  формирование основ экологическойкультуры соответствующей современному уровню экологического мышления,развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-

оценочной и практической деятельности вжизненныхситуациях;

—  осознание значения семьи в жизничеловека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливоеотношение к членам своей семьи;

—  развитие эстетического сознания через освоение художественногонаследия народов мира, творческойдеятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является

формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

1.        Умениесамостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи вучебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·      анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;

·      выдвигатьверсии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечныйрезультат;

·      ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

2.        Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач. Обучающийся сможет:

·      определятьнеобходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;

·      обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных ипознавательных задач;

·      определять/находить,в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной ипознавательной задачи;

·      выбиратьиз предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решениязадачи/достижения цели;

·      составлятьплан решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

3.        Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·      определятьсовместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности;

·      систематизировать(в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценкисвоей деятельности;

·      отбиратьинструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своейдеятельности в рамках предложенных условий и требований;

·      оцениватьсвою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·      находитьдостаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуациии/или при отсутствии планируемого результата.

4.        Умениеоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения. Обучающийся сможет:

·      определятькритерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·      анализироватьи обосновывать применение соответствующего инструментария для выполненияучебной задачи;

·      свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий.

5.        Владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·      наблюдатьи анализировать собственную учебную и познавательную деятельность идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·      соотноситьреальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности иделать выводы;

·      приниматьрешение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные УУД

6.        Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делатьвыводы. Обучающийся сможет:

·      подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·      выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·      выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;

·      объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;

·      выделятьявление из общего ряда других явлений;

·      определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;

·      строить рассуждениеот общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общимзакономерностям;

·      строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;

·      излагатьполученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·      самостоятельноуказывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способпроверки достоверности информации;

·      вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

7.        Умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·      обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;

·      определятьлогические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логическиесвязи с помощью знаков в схеме;

·      создаватьабстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·      строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·      создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;

·      преобразовыватьмодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·      переводитьсложную по составу (многоаспектную) информацию из графического илиформализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

8.        Смысловоечтение. Обучающийся сможет:

·      находить втексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·      ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·      устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

9.        Формированиеи развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийсясможет:

·      определятьсвое отношение к природной среде;

·      анализироватьвлияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·      проводитьпричинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·      прогнозироватьизменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другогофактора;

·      распространятьэкологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающейсреды;

·      выражатьсвое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладениюкультурой активного использования словарей и других поисковых систем.Обучающийся сможет:

·       определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·       осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·       формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска;

·      соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.

КоммуникативныеУУД

11.             Умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

     определятьвозможные роли в совместной деятельности;

     игратьопределенную роль в совместной деятельности;

     приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

     определятьсвои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;

     строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

     корректнои аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентныхзамен);

     критическиотноситься к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своегомнения (если оно таково) и корректировать его;

     предлагатьальтернативное решение в конфликтной ситуации;

     выделятьобщую точку зрения в дискуссии;

     договариватьсяо правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной передгруппой задачей.

12.             Умениеосознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидля выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляциисвоей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстнойречью. Обучающийся сможет:

·      определятьзадачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·      отбирать ииспользовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалогв паре, в малой группе и т. д.);

·      представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·      соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;

·      высказыватьи обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога;

·      приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·      создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимыхречевых средств;

·      использоватьвербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоковсвоего выступления.

13.             Формированиеи развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

·      целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;

·      выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;

·      использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм;

·      создаватьинформационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные УУД

Выпускник научится:

·      выбиратьисточники географической информации (картографические, статистические,текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватныерешаемым задачам;

·      ориентироватьсяв источниках географической информации (картографические, статистические,текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить иизвлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные иколичественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы иявления, их положение в пространстве по географическим картам разногосодержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/илипротиворечивую географическую информацию, представленную в одном или несколькихисточниках;

·      представлятьв различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания)географическую информацию, необходимую для решения учебных ипрактико-ориентированных задач;

·      использоватьразличные источники географической информации (картографические,статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявлениегеографических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений,на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информацииобъяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания игеографических различий); расчет количественных показателей, характеризующихгеографические объекты, явления и процессы; составление простейшихгеографических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении,сравнении и/или оценке географической информации;

·      различатьизученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географическиеобъекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводитьих простейшую классификацию;

·      использоватьзнания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях междуизученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения ихсвойств, условий протекания и различий;

·      оцениватьхарактер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разныхгеографических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

·      различать(распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления,характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов истран;

·      использоватьзнания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессамии явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

·      описыватьпо карте положение и взаиморасположение географических объектов;

·      различатьгеографические процессы и явления, определяющие особенности природы и населенияматериков и океанов, отдельных регионов и стран;

·      устанавливатьчерты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной идуховной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разнымприродным условиям;

·      объяснятьособенности компонентов природы отдельных территорий;

·      приводитьпримеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

·      находить ираспознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневногохарактера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальныхпроцессов или закономерностей;

·      объяснятьрасовые отличия разных народов мира;

·      даватьхарактеристику рельефа своей местности;

·      уметьвыделять в записках путешественников географические особенности территории

·      приводитьпримеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.

Выпускник получитвозможность научиться:

·      создаватьпростейшие географические карты различного содержания;

·      моделироватьгеографические объекты и явления;

·      работать сзаписками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географическойинформации;

·      подготавливатьсообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современныхисследованиях Земли;

·      ориентироватьсяна местности: в мегаполисе и в природе;

·      использоватьзнания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья исоблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

·      приводитьпримеры, показывающие роль географической науки в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практическогоиспользования географических знаний в различных областях деятельности;

·      восприниматьи критически оценивать информацию географического содержания внаучно-популярной литературе и средствах массовой информации;

·      составлятьописание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностяхсобытий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

·      сопоставлятьсуществующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных измененийклимата;

·      оцениватьположительные и негативные последствия глобальных изменений климата дляотдельных регионов и стран;

·      объяснятьзакономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи сприродными и социально-экономическими факторами;

·      делатьпрогнозы трансформации географических систем и комплексов в результатеизменения их компонентов;

·      наноситьна контурные карты основные формы рельефа;

·      даватьхарактеристику климата своей области (края, республики);

·      показыватьна карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты.

8 класс

Личностнымрезультатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

—  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошломуи настоящему многонациональногонарода  России;   осознание    своей  этническойпринадлежности, знание истории,языка культуры своего края, воспитание чувства ответственности и долга передРодиной;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире познавательных интересов, а также наоснове формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия всоциально значимом труде;

—  формирование целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира,ответственногоотношения к учению; уважительного отношения к труду

—  формирование осознанного, уважительногои доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции,

к истории, культуре, религии, традициям,языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вестидиалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

—  освоение социальных норм, правилповедения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие вшкольном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенцийс учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

—  развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственным поступкам;

—  формирование коммуникативнойкомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего имладшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, умениявести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификациясебя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образапартнера по диалогу)

—  формирование ценности здорового ибезопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективногобезопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровьюлюдей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

—  формирование основ экологическойкультуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-

оценочной и практической деятельности вжизненных ситуациях(готовностьк исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, кхудожественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числеэкотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)

—  осознание значения семьи в жизничеловека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи;

—  развитие эстетического сознания через освоениехудожественного наследия народов России и мира, творческой деятельностиэстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является

формирование универсальных учебных действий (УУД)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Регулятивные УУД

1. Умениесамостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи вучебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·      анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;

·      выдвигатьверсии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечныйрезультат;

·      ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·      формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2. Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач. Обучающийся сможет:

·      определятьнеобходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;

·      обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательныхзадач;

·      определять/находить,в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной ипознавательной задачи;

·      выстраиватьжизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставитьадекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов);

·      выбиратьиз предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решениязадачи/достижения цели;

·      составлятьплан решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·      определятьпотенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи инаходить средства для их устранения.

3.    Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·      определятьсовместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности;

·      систематизировать(в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценкисвоей деятельности;

·      отбиратьинструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своейдеятельности в рамках предложенных условий и требований;

·      оцениватьсвою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;

·      находитьдостаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуациии/или при отсутствии планируемого результата;

·      работая посвоему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализаизменений ситуации для получения запланированных характеристикпродукта/результата;

·      устанавливатьсвязь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процессадеятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристикпроцесса для получения улучшенных характеристик продукта.

4.    Умениеоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения. Обучающийся сможет:

·      определятькритерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·      анализироватьи обосновывать применение соответствующего инструментария для выполненияучебной задачи;

·      свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий;

·      оцениватьпродукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности;

·      обосновыватьдостижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсови доступных внешних ресурсов;

·      фиксироватьи анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.        Владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·      наблюдатьи анализировать собственную учебную и познавательную деятельность идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·      соотноситьреальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности иделать выводы;

·      приниматьрешение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·      самостоятельноопределять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода изситуации неуспеха;

·      ретроспективноопределять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этихдействий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

6.        Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

·      подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·      выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·      выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;

·      объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;

·      выделятьявление из общего ряда других явлений;

·      определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;

·      строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;

·      строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;

·      излагатьполученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·      самостоятельноуказывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способпроверки достоверности информации;

·      вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·      объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной иисследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формыпредставления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точкизрения);

·      выявлять иназывать причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятныепричины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляяпричинно-следственный анализ.

7.        Умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·      обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;

·      определятьлогические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логическиесвязи с помощью знаков в схеме;

·      создаватьабстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·      строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·      создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;

·      преобразовыватьмодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·      переводитьсложную по составу (многоаспектную) информацию из графического илиформализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·      строитьсхему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранееалгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяетсяалгоритм;

·      строитьдоказательство: прямое, косвенное, от противного.

8.        Смысловоечтение. Обучающийся сможет:

·      находить втексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·      ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·      устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·      резюмироватьглавную идею текста;

·      преобразовыватьтекст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,информационный, текст non-fiction);

·      критическиоценивать содержание и форму текста.

9.        Формированиеи развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийсясможет:

·      определятьсвое отношение к природной среде;

·      анализироватьвлияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·      проводитьпричинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·      прогнозироватьизменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другогофактора;

·      распространятьэкологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающейсреды;

·      выражатьсвое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладениюкультурой активного использования словарей и других поисковых систем.Обучающийся сможет:

·     определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·     осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·     формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска;

·      соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.

КоммуникативныеУУД

11.Умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

     определятьвозможные роли в совместной деятельности;

     игратьопределенную роль в совместной деятельности;

     приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

     определятьсвои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;

     строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

     корректнои аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентныхзамен);

     критическиотноситься к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своегомнения (если оно таково) и корректировать его;

     предлагатьальтернативное решение в конфликтной ситуации;

     выделятьобщую точку зрения в дискуссии;

     договариватьсяо правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной передгруппой задачей;

     организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);

     устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятиемсо стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умениеосознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидля выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляциисвоей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстнойречью. Обучающийся сможет:

·      определятьзадачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·      отбирать ииспользовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалогв паре, в малой группе и т. д.);

·      представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·      соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;

·      высказыватьи обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога;

·      приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·      создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимыхречевых средств;

·      использоватьвербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоковсвоего выступления;

·      использоватьневербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные подруководством учителя.

13.Формирование иразвитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

·      целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;

·      выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;

·      выделятьинформационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решениязадачи;

·      использоватькомпьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальныхпрограммно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных икоммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·      использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм.

ПредметныеУУД

Выпускник научится:

·      выбиратьисточники географической информации (картографические, статистические,текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватныерешаемым задачам;

·      ориентироватьсяв источниках географической информации (картографические, статистические,текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить иизвлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные иколичественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы иявления, их положение в пространстве по географическим картам разногосодержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/илипротиворечивую географическую информацию, представленную в одном или несколькихисточниках;

·      представлятьв различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания)географическую информацию, необходимую для решения учебных ипрактико-ориентированных задач;

·      использоватьразличные источники географической информации (картографические,статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявлениегеографических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений,на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информацииобъяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания игеографических различий); расчет количественных показателей, характеризующихгеографические объекты, явления и процессы; составление простейшихгеографических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении,сравнении и/или оценке географической информации;

·      различатьизученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географическиеобъекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводитьих простейшую классификацию;

·      использоватьзнания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях междуизученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения ихсвойств, условий протекания и различий;

·      оцениватьхарактер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разныхгеографических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

·      использоватьзнания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессамии явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

·      описыватьпо карте положение и взаиморасположение географических объектов;

·      объяснятьособенности компонентов природы отдельных территорий;

·      приводитьпримеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

·      различатьпринципы выделения и устанавливать соотношения между государственнойтерриторией и исключительной экономической зоной России;

·      оцениватьвоздействие географического положения России и ее отдельных частей наособенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

·      использоватьзнания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решенияпрактико-ориентированных задач по определению различий в поясном временитерриторий в контексте  реальной жизни;

·      различатьгеографические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ееотдельных регионов;

·      оцениватьособенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорийРоссии;

·      объяснятьособенности компонентов природы отдельных частей страны;

·      оцениватьприродные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорийРоссии;

·      использоватьзнания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, обособенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорийРоссии для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

·      объяснятьи сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионовРоссии;

·      сравниватьособенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

·      описыватьпогоду своей местности;

·      даватьхарактеристику рельефа своей местности;

·      уметьвыделять в записках путешественников географические особенности территории.

Выпускник получит возможностьнаучиться:

·      создаватьпростейшие географические карты различного содержания;

·      моделироватьгеографические объекты и явления;

·      работать сзаписками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географическойинформации;

·      подготавливатьсообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современныхисследованиях Земли;

·      использоватьзнания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья исоблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

·      приводитьпримеры, показывающие роль географической науки в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примерыпрактического использования географических знаний в различных областяхдеятельности;

·      восприниматьи критически оценивать информацию географического содержания внаучно-популярной литературе и средствах массовой информации;

·      составлятьописание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностяхсобытий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

·      сопоставлятьсуществующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных измененийклимата;

·      оцениватьположительные и негативные последствия глобальных изменений климата дляотдельных регионов и стран;

·      объяснятьзакономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи сприродными и социально-экономическими факторами;

·      даватьоценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оцениватьграницы с точки зрения их доступности;

·      делатьпрогнозы трансформации географических систем и комплексов в результатеизменения их компонентов;

·      наноситьна контурные карты основные формы рельефа;

·      даватьхарактеристику климата своей области (края, республики);

·      показыватьна карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты.

 

 

 

Оценка достижений планируемых результатов

            Результатомпроверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценкезнаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,логичность и доказательность в изложении материала, точность использованиягеографической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знанийпредполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированныйподход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка5ставится, если ученик:

1.      Показываетглубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,теорий, взаимосвязей;

2.      Умеетсоставить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделятьглавные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) ивнутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомойситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагатьучебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованиемпринятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точноеопределение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе неповторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочныематериалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применятьсистему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.      Самостоятельно,уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем натворческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляетпо требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами,схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,соответствуют требованиям

4.      хорошеезнание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка4ставится, если ученик:

1.      Показываетзнания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответна основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты привоспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах иобобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логическойпоследовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двухнедочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшойпомощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответконкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.      Умеетсамостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основаниифактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметныесвязи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации,соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной,использовать научные термины;

3.      В основномправильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.      Ответсамостоятельный;

5.      Наличиенеточностей в изложении географического материала;

6.      Определенияпонятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения,небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах иобобщениях;

7.     Связное и последовательное изложение; при помощинаводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.     Наличие конкретных представлений и элементарныхреальных понятий изучаемых географических явлений;

9.     Понимание основных географических взаимосвязей;

10.  Знание карты и умение ей пользоваться;

11.  При решениигеографических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка3ставится, если ученик:

1.       Усвоилосновное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, непрепятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.       Материализлагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.       Показываетнедостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщенияаргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.       Допустилошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятийдал недостаточно четкие;

5.       Неиспользовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.       Испытываетзатруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтвержденииконкретных примеров практического применения теорий;

7.       Отвечаетнеполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержаниетекста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важноезначение в этом тексте;

8.       Обнаруживаетнедостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника(записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допускаяодну-две грубые ошибки.

9.       Слабоезнание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы вобласти географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.   Скудныгеографические представления, преобладают формалистические знания;

11.   Знание картынедостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.   Только при помощинаводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка2ставится, если ученик:

1.      Не усвоили не раскрыл основное содержание материала;

2.      Не делаетвыводов и обобщений.

3.      Не знает ине понимает значительную или основную часть программного материала в пределахпоставленных вопросов;

4.      Имеетслабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решениюконкретных вопросов и задач по образцу;

5.      При ответе(на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправитьдаже при помощи учителя.

6.      Имеютсягрубые ошибки  в использовании карты.

Примечание.По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся дляанализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценкасамостоятельных письменных и проверочных работ.

Оценка5ставится, если ученик:

§  выполнил работубез ошибок и недочетов;

§  допустил не болееодного недочета.

Оценка4ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

§  не более однойнегрубой ошибки и одного недочета;

§  или не более двухнедочетов.

Оценка3 ставится, если ученик правильно выполнил не менееполовины работы или допустил:

§  не более двухгрубых ошибок;

§  или не более однойгрубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

§  или не болеедвух-трех негрубых ошибок;

§  или одной негрубойошибки и трех недочетов;

§  или при отсутствииошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка2ставится, если ученик:

§  допустил числоошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставленаоценка 3;

§  или если правильновыполнил менее половины работы.

Примечание.

Учительимеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами,если учеником оригинально выполнена работа.

Оценкис анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.      Критерии выставления оценокза тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы:10-15 мин.

Оценка «5» — 10 правильных ответов,

 «4» — 7-9,

 «3» — 5-6,

 «2» — менее 5 правильныхответов.

2.      Критерии выставления оценокза тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы:30-40 мин.

Оценка «5» — 18-20 правильных ответов,

«4» — 14-17,

 «3» — 10-13,

«2» — менее 10 правильныхответов.

 

 

Оценкакачества выполнения

практическихи самостоятельных работ по географии.

Оценка 5

 Практическаяили самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимойпоследовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобралинеобходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показалинеобходимые для проведения практических

исамостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работаоформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Формафиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самимиучащимися.

Оценка4

Практическаяили самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме исамостоятельно.

Допускаетсяотклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее направильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана прихарактеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованыуказанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы изприложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показалазнание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимымидля самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаютсянеточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Оценка3

Практическаяработа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошоподготовленных и уже выпол­нивших на отлично данную работуучащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможностьдоделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, ноиспытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа,статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Оценка2

Выставляетсяв том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этойработы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стьюрасходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретическогоматериала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороныучителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товкиучащегося.

 

Оценка умений работать скартой и другими источниками

 географических знаний.

Оценка5-правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование вопределенной последовательности; соблюдение логики в описании илихарактеристике географических территорий или объектов; самостоятельноевыполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности;аккуратное оформление результатов работы.

Оценка4-правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности виспользовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка3-правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности вформулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка2-неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаютсясущественные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнениюпрактических работ на контурной карте.

Практическиеи самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием картатласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту,мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамкамикарты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную картугеографических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы,береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, атакже для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектовстарайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить картуболее аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимоточно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»:отметказа правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена наодин балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектовподписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно безграмматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежностьи грамматические ошибки на один и более баллов).

Правилаработы с контурной картой.

1. Подберитематериалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистическиематериалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйтепоказатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. Припомощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знакиотобразите в легенде карты.

4. Правильноподпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите попараллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрыватьконтуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                       

 5. Надсеверной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной.      6. Незабудьте подписать работу внизукарты!                                                                                                     Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено.

 

 

 

2.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

5класс

       Тема 1. Введение

        Необходимостьзнания географии современным человеком и методы изучения нашей планеты.

Тема 2.  На какой Земле мыживем

Развитие представлений человека о мире.Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географическихисследований. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение.Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов.Картографический метод. Моделирование как метод изучения географическихобъектов и процессов.

Пр.р.  №1 Описание инанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутовпутешественников.

Пр. р. №2. Работа с картой «Имена накарте».

Тема 3. Планета Земля

 Земля — планета Солнечной системы. Форма,размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерноераспределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Поясаосвещённости. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Пр. р. №3.Работа с разными источникамиинформации: чтение и анализ схем, карт и текстов для определения особенностейдвижения Земли.

 Пр. р. №4. Определение зенитальногоположения Солнца в разные периоды года.

Тема  4. План икарта

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели.Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географическиекоординаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

Пр. р. №5 Ориентирование по компасу

План местности. Ориентированиеи способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний иопределение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефаземной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решениепрактических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Пр. р. №6 Составление простейшего плана местности

Географическая карта- особыйисточник информации. Отличия  карты  от  плана. Легенда  карты,  градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний покарте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов,абсолютных высот. Разнообразие карт.

Пр. р. №7  Обозначение на контурной карте элементовградусной сетки

Пр.р. №8 Определение координат географических объектов по карте

Тема 4. Литосфера – твёрдая оболочка Земли

Земная кора и литосфера.Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора илитосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строениепод материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людейв районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасностинаселения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Пр. р. №9 Работас коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Рельеф Земли.Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородностьземной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешнихпроцессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор иравнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Пр. р. №10 Работас картографическими источниками: нанесение элементов рельефа – равнин.

Пр. р.  №11 Работа с картографическими источниками:нанесение элементов рельефа –гор.

Человек и литосфера.Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельностичеловека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

 

       Переченьобязательной географической номенклатуры для 5– го класса:

 Материки: Австралия, Антарктида,Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Частисвета:Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны:Атлантический,Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Равнины:Амазонскаянизменность, Восточно-Европейская ( Русская ), Западно-Сибирская равнина,Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийскаянизменность.

Горы:Анды,Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Уральские.

Вершиныи вулканы: Везувий,Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро,Ключевская Сопка, Эльбрус, Этна.

Острова:Великобритания,Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Сахалин.

Полуострова:Аравийский,Индокитай, Индостан, Камчатка,  Скандинавский.

Моря: Аравийское,Балтийское, Красное, Средиземное, Чёрное, Японское.

Проливы: Берингов,Гибралтарский, Дрейка, Магелланов.

Реки: Амазонка,Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд,  Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Байкал,Каспийское море, Ладожское.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет