X-PDF

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа № 52 г. Улан-Удэ»

 

Согласовано:

Руководитель МО

______/Армаева Ю.А./

Утверждено

Директор школы

______/Гапоненко Н.В./

Приказ № __ от ____2020г

Педсовет №___ от ____2020г

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Предмет: География

Класс: 5

 

 

 

 

 

Учитель географии

Армаева Юлия Андреевна

.

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2020г

 

Рабочая программа

 

Пояснительная записка

Рабочаяпрограмма по географии разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ — (Стандарты второго поколения);
  • учебного плана школы;
  • рабочей программы. География. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012.
  • ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

Цели и задачи курса.

Основнаяцель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе ичеловеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощьюрассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами иявлениями.

Дляуспешного достижения основной цели необходимо решать следующиеучебно-методические задачи:

-актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучениикурса «Окружающий мир»;

-развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессамокружающего мира;

-научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа ичеловек»;

-научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В ней также учитываются основныеидеи и положения программы развития и формирования универсальных учебныхдействий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программаминачального общего образования.

Рабочая программа ориентирована наиспользование учебника География. Начальный курс. 5кл. учеб. дляобщеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.:Дрофа, 2012. -140, [4]с.: ил., карт.

Программа рассчитана на 35 часов вгод (1 час в неделю).

Некоторыевопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курсопережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другиепредметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, сматематикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. В рабочую программувключены 10% тем по национально- региональному компоненту.

При организации процесса обучения врамках данной программы предполагается применением следующих педагогическихтехнологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критическогомышления через чтение и письмо, ИКТ.

 

Содержание курса

Наименование раздела

Всего часов

Контрольные работы

1

Что изучает география

5

 

2

Как люди открывали Землю

5

 

3

Земля во Вселенной

9

1

4

Виды изображений поверхности Земли

4

 

5

Природа Земли

12

1

 

Итого

35

2

 

Содержание:

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы.Явления природы. Человек на Земле. Человек в Бурятии.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География.Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая исоциально-экономическая география— два основных раздела географии. Методыгеографических исследований. Географическое описание. Картографический метод.Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья.Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытияСредневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первоекругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытиярусских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами.«Хождение за три моря». Освоение Сибири.

 

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Чтотакое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представлениядревнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. ИзучениеВселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику.Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем.Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран иНептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд.Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля—планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественныхученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первыйкосмонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

 

Виды изображений поверхности Земли(4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображениеземной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Планместности нашей школы.

 

Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта.Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строениеЗемли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли иогнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. СевернаяАмерика. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Водысуши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движениевоздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь наЗемле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав исвойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействиечеловека на природу. Как сберечь природу Бурятии?

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

Ученик научится:

 

-использовать различные источники географической информации (картографические,статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)для поиска и извлечения информации для решения учебных ипрактико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

-по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить иформулировать зависимости и закономерности; — определять и сравниватькачественные и количественные показатели, характеризующие географическиеобъекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическимкартам разного содержания;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информациивыявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описание географических объектов, процессов и явлений сиспользованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию необходимую длярешения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современныхнавигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географическиекарты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравниватьгеографические объекты, процессы и явления на основе известных характерныхсвойств и проводить их простейшую классификацию;

Использоватьзнания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях междуизученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения ихсвойств, условий протекания и географических различий;

-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительнойвысоты, направления и скорости течения водных потоков;

-оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы вразных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту иокружающей среде;

-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примерыпрактического использования географических знаний в различных областяхдеятельности;

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания внаучно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях наоснове нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы организации работы учащихся:

*          Индивидуальная

*          Коллективная: фронтальная, парная,групповая

Виды деятельности учащихся:

*          устные сообщения;

*          обсуждения;

*          работа с источниками;

*          рефлексия и другие.

В процессе преподавания географии  планируется использование:

*          развивающих,

*          личностно-ориентированных,

*          исследовательских,

*          проектных,

*          компетентностно – ориентированных,

*          групповых педагогических технологий,

*          проведение экскурсий,

*          практических работ, в том числе наместности.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опроси небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы, географические диктантыв рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

 

 

 

Календарно-тематическийплан

 

№ урока

Тема урока

Предметные

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

Личностные

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

1

Мир, в котором мы живем. Человек в Бурятии.

 

1.Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

 

 

Формирование ответственного отношения к учёбе.

 

Знакомство учащихся с

учебником.

Изучение и анализ иллюстраций.

Работа с диском.

П. 1

2

Науки о природе

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

 

Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Формирование приемов работы с

учебником и диском.

П.2

3

География— наука о Земле

1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.

2.Приводить примеры географических наук.

Формирование умения ставить учебную цель.

 Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

Работа с учебником и диском,

знакомство с презентацией.

П.3

4

Методы

географических

исследований

 

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

 

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

 

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях

 

Составление простейших

географических описаний

объектов и явлений живой и

неживой природы.

П.4 Работа по составлению вопросов по теме.

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

 

 

 

 

выполнение тестовых заданий;

работа с картами; проверка

географической номенклатуры;

проверка основных понятий и терминов

 

6

Географические

открытия древности и Средневековья

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья..

 

 

Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира

 

Работа с картой, умение

правильно называть и показывать

географические объекты,

упомянутые в тексте учебника и на диске

П.5

7

Важнейшие

географически

е

открытия

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

 

Работа с текстом учебника, к/к,

анализа презентаций.

П.6

8,9

Открытия

русских

путешественников

 

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

 

Чтение и анализ карты атласа.

Самостоятельная подготовка

презентаций по опережающему

заданию «Десять великих

путешественников».

П.7

10

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

 

 

 

 

выполнение тестовых заданий;

работа с картами; проверка

географической номенклатуры;

проверка основных понятий и терминов

 

11

Как древние люди

представляли

себе

Вселенную.

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

 

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

 

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

 

Работа в тетради: опорный

конспект рассказа и презентации учителя

П. 8

 

12

Изучение Вселенной:от Коперника до наших дней

1.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Умения управлять своей познавательной деятельностью 

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

 

Самостоятельная подготовка

сообщений и презентаций по

теме «Ученые, перевернувшие мир

П. 9

 

13

Соседи Солнца

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками  в процессе образовательной деятельности.      

 

Работа с текстом учебника и

диском, выполнение заданий учебника

П.10

14

Планеты- гиганты и маленький Плутон

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками  в процессе образовательной деятельности.      

 

Составление характеристики

планет-гигантов по плану (с.60

учебника).

Анализ иллюстраций учебника и диска

П.11

15

Астероиды.

Кометы.

Метеоры.

Метеориты

Итоговый

тест за 1

полугодие

1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

Характеристика особенностей

различных небесных тел по

иллюстрациям учебника и презентации

П, 12

16

Мир звезд

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель

 

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Наблюдение за звездным небом:

какие созвездия я знаю и видел.

П.13 Составить схему Звёзды по размерам  по цвету.

 

17

Уникальная планета— Земля

 

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

1.Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.

 

Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.

 

Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.

 

Сравнение особенностей планет

земной группы.

П.14

18

Современные исследования космоса

Знать современные исследования космоса.

Выделять основные черты.

Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

Самостоятельные сообщения о

первой женщине-космонавте В.

Терешковой; о первом выходе

человека в открытый космос- А.

Леонов.

Рефлексия (самоанализ): что нового я узнал из этой темы.

П.15

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

 

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Оценивание работы одноклассников.

Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

выполнение тестовых заданий;

проверка основных понятий и терминов

 

20

Стороны горизонта

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

 

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.

 

Отработка знания основных и

промежуточных сторон горизонта

П.16 Определение сторон горизонта по растениям во дворе.

21

Ориентирование

 

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.

 

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.

Практическая работа:

ориентирование по компасу и местным признакам

П.17 Ориентирование по Полярной звезде.

22

План

местности

и

географическая карта. План местности школы.

 

 Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,

масштаб,

условные знаки

 

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

 

Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

Отработка знаний условных

знаком плана.

Тренинг: ориентирование по

плану и географической карте.

Нарисовать условные знаки.

23

Обобщение

знаний по

разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

 

Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать.

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудни-

чество с однок-

лассниками

выполнение тестовых заданий;

работа с картами; проверка

основных понятий и терминов

 

24

Как возникла Земля

 

Объяснять значение понятий:

гипотеза.

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

 

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Анализ теорий возникновения Земли,

выполнение заданий диска

П.19

25

Внутреннее

строение

Земли

 

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами.Формирование умения составлять описание по плану.

 

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Анализ рисунков учебника,

самостоятельное выполнение заданий диска

П.20

26

Землетрясения и вулканы

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

 

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Практическая работа:

обозначение на к/к сейсмических

зон Земли, крупнейших

П. 21 Уметь показать на карте вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау.

27

Путешествие по материкам

 

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

Подготовка образных рассказов и

презентаций по опережающим

заданиям о природе разных

материков Земли.

Обозначение на к/к всех

материков и особенностей их природы

П.22

 

Все материки.

Острова: Гренландия, Сахалин.

Архипелаги: Северная Земля, Земля Франца Иосифа.

28

Вода на Земле

1. Объяснять значение понятий: материк,

остров,

часть света.

2.Уметь называть особенности каждого материка.

Способность к самостоятельном

у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание себя как члена

общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

 

Работа с к/к: обозначение

океанов, морей, крупных рек и озер

П.23

Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

29

Воздушная одежда Земли

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

 

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока

П.24 определение направление и силу ветра

екущего дня.

30

Живая

оболочка

Земли

 

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

 

Формирование

экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

 

Работа с учебником и диском.

П.25

31

Почва—

особое

природное

тело

 

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Работа с учебником и диском.

П.26

32

Человек и природа. Как сберечь природу Бурятии.

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

 

Работа с учебником и диском.

П. 27

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

 

 

 

 

Анализ текста учебника и работа

с диском.

выполнение тестовых заданий;

работа с картами; проверка

географической номенклатуры и

основных понятий и терминов географический диктант

 

34

Итоговый тест за 2 полугодие

 

 

 

 

 

35

Резерв

1

 

 

 

 

 

Итого

35

 

 

 

 

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностным результатомобучения географии в основной школе является формирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной

личности,обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностныхориентаций, идейно-нравственных, культурных и

этическихпринципов и норм поведения.

Важнейшиеличностные результаты обучения географии:

•ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие ихиндивидуально-личностные позиции:

—осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальномуровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, жительконкретного региона);

—осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, ихкрупных районов и стран;

—представление о России как субъекте мирового географического пространства, ееместе и роли в современном мире;

—осознание единства географического пространства России как единой средыобитания всех населяющих ее народов, определяющей общность

ихисторических судеб;

—осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•гармонично развитые социальные чувства и качества:

—эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еесохранения и рационального использования;

—патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

—уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образужизни других народов, толерантность;

•образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченнойсистемой географических знаний и умений, навыками их

примененияв различных жизненных ситуациях.

 

Метапредметные результатыосвоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются вформировании и развитии

посредствомгеографического знания:

—познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

—гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следоватьэтическим нормам поведения в повседневной жизни и

производственнойдеятельности;

—способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,умения управлять своей познавательной деятельностью;

—готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории всоответствии с собственными интересами и возможностями.

 

УУД

Крометого, к метапредметным результатам относятся универсальные способыдеятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии иприменяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненныхситуациях:

•умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбиратьсредства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутыерезультаты;

•умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еепреобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

техническихсредств и информационных технологий;

•организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениямио здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина,ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

•умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступкидругих людей;

•умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнениемразличных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,

написатьписьмо, заявление и т. п.;

•умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 

Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

•понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, еероли в решении современных практических задач человечества

иглобальных проблем;

•представление о современной географической научной картине мира и владениеосновами научных географических знаний (теорий, концепций,

принципов,законов и базовых понятий);

•умение работать с разными источниками географической информации;

•умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихобъектов и явлений;

•картографическая грамотность;

•владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструментыдля определения количественных и качественных

характеристиккомпонентов географической среды;

•умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географическойсреды, их изменениями в результате природных и

антропогенныхвоздействий, оценивать их последствия;

•умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения иоценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к

условиямпроживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровнябезопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности;

•умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий итехногенных катастроф.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическийкомплекс:

  • Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г. Рабочая тетрадь. Н. И.
  • Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2015 г.
  • Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
  • Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г
  • Электронное приложение к учебнику. Дрофа. 2015 г.

Литературадля учителя:

1.География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П.Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя).

2.География.Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.- сост. И.А. Кугут.2-е изд.стереотип. _ М.: Планета, 2013.

3.ГалееваН.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на урокахгеографии.-М.: «5 за знания», 2007.

4.КасаткинаН.А.География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН,олимпиад, бесед). – Волгоград: Учитель, 2005.-155с.

5.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьномуучителю).

6.Уроки географии с использованием информационных технологий.6-9 классы.Методическое пособие с электронным приложением/ И.А. КУГУТ, Л,И,Елисеева идр.-М.:Глобус,2008.-244с.

7.ЭлькинГ.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы курокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003 –160с

Литературадля учащихся

  1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
  2. Баринова И.И. Занимательная география. Любопытные факты, кроссворды. // М., Школа-Прсее, 1992.
  3. Маркин В.А. География. Я познаю мир. Дет.энцикл. // М., АСТ, 2002.
  4. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

Интернет- ресурсы.

    1. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
    2. карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
    3. Google планета Земля http://earth.google.com/
    4. блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
    5. ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
    6. представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
    7. газета «География» http://geo. 1 september.ru/
    8. Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
    9. Географическое общество России http://rgo.org.ru/
    10. клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
    11. журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
    12. журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
    13. великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
    14. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Критерииоценки учебной деятельности по географии

Результатомпроверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Приоценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точностьиспользования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устныйответ.

Оценка5 ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного

материала;полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,теорий, взаимосвязей;

Умеетсоставить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделятьглавные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметныесвязи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебныйматериал; давать ответ в логической последовательности с использованиемпринятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точноеопределение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе неповторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельнои рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,дополнительную

литературу,первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений иопытов;

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решениипроблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легкоисправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающиеответ, соответствуют требованиям

4.хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка4 ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушенияпоследовательности изложения, небольшие неточности при использовании научныхтерминов или в выводах и обобщениях;

7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителявосполняются сделанные пропуски;

8.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемыхгеографических явлений;

9.Понимание основных географических взаимосвязей;

10.Знание карты и умение ей пользоваться;

11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка3 ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоенииматериала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегдапоследовательно;

3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы иобобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определенияпонятий дал недостаточно четкие;

5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задачразличных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводитсодержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,имеющие важное значение в этом тексте;

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведениитекста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросыучителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыковработы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка2 ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка1 ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончанииустного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляетсямотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа,самоанализ, предложение оценки.

Оценкасамостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка5 ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка4 ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил вней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. ли не более двух недочетов.

Оценка3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее половиныработы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка2 ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка 3;
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка1 ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критериивыставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

    1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
    1. Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.
    2. 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
    3. Время выполнения работы: 30-40 мин.
    4. Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.

Источник:А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. дляучителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценкакачества выполнения практических и самостоятельных работ.

Отметка5

Практическаяили самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимойпоследовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобралинеобходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показалинеобходимые для проведения практических

исамостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работаоформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Формафиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самимиучащимися.

Отметка4

Практическаяили самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме исамостоятельно.

Допускаетсяотклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее направильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана прихарактеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованыуказанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы изприложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показалазнание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимымидля самостоятельного выполнения работы.

Допускаютсянеточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка3

Практическаяработа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленныхи уже выполнивших на отлично данную работу учащихся. На выполнениеработы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затрудненияпри самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми,географическими инструментами.

Отметка2

Выставляетсяв том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этойработы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностьюрасходятся с поставленной целью. Обнаружено

плохоезнание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство ипомощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-заплохой подготовки учащегося.

 

Оценкаумений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка«5» — правильный, полный отбор источников знаний, рациональноеих использование

вопределенной последовательности; соблюдение логики в описании илихарактеристике географических территорий или объектов; самостоятельноевыполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности;аккуратное оформление результатов работы.

Отметка«4» — правильный и полный отбор источников знаний, допускаютсянеточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлениирезультатов.

Отметка«3» — правильное использование основных источников знаний;допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформлениерезультатов.

Отметка«2» — неумение отбирать и использовать основные источникизнаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлениирезультатов.

Отметка«1» — полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требованияк выполнению практических работ на контурной карте.

Практическиеи самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием картатласа и учебника, а также описания задания к работе.

1.Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами споследующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2.При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линииградусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( этонужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3.Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей илимеридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнятьобязательно).

4.Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильнооформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл вслучае добавления в работу излишней информации)

5.Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6.Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка заработу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один иболее баллов).

Правилаработы с контурной картой.

1.Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты,статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2.Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3.При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знакиотобразите в легенде карты.

4.Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселковрасположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи недолжны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможностимелко, но четко.

5.Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненнойработы .

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет