Примернаярабочая программа по химии для общеобразовательных организаций (8 класс)
Описание места учебного предмета вучебном плане
Всоответствии с образовательной программой школы на изучение химии в 8 классахотводят 2 часа в неделю, 71 час (35 учебных недель).
Описаниеценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программаобеспечивает достижение восьмиклассниками определенных личностных,метапредметных и предметных результатов.
Личностнымирезультатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующиеумения:
· осознаватьединство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости иобъяснимости на основе достижений науки;
· постепенновыстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность иготовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельнойдеятельности вне школы;
· оцениватьжизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохраненияздоровья;
· оцениватьэкологический риск взаимоотношений человека и природы.
· формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступкидругих людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни иблагополучия людей на Земле.
Метапредметными результатамиизучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий(УУД).
РегулятивныеУУД:
· самостоятельнообнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебнойдеятельности;
· выдвигатьверсии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать изпредложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
· составлять(индивидуально или в группе) план решения проблемы;
· работаяпо плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибкисамостоятельно;
· вдиалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерииоценки.
ПознавательныеУУД:
· анализировать,сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины иследствия простых явлений.
· осуществлятьсравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии дляуказанных логических операций;
· строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· создаватьсхематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· составлятьтезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
· преобразовыватьинформацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· уметьопределять возможные источники необходимых сведений, производить поискинформации, анализировать и оценивать её достоверность.
КоммуникативныеУУД:
Самостоятельноорганизовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметнымирезультатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ:
-определять роль различных веществ в природе и технике;
-объяснять роль веществ в их круговороте.
- рассмотрение химических процессов:
-приводить примеры химических процессов в природе;
-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и ихразличиях.
- использование химических знаний в быту:
–объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
- объяснять мир с точки зрения химии:
–перечислять отличительные свойства химических веществ;
–различать основные химические процессы;
-определять основные классы неорганических веществ;
-понимать смысл химических терминов.
- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,измерение) и их роль в познании природы;
-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
— использовать знания химии при соблюдении правил использованиябытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема1. Введение в химию (6 ч.)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования:свободных атомах, простых и сложных вещества
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физическихявлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Периодалхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси.Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В.Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождениеих названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомнаяи молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формулевещества.
Периодическаясистема химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малыеи большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическаясистема как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчётныезадачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества поего химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента ввеществе по его формуле.
Практическая работа № 1
Правила техникибезопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование иобращение с ним.
Практическая работа № 2
Наблюдение загорящей свечой.
Тема2. Атомы химических элементов (9 ч.)
Атомыкак форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модельстроения атома.
Составатомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязьпонятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменениечисла протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменениечисла нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определениепонятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одногохимического элемента.
Электроны.Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодическойсистемы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронномслое (энергетическом уровне).
Периодическаясистема химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физическийсмысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменениечисла электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента -образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлови неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств впериодах и группах.
Образованиебинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействиеатомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомныхмолекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронныеи структурные формулы.
Взаимодействиеатомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарныхсоединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярнойсвязи.
Взаимодействиеатомов химических элементов-металлов между собой — образование металлическихкристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомовхимических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева.
Тема3. Простые вещества (5 ч.)
Положениеметаллов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций,магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшиепростые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота,серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованиюнескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода,фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ.Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
ПостояннаяАвогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразныхвеществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль,миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярныйобъемы газообразных веществ.
Расчетыс использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярныйобъем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетныезадачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,«молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторыеметаллы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объемагазообразных веществ.
Тема4. Соединения химических элементов (13 ч.)
Степеньокисления. Определение степени окисления элементов по химической формулесоединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представителилетучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания,их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимостигидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия икальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраскииндикаторов в щелочной среде.
Кислоты,их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная,соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соликак производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей вводе. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфныеи кристаллические вещества.
Межмолекулярныевзаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная иметаллическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Веществамолекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществмолекулярного строения.
Чистыевещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойствачистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчётныезадачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смесивеществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известноймассе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массырастворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовленияопределенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцыоксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлориданатрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляцияводы.
Лабораторныеопыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2.Разделение смесей.
Тема5. Изменения, происходящие с веществами (13 ч.)
Понятиеявлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные сизменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе,физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация,выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления,связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки иусловия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермическихреакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций,протекающих с выделением света.
Законсохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов икоэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчетыпо химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества,массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объемуисходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходноевещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного веществаили содержит определенную долю примесей.
Реакцииразложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакциисоединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимыереакции.
Реакциизамещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование дляпрогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворамикислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другимиметаллами.
Реакцииобмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах доконца.
Типыхимических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктовреакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды.Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными ищелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфидаалюминия и карбида кальция).
Расчётныезадачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количествавещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих вреакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количествавещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества,содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количествавещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массоваядоля растворенного вещества.
Демонстрации. Примерыфизических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых веществ сгорящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б)взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксидамеди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействиеоксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганатакалия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторныеопыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта поисчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламениспиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемогоуглекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа № 5.Признаки химических реакций.
Тема6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена иокислительно-восстановительные реакции (25 ч.)
Понятиеоб электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизмдиссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степеньэлектролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основныеположения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионныхпредставлений.
Классификацияионов и их свойства.
Кислоты,их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теорииэлектролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот.Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями- реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицырастворимости для характеристики химических свойствкислот.
Основания,их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теорииэлектролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотнымиоксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристикихимических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований принагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей.Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействиесолей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей скислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств солей.
Обобщениесведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетическиеряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганическихвеществ
Окислительно-восстановительныереакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакцииионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравненийокислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простыхвеществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений обокислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытаниевеществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводностиуксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, солянойкислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Лабораторныеопыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной илисерной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия иликалия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксидамеди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлоридамеди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксидакальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, дляуглекислого газа).
Практическая работа № 6. Свойства кислот,оснований, оксидов и солей.
Практическая работа № 7. Решениеэкспериментальных задач.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
8 КЛАСС
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Введение (6) |
||
Предмет химии. Вещества. История возникновения и развития химии |
1 |
4.09 |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека |
1 |
6.09 |
Практическая работа №1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» |
1 |
11.09 |
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов |
1 |
13.09 |
Химические формулы. Относительная и атомная молекулярная масса. Расчеты по химической формуле вещества |
1 |
18.09 |
Расчеты по химической формуле вещества |
1 |
20.09 |
Тема 1. Атомы химических элементов (9) |
||
Основные сведения о строении атомов. Состав атомов |
1 |
25.09 |
Строение электронных оболочек атомов |
1 Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1433 |
27.09 |
Изменение строения атомов в периодах и главных подгруппах. Периодический закон |
1 |
2.10 |
Ионы. Ионная химическая связь |
1 |
4.10 |
Ковалентная неполярная связь |
1 |
9.10 |
Ковалентная полярная связь |
1 |
16.10 |
Металлическая химическая связь |
1 |
18.10 |
Обобщение и систематизация знаний по темам «Введение» и «Атомы химических элементов» |
1 |
23.10 |
Контрольная работа №1 по теме 1 |
1 |
25.10 |
Тема 2. Простые вещества (5) |
||
Простые вещества – металлы |
1 |
13.11 |
Простые вещества – неметаллы |
1 |
20.11 |
Количество вещества |
1 |
22.11 |
Молярный объём газов |
1 |
27.11 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» |
1 |
29.11 |
Тема 3. Соединения химических элементов (13) |
||
Степень окисления. Бинарные соединения |
1 |
4.12 |
Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды и гидриды |
1 |
6.12 |
Основания |
1 |
11.12 |
Кислоты |
1 |
13.12 |
Соли |
1 |
18.12 |
Обобщение знаний о классификации сложных веществ |
1 |
20.12 |
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки |
1 |
25.12 |
Чистые вещества и смеси |
1 |
27.12 |
Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» |
1 |
|
Массовая доля и объёмная доля компонентов смеси |
1 |
|
Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества» |
1 |
|
Тренинг по решению задач |
1 |
|
Решение задач |
1 |
|
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13) |
||
Физические явления в химии |
1 |
|
Химические уравнения и закон сохранения массы веществ |
1 |
|
Составление химических уравнений |
1 |
|
Расчеты по химическим уравнениям |
1 |
|
Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах |
1 |
|
Реакции соединения |
1 |
|
Реакции замещения |
1 |
|
Реакции обмена |
1 |
|
Типы химических реакций на примере свойств воды |
1 |
|
Практическая работа №4 «Признаки химических реакций» |
1 |
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» |
1 |
|
Контрольная работа №2 по теме 4 |
1 |
|
Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. (25) |
||
Растворение как физико-химический процесс. Типы растворов |
1 |
|
Электролитическая диссоциация |
1 |
|
Ионные уравнения реакций. Основные положения теории электролитической диссоциации |
2 |
|
Ионные уравнения реакций. Основные положения теории электролитической диссоциации |
|
|
Кислоты. Их классификация и свойства |
2 |
|
Кислоты. Их классификация и свойства |
|
|
Основания. Их классификация и свойства |
2 |
|
Основания. Их классификация и свойства |
|
|
Оксиды. Их классификация и свойства |
2 |
|
Оксиды. Их классификация и свойства |
|
|
Соли. Их классификация и свойства |
2 |
|
Соли. Их классификация и свойства |
|
|
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
1 |
|
Практическая работа №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей |
1 |
|
Окислительно-восстановительные реакции |
2 |
|
Окислительно-восстановительные реакции |
|
|
Свойства простых веществ металлов, неметаллов, кислот в свете ОВР |
2 |
|
Свойства простых веществ металлов, неметаллов, кислот в свете ОВР |
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» |
1 |
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
Анализ контрольной работы |
1 |
|
Резервное время |
1 |
|
Резервное время |
1 |
|
Резервное время |
1 |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
