Муниципальное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа №14
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУСОШ №14__________Фомина Н. А.
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень)
10 А класс
Составитель: Адиулов Равиль Раильевич, учитель информатики
г. Егорьевск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10А класса составлена в соответствиис Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего общегообразования РФ, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от17.05.2012г №413 с учётом приказов Министерства образования и науки РФ №1578 от31.12.2015, 29.06.2017г №613, с учётом приказа Министерства просвещения РФ№ 712от 11.12.2020г, с учётом программы воспитания МОУ СОШ № 14, с учетом авторскойпрограммы по информатике и ИКТ для 10-11 классов средней общеобразовательнойшколы (базовый уровень) Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шеиной Т.Ю., 2017 год.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Информатика 10класс». Авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. – Москва: «БИНОМ»,2017 год. Данное учебное пособие включено в федеральный перечень учебников,рекомендованных Министерством просвещения РФ.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе набазовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системыбазовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научнойкартины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических итехнических системах;
• овладениеумениями применять, анализировать, преобразовывать информационные моделиреальных объектов и процессов, используя при этом информационные икоммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьныхдисциплин;
• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путемосвоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изученииразличных учебных предметов;
• воспитаниеответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационнойдеятельности;
• приобретениеопыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективнойучебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Задачиизучения курса:
• Мировоззренченскаязадача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных,социальных и технических системах; понимание назначения информационногомоделирования в научном познании мира; получение представления о социальныхпоследствиях процесса информатизации общества.
• Углублениетеоретической подготовки: более глубокие знания в области представленияразличных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защитыинформации, информационного моделирования.
• Расширениетехнологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных ипрограммных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами кпрофессиональному уровню.
• Приобретениеопыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики идругих предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных сучебной и практической деятельностью.
Предмет«Информатики и ИКТ» в 10 А классе включен в школьный учебный план за счёт базисного учебного плана.
Данная рабочая программапо предмету «Информатика и ИКТ» в 10 А классе рассчитана на 1 час в неделю, 34часа – в год.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе: |
Модуль воспитательной программы |
||||||||||||
лабораторно-практические работы |
контрольные тесты |
|||||||||||||||
1 |
Введение |
1 |
|
|
Андрей Петрович |
|||||||||||
Ершов- |
Советский |
|
||||||||||||||
учёный, один из |
|
|||||||||||||||
пионеров |
|
|||||||||||||||
теоретического и |
|
|||||||||||||||
системного |
|
|||||||||||||||
программирования |
||||||||||||||||
2 |
Информация |
9 |
4 |
1 |
Евгений Лазаревич |
|||||||||||
Рошал- |
Российский |
|
||||||||||||||
программист, автор |
||||||||||||||||
файлового менеджера |
|
|||||||||||||||
FAR Manager, формата |
|
|||||||||||||||
сжатия RAR |
, |
|||||||||||||||
архиваторов RAR и |
|
|||||||||||||||
WinRAR |
|
|||||||||||||||
3 |
Информационные процессы |
5 |
1 |
1 |
История средств обработки информации |
|||||||||||
4 |
Программирование обработки информации |
18 |
9 |
1 |
Программирование как новая профессия |
|||||||||||
5 |
Повторение |
1 |
|
|
|
|||||||||||
|
ИТОГО |
34 |
14 |
3 |
|
|||||||||||
Содержание программы 1.Введение (1 час)
Инструктажпо ТБ и ОТ. Цели изучения курса информатики.
Общие представления о местеинформатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики.
Целостные представления о роли ИКТпри изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязатьучебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовкив области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;ИКТ-компетентность. Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения приработе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностейздорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических итехнических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Модульвоспитательной программы: Андрей Петрович Ершов-Советский учёный, один из пионеров теоретическогои системного программирования
2. Информация (9 ч)
Понятие информации. Представление информации, языки,кодирование. Измерение информации. Алфавитный и содержательный подход кизмерению информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Модуль воспитательной программы:Евгений Лазаревич Рошал- Российский программист, автор файлового менеджера FARManager, формата сжатия RAR, архиваторов RAR и WinRAR
3. Информационные процессы (5 ч)
Хранение и передачи информации.Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации.
Информационные процессы в компьютере.
Модуль воспитательной программы: Историясредств обработки информации
4. Программирование обработки информации (18 ч)
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурноепрограммирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины ивыражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы.Работа с массивами. Работа с символьной информацией.
Модуль воспитательнойпрограммы: Программирование как новая профессия
Повторение (1 час)
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ
№ урока |
Тема урока |
|
Домашнее задание |
Дата проведения |
||||
По плану |
По факту |
|||||||
|
Введение (1 час) |
|
|
|
|
|||
1. |
Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места Модуль |
|
|
|
|
|||
|
воспитательной программы: Андрей Петрович Ершов- Советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования
|
|
Введение |
|
|
|||
|
Информация (10 часов) |
|
|
|
|
|||
2. |
Информация. Представление информации, языки, кодирование Модуль воспитательной программы: Евгений |
|
§1, §2 |
|
|
|||
Лазаревич Рошал- |
Российский программист, автор |
|||||||
|
файлового менеджера FAR Manager, формата |
|||||||
сжатия RAR, архиваторов RAR и WinRAR |
|
|||||||
3. |
Практическая работа № 1. Шифрование данных |
|
|
|
|
|||
4. |
Измерение информации. Алфавитный подход |
|
§3 |
|
|
|||
5. |
Измерение информации. Содержательный подход |
|
§4 |
|
|
|||
6. |
Практическая работа № 2. Измерение информации |
|
§5 |
|
|
|||
7. |
Представление чисел в компьютере. |
|
|
|
|
|||
8. |
Практическая работа № 3. Представление чисел |
|
§6 |
|
|
|||
9. |
Представление текста, изображения и звука в компьютере |
|
§6 |
|
|
|||
10. |
Практическая работа № 4. Представление текстов. Сжатие текстов |
|
§1-6 |
|
|
|||
11. |
Итоговое тестирование по теме «Информация» |
|
|
|
|
|||
|
Информационные процессы (5 часов) |
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
|||
12. |
Хранение и передача информации Модуль |
|
§7,8 |
|
|
|||
|
воспитательной программы: История средств обработки информации
|
|
|
|
||||
13. |
Обработка информации и алгоритмы Практическая работа № 5. Управление алгоритмическим исполнителем |
§9 |
|
|
||||
14. |
Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере |
§7-11 |
|
|
||||
15. |
Итоговое тестирование по теме «Информационные процессы» |
|
|
|
||||
|
Программирование (18 часов) |
|
|
|
16. |
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование Модуль воспитательной программы: Программирование как новая профессия |
§12-14 |
|
|
17. |
Программирование линейных алгоритмов |
§15-17 |
|
|
18. |
Практическая работа № 6. Программирование линейных алгоритмов |
|
|
|
19. |
Логические величины и выражения, программирование ветвлений |
§18-20 |
|
|
20. |
Практическая работа № 7. Программирование ветвлений |
|
|
|
21. |
Практическая работа № 7. Программирование ветвлений |
|
|
|
22. |
Программирование циклов |
§21, §22 |
|
|
23. |
Практическая работа № 8. Программирование циклических алгоритмов |
|
|
|
24. |
Практическая работа № 8 . Программирование циклических алгоритмов |
|
|
|
25. |
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
§23 |
|
|
26. |
Практическая работа № 9. Программирование с использованием подпрограмм |
|
|
|
27. |
Работа с массивами |
§24, 25 |
|
|
28. |
Практическая работа № 10. Массивы |
|
|
|
29. |
Типовые задачи обработки массивов |
§26 |
|
|
30. |
Практическая работа № 10. Массивы |
|
|
|
31. |
Работа с символьной информацией |
§27, §28 |
|
|
32. |
Практическая работа № 11. Работа с символьной информацией |
§12-29 |
|
|
33. |
Итоговое тестирование по теме «Программирование обработки информации» |
|
|
|
34. |
Повторение |
|
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе
Федеральный государственный образовательный стандартсреднего общего образования устанавливает требования к результатам освоенияобучающимися основной образовательной программы:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся ксаморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации кобучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимыхсоциальных и межличностных отношений, ценностно — смысловых установок,отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурномсоциуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметныепонятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальнойпрактике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельностии организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностьк построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыкамиучебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изученияучебного предмета умения, специфические для данной предметной области, видыдеятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, егопреобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектныхситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,ключевыми понятиями, методами и приемами. К личностным результатам, настановление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненныхперспектив, инициативность, креативность, готовность и способность кличностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненныепланы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образажизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственномуфизическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российскойидентичности в поликультурном социуме, чувство причастности кисторикокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятиирешений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формахобщественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимойдеятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоенияобщечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурноммире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в немвзаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьмимладшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развитиянауки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владениедостоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой иотечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира иобщества;
– готовность и способность к образованию, в том числесамообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение кнепрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественнойдеятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своейсобственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализациисобственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельностикак к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основнойобразовательной программы представлены тремя группами универсальных учебныхдействий (УУД). На становление данной группы универсальных учебных действийтрадиционно более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементыпрограммирования». А именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, покоторым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели вдеятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь насоображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательнойдеятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальныересурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленныхзадач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых длядостижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельностис поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группыпознавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такиетематические разделы курса как «Информация и информационные процессы»,«Современные технологии создания и обработки информационных объектов»,«Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах»,а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики».При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится: – искать инаходить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутыйинформационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разныхпозиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства дляпредставления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленныхв информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий исуждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям вотношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственногоразвития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способовдействия. При изучении разделов «Информация и информационные процессы»,«Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики»происходит становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий. Аименно, выпускники могут научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и совзрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображенийрезультативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения сиспользованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Список литературы
Для учителя:
1. Семакин И.Г. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень :методическое пособие / И . Г. Семакин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.— 64 с. : ил
2. Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ.Лаборатория знаний, 2017. – 264 с. : ил.
Для учащегося:
1. СемакинИ.Г. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2017. – 264 с. : ил.
«Рассмотрено»
Протокол методического объединенияучителей от ________________№_________
Руководитель ШМО __________/ШтапкинаИ.А./
Дата 30.08.2021г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР__________/Алексашкина Л.В./
Дата 30.08.2021г.
«Принято»
Протоколпедагогического совета от 30.08.2021г. № 1 Дата 30.08.2021г.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата |
Содержание |
Причина |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|