Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа сельского поселения «Поселок Тумнин»
Ванинскогомуниципального района Хабаровского края
РАБОЧАЯПРОГРАММА
на2022- 2023 учебный год
Предмет: Изобразительное искусство
УМК Перспектива
Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р.Макарова
Учитель:Дондокова С.Ж.
Класс:4 класс
Количествочасов в классе: 1 час в неделю, 34 часа в год
Тумнин
2022г
1 Пояснительнаязаписка
1.1 Нормативно-правовыедокументы
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана всоответствии с требованиями:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Обобразовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с01.09.2020)
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06октября 2009 года № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18 мая 2015 № 507, от 31 декабря 2015 г. №1576, от 11 декабря 2020№712).
3.Примерной образовательной программы начального общего образования,одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общемуобразованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);
4.Программы «Изобразительноеискусство» образовательной системы УМК «Перспектива», авторы: Т.Я. Шпикалова,Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова
1-4классы.
5. Устава илокальных актов МБОУ СОШ п. Тумнин
6. Образовательной программы НОО МБОУ СОШ «Поселок Тумнин»;
7.Учебного плана МБОУ СОШ «Поселок Тумнин» на 2022 -2023 учебный год.
Изобразительноеискусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено наформирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, чтоявляется условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущейличности.
Цели курса:
– воспитаниеэстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащениенравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственныхчувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию вискусстве и через искусство;
– развитиевоображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыковсотрудничества в художественной деятельности;
– освоениепервоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека иобщества;
– овладениеэлементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора иприобретение опыта работы в различных видах художественно-творческойдеятельности, с разными художественными материалами; совершенствованиеэстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствованиеэмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающегомира;
– развитие способностивидеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура,дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыковработы с различными художественными материалами.
1.2 Общаяхарактеристика учебного предмета
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностныйхарактер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:«Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темыискусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобногоделения на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебногоматериала, второй блок даѐт инструментарий для его практической реализации,третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленностьтематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которыхребѐнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и томже, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную,деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. Вкомплексе все блоки направлены на решение задач начального художественногообразования и воспитания.
Нарядус основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуетсяпроводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурныезаповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинныхгалереях.
Основныемежпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, припрохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи сокружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорциичеловека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы),трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Впроцессе обучения рассматриваются такие закономерности изобразительногоискусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественнойинформации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве какцелостном явлении, поэтому темы содержательных линий формулируются такимобразом, чтобы избежать излишней детализации фактов и событий.
1.3Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрическийпринцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепеннорасширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Миризобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительногоискусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
1.4 Местоучебного предмета в учебном плане
ВФедеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение изобразительногоискусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
1.5 Отличительныеособенности рабочей программы
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью надуховно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческогопотенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственногомышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятиясложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностногоотношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладениеосновами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта,эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогутмладшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станутосновой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы вобучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования сразными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей длясоздания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов итехник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественномутворчеству.
1.6 Ведущиеформы, технологии обучения
Формы организации обучения:классно-урочная система занятий.
Методы обучения: сочетание репродуктивныхи творчески преобразующих методов обучения, учитывающих возрастные ииндивидуально-психологические особенности школьников и обеспечивающихувеличение объёма самостоятельной работы.
Технологии обучения:технология личностно-ориентированного подхода к обучению детей
2. Планируемые образовательные результаты
Личностныерезультаты
У обучающегося будут сформированы:
— эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениямдействительности и художественного творчества;
— система положительных мотивов, включая мотивы творческогосамовыражения;
— устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом,которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе моральноговыбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение иоценку в искусстве;
— чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших,ответственность за другого человека;
— основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» какгражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российскийнарод и историю России;
— осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры идуховных традиций многонационального народа Российской Федерации;
— приобщение к мировой и отечественной культуре и освоениесокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций,искусства других народов;
— позитивная самооценка и самоуважение;
— основа для организации культурного досуга и формирования культурыздорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— потребности в художественном творчестве и в общении сискусством;
— понимания образной природы искусства, умения выражать своеотношение
к событиям и явлениям окружающего мира;
— чувства гордости за достижения отечественного и мировогохудожественного искусства;
— осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурныхценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
— способности к реализации своего творческого потенциала в духовнойи художественно-продуктивной деятельности;
— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическомединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— способности оценивать и выстраивать на основе традиционныхморальных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение ксебе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальныеучебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять целеполагание как формированиехудожественно-творческого замысла;
— планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
— контролировать соответствие выполняемых действий способуреализации творческого замысла;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей,сверстников и других людей;
— вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата иего соответствия замыслу;
— осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
— — преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
— самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализациисобственного творческого замысла;
— высказывать собственное мнение о явлениях изобразительногоискусства;
— действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческихситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальныеучебные действия
Обучающийся научится:
— анализировать произведения искусства;
— применять художественные умения, знания и представления опластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практическихзадач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видовхудожественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры,архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладногоискусства;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных итворческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в томчисле в контролируемом пространстве Интернета;
— устанавливать аналогии;
— использовать знаково-символические средства, в том числе схемы,рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
— воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциямикартин и другим визуально представленным материалом;
— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектовпо заданным критериям;
— обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
— представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
— строить свои рассуждения о характере, жанре, средстваххудожественной выразительности;
— расширять свои представления об изобразительном искусстве ихудожниках, о современных событиях культуры;
— фиксировать информацию о явлениях художественной культуры спомощью инструментов ИКТ;
— соотносить различные художественные произведения по настроению,форме, по различным средствам выразительности;
— произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной иписьменной форме;
— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебныхзадач в зависимости от конкретных условий;
— строить логически грамотное рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей;
— произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебныхзадач.
Коммуникативные универсальныеучебные действия
Обучающийся научится:
— воспринимать произведения изобразительного искусства как средствообщения между людьми;
— продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
— вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человекаявлений жизни и искусства;
— воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественномпроизведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
— контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить ихс действиями других участников и понимать важность совместной работы;
— задавать вопросы;
— использовать речь для регуляции своего действия и действийпартнера;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятиячувств и мыслей автора художественного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
— открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству,аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
— выражать свое мнение о произведении искусства, используя разныеречевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства иинструменты ИКТ и дистанционного общения;
— проявлять творческую инициативу, самостоятельность, восприниматьнамерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
— продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учетаинтересов и позиций всех участников;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственнойдеятельности и сотрудничества с партнером;
— применять полученный опыт творческой деятельности при организациисодержательного культурного досуга.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественнойдеятельности.
Обучающийся научится:
— воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры;ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; пониматьособенности восприятия художественного произведения — художник и зритель;
— воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видахискусства, в изображении портретов людей разного возраста;
— узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чемили из чего они выполнены;
— различать основные виды художественной деятельности (рисунок,живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладноеискусство);
— выражать собственное суждение о содержании и выполнении того илииного произведения;
— отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
— участвовать в художественно-творческой деятельности, используяразличные художественные материалы и приемы работы с ними;
— понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передаватьна плоскости;
— использовать нужные материалы для максимальной выразительностизамысла;
— работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторыххудожественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль иназначение;
— различать и передавать в художественно-творческой деятельностихарактер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствамихудожественно-образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
— участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительногоискусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомыхпроизведениях;
— расширять свои знания и представления о музеях России и мира, втом числе с помощью интернет-ресурсов;
— использовать компьютер, как дополнительный способ изображения ивоплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных набумаге;
— создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музейсвоего класса;
— искать и находить новые средства выразительности при изображениикосмоса;
— применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессеколлективных работ;
— выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы,техники и идеи для воплощения замысла;
— видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, вприроде, на улице, в быту;
— высказывать суждение о художественных произведениях, изображающихприроду и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говоритискусство?
Обучающийся научится:
— использовать выразительные средства изобразительного искусства:композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалыдля воплощения собственного художественно-творческого замысла;
— составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять ихэмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;использовать их для передачи художественного замысла в собственнойучебно-творческой деятельности;
— создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и вобъеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
— пользоваться симметрией для построения звезд; делатьасимметричные композиции;
— использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средствавыразительности; создавать фантастических животных различными способами,используя линии, пятно и штрих;
— изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачейобъема и в пространстве;
— пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, отпростых до более сложных, в разных геометрических формах; использоватьдекоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своихизделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческойдеятельности специфику стилистики произведений народных художественныхпромыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
— изображать с натуры и по представлению несложные предметы инатюрморты;
— передавать перспективу пространства на плоскости различнымиспособами и техниками графики, рисунка и живописи;
— осуществлять построение пейзажа различных географических широт, вразное время суток и года;
— четко выстраивать предметы в композиции: ближе — больше, дальше — меньше;
— владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применятьбелую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета;передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенкицвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
— создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира наоснове сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
— создавать новые образы природы, человека, фантастического существаи построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
— выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используяязык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говоритискусство?
Обучающийся научится:
— осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческойдеятельности;
— узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фотохудожников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения сосверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
— любить и беречь свой край, рассматривая картины местныххудожников;
— узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду,игрушки;
— выражать черты русского народа, его души, украшать русскимиузорами и орнаментами жилище, одежду;
— создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненныесвоими руками;
— узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировойживописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
Обучающийся получит возможность научиться:
— передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток игода;
— передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разныхжанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
— передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая кним свое отношение;
— изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
— участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.
— понимать и передавать в художественной работе красоту человека вразных культурах мира;
— изображать красоту природы родного края в разных настроениях;прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
3. Содержание учебного предмета «Изобразительноеискусство» 4 кл
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель.Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего черезединичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувстви идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведениеизобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы вреальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатствеи разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России:ГТГ., Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональнаяоценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о ролиизобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, ворганизации его материального окружения.
Рисунок. Материалы длярисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работыс различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная ивспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие ихарактерные черты.
Живопись. Живописныематериалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средствхудожественной выразительности для создания живописного образа в соответствии споставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалыскульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемыработы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительногообраза (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека иживотных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструированиеи дизайн. Разнообразие материалов для художественногоконструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарныеприемы работы с различными материалами для создания выразительного образа(пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон —сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыковхудожественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Какговорит искусство?
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура — средства художественной выразительности изобразительныхискусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественномконструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарныеприёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции иперспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое ималенькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное вкомпозиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма вэмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный,порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладномискусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции спомощью ритма элементов.
Цвет — основа языка живописи.Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые ихолодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для созданияживописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы человека вживописи.
Линия — основа языка рисунка.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.Материалы для рисунка:карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работыразличными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев,птиц, животных: общие и характерные черты.
Форма. Разнообразие формпредметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство иконтраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформацияформ. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объем — основа языкаскульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для созданиявыразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма;вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,выраженная средствами скульптуры. Художественноеконструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования.Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительногообраза. Представление о возможностях использования навыков художественногоконструирования и моделирования в жизни человека.
Ритм. Виды ритма (спокойный,замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Рольритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передачадвижения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма вдекоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. Очем говорит искусство?
Земля наш общий дом. Наблюдениеприроды и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний,Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различныххудожественных материалов и средств для создания выразительных образовприроды.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих при роду (на пример, А. К. Саврасов,И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог идр.).
Родина моя — Россия. Рольприродных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажиродной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметовбыта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционнойкультуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разныхкультурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи вискусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей,пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающиегнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различныххудожественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных ивыразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о ролиизобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, ворганизации его материального окружения Жанр натюрморта. Художественноеконструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели иодежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной,декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры,декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти ивоображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Выбор и применение выразительных средств дляреализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельностиразличных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели,туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природныхматериалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средствпроизведений изобразительного искусства, выражение своего отношения кпроизведению.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
||
1 |
Восхитись вечно живым миром красоты. |
11
|
2 |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека. |
14
|
3 |
Восхитись созидательными силами природы и человека. |
9 Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537
|
|
ИТОГО |
34 |
Перечень разделов и тем
Восхитисьвечно живым миром красоты (11 ч)
Целый мир от красоты. Пейзаж:пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч)
Восприятие: произведенийживописцев А.Куинджи, Л. Бродской, З.Серебряковой, графика М.Ахунова и резныхпрялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в.,запечатлевших красоту окружающего человека мира.
Основные содержательные линии: Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передачаобщего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческихидей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основамихудожественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве: Средствахудожественной выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладногои народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образокружающего мира.
Творческое задание: сиспользованием средств выразительности живописи и графики.
Материалы: акварель,фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.
Древо жизни — символ мироздания. Наброскии зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень (1 ч)
Восприятие: символических иреалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в.И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А.Мунхалова, в гобеленеС.Гавина, учебной работе.
Основные содержательные линии: Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.
Диалог об искусстве: Рольживописных и графических средств художественной выразительности в созданиипоэтического образа дерева.
Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Наброски лиственных и хвойных деревьев».
Творческое задание: сиспользованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).
Материалы: уголь, фломастер.
Мой край родной. Мояземля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч)
Восприятие: произведенийвыдающихся художников XIX—XX вв. Ф.Васильева, И.Шишкина, А. Саврасова,И.Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А.Либерова,отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.
Основные содержательные линии:Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве: Вкладрусских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественногоязыка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, мояземля, моя Родина. Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замыслахудожника.
Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Варианты композиционных схем пейзажа с деревьями».
Творческое задание: сиспользованием художественных выразительных средств живописи и графики вмногоплановом пейзаже, в котором дерево — главный герой композиции.
Материалы: (по выбору)цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.
Цветущее дерево — символ жизни. Декоративнаякомпозиция: мотив дерева в народной росписи (1 ч)
Восприятие: произведенийнародных и современных мастеров городецкой росписи. Основные содержательныелинии. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (напримере культуры народов России). Истоки декоративно прикладного искусства иего роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народныххудожественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокругнас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве: Образыцветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различноев выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.
Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Образцы декоративных разживок для цветов».
Творческое задание: сприменением последовательности и приёмов городецкой росписи кистью.
Материалы: кисть, гуашь,бумага.
Птица — символ света, счастья и добра. Декоративнаякомпозиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки,симметрия, ритм, единство колорита (1 ч)
Восприятие: образаптицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX— XX вв. Основныесодержательные линии. Представление о роли изобразительных (пластических)искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальногоокружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов вРоссии (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве:Разнообразие композиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древнейтрадиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюжете — две женские фигуры,две птицы, два всадника на коне «у древа».
Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Образцы декоративных разживок для птиц».
Творческое задание: сиспользованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, линия, «разживкибелилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображении птиц.
Материалы: кисть, гуашь,бумага.
Конь — символ солнца, плодородия идобра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок (1 ч)
Восприятие: образов вороногоконя и всадника в изделиях городецких мастеров и произведенияххудожника-графика Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народномискусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.
Основные содержательные линии: Истокидекоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие осинтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта,орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (сучётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Глубинапоэтического изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре(конь-время, конь-свет, конь-птица, конь – богатырская сила), связанные свозрождением солнечного тепла, света, жизни. Живописная манера кистевой росписив творчестве городецких мастеров.
Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Образцы декоративных разживок для коня».
Творческое задание: с использованиемсредств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства.
Материалы: кисть, гуашь,бумага.
Связь поколений в традициях Городца. Декоративнаякомпозиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика(1 ч)
Восприятие: произведениймастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающихтрадиции старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И.Лебедева и детских творческих работ.
Основные содержательные линии: Искусствовокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественныхпромыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве: Особенностиприёмов композиции в панно как произведении декоративного назначения.Художественная ценность обыденных предметов из дерева, украшенных городецкойросписью.
Творческое задание: сиспользованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладногоискусства, с применением традиционных приёмов декоративных разделок дляобъединения разных цветовых сочетаний.
Материалы: кисть, гуашь,бумага.
Знатна Русская земля мастерами италантами. Портрет: пропорции лица человека (1 ч)
Восприятие: произведенийвыдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, В.Сурикова и современных художников Г. Васько, П. Павлова, запечатлевших в своихработах образы творческих людей. Основные содержательные линии. Образсовременника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа окрасоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве.Искусство портрета. Выявление характерных признаков образа портретируемого иего принадлежности к творческой профессии.
Работа по художественно-дидактическойтаблице: «Композиционныесхемы изображения лица человека в разных ракурсах».
Творческое задание: сиспользованием средств выразительности живописи и графики, соблюдениемпропорции лица человека.
Материалы: акварель, гуашь,пастель, фломастеры.
Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж:линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)
Восприятие: пейзажейживописцев XIX— XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Ткачёва, Э. Браговского, Е.Винокурова и графика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимаетизображение неба. Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи роднойприроды. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, ритм.
Диалог об искусстве. Приёмыпередачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительностипродвижения облаков по небу. Статика и динамика в композиции пейзажа.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Варианты графического решения облачных масс».
Творческое задание: сиспользованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих,светотеневое пятно).
Материалы: простой карандаш,цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.
Движение — жизни течение. Наброскис натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий (1 ч)
Восприятие: произведенийотечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова,Б. Домашникова, графики А. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха.
Основные содержательные линии. Образыприроды и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное времягода, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности длясоздания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Искусствокак универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческойжизни. Живописные средства художественной выразительности, передающиестатичность и динамичность композиции произведений разных видов искусства.Работа по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на передачудинамики».
Работать по художественно-дидактическойтаблице.Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей,деревьев. Творческое задание: с использованием средств выразительностиязыка живописи и графики.
Материалы: акварель, гуашь,фломастеры, цветные карандаши.
Осенние метаморфозы. Пейзаж:колорит, композиция (1 ч)
Восприятие: произведенийживописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Ткачёва, графика И. Воробьёва,учебной работы и поэтического произведения, посвящённых разным состояниямосени.
Основные содержательные линии.Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональныхсостояний. Использование различных художественных материалов и средств длясоздания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалогоб искусстве. Средства художественной выразительности в представленных произведениях.
Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Колористические приёмы отображения изменений в осенней природе».
Творческое задание: сиспользованием языка живописи для передачи движения в композициях.
Материалы: (по выбору)акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.
Любуйсяритмами в жизни природы и человека (14 ч)
Родословное дерево — древо жизни,историческая память, связь поколений. Групповойпортрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч)
Восприятие: произведенийживописцев XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского, И. Симонова, Ю. Кугача,отобразивших в своём творчестве разные моменты из жизни семьи.
Основные содержательные линии. Образсовременника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Уважительноеотношение к своей родословной. Красота и гармония общения с людьми старшегопоколения. Средства художественной выразительности в групповом семейномпортрете.
Творческое задание: с учётомкомпозиционных особенностей группового портрета, особенностей пропорций лицачеловека, с использованием средств акварельной живописи.
Материалы: кисть, акварель,бумага.
Двенадцать братьев друг за другомбродят… Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления,силуэт (1 ч)
Восприятие: сказки С. Маршака«Двенадцать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графикаВ. Алфеевского.
Основные содержательные линии. Человек, мир природы вреальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образ человека втрадиционной культуре. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Книжнаяграфика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрациик сказке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия красотыкаждого времени года.
Работа по художественно-дидактическим таблицам: «Рисункистаринной русской одежды», «Гармонические сочетания цветов».
Творческое задание: наразмещение фигур с использованием условного, обобщённого силуэта.
Материалы: простой карандаш,бумага.
Год не неделя — двенадцать месяцеввпереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет (1 ч)
Восприятие: произведенийхудожников, создавших сказочные сюжеты — И. Билибина, В. Алфеевского, мастеровлаковой миниатюрной живописи из Палеха и Холуя, гравюры XVI в.
Основные содержательные линии. Сказочныеобразы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темы любви,дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Цветоваягармония как средство художественной выразительности, особенности стариннойрусской одежды героев сказочных сюжетов.
Работа по художественно-дидактическойтаблице.Значение цветового круга в определении гармонического сочетания цветов:родственные и контрастные цвета.
Творческое задание: сиспользованием живописных и графических средств выразительности.
Материалы: (по выбору).
Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов (1 ч)
Восприятие: произведенийхудожников А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаевской, посвящённыхпразднованию Нового года.
Основные содержательные линии. Человек,мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выборсредств художественной выразительности для создания живописного образа всоответствии с поставленными задачами. Эмоциональные возможности цвета.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Рольцвета в произведениях изобразительного искусства, посвящённых подготовке кновогоднему празднику и встрече Нового года.
Работа по художественно-дидактическойтаблице.Значение цветового круга в определении гармонического сочетания цветов:родственные и контрастные цвета.
Творческое задание: с поискомхудожественных приёмов для создания вариантов основы праздничной новогоднейоткрытки.
Материалы: акварель, гуашь,восковые мелки.
Твои новогодние поздравления.Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия (1 ч)
Восприятие поздравительныхновогодних и рождественских открыток разных лет.
Основные содержательные линии. Искусствовокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами длясоздания выразительного образа. Представление о возможности использованиянавыков конструирования и моделирования в жизни человека. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма,ритм.
Диалог об искусстве. Историяавторской открытки. Содержание и выразительные художественные средствановогодней открытки.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Новогодняя открытка». Конструкция современных новогодних открыток.
Творческое задание сиспользованием материалов предыдущего урока и включением в проект открыткипоздравительной надписи для создания праздничного новогоднего настроения.
Материалы (по выбору):альбомная бумага, поролоновая губка, гуашь, акварель, фломастеры, гелиеваяручка.
Зимние фантазии. Наброскии зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч)
Восприятие живописныхпроизведений А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П.Петрова, посвящённых зимней природе; стихотворений русских поэтов.
Основные содержательные линии. Образыприроды и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека,зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географическихширот. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Художественные приёмы, которымихудожники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток.Разнообразие колорита зимнего пейзажа.
Творческое задание сиспользованием живописных и графических средств выразительности в передачекрасоты зимы.
Материалы (по выбору):фломастеры, цветные мелки, акварель.
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственныепланы, ритм, динамика (1 ч)
Восприятие произведенийизобразительного искусства современных художников В. Калиничевой, В.Курчевского, поэзии и музыки.
Основные содержательные линии. Образыприроды и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека,зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве.Особенности зимнего времени года в жизни природы и человека, выразительныесредства живописцев и графиков в создании художественного образа русской зимы.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».
Творческое задание сиспользованием выразительных средств живописи, набросков предыдущего урока.
Материалы (по выбору):белая и цветная гуашь, акварель.
Ожившие вещи. Натюрморт:форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч)
Восприятие предметного мирав произведениях живописцев XX в. К. Петрова — Водкина, П. Кончаловского, И.Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М.Ромадина.
Основные содержательные линии. Человек,мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, объём.
Диалог об искусстве. Старинныеи современные предметы в жизни человека и искусстве. «Жизнь обычных вещей» внатюрморте. Выявление красоты старинных вещей в натюрморте.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Изображение симметричных сосудов».
Творческое задание сиспользованием графических средств выразительности, с учётом пропорций иконструктивных особенностей формы предметов. Материалы: простойкарандаш, фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки.
Выразительность формы предметов.Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи вобобщении формы предмета (1 ч)
Восприятие реалистических идекоративных натюрмортов профессиональных художников И. Машкова, Е. Романовой иучебных работ.
Основные содержательные линии. Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, объём.
Диалог об искусстве.Художественные приёмы обобщения в декоративном натюрморте: условность формы ицвета предмета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Композиционно-колористические варианты декоративных натюрмортов».
Творческое задание сиспользованием графических средств выразительности и приёмов симметричногоизображения предметов по основным парным ориентирам.
Материалы: простой карандаш,фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки.
Русское поле. Бородино. Портрет.Батальный жанр (1 ч)
Восприятие произведенийпортретного и батального жанров в искусстве.
Основные содержательные линии.Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей онравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основамихудожественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. ГероиБородинского сражения в искусстве. Средства художественной выразительности,использованные художниками в произведениях для передачи черт отваги, мужества,стойкости воинов, их преданности Родине и верности своему воинскому долгу.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Схематические фигуры воинов в движении».
Творческое задание сиспользованием художественных приёмов и средств выразительности графики иприёма схематичного рисования фигур для определения пропорций и характерадвижения воина.
Материалы: фломастеры,пастель, шариковая ручка.
«Недаром помнит вся Россия про деньБородина…» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит(1 ч)
Восприятие произведенийхудожников В. Верещагина, Ф. Рубо, посвящённых действующей армии ипартизанскому движению в период войны 1812 г., и стихотворения М. Лермонтова«Бородино».
Основные содержательные линии. Образзащитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образовперсонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту,сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. п. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве.Отечественная война 1812 г. в изобразительном искусстве. Созвучность образногостроя произведений живописи и графики об Отечественной войне 1812 г.произведениям о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Композиционные схемы возможных сюжетов».
Творческое задание сприменением известных средств художественной выразительности и использованиемграфических или живописных материалов. Материалы: по выбору.
Образ мира в народном костюме ивнешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы.Орнамент: ритм, симметрия, символика (1 ч) Восприятие орнаментов вконструкции избы, костюма, а также образов – символов в их орнаментальном украшении.
Основные содержательные линии. Человек,мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневнойжизни человека, в организации его материального окружения. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма,ритм.
Диалог об искусстве. Символиканародного искусства, образ мира, заключённый в облике и орнаментикекрестьянского жилища и народного костюма. Сходство этих орнаментальныхкомпозиций и их местонахождение.
Творческое задание сиспользованием приёмов коллективной работы в группах.
Материалы: (по выбору).
Народная расписная картинка-лубок.Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)
Восприятие народных лубочныхкартинок, их разнообразной тематики (песенное искусство, былинные иисторические события, отдельные батальные эпизоды и сцены из жизни разныхсословий, причуды моды и чудеса техники).
Основные содержательные линии.Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневнойжизни человека, в организации его материального окружения. Отражение впластических искусствах природных, географических условий, традиций,религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно– прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основамихудожественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве.Злободневность тем лубка (от забавной картинки до мудрого осмысления явленийповседневной жизни). Графические и колористические особенности лубочныхкартинок.
Работа по художественно-дидактическойтаблице«Графическое решение природы (земли, травы, цветов, деревьев)».
Творческое задание сиспользованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммылубочной картинки.
Материалы: чёрная шариковаяручка и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бумага.
Народная расписная картинка-лубок.Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)
Восприятие однофигурных,двухфигурных и многофигурных композиций народных лубочных картинок.
Основные содержательные линии. Красотаи разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Народныелубочные картинки как своеобразные портреты одного, двух героев в композиции. Композиционные,графические, декоративные и колористические особенности народного лубка.Главные из них — чёткий графический рисунок, который часто держится на чёрномконтуре с множеством разнообразных штрихов, передача пространства, размер иместо текста.
Творческое задание сиспользованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммылубочной картинки.
Материалы: графические.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
Вода — живительная стихия. Проектэкологического плаката: композиция, линия, пятно (1 ч)
Восприятие произведенийживописцев XIX—XX вв. И.Айвазовского, П.Петровичева, Е.Востокова, графиковТ.Лящука, К.Пюсса, народного мастера В.Денисова из Холуя.
Основные содержательные линии.Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство иразличие. Использование различных художественных материалов и средств длясоздания выразительных образов природы. Искусство вокруг нас сегодня.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Природнаястихия — вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды иязык плакатного искусства, особенности его графического, цветового икомпозиционного решения.
Творческое задание сиспользованием средств художественной выразительности (линии, цветные пятна).
Материалы: (по выбору).
Повернись к мирозданию. Проектэкологического плаката в технике коллажа (1 ч)
Восприятие произведенийотечественных художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н.Чарухина, В.Говоркова.
Основные содержательные линии.Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов исредств для создания выразительных образов природы. Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Средствахудожественной выразительности плаката (лаконичность, ограниченность цвета,условность и простота изобразительных элементов, чёткость и хорошая читаемостьтекста, декоративность).
Творческое задание сиспользованием подготовленных материалов.
Материалы: цветная бумага,вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фломастер.
Русский мотив. Пейзаж:композиция, колорит, цветовая гамма, пространство (2 ч)
Восприятие произведенийрусских художников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Саврасова, Б.Домашникова,П.Фомина и народного мастера
Т.Милюшина из Холуя, их колорит в передачепримет весны.
Основные содержательные линии.Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве.Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы,характерного для среднерусской полосы и северных регионов России, впроизведениях изобразительного искусства. Разнообразные средствавыразительности в создании образа весенней природы (колористическая гамма,состояние освещённости, уровень линии горизонта).
Работа по художественно-дидактическимтаблицам «Композиционные схемы пейзажей», «Цветовая гамма произведенийвернисажа».
Творческое заданиес использованием известных живописных средств художественной выразительности(композиция, колорит, цветовая гамма, освещение) и подготовительных материаловпредыдущих уроков.
Материалы:кисть, акварель, гуашь, бумага.
Всенародный праздник —День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образызащитников Отечества (1 ч)
Восприятиепроизведений живописца П.Корина и скульптора А.Бичукова, которые передаютнастроение праздника Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.
Основные содержательные линии.Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые вискусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительностьобъёмных композиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
Диалог об искусстве.Эстафета поколений и историческая перспектива подвига нашего народа в ВеликойОтечественной войне 1941—1945 гг. и памяти о нём.
Творческое заданиес использованием известных средств выразительности и художественных материалов.
Материалы: (повыбору).
«Медаль за бой, за труд изодного металла льют». Медальерное искусство:образы-символы (1 ч)
Восприятиеизображений орденов и медалей для награждения за заслуги в защитесоциалистического Отечества и другие военные заслуги в период ВеликойОтечественной войны 1941—1945 гг. Основные содержательные линии.
Основные темы скульптуры.Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, объём, ритм.
Диалог об искусстве.Медальерное искусство. Особенности лаконичного решения орденов и медалей,применение символов, эмблем и аллегорий.
Творческое заданиес использованием известных средств художественной выразительности и приёмовработы с пластилином.
Материалы:пластилин.
Орнаментальный образ ввеках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие инациональные особенности (2 ч)
Восприятиепроизведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусстваразных стран.
Основные содержательные линии.Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция,средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствахприродных, географических условий, традиций, религиозных верований разныхнародов (на примере изобразительного и декоративно – прикладного искусстванародов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве.Особенности орнаментов народов России и мира. Орнамент как неизменный участникповседневной жизни человека. Выразительные средства орнаментальной композиции(ритм, симметрия, цвет, фактура).
Творческое заданиена подбор орнаментов бытовых предметов, костюмов, интерьеров разных стран мира.
Материалы:иллюстрации из журналов, фотографии, ресурсы Интернета.
5. Формы контроля, критериии нормы оценки знаний обучающихся
Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и уменияостанутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатятих последующую жизнь.
Типы контроля результатов обучения:
внешнийконтроль учителя за деятельностью учащихся;
взаимныйконтроль учащихся;
самоконтроль.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
промежуточный контроль: самостоятельные работы, опрос, проверка выполнения домашней работы идр.
итоговый контроль: итоговая контрольная работа, защита творческой работы и др.
Способы проверки и оценки результатов обучения:
творческиеработы; индивидуальные и групповые.
Критерииоценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
¾ Активностьучастия.
¾ Умениесобеседника прочувствовать суть вопроса.
¾ Искренностьответов, их развернутость, образность, аргументированность.
¾ Самостоятельность.
¾ Оригинальностьсуждений. Критерии и система оценки творческой работы.
¾ Какрешена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (какорганизована плоскость листа, как согласованы между собой все компонентыизображения, как выражена общая идея и содержание).
¾ Владениетехникой: как ученик пользуется художественными материалами, как используетвыразительные художественные средства в выполнении задания.
¾ Общеевпечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданногообраза, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.Аккуратность всей работы.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка5(«отлично»)
1. учащийсяполностью справляется с поставленной целью урока;
2. правильноизлагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
3. допускаетсяне более одного недочета, умеет рассказывать о живописныхработах с использованием ранее изученных терминов и понятий
4. верно,решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой всекомпоненты изображения;
5. владеетосновными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью;
6. умеетподметить и передать в изображении наиболее характерное;
7. работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом;
8. самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания потеме,
Отметка4 («хорошо») – уровень выполнения требований вышеудовлетворительного:
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное;
- работа выполнена достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.;
Отметка3(«удовлетворительно»)
1. учащийсяслабо справляется с поставленной целью урока;
2. допускаетнеточность в изложении изученного материала;
3. достаточныйминимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;
4. работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников
5. работа выполнена неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту ит.д.
Отметка2 («плохо») – уровень выполнения требований нижеудовлетворительного:
1. учащийсядопускает грубые ошибки в ответе;
2. несправляется с поставленной целью урока;
3. плохо владеетосновными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью;
4. обучающийсяне может самостоятельно выполнитьпродуктивные задания по теме;
5. работа выполнена небрежно.
Внекоторых случаях за одну работу учитель может поставить две отметки:
1– за творческий замысел композиции (полнота раскрытия темы, оригинальность, каксогласованы между собой все компоненты изображения);
2– за владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, какиспользует выразительные художественные средства, аккуратность
всей работы.
