Областное государственное казённоеобразовательное учреждение
«Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи
« Доверие»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на Методическом совете Директор
Протокол №____от ____________Т. А. Беспалова
«___»__________2022г. «___»__________2022г.
Рабочая программаучебного предмета
« Изобразительноеискусство»
3 класс
( 2022-2023 уч. г.,
2023-2024 уч.г.,
2024-2025 уч.г.)
Составила:
БелозероваГ.В.,
учительначальных классов
первой квалификационной категории.
Ульяновская область,
Майнский район,
с. Тагай
2022 г.
I.Пояснительная записка
Данная рабочаяпрограмма по изобразительному искусству разработана для обучающихся 3 классас ЗПР на основе нормативно-правовых документов:
— Федеральный закон Российской Федерации « Обобразовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ.
-Федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья.
-Адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма начального общего образования обучающихся с ЗПР.
-Примернаярабочая программа по «Изобразительное искусство» .(Реестр примерных основныхобщеобразовательных программ Министерства просвещения РФ).
-Приказ Министерства Просвещения Российской Федерацииот 20.05.2021 г №254 « Об утверждении перечня учебников, допущенных киспользованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования организациями, осуществляющими образование».
— Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи ( СП2.4.3648-20).
— Положение « О рабочей программе» ОГКОУ «Центр ППМС « Доверие».
— Учебный планОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
— Устав ОГКОУ «Центр ППМС « Доверие».
Программа «Изобразительное искусство», составленнаядля обучающихся 3 класса с ЗПР, соответствует образовательной области«Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования иотражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетическогоосмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредствомобразного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись,декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают с первых шагов обучения вшколе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать своихудожественные способности. Содержание программы предусматривает какэстетическое восприятие предметов действительности и произведенийизобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основные задачи :
— организация исистематическое развитие художественно
творческой деятельностишкольников с ЗПР;
— овладение обучающимисязнаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисованияс натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы вобласти декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
— развитиехудожественных способностей школьников, их воображения, пространственныхпредставлений, творческой активности;
— повышение уровняхудожественной образованности школьников — расширение круга знаний обискусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности,художественно-образного восприятия;
— воспитание интереса илюбви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.
Цели :
— развитие способностик эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства,выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
— освоение первичныхзнаний о мире пластических искусств: изобразительном,декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования вповседневном окружении ребенка;
— овладениеэлементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
— воспитаниеэмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессиональногои народного изобразительного искусства; — нравственных и эстетических чувств;любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическомупрошлому, многонациональной культуре.
Согласно учебномуплану ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» на изобразительное искусство в 3 классеначальной школы отводится 1 час в неделю, всего 32 часа ( 32 учебные недели).
II. Планируемыерезультаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы для 3-гокласса по учебному предмету «Изобразительное искусство» оцениваются последующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
-освоении нравственно-эстетического исоциально-исторического опыта народов, проживающих на территории России,отражённого в изобразительной культуре;
-знании различных изобразительных промыслахнародов России
— проявлении чувства гордости за культуру иискусство Красноярского края, своего народа, России;
-стремлении создавать окружающуюдействительность, ориентируясь на значимые эстетические ценности России,
-стремлении пополнить свои знания о различныхкартинах, художниках России, мира.
Освоение социальной роли ученика проявляетсяв:
-умении организовывать рабочее место и рабочеепространство (рациональная организация рабочего пространства);
-проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);
-соблюдении школьных правил (соблюдение правилбезопасной деятельности);
-соответствии поведения дисциплинарнымтребованиям;
-социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;
Сформированность навыков продуктивноймежличностной коммуникации проявляетсяв:
-умении устанавливать коммуникацию спартнером, учителем для реализации собственной потребности;
-описывать порядок получения результата своейизобразительной деятельности, говорить об испытываемых эмоциях,
-умении вербализовать свои впечатления отнаблюдения объектов, иллюстраций, результатов художественной деятельностимастера;
-умении согласованно выполнять необходимыедействия в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла;
-умении контролировать импульсивные желания,вербальную агрессию;
-способности вежливо отказываться отнежелательных предложений; Сформированность социально одобряемого (этичного)поведения проявляется в:
-умении действовать, согласно принятым группойправилам, при выполнении коллективной работы.
-использовании социально-одобряемых формречевого этикета в различных учебных ситуациях;
-умении анализировать свои переживания ипоступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных поступков ипоступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разныхнародов.
Сформированность эстетических потребностей,ценностей и чувств проявляетсяв:
-стремлении украшать предметы окружающейдействительности, интересе к произведениям скульптуры, живописи, красотеприроды и предметного мира, проявлении эстетических чувств на основезнакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
-использовании средств художественнойвыразительности в целях гармонизации форм и цвета при выполнении работ наоснове законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
-умении самостоятельно замечать красоту вприроде, окружающем предметном мире и в людях.
Сформированность знаний об окружающемприродном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
-умении рассматривать и анализироватьприродные объекты, как универсальный источник художественных идей для мастера;деятельности человека как создателя эстетической среды обитания;
-осознании важности эстетической красотыокружающего мира;
-демонстрировании целостной картины мира,художественной и духовной культуры, как продукта творческой изобразительнойдеятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства смиром природы;
— знании функций профессий художественнойнаправленности;
Сформированность самосознания, в т.ч.адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
-осознании своих возможностей при выполнениииндивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),
-умении получить одобряемый результат своейизобразительной деятельности Овладение основами художественной деятельности,необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
-рационально организовывать рабочее место
-рационально использовать инструменты иматериалы для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами.
-называть и объяснять свои чувства и ощущенияот созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам спозиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-осуществлять точные манипуляции с различнымипредметами, использовать глазомер, работать с различными источникамиинформации;
-изображать (преобразовать объекты изчувственной формы в изображения, воссоздавать изображения по памяти, мысленнотрансформировать изображения и пр.), выполнять построение форм с учётом основгеометрии, работать с геометрическими фигурами, телами;
-переживать чувства красоты, гармонии, еёсовершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в художественныхпроизведениях, предметах декоративноприкладного искусства.
-стремиться к добру, самосовершенствованию исамореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в единстве егосоставляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
-сострадать и проявлять милосердие, стремлениепомочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности — любви.
-понимать ценность художественного творчествакак естественного условия человеческой жизни, испытывать потребности творческойсамореализации,
Способность к осмыслению и дифференциациикартины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
— в рефлексивной способностиоценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельностии умений делового сотрудничества;
— в интересе кинформационной и коммуникативной деятельности,
-в способности замечать новое, принимать ииспользовать социальный опыт; -в способности взаимодействовать с другимилюдьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленнойзадачи.
Метапредметные результаты освоения программы для 3-го класса поучебному предмету «Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимисяуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные икоммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,составляющими основу умения учиться.
-с учетом индивидуальных возможностей и особыхобразовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могутбыть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальныеучебные действия проявляютсяв умении:
-оперировать известными понятиями.
-самостоятельно сравнивать, группироватьпредметы, объекты
-самостоятельно учителя отличать новое от ужеизвестного;
-самостоятельно обобщать – выделять классобъектов по заданному признаку.
—самостоятельноустанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
— создавать изображения наоснове изобразительных знаний и умений;
— использоватьзнаково-символические обозначения,
— ориентироваться в заданиии инструкции: определять умения, которые будут необходимы для созданияизображения;
-осуществлять логические действия сравнения,анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения,ориентироваться в известных понятиях.
-сравнивать, группировать, классифицироватьпредметы, объекты, действия; —понимать знаки, символы, модели, схемы,используемые на уроках;
анализировать объекты изобразительнойдеятельности с выделением их существенных признаков;
-устанавливать причинно-следственные связи визучаемом круге явлений;
-передавать, искать, преобразовывать,сохранять информацию, использовать компьютер для поиска (проверки) необходимойинформации в словарях, каталоге библиотеки
Сформированные регулятивные универсальныеучебные действия проявляютсяв умении:
— самостоятельно определять цель выполнения заданий;
-выполнять практическую работу попредложенному учителем плану;
-самостоятельно ориентироваться в задании;
– самостоятельно планироватьпоследовательность выполнения действий при выполнении заданий;
– контролировать своидействия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
— определять изобразительные приёмы и способывыполнения отдельных этапов изобразительной деятельности из числа, освоенных,работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнениятехники изображения;
-исправлять допущенные ошибки, самостоятельносоотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.
-оценивать результат своих действий.
Сформированные коммуникативные универсальныеучебные действия проявляютсяв умении:
-вести диалог по обозначенной теме;
-договариваться о своей роли в коллективныхработах, работе в парах и группах;
-приходить в обсуждении к общему решению;
-учитывать возможность существования различныхточек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументироватьсвою точку зрения и оценку событий
-использовать допустимые адекватные речевыесредства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверятьсформированность следующих знаний, представлений и умений:
-добывать доступные сведения о культуре и бытелюдей на примерах произведений известнейших центров народных художественныхпромыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
-добывать начальные сведения о декоративнойросписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
-узнавать известные центры народныххудожественных ремесел России;
—узнаватьведущие художественные музеи России.
-выражать своё отношение к рассматриваемомупроизведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось,какие чувства вызывает картина);
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка,
уточнение общих очертаний и форм);
-расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-применять навыки декоративного оформления ваппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
-узнавать отдельные произведения выдающихсяотечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
-сравнивать различные виды изобразительногоискусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства)
Раздел «Восприятие искусства и видыхудожественной деятельности».
-различать понятия «набросок», «тёплый цвет»,«холодный цвет»; «живопись»,
«живописец», «графика», «график»,«архитектура», «архитектор»;
-различать основные жанры и виды произведенийизобразительного искусства;
—чувствоватьгармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-умение эмоционально-ценностно относиться кприроде, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческойдеятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к нимсредствами художественного языка; умение воспринимать произведенияизобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания ивыразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
-умение видеть проявления художественнойкультуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративныеискусства в доме, на улице, в театре;
-высказывать суждение о художественныхпроизведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональныхсостояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говоритискусство?».
—применятьпростейшие правила смешения основных красок для получения более холодного итёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного исине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
— умение создавать простые композиции назаданную тему на плоскости и в пространстве; — умение использоватьвыразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощениясобственного художественно-творческого замысла;
-использовать особенности силуэта, ритмаэлементов в полосе, прямоугольнике, круге; чувствовать и определять холодные итёплые цвета;
-сравнивать свой рисунок с изображаемымпредметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-правильно определять и изображать формупредметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее всюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
-умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять ианализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различнойформы; использовать простые формы для создания выразительных образов вживописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
-умение использовать декоративные элементы,геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметовбыта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать всобственной художественно-творческой деятельности специфику стилистикипроизведений народных художественных промыслов в России (с учетом местныхусловий).
-умение пользоваться средствамивыразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладногоискусства, художественного конструирования в собственнойхудожественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональныесостояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописныхкомпозиций на заданные темы;
-умение моделировать новые формы, различныеситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы,человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
-умение выполнять простые рисунки иорнаментальные композиции, Раздел «Значимые темы искусства. О чем говоритискусство?».
-умение осознавать главные темы искусства иотражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
-выполнять эскизы оформления предметов наоснове декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-творчески применять простейшие приёмы народнойросписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами,дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст дляпередачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
— умение выбирать художественныематериалы, средства художественной выразительности для создания образовприроды, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решатьхудожественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенныеспособы действия;
— умение видеть, чувствоватьи изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
— умение понимать ипередавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека вразных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; — умениеизображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональноеотношение;
— умение изображатьмногофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать вколлективных работах на эти темы.
Примеры контрольно-оценочных мероприятий:
Формы контроля:
-Индивидуальный и фронтальный опрос
— Работа в паре, в группе
— Отчетные выставкитворческих (индивидуальных и коллективных) работ
— Контрольное тестирование
Критерии оценки устных индивидуальных ифронтальных ответов
—активностьучастия.
-умение собеседника прочувствовать сутьвопроса.
-Развернутость ответов, образность,аргументированность.
—Cамостоятельность.
—Jригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
— Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета,орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой всекомпоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуетсяхудожественными материалами, как использует выразительные художественныесредства в выполнении задания. Общее впечатление от работы. Оригинальность,яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении исоответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Текущий контроль:
Дескрипторы и критерии их оценки:
А) оценка качества работы на уроке.
Проводится по следующим параметрам (условнаябалльная оценка):
Адекватность действий:
5 – выполняет задания, в парной и подгрупповойработе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом.
4 – выполняет задания, в парной и подгрупповойработе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточноадекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать.
3 – затрудняется выполнить задание, но этоудается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе неспособствует выполнению задания.
2 – задание не выполняет, коррекция неудается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнениюзадания партнерами по взаимодействию.
Правильность действий:
5 – выполняет задание правильно или нужнанебольшая (стимулирующая, организующая) помощь
4 — выполняет заданиеправильно, но нужна небольшая обучающая помощь 3 – выполняет задание правильно,но нужна существенная обучающая помощь 2 – задание не выполняет, помощь непринимает.
Вербальное оформление ответов:
5 – оформление ответаграмматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами.
4 – недочеты в построении фразы илисловоупотреблении, не затрудняющие понимание. 3 – Неточное словоупотребление,смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответапредшественника.
2 – ответ представляет собой отдельные, иногдане связанные по смыслу, слова.
Качество выполнения работы.
5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесенытворческие эстетические преобразования, соответствующие общему замыслу
4 – работа выполнена аккуратно с небольшиминеточностями, без творческих эстетических преобразований.
3 – работа выполнена неаккуратно с большиминедочетами
2 – работа не выполнена
Итоговая оценка может быть установлена сучетом балльных показателей:
18-20 баллов – «отлично».
13-17 баллов – «хорошо».
10-12 баллов — «удовлетворительно».
8-9 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественнойхарактеристики:
Оценка «5»
— учащийся полностьюсправляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеетприменять полученные знания на практике;
— тщательно спланированыдействия и рационально организовано рабочее место; — правильно выполнялисьприемы художественной техники, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
— верно решает композициюрисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
— умеет подметить и передатьв изображении наиболее характерное;
— работа выполнена с учетомустановленных требований;
— полностью соблюдалисьправила техники безопасности.
Оценка «4»
— учащийся полностью овладелпрограммным материалом, но при изложении его допускает неточностивторостепенного характера;
— гармонично согласовываетмежду собой все компоненты изображения;
— умеет подметить, но несовсем точно передает в изображении наиболее характерное.
— допущены незначительныенедостатки в планировании и организации рабочего места;
— в основном правильновыполняются приемы художественной техники;
— работа выполняласьсамостоятельно;
— норма времени выполненаили недовыполнена на 10-15 %;
— работа выполнена снезначительными отклонениями;
— полностью соблюдалисьправила техники безопасности.
Оценка «3»
— учащийся слабо справляетсяс поставленной целью урока; — допускает неточность в изложении изученногоматериала.
— имеют место недостатки впланировании и организации рабочего места;
— отдельные приемыхудожественной техники выполнялись неправильно (восприятия формы, конструкции,величины, цвета предметов в пространстве) и требуют корректировку со стороныучителя;
— самостоятельность в работебыла низкой;
— норма временинедовыполнена на 15-20 %;
— работа выполнена снарушением отдельных требований;
— не полностью соблюдалисьправила техники безопасности.
III.Содержание учебногопредмета
Виды художественной деятельности (8 часов)
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественныйобраз, его условность, передача общего через единичное. Отражение впроизведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности иэстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведениеизобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы вреальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатствеи разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота иразнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерныечерты.
Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописногообраза в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека вживописи.
Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженнаясредствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использованиянавыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основадекоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 часов)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции иперспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше —меньше, загораживания.
Цвет. Практическоеовладение основами цветоведения.
Линия. Многообразиелиний. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линииэмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Трансформацияформ. Влияние формы предмета на представление о
его характере.
Силуэт.
Объём. Объёмв пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Рольритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передачадвижения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма вдекоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10часов)
Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественныхматериалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки вприроде: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя вукрашении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительногоискусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы,семьи в искусстве.
Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформлениепомещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности. (7 часов)
Выбор и применение выразительных средств дляреализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественномконструировании.
Выбор и применение выразительных средств дляреализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественномконструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективнойдеятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики,гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительныхсредств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения кпроизведению.