ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительномуискусству для 7 класса составлена на основе:
—Федерального закона от 29 декабря2012 года N 273-ФЗ Об образовании вРоссийской Федерации (с изменениями)
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования (с изменениями идополнениями от 31.12.2015 г. № 1577).
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – МедвёдовскойСОШ, утвержденной приказом № 104 от 31.05.2022 года
-Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) вурочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительногообразования, утвержденное приказом МБОУ – Медведовской СОШ №61 от 29.03.2022года
Рабочаяпрограмма реализуется на основе УМК:
интегрированнаяпрограмма. 5-8(9) классы / авт.-сост. Савенкова Л.Г., ЕрмолинскаяЕ.А., Медкова Е.С./- М.: Вентана-Граф, 2014
Изобразительное искусство: 7класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/. Ермолинская Е.А., Медкова Е.С. СавенковаЛ.Г., / — М.: Вентана-Граф, 2017. входящий в федеральный переченьучебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения РФ № 254 от20.05.2020 года (с изменениями от 20.05.202020)
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» —развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формыэмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыраженияи ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи развития на год:
— формирование представления о значенииискусства в развитии цивилизации;
— включение учащихся в процессхудожественного творчества, погружение всимволику изобразительного искусства имифологию;
— углубление представления о природных формах в искусстве: конструирование, дизайн, архитектура,декоративно-прикладное искусство, биоархитектура в разные периоды развития человечества;
— освоениехудожественного языка разных видов изобразительнойдеятельности.
Общеразвивающие направления: формированиепредставлений о гармонии и красоте каквечном в природе. Пространство космоса, его бесконечность. Отражение космических мотивов в искусстве. Биоструктура,биоархитектура. Реализация вискусстве идеалов и особенностей культуры народа, роли искусства как духовной составляющей культуры.
Развитие пространственного мышления ипредставлений о пространстве в искусстве. Биопространство. Природные закономерности пространства в практике искусства. Пространственные взаимоотношения предметов, элементов внутри формы. Микрокосмос.
Формирование представлений о форме в искусствеи в окружающей действительности. Биоформа. Творение формыпо мотивам природы. Единство функции и формы вприроде, жизни и искусстве. Внешняя и внутренняя форма в архитектуре. Мотивы природы в застывших формах: природная форма и стилизация. Графическая грамота —рисование с натуры объектов природы, зарисовки и этюды фигуры человекав движении и в статике. Орнамент — метроритм, стилизация(работа в активном горизонтальном формате).
Развитие представлений о цвете в искусстве ив окружающем предметном мире. Цветв природе и декоративном искусстве.Цвет — форма — биоархитектура.
Рабочая программа рассчитана на 35учебных часов в год.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
Предметныерезультаты характеризуютопыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается изакрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формированиеоснов художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитиеэстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитиенаблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитиевизуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностногоосвоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственномпространстве культуры;
освоениехудожественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей какматериального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственныхформах (фольклорное художественное творчество разных народов, классическиепроизведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитаниеуважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной ипространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретениеопыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственныхискусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы надвизуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретениеопыта работы различными художественными материалами и в разных техниках вразличных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формаххудожественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифроваяфотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитиепотребности в общении с произведениями изобразительного искусства, — освоениепрактических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведенийискусства; формирование активного отношения к традициям художественной культурыкак смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознаниезначения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификацииличности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальныхспособностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческойдеятельности:
умениесамостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать длясебя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы иинтересы своей познавательной деятельности;
умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач;
умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умениеоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения;
владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной деятельности;
умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностныерезультаты отражаются виндивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести впроцессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитаниероссийской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народаРоссии; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российскогообщества;
формированиеответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формированиецелостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира;
формированиеосознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другимилюдьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитиеморального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основеличностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формированиекоммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознаниезначения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитиеэстетического сознания через освоение художественного наследия народов России имира, творческой деятельности эстетического характера.
Содержание учебного предмета
Содержание программы 7класса направлено на развитие представлений учащихся об окружающем мире и местев нём человека, о природе, обществе,культуре, на формирование у школьников представлений о процессах освоениячеловеком окружающего природного ландшафта в разные исторические периоды.
Природная среда как источник творческоговдохновения.
Растительные мотивы в изобразительном искусстве.
Анималистический жанр в живописи, графике, скульптуре.
Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве.
Природные формы в архитектуре.
Фонтан – элемент ландшафтного дизайна.
Природные ритмы – основа этнокультурного своеобразия.
Изобретения, подсказанные природой.
Истоки творчества.
Творческое вдохновение.
Творческое воображение художника.
Искусство и наука.
Мировоззрение и искусство.
Искусство и мифология.
Мифологические животные в изобразительном искусстве.
Искусство и религия.
Западая и восточная модели культуры.
Искусство и история.
Портрет: эволюция жанра
От портрета к автопортрету.
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Эволюция исторического костюма.
Композиция в изобразительном искусстве.
Композиция в живописи, графике, фотографии.
Тень – один из главных элементов композиции.
Скульптурная композиция.
Архитектурная композиция.
Краткость и выразительность графики.
Коллаж.
Афиша.
Плакат.
Пригласительный билет.
Художник в театре и кино.
Театр и кино – содружество всех искусств.
Костюм актера.
Лицо-гримм-маска.
Великие имена в искусстве.
Леонардо да Винчи.
Рафаэль Санти.
Михаил Александрович Врубель.
Жорж Пьер Сёра.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Пабло Пикассо.
Тематическоепланирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Воспитательный компонент |
1. |
Природная среда как источник творческого вдохновения |
7 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений |
2. |
Истоки творчества |
3 |
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками |
3. |
Мировоззрение и искусство |
4 |
Развитие умения видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. |
4. |
Искусство и история |
4 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; |
5. |
Композиция в изобразительном искусстве |
4 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений |
6. |
Краткость и выразительность графики |
4 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений |
7 |
Художник в театре и кино |
3 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; |
8 |
Великие имена в изобразительном искусстве |
6 |
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира |
Календарно –тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол—во часов |
Дата |
||
План |
Факт. |
||||
Природная среда как источник творческого вдохновения – 7 часов |
|
||||
1 |
Растительные мотивы в изобразительном искусстве |
1 |
01.09.2022 |
|
|
2 |
Анималистический жанр в декоративно – прикладном искусстве |
1 |
08.09.2022 |
|
|
3 Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
Анималистический жанр в декоративно – прикладном искусстве |
1 |
15.09.2022 |
|
|
4 |
Природные формы в архитектуре |
1 |
22.09.2022 |
|
|
5 |
Фонтан – элемент ландшафтного дизайна |
1 |
29.09.2022 |
|
|
6 |
Природные ритмы – основа этнокультурного своеобразия |
1 |
06.10.2022 |
|
|
7 |
Изобретения, подсказанные природой |
1 |
13.10.2022 |
|
|
Истоки творчества – 3 часа |
|||||
8 |
Творческое вдохновение |
1 |
20.10.2022 |
|
|
9 |
Творческое воображение художника |
1 |
27.10.2022 |
|
|
10 |
Искусство и наука |
1 |
10.11.2022 |
|
|
Мировоззрение и искусство – 4 часа |
|||||
11 |
Искусство и мифология |
1 |
17.11.2022 |
|
|
12 |
Мифологические животные в изобразительном искусстве |
1 |
24.11.2022 |
|
|
13 |
Искусство и религия |
1 |
01.12.2022 |
|
|
14 |
Западная и восточная модели культуры |
1 |
08.12.2022 |
|
|
Искусство и история – 4 часа |
|||||
15 |
Портрет: эволюция жанра |
1 |
15.12.2022 |
|
|
16 |
От портрета к автопортрету |
1 |
22.12.2022 |
|
|
17 |
Исторический жанр в изобразительном искусстве |
1 |
12.01.2023 |
|
|
18 |
Эволюция исторического костюма |
1 |
19.01.2023 |
|
|
Композиция в изобразительном искусстве – 4 часа |
|||||
19 |
Композиция в живописи, графике, фотографии |
1 |
26.01.2023 |
|
|
20 |
Тень – один из главных элементов фотографии |
1 |
02.02.2023 |
|
|
21 |
Скульптурная композиции |
1 |
09.02.2023 |
|
|
22 |
Архитектурная композиции |
1 |
16.02.2023 |
|
|
Краткость и выразительность графики – 4 часа |
|||||
23 |
Коллаж |
1 |
02.03.2023 |
|
|
24 |
Афиша |
1 |
09.03.2023 |
|
|
25 |
Плакат |
1 |
16.03.2023 |
|
|
26 |
Пригласительный билет |
1 |
23.03.2023 |
|
|
Художник в театре и кино – 3 часа |
|||||
27 |
Театр и кино – содружество всех искусств |
1 |
06.04.2023 |
|
|
28 |
Костюм актера |
1 |
13.04.2023 |
|
|
29 |
Лицо – грим — маска |
1 |
20.04.2023 |
|
|
Великие имена в изобразительном искусстве – 6 часов |
|||||
30 |
Леонардо да Винчи |
1 |
27.04.2023 |
|
|
31 |
Рафаэль Санти |
1 |
04.05.2023 |
|
|
32 |
М.А.Врубель |
1 |
11.05.2023 |
|
|
33 |
Итоговое тестирование |
1 |
18.05.2023 |
|
|
34 |
К.С. Петров — Водкин |
1 |
25.05.2023 |
|
|
35 |
Пабло Пикассо |
1 |
25.05.2023 |
|
|