ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе:
—Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗОб образовании в Российской Федерации (с изменениями на)
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования (с изменениями идополнениями от 31.12.2015 г. № 1577).
— Основнойобразовательной программы основного общего образования МБОУ – Медвёдовской СОШ,утвержденной приказом № 104 от 31.05.2022 года
-Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) вурочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительногообразования, утвержденное приказом МБОУ – Медведовской СОШ №61 от 29.03.2022года
Рабочаяпрограмма составлена на основе авторской программы поизобразительному искусству (Изобразительное искусство: интегрированнаяпрограмма: 5-8(9) классы/Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова.
– Учебника Изобразительноеискусство 8 класс Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова М.: Вентана –Граф. 2014, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденныйприказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020 года (с изменениями )
В 8 классена изучение предмета отводится 35 часов, недельная нагрузка – 1 час.
Цель уроков изобразительного искусства в основнойшколе — реализация фактора общего и эстетического развития учащихсяформирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональнойотзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видовискусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к роднойприроде, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоениеучащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активациясамостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитиеинтереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении сискусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
— Развитие способности к эмоционально-чувственному иосознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведенийразных видов искусства, развитие воображения и фантазии.
— Освоение разных видов пластических искусств: живописи,графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна;приемов работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Предмет «Изобразительноеискусство» в зависимости от содержания и способов организации учебнойдеятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формированияуниверсальных учебных действий.
Требования к личностным результатам освоенияпрограммы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
1. социализациюличности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ иисторию России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2. формированиепонятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа вкультурное и художественное наследие мира;
3. развитиеинтереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов;
4. мотивациюк учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
5. развитиесамостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке,творческой работе
6. развитиетворческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7. развитиеэтических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости навосприятие окружающего мира природы и произведений искусства.
8. воспитаниеинтереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желанияпривносить в окружающую действительность красоту;
9. развитиенавыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
10. бережное отношениек духовным ценностям
Метапредметныерезультаты освоении программы основного общегообразования по изобразительному искусству должны отражать:
1. освоениеспособов решения проблем поискового характера, развитие продуктивногопроектного мышления и творческого потенциала личности, способности оригинальномыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2. формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболееэффективные способы решения;
3. развитиеспособности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельностии способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основеобъективного анализа и самоанализа;
4. развитиеспособности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении,формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
5. развитиевизуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетическогов действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
6. активноеиспользование речевых, музыкальных, знаково-символических средств,информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативныхи познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7. развитиеспособности понимать и использовать в своей творческой работе художественные,поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока;осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своёпредставление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видахискусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и ихвзаимосвязи;
8. формированиеспособности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию содного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства надругое); овладевать логическими действиями установления аналогий ипричинно-следственных связей в построении рассуждений;
9. воспитаниеумения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языкеискусства, способности принимать различные точки зрения, уменияаргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления обискусстве и его истории;
Предметныерезультаты освоения программы oсновного общего образования поизобразительному искусству должны отражать:
1. сформированностьпредставлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в егодуховно-нравственном развитии;
2. сформированностьоснов изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие традицийродного края;
3. развитостьустойчивого интереса к изобразительному творчеству; индивидуальное чувствоформы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цветя ифор мы в творческих работах;
4. развитостькоммуникативного и художественно-образного мышления детей в условияхполихудожественного воспитания;
5. проявлениеэмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
6. развитиефантазии и воображения детей;
7. использованиев собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов,ритмов, композиционных решений и образов;
8. сформированностьпредставлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладениевыразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики,декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
9. умениевоспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своёотношение к художественному произведению;
10. использованиеизобразительных, поэтических и музыкальных образов при созданиитеатрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивамразных видов искусства;
11. нравственные,эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспектывоспитания на уроках изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Глава 1.Искусство в жизни человека – 3ч
Тема 1. Искусство -способ познания мира Развитиедифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Пространство окружающей жизни: природа,предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.
Искусство — этоорганизация определённого пространства. Художественно-выразительные средстваорганизации пространства картины
Тема 2. Форма исодержание в искусстве Развитиедифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Художественно-выразительные средства разныхвидов изобразительного искусства.
Художественная формапроизведения. Ритм, динамика, гармония, «мелодика» произведения (непрерывностьлинии), пластика. Скульптура. Особенности работы художника-скульптора
Тема 3. Равновесие,статика, динамика Развитиефантазии и воображения.
Гармония вкартине. Композиция произведения и равновесие её частей (пятен, форм, линий)между собой и относительно центра. Динамика, покой. Симметрия, асимметрия иравновесие в картине
Глава 2. Средствахудожественной выразительности в живописи – 4ч
Тема 4. Язык живописиРазвитие фантазии ивоображения.
Выразительно-изобразительныесредства передачи художественного образа (линия, цвет, колорит, ритм, силуэт,светотень, контраст, нюанс, фактура и др.). Индивидуальная творческая манерахудожника — художественная форма
Тема 5. Как нужновоспринимать картину Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика). Отражение личности художника в его произведениях.Тщательность в выборе средств художественной выразительности.
Первое впечатление откартины — ориентир для «путешествия» по пространству холста
Тема 6. Особенностицветового восприятия Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика). Воздействие цвета и света на центральную нервнуюсистему человека. Исследования учёных по выявлению факта воздействия цвета наэмоционально-чувственную сферу человека.
Символика цвета
Тема 7. Цвет и светв пространстве интерьера Развитиедифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Использование цвета исвета для усиления эффекта задуманного художественного и пространственногообраза интерьера (эффект зрительного увеличения и расширения или уменьшенияпространства помещения, создание условий для эмоционального напряжения илирасслабления человека и др.)
Глава 3. Декоративно– прикладное искусство и дизайн – 4 ч
Тема 8. Декоративно-прикладное искусство – часть культуры Развитие дифференцированного зрения: переводнаблюдаемого в художественную форму. Декоративно-прикладное искусство — часть общечеловеческой культуры.Черты сходства и различия между народным декоративно-прикладным искусством исовременным видом этого направления в искусстве.
Орнамент — одно изглавных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов:растительный, каллиграфический, фантастический, предметный, пейзажный, животный(зооморфный), астральный, геометрический
Тема 9. Мастерствосоздателей произведений декоративно- прикладного искусства Декоративное искусство древнего Египта.Проведение параллелей с традиционным искусством России.
Тема 10. Традиционноеискусство и промышленный дизайн Развитие фантазии и воображения. Знание законов композиции, соблюдение соотношения форми пропорций, способность художника видеть интересное и необычное в разныхвещах, его фантазия и чувство гармонии — необходимые условия для созданиянатюрморта.
Выделение пространствапредметов и между предметами в объёмно-пространственной композиции
Тема 11. Дизайн иавангардное искусство 20 века. Понятие дизайна. Принципы дизайна.
Направления вдизайне.
Глава 4. Вмастерской художника -2 ч.
Тема 12. Манераписьма и интерпретация одной темы Развитие фантазии и воображения.
Неповторимость манерписьма различных художников, которая отличает одного мастера от другого ипомогает зрителю узнавать мастера «в лицо».
Тема 13. Творческаяимпровизация в искусстве Развитиефантазии и воображения. Импровизация— оригинальная форма художественного проявления человека, связанная с созданиемнового образа непосредственно в процессе исполнения, один из древних видовхудожественного творчества.
Глава 5. Художникии время — 3 ч.
Тема 14. Отображениеисторической эпохи в изобразительном искусстве Искусство является частью истории, фиксируя впроизведениях развитие художественных вкусов, стилей, направлений, отражаянациональный колорит
Тема 15. Связь времён:преемственность в художественном творчестве
Искусство отражаетобщественное сознание. Оно, как и наука, отражает реальность – в свойственныхему художественных образах.
Тема 16.Художественный стиль. Основные художественно – стилевые направления визобразительном искусстве
Понятие стиля вискусстве. Стилевые направления в искусстве.
Глава 6. Образыискусства — 12 ч.
Тема 17.Искусство Древнего Египта и Месопотамии
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика).
КультураДревнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.
Представленияо целостности Вселенной — в неразрывности «верхнего» и «нижнего» миров.Подчёркнутый геометризм — метафора упорядоченности Космоса.
Пирамиды в Гизе
Тема 18.Античное искусство
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика).
Античность —цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её историческихформ. Культура Древней Греции и Древнего Рима.
Античныймиф — основа искусства.
Рациональное начало, идея гармонии ицентральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров
Тема 19.Христианское искусство Средневековья
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика).
Христианство — источник идей иобразов средневекового европейского искусства. Объединение культуры Византии иЗападной Европы в период европейского Средневековья (V–XVI века). Главныехарактеристики средневекового восприятия мира — божественное Слово,бесконечность, вечность, непознаваемость; основной закон — воздаяние.Равенство всех людей перед лицом Бога. Восточная и западная модельхристианства. Романская базилика, готический храм
Тема 20.Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика).
Светскийхарактер культуры Ренессанса и её антропоцентризм, то есть интерес, в первуюочередь, к человеку и его деятельности.
Архитектура Ренессанса. Возведение законовмеханики в ранг космических законов божественного мира. Преобладаниев архитектуре центрических зданий, демонстрировавших устойчивое бытиеземной реальности, проникнутой незримой духовной энергией. Соборы ФилиппоБрунеллески и капеллы Медичи Микеланджело
Тема 21.Барокко
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика).
Мировоззренческиеосновы барокко. Изменение утвердившегося в античности представления о мире како разумном и постоянном единстве, а также ренессансного представленияо человеке как о разумнейшем существе.
Барокко в живописи (Микеланджело, Г. Гольбейн-младший,М. ванХемскерк) и литературе (У. Шекспир). Контрастность, напряжённость,динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещениюреальности и иллюзии, к слиянию искусств — отличительные черты барокко
Тема 22.Классицизм
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика).
Направлениев искусстве рассматривается как искусственная система, консервирующаягармоническую модель мироздания. Центральным ядром системы являются абстрактныезаконы разума и порядка. Философы Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Воплощение идей классицизма вархитектурных ансамблях —усадьбах России и Англии. Архитекторы К.И. Росси,В.И. Баженов, М.Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе; художники Н. Пуссен, Ж.Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов
Темы 23–25.Романтизм, реализм, импрессионизм
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированногозрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Утверждениесамоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастуюбунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы вискусстве романтизма. Идея двоемирия — сопоставление и противопоставлениереального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принципромантической художественно-образной модели. Героико-драматическое(Ф. Гойя, Э. Делакруа) направление в романтической живописи. Отражениежестокого разочарования в мире в ряде произведений Т. Жерико. Природныестихии — знак внутренних бурь человеческой души в пейзажах У. Тёрнера.
Точная иобъективная фиксация действительности (реальности) в работах мастеров реализма(Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ж. Милле, В.Г. Перов).
Импрессионизм как крайнее проявление вискусстве принципов реализма. Стремление импрессионистов наиболее естественно инепредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передатьсвои мимолётные впечатления (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, Э. Мане)
Темы 26.Символизм, постимпрессионизм и модерн
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированногозрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Попыткахудожников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемогообраза через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А.Бёклина, Э. Мунка.
Стремлениехудожников-постимпрессионистов свободно и обобщённо передаватьматериальность мира, их интерес к философским и символическим началамискусства;
использованиедекоративной стилизации (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, М.А. Врубель).
Отражение кризиса антропоцентрическоймодели мира в искусстве модерна (конец XIX — начало XX века).Природные стихии — моделирующий образ модерна
Тема 27-28.Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму
Художественно-образноевосприятие искусства (музейная педагогика).
Прогресс внауке (А. Эйнштейн, Н.И. Лобачевский, Б. Риман, З. Фрейд, К. Юнг).
Экспериментыв искусстве модернизма — К.С. Малевич, В.В. Кандинский; фовизма — А.Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балл; кубизма —П. Пикассо; абстракционизма — В.В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали;примитивизма — А. Руссо.
Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм(оп-арт, поп-арт, граффити, лендарт)
Глава 7. Великиеимена в искусстве — 7 ч.
Художественно-образноевосприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомствос жизнью и творчеством выдающихся художников К.С. Малевича, Микеланджело, В.В.Кандинского, Д. Веласкеса, П.Н. Филонова, Рембрандта.
Развитиеспособности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация ипроведение небольших исследований по творчеству художников
Тема 35. Итоговоетестирование Обобщение знанийза курс 8 класса.
тематическоепланирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Воспитательный компонент |
1 |
Искусство в жизни человека |
3 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
2 |
Средства художественной выразительности в живописи |
4 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
|
3 |
Декоративно – прикладное искусство и дизайн |
4 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
4 |
В мастерской художника |
2 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
|
5 |
Художники и время |
3 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
6 |
Образы искусства |
12 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
|
7 |
Великие имена в искусстве |
7 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
календарно — тематическоепланирование
№
Представленная информация была полезной? ДА 61.14% НЕТ 38.86% Проголосовало: 1423 |
тема занятия
|
кол-во час |
дата проведения |
|
план |
факт |
|||
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА |
||||
1 |
Искусство — способ познания мира |
1 |
07.09.2022 |
|
2 |
Форма и содержание в искусстве |
1 |
14.09. 2022 |
|
3 |
Равновесие, статика, динамика |
1 |
21.09. 2022 |
|
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОПИСИ |
||||
4 |
Язык живописи |
1 |
28.09. 2022 |
|
5 |
Как нужно воспринимать картину |
1 |
05.10. 2022 |
|
6 |
Особенности цветового восприятия |
1 |
12.10.2022 |
|
7 |
Цвет и свет в пространстве интерьера |
1 |
19.10. 2022 |
|
ДЕКОРАТИВНО— ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН |
||||
8 |
Декоративно- прикладное искусство – часть культуры |
1 |
26.10. 2022 |
|
9 |
Мастерство создателей произведений декоративно- прикладного искусства |
1 |
09.11. 2022 |
|
10 |
Традиционное искусство и промышленное производство |
1 |
16.11. 2022 |
|
11 |
Дизайн и авангардное искусство 20 века |
1 |
23.11. 2022 |
|
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА |
||||
12 |
Манера письма и интерпретация одной темы |
1 |
30.11. 2022 |
|
13 |
Творческая импровизация в искусстве |
1 |
07.12. 2022 |
|
ХУДОЖНИКИ И ВРЕМЯ |
||||
14 |
Отображение исторической эпохи в изобразительном искусстве |
1 |
14.12. 2022 |
|
15 |
Связь времён: преемственность в художественном творчестве |
1 |
21.12.2022 |
|
16 |
Художественный стиль. Основные художественно – стилевые направления в изобразительном искусстве |
1 |
11.01.2023 |
|
ОБРАЗЫ ИСКУССТВА |
||||
17 |
Искусство Древнего Востока |
1 |
18.01. 2023 |
|
18 |
Античное искусство |
1 |
25.01. 2023 |
|
19 |
Христианское искусство Средневековья |
1 |
01.02. 2023 |
|
20 |
Ренессанс (Возрождение) 14-16 веков |
1 |
08.02.2023 |
|
21 |
Барокко |
1 |
15.02.2023 |
|
22 |
Классицизм |
1 |
22.02. 2023 |
|
23 |
Романтизм |
1 |
01.03.2023 |
|
24 |
Реализм |
1 |
01.03.2023 |
|
25 |
Импрессионизм и постимпрессионизм |
1 |
15.03.2023 |
|
26 |
Символизм и модерн |
1 |
22.03.2023 |
|
27 |
Искусство 20 века: от модернизма к постмодернизму |
1 |
05.04.2023 |
|
28 |
Стили и направления в дизайне 20 века |
1 |
12.04.2023 |
|
ВЕЛИКИЕ ИМЕНА В ИСКУССТВЕ |
||||
29 |
Микеланджило Буонаротти |
1 |
19.04. 2023 |
|
30 |
Диего Родригес де Сильва Веласкес |
1 |
26.04. 2023 |
|
31 |
Рембрандт Харменс ванн Рейн |
1 |
03.05. 2023 |
|
32 |
Василий Васильевич Кандинский |
1 |
10.05. 2023 |
|
33 |
Итоговое тестирование |
1 |
17.05. 2023 |
|
34 |
Казимир Северинович Малевич |
1 |
24.05. 2023 |
|
35 |
Павел Николаевич Филонов |
1 |
31.05. 2023 |
|
