X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционно-развивающей деятельности «Краски эмоций»

Поделиться статьей

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы«Школа-интернат 11»

 

 

Рассмотрено на МО                                                                  Протокол № __ от «___» ______2022 г.                                Рук. МО___О. А. Савицкая

 

 

 

                                

                                                                               

Согласовано  ЗД по УВР

________А. Ю. Васильева

 

«_____» _________2022 г.

 

 

Утверждаю ИО директора

________ С. Е. Шишканова

«_____» _________2022 г.

 

Приказ  № ____от  «___» ____2022 г.

                                 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По­        коррекционно-развивающей  деятельности «Краскиэмоций»

(указать курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (класс) 5 А класс

Количество часов 68

Педагог дополнительного образования/педагог –психолог Шереметьева Наталья Боймуродовна

Программа разработана на основе:  Учим общатьсядетей 3-7 лет. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2014.

 

 

 

 

п. Ванино

2022 год

 

 

 

Содержание

 

I.                  Пояснительная записка:

— Актуальность программы;

 II.        Практическаячасть

Организационные условия проведениязанятий

— Основные формы реализации программы;

      — Цели и задачи программы

      — Структура занятий;

      — Оценка эффективности программы;

      — Личностные и предметные результаты освоения коррекционногокурса;

      — Содержание программы;

      — Календарно-тематическое планирование.

  III.     Теоретическое обоснование

      — Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка.

 

Данная программа разработана на основе:

Ø  Федеральнымзаконом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (действующая редакция,2016);

Ø  Адаптированнаяосновная образовательная программа образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)согласованна педагогическим советом 30 августа 2017 года, протокол № 28.Утвержден приказом 51.1-од от 30 августа 2017 года.

Ø  СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 января 2022 г. № 2 (Гигиенические нормативы);

Ø  Санитарныхправил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 сентября 2020 г. № 28.

 

 

Актуальность программы.

 

В настоящее времясущественно расширяется трактовка понятия «интеллект». Наряду с традиционнымпониманием, связанным прежде всего с уровнем развития познавательных функций имыслительных способностей, выделяют также натуралистический, пространственно-кинестетический,социальный, эмоциональный и другие виды интеллекта. Значительную роль вразвитии человека и его адаптации в обществе играет эмоциональный интеллект.Нарушение или недостаточность способности осознавать и понимать эмоции, каксобственные, так и других людей, могут обусловливать трудности взаимодействия сокружающими, деструктивность поведения, нарушения социализации и т.д.Исследованием эмоционального интеллекта занимались многие психологи, какотечественные, так и зарубежные. Значительный вклад в его изучение сделали Дж.Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, А.В. Карпов, И. Н. Андреева, Д. В.Люсин, И. С. Степанов, А. С. Петровская и др.

Эмоциональный интеллект –это способность человека распознавать эмоции, понимать мотивацию, намерения,желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своимиэмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Проблемуэмоционального интеллекта в психологии исследовали П. Соловей, Д. Карузо, Дж.Мейер, Д. Гоулман, И.С. Степанов, А. С. Петровская, Д. В. Люсин и др.Эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии психики, выполняя такиефункции, как оперирование эмоциональной информацией в мышлении и деятельности;регулирование эмоций; распознавание и выражение эмоций и т.д. Основнымиструктурными компонентами эмоционального интеллекта являются самосознание,социальное понимание, самоконтроль, управление взаимоотношениями.

Проблема эмоциональногоинтеллекта умственно отсталых детей считается одной из наиболее важных исложных проблем специальной психологии, так как процесс социализацииобучающихся с умственной отсталостью крайне сложен. Крайне важно дляобучающихся с интеллектуальными нарушениями расширение социального (жизненного)опыта, контактов путем их постепенного введения в социальное окружение, а такжепредметную среду. Для детей необходимым является овладение комплексомсоциальных (жизненных) компетенций, поскольку это обусловливает достижение имиважнейшей образовательной цели, а именно введение их в общество.

Развитие эмоциональногоинтеллекта имеет важную роль, поскольку знание эмоций позволяет описывать своиэмоции, учит правильно выражать их, а также позволяет понимать обучающемуся сумственной отсталостью эмоциональные состояния других людей, дифференцироватьих. Развивая эмоциональный интеллект обучающихся с умственной отсталостью, мыможем сформировать и развить их основные жизненные компетенции.

Составленная база данных наоснове игровых техник по имеющимся проблемам определила направление коррекционнойработы с данным обучающимися и легла в основу разработки тем даннойкоррекционной программы, что позволит повысить уровень эмоциональногоинтеллекта  обучающихся с умственной отсталостью.

 

 

II.               Практическая часть

 

Организационныеусловия проведения занятий

 

Программа рассчитана на 68занятий с младшими подростками 10 — 12 лет с легкой умственной отсталостью.

Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 2 раз в неделюпо 40 минут. Программа является частью психологического сопровожденияпсихокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программаможет варьироваться и пролонгироваться.

Основными задачамипрограммы выступало формирование у детей способности распознавать собственныечувства и чувства других людей; развитие способности оценивать, анализироватькак собственное поведение, так и поступки окружающих людей; развитиесамоконтроля за проявлением своих эмоций; развитие интереса к окружающим людям,способности понимать их эмоциональное состояние.

 

 

Основныеформы реализации программы:

 

•          разнообразныеигры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические,диагностико-дидактические игры;

•          элементысказкотерапии;

•          беседыдля закрепления пройденного материала;

•          дыхательнаяи пальчиковая гимнастика;

•          ролевыеигры.

 

Целии задачи программы

 

Основнойцелью программы является: развитие эмоциональногоинтеллекта младших подростков с нарушением интеллекта.

Задачи:

•          воспитаниедетей подросткового возраста на основе социально значимых отношений школьникови  ценностных отношений;

•          умениеузнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,

•          развитиесамоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);

•          развитиеэмоционально-волевой сферы.

•          формированиесоциальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);

•          управлениеотношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)

•          коррекцияэмоциональных нарушений у детей.

 

Структура занятий

 

Каждое занятиеделится на:

—  эмоциональнуюразминку,

— основную частьпо теме занятия,

—  заключительнуючасть: игровую или тестовую. Рефлексию.

 

 

Оценкаэффективности программы:

 

-Отношение к старшим людям. Проявление доброты и отзывчивости.

•          5– уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,

•          4– уважает старших,

•          3– уважает старших, но на  неуважительное  отношение  со стороны других необращает никакого внимания,

•          2-  к старшим не всегда относится с уважением, нуждается в руководстве,

•          1– не уважает старших, допускает грубость.

-Дружелюбное отношение к сверстникам          

•          5– отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждаетгрубость,    

•          4– отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,

•          3– сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,

•          2– проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,

•          1– груб и эгоистичен.

-Отношение к себе. Самодисциплина

•          5– добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,

•          4-добровольно соблюдает правила  культуры поведения,

•          3– достаточно культурен, но иногда допускает  нетактичность

•          2– нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,

•          1– нормы и правила поведения не соблюдает.

 

Личностныеи предметные результаты освоения коррекционного курса:

 

— Знание  правилповедения в школе, прав и обязанностей ученика;

— Принятие иосвоение социальной роли обучающегося;

— Умениевыстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе;

— Способностьинициировать и поддерживать  коммуникацию с взрослыми;

— Способность применять  адекватные  способы  поведения в разных ситуация;

— Владениекультурными формами выражения своих чувств;

— Способность обращаться  за помощью.

 

Содержаниепрограммы

 

№ п/п

Наименование

Содержание

Количество часов

1.

Эмоции

Эмоциональное развитие.

17 ч.

2.

Я и все вокруг.

Личностное развитие. Знакомство с собой. Разбираемся в себе.

15 ч.

3.

Все мы разные.

Личностное развитие. Разбираемся кто вокруг?

23 ч.

4.

Вырасту хорошим и свободным человеком

Личностное развитие. Учимся жить в этом мире.

16 ч.

 

 

Календарно-тематическоепланирование курса

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1 четверть (17 занятий)

1

Давайте познакомимся. Беседа, наблюдение.

1

02.09.2022

2

Эмоции у людей и животных.

1

05.09.2022

3

Природа наших эмоций.

1

09.09.2022

4

Что такое эмоции и как они возникают.

1

12.09.2022

5

Для чего людям нужны эмоции.

1

16.09.2022

6

Представление о природе эмоций и функциях в жизни человека.

1

19.09.2022

7

Мир эмоций: узнавание и проявление эмоций в поведении.

1

23.09.2022

8

Разнообразие эмоций и проявление их в поведении человека и взаимодействии.

1

26.09.2022

9

Язык эмоций.

1

30.09.2022

10

Умение распознавать эмоциональные состояния людей в общении.

1

03.10.2022

11

Мои эмоции.

1

07.10.2022

12

Мои поступки.

1

10.10.2022

13

Тренируем эмоции.

1

14.10.2022

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

14

Контролируем эмоции.

1

17.10.2022

15

Я управляю своими эмоциями.

1

21.10.2022

16

Мои эмоции помогают мне.

1

24.10.2022

17

Подведение итогов. Беседа.

1

28.10.2022

2 четверть (15 занятий)

1

Напиши письмо.

1

07.11.2022

2

Что я знаю о своем однокласснике.

1

11.11.2022

3

Поговорим о дружбе.

1

14.11.2022

4

Если радость на всех одна.

1

18.11.2022

5

Мой класс – мои друзья.

1

21.11.2022

6

Что я знал раньше и что  знаю сейчас. 

1

25.11.2022

7

Самолюб никому не люб.

1

28.11.2022

8

Поиграем и подумаем.

1

02.12.2022

9

О дружбе мальчиков и девочек.

1

05.12.2022

10

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

09.12.2022

11

Хочу вырасти здоровым человеком.

1

12.12.2022

12

Мой здоровый образ жизни.

1

16.12.2022

13

Доброе слово, что ясный день.

1

19.12.2022

14

Если вы вежливы.

1

23.12.2022

15

Подведение итогов. Презентация. Беседа.

1

26.12.2022

3 четверть (21 занятия)

1

Наши различия. На кого я хочу быть похожим?

1

13.01.2023

2

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1

16.01.2023

3

Разные качества людей. Узнай себя.

1

20.01.2023

4

Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

23.01.2023

5

Права и обязанности школьника.

1

27.01.2023

6

Школьный этикет. Как стать лучше?

1

30.01.2023

7

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

1

03.02.2023

8

Я желаю добра ребятам в классе. Очищаем свое сердце.

1

06.02.2023

9

Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

10.02.2023

10

Красота людей мира.

1

13.02.2023

11

Чем мы похожи?

1

17.02.2023

12

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

1

20.02.2023

13

Можно ли поступать всегда так, как хочется?

1

24.02.2023

14

Что значит быть как все? Это нужно или нет?

1

27.02.2023

15

Какие качества Вы хотите развивать в себе?

1

03.03.2023

16

Я умею быть таким как все?

1

06.03.2023

17

Это для меня важно!

1

10.03.2023

18

Что такое свобода?

1

13.03.2023

19

Что значит верить?

1

17.03.2023

20

Как это – быть по настоящему взрослым?

1

20.03.2023

21

Плюсы и минусы взрослой жизни. Подведение итогов. Беседа.

1

24.03.2023

4 четверть (15 занятий)

1

Поговорим о трудолюбии.

1

03.04.2023

2

Культура внешнего вида.

1

07.04.2023

3

Поговорим о том, как мы выглядим.

1

10.04.2023

4

Поведение человека зависит от его качеств.

1

14.04.2023

5

Внешкольный этикет.

1

17.04.2023

6

Я и мои роли.

1

21.04.2023

7

Мои права и обязанности.

1

24.04.2023

8

Чем мои права и обязанности отличаются от других?

1

28.04.2023

9

Свободный разговор. Верность слову.

1

05.05.2023

10

Моя самооценка.

1

08.05.2023

11

Подари учителю дело и слово доброе.

1

12.05.2023

12

Я имею право выражать свои чувства.

1

15.05.2023

13

Умеем общаться.

1

19.05.2023

14

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

1

22.05.2023

15

Рисуночный тест. До новой встречи!

1

26.05.2023

Итого

 

68

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      ВолковБ.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦСфера, 2014.

2.      АфонькинаЮ.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников//Детский сад. Теорияи практика №4 2014 с. 6-17.

3.      СеменакаС.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллектадошкольника//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.86-95


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет