Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы«Школа-интернат 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2022 г. Рук. МО___О. А. Савицкая
|
Согласовано ЗД по УВР ________А. Ю. Васильева
«_____» _________2022 г.
|
Утверждаю ИО директора ________ С. Е. Шишканова «_____» _________2022 г.
Приказ № ____от «___» ____2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По коррекционно-развивающей деятельности «Краскиэмоций»
(указать курс внеурочной деятельности)
Уровень образования (класс) 5 А класс
Количество часов 68
Педагог дополнительного образования/педагог –психолог Шереметьева Наталья Боймуродовна
Программа разработана на основе: Учим общатьсядетей 3-7 лет. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2014.
п. Ванино
2022 год
Содержание
I. Пояснительная записка:
— Актуальность программы;
— Организационные условия проведениязанятий
— Основные формы реализации программы;
— Структура занятий;
— Оценка эффективности программы;
— Личностные и предметные результаты освоения коррекционногокурса;
— Содержание программы;
— Календарно-тематическое планирование.
III. Теоретическое обоснование
— Список литературы.
I. Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе:
Ø Федеральнымзаконом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (действующая редакция,2016);
Ø Адаптированнаяосновная образовательная программа образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)согласованна педагогическим советом 30 августа 2017 года, протокол № 28.Утвержден приказом 51.1-од от 30 августа 2017 года.
Ø СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 января 2022 г. № 2 (Гигиенические нормативы);
Ø Санитарныхправил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 сентября 2020 г. № 28.
Актуальность программы.
В настоящее времясущественно расширяется трактовка понятия «интеллект». Наряду с традиционнымпониманием, связанным прежде всего с уровнем развития познавательных функций имыслительных способностей, выделяют также натуралистический, пространственно-кинестетический,социальный, эмоциональный и другие виды интеллекта. Значительную роль вразвитии человека и его адаптации в обществе играет эмоциональный интеллект.Нарушение или недостаточность способности осознавать и понимать эмоции, каксобственные, так и других людей, могут обусловливать трудности взаимодействия сокружающими, деструктивность поведения, нарушения социализации и т.д.Исследованием эмоционального интеллекта занимались многие психологи, какотечественные, так и зарубежные. Значительный вклад в его изучение сделали Дж.Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, А.В. Карпов, И. Н. Андреева, Д. В.Люсин, И. С. Степанов, А. С. Петровская и др.
Эмоциональный интеллект –это способность человека распознавать эмоции, понимать мотивацию, намерения,желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своимиэмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Проблемуэмоционального интеллекта в психологии исследовали П. Соловей, Д. Карузо, Дж.Мейер, Д. Гоулман, И.С. Степанов, А. С. Петровская, Д. В. Люсин и др.Эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии психики, выполняя такиефункции, как оперирование эмоциональной информацией в мышлении и деятельности;регулирование эмоций; распознавание и выражение эмоций и т.д. Основнымиструктурными компонентами эмоционального интеллекта являются самосознание,социальное понимание, самоконтроль, управление взаимоотношениями.
Проблема эмоциональногоинтеллекта умственно отсталых детей считается одной из наиболее важных исложных проблем специальной психологии, так как процесс социализацииобучающихся с умственной отсталостью крайне сложен. Крайне важно дляобучающихся с интеллектуальными нарушениями расширение социального (жизненного)опыта, контактов путем их постепенного введения в социальное окружение, а такжепредметную среду. Для детей необходимым является овладение комплексомсоциальных (жизненных) компетенций, поскольку это обусловливает достижение имиважнейшей образовательной цели, а именно введение их в общество.
Развитие эмоциональногоинтеллекта имеет важную роль, поскольку знание эмоций позволяет описывать своиэмоции, учит правильно выражать их, а также позволяет понимать обучающемуся сумственной отсталостью эмоциональные состояния других людей, дифференцироватьих. Развивая эмоциональный интеллект обучающихся с умственной отсталостью, мыможем сформировать и развить их основные жизненные компетенции.
Составленная база данных наоснове игровых техник по имеющимся проблемам определила направление коррекционнойработы с данным обучающимися и легла в основу разработки тем даннойкоррекционной программы, что позволит повысить уровень эмоциональногоинтеллекта обучающихся с умственной отсталостью.
II. Практическая часть
Организационныеусловия проведения занятий
Программа рассчитана на 68занятий с младшими подростками 10 — 12 лет с легкой умственной отсталостью.
Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 2 раз в неделюпо 40 минут. Программа является частью психологического сопровожденияпсихокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программаможет варьироваться и пролонгироваться.
Основными задачамипрограммы выступало формирование у детей способности распознавать собственныечувства и чувства других людей; развитие способности оценивать, анализироватькак собственное поведение, так и поступки окружающих людей; развитиесамоконтроля за проявлением своих эмоций; развитие интереса к окружающим людям,способности понимать их эмоциональное состояние.
Основныеформы реализации программы:
• разнообразныеигры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические,диагностико-дидактические игры;
• элементысказкотерапии;
• беседыдля закрепления пройденного материала;
• дыхательнаяи пальчиковая гимнастика;
• ролевыеигры.
Целии задачи программы
Основнойцелью программы является: развитие эмоциональногоинтеллекта младших подростков с нарушением интеллекта.
Задачи:
• воспитаниедетей подросткового возраста на основе социально значимых отношений школьникови ценностных отношений;
• умениеузнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
• развитиесамоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
• развитиеэмоционально-волевой сферы.
• формированиесоциальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
• управлениеотношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)
• коррекцияэмоциональных нарушений у детей.
Структура занятий
Каждое занятиеделится на:
— эмоциональнуюразминку,
— основную частьпо теме занятия,
— заключительнуючасть: игровую или тестовую. Рефлексию.
Оценкаэффективности программы:
-Отношение к старшим людям. Проявление доброты и отзывчивости.
• 5– уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,
• 4– уважает старших,
• 3– уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других необращает никакого внимания,
• 2- к старшим не всегда относится с уважением, нуждается в руководстве,
• 1– не уважает старших, допускает грубость.
-Дружелюбное отношение к сверстникам
• 5– отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждаетгрубость,
• 4– отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,
• 3– сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,
• 2– проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,
• 1– груб и эгоистичен.
-Отношение к себе. Самодисциплина
• 5– добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,
• 4-добровольно соблюдает правила культуры поведения,
• 3– достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность
• 2– нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,
• 1– нормы и правила поведения не соблюдает.
Личностныеи предметные результаты освоения коррекционного курса:
— Знание правилповедения в школе, прав и обязанностей ученика;
— Принятие иосвоение социальной роли обучающегося;
— Умениевыстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе;
— Способностьинициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми;
— Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуация;
— Владениекультурными формами выражения своих чувств;
— Способность обращаться за помощью.
Содержаниепрограммы
№ п/п |
Наименование |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Эмоции |
Эмоциональное развитие. |
17 ч. |
2. |
Я и все вокруг. |
Личностное развитие. Знакомство с собой. Разбираемся в себе. |
15 ч. |
3. |
Все мы разные. |
Личностное развитие. Разбираемся кто вокруг? |
23 ч. |
4. |
Вырасту хорошим и свободным человеком |
Личностное развитие. Учимся жить в этом мире. |
16 ч. |
Календарно-тематическоепланирование курса
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
1 четверть (17 занятий) |
||||
1 |
Давайте познакомимся. Беседа, наблюдение. |
1 |
02.09.2022 |
|
2 |
Эмоции у людей и животных. |
1 |
05.09.2022 |
|
3 |
Природа наших эмоций. |
1 |
09.09.2022 |
|
4 |
Что такое эмоции и как они возникают. |
1 |
12.09.2022 |
|
5 |
Для чего людям нужны эмоции. |
1 |
16.09.2022 |
|
6 |
Представление о природе эмоций и функциях в жизни человека. |
1 |
19.09.2022 |
|
7 |
Мир эмоций: узнавание и проявление эмоций в поведении. |
1 |
23.09.2022 |
|
8 |
Разнообразие эмоций и проявление их в поведении человека и взаимодействии. |
1 |
26.09.2022 |
|
9 |
Язык эмоций. |
1 |
30.09.2022 |
|
10 |
Умение распознавать эмоциональные состояния людей в общении. |
1 |
03.10.2022 |
|
11 |
Мои эмоции. |
1 |
07.10.2022 |
|
12 |
Мои поступки. |
1 |
10.10.2022 |
|
13 |
Тренируем эмоции. |
1 |
14.10.2022 Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
|
14 |
Контролируем эмоции. |
1 |
17.10.2022 |
|
15 |
Я управляю своими эмоциями. |
1 |
21.10.2022 |
|
16 |
Мои эмоции помогают мне. |
1 |
24.10.2022 |
|
17 |
Подведение итогов. Беседа. |
1 |
28.10.2022 |
|
2 четверть (15 занятий) |
||||
1 |
Напиши письмо. |
1 |
07.11.2022 |
|
2 |
Что я знаю о своем однокласснике. |
1 |
11.11.2022 |
|
3 |
Поговорим о дружбе. |
1 |
14.11.2022 |
|
4 |
Если радость на всех одна. |
1 |
18.11.2022 |
|
5 |
Мой класс – мои друзья. |
1 |
21.11.2022 |
|
6 |
Что я знал раньше и что знаю сейчас. |
1 |
25.11.2022 |
|
7 |
Самолюб никому не люб. |
1 |
28.11.2022 |
|
8 |
Поиграем и подумаем. |
1 |
02.12.2022 |
|
9 |
О дружбе мальчиков и девочек. |
1 |
05.12.2022 |
|
10 |
Путешествие в мир мудрых мыслей. |
1 |
09.12.2022 |
|
11 |
Хочу вырасти здоровым человеком. |
1 |
12.12.2022 |
|
12 |
Мой здоровый образ жизни. |
1 |
16.12.2022 |
|
13 |
Доброе слово, что ясный день. |
1 |
19.12.2022 |
|
14 |
Если вы вежливы. |
1 |
23.12.2022 |
|
15 |
Подведение итогов. Презентация. Беседа. |
1 |
26.12.2022 |
|
3 четверть (21 занятия) |
||||
1 |
Наши различия. На кого я хочу быть похожим? |
1 |
13.01.2023 |
|
2 |
Люди отличаются друг от друга своими качествами. |
1 |
16.01.2023 |
|
3 |
Разные качества людей. Узнай себя. |
1 |
20.01.2023 |
|
4 |
Нам счастья не сулит обида чья-то. |
1 |
23.01.2023 |
|
5 |
Права и обязанности школьника. |
1 |
27.01.2023 |
|
6 |
Школьный этикет. Как стать лучше? |
1 |
30.01.2023 |
|
7 |
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). |
1 |
03.02.2023 |
|
8 |
Я желаю добра ребятам в классе. Очищаем свое сердце. |
1 |
06.02.2023 |
|
9 |
Какие качества нам нравятся друг в друге. |
1 |
10.02.2023 |
|
10 |
Красота людей мира. |
1 |
13.02.2023 |
|
11 |
Чем мы похожи? |
1 |
17.02.2023 |
|
12 |
В каждом человеке есть светлые и темные качества. |
1 |
20.02.2023 |
|
13 |
Можно ли поступать всегда так, как хочется? |
1 |
24.02.2023 |
|
14 |
Что значит быть как все? Это нужно или нет? |
1 |
27.02.2023 |
|
15 |
Какие качества Вы хотите развивать в себе? |
1 |
03.03.2023 |
|
16 |
Я умею быть таким как все? |
1 |
06.03.2023 |
|
17 |
Это для меня важно! |
1 |
10.03.2023 |
|
18 |
Что такое свобода? |
1 |
13.03.2023 |
|
19 |
Что значит верить? |
1 |
17.03.2023 |
|
20 |
Как это – быть по настоящему взрослым? |
1 |
20.03.2023 |
|
21 |
Плюсы и минусы взрослой жизни. Подведение итогов. Беседа. |
1 |
24.03.2023 |
|
4 четверть (15 занятий) |
||||
1 |
Поговорим о трудолюбии. |
1 |
03.04.2023 |
|
2 |
Культура внешнего вида. |
1 |
07.04.2023 |
|
3 |
Поговорим о том, как мы выглядим. |
1 |
10.04.2023 |
|
4 |
Поведение человека зависит от его качеств. |
1 |
14.04.2023 |
|
5 |
Внешкольный этикет. |
1 |
17.04.2023 |
|
6 |
Я и мои роли. |
1 |
21.04.2023 |
|
7 |
Мои права и обязанности. |
1 |
24.04.2023 |
|
8 |
Чем мои права и обязанности отличаются от других? |
1 |
28.04.2023 |
|
9 |
Свободный разговор. Верность слову. |
1 |
05.05.2023 |
|
10 |
Моя самооценка. |
1 |
08.05.2023 |
|
11 |
Подари учителю дело и слово доброе. |
1 |
12.05.2023 |
|
12 |
Я имею право выражать свои чувства. |
1 |
15.05.2023 |
|
13 |
Умеем общаться. |
1 |
19.05.2023 |
|
14 |
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём? |
1 |
22.05.2023 |
|
15 |
Рисуночный тест. До новой встречи! |
1 |
26.05.2023 |
|
Итого |
|
68 |
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. ВолковБ.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦСфера, 2014.
2. АфонькинаЮ.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников//Детский сад. Теорияи практика №4 2014 с. 6-17.
3. СеменакаС.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллектадошкольника//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.86-95