Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы«Школа-интернат 11»
| 
 Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2022 г. Рук. МО___О. А. Савицкая 
 
 
 
 
  | 
 Согласовано ЗД по УВР ________А. Ю. Васильева 
 «_____» _________2022 г. 
 
  | 
 Утверждаю ИО директора ________ С. Е. Шишканова «_____» _________2022 г. 
 Приказ № ____от «___» ____2022 г. 
  | 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По коррекционно-развивающей деятельности «Краскиэмоций»
(указать курс внеурочной деятельности)
Уровень образования (класс) 5 А класс
Количество часов 68
Педагог дополнительного образования/педагог –психолог Шереметьева Наталья Боймуродовна
Программа разработана на основе: Учим общатьсядетей 3-7 лет. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2014.
п. Ванино
2022 год
Содержание
I. Пояснительная записка:
— Актуальность программы;
— Организационные условия проведениязанятий
— Основные формы реализации программы;
— Структура занятий;
— Оценка эффективности программы;
— Личностные и предметные результаты освоения коррекционногокурса;
— Содержание программы;
— Календарно-тематическое планирование.
III. Теоретическое обоснование
— Список литературы.
I. Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе:
Ø Федеральнымзаконом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (действующая редакция,2016);
Ø Адаптированнаяосновная образовательная программа образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)согласованна педагогическим советом 30 августа 2017 года, протокол № 28.Утвержден приказом 51.1-од от 30 августа 2017 года.
Ø СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 января 2022 г. № 2 (Гигиенические нормативы);
Ø Санитарныхправил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 сентября 2020 г. № 28.
Актуальность программы.
В настоящее времясущественно расширяется трактовка понятия «интеллект». Наряду с традиционнымпониманием, связанным прежде всего с уровнем развития познавательных функций имыслительных способностей, выделяют также натуралистический, пространственно-кинестетический,социальный, эмоциональный и другие виды интеллекта. Значительную роль вразвитии человека и его адаптации в обществе играет эмоциональный интеллект.Нарушение или недостаточность способности осознавать и понимать эмоции, каксобственные, так и других людей, могут обусловливать трудности взаимодействия сокружающими, деструктивность поведения, нарушения социализации и т.д.Исследованием эмоционального интеллекта занимались многие психологи, какотечественные, так и зарубежные. Значительный вклад в его изучение сделали Дж.Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, А.В. Карпов, И. Н. Андреева, Д. В.Люсин, И. С. Степанов, А. С. Петровская и др.
Эмоциональный интеллект –это способность человека распознавать эмоции, понимать мотивацию, намерения,желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своимиэмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Проблемуэмоционального интеллекта в психологии исследовали П. Соловей, Д. Карузо, Дж.Мейер, Д. Гоулман, И.С. Степанов, А. С. Петровская, Д. В. Люсин и др.Эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии психики, выполняя такиефункции, как оперирование эмоциональной информацией в мышлении и деятельности;регулирование эмоций; распознавание и выражение эмоций и т.д. Основнымиструктурными компонентами эмоционального интеллекта являются самосознание,социальное понимание, самоконтроль, управление взаимоотношениями.
Проблема эмоциональногоинтеллекта умственно отсталых детей считается одной из наиболее важных исложных проблем специальной психологии, так как процесс социализацииобучающихся с умственной отсталостью крайне сложен. Крайне важно дляобучающихся с интеллектуальными нарушениями расширение социального (жизненного)опыта, контактов путем их постепенного введения в социальное окружение, а такжепредметную среду. Для детей необходимым является овладение комплексомсоциальных (жизненных) компетенций, поскольку это обусловливает достижение имиважнейшей образовательной цели, а именно введение их в общество.
Развитие эмоциональногоинтеллекта имеет важную роль, поскольку знание эмоций позволяет описывать своиэмоции, учит правильно выражать их, а также позволяет понимать обучающемуся сумственной отсталостью эмоциональные состояния других людей, дифференцироватьих. Развивая эмоциональный интеллект обучающихся с умственной отсталостью, мыможем сформировать и развить их основные жизненные компетенции.
Составленная база данных наоснове игровых техник по имеющимся проблемам определила направление коррекционнойработы с данным обучающимися и легла в основу разработки тем даннойкоррекционной программы, что позволит повысить уровень эмоциональногоинтеллекта обучающихся с умственной отсталостью.
II. Практическая часть
Организационныеусловия проведения занятий
Программа рассчитана на 68занятий с младшими подростками 10 — 12 лет с легкой умственной отсталостью.
Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 2 раз в неделюпо 40 минут. Программа является частью психологического сопровожденияпсихокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программаможет варьироваться и пролонгироваться.
Основными задачамипрограммы выступало формирование у детей способности распознавать собственныечувства и чувства других людей; развитие способности оценивать, анализироватькак собственное поведение, так и поступки окружающих людей; развитиесамоконтроля за проявлением своих эмоций; развитие интереса к окружающим людям,способности понимать их эмоциональное состояние.
Основныеформы реализации программы:
• разнообразныеигры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические,диагностико-дидактические игры;
• элементысказкотерапии;
• беседыдля закрепления пройденного материала;
• дыхательнаяи пальчиковая гимнастика;
• ролевыеигры.
Целии задачи программы
Основнойцелью программы является: развитие эмоциональногоинтеллекта младших подростков с нарушением интеллекта.
Задачи:
• воспитаниедетей подросткового возраста на основе социально значимых отношений школьникови ценностных отношений;
• умениеузнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
• развитиесамоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
• развитиеэмоционально-волевой сферы.
• формированиесоциальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
• управлениеотношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)
• коррекцияэмоциональных нарушений у детей.
Структура занятий
Каждое занятиеделится на:
— эмоциональнуюразминку,
— основную частьпо теме занятия,
— заключительнуючасть: игровую или тестовую. Рефлексию.
Оценкаэффективности программы:
-Отношение к старшим людям. Проявление доброты и отзывчивости.
• 5– уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,
• 4– уважает старших,
• 3– уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других необращает никакого внимания,
• 2- к старшим не всегда относится с уважением, нуждается в руководстве,
• 1– не уважает старших, допускает грубость.
-Дружелюбное отношение к сверстникам
• 5– отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждаетгрубость,
• 4– отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,
• 3– сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,
• 2– проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,
• 1– груб и эгоистичен.
-Отношение к себе. Самодисциплина
• 5– добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,
• 4-добровольно соблюдает правила культуры поведения,
• 3– достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность
• 2– нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,
• 1– нормы и правила поведения не соблюдает.
Личностныеи предметные результаты освоения коррекционного курса:
— Знание правилповедения в школе, прав и обязанностей ученика;
— Принятие иосвоение социальной роли обучающегося;
— Умениевыстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе;
— Способностьинициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми;
— Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуация;
— Владениекультурными формами выражения своих чувств;
— Способность обращаться за помощью.
Содержаниепрограммы
| 
 № п/п  | 
 Наименование  | 
 Содержание  | 
 Количество часов  | 
| 
 1.  | 
 Эмоции  | 
 Эмоциональное развитие.  | 
 17 ч.  | 
| 
 2.  | 
 Я и все вокруг.  | 
 Личностное развитие. Знакомство с собой. Разбираемся в себе.  | 
 15 ч.  | 
| 
 3.  | 
 Все мы разные.  | 
 Личностное развитие. Разбираемся кто вокруг?  | 
 23 ч.  | 
| 
 4.  | 
 Вырасту хорошим и свободным человеком  | 
 Личностное развитие. Учимся жить в этом мире.  | 
 16 ч.  | 
Календарно-тематическоепланирование курса
| 
 № п/п  | 
 Тема занятия  | 
 Кол-во часов  | 
 Дата  | 
|
| 
 1 четверть (17 занятий)  | 
||||
| 
 1  | 
 Давайте познакомимся. Беседа, наблюдение.  | 
 1  | 
 02.09.2022  | 
|
| 
 2  | 
 Эмоции у людей и животных.  | 
 1  | 
 05.09.2022  | 
|
| 
 3  | 
 Природа наших эмоций.  | 
 1  | 
 09.09.2022  | 
|
| 
 4  | 
 Что такое эмоции и как они возникают.  | 
 1  | 
 12.09.2022  | 
|
| 
 5  | 
 Для чего людям нужны эмоции.  | 
 1  | 
 16.09.2022  | 
|
| 
 6  | 
 Представление о природе эмоций и функциях в жизни человека.  | 
 1  | 
 19.09.2022  | 
|
| 
 7  | 
 Мир эмоций: узнавание и проявление эмоций в поведении.  | 
 1  | 
 23.09.2022  | 
|
| 
 8  | 
 Разнообразие эмоций и проявление их в поведении человека и взаимодействии.  | 
 1  | 
 26.09.2022  | 
|
| 
 9  | 
 Язык эмоций.  | 
 1  | 
 30.09.2022  | 
|
| 
 10  | 
 Умение распознавать эмоциональные состояния людей в общении.  | 
 1  | 
 03.10.2022  | 
|
| 
 11  | 
 Мои эмоции.  | 
 1  | 
 07.10.2022  | 
|
| 
 12  | 
 Мои поступки.  | 
 1  | 
 10.10.2022  | 
|
| 
 13  | 
 Тренируем эмоции.  | 
 1  | 
 14.10.2022 Представленная информация была полезной? ДА   61%   НЕТ   39%   Проголосовало: 1577  | 
|
| 
 14  | 
 Контролируем эмоции.  | 
 1  | 
 17.10.2022  | 
|
| 
 15  | 
 Я управляю своими эмоциями.  | 
 1  | 
 21.10.2022  | 
|
| 
 16  | 
 Мои эмоции помогают мне.  | 
 1  | 
 24.10.2022  | 
|
| 
 17  | 
 Подведение итогов. Беседа.  | 
 1  | 
 28.10.2022  | 
|
| 
 2 четверть (15 занятий)  | 
||||
| 
 1  | 
 Напиши письмо.  | 
 1  | 
 07.11.2022  | 
|
| 
 2  | 
 Что я знаю о своем однокласснике.  | 
 1  | 
 11.11.2022  | 
|
| 
 3  | 
 Поговорим о дружбе.  | 
 1  | 
 14.11.2022  | 
|
| 
 4  | 
 Если радость на всех одна.  | 
 1  | 
 18.11.2022  | 
|
| 
 5  | 
 Мой класс – мои друзья.  | 
 1  | 
 21.11.2022  | 
|
| 
 6  | 
 Что я знал раньше и что знаю сейчас.  | 
 1  | 
 25.11.2022  | 
|
| 
 7  | 
 Самолюб никому не люб.  | 
 1  | 
 28.11.2022  | 
|
| 
 8  | 
 Поиграем и подумаем.  | 
 1  | 
 02.12.2022  | 
|
| 
 9  | 
 О дружбе мальчиков и девочек.  | 
 1  | 
 05.12.2022  | 
|
| 
 10  | 
 Путешествие в мир мудрых мыслей.  | 
 1  | 
 09.12.2022  | 
|
| 
 11  | 
 Хочу вырасти здоровым человеком.  | 
 1  | 
 12.12.2022  | 
|
| 
 12  | 
 Мой здоровый образ жизни.  | 
 1  | 
 16.12.2022  | 
|
| 
 13  | 
 Доброе слово, что ясный день.  | 
 1  | 
 19.12.2022  | 
|
| 
 14  | 
 Если вы вежливы.  | 
 1  | 
 23.12.2022  | 
|
| 
 15  | 
 Подведение итогов. Презентация. Беседа.  | 
 1  | 
 26.12.2022  | 
|
| 
 3 четверть (21 занятия)  | 
||||
| 
 1  | 
 Наши различия. На кого я хочу быть похожим?  | 
 1  | 
 13.01.2023  | 
|
| 
 2  | 
 Люди отличаются друг от друга своими качествами.  | 
 1  | 
 16.01.2023  | 
|
| 
 3  | 
 Разные качества людей. Узнай себя.  | 
 1  | 
 20.01.2023  | 
|
| 
 4  | 
 Нам счастья не сулит обида чья-то.  | 
 1  | 
 23.01.2023  | 
|
| 
 5  | 
 Права и обязанности школьника.  | 
 1  | 
 27.01.2023  | 
|
| 
 6  | 
 Школьный этикет. Как стать лучше?  | 
 1  | 
 30.01.2023  | 
|
| 
 7  | 
 Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).  | 
 1  | 
 03.02.2023  | 
|
| 
 8  | 
 Я желаю добра ребятам в классе. Очищаем свое сердце.  | 
 1  | 
 06.02.2023  | 
|
| 
 9  | 
 Какие качества нам нравятся друг в друге.  | 
 1  | 
 10.02.2023  | 
|
| 
 10  | 
 Красота людей мира.  | 
 1  | 
 13.02.2023  | 
|
| 
 11  | 
 Чем мы похожи?  | 
 1  | 
 17.02.2023  | 
|
| 
 12  | 
 В каждом человеке есть светлые и темные качества.  | 
 1  | 
 20.02.2023  | 
|
| 
 13  | 
 Можно ли поступать всегда так, как хочется?  | 
 1  | 
 24.02.2023  | 
|
| 
 14  | 
 Что значит быть как все? Это нужно или нет?  | 
 1  | 
 27.02.2023  | 
|
| 
 15  | 
 Какие качества Вы хотите развивать в себе?  | 
 1  | 
 03.03.2023  | 
|
| 
 16  | 
 Я умею быть таким как все?  | 
 1  | 
 06.03.2023  | 
|
| 
 17  | 
 Это для меня важно!  | 
 1  | 
 10.03.2023  | 
|
| 
 18  | 
 Что такое свобода?  | 
 1  | 
 13.03.2023  | 
|
| 
 19  | 
 Что значит верить?  | 
 1  | 
 17.03.2023  | 
|
| 
 20  | 
 Как это – быть по настоящему взрослым?  | 
 1  | 
 20.03.2023  | 
|
| 
 21  | 
 Плюсы и минусы взрослой жизни. Подведение итогов. Беседа.  | 
 1  | 
 24.03.2023  | 
|
| 
 4 четверть (15 занятий)  | 
||||
| 
 1  | 
 Поговорим о трудолюбии.  | 
 1  | 
 03.04.2023  | 
|
| 
 2  | 
 Культура внешнего вида.  | 
 1  | 
 07.04.2023  | 
|
| 
 3  | 
 Поговорим о том, как мы выглядим.  | 
 1  | 
 10.04.2023  | 
|
| 
 4  | 
 Поведение человека зависит от его качеств.  | 
 1  | 
 14.04.2023  | 
|
| 
 5  | 
 Внешкольный этикет.  | 
 1  | 
 17.04.2023  | 
|
| 
 6  | 
 Я и мои роли.  | 
 1  | 
 21.04.2023  | 
|
| 
 7  | 
 Мои права и обязанности.  | 
 1  | 
 24.04.2023  | 
|
| 
 8  | 
 Чем мои права и обязанности отличаются от других?  | 
 1  | 
 28.04.2023  | 
|
| 
 9  | 
 Свободный разговор. Верность слову.  | 
 1  | 
 05.05.2023  | 
|
| 
 10  | 
 Моя самооценка.  | 
 1  | 
 08.05.2023  | 
|
| 
 11  | 
 Подари учителю дело и слово доброе.  | 
 1  | 
 12.05.2023  | 
|
| 
 12  | 
 Я имею право выражать свои чувства.  | 
 1  | 
 15.05.2023  | 
|
| 
 13  | 
 Умеем общаться.  | 
 1  | 
 19.05.2023  | 
|
| 
 14  | 
 Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?  | 
 1  | 
 22.05.2023  | 
|
| 
 15  | 
 Рисуночный тест. До новой встречи!  | 
 1  | 
 26.05.2023  | 
|
| 
 Итого  | 
 
  | 
 68  | 
 
  | 
|
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
Список литературы
1. ВолковБ.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦСфера, 2014.
2. АфонькинаЮ.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников//Детский сад. Теорияи практика №4 2014 с. 6-17.
3. СеменакаС.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллектадошкольника//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.86-95