X-PDF

Рабочая программа по коррекционному курсу: «Развитие учебно – познавательной деятельности»

Поделиться статьей

РАССМОТРЕНА  И  ПРИНЯТА

педагогическим советом

ГБОУ РК «специальная

школа-интернат»

протокол от «____»_____2022 г.

 

           

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ГБОУ РК «специальная школа-интернат»

от 01.09. 2022 г. №_______

 

Директор _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочныхзанятий

в рамкахкоррекционной работы

«Развитие учебно –познавательной деятельности»

для учащихся 5, 6,7, 9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 2022 – 2023 учебныйгод. 

                                                                                                 

 

Пояснительная записка

Рабочая программапо внеурочной деятельности для 5,6,7,9 классов составлена в соответствии стребованиями:  

— Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОСООО),

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования»;

— адаптированнойосновной образовательной программы ГБОУ РК «Феодосийская специальнаяшкола-интернат».

Программа составлена на основе авторской программы Н.А.Криволаповой «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательныхспособностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012».

Программакурса рассчитана на один учебный год (2022 – 2023), и направлена наформирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способовдеятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных итворческих способностей и интересов.

       Цель данной программы:

-сформировать компетентность в сфере общеинтеллектуальной деятельности,создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в составкоторых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом,сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными вполноценных образовательных результатах.

       Основные задачи:

-развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания,памяти, воображения у обучающихся;

-формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мысле-деятельности,освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальныхособенностей учащихся;

-формирование собственного стиля мышления;

-формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различныхприёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурироватьинформацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

-освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

-развитие речи, расширение словарного запаса;

-развитие эрудиции, тренировки памяти и внимания, развитие логическогомышления.   

Программарассчитана на учащихся 5, 6,7,9 классов, имеет практико-

ориентированныйхарактер, 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, инаправлена на: 

-развитие интеллектуальных умений;

-развитие речи, обогащение словарного запаса и развитие кругозора;

-развитие логики, мышления, воображения;

-развитие мотивации к обучению, познавательных интересов;

-знакомство с профессиями, профориентацию.  

Содержаниепрограммы соответствует требованиям федерального компонента государственногостандарта основного общего образования.

Дляреализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса «Внеурочнаядеятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012» и сборник заданий для работыс обучающимися «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательныхспособностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. М.: Просвещение, 2012».

 

Формыпроведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов,индивидуальных возможностей воспитанников:

-презентация;

-виртуальная экскурсия;

-учебная игра;

-развивающая игра;

-практическое занятие;

-беседа;

-викторина;

-экскурсии (на природу, в музеи, на предприятия, в учебные заведения СПО ит.д.).

 

Принципы планирования деятельности обучающихся поразвитию и коррекции учебно — познавательных интересов:

-принцип взаимосвязи с программным материалом по предметам учебного плана,индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированиюпроизносительной стороны речи, внеклассным занятиям. Речевой материал поосновным темам, которые предлагаются в данное время на уроках, совпадают стемами и речевым материалом занятий по развитию познавательной деятельности;

-принцип доступности. В ходе занятий используются игровые формы и специальныйдидактический материал, соответствующий особым образовательным потребностям ивозможностям глухих и слабослышащих детей, в том числе различные виды и формыречи (устная, устно-дактильная, письменная, естественные жесты);

-принцип концентричности. Темы и содержание занятий, тематический речевойматериал подбирается согласно концентрическому принципу обучения: начало работынад темой, где предлагается новый речевой материал, диктует необходимостьиспользования тех заданий и правил, которых ученику уже известны.

Программапо развитию учебно — познавательных интересов глухих и слабослышащих  учащихсястроится на следующих позициях:

-практическое овладение логическими умениями;

-использование в заданиях естественных ситуаций, знакомых детям из жизненногоопыта, а также материала различных учебных предметов;

-восприятие и воспроизведение речевого материала, предъявляемых на занятии, исоотнесение его с материалом по развитию познавательных интересов;

-использование разнообразного наглядного материала для обеспечения постепенногоосознания детьми значимости логических отношений, их независимости отконкретного содержания материала;

-развития логического мышления на основе системы упражнений и заданий,обеспечивающих постепенность становления познавательной сферы.

 

Планируемыеличностные и метапредметные результаты освоения курса:

 

Личностными результатами изучения данногокурса являются:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразныхзаданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолеватьтрудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за своюРодину;

-воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов;

-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимыхмотивов учебной деятельности;

-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях;

-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности,эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживанияк чувствам других людей;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные универсальные учебные действия:

-уметь сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы длявыполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числовогокроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы счисловыми головоломками;

-анализировать правила игры;

-действовать в соответствии с заданными правилами;

-включаться в групповую работу;

-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение иаргументировать его;

-выполнять учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в этомдействии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 

Предметные результаты:

-использование приобретённых математических знаний для описания и объясненияокружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественныхи пространственных отношений;

-овладение основами логического мышления, пространственного воображения иматематической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и егооценки;

-умения исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать стаблицами, схемами, графиками;

-приобретение навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,работать с меню, находить информацию по заданной теме, принимать участие вразвивающих онлайн — играх).

 

Режим занятий:

Класс         Всего часов в год             Часов внеделю

5класс           68                                        2

6класс           68                                        2

7класс           34                                        1

9класс           34                                        1

 

 

Календарно– тематическое планирование

5 класс

                                                   

Н./п

                                            Тема занятия

Кол.

часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы

1

05.09

2.

Графический диктант

1

07.09

3.

Задания «Слушай, запоминай, отвечай»

1

12.09

4.

Запись текста по памяти

1

14.09

5.

Упражнения: «Запомни, запиши»

1

19.09

6.

Упражнения «Запомни цепочки слов»

1

21.09

7.

Познаём мир. Экскурсия в музей «Феостория»

1

26.09

8.

Упражнения «Исправь ошибки»

1

28.09

9.

Задание «Найди отличия».

1

03.10

10.

Развивающие онлайн – игры

1

05.10

11.

Решение логических задач

1

10.10

12.

Творческое задание. Составь и запиши рассказ по картинкам

1

12.10

13.

Составление текста из предложений.

1

17.10

14.

Развивающие игры

1

19.10

15.

Игра «Собираемся в путешествие». Учимся общению

1

24.10

16.

Решение логических задач

1

26.10

17.

Упражнения «Когда это бывает?».

1

22.01

18.

Задание  «Дорисуй».

1

07.11

19.

Зрительный диктант

1

09.11

20.

Задание «Нарисуй по памяти».

1

14.11

21.

Развивающие онлайн – игры

1

16.11

22.

Задание «Подбери картинки».

1

21.11

23.

Напиши буквы в таком же порядке. Закончи предложения

1

23.11

24.

Упражнение «Что изменилось?»

1

28.11

25.

Упражнение «Найди закономерность».

1

30.11

26.

Упражнение «Найди и выпиши».

1

05.12

27.

Заполни пропуски в предложениях.

1

07.11

28.

Творческое задание. Составь и запиши рассказ по картинкам

1

12.12

29.

Занятие – игра «Великий математик»

1

14.12

 

 

 

30.

Занятие «Час. Минута. Секунда». Математические ребусы и загадки

1

19.12

31.

Развивающие онлайн – игры

1

21.12

32.

Задание «Заполни пропуски в предложениях».

1

26.12

33.

Замени букву в слове, чтобы получилось новое слово.

1

28.12

34.

Чтение как способ получения информации

1

09.01

35.

Приёмы работы с литературными текстами

1

11.01

36.

Газета как способ получения информации

1

16.01

37.

Практическое занятие. Виды газет

1

18.01

38.

Кроссворд как способ развития ума. Виды кроссвордов. Беседа – игра

1

23.01

39.

Практическое занятие. Литературные кроссворды

1

25.01

40.

Сканворд и чайнворд как формы тренировки мышления

1

30.01

41.

Логические  и творческие задачи

1

01.02

42.

Справочная литература. Как с ней работать? Презентация

1

06.02

43.

Справочная литература. Как с ней работать? Практическое занятие

1

08.02

44.

Составление связного текста из предложений. Практическое занятие 

1

13.02

45.

Математические кроссворды

1

15.02

46.

Развивающие онлайн – игры

1

20.02

47.

Самый умный. Викторина

1

22.02

48.

Развивающие игры «Нарисуй по памяти» и т.д.

1

27.02

49.

Упражнения на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее».

1

01.03

50.

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение»

1

06.03

51.

Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

1

13.03

52.

Игры, тренирующие память 

1

15.03

53.

Упражнения, развивающие воображение. «Дорисуй по подобию»

1

27.03

54.

Упражнения «Составь предмет из геометрических фигур», «Найди лишнюю фигуру»

1

29.03

55.

Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот».

1

03.04

56.

Развивающие онлайн – игры

1

05.04

57.

Игры «Расшифруй слова», «Зашифруй текст», «Найди путь»

1

10.04

58.

Математическая викторина «Самый умный»

1

12.04

59.

Упражнения  на развитие моторики «Дорисуй», «Запомни и нарисуй»

1

17.04

60.

Интернет как способ получения информации. Полезные сайты 

1

19.04

61.

Интернет как способ получения информации. Практическое занятие

1

24.04

62.

Познаём мир. Экскурсия на производство (в музей)

1

26.04

63.

Тренинг разных видов мышления. Упражнения «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию»

1

08.05

64.

Упражнения «Найди лишнее слово»,  «Угадай животное»

1

10.05

65.

Решение логических задач, головоломок

1

15.05

66.

Презентация «Великие умы человечества. Великие открытия. А чего можешь достичь ты?»

1

17.05

67.

Развивающие онлайн – игры

1

22.05

68.

Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия

1

24.05

 

6       класс

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы

   1

01.09

2.

Развитие  пространственных  представлений. Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, квартиры, комнаты)»

   1

05.09

3.

Презентация «Чего может достичь человек с нарушением слуха?»

   1

08.09

4.

Задания на развитие логического мышления и воображения. «Нарисуй по образу и подобию», «Найди отличие»

   1

12.09

5.

Учимся задавать вопросы и отвечать на них

   1

15.09

6.

Решение творческих задач

   1

19.09

7.

Творчество как способ развития личности. Презентация

   1

22.09

8.

Виды творчества. Беседа «Моё хобби»

   1

26.09

9.

Познаём мир. Экскурсия в музей «Феостория»

   1

29.09

10.

Мы – наблюдатели. Упражнения на развитие наблюдательности

   1

03.10

11.

Чтение как способ получения информации. Виды чтения. Беседа

   1

06.10

12.

Развивающие онлайн – игры

   1

10.10

13.

Тренируем память и воображение. Практические упражнения и задачи

   1

13.10

14.

Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам

   1

17.10

15.

Справочники и словари. Как ими пользоваться? Практическое занятие

   1

20.10

16.

Учимся готовить доклад, реферат. Практическое занятие

   1

24.10

17.

Логически – поисковые задания. Ребусы, анаграммы

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

   1

27.10

18.

Математические кроссворды, логические упражнения

   1

07.11

19.

Подвижные игры для тренировки мышления и воображения

   1

10.11

20.

Тренировка внимания. Игра «Что изменилось». Развитие мышления

   1

14.11

21.

Развивающие онлайн –игры

   1

17.11

22.

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу

   1

21.11

23.

Тренировка слуховой памяти. Игра «Повтори сначала»

   1

24.11

24.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Развитие связной речи

   1

28.11

25.

Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы

   1

01.12

26.

Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые задания

   1

05.12

27.

Логически – поисковые задания. Ребусы

   1

08.12

28.

Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей

   1

12.12

29.

Тренировка внимания. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово» и др.

   1

15.12

30.

Математические ребусы и кроссворды

   1

19.12

31.

Развивающие онлайн – игры

   1

22.12

32.

Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару»

   1

26.12

33.

Логически-поисковые задачи. Решение кроссвордов

   1

29.12

34.

Беседа — презентация «Великие люди с ограниченными возможностями здоровья»

   1

09.01

35.

Сканворд, чайнворд, анаграмма

   1

12.01

36.

Газета как источник получения информации. Виды газет 

   1

16.01

37.

Познаём мир. Экскурсия в редакцию газеты

   1

19.01

38.

Развивающие онлайн – игры

   1

23.01

39.

Компьютер – «друг» человека. Презентация

   1

26.01

40.

Интернет как источник получения информации. Полезные сайты 

   1

30.01

41.

Решение логических задач и головоломок

   1

02.02

42.

Развивающие онлайн – игры

   1

06.02

43.

Логически – поисковые задания. Ребусы, кроссворды

   1

09.02

44.

Упражнение – игра «Учимся писать письмо»

   1

13.02

45.

Математические кроссворды. Ребусы

   1

16.02

46.

Упражнения на развитие логики и мышления. Кроссворды и чайнворды

   1

20.02

47.

Практическое занятие с элементами тренинга «Делаем стенгазету»

  1

27.02

48.

Развивающие онлайн – игры

  1

02.03

49.

Практическое занятие «Поздравительная открытка»

  1

06.03

50.

Развивающие игры на концентрацию внимания

  1

09.03

51.

Викторина «Загадки и отгадки»

  1

13.03

52.

Развивающие онлайн – игры

  1

27.03

53.

Виртуальная экскурсия «Сокровища народов мира»

  1

30.03

54.

Упражнения на развитие внимания и мышления. Игра «Бабушка»

  1

03.04

55.

Логически – поисковые задания. Ребусы, кроссворды

  1

06.04

56.

Презентация «Великие умы человечества. А чего можешь достичь ты?»

  1

10.04

57.

Познаём мир. Экскурсия на производство (в музей)

  1

13.04

58.

Упражнения на развитие пространственного мышления

  1

17.04

59.

Развивающие онлайн – игры

  1

20.04

60.

Викторина «Самый умный»

  1

24.04

61.

Тренировка разных видов мышления. Упражнения «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию»

  1

27.04

62.

Великие полководцы с нарушением слуха. Презентация

  1

04.05

63.

Логически – поисковые задания. Ребусы, кроссворды

  1

08.05

64.

Упражнения на развитие различных видов памяти: запоминание слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

  1

11.05

65.

Логически – поисковые задания. Ребусы, кроссворды

  1

15.05

66.

Составление связного текста из предложений. Практическое занятие 

  1

18.05

67.

Развивающие онлайн – игры

  1

22.05

68.

Итоговое занятие. Рефлексия

  1

25.05

 

7       класс

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы

1

05.09

2.

Презентация «Чего может достичь человек с нарушением слуха?»

1

12.09

3.

Логически – поисковые задания. Ребусы, кроссворды

1

19.09

4.

Познаём мир. Экскурсия в музей «Феостория»

1

26.09

5.

Упражнения на развитие логики. Кроссворды и чайнворды

1

03.10

6.

Упражнения на развитие различных видов памяти: запоминание слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

1

10.10

7.

Составление связного текста из предложений. Практическое занятие 

1

17.10

8.

Развивающие онлайн –игры

1

24.10

9.

Интернет как способ получения информации. Полезные сайты

1

07.11

10.

Интернет как способ получения информации. Практическое занятие

1

14.11

11.

Учимся готовить доклад, реферат. Практическое занятие

1

21.11

12.

Упражнения на развитие внимания и мышления. Решение логических задач 

1

28.11

13.

Виртуальная экскурсия «Самые необычные музеи мира»

1

05.12

14.

Развивающие онлайн – игры

1

12.12

15.

Тренировка разных видов мышления. Упражнения «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию»

1

19.12

16.

Практическое занятие с элементами тренинга «Делаем стенгазету»

1

26.12

17.

Логически – поисковые задания. Ребусы, кроссворды

1

09.01

18.

Учимся готовить доклад, реферат. Практическое занятие

1

16.01

19.

Развивающие онлайн- игры

1

23.01

20.

Познаём мир. Экскурсия на производство (учебное заведение и т.д.)

1

30.01

21.

Упражнения на развитие пространственного мышления

1

06.02

22.

Математические ребусы и загадки

1

13.02

23.

Справочная литература. Как с ней работать? Презентация

1

20.02

24.

Справочная литература. Практическое занятие

1

27.02

25.

Познаём мир. Экскурсия в музей

1

06.03

26.

Развивающие онлайн — игры

1

13.03

27

Упражнения на развитие пространственного мышления

1

27.03

28.

Творчество как способ развития личности. Презентация

1

03.04

29.

Виды творчества. Беседа «Моё хобби»

1

10.04

30.

Составление связного текста из предложений. Практическое занятие 

1

17.04

31.

Познаём мир. Экскурсия на производство (в учебное заведение)

1

24.04

32.

Великие полководцы с нарушением слуха. Презентация

1

08.05

33.

Развивающие онлайн – игры

1

15.05

34.

Итоговое занятие. Рефлексия

1

22.05

 

9       класс

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы

1

06.09

2.

Презентация «Чего может достичь человек с нарушением слуха?»

1

13.09

3.

Упражнения на развитие пространственного мышления

1

20.09

4.

Познаём мир. Экскурсия в музей «Феостория»

1

27.09

5.

Тренировка разных видов мышления. Практические упражнения

1

04.10

6.

Решение математических головоломок, логических задач

1

11.10

7.

Развивающие онлайн – игры

1

18.10

8.

Справочная литература. Как с ней работать? Презентация

1

25.10

9.

Справочная литература. Практическое занятие

1

08.11

10.

Учимся готовить доклад, реферат. Практическое занятие

1

15.11

11.

Практическое занятие с элементами тренинга «Делаем стенгазету»

1

22.11

12.

Учимся готовить доклад, реферат. Полезные сайты

1

29.11

13.

Учимся готовить доклад. Практическое занятие

1

06.12

14.

Развивающие онлайн – игры

1

13.12

15.

Упражнения на развитие логики. Кроссворды и чайнворды

1

20.12

16.

Упражнения для тренировки памяти, воображения

1

27.12

17.

Логически – поисковые задания. Ребусы, кроссворды

1

10.01

18.

Чего достигла наука? Какой вклад в неё сделали люди с ограниченными возможностями здоровья? Презентация

1

17.01

19.

Развивающие онлайн – игры

1

24.01

20.

Упражнения на развитие различных видов памяти: запоминание слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

1

31.01

21.

Развитие концентрации внимания. Викторина «Я – великий математик»

1

07.02

22.

Развивающие онлайн – игры

1

14.02

23.

Практическое занятие с элементами тренинга «Делаем стенгазету»

1

21.02

24.

Упражнения на развитие пространственного мышления

1

28.02

25.

Самые необычные профессии в мире. Виртуальная экскурсия

1

07.03

26.

Развивающие онлайн – игры

1

14.03

27.

Логически – поисковые задачи и упражнения

1

28.03

28.

Тренировка воображения. Практические упражнения

1

04.04

29.

Познаём мир. Экскурсия на производство (в музей)

1

11.04

30.

Развивающие онлайн – игры

1

18.04

31.

Познаём мир. Экскурсия в учебное заведение или на производство (с элементами профориентации)

1

25.04

32.

Решение ребусов, головоломок, логических задач

1

02.05

33.

Развивающие онлайн – игры

1

16.05

34.

Итоговое занятие. Рефлексия 

1

23.05

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет