ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма по курсу «География Брянского края» для 6 классасоставлена на основе:
-требованийФГОС общего образования, в том числе в соответствии с изменениями, внесённымиво ФГОС НОО и ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 и от 31.12.2015 № 1577);
-рекомендационногописьма департамента общего и профессионального образования Брянской области от11 мая 2012 г. №2552-04-О;
-федеральногобазисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от09.03.2004 №1312);
-базисногоучебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2017-2018учебный год (приказ департамента общего и профессионального образованияБрянской области;
-учебногоплана МБОУ Мадеевская ООШ на 2022-2023 учебный год,
-положенияо рабочей программе и других локальных нормативных актов, регулирующихучебно-воспитательный процесс в МБОУ Мадеевская ООШ.
Цели и задачи изучения курса:
Основная цель курса «География Брянскогокрая» — систематизация знаний о природе родного края.
Дляуспешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методическиецели и задачи:
· актуализациязнаний и умений школьников, сформированные у них при изучении курсов«Окружающий мир» и «Природоведение»;
· развитиепознавательного интереса учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающегомира родного края;
· научитьприменение знаний о природе Земли при изучении природы своей местности;
· воспитаниебережного отношения к природе;
· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессенаблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,самостоятельного приобретения новых знаний;
· воспитаниелюбви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания сдругими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающейсреде;
· формированиеспособности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневнойжизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферыжизнедеятельности.
Даннаярабочая программа составлена для изучения курса «География Брянского края»:
6класс по учебному пособию:
1. Географияродного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений. Подобщей редакцией Ахромеева Д.М.- Брянск: Курсив, 2012;
Количество часов – 1 час в неделю, итого вгод – 34 часа.
Планируемыерезультаты освоения курса
1.Называть и показывать:
— существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов
картографических изображений Брянской области;
— основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
— характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
— воды суши: подземные и поверхностные;
— речную систему, речной бассейн;
— компоненты ПТК;
— правила поведения в природе;
— причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
— главную причину образования ветра;
— главную причину образования облаков, осадков;
— географические координаты своей местности.
2.Приводить примеры:
— характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере Брянской
области;
— связей между элементами погоды;
— изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
— воздействия организмов на компоненты неживой природы;
— влияние климата на водоёмы, растительный и животный мир в природе;
— меры по охране природы в своей местности;
— горных пород и минералов на территории Брянской области, их использования
человеком;
— влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта,
отдых населения в своей местности;
— взаимосвязей: река- рельеф;
— искусственных водоёмов;
3.Определять:
— атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление
ветра;
— стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану
местности и географическим картам;
— абсолютные и относительные высоты;
— объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурнойкарте;
— по карте географическое положение объектов;
— по образцам: осадочные и магматические горные породы;
— фенологические сроки начала времён года.
4.Описывать:
— географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы,
растительность и животный мир), их использование и изменение человеком;
давать оценку экологического состояния.
5.Объяснять:
— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей
на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
6.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:
— ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт
различного содержания;
— учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
оценки их последствий;
— наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своейместности;
— проведения самостоятельного поиска географической информации на местности
из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержаниепрограммы краеведческого модуля
«ГеографияБрянского края»
1.Введение— 3 ч
Физико-географическое положение Брянской области.
2.Геологическоестроение и рельеф — 5 ч
Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф.
3.Погодаи климат -5 ч
Особенности климата. Сезоны года. Особенности погоды.
4.Воды— 5ч
Реки. Озёра и искусственные водоёмы. Болота и подземные воды.
5.Почвы, растительность и животный мир -5 ч
Почвы. Растительный мир. Животный мир.
6.Ландшафты и охраняемые территории — 4 ч
Естественные и антропогенные ландшафты.
Охраняемые природные территории и объекты.
7.Экология и население — 3 ч
Населения и города. Современная экологическая обстановка.
Календарно-тематическоепланирование 6 класс
№ п/п |
Темы разделов, уроков (кол-во часов) |
Дата проведения |
|
План. |
Факт. |
||
1 |
Инструктаж по ТБ. Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «География Брянского края» |
01.09 |
|
2 |
Физико-географическое положение |
08.09 |
|
3
|
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Описание ГП Брянской области»
|
15.09 |
|
4 |
Особенности геологического строения
|
22.09 Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531 |
|
5 |
Полезные ископаемые |
29.09 |
|
6 |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Изучение свойств горных пород и минералов Брянской области (по образцам)»
|
06.10 |
|
7 |
Рельеф
|
13.10 |
|
8
|
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Изучение рельефа своей местности» |
20.10 |
|
9 |
Особенности климата |
10.11 |
|
10 |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности» |
17.11 |
|
11 |
Сезоны года |
24.11 |
|
12 |
Особенности погоды
|
01.12 |
|
13 |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Роза ветров» |
08.12 |
|
14 |
Стихийные природные явления |
15.12 |
|
15 |
Реки |
22.12 |
|
16 |
Практическая работа №6 «Описание реки» |
29.12 |
|
17 |
Инструктаж по ТБ Озёра |
12.01 |
|
18 |
Искусственные водоёмы
|
19.01 |
|
19 |
Инструктаж по ТБ. Болота |
26.01 |
|
20
|
Подземные воды
|
02.02 |
|
21
|
Почвы
|
15.02 |
|
22 |
Растительный мир |
22.02 |
|
23 |
Красные книги растений Брянской области |
01.03 |
|
24 |
Животный мир
|
15.03
|
|
25 |
Красные книги животных Брянской области |
22.03
|
|
26 |
Естественные ландшафты |
05.04 |
|
27 |
Антропогенные ландшафты |
12.04 |
|
28 |
Охраняемые природные территории и объекты |
19.04 |
|
29 |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Составление полного описания географического комплекса своей местности» |
20.04 |
|
30 |
Современная экологическая обстановка |
27.04
|
|
31 |
Население |
04.05
|
|
32 |
Населения и города |
11.05 |
|
33 |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Изменение численности населения» |
18.05 |
|
34 |
Обобщающий урок по теме: «Население и города» |
25.05 |
|
