Краевоегосударственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующееадаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______20_ г Рук.МО _______ ф.и.о.
|
Согласовано ЗД по УР ________ ф.и.о.________
«_____» _________20_ г
|
Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________20_ г Приказ № ____ от «___» ______20_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу«Логопедические занятия»
Уровень образования:начальный 4 класс
Количество часов -70
Учитель-логопед Задерновская Т.В.
Программаразработана на основе:
Методическихрекомендаций Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихсяначальных классов», 2015 и Программы специальных (коррекционных)
— образовательныхучреждений VIII вида для подготовительных, 1-4 классов/под ред. В.В.ВоронковойМ.: «Просвещение» 2011.программыпо русскому языку, АООП образования обучающихся сумеренной, тяжелой и глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития КГКОУ ШИ 11.
_______________________________________________________________________
п.Ванино
2020 год
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка;
2. Планируемые результаты (личностные) освоения курса;
3. Содержание курса суказанием форм организации занятий и основных видовдеятельности обучающихся;
4. Календарно-тематическоепланирование.
Пояснительнаязаписка
Программакоррекционного логопедического курса составлена в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовую базу разработки логопедическогокоррекционного курса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаобщеобразовательная школа VIII вида №11» (далее – Программа) составляют:
-Нормы Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), представленными встатье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственностьобразовательной организации»;
-АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой иглубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
— Федеральный государственный образовательный стандартобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);
— Методические рекомендации по вопросам внедренияфедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральногогосударственного образовательного стандарта образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
— (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
— Устав КГКОУ ШИ 11.
Вспециальной (коррекционной) школе логопедическая работа является неотъемлемойчастью курсов коррекционно – развивающей области. Недоразвитие познавательнойдеятельности, оказывает отрицательное влияние на речевое развитие ребёнка. Семантический дефект является преобладающим в структуре речевого недоразвития уданной категории учащихся. Расстройства речи проявляются у них на фоненарушения познавательной деятельности, аномального психического развития вцелом.
Цельпрограммы– своевременное выявление и коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся,способствующая социализации и формированию личности в целом.
Задачи программы:
— Диагностикаречевого развития учащихся;
— Совершенствоватьартикуляционную и мелкую моторику ;
— Формироватьфонематическое восприятие, анализ, синтез, представления.
— Постановказвуков и автоматизация по мере постановки;
— Уточнять,обогащать и систематизировать словарный запас;
— Формироватьсемантические поля;
— Развиватьразговорно – диалогический, описательно-повествовательный виды устной речи;
— Совершенствоватьграмматический строй речи (овладение согласованием, словоизменением,словообразованием)
— Формироватьполноценные представления о пространстве и времени;
— Профилактикаи коррекция и нарушений письменной речи;
— Создатьусловия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительноговосприятия, памяти, внимания)
— Программаучитывает особые образовательные потребности учащихся с интеллектуальнойнедостаточностью:
— Непрерывностькоррекционно — развивающего процесса;
— Доступностьсодержания познавательных задач;
— Систематическаяактуализация знаний и умений учащихся;
— Использованиепреимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
— Развитиемотивации и интереса к познанию окружающего мира и обучение социальномувзаимодействию со средой;
— Стимуляцияпознавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающемумиру.
Общаяхарактеристика курса
Коррекционныйкурс «Логопедические занятия» направлен на коррекцию речевой деятельностиобучающихся, имеющих лёгкую и среднюю степень интеллектуальной недостаточности.
Речевыенарушения у умственно отсталых детей характеризуются сложной структурой истойким характером. Речь, в данном случае, страдает как функциональная система.Нарушения звукопроизношения у таких учащихся носят, в основном, полиморфныйхарактер, нарушению могут быть подвержены от 1-2 до 10-15 звуков речи.Значительно нарушены фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез, представления)от лишь некоторых затруднений на сложном речевом материале до грубогонедоразвития их простых и сложных форм. Лексико-грамматическая сторона речитаких учащихся характеризуется ситуативностью, многозначностью употребляемыхслов, преобладанием обиходно- бытовой тематики, неумением правильно изменятьслова, образовывать новые, использовать падежно- предложное управление. Грубонедоразвита связная речь. Фраза состоит из двух-трёх слов, строится снарушением грамматического оформления. Учащиеся с менее выраженныминедостатками способны к рассказу, пересказу, но допускают при этом пропуски иискажения событий, смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.Письмо и чтение характеризуется наличием большого количества специфическихошибок.
Предметныерезультаты освоения курса
1. Произношение
-нормативное произношение гласных и всех групп согласных звуков;
2. Фонематическоевосприятие
-различение гласных и согласных звуков
-различение твёрдых и мягких согласных
-различение звонких/глухих звуков в слогах
3. Фонематическиепредставления:
-называние 5-7 слов на заданный звук;
-разделениеслов (картинок) на группы по звукам;
4. Фонематическийанализ и синтез:
-определениеналичия/отсутствия заданного звука в слове
-выделение первого звука в слове;
-Выделение последнего звука в слове;
-выделение гласных в разных словах;
-выделениесогласных в разных словах.
5. Слоговойанализ и синтез:
— делениемногосложных слов на слоги
-называние гласных звуков каждого слога;
-называниесогласных букв каждого слога.
6. Языковойанализ и синтез
-определение количества звуков в 3-4 сложных словах;
-определение количества слов в предложении из 3-6 слов;
7. Словарьи навыки словообразования
-образовывать слова суффиксальным способом;
-образовывать слова префиксальным способом;
-употребление видовых понятий по основным лексическим темам;
8. Грамматическийстрой
-согласование существительных с числительным;
-образованиепритяжательных прилагательных;
-образованиекачественных прилагательных;
-образованиеотносительных прилагательных;
-составление предложений из слов в начальной форме (3-6 слов).
Входе коррекционного логопедического курса ожидаются следующие результатыформирования базовых учебных действий:
Личностныеучебные действия
· Осознаниесебя как ученика, заинтересованного посещением школы, логопедических занятий;
· Осознаниесебя как одноклассника, друга;
· Формированиеспособности осмысления своего социального окружения и места в нём;
· Принятиесоответствующих возрасту социальных ролей;
· Положительноеотношение к окружающему миру;
· Самостоятельностьв выполнении учебных заданий, поручений;
· Развитиедоброжелательности, эмпатии, готовности к сотрудничеству;
· Воспитаниекультуры речевого общения;
· Нравственно-эстетическоеоценивание усваиваемого речевого материала.
· Положительноотноситься к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобыстать более успешным в учебной деятельности;
Коммуникативныеучебные действия
· Вступатьв контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,ученик-группа)
· Использоватьпринятые ритуалы социального взаимодействия с другими участниками занятий
· Обращатьсяза помощью и принимать помощь
· Слушатьи принимать инструкцию к заданиям
· Сотрудничатьс логопедом и сверстниками в разных учебных ситуациях
· Доброжелательноотносится, сопереживать, взаимодействовать с участниками занятия
· Излагатьсвое мнение и аргументировать свою точку зрения
· Дифференцированоиспользовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование ит.д) в коммуникативных ситуациях занятия
Регулятивныеучебные действия
· Входитьи выходить из учебного помещения со звонком
· Пользоватьсяучебной мебелью
· Адекватноиспользовать ритуалы школьного поведения
· Следоватьпредложенному плану занятия и работать в общем темпе
· Соотноситьрезультаты деятельности с заданным образцом, принимать оценку и корректироватьс учетом выявленных недочетов
· Осуществлятьсамооценку своей деятельности
Познавательныеучебные действия
· Писать
· Читать
· Делатьпростейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале
· Пользоватьсязнаками, символами, понимать элементарное схематическое изображение
· Использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
Содержание коррекционногологопедического курса 4 класс
№п/п |
Название раздела /темы |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся: |
|
Диагностический. Организационно-методическая деятельность |
4 |
Ответы на вопросы в соответствие с инструкцией Списывание, диктант
|
|
Слово. Предложение
|
10 |
Узнавание слов, обозначающих предметы. Распределение слов, картинок на две группы в соответствие с вопросами кто? что? Распределение слов, названий картинок на две группы в соответствие с числом (один-много). Узнавание слов, обозначающих действия. Распределение слов, картинок на две группы в соответствие с числом. Составление предложений со словами-действиями. Узнавание слов, обозначающих признаки. Выделение слов, обозначающих цвет, величину, форму, качество, характер Дидактические игры «Какой сок?», «Какое варенье?», «Чей хвост?», «Чья лапа?», «Чьё ухо?»
|
|
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез
|
14 |
Слушание объяснений учителя-логопеда, прослушивание речевых и не речевых звуков, выделение речевых и неречевых звуков |
|
Гласные первого ряда |
1 |
Сравнение гласных и согласных Выделение гласных из слогов, слов Определение первого звука в слове
|
|
Гласные второго ряда. |
1 |
Сравнение гласных и согласных Выделение гласных из слогов, слов Определение первого звука в слове Определение и последнего звука в слове
|
|
Звонкие и глухие согласные
|
26 |
Слушание объяснений учителя-логопеда Выделение сходства и различия звуков Конструирование букв Замена обозначения буквой Списывание слов, предложений с добавлением пропущенных букв Подчеркивание нужных букв в записанной продукции по заданию Зрительный диктант Распределение картинок на две группы
|
|
Свистящие и шипящие согласные |
2 |
Слушание объяснений учителя-логопеда Выделение сходства и различия звуков Конструирование букв Замена обозначения буквой Списывание слов, предложений с добавлением пропущенных букв Подчеркивание нужных букв в записанной продукции по заданию Зрительный диктант Распределение картинок на две группы
|
|
Сонорные звуки
|
2 Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 |
Слушание объяснений учителя-логопеда Выделение сходства и различия звуков Конструирование букв Замена обозначения буквой Списывание слов, предложений с добавлением пропущенных букв Подчеркивание нужных букв в записанной продукции по заданию Зрительный диктант Распределение картинок на две группы
|
|
Ь и Ъ знак |
6 |
Слушание объяснений учителя-логопеда Выделение сходства и различия звуков
Конструирование букв Подчеркивание нужных букв в записанной продукции по заданию Зрительный диктант
|
|
Итоговая диагностика |
4 |
Ответы на вопросы в соответствие с инструкцией Чтение Списывание Письмо под диктовку |
Итого часов: |
|
70 |
Формы организации учебных занятий:
Занятие-игра, занятие-путешествие,занятие-аукцион знаний, занятие-конкурс, занятие-демонстрация достижений,интегрированное занятие, занятие-взаимообучение, занятие-спектакль, работа вмалых группах
Календарно-тематическоепланирование по курсу «Логопедические занятия»
в 4 классе на 2020 – 2021 учебныйгод
Номер урока |
Тема урока (раздел, темы) |
Развитие неречевых процессов |
Количество Часов |
Дата |
|
1 четверть (15 ч) |
|||||
1-4 Логопедическая диагностика |
4 |
|
|||
Слово. Предложение |
|
|
|||
5 |
Речь, предложение, слово. |
Язык как средство общения. Значение слова в жизни человека. Реализация речевого замысла в устной и письменной речи |
1 |
|
|
6 |
Слова-предметы. |
Восприятие словесной инструкции Нахождение заданных предметов. Развитие мелкой моторики. Дифференциация предметов по определенному признаку. Дифференциация предметов по действиям. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания (Игра с мячом живое-не живое) Узнавание слов, обозначающих признаки. Распределение слов, картинок на две группы в соответствие с вопросами какой? какая?что делает? Подбор к картинкам героев сказки их действия. Развитие внимание, памяти. Составление предложений со словами-действиями, словами-предметами, словами-признаками. |
1 |
|
|
7 |
Действие предмета и слово.
|
1 |
|
||
8 |
Признак предмета и слово. |
1 |
|
||
9 |
Звук и слово. |
Повторение понятий «звук», «буква», «слово». |
1 |
|
|
10 |
Звуко-буквенный анализ слов. |
Развитие слухового внимания Распределение слов, картинок на две группы в соответствие с числом. |
1 |
|
|
11 |
Простое двусоставное предложение. Повторение
|
Вычленение слов-признаков, слов-предметов, слов-действий на фоне других слов. Распространенное предложение. Вычленение слов-признаков, слов-предметов, слов-действий на фоне других слов. Распространенное предложение. Вычленение слов-признаков, слов-предметов, слов-действий на фоне других слов.. |
1 |
|
|
12 |
Предложение из трех слов с прямым дополнением. Повторение. |
1 |
|
||
13 |
Предложения. распространенные прилагательными. |
1 |
|
||
14 |
Предложения с предлогами ПОД, НАД. |
Распространенное предложение. Игры с предлогами. Разъяснение функций предлогов |
1 |
|
|
15 |
Предложения с предлогами ЗА, ОКОЛО |
1 |
|
||
2 четверть (15ч) |
|||||
16-17 |
Гласные звуки. Акустические и артикуляционные свойства гласных. |
Слушание объяснений учителя-логопеда, игры на различение гласных-согласных звуков |
2 |
|
|
18 |
Гласные 1 ряда. Их функция. |
Сопоставление и сравнение группы гласных и согласных звуков. Различие на слух и правильное воспроизведение в речи смыслоразличительных звуковых единиц. Гласные и согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие). |
1 |
|
|
19 |
Гласные 2 ряда. Их функция. |
1 |
|
||
20-21 |
Звонкие и глухие согласные. Повторение.
|
2 |
|
||
22 |
Звук [п], буква П.
|
Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Различение на слух, по оптическому сходству. |
1 |
|
|
23 |
Звук [б], буква Б.
|
1 |
|
||
24 |
Дифференциация П-Б |
1 |
|
||
25 |
Звук [т], буква Т. |
1 |
|
||
26 |
Звук [д], буква Д.
|
1 |
|
||
27 |
Дифференциация Т-Д |
1 |
|
||
28 |
Дифференциация букв б-д (по оптическому сходству) |
1 |
|
||
29 |
Перенос слова при письме |
Условия слогового принципа |
1 |
|
|
30 |
Правописание букв о-ё.
|
Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Различение на слух, по оптическому сходству. |
|||
3 четверть (22 ч) |
|||||
31-32 |
Звук [с], буква С.
|
Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Различение на слух, по оптическому сходству, по звонкости-глухости. |
2 |
|
|
33 |
Правописание букв о-ы.
|
1 |
|
||
34 |
Правописание букв у-ю. |
1 |
|
||
35-36 |
Звук [з], буква З. |
2 |
|
||
37-38 |
Дифференциация букв С-З |
2 |
|
||
39-40 |
Звук [ж], буква Ж. |
2 |
|
||
41-42 |
Звук [ш], буква Ш. |
2 |
|
||
43-44 |
Дифференциация Ш-Ж |
2 |
|
||
45-46 |
Правописание ЖИ-ШИ |
2 |
|
||
47-48 |
Дифференциация звуков [г]— [к], букв г-к. |
2 |
|
||
49-50 |
Дифференциация звуков [в]— [ф], букв в-ф. |
2 |
|
||
4 четверть (18 ч) |
|||||
51-52 |
Звук и буква Й. |
Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Различение на слух, по оптическому сходству, твердости – мягкости.. Повторение функции Ь и Ъ знаков |
1 |
|
|
53-55 |
Звуки и буквы Ц,Ч,Щ. Дифференциация устно и на письме. |
3 |
|
||
56-58 |
Буква Ь. |
3 |
|
||
59-61 |
Дифференциация Р-Рь. |
2 |
|
||
62-64 |
Буква Ъ. |
|
3 |
|
|
65-66 |
Буквы Е,Я,Ё,Ю. Повторение. |
|
2 |
|
|
67-70 |
Логопедическая диагностика |
|
4
|
|
|
Методическаялитература:
Диагностика:
1.АзоваО. И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. –64с 2.Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Фронтальное обследование устной иписьменной речиучащихся,1996. 3.ГрибоваО. Е., Бессонова В. С. Дидактический материал по обследованию речи учащихся,1996. 4.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2000. – 280 с.: ил. 5.Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшегошкольного возраста. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2001. –16 с., цветнаявставка. 6.Попова Г. А. Практический материал для логопеда по обследованию речи:Методическое пособие. Красноярск: КТПУ, 1995, — 95с. 7.Под редакцией Кукушкиной В. С. Логопедия в школе. Практическое пособие (раздел: Диагностика и мониторинг). – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательскийцентр «МарТ», 2004, — 368 с. 8.Фотекова Т. А. Тестоваяметодика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. – М,2007. 9.ФотековаТ. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованиемнейропсихологических методов. Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ,2002. – 136 Коррекция:
1.СадовниковаН. И. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников:Учеб.Пособие – М.: ВЛАДОС,1995. 2.ЯстребоваА. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классовобщеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000, — 120с. 3.ЕфименковаЛ. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальнх классов: пособие длялогопеда/Л, Н, Ефименкова, — М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС ,2006. – 335 с.:ил. 4.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии напочве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: издательство ГНОМ,2008, 128с. 5. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: изддательство ГНОМи Д,2006, 136 с. 6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. – М.:изддательство ГНОМ и Д,2006, 128 с. 7.Лалаева Р. Н. Логопедическаяработа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224с.:ил. 8.Коржаева Е. Е. Программа логопедической работы с учащимися 1 – 4 классовкоррекционно — развивающего обучения с ОНР и ЗПР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64с.
9.Ястребова А. В. , Бессонова Т. П. Обучаем писать и читать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьникамипо предупреждению и коррекции чтения и письма, — М.: АРКТИ, 2007. — 360с. 10.МисаренкоГ. Г. Коррекционно — развивающие технологии в работе логопедаобщеобразовательной школы// Логопед, 2004. — № 1. – с. 4 – 10. 11ЕлецкаяО. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М : ТЦСфера, 2007. – 192с. 12.Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение иписьмо. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта. 1997. – 224 с., ил. 13.Коваленко В. В. и Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия 1,2, 3 период.– М.: «Гном – Пресс 1999. – 96с. 14.Коноваленко В. В. и Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работ покоррекции звукопроизношения. – М.: « ГНОМ – Пресс», 1999. – 139с. 15.Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. Дисграфия – исправление ошибок при письме.– М.: Изд – во Эксмо, 2004. – 128 с.,ил. 16.Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. – Ярославль,2001. 17. Козырева Л. М. Тайнатвёрдых и мягких согласных. – Ярославль,2001. 18.Бурина Е. Д. Такиеразные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – С П.б:КАРО, 2006. – 96с. 19.Мастюкова Е. М. Комплексная психолого – логопедическая работа попредупреждению и коррекции школьной дизадаптации. — М.: АРКТИ,2007. 20.Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.:Просвещение, 1990. – 128 с.: ил. 21. .Юрова Е. В. Коррекция устной речи /Пособие по логопедии. Начальная школа.– М.: «Аквариум», 1998. – 256с. 22. Ястребов А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классовобщеобразовательных учреждений. – М .: АРКТИ, 2000. – 96с. 23.Тихомирова л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль:« Академия развития»,1998. – 240. 24. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. – М.: Издат. – Школа 2000. – 144с.
Закрепление:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.:Просвещение, 1994. – 400с.
2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средстворазвития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 009. — №7.
3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений.— Пб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
4. Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучениявыразит. чтению и разумному поведению: Книга для учащихся нач. классов. – М.:Просвещение, 1994. – 96 с.
5. Жаворонок: Книга для учащихся нач. классов. /Авт.-сост.О.В.Джежелей. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл,2001.
7. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т.Улицкий, А.А. Улицкий. — Минск: Фирма “Вуал”, 1993.
8. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль:Академия Холдинг, 2001. – 112 с. (Серия: “Потехе – час”).
9. Климанова Л.Ф. Читалочка: Книга для чтения в 1 кл. – М.:Просвещение, 1994. – 96 с.
10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышеннойтрудности. — М., 2006.
11. Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000. –128 с. (“Нам не скучно”).
12. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)
13. Серия “Папка дошкольника”. Ребусы, игры, головоломки.ООО “ВК “Дакота”. – Киров.
14.Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки./Сост. Г. Науменко. – М.: Дет. лит., 1989. – 32 с. (Книга за книгой).
15. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Какнаучить ребёнка думать и говорить? – НПФ “Унисерв”. – М.: 1993. – 172 с.
16. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей ипедагогов. /Сост. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина.–Ярославль: “Академия развития”,1997. – 224 с.
Логопедические сайты:
5. http://www.logoped.ru/zv-r.htm
6. http://festival.1september.ru/articles/628838/