Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняяобщеобразовательная школа №2»
__________________________________________________________________
143900, Московскаяобл., г. Балашиха, ул. Кудаковского, д. 1 тел/факс: 8 (495) 523-91-85
http://bal-sch2.edumsko.ru e-mail: mou2sch@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________Сазонова И.Б.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №2» _____________ Степанянц О.В. Приказ от 30.08.2022г № 427
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №2» _____________ Перепелица А.Г. Приказ от 30.08.2022г № 427 |
Рабочая программа по курсу
РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
7-5, 7-7 классы
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей русскогоязыка и литературы
Протокол № 1 от 29.08.2022г
Председатель _________ Алаева И.Ю.
Составитель:
Юрчак Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Балашиха 2022
Рабочаяпрограмма учебного предмета русский родной язык для 7 класса составлена на основанииследующих нормативно-правовых документов:
· Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.г
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации №287 от31.05.2021г.
· Федерального перечняучебников, рекомендованных Министерством Просвещения Российской Федерации киспользованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на2021 – 2022 учебный год.
· Постановление Главногогосударственного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правилСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» №28 от28.09.2020 г.
· Основной образовательнойпрограммы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 2».
· Учебного плана МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 2» на 2022 – 2023 учебный год.
· Положения о рабочейпрограмме МБОУ «Школа № 2»
· Примерная программа поучебному предмету «Русский родной язык)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Разработчики: О. М.Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, М., «Просвещение», 2020 г.
Программа по родной русской литературеобеспечена УМК для 7 класса под редакцией О.М. Александровой и др. Москва,«Просвещение», 2021г.
Преподавание ведётся по учебнику: Русскийродной язык. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. / О.М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н.Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых. –М. : Просвещение, 2020, — 112 с.
При реализации программы допускаетсяиспользование дистанционных форм обучения.
В ходе реализации программы осуществляется:
1) воспитание российской гражданскойидентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемумногонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурногонаследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,демократических и традиционных ценностей многонационального российскогообщества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование осознанного, уважительного идоброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения,ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые исоциальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни впределах возрастных компетенций с учетом региональных, этно-культурных,социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственногоотношения к собственным поступкам.
Количество часов по учебному плану в неделю – 1час, в год – 33 ч.
I. Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Предметные результаты:
Обучающийсянаучится
1. осознанию роли русского родного языка в жизниобщества и государства, в современном мире;
2. осознанию роли русского родного языка в жизничеловека;
3. осознанию языка как развивающегося явления,взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
4. осознанию национального своеобразия,богатства, выразительности русского родного языка;
5. пониманию и истолкованию значения слов снационально-культурным компонентом, правильному употреблению их в речи;пониманию особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки впроизведениях устного народного творчества и произведениях художественнойлитературы разных исторических эпох;
6. пониманию слов с живой внутренней формой,специфическим оценочно характеризующим значением; осознание национальногосвоеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтическихслов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;распознавание и характеристика;
7. пониманию и истолкованию значенийфразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментированиеистории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление ихв современных ситуациях речевого общения;
8. пониманию значений пословиц и поговорок,крылатых слов и выражений и умению истолковать эти значения; знание источниковкрылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок,крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
9. умению охарактеризовать слова с точки зренияпроисхождения: исконно русские и заимствованные; пониманию процессовзаимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;
10. умению распознавать ихарактеризовать с помощью словарей заимствованные слова по языку-источнику (изславянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и болеепоздние)
11. пониманию особенностейстарославянизмов и умение распознавать их, понимание роли старославянскогоязыка в развитии русского литературного языка;
12. пониманию стилистическихразличий старославянизмов и умение дать стилистическую характеристикустарославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
13. пониманию ролизаимствованной лексики в современном русском языке; распознавание с помощьюсловарей слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;
14. пониманию общихособенностей освоения иноязычной лексики; определение значения лексическихзаимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычныхслов;
15. пониманию причин измененийв словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным ипассивным запасом слов;
16. умению определять значенияустаревших слов с национально-культурным компонентом;
17. умению определять значениясовременных неологизмов и характеризовать их по сфере употребления истилистической окраске;
18. умению определять различиямежду литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народнойкультуры; пониманию национально-культурного своеобразия диалектизмов.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. осознанию эстетической функции родного языка.
2. пониманию коммуникативно-эстетическихвозможностей; лексической и грамматической синонимии и использование их всобственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Метапредметные результаты:
1) совершенствование уменийопознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрениянормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать стекстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовыватьнеобходимую информацию;
2) развитие проектного иисследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательскойработы, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
3) владение всеми видамиречевой деятельности:
4) понимание информации;
5) владение разными видамичтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;
6) способность извлекать информациюиз различных источников;
7) овладение приемами отбораи систематизации материала;
8) способность определятьцели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оцениватьдостигнутые результаты;
9) умение воспроизводитьпрослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
10) умение создавать устные и письменные текстыразных типов;
11) способность правильно и свободно излагать своимысли в устной и письменной форме;
12) соблюдение в практике речевого общенияосновных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических нормсовременного литературного языка;
13) соблюдение основных правил орфографии ипунктуации в процессе письменного общения;
14) применение приобретенных знаний, умений инавыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средствополучения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания инавыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
15) коммуникативно — целесообразное взаимодействиес другими людьми в процессе речевого общения.
Личностныерезультаты:
1. воспитание гражданина и патриота; формированиепредставления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценностинарода;
2. осознание национального своеобразия русскогоязыка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения крусскому языку, а через него – к родной культуре;
3. воспитание ответственного отношения ксохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции вотношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения ккультурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения.
II.Содержание учебного предмета. Формы организации учебных занятий. Основные видыучебной деятельности
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
1. |
2 |
Русский язык как развивающееся явление. |
Характеризовать внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры; Приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; приводить примеры слов и фразеологизмов, возникших под влиянием исторических событий, общественных процессов, развития науки и техники, других языков; Использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного). |
2. |
2 |
Устаревшие слова — живые свидетели истории. Историзмы |
Распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); определять лексические значения историзмов (в необходимых случаях с помощью словаря); комментировать причины устаревания некоторых историзмов; Определять период истории, к которому относится тот или иной историзм (с помощью словаря устаревших слов, толкового словаря); распределять историзмы по тематическим группам, степени устарелости; Комментировать особенности употребления историзмов в художественных текстах; Использовать толковые словари, словари устаревшей лексики, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного) |
№ п/п |
Кол-во часов Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111 |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
3. |
4 |
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом конспекте |
Различать историзмы и архаизмы; определять лексические значения архаизмов, подбирать к ним современные соответствия, анализировать слова-архаизмы и распределять их на группы в зависимости от типа (лексические, лексико-семантические), степени устарелости; Характеризовать особенности употребления архаизмов как средства выразительности в художественных текстах; Использовать толковые словари, словари устаревшей лексики, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного). |
4. |
2 |
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи |
Определять значения лексических заимствований последних десятилетий, подбирать русские синонимы к заимствованным словам (если это возможно); определять языки-источники заимствованной лексики, распределять их по тематическим группам; Оценивать целесообразность и уместность употребления иноязычных слов в различных контекстах; корректировать свою речь с точки зрения использования новых иноязычных лексических заимствований; Использовать толковые словари, словари устаревшей лексики, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного). |
5. |
1 |
Проверочная работа №1 |
|
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
6. |
1 |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение |
Соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с непроизводными предлогами (в рамках изученного); Различать варианты постановки ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами; Употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; Употреблять слова с учётом стилистических вариантов акцентологической нормы; Использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения; Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного) |
7 |
2 |
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях |
|
8. |
5 |
Трудные случаи употребления паронимов. Типичные грамматические ошибки. |
Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; Соблюдать нормы употребления паронимов в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; Использовать толковые словари, словари паронимов, в том числе мультимедийные, для уточнения значения слов и особенностей их лексической сочетаемости, а также в процессе редактирования текста; Опознавать и исправлять в речи типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов (в рамках изученного). Анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); Употреблять слова с учётом вариантов современных грамматических и стилистических норм (в рамках изученного); Анализировать и оценивать с точки зрения грамматических норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного); Корректировать устную и письменную речь с учётом её соответствия основным грамматическим нормам современного литературного язык (в рамках изученного); Использовать грамматические словари, в том числе мультимедийные, и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
9 |
2 |
Традиции русской речевого общения. |
Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); Соблюдать нормы русского невербального этикета; Соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения в предлагаемых речевых ситуациях; Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного) |
10. |
1 |
Нормы русского речевого и невербального этикета. |
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; Самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты; Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; Самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; Делать выбор и брать ответственность за решение. |
11 |
1 |
Проверочная работа №2 |
|
12 |
3 |
Традиции русского речевого общения. Разговорная речь. Спор и дискуссия |
Участвовать в диалогах, опираясь на традиции русского речевого общения; Инициировать диалог и поддерживать его, сохранять инициативу в диалог и использовать в процессе устного общения различные коммуникативные стратегии: убеждение, комплимент, уговаривание, похвалу |
13 |
3 |
Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. |
Анализировать текст в аспекте его основных признаков: смысловой цельности, информативности, связности; Использовать умение распознавать виды абзацев в процессе информационной переработки тек ста; Создавать письменный текст, осуществляя его членение на абзацы; Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного); Анализировать заголовки различных типов; Использовать различные типы заголовков при |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
|
|
|
создании собственных текстов; |
14 |
1 |
Публицистический стиль. Путевые заметки. |
Анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок; Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного) |
15 |
1 |
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. |
Анализировать и создавать текст рекламного объявления с учётом требований, предъявляемых к его языковым и структурным особенностям; 6применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного) |
16 |
2 |
Язык художественной литературы. Притча |
Выявлять фактуальную и подтекстовую информацию в художественных текстах; Анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции; Распознавать притчу, опираясь на знание её жанровых особенностей; Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного) |
17 |
1 |
Проверочная работа №3 |
|
Итого |
33 |
|
|