Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от 30 .августа 2021г. |
Согласована: Зам. директора по УВР __________________/Тимофеева М.В../
|
Утверждена: Директор ____________/Линник И.А./ Приказ № ___ от _______________ г. |
Рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
«Эрудит»
Класс: 1 «А,Б,В»
Всего часов — 33
Количество часов в неделю — 1
Учитель: Костоломова О.А.,Голенкова А.Н
г.Нефтеюганск
2021-2022учебный год.
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа индивидуальных занятий «Эрудит» составлена в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования, с использованием методического пособияО. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2009 г. – с. 191 –210.
Актуальностьвыбора определена следующими факторами:
· наоснове диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость иконцентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Отличительнымиособенностями являются:
1.Определениевидов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного курса.
2. В основуреализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностныеориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижениипланируемых результатов.
4.Достиженияпланируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:педагогом, администрацией, психологом
5. Припланировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельностиучащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностейучащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительнойдеятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умениевыделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясноизлагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решатьнестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительнойдеятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться ивзаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнениедругих, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессеизучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебныхумений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностныхориентиров содержания кружка
Ценность истины – это ценность научногопознания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,мироздания.
Ценность человека как разумного существа,стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условиячеловеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора ипредъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественноограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себякак члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявленийдуховной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, восознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Вовремя занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания,самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность инеобоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. Врезультате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средствуразвития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочныхупражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятияхприменяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательнодля младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой всложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решениязадачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важноекачество, как осознание собственныхдействий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах прирешении задач любой трудности.
На каждомзанятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверкарешения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которыххорошо развиты мыслительныепроцессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей можетпроисходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
Наиндивидуальных занятиях используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могутпочувствовать уверенность в своихсилах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решатьуспешно).
Ребенок на этих занятияхсам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнятьпредлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельностисменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются втечение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менееутомляемой.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается накаком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
— задания на развитие внимания;
— задания на развитие памяти;
— задания на совершенствование воображения;
— задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей,объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типаспособствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленнососредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самыйкороткий путь, решая двух — трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Участвуя в играх, школьники учатсяпользоваться своей памятью и применять специальныеприемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятийучащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины иопределения. Вместе с тем у детей увеличивается объемзрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятиеи наблюдательность, закладывается основа для рационального использованиясил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающемзадания геометрического характера;
— дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
— выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
— вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линиюдважды);
— выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
— выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
— деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
— складывание и перекладывание спичек с цельюсоставления заданных фигур.
Совершенствованиювоображения способствует работа с изографами(слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображениетого предмета, о котором идет речь) и числограммы(предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения вначальной школе является развитие мышления. С этой целью включены задания, которые позволяют на доступном детямматериале и на их жизненном опытестроить правильные суждения и проводитьдоказательства без предварительного теоретического освоения самихзаконов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатсясравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза,устанавливать связи между понятиями, учатсякомбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формированиеумений работать с алгоритмическимипредписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1)системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»:через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип«от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объемаматериала;
5)наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видовдеятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоныближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственныйактив, то есть в зону актуального развития.
Календарно-тематическоепланирование
№ |
Тема занятия |
Дата проведения |
Кор-ка |
1 |
Что умею, что могу. Волшебные нити |
|
|
2 |
Волшебные нити Развитие внимания, логически-поисковые задания |
|
|
3 |
Не верь глазам своим Развитие внимания, логически-поисковые задания |
|
|
4 |
Сонар Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания |
|
|
5 |
«Шифровальщик» Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания |
|
|
6 |
Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей |
|
|
7 |
Изографы. Совершенствование воображения, логически-поисковые задания |
|
|
8 |
«Шифровальщик» Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания |
|
|
9 |
Следопыты Развитие внимания, логически-поисковые задания |
|
|
10 |
Игралочка. Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 Тренируем внимание |
|
|
11 |
«Шифровальщик» Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания |
|
|
12 |
«Шифровальщик» Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания |
|
|
13 |
Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей |
|
|
14 |
Изографы. Совершенствование воображения |
|
|
15 |
Клуб «Шерлок Холмс» Развитие быстроты реакции |
|
|
16 |
Не верь глазам своим Развиваем внимание, логически-поисковые задания |
|
|
17 |
Что сначала, что потом? Тренируем внимание |
|
|
18 |
Сонар Развиваем слуховую память |
|
|
19 |
Мозговой штурм Тренируем зрительную память |
|
|
20 |
Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей |
|
|
21 |
Волшебные нити Совершенствование воображения, логически-поисковые задания |
|
|
22 |
Эстафета Развитие быстроты реакции |
|
|
23 |
Волшебные нити Развиваем внимание |
|
|
24 |
Зоркий глаз Тренируем внимание, логически-поисковые задания |
|
|
25 |
Сонар Развиваем слуховую память |
|
|
26 |
Волшебное зеркало Тренируем зрительную память |
|
|
27 |
Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей |
|
|
28 |
Изографы Совершенствование воображения |
|
|
29 |
Страна советов. Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания |
|
|
30 |
Кто самый глазастый? Развиваем внимание, логически-поисковые задания |
|
|
31 |
Карусель Тренируем внимание, логически-поисковые задания |
|
|
32 |
«Мы сами с ушами» Развиваем слуховую память, логически-поисковые задания |
|
|
33 |
Волшебное зеркало Тренируем зрительную память, логически-поисковые задания |
|
|