X-PDF

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Эрудит

Поделиться статьей

 

 

 

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2имени  Исаевой Антонины Ивановны»

 

Рассмотрена на заседании МО

Протокол № 1 от 30   .августа  2021г.                                                                                      

Согласована:                                                                                                 

Зам. директора  по УВР    __________________/Тимофеева М.В../

 

Утверждена:

Директор ____________/Линник И.А./

Приказ  № ___ от _______________ г.

 

 

Рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

«Эрудит»

 

 

Класс: 1 «А,Б,В»

Всего часов — 33

Количество часов в неделю  —  1

Учитель: Костоломова О.А.,Голенкова А.Н

 

 

г.Нефтеюганск

2021-2022учебный год.

 

 

Пояснительнаязаписка

        Рабочая программа индивидуальных занятий «Эрудит» составлена  в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования,    с использованием   методического пособияО. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2009 г. – с. 191 –210.

          Актуальностьвыбора определена следующими факторами:

·               наоснове диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость иконцентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Отличительнымиособенностями являются:

1.Определениевидов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного курса.

2. В основуреализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностныеориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижениипланируемых результатов. 

4.Достиженияпланируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки:педагогом, администрацией, психологом

5. Припланировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельностиучащихся по каждой теме.

 

        Цель данного курса: развитие познавательных способностейучащихся  на основе системы развивающих занятий.

        Основные задачи курса:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельнойдеятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умениевыделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясноизлагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния,аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шатьнестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительнойдеятельности учащихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться ивзаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнениедругих, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессеизучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебныхумений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 

 

Описание ценностныхориентиров содержания кружка

Ценность истины – это ценность научногопознания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,мироздания.

Ценность человека как разумного существа,стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условиячеловеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора ипредъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественноограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себякак члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявленийдуховной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, восознанном желании служить Отечеству.

 

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Вовремя занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания,самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность инеобоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. Врезультате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средствуразвития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочныхупражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятияхприменяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательнодля младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой всложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шениязадачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важноекачество, как осознание собственныхдействий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах прирешении задач любой трудности.

На каждомзанятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверкарешения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которыххорошо разви­ты мыслительныепроцессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей можетпроисходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

Наиндивидуальных занятиях используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могутпочувствовать уверенность в своихсилах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решатьуспешно).

   Ребенок на этих заняти­яхсам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнятьпредлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельностисменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются втечение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менееутомляемой.

   В процессе выполнения каждого задания   происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается накаком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

   задания на развитие внимания;

   задания на развитие памяти;

   задания на совершенствование воображения;

   задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей,объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типаспособствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­нососредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самыйкороткий путь, ре­шая двух — трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

Участвуя в играх, школьники учатсяпользоваться своей памятью и применять спе­циальныеприемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятийучащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины иопределения. Вместе с тем у детей уве­личивается объемзрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятиеи наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использованиясил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающемзадания геометрического характера;

   дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

   выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

   вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линиюдважды);

   выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

   выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

   деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             — складывание и перекладывание спичек с цельюсоставления заданных фигур.

     Совершенствованиювоображения способствует работа с изографами(слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображениетого предмета, о котором идет речь) и числограммы(предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения вначальной школе является развитие мышления. С этой целью включены задания, которые позволяют на доступном детямматериале и на их жизненном опытестроить правильные суждения и проводитьдоказательства без предварительного теоретического освоения  самихзаконов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатсясравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза,устанавливать связи между понятиями, учатсякомбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формированиеумений работать с алгорит­мическимипредписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:

 1)системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»:через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

 3)принцип«от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объемаматериала;

 5)наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видовдеятельности.

 

       Таким образом, достигается основная цель обучения — расши­рение зоныближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственныйактив, то есть в зону актуально­го развития.

 

Календарно-тематическоепланирование

 

Тема занятия

Дата проведения

Кор-ка

 

1

Что умею, что могу.

Волшебные нити

 

 

2

Волшебные нити

Развитие внимания, логически-поисковые задания

 

 

3

Не верь глазам своим

Развитие внимания, логически-поисковые задания

 

 

4

Сонар

Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания

 

 

5

«Шифровальщик»

Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания

 

 

6

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

 

 

7

Изографы.

Совершенствование воображения, логически-поисковые задания

 

 

8

«Шифровальщик»

Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания

 

 

9

Следопыты

Развитие внимания, логически-поисковые задания

 

 

10

Игралочка.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Тренируем внимание

 

 

11

«Шифровальщик»

Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания

 

 

12

«Шифровальщик»

Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания

 

 

13

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

 

 

14

Изографы.

Совершенствование воображения

 

 

15

Клуб «Шерлок Холмс»

Развитие быстроты реакции

 

 

16

Не верь глазам своим

Развиваем внимание, логически-поисковые задания

 

 

17

Что сначала, что потом?

Тренируем внимание

 

 

18

Сонар

Развиваем слуховую память

 

 

19

Мозговой штурм

Тренируем зрительную память

 

 

20

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Волшебные нити

Совершенствование воображения, логически-поисковые задания

 

 

22

Эстафета

Развитие быстроты реакции

 

 

23

Волшебные нити

Развиваем внимание

 

 

24

Зоркий глаз

Тренируем внимание, логически-поисковые задания

 

 

25

Сонар

Развиваем слуховую память

 

 

26

Волшебное зеркало

Тренируем зрительную память

 

 

27

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

 

 

28

Изографы

Совершенствование воображения

 

 

29

Страна советов.

Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания

 

 

30

Кто самый глазастый?

Развиваем внимание, логически-поисковые задания

 

 

31

Карусель

Тренируем внимание, логически-поисковые задания

 

 

32

«Мы сами с ушами»

Развиваем слуховую память, логически-поисковые задания

 

 

33

Волшебное зеркало

Тренируем зрительную память, логически-поисковые задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет