|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022- 2023 учебный год Предмет: Литературное чтение УМК Перспектива Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, В.Т. Виноградская).Учебник.4класс Учитель: Дондокова С.Ж. Класс: 4 класс Количество часов в классе: 3 час в неделю, 102 ч в год
Тумнин 2022
|
. |
Пояснительнаязаписка
1.1 Нормативно-правовыедокументы
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана всоответствии с требованиями:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Обобразовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с01.09.2020)
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06октября 2009 года № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18 мая 2015 № 507, от 31 декабря 2015 г. №1576, от 11 декабря 2020№712).
3.Примерной образовательной программы начального общего образования,одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общемуобразованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);
4.Программы «Литературное чтение»образовательной системы УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, В.Т. Виноградская,1-4 классы.
5. Устава илокальных актов МБОУ СОШ п.Тумнин
6. Образовательной программы НОО МБОУ СОШ «Поселок Тумнин»;
7.Учебного плана МБОУ СОШ «Поселок Тумнин» на 2022 -2023 учебный год.
1.2 Общаяхарактеристика курса
Литературное чтение — один из основных предметов в начальнойшколе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в егоназвании,— изучение литературно-художественных произведений и освоение речевыхнавыков и умений. Особая роль предмета связана с формированиемкоммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык являетсяосновой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения подругим школьным дисциплинам.
Предмет«Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает уначинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическомчтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова,развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус.Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведенийпроисходит преображение личности учащегося, формируетсянравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходитразвитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскуюкомпетенцию — важное средства самообразования.
Литературноечтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условиядля освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении,доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченныеособенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
· совершенствование навыков сознательного,правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевыхумений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыкачтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
· приобщение младших школьников к чтениюхудожественной литературы и восприятию её как искусстваслова развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтениепроизведений;
· обогащение личного опыта учащихсядуховными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношениечеловека к людям и окружающему миру;
· введениеучащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателяинтереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтениилитературных произведений, навыковработы с книгой и текстом, читательской самостоятельностии познавательной активности при выборе книг
Задачи:
· освоение общекультурных навыков чтенияи понимания текста; воспитание интереса к чтению вкуса и книге;
· помощь в овладении речевой, письменной икоммуникативной культурой;
· воспитание эстетического отношения кдействительности, отраженной в художественной литературе;
· воспитание нравственных ценностей иэстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущностипроизведений.
1.3 Место учебного предмета в учебном плане школы
В 4 классе по учебному плану школы на изучение литературного чтения отводится102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели)
1.4Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Впроцессе восприятия художественного произведения реализуетсядуховно-нравственное воспитание учащихся.
Литературноечтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическимиценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностныхкачеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Совершенствуетсятехника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.
Читаяи анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовымиценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этомиграет эмоциональное восприятие произведения, которое способствуетсовершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоциипозитивно и конструктивно.
1.5Отличительные особенности рабочей программы
Литературноечтение как систематический курс начинается сразу после обучения грамоте и идётпараллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с нимтесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательнаяоснова накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтениехудожественного произведения рассматривается в данном курсе как процессвоображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автораучащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл изначение происходящего. Понимание художественного произведения как искусстваслова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, каквзаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому прианализе художественного произведения работа со словом не сводится к подборусравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения словорассматривается как средство создания художественного образа (природы иличеловека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиесяопределяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основнойсоставляющей содержания курса являются художественные произведенияотечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении снаучно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разныеспособы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнениепроизведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаётусловия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительнойособенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия«культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в теснойвзаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги каккультурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великойдуховно-нравственной культурой России.
1.6Ведущие формы, технологии организации образовательного процесса
Образовательный процесспо литературному чтениюорганизуется с помощьюследующих форм и видов учебных занятий:
урок — место для коллективной работы класса по постановке и решению учебныхзадач;
урок–презентация – местодля предъявления учащимисярезультатов самостоятельной работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
урок-проектирование – место для решения проектныхзадач;
учебное занятие(практикум) – место для индивидуальной работы учащихсянад своими литературоведческими проблемами;
групповая консультация – место, где учитель работаетс небольшой группойучащихся по их запросу;
самостоятельная работаучащихся дома имеет следующие линии:
задания по коррекции знанийи умений послепроведенных диагностических и проверочных работ;
задания по освоению ведущихтем курса, включаяотработку соответствующих навыков,на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
творческие заданиядля учащихся, которыехотят расширить свои литературоведческие знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).
Технологии, используемые в обучении
Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельнойпознавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критическиосмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненныхпроблем. Среди разнообразных направлений педагогических технологий науроках используем:
технология объяснительно-иллюстративногообучения;
технология разноуровневого дифференцированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии;
игровые технологии;
здоровьесберегающиетехнологии;
информационные технологии;
